Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • Посещения патронажной медсестры. Алгоритм патронажа новорожденного, с какой целью и сколько раз он проводится по закону

Посещения патронажной медсестры. Алгоритм патронажа новорожденного, с какой целью и сколько раз он проводится по закону

Дата патронажа 11,03,2001 года, Иванов С. – возврат., Адрес – Ленина 3-2, № участка 5

Анамнез жизни . Ребенок родился от третьей беременности, протекавшей с гестозом II половины, анемией, от вторых срочных родов с асфиксией легкой степени: состояние по шкале Апгар 6 -7 баллов. Масса при рождении 3400, рост 52 см. Закричал через 1 минуту. К груди приложен в родблоке. Период новорожденности протекал без особенностей, гнойничков не было, пупочная ранка зажила в 3 недели. В весе прибавлял хорошо.

Физическое развитие. Данные последней антропометрии в …месяцев

Мф - Рф - Окр.гол. - Вывод:

Мд - Рд - Окр.гр. –

(Мф -масса фактическая, масса долженствующая, Мр -масса при рождении,

Рф- рост фактический, Рд- рост долженствующий, Рр- рост при рождении)

Динамика НПР

Головку держит с … (2 мес.), улыбается с … . Узнает маму с … (3 мес.), переворачивается с … (3-4 мес.), сидит с … (6 мес.). Стоит с поддержкой и делает шаги с … . Первые зубы с … (6-7 мес.).

Вскармливание. С 2-х месяцев из-за гиполактации переведен на смешанное вскармливание, с 3-х месяцев, фруктовым пюре с …мес. (4 мес.), творогом с …мес. (5 мес.), желтком с …мес. (6 мес.), растительным маслом с … мес. (4-5 мес.). Первый прикорм введен с … мес. (5 мес.) чем … (овощное пюре), второй прикорм с … (с 6 мес. Каша). Сейчас в меню введены следующие блюда … . Блюда прикорма и коррекции переносил нормально.

Рекомендации по уходу и закаливанию соблюдают: коротко сведения о массаже, гимнастике, прогулках, воздушные ванны с … мес. (с 2-3 недели) по … минут, влажные обтирание не проводят (с 7 мес. начиная с 36° снижать до 24-25°). Перенес 2 раза ОРВИ, наблюдается у невропатолога с диагнозом: Гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС.

Жалоб на день осмотра нет.

Осмотр: t° - 36,5. Состояние удовлетворительное, самочувствие хорошее, активный, сон, аппетит не нарушены. Кожные покровы и слизистые чистые, слегка бледные. Упитан средне. Головка нормальной формы, Б/Родничок… _размер), края плотные. Грудная клетка не деформирована. Зубов… (N…). ЧДД … (N). ЧСС … (N).

Стул обычный, мочеиспускание не нарушено.

Оценка НПР

Что должно быть Что у ребенка

Умения и навыки

Речь понимаемая

Речь активная

Выводы:

1. Практически здоров (диагноз: гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС);

2. НПР – соответствует возрасту, опережает, задержка темпового развития;

3. ФР гармоничное при средних показателях (при высоких – дисгармоничное и т.д.);

4. Вскармливание искусственное правильное.

1. Режим:…. (сон …раз, кормление …раз);

2. Прогулки …раз, продолжительность …;

3. Купание … раз в день;

4. Массаж и гимнастики комплекс №… .

5. Воздушные ванные … минут.

6. В зависимости от возраста методы закаливания водой с указанием t° воды;

ПАТРОНАЖ (франц. patronage покровительство) - форма организованной профилактической работы, осуществляемая в домашних условиях нек-рыми лечебно-профилактическими учреждениями (женскими консультациями, поликлиниками, диспансерами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами и др.).

Наиболее распространен П. в учреждениях охраны материнства и детства (см.). Его целью является охрана здоровья беременных женщин, матерей и детей. П. определенной категории психически больных предусматривает долечивание их в условиях семьи, производственно-трудового коллектива (колхоза) под постоянным контролем леч. учреждения, а П. инф. больных и реконвалесцентов - предупреждение рецидивов, осложнений и распространения инф. болезни.

П. в специализированных диспансерах (онкологических, туберкулезных, наркологических и др.) имеет целью контролировать соблюдение больными рекомендованного режима.

Особой формой П. является оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным, инвалидам войны и труда; он осуществляется об-вами Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).

История

В дореволюционной России П. детей был впервые организован при детских консультациях в Москве, Петербурге, Киеве и нек-рых других крупных городах, но он не мог оказать существенного влияния на улучшение здоровья детей, т. к. сеть детских консультаций была незначительной (см. Консультация). П. беременных в СССР в ограниченных размерах впервые начал проводиться в 20-х гг. После издания Наркомздравом СССР в 1933 г. «Инструкции о работе консультаций для женщин» он стал обязательным элементом работы женских консультаций.

Наблюдение за инф. больными и контактировавшими осуществлялось еще в далеком прошлом. Оно носило характер поверхностного медосмотра и являлось частью примитивных противоэпидемических мероприятий. Более глубокое содержание в это понятие было вложено в период широкого проведения общегосударственных мер по борьбе с инф. болезнями в СССР в 1917-1935 гг. Начиная с 50-х гг., обязательным стало наблюдение за реконвалесцентами после перенесенных инф. болезней. Однако роль П. инф. больных постепенно сократилась и к началу 70-х гг, он был заменен диспансерным наблюдением за инф. больными и реконвалесцентами, которое осуществляют кабинеты инфекционных заболеваний (см.) поликлиник. В начале 20-х гг. в СССР вместе с созданием сети противотуберкулезных диспансеров (см. Диспансер) была разработана система П. туберкулезных больных.

П. психически больных впервые возник в 16 в. в г. Гееле (Бельгия) и во второй половине 19 в. в виде колоний посемейного призрения распространился почти во всех странах Западной Европы. В России П. психически больных впервые был организован H. Н. Баженовым в 1886 г. в Рязанской психиатрической б-це («у ворот больницы»); он заключался в расселении больных в близлежащих к психиатрической б-це местностях, что обеспечивало оказание им регулярной медпомощи и возможность в случае необходимости своевременного помещения обратно в б-цу. Однако просуществовал он недолго и под давлением консервативных членов земской управы был вскоре закрыт. В 1892 г. H. Н. Баженов вновь создает П. в селе Семеновском под Москвой. В 1893 г. П. психически больных был организован в Екатеринославской, в 1898 г.- в Нижнегородской (в г. Балахне - по инициативе П. П. Кащенко) и в Воронежской губерниях и получил всеобщее признание не только в качестве средства разгрузки психиатрических б-ц, но и как мера, имеющая определенное терапевтическое значение для больных, длительное пребывание к-рых в психиатрических б-цах приводит к развитию так наз. больничного слабоумия.

В годы первой мировой, а затем гражданской войны П. психически больных почти повсеместно прекратил свое существование. Позднее в ряде мест он был восстановлен. В 1954 г. были регламентированы основные организационные формы П. и обязанности психиатрических (психоневрологических) учреждений и семей или колхозов в отношении патронируемых больных, установлена сумма вознаграждения за патронирование психически больных.

По мере развития советского здравоохранения, создания мощной базы леч.-проф. учреждений особо широкое развитие приобрел П. беременных женщин, матерей и детей. В городах, рабочих поселках П. беременных женщин, матерей, детей осуществляется детскими, женскими консультациями и поликлиниками, а в сельской местности - центральными районными, районными и участковыми б-цами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами. Его проводят врачи, фельдшера, медсестры, акушерки (на фельдшерско-акушерских пунктах, как правило, одним лицом - фельдшером или акушеркой) гл. обр. по участковому принципу.

Более совершенные организационные формы разработаны и для П. психически больных, к-рый осуществляется психоневрологическими диспансерами (внеболь-ничный П.) и психиатричеокими (психоневрологическими) б-цами (больничный П.). П. одиноких и престарелых больных, инвалидов войны и труда возложен на патронажных медсестер об-в Красного Креста и Красного Полумееяца.

П. в социалистических странах организуется по аналогичному принципу. В капиталистических странах П. проводится в ограниченных размерах, имеет преимущественно сан.-просвет, характер, осуществляется государственной мед. службой или благотворительными и частно-капиталистическими организациями (страховыми компаниями).

Патронаж беременных

Патронаж беременных имеет целью обеспечить благоприятное течение беременности, родов и рождение здорового ребенка. Он способствует соблюдению правил личной гигиены беременной женщиной, улучшению сан.-гиг. условий в быту, проведению оздоровительных и профилактических мероприятий в семье. П. является частью диспансерного метода наблюдения (см. Диспансеризация), проводится планово, а в случае возникновения осложнений в течении беременности осуществляется также и вне плана. Патронажную работу выполняют участковые акушерки женских консультаций, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерско-акушерских пунктов, медсестры детских поликлиник под руководством и контролем врача.

Первое посещение беременной женщины на дому акушерка проводит в начале беременности, при этом она выясняет условия труда и жизни беременной, дает советы по улучшению гиг. обстановки дома, исходя из конкретных условий, выясняет состояние здоровья окружающих и взаимоотношения в семье, проводит беседы о личной гигиене, режиме труда и отдыха, рациональном питании, разъясняет советское законодательство по охране прав и здоровья женщин (в случае необходимости акушерка обращается к юристу женской консультации, к-рый оказывает практическую помощь в решении вопросов, волнующих женщину). Все советы и рекомендации акушерка вносит в тетрадь работы на дому патронажной медсестры (патронажный лист) для последующей проверки их выполнения. При повторных посещениях акушерка измеряет АД у беременной женщины, выслушивает сердцебиение плода, определяет его положение, дает советы о ношении бандажа, о подготовке молочных желез к кормлению ребенка и др. В случае жалоб, выявления осложнений или при подозрении на осложнение беременности (отеки, повышение АД, неправильное положение плода и др.) она приглашает беременную в женскую консультацию или сообщает об этом врачу, к-рый решает вопрос о возможности лечения беременной на дому или необходимости ее госпитализации. В последнем случае акушерка контролирует своевременность поступления женщины в стационар и продолжает активное наблюдение после выписки ее домой. Успех патронажной работы во многом зависит от умения установить и поддерживать с беременной женщиной оптимальный психологический, этический и деловой контакт.

Патронажные посещения проводятся и в тех случаях, когда беременная по каким-либо причинам не посещает консультацию с целью проверки состояния своего здоровья (беременная женщина должна посещать консультацию в первой половине беременности 1 раз в месяц, с 21-й нед. - один раз в 3 нед.; с 32-й нед.- 1 раз в 2 нед., с 37-й нед. до конца беременности - каждую неделю), а также если женщина пропускает занятия по физиопсихо-профилактической подготовке к родам в консультации. Акушерка выясняет причину пропуска и назначает другой день занятий. В нек-рых случаях (дальность расстояния до женской консультации, многодетность) акушерка проводит индивидуальные занятия на дому, обращая особое внимание на необходимость воспитания у беременной положительных эмоций и уверенности в благоприятном завершении родов для нее и ребенка. Желательно на занятия по подготовке к родам приглашать мужей, где они могут ознакомиться с физиологией беременности и родов и значением физиопсихопрофи л актической подготовки для благоприятного течения беременности и родов. Особое значение П. имеет в сельской местности, где акушерка не только посещает беременных, но и активно их выявляет.

В процессе П. участковая акушерка проводит сан.-просвет, беседы и рекомендует или выдает во временное пользование женщинам соответствующую популярную литературу (брошюры, листовки, памятки). Участковая медсестра детской поликлиники посещает на дому будущую мать по получении сведений о беременности из женской консультации и в конце беременности. Педиатр проводит дородовой П, только среди беременных с неблагоприятным течением беременности или с отягощенным акушерским анамнезом. Родильница, не посетившая консультацию через 2-3 нед. после родов, также подлежит П.

Патронаж детей

Патронаж детей - систематическое, непрерывное, активное наблюдение за развитием детей раннего возраста (до 3 лет) и за ослабленными детьми, независимо от возраста. Его проводят врачи-педиатры и участковые медсестры, начиная с дородового П. Патронажная медсестра педиатрического участка детской поликлиники должна осуществить дородовой П. в течение 10 дней после получения сведений о беременной из женской консультации. Второй раз медсестра посещает на дому будущую мать на 32-й нед. беременности. Она проверяет, как подготовлена семья к появлению ребенка, есть ли все необходимое для ухода и воспитания грудного ребенка, проводит беседу об особенностях поведения и развития новорожденного. После выписки из родильного дома врач-педиатр и медсестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 2-3 дня. Если в семье родился первый ребенок, это желательно сделать в первый день. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца после рождения. Участковый врач-педиатр на первом месяце жизни ребенка посещает его на дому 3-4 раза. Особое внимание при этом обращается на активность сосания, состояние пупочной ранки, кожных покровов, слизистых оболочек и др. Большую помощь участковому вра-чу-педиатру при первом посещении ребенка оказывает подробная история развития ребенка (см.), составленная в родильном доме.

Желательно, чтобы первичный П. проводил врач-педиатр совместно с медсестрой, к-рая обрабатывает пупочную ранку новорожденного (если это необходимо), выполняет другие назначения врача, получает указания по наблюдению за ребенком в дальнейшем. Матерям объясняют правила кормления ребенка грудью, туалета новорожденного, пеленания, купания, дают рекомендации, касающиеся режима, ухода за новорожденным, начала прогулок и др. Врач-педиатр на основании осмотра ребенка оценивает функц, состояние его органов и систем, особенно нервной системы, выявляет имеющиеся аномалии развития. Все полученные данные фиксируются в истории развития ребенка. Участковая медсестра свою работу фиксирует в тетради работы на дому - патронажном листе. При последующих посещениях медсестра отмечает в патронажном листе выполнение советов матерью и вносит новые предложения и рекомендации. Участковый врач-педиатр периодически проверяет записи медсестры и выполнение рекомендаций матерью.

Близнецы, недоношенные, дети, родившиеся с большим весом тела, с внутричерепной травмой, а также у матерей, страдавших патологией беременности и родов, относятся к группе риска и должны находиться под особым наблюдением врача.

Дети первого и второго года жизни наблюдаются по системе активного П. В возрасте 1 мес. ребенок должен быть осмотрен в детской поликлинике в специально отведенный для приема детей раннего возраста день. В дальнейшем здоровых детей наблюдают участковый врач-педиатр и патронажная медсестра 1 раз в месяц до 1 года жизни. Во время этих посещений следят за динамикой веса тела, роста, окружности груди, головы, становлением нервно-психического развития ребенка. С учетом полученных данных и состояния ребенка врач-педиатр дает рекомендации по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и др. В истории развития ребенка делаются записи о проведенных профилактических прививках, о перенесенных инфекционных и других болезнях.

В возрасте до 3 мес. детей должен осмотреть хирург с целью выявления врожденных заболеваний, гл. обр. дисплазии тазобедренного сустава.

В конце первого года жизни врач-педиатр составляет эпикриз, в к-ром дает оценку состояния здоровья ребенка, его физического и нервно-психического развития, отражает характер вскармливания, данные о перенесенных заболеваниях, сведе-дения о специфической профилактике рахита, проведении массажа и гимнастики, намечает план наблюдения, а если нужно, и оздоровления на втором году жизни.

Участковый врач-педиатр и патронажная медсестра наблюдают ребенка второго года жизни 1 раз в квартал с проведением антропометрических измерений. Один раз в год ребенка с профилактической целью осматривает жгоматолог. Ребенку 1 раз в год делают анализ крови, мочи, кала на яйца глистов. Врач-педиатр дает подробное заключение о состоянии здоровья ребенка в возрасте двух лет, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие.

На третьем году жизни ребенка врач-педиатр осматривает его с профилактической целью 1 раз в 6 мес., одновременно проводятся антропометрические измерения. Патронажная медсестра наблюдает ребенка 1 раз в квартал. Один раз в год ребенка осматривают офтальмолог и стоматолог, кроме того, ему делают анализы крови, мочи, кала. Основное внимание на втором и третьем году жизни ребенка уделяется организации режима, проведению закаливающих мероприятий, гимнастике в соответствии с возрастом, рациональному питанию.

В конце третьего года жизни ребенка врач подводит итоги: оценивает состояние здоровья, динамику его физического и нервно-психического развития за этот период, составляет план оздоровления и лечения (по показаниям).

Патронаж больных туберкулезом

Особенностью П. больных туберкулезом является проведение профилактической, лечебной и воспитательной работы в очагах туберкулезной инфекции не только на дому, но также на производствах, в учреждениях и детских коллективах. П. осуществляется средним медперсоналом противотуберкулезного диспансера регулярно в течение длительного времени в связи с тем, что больной туберкулезом считается заразным на протяжении 2 лет после прекращения им бацилло-выделения. Работа в очаге проводится по плану, составленному врачом в зависимости от степени опасности очага, занесенному в карту участковой сестры (патронажную карту). Основная цель П. - оздоровление очага - достигается как осуществлением общих гиг. мероприятий (мытье и обеззараживание предметов, окружающих больного, р-рами хлорамина и хлорной извести, содержание помещений в чистоте, их регулярное проветривание) , так и привитием больному правил личной гигиены, правильного поведения дома, на1 работе, на улице. Важное значение П. состоит в контроле за осуществлением назначений врача относительно режима и лечения и выполнением предписанных лечебных мероприятий, а также в обучении членов семьи больного правилам предосторожности и профилактики, особенно лиц, ухаживающих за тяжелым бациллярным больным. Большая работа в порядке П. проводится по наблюдению и систематическому обследованию членов семьи, постоянно контактирующих с больным, особенно детей. Сразу же после выявления у больного открытой формы туберкулеза члены семьи берутся на учет противотуберкулезного диспансера, данные их обследования, сведения о противотуберкулезных прививках, сделанных детям, заносятся в патронажную карту. Важным элементом П. является проведение сан.-просвет, работы с больным и членами его семьи.

П. на производстве предусматривает учет и лечение больных туберкулезом, работающих на данном предприятии, регулярные профилактические осмотры лиц, особенно находящихся в непосредственном контакте с больными туберкулезом. В порядке П. осуществляют также охрану интересов больного на производстве, решают вопрос о его трудоустройстве, следят за соблюдением инструкций, согласно к-рым не допукаются к работе в пищевых и коммунальных предприятиях, детских дошкольных, школьных и других учреждениях больные туберкулезом с активным бацилловыде-лением.

Патронаж психически больных

Патронаж психически больных предназначен для больных, к-рым дальнейшее пребывание в закрытых леч. учреждениях не показано, но в силу психической несостоятельности они не могут включиться полностью в обычную жизнь. Целью П. является долечивание психически больных во внебольничных условиях.

В связи с появлением нейролептических средств и интенсивным развитием социально-реабилитационного направления в психиатрии (см. Реабилитация) П., особенно в сельской местности, придают большое значение как организационной форме внебольничной психиатрической помощи, предоставляющей наиболее благоприятные возможности вовлечения больных в разнообразные трудовые процессы в условиях здоровой окружающей среды. П. организуется при психоневрологических и психиатрических учреждениях и может осуществляться в семье больного, в чужих семьях отдельными лицами и производственно-трудовыми коллективами (колхозами).

Выбор колхозов и семей, в к-рые могут быть помещены больные, направление их на П. и снятие с П. производится патронажной комиссией, состоящей из гл. врача психоневрологического или психиатрического учреждения, врача, осуществляющего функции заведующего П., и лечащего врача.

Договаривающиеся стороны заключают патронажный договор (соглашение), предусматривающий вза^ имные обязательства психоневрологического или психиатрического учреждения и патронирующих лиц или колхоза в отношении больных, помещаемых на П.

Помещению на П. не подлежат беспокойные больные, опасные для себя и окружающих, склонные к бродяжничеству, или же слабые, неопрятные больные, а также страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями или заразными болезнями (туберкулез, сифилис и т. д.). Запрещается перевод на П. больных, находящихся на принудительном лечении.

Наблюдение за больными, патронируемыми в семьях, их лечение и содержание осуществляется путем регулярного посещения (не реже одного раза в 3 мес.) на дому участковыми психиатрами и средним медперсоналом психоневрол, диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов. В сельской местности, где на колхозный П. помещаются иногда значительные группы больных, для наблюдения за ними, осуществления мероприятий по социально-трудовой реадаптации психиатрическим учреждением, как правило, психиатрической б-цей, выделяется специальный медперсонал.

Больной находится на П. до изменения его психического состояния; при ухудшении состояния его переводят в соответствующее стационарное леч. учреждение, а при улучшении он может быть снят с П.

Библиография: Белова А. П. Организация медицинской помощи детям в условиях крупного города, JI., 1978; Бойцова О. С. Организация амбулаторнополиклинической помощи детям, М., 1978; Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, М., 1977; Дорошенко К. Г., JI e х-те р А. М. и П ь я н ы х А. М. Кабинет инфекционных заболеваний и противоэпидемическая работа на врачебном участке, Томск, 1976; E p e н к о в В. А. Медицинский работник и больной, с. 60, Кишинев, 1976; Методические указания по работе врача кабинета инфекционных заболеваний, сост. А. Ф. Подлевский, JI., 1971; Новгородцев Г. А., Д e м-ченков.а Г. 3. и Полонский М. JI. Диспансеризация населения в СССР, с. 100 и др., М., 1979; Практическое акушерство, под ред. Я. П. Сольского, с. 15, Киев, 1976; Реформатский H. Н. Семейное призрение душевнобольных в России и за границей, Спб., 1907; Серебрякова 3. Н. Организация психиатрического патронажа и перспективы его развития в СССР, М., 1965, библиогр.; Справочник по акушерству и гинекологии, под ред. JI. С. Персианинова и И. В. Ильина, с. 8, М., 1978.

И. В. Шаткин; В. П. Бисярина (пед.), Г. С. Клочкова (фтиз.), В. В. Кочемасова (ак.), 3. Н. Серебрякова (психиат.).

После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение первых трех дней после выписки из родильного дома участковый врач и медицинская сестра выполняют первый патронаж к новорожденному. Дети с факторами риска, врожденными аномалиями и заболеваниями, недоношенные или переношенные, а также первый ребенок в семье должны быть осмотрены в первый день после выписки из родильного дома.

Как проходит первый патронаж новорожденного?

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. В обменной карте содержатся

  • сведения о беременности и родах,
  • состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар),
  • основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки),
  • группа здоровья
  • и группа риска.

Объективное обследование dj время первого патронажа новорожденного проводится по системам: кожные покровы, поза, голова, грудная клетка, живот, гениталии, конечности, нервное и психическое развитие. Инструктаж родителям проводят по вопросам ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Детскую кроватку следует поставить в светлом месте комнаты, но не на сквозняке. Новорожденного кладут в кроватке на бок, без подушки.

Купание производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания – 10мин. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства.

Утренний туалет – каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза – от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами, смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание – важный момент ухода при первом патронаже новорожденного. Рекомендуют свободное и широкое пеленание. Для свободного пеленания ребенку надевают распашонку с зашитыми рукавами. Ноги укладывают в пеленку.

Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию новорожденного. При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси.

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

Как происходит второй патронаж к новорожденному?

Он осуществляется на 14-й день жизни ребенка второй патронаж к новорожденному. Его цель –

  • повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья,
  • контроль выполнения рекомендаций,
  • ответы на вопросы матери в связи с возникшими проблемами,
  • инструктаж.

Базовые обследования новорожденного в ходе второго патронажа

При сборе анамнеза необходимо выяснить вопросы

  • вскармливания,
  • режима дня,
  • поведения новорожденного.

Объективное обследование проводится поэтапно. При втором патронаже к новорожденному необходимо оценить, как ребенок прибавляет в массе. Если бывают срыгивания, то следует объяснить матери, что у детей до 1 года имеется физиологическая недостаточность в работе сфинктерного аппарата желудочно-кишечного тракта.

При заглатывании воздуха во время кормления ребенка следует подержать вертикально 10 мин после кормления. Если срыгивания упорные, постоянные, бывает рвота фонтаном, ребенок плохо прибавляет в весе, то его необходимо обследовать в стационаре.

С двухнедельного возраста у детей могут возникать схваткообразные боли в животе (колики), что обусловлено адаптацией ЖКТ к новым условиям жизни. Это проявляется внезапным беспокойством ребенка.

Мать обязана сообщить о таких симптомах участковому врачу, который оценивает, являются ли данные изменения функциональными отклонениями или обус-ловлены органической патологией.

Массаж, гимнастика для новорожденного и их место в инструктаже при втором патронаже

Инструктаж проводится матери о значении массажа и гимнастики для новорожденного. Массаж и гимнастику подключают к закаливающим и оздоровительным мероприятиям.

Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. На начальных этапах массаж должен быть легким, из всех приемов применяют преимущественно поглаживание, так как оно способствует расслаблению мышц.

Первое упражнение: ребенок лежит на спине, мать дает ему ухватиться руками за свои большие пальцы, затем разводит руки новорожденного в стороны и сводит их вместе, скрестив на груди. Упражнение помогает расслабить мышцы грудной клетки и плечевого пояса.

Второе упражнение: ребенок лежит на спине, мать поднимает его руки над головой и опускает через стороны вниз. Упражнение расслабляет мышцы плечевого пояса, верхних конечностей.

Третье упражнение: ребенок лежит на спине, мать берет его за голени и плавно пригибает колени к животу, затем разгибает ноги. Упражнение расслабляет мышцы ног, помогает ребенку освободить кишечник от газов.

Четвертое упражнение: ребенок лежит на животе, мать подпирает ступни ребенка руками, это заставляет малыша выпрямлять ноги и ползти вперед (рефлекторное ползание). Упражнение способствует развитию мышц ног, рук и спины.

Для воспитания и развития зрительного сосредоточения новорожденного над кроваткой на расстоянии 40–50см от лица подвешивают игрушки.

Как проходит третий патронаж новорожденых?

Он проводится на 21-й день жизни ребенка третий патронаж к новорожденному. Его цели:

  • наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием,
  • проведение санитарно-просветительной работы,
  • лечение выявленных отклонений в развитии.

Главные обследования во время третьего патронажа

При обследовании новорожденного необходимо обратить внимание на его поведение, самочувствие, реакцию на окружающую обстановку. В динамике оценивают показатели массы тела, роста, окружности головы, грудной клетки, состояние большого родничка.

На слизистой полости рта может быть молочница при дефектах ухода за ребенком. Новорожденный на третьей неделе жизни уже может фиксировать взгляд, реагировать положительными эмоциями на ласковое обращение к нему.

Кожные покровы в норме эластичные, бархатистые, розовые, чистые. При наличии гнойничков необходимо лечение на дому при удовлетворительном состоянии ребенка и возможности хорошего ухода.

При состоянии средней тяжести или неблагоприятном санитарно-культурном уровне в семье участковый врач дает направление для обследования и лечения в стационаре.

Область пупка к 21-му дню жизни ребенка должна быть эпителизирована. При гнойном отделяемом из пупочной ранки, гиперемии вокруг пупка следует направить ребенка в стационар.

Для определения состояния новорожденного врач повторно

  • оценивает безусловные физиологические рефлексы (Бабкина, сосательный, хватательный, автоматической походки, ползания),
  • проводит перкуссию и аускультацию легких,
  • сердца,
  • пальпацию живота.

Цели инструктажа при третьем патронаже новорожденных

Врач уточняет в беседе с матерью характер физиологических отправлений у ребенка, дает рекомендации по вскармливанию и уходу за новорожденным, отвечает на вопросы, возникшие у нее на протяжении третьей недели жизни ребенка.

Во время третьего патронажа к новорожденному следует рассказать маме о рахите у детей и подготовить ее к необходимости профилактики этого заболевания, проинформировать о значении ультрафиолетовых лучей, витамина D для жизнедеятельности организма и выписать рецепт для приобретения в аптеке масляного раствора витамина D в профилактической дозе 450 МЕ/сут.

Необходимо рассказать о дефицитных анемиях у детей, значении грудного вскармливания и профилактике анемий. Врач обсуждает с мамой вопросы закаливания организма ребенка и укрепления его резистентности, знакомит с методикой обучения плаванию.

В конце беседы участковый врач приглашает маму с ребенком на прием в поликлинику по исполнении малышу одного месяца, доводит до сведения расписание работы участкового врача и специалистов и сообщает о дне здорового ребенка.

К концу периода новорожденности участковый врач должен составить прогноз состояния здоровья ребенка для первого года жизни. Некоторые дети групп риска могут быть сняты с диспансерного наблюдения и со второго месяца наблюдаться так же, как здоровые дети.

После выписки из роддома у каждой неопытной мамы возникает масса вопросов, связанных с уходом, кормлением малыша и его здоровьем. На помощь им, как правило, приходит старшее поколение, бабушки с удовольствием вспоминают, как правильно пеленать младенца, когда нужно начинать первые купания и как обрабатывать пупочную ранку. Не остаются молодые матери и без квалифицированных консультаций. Когда вы с грудничком обоснуетесь дома, вас обязательно начнут посещать медсестра и педиатр.

Первый патронаж новорожденного — событие очень волнительное, поэтому стоит подготовиться к нему заранее, чтобы не растеряться, не забыть спросить у компетентных специалистов что-то важное для вас . Они будут посещать вас на дому на протяжении года, контролируя темпы развития ребенка и консультируя вас.

Патронаж

Бесплатная служба патронажной помощи создана специально для того, чтобы консультировать молодых мам на дому напротяжении всего первого года жизни младенца. Медсестра или педиатр будут приходить к вам, осматривать младенца, советовать, как ухаживать за малышом, давать рекомендации кормлению грудью или смесью из бутылочки.

Из роддома сведения о родившемся малыше передаются в поликлинику по месту вашего фактического проживания, если же роды происходили в другом городе, вам следует самим сообщить в лечебное учреждение, что у вас появился малыш.

По выписке в течение трех дней медсестра и/или педиатр обязаны вас посетить на дому и провести первичный патронаж новорожденного. Если у дитя есть патологии — то специалисты придут к вам в день, когда вы уедете из роддома.

Первый визит

В первый раз патронажная медсестра может посетить вас вместе с педиатром. Их будет интересовать, как протекала беременность и как проходили роды, сколько баллов у новорожденного по шкале Апгар, какие наследственные заболевания есть у вас в семье. Всю эту информацию медсестра и педиатр собирают для заполнения карты и первичной оценки здоровья вашего малыша.

Патронажная медсестра и педиатр обязаны также оценить и социально-бытовые условия . Поэтому не удивляйтесь и не оскорбляйтесь, когда вас спросят, сколько у вас комнат в квартире и кто с вами проживает. Специалисты также удостоверятся в наличии у вас необходимых для ухода за младенцем предметов, кроватки и прогулочной коляски.

Заранее подготовьтесь к посещению патронажной медсестры. Понятно, что вы не будете знать точного времени и дня ее прихода, но все же у вас должны быть наготове бахилы, чистое полотенце и стул для медработника. Продумайте, в каком месте квартиры педиатр с медсестрой будут осматривать малыша, и подготовьте одноразовые и байковые пеленки.


Первый осмотр

Помимо сбора анамнеза и данных при первом посещении патронажная сестра осмотрит младенца:

  • оценит цвет и состояние кожных покровов;
  • определит размер родничков;
  • оценит правильность формы и размера головы;
  • посмотрит, нет ли родовых гематом;
  • проверит реакцию зрачков на свет и симметричность органов зрения и слуха.

Также патронажная сестра оценит симметричность и форму грудной клетки, живота. Особое внимание специалист уделит степени развития половых органов, положению и двигательной активности конечностей. По позе грудничка оценивается тонус, также при первом посещении проверяется наличие врожденных рефлексов. Медсестра осмотрит зев младенца, отметит правильность строения неба ребенка, прослушает биение сердца и легкие.

Патронажная сестра продемонстрирует вам, как нужно правильно обрабатывать пупочный остаток у детей, и будет проводить тематические лекции при каждом своем посещении, посвященные особенностям ухода за грудничками до года. Она осмотрит вашу грудь, даст рекомендации по грудному вскармливанию и рациону питания кормящей мамы, правильному сцеживанию и гигиене, а также ответит на возникшие вопросы.

Не стесняйтесь ни о чем спрашивать у медсестры, ведь это компетентный человек, который приходит помочь и научить.

Если вы сомневаетесь или не знаете, когда и как лучше купать младенца, или как стричь ему ногти и чистить ушки, с помощью каких средств лучше ухаживать за кожей малыша, — специалист ответит на них подробно.

Дальнейшие посещения

До того, как малышу исполнится 10 дней, вас будут посещать ежедневно педиатр, патронажная медсестра или дежурный врач. Следующие визиты будут проходить реже — специалист придет к вам, когда младенцу будет 2 недели. На 21 день жизни медсестра посетит вас, осмотрит грудничка и назначит дату, когда прийти с новорожденным в поликлинику на полноценный прием. На этом патронаж не завершается: медсестра будет приходить и наблюдать за ребенком до полугода — дважды в месяц. С шести месяцев и до года такие посещения будут производиться один раз в четыре недели.

До года патронажная сестра будет осматривать ребенка на дому, оценивать темпы его развития и консультировать вас в спокойной и удобной для вас с малышом обстановке. Вы можете задавать медработнику те вопросы, которые зачастую некогда или неудобно задать вам в поликлинике, когда приема врача ожидает много детей.

  1. Патронажная сестра может показать вам, как делать малышу легкий профилактический массаж.
  2. Она расскажет, как избавить кожу головы младенца от специфической корочки.
  3. Медработник покажет, как правильно промывать глазки малыша, чистить ушки и носик.
  4. Патронажная сестра может продемонстрировать, как правильно подмывать детей.
  5. Если у малыша определили стоматит или молочницу, она покажет, как правильно обработать ротовую полость ребенка лекарственными средствами.

Патронажная сестра — это своего рода наблюдатель и консультант по уходу за детьми и грудному вскармливанию. Она будет до года сопровождать вас на дому и давать рекомендации. Но медсестра не может ставить диагнозы, а также назначать лечение, поэтому при любых подозрениях на возникновение болезни у младенца вам стоит обратиться к педиатру .

Лучшие статьи по теме