Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • Открытое занятие по патриотическому воспитанию "российская армия". Открытое занятие по гражданско-патриотическому воспитанию на тему "мы россияне"

Открытое занятие по патриотическому воспитанию "российская армия". Открытое занятие по гражданско-патриотическому воспитанию на тему "мы россияне"

Шапошникова Наталия Геннадьевна, воспитатель ОСР

Беседа «Родина начинается с меня»

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей родине

Задачи:
Формирование у детей образа родной страны;
Воспитание любви к Родине;
Развитие у учащихся коммуникативных навыков;
Сплочение детского коллектива.

Оборудование:

Аудиозапись, карточки с родословным деревом, карандаши.

Ход занятия

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского).

Воспитатель:
Ребята, поговорим мы сегодня на очень серьезную и интересную тему – тему Родины. Как вы понимаете слово «Родина»? (Ответы детей).

Воспитатель:
Правильно. Это место, где человек родился, где живет его семья, это родной город, страна, в которой мы живем.

(Чтение стихотворения З.Н. Александровой «Родина». 4 человека)

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Воспитатель:
Для каждого человека Родина начинается с его родного дома, с семьи.

У вас лежат листы бумаги и карандаши, давайте попробуем нарисовать родовое дерево. О чем оно может нам рассказать?

(Ответы детей)

Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем составить рассказ о семье, используя родовое дерево.

(Рассказы детей. 2 человека)

Воспитатель:
Спасибо, молодцы! Ребята, вы сейчас очень хорошо рассказывали о своих семьях. А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем?

(Ответы детей)

Воспитатель:
Да, ребята, живем мы с вами в огромной, прекрасной стране – России.

(Звучит стихотворение о России. 1 человек)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Воспитатель:
В России, как и в любой другой стране, есть главный город – столица. Какой это город?

А как называется наш город?

(Звучит отрывок стихотворения о Нефтеюганске)

… А вот мосты Нефтеюганские,

Я давно уже соскучился по ним,

Раньше были переправы здесь спартанские,

То по льду, а то паромом, между зим….

Воспитатель:

У нашего города есть свой флаг и герб. Давайте рассмотрим.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель:

«Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает родной очаг и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов. Отечество не выбирают и не ищут, оно даётся судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное родное для тебя место на земле; недаром его ещё называют Родиной-матерью. Знать своё Отечество так же естественно, как знать свою семью и свой род. Но познание это длительно. Оно идёт всю жизнь и требует от человека прилежного труда ума и сердца. Не враз, а постепенно складывается у каждого человека дорогой ему образ Родины».

Для одних Родина – это родные места, отчий дом, для других – друзья и детство, для третьих – история и культура, достойные дела ради пользы и славы Отечества.

В заключении хочется сказать «Родина начинается с меня»

Составил: воспитатель Казакова Г.Н.

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина» , «Отечество» . Воспитывать любовь к своему родному краю, расширять представления о родном крае. Закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе.

  • формировать у детей представление о России как о родной стране
  • формировать уважительное отношение к государственным символам
  • воспитывать любовь к Родине.

Материалы:

Карта России, глобус, изображения президента РФ, герба и флага, наглядно-дидактические пособия, магнитофон, клей – карандаш, лист бумаги, цветные квадратики (белый, красный, синий) , муляж дерева «берёзка»

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия.

Звучит фонограмма песни М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
С чего начинается Родина?..

Воспитатель задает детям вопрос: «С чего начинается Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: вспомните, какие вы знаете пословицы о Родине?

Ответы детей.

Где кто родится, там и пригодится.
Если народ един, он непобедим
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Если вздохнуть всем миром - ветер будет.
Жить - Родине служить

Воспитатель: Почему родную землю называют по-разному?

Родина, Отчизна, Отечество?

Ответы детей.

Воспитатель: об этом задумывались и рассуждали многие. Вот что думал об этом Константин Дмитриевич Ушинский.

Воспитатель читает отрывок из произведения «Наше Отечество» .

Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

К.Д. Ушинский.

Воспитатель задает вопросы: Как называется наша Родина?

Продолжи фразу наша Родина –… (матушка Россия) .
Наша Родина – Россия. А мы живущие в России люди - россияне.
Игра «Какое слово не подходит?»
Родина, родители, росинка, родственники.

Отец, Отечество, отчий дом, отпуск.
Мать, матушка Русь, мастер, мама.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.

Воспитатель показывает детям изображение Российского флага. У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России?

Посмотрите сколько горизонтальных полосок на флаге. Какого цвета верхняя полоска? Средняя? Нижняя?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает игровое упражнение «Собери российский флаг» (Коллективная аппликация)

Воспитатель рассказывает детям почему именно эти цвета у Государственного Российского флага: «Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. «Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет» , - сказал снег, и на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает солнце «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет» , - сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной. Вот какой наш Российский флаг три полосы: белая, синяя, красная»

Воспитатель: Что такое гимн?

Это самая главная торжественная песня нашей страны. Гимн появился намного раньше, чем флаг и герб. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, когда вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей написал слова гимна.

(Звучит фонограмма гимна)

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!




От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Москва – столица России

Воспитатель: В каждой стране есть главный город который называют столицей. В столице живет президент.

Столица России - город Москва. В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь.

По большим праздникам здесь проходят военные парады. Красная площадь очень древняя и красивая.

Герб России

Воспитатель: Однажды, на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» . Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон, какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»

Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну, мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» . Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.

Чтение стихотворения В. Степанова.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Кроме двуглавого орла на гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец.

В озере поселился гигантский змей, пожирающий людей. Узнав это, святой Георгий решил расправиться с чудовищем.

Когда змей показался из озера, Георгий Победоносец, помолился и бросился с копьем на чудовище, пронзив змея.

Подведение итогов занятия.

Что интересного вы сегодня узнали? Что такое гимн? Как называется столица России? Как называют жителей России? Кто изображен на гербе России? Какого цвета Российский флаг?

Открытое занятие по патриотическому воспитанию

«Российская Армия»

Группа, возраст детей, продолжительность: подготовительная к школе группа, 6-7 лет, 30 минут.

Вид занятия: познавательное

Форма проведения: информационный творческий мини-проект.

Цель занятия: вызвать у детей интерес и эмоционально- положительное отношение к Российской Армии через привлечение к диалогу и совместной творческой деятельности на военную тематику.

Программные задачи:

Обучающие:

    расширить представления детей об Армии, её войсках;

    на доступном материале, в совместной деятельности с педагогом, раскрыть такие понятия: великая держава, армия, военные силы, защитники, граница, виды оружий;

    показать детям приёмы организации совместной работы в малых группах, соблюдая общие правила.

Развивающие:

    развивать у дошкольников поисковые умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, умения сопереживания за результаты общего дела;

    развивать коммуникативные умения детей, вовлекая в речевой диалог;

    развивать логику мышления, память при построении предположений.

Воспитывающие:

    воспитывать у детей чувства патриотизма, гордости и уважения к Российской Армии;

    воспитывать чувство любви к своему народу, своей Родине, желание беречь и защищать ее в будущем;

    формировать мотивацию у старших дошкольников к служению в рядах Российской Армии.

Проблемная ситуация: Наша страна имеет необъятные просторы, которые необходимо охранять и защищать. Знаешь ли ты, кто защищает нашу Родину и как? Готов ли ты стать её защитником, когда вырастешь?

Словарная работа: великая морская держава, военные силы (сухопутные, военно-воздушные, военно-морской флот), бескозырка, шлем, бинокль.

Методы организации детей на занятии: фронтально, в малых группах; беседа, диалог; создание проблемной ситуации.

Оборудование:

    проектор;

    слайды: карта России, рода войск, военная форма, вооружение;

    фонограммы: марш Славянки, песни о Советской Армии;

    стихотворенье «На площади парад сегодня…»;

    модели фигурок военных 3-х видов военных сил: сухопутные (пограничники), военно-воздушные (летчики), военно-морской флот (моряки);

    материалы для самостоятельной творческой работы детей: бумажные заготовки элементов военной формы, клей, салфетки;

    макет – панорама «Слава Армии!»;

    костюмы для командиров групп, флаги вооруженных сил;

    цветные фишки для организации малых групп детей.

Предполагаемый продукт мини-проекта:

открытое занятие с оформление макета - панорамы «Слава Армии!»,

игровая ситуация с участием в «Параде вооруженных сил».

Ход занятия

Дети входят в зал под звуки марша «Славянки».

Слайд 1. Поздравительная открытка.

Вводная часть.

Знакомство с детьми (Дети стоят в кругу ).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Что интересного вы заметили во мне (военная форма )? Кто носит военную форму (солдаты, военные) ? А как вы думаете, почему я надела военную форму? (потому что мы будем говорить об армии и солдатах)

Ребята, а где служат солдаты? (в армии)

Правильно ребята, в армии. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

И сегодня, я предлагаю нашу с вами встречу посвятить нашей славной Российской Армии. Вы поддерживаете мое предложение? (Да).

Во время военных действий люди не всегда обращаются друг к другу по именам, иногда военные люди придумывают особые имена – пароль.

Зачем? (Для безопасности ) Давайте, и мы с вами так поступим. Я сейчас выберу жетон, и вы будете с этого момента обращаться ко мне... (Воспитатель берёт жетон, называет себя, просит повторить ее имя- пароль нескольких ребят). А теперь вы можете выбрать себе необычные имена. Возьмите жетоны, назовите себя. Как тебя теперь зовут? А тебя? ...

По этим имёнам мы будем обращаться друг к другу на занятии. А сейчас, займите, пожалуйста, места на стульчиках.

Основная часть

Вступительная беседа.

Слайд 2: карта России. Вы знаете, как называется наша страна? (Россия).

А кто такие солдаты и военные? Что и кого они защищают? (Ответы- предположения детей).

Наша страна – великая морская держава. Почему «великая» (одерживает победы в войнах, никогда не нападала на другие страны, только защищалась )? Почему «морская» (окружена водой, имеет мощный флот) ?

Страна наша могучая, большая по площади, обнесена границами. Кто хочет показать на карте границы нашей Родины (выбрать желающего, нет – показать самой). А для того, чтобы всем жителям нашей страны жилось спокойно и мирно, ее нужно беречь и защищать.

Как вы думаете, кто же охраняет границы нашей Родины? (Ответы детей: танкисты, летчики, моряки, пограничники и т.д.) Да ребята, у военных много разных специальностей. И главная их задача – обеспечить безопасность нашей страны.

Слайд 3. Итог: В вооруженные силы России входят сухопутные войска (пограничники, танкисты, артиллеристы и др.) , военно-воздушные силы (лётчики, десантники, ракетчики и др.) и военно-морской флот (моряки, морской десант).

Слайды: 4, 5, 6: моряк, корабли.

В морях и океанах

От берега вдали,

В дозоре неустанно

Родные корабли.

Перед вами большой десантный корабль. Новейшие боевые корабли могут охотиться за подводными лодками, запускать ракеты и служить аэродромом для самолетов и вертолетов. Правит кораблем капитан. На мостике корабля стоит моряк. Он одет в праздничную форму. Что отличает его форму от других? (Бескозырка называется так, по форме круглая, не имеет козырька в отличие от фуражки. Цвет формы - сине-белый, что конечно связано с цветом моря и неба).

Слайды 7, 8: лётчик, самолёты.

Наши летчики герои

Небо зорко стерегут

Наши летчики- герои

Охраняют мирный труд.

Очень сложная специальность – военный летчик. Военные самолеты и вертолеты очень быстрые и мощные. Они могут летать очень высоко. Почему их так назвали? Они могут нести на себе оружие и военную технику. Управляют этими машинами военные летчики.

Посмотрите внимательно, в чем отличие формы летчика? (На голове шлем. Для чего он нужен - защищает голову от шума, удара. Цвет формы – темно-зеленый) .

Слайд 9: пограничник.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа,

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожат.

Важная и ответственная задача – охрана государственной границы. Днем и ночью, в дождь и жару бдительно несут нелегкую службу пограничники. А помогают им в этом их верные друзья – служебные собаки. Посмотрите на форму пограничника, какая она? (Защитного зеленого цвета, чтобы была незаметной в лесу. Фуражка на ремешке – зачем? Использует в работе бинокль – зачем? На рисунке граната – для чего?).

Обобщение: Как много вы знаете, молодцы! Военных профессий много, мы поговорили о нескольких. Я бы хотела услышать ваше мнение ребята: трудная ли это профессия – защищать Родину? (трудная, опасная, но очень важная и ответственная). Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь службе в Армии? (смелым, умным, находчивым). О смелости и храбрости наших военных пишут в стихах, песнях, слагают пословицы и поговорки.

Я думаю, вы тоже знаете некоторые из них (предлагает детям по желанию сказать пословицы).

Дети предлагают варианты (если дети не называют, воспитатель говорит сам, поясняет их значение) :

«Один в поле не воин»,

«Дружно за мир стоять – войне не бывать»,

«Трудно в ученье – легко в бою»,

«Кто храбр, да стоек, тот десятерых стоит».

Физкультминутка:

А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Наша армия»

На горах высоких

(руки вверх)

На степном просторе

(руки в стороны)

Охраняет нашу Родину солдат

(маршировать на месте)

Он взлетает в небо

(потянуться вверх)

Он уходит в море

(плавательные движения руками)

Не страшит защитнику

Дождь и снегопад

(пальчиками одной руки бить по ладони другой)

Шелестят березы,

Распевают птицы

(руки вверх, наклоны из стороны в сторону)

Подрастают дети

У родной страны

(потянуться вверх)

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

(руку ко лбу, смотреть по сторонам)

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

(руки под щеку, закрыть глаза).

Практическая часть – изготовление фигурок военных

А что если мы с вами применим наши знания и сделаем макет-панораму о нашей доблестной Российской Армии! Хотите? А вот и основа для макета (открывается панорама).

Что здесь изображено (дети называют: небо, море, поле, в небе самолёты, десантники, на море корабли) . Но мне кажется кого – то не хватает на этом макете. Как вы думаете, кого? («солдат», поправить – «моделей военных»)?

Я предлагаю вам такие модели изготовить самим.

Для того чтобы работать было интересно, приятно общаться, можно было помочь друг другу, давайте мы с вами разделимся на группы, или отряды как говорят военные люди.

Задание 1. Деление на группы : на полу разложены жетоны трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные. Возьмите по одному жетону. Что вы заметили (жетоны разного цвета)? Распределитесь на отряды по цвету.

Как вы считаете, нужен командир в отряде? (Если говорят, что нет, воспитатель подводит к мнению, что он необходим: принимать главные решения, организовывать работу, оказывать помощь).

Задание 2. Выбор командира. Как это можно сделать?

Варианты детских ответов: при помощи считалки, договориться, при помощи игры, и др. (Выслушать все ответы детей, обращаясь по имени с жетона, предложить один из вариантов – лучше считалку). Считает один из детей, педагог в это время следит за работой, помогает, если возникнет необходимость. На командиров надеваются элементы формы.

Итог: отряды сформированы, командиры назначены. Необходимо занять свои позиции. У вас на столах выставлены цветные флажки, по цвету такие же как ваши жетоны. Будьте внимательны! Займите свои места за столами, определив их по цвету жетона.

Задание 3. Слайд 9: моряк, лётчик, пограничник. Изготовление модели военного .

Внимание (дождаться полной тишины)! Посмотрите на экран!

Мы будем делать с вами модели военных. На столах у вас заготовки будущих моделей военных, у вас в наборе есть лишние детали. Будьте внимательны и выберите только те, которые имеют отношение к вашей модели. Выполняете работу, пока звучит музыка.

Во время практической работы воспитатель детям не помогает, а мотивирует их на общение, называя детей по вымышленным именам: Ромашка, помоги, пожалуйста, Солнцу; Радуга, подскажи, пожалуйста, Звезде и т.д.

Итог: Итак, ребята, заканчиваем свои работы. Командиры каждой команды расскажите нам, что вы планировали делать, все ли у вас получилось. Все слушают отчёт командира внимательно: дополняют его рассказ, задают вопросы. (Можно показать детям образец вопроса: «Почему вы выбрали форму зеленого цвета?», или задать вопрос ловушку: «Какая красивая на пограничнике бескозырка, правда?»). Сравните ваши работы с образцом. Оцените себя. Молодцы!

Заключительная часть

Задание 6. Слайд 10. Оформление панорамы.

Воспитатель предлагает детям поставить свои модели военных на поле панорамы. Полюбоваться. Оценить себя. Молодцы! Справились с работой.

Что может украсить эта панорама (групповую комнату, музей ДОУ, выставку )? Воспитатель выслушивает все ответы детей, соглашается. Нравится вам наша совместная работа? Я оставляю ее в подарок вам, детскому саду.

Итак, ребята, давайте подведем итог нашего занятия:

Наша страна имеет необъятные просторы, которые необходимо охранять и защищать. Скажите, кто же защищает нашу Родину и как? Готовы ли вы стать её защитниками, когда вырастете? Вам понравилось наше занятие? Спасибо вам за работу, занятие окончено.

Свободно - игровая деятельность по окончании занятия.

Организация парада. Звучит музыка: Марш Славянки.

Ребята, а вы хотите поиграть в парад, побыть солдатами, пройти строем, как ходят военные на площадях страны в праздничные дни? (Если получен положительный ответ, есть желание, соответствующий настрой у детей, им предлагается поиграть). Командиры, постройте свои отряды! (Строятся в колонну по четыре. Маршируют. Под музыку покидают зал).

Организация: ГБОУ ДО ЛНР« Ясли - сад № 19 Звездочка»

Населенный пункт: ЛНР, Свердловский район, пгт. Бирюково

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «По поселку мы идем»

Составила и провела: Лебединская Ирина Владимировна воспитатель старшей группы, ГБОУ ДО ЛНР «Ясли-сад №19 «Звездочка», пгт. Бирюково, Свердловского района, ЛНР.

E - mail : [email protected]

Цель: воспитание интереса и любви к Малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным поселком; воспитание чувства гордости за край, в котором живем; формирование представлений о достопримечательностях поселка.

Задачи:

  • Расширить представление о родном поселке и его особенностях, познакомить с достопримечательностями.
  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
  • Развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.

Материалы: Презентация Power Point о родном поселке, кукла Аннушка, флажки, дидактическая игра «Подбери предметы по назначению», карта-схема родного поселка, корректурные таблицы, фишки.

Предварительная работа : экскурсии по поселку, посещение школы, библиотеки, почты, дома культуры, аптеки, рассматривание фотоальбома «Моя Малая Родина», беседы, чтение стихотворений и разучивание песен о своем родном крае, накопление и систематизирование краеведческого материала и материала по народоведению, организация выставки творческих работ детей «Мой любимый поселок».

Ход занятия

Дети становятся в круг

Воспитатель : Станем рядышком, по кругу.

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

ДОБРОЕ УТРО!

Дети присаживаются не стулья

Воспитатель: Ребята, а теперь покажите какое у вас настроение? Улыбнитесь, друг другу и у всех будет, хорошее настроение. (Дети улыбаются) Вижу у вас все отлично. И с таким прекрасным настроением предлагаю вам, отправится в путешествие по родному поселку. Узнаем о его прошлом, расскажем о настоящем, помечтаем о будущем.

Любое путешествие начинается с выбора маршрута. Для определения нашего маршрута мы будем использовать карту-схему нашего поселка. Сопровождать нас будет как всегда - кукла Аннушка, которая ответит на любые возникшие у вас вопросы.

Воспитатель: чтение отрывка из стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что в поле

Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается

С весенней запевки скворца.

И с этой дороги проселочной

Которой не видно конца.

Воспитатель: Ребята, а что такое Родина?

Ответы детей (край где мы живем; место где родился человек; это дом где живут наши родители)

Воспитатель: Правильно. Родина – это наш дом, наша улица, наш поселок, родной край. Ребята, как вы думаете, почему родную землю называют по разному «Родина», «Отечество»?

(Ответы детей )

Воспитатель: Ребята, есть на свете много стран и земель, но как одна у человека мама – так, одна у него и Родина. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о поселке в котором мы родились и живем. Ведь для каждого из нас он самый любимый, самый красивый. Вы согласны со мной? (Да)

А как называется наш поселок? (Поселок Бирюково).

Название нашего поселка произошло от фамилии Василия Матвеевича Бирюково. Он был первым председателем сельского совета.

Между холмами, на целый десяток километров расположен наш поселок городского типа Бирюково. Еще издали виднеется прекрасный пейзаж. Дома утонули в зелени. Вербы, опустили свои ветви, и тихо купают их в прохладных водах реки Кундрючья, которая разделила поселок на две половины. Ребята, а может кто-то из вас знает старое название поселка? (Слобода Криничная). Верно. Давным-давно наш поселок назывался слободой Криничной, потому что на ее территории было много криниц с чистой родниковой водой.

В настоящее время осталась только одна, которая находится в конце улицы Щетова. Вода в этой кринице считается целебной, полезной для здоровья.

Ну, что ребята, отправляемся в путь. Начнем путешествие от ворот нашего детского сада. Давайте найдем его на карте-схеме. Как называется наш детский сад? (Детский сад «Звездочка»). На какой улице он расположен? (На улице Ленина).

Улица Ленина – это главная улица. Она самая длинная и проходит через весь поселок. Но есть еще много других улиц, каждая из которых имеет свое название. Напомните кукле Аннушке название этих улиц, вспомнив каждый ту, на которой он живет. (Дети передают куклу и называют улицы)

А что еще, кроме нашего детского сада, находится на улице Ленина?

Ответы детей (центральный Дом Культуры, детская библиотека, здание администрации поселка, аптека, участковая больница, магазины, дома жителей поселка).

Воспитатель: Кстати, ребята, наша участковая больница расположена в бывшем поместье графа Петра Васильевича Орлова.

Кирпичный, крытый железом, господский дом сохранился до наших времен. Когда-то его окружал большой сад, у речки был обустроен пруд. Дом Орлова - одно из самых старинных зданий в нашем поселке, и является достопримечательностью. Об этом свидетельствует вот этот значок в виде подковки на карте-схеме.

В нашем поселке есть еще одно старинное здание, которое также отмечено подковкой. Попробуйте сами его отыскать на карте-схеме. ( Храм Святого Митрофания). Верно, Храм святого Митрофания, так же является старинным сооружением, архитектурной достопримечательностью. В нем и сейчас, как много лет назад, ежедневно совершается богослужения.Говорят, сюда на Храмовый день приезжал известный писатель А.П. Чехов, с творчеством которого вы уже познакомитесь в школе.

Ребята, кукла Аннушка, приготовила для вас задания. Вот две иллюстрации с изображением больницы и храма, а также много мелких предметов. Вам необходимо разложить их по назначению. Те предметы, которые используют в больнице - к изображению больницы, а те, которые применяют в храме - к иллюстрации храма.

Д/и «Подбери предметы по назначению»

(Дети раскладывают предметы и обосновывают свой выбор)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно все разложили. Давайте еще раз посмотрим на нашу карту-схему. Кроме значков-подковок, здесь еще есть красные огоньки. Это значки памяти, их тоже два. Давайте попробуем вместе определить их местоположение.

Ответы детей (памятник В.М. Бирюкову – первому председателю сельского совета, памятник Родина-Мать).

Воспитатель : Мемориал Родина-Мать воздвигнут в честь воинов - защитников Великой Отечественной Войны. Вокруг памятника – стелы, на них высечены имена тех солдат-односельчан, которые защищали нашу землю от немецких захватчиков. Каждый год 9 Мая мы с вами приходим сюда, чтобы возложить цветы и почтить их память.

Воспитатель: На нашей карте-схеме есть еще один символ в виде чаши. Он указывает нам место расположения криницы (показывает детям). Когда-то была маленькая слобода, а теперь большой красивый поселок. Давайте расскажем о нем. Наш поселок, какой?

Ответы детей (Наш поселок большой, красивый, уютный, современный и пр.)

Воспитатель: А скажите ребята, за что мы любим свой поселок?

Ответы детей (за то, что мы здесь живем; за то, что здесь мы ходим в детский сад, а потом пойдем в школу; за то, что здесь живут наши родные, друзья, соседи).

Воспитатель : Не только мы любим и гордимся своим поселком. Наш односельчанин Виктор Кириллович Лебединский сложил песню «Родное Бирюково». Предлагаю вам, ее исполнить.

Песня «Родное Бирюково»

1.

Ели здесь не растут вековые,

В два обхвата дубы не шумят.

Нет здесь стройных берез, но люблю я до слез

Над Кудрючей рассвет и закат.

Припев:

Родное Бирюково,

Что есть на свете краше

Твоей неброской красоты.

До боли все знакомо

Здесь жили деды наши -

теперь живем и мы.

2.

Ветер здесь не играет волнами

Паруса на морях теребя.

Но ступи за порог

И степной ветерок

Вдруг овеет с любовь тебя.

Припев.

Воспитатель: Поселок Бирюково расположен в сельской местности, поэтому в основном его жители занимаются сельскохозяйственной деятельностью. Выращивают хлеб, овощи, фрукты. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, овец, свиней, а так же домашнюю птицу.

Еще наш край славится угольной промышленностью. Многие мужчины – горняки, в шахте добывают уголь. Ребята, а где работают ваши родители? (Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы наш поселок был красивым и уютным, мало его, любить нужно о нем еще и заботиться – соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. Что и делают наши односельчане. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим поселком и родным краем.

Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Для этого вам необходимо стать в круг. Взять в правую руку зеленый флажок, а в левую – красный. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите отвечать, используя флажки определенного цвета. Если «можно» поднимаете зеленый флажок, если «нельзя» - красный.

Варианты вопросов:

Рвать цветы на клумбе?

Любоваться цветущей клумбой?

Сажать деревья и цветы?

Бросать фантики от конфет?

Играть на проезжей части дороги?

Кричать, шуметь в общественном месте?

Разговаривать в спокойном, вежливом тоне?

Играть на детской, игровой площадке?

Разорять птичьи гнезда?

Оборудовать кормушки для зимующих птиц?

Воспитатель: Местный поэт Василий Емельянович Матейшин написал много стихов о нашем поселке. Сегодня я прочту одно из них, которое называется «Мой край родной»

Я люблю свой край родной,

Люблю широкие поля, зеленые луга.

Я связан с ним судьбой одной

Как с рекой Кундрючьей берега.

Мне дорог каждый холмик на родной земле,

Люблю простор степной,

И запах весны в журавлином крыле,

И этот небосвод голубой.

Воспитатель: Дети, пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастите, начать можно со слов: «Когда я вырасту…» (Ответы детей)

Воспитатель : Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить и воплотить в жизнь.

Чтобызакрепить все, что вы сегодня услышали, Аннушка, предлагает вам объединиться в пары, подойти к столам, на которых лежат корректурные таблицы и выполнить задания.

(Работа за столами)

Задания к корректурным таблицам.

(Прослушать вопрос, найти ответ-картинку и накрыть фишкой)

  1. Найди картинку, накрой фишкой .

Здание с голубыми куполами

Где проходят концерты и праздники?

Где добывают уголь?

Кого мы поздравляем в День Победы?

2 . Послушай загадку, отыщи отгадку.

Стоит дом

Кто в него войдет

Тот знания приобретет. (Школа)

Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Если кто- то заболел,
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад,
Что же это... (детский сад)

3. Подумай и ответь

Старое название нашего поселка?

Главная улица нашего поселка?

Сколько школ в нашем поселке?

Как называется речка в нашем поселке?

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по поселку. Сегодня мы узнали много нового и интересного о родном крае, Родине. Вместе с куклой Аннушкой прошлись по главной улице Ленина, вспомнили о прошлом, поговорили о настоящем, помечтали о будущем. Доказали, что действительно любим свой поселок. Думаю, что теперь вы вырастите достойными патриотами своей Родины.

CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
  2. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015.

3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

4. Интернет ресурсы


Конспект занятия по патриотическому воспитанию

(для старшего дошкольного возраста)

Тема: «Россия – Родина наша» (итоговое занятие)

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;

Познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;

Продолжать знакомить детей с Белгородской областью; дать представление о том, что Ракитное является частью Белгородской области;

Продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;

Закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);

Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;

Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;

Продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.

Оборудование: карта мира, карта Белгородской области, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); герб посёлка Ракитное; гербы других стран и городов; портрет президента и губернатора Белгородской области; монеты и предметы с изображением различных гербов; рисунки детей по теме: «Мой любимый город».

Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций по заданной теме;

Чтение художественной литературы о родной стране;

Заучивание стихотворений о родной Земле;

Рассматривание семейных фотографий;

Беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый посёлок», «Достопримечательности нашего посёлка», «Я русский Человек»;

Конкурс на лучший рисунок по теме «Мой посёлок».

Ход занятия:

Воспитатель – экскурсовод встречает детей:

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель : - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети : (о родном месте, о нашей Родине,)

Воспитатель : - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. А как называется наша страна, кто знает?

Дети: (Россия)

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети : (это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна)

Воспитатель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Итак, вперед…

Станция №1 «Адрес моей страны»

Воспитатель: мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)

Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение «Наш дом»:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.

Воспитатель: Ребята, а как называем мы людей которые живут в нашей стране? (россияне)

Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны и губернатора Белгородской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (воспитатель уточняет, что их выбрал народ).

Станция №2 «Знаки и символы»

Воспитатель: - вторая наша станция называется «Знаки и символы». Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Герб России»:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Воспитатель: Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)

Воспитатель: Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей)

. Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Флаг России»:

Белый цвет-березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Реб Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Станция №3 «Плясовая»

Воспитатель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские – народные танцы. Все дружно вспоминаем русские – народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский – народный танец

Станция№4 «Мой посёлок»

Здравствуй, Родина моя!

1 реб. Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне,

2 реб. Травы шепчут мне в пути,

Ты скорей, дружок, расти.

Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель: Следующая станция «»Расскажи о своем посёлке». Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки…вы узнаете этот посёлок? (Ракитное).

Воспитатель: Ребята а вы знаете, что у нашего посёлка, тоже есть свой герб?

Ребята рассматривают герб посёлка Ракитное, выясняют его особенность и сравнивают его с гербами других городов:

Санкт-Петербург: два серебряных якоря и золотой скипетр говорят о том, что город стоит на реке, является морским портом; скипетр напоминает о том, что город был столицей Российской империи.

Саратов: город связан с водой, изобилие рыбы.

Петропавловск – Камчатский : особенность природы – три извергающих вулкана.

Ярославль : медведь – лесной край, медведь символ мудрости и силы. Княжеская шапка – корона, повествует о том, что город этот древний.

После этого, воспитатель показывает детям отдельную карту Белгородской области, на которой они вместе находят свой посёлок. Смотрят, какие еще города есть в Белгородской области.

Воспитатель: Ребята, что вы можете рассказать про свой посёлок? Какие улицы вы знаете? Назовите самые любимые места в поселке, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).

При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.

Станция №5 «Моя семья»

Воспитатель: - эта станция называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем посёлке живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Ракитном? (ракитянец).

Станция №6 «Финишная»

Воспитатель: Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы с вами живем?

2. Как называется наш посёлок?

3. На какой улице ты живешь?

4. Что изображено на российском гербе?

5. Как называет людей, которые живут в Белгородской области? В посёлке Ракитное?

6. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

7. Какие города Белгородской области ты знаешь?

8. На каком материке мы живем?

9. Зачем стране нужен флаг?

10. Кто управляет нашей страной?

11. Назови столицу нашего государства?

12. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона», «Родная сторона мать, а чужая-мачеха».

Воспитатель: в заключении позвольте вам прочитать стихотворение «Моя Родина»:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Литература:

Куплет песни «Родная сторона» Ю. Антонова

Лучшие статьи по теме