Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • Развивающие игры для ребенка в 1. Игры, которые помогут годовалому малышу познакомиться с миром

Развивающие игры для ребенка в 1. Игры, которые помогут годовалому малышу познакомиться с миром


В первые несколько лет жизни малышам приходится освоить очень многое - от познания мира до умения владеть собственным телом. Благодаря играм с ребенком в 1 год родители помогают малышу справиться с этой задачей. По-другому карапуз пока не может воспринимать информацию. Но играть с ним не так уж просто. Нужно подобрать занятия, интересные для него, иначе он просто не отреагирует на призыв взрослых. Важно учитывать особенности развития малютки этого возраста.

Особенности годовалого ребенка

Главная причина, по которой не стоит пренебрегать играми с детьми 1 года, - удивительная восприимчивость малышей. То, что для взрослых давно стало обыденностью, для них - настоящее открытие. Любой день для них наполнен событиями, а это способствует закреплению знаний и навыков.

Придумывая игры дома или на улице, стоит учитывать, что дети этого возраста склонны к подражанию и делают они это с большим удовольствием. Так что родители должны показывать, как обращаться с тем или иным предметом, как именно играть. Вряд ли в этом возрасте ребенок будет играть самостоятельно. Пока он этому только учится, наблюдая за старшими. Но подобное качество важно использовать, чтобы знакомить кроху с окружающим миром и собственными возможностями.

Также нельзя забывать о том, что ребенок в год еще очень маленький. Не надо требовать от него слишком многого, ставить задачи, с которыми он не может справиться. В результате можно отбить интерес к познанию нового. Если у малыша что-то не получается или он просто не хочет поиграть в определенную игру, то стоит предложить что-то другое. А к неудавшемуся занятию вернуться позже.

Не стоит ждать, что ребенок будет исполнять любую просьбу. Ему интересно выполнить задание взрослого, поэтому он наверняка послушается, если предложить собрать кубики в коробку. Но вполне вероятно, что он опять выбросит их на пол - ведь для него это увлекательная игра. Ни в коем случае нельзя ругать карапуза, лучше переключить его внимание.

Кроме того, годовалый карапуз не способен долго выполнять какое-то действие. Он быстро теряет интерес. Поэтому каждые несколько минут занятия должны меняться. Сколько будет длиться одно, зависит от самого ребенка.

Надо позаботиться о безопасности

Очень важно, чтобы помещение для игр с ребенком в 1 год было безопасным. Скорее всего, малыш уже умеет ходить или вот-вот пойдет. Он теперь передвигается быстро, за ним трудно уследить. Но мышцы еще недостаточно окрепли, да и координация может подвести. Поэтому необходимо позаботиться, чтобы на полу не было проводов, на острые углы можно поставить специальные заглушки, стеклянные предметы унести подальше.

Все материалы для игр должны быть безопасными. Нельзя оставлять малыша одного с мелкими, хрупкими или острыми предметами. Даже если отвернуться только на минутку, кроха может причинить себе вред. В этом возрасте велика вероятность того, что ребенок засунет понравившуюся вещичку в рот, об этом надо помнить при выборе игрушек.

Годовалый малыш действует импульсивно, ориентируясь на свои желания, а не какие-либо правила. Поэтому если мама настаивает на игре с пирамидкой, а кроху заинтересовало что-то другое, то попытки его увлечь вряд будут успешными. Надо постараться исключить отвлекающие факторы, не рекомендуется включать телевизор во время занятий.

Знакомство со свойствами предметов

Остается актуальным вопрос, как играть с ребенком этого возраста. Одна из самых важных задач - познакомить малыша со свойствами различных предметов. Для этого можно использовать самые разнообразные игры.

Для первой игры понадобится несколько кубиков среднего размера. Они могут быть разноцветными - так постепенно малыш выучит цвета. С ними можно проводить следующие действия.

  • Поместить кубики в коробку и потрясти ею, комментируя — «Что это там гремит?». Передать ее ребенку, чтобы он открыл крышку и доставал из нее предметы. Когда емкость опустеет, закрыть ее и потрясти снова, объясняя «Пусто, не гремит».
  • Опустить кубики в высокую коробку и вытряхивать их себе на ладонь по одному, затем передавать крохе. Так будет формироваться осознание последовательности действий. В конце нужно обратить внимание, что коробочка опустела.
  • Показать, как кубики могут взаимодействовать между собой. Для этого нужно построить башню, ставя их друг на друга, или поезд, размещая их рядом горизонтально.

В играх для ребенка в 1 год можно использовать и шарики. Их, так же как и кубики, прячут в коробки и дают малышу доставать. Нужно показывать и их важное свойство - способность кататься. Для этого их просто катят по направлению к крохе. А можно соорудить желоб и спускать по нему, его легко изготовить из картона. Рекомендуется обращать внимание детей, что наверх шарик надо поднимать, а вниз он скатится сам.

Полезными будут игры с пирамидкой. Ребенок узнает, что предметы могут отличаться по величине и цвету. Только выбирать для годовалого малыша нужно пирамидку с устойчивым основанием и большими кольцами. Кончик у стержня не должен быть острым. Играть просто - нужно разобрать пирамидку и предложить карапузу ее собрать. Для него это пока непростая задача, поэтому взрослый сначала показывает, как это делать. Потом можно дать колечко крохе и, направляя его ручку, помочь надеть на стержень. Позже у него начнет получаться самостоятельно.

В год можно показывать малышу карточки с изображениями различных предметов и животных. Также пора читать ему короткие стишки и сказки.

Рекомендуется познакомить малыша с матрешками. Он узнает, что предметы могут быть большими и маленькими, при этом маленькие можно помещать в большие. По этой же причине полезными будут наборы колпачков или стаканчиков разного размера, которые вкладываются один в другой.

Сначала их можно сложить последовательно так, чтобы наверху был самый большой. Затем по одному ребенок будет их снимать. Стоит помочь выстраивать их в ряд, так будет наглядно видна разница размеров. Затем таким же образом собрать обратно.

Не нужно думать, что для развивающих игр для детей 1 года обязательно нужно приобретать множество различных материалов. Многие предметы можно изготовить самостоятельно. Стоит использовать и подручные средства, которые легко найти дома. Ведь ребенок изучает мир, и предметы, которые применяются в быту, ему особенно интересны. Например, пока мама занята готовкой, можно разрешить ему исследовать шкаф. Только надо заранее позаботиться, чтобы там были только безопасные вещи. Все острое и бьющееся надо убрать подальше. Карапуз с интересом будет закрывать кастрюлю крышкой, складывать в нее ложки и доставать их обратно. Можно давать ему чисто вымытые овощи, объясняя при этом их свойства. Такая игра не менее полезна, чем занятие со специальными материалами.

Играть с ребенком нужно и на улице. Если стоит лето, то можно разрешать исследовать траву, палочки, камешки, только надо не забывать вытирать ручки антибактериальной салфеткой. Зимой легко придумать игры со снегом.

Сюжетные игры

В играх для детей в 1 год уже могут присутствовать простые сюжеты. Только не надо ожидать, что малыш их сам придумает. В первый раз взрослый должен продемонстрировать, как игрушки взаимодействуют. Повторить придется не единожды. Например, можно взять плюшевого зайчика и показать малышу, как игрушка прыгает по полянке: «Смотри, это зайка. Зайка прыгает - прыг-прыг». Потом добавить игрушечного медведя: «А это кто? Это же мишка! Он хочет поймать зайку. А зайка прыг-прыг и ускакал». Конечно, игрушки и сюжеты используются самые разные. Герои могут догонять друг друга или подружиться и отправиться пить чай.

Куколок или плюшевых мишек можно кормить и поить из бутылочки, укачивать и укладывать спать. Из кубиков легко построить гараж для машинок, в который они смогут заезжать. Как именно играть с малышом, зависит от фантазии родителей.

Игры с движениями и музыкой

Заботиться нужно не только об интеллектуальном развитии, но и о физическом. Поэтому обязательно должны присутствовать игры, которые побуждают кроху двигаться. Самые простые - с мячиком. Можно показывать, как его бросать или катить друг другу, малыш с удовольствием будет бегать за ним.

Дома полезно будет стимулировать карапуза залезать на диван или под стол за интересной игрушкой. Стоит предложить перелезть через что-то, например диванную подушку. Также рекомендуется давать возможность ходить по наклонной поверхности.

Рекомендуются и игры с музыкой. Для них можно использовать игрушки, которые в зависимости от музыки будут быстро или медленно кружиться в танце. Или танцевать вместе с ребенком, выполняя простые движения. Стоит помнить о склонности малыша к подражанию. Поэтому хорошо не просто побуждать его к действию, а показывать ему, как двигаться. Пройдет не так много времени и карапуз под звуки знакомой мелодии самостоятельно повторит танец.

Уделять внимание надо и пальчиковым играм, так как они способствуют развитию речи. В этом возрасте уже можно попробовать пальчиковые краски, хотя некоторые дети боятся пачкать ручки. Не надо их заставлять. Полезно пересыпать крупу, можно дать специальное тесто - оно мягче пластилина и не токсично. Так что не страшно, даже если малыш проглотит кусочек.

Игры с годовалым ребенком дома или на улице достаточно просты, и регулярные занятия обязательно принесут пользу, малыш будет развиваться гармонично. Ведь именно так он знакомится с окружающим миром, в игровой форме проще усвоить информацию.

Подробности

В этой статье я хочу вам рассказать об играх и занятиях, которые не потребуют больших финансовых затрат и наверняка займут вашего малыша на некоторое время.

1. Рисование

Начните рисовать с ребенком как можно раньше. Да, порой рисование с малышами - это довольно "грязное " занятие, но часто оно способно надолго увлечь ребенка и к томуже отлично развивает творческие способности, мелкую моторику, память, воображение. Для рисования с детьми я использую пальчиковые краски:

Также я готовлю дочкам и сладкие краски.

Мой рецепт:

Крахмал - 1 столовая ложка.

Вода - 0,5 стакана.

Сахарный песок - 1 столовая ложка.

Воду доводим до кипения, добавляем песок и крахмал, перемешиваем и выключаем. Даем массе остыть и подкрашиваем ее пищевыми красителями. Получается вот что:

Рисовать можно чем угодно, подойдут: шоколад, варенье, мелки обычные и восковые...

Используйте для рисования:

Разные поверхности - бумага разной текстуры, фольга, пленка, доска, картон...

Разные материалы - штампы из картофеля и моркови, макароны, ватные диски и палочки, ершик для бутылочек, губки, листья....

Рисуем на листе цветные полоски и кладем его на поднос.

Засыпаем слоем манки и предлагаем детям порисовать:

2. Лепка

Лепить с детьми можно из:

- Пластилина (для первых занятий берите пластилин с пометкой «мягкий»).

- Массы для лепки (ее также называют "тесто").

Сделать такое тесто можно самостоятельно. Понадобятся:

Мука - 1 стакан.

Соль мелкая 0.5 стакана.

Вода - на глаз - чтобы получилось тесто, как на пирожки.

Цветной песок:

Массу для лепки, напоминающую по своим свойствам такой песок легко сделать самим. Для этого необходимо смешать бальзам для волос и крахмал – получается очень нежное тесто, которое можно подкрасить пищевыми красителями.

3.Сенсорные коробки

Маленькие дети обажают возиться с сенсорными коробками с различными наполнителями, а также играть с коробками посвященными отдельным темам.

Вот примеры моих коробочек:

Тематическая коробка «Осень».

Можно создать сказочную коробку. Однажды, мы разыграли сказку про добрую Бабу - ягу и перо Жар-птицы.

А вот наш «пляж».

Кроме того, дети очень любят играть с цветными крупами. Вот наша коробочка с цветным рисом.

4. Игры с наклейками.

Игры с наклейками очень полезны для детей, они развивают мелкую моторику и воображение. В магазине вы найдете огромный выбор наклеек на любой вкус. А начать знакомство с наклейками можно вот с таких листочков - закладок, стоят они недорого.

5. Песочница в домашних условиях.

С песком можно играть не только на улице, но и дома.

Однажды мы попробовали сделать кинетический песок. Возможно, получилось не совсем то, на что мы рассчитывали…но чем не вариант для домашних игр?

Мой рецепт:

Песок мелкий, просеянный - 1 килограмм (можно купить в зоомагазине).

Крахмал - 1 пачка.

6. Игры из подручных материалов.

Не секрет, что иногда ребенку намного интереснее возиться с кастрюлями, чем с некоторыми игрушками. Вот и приходится изобретать…

Подеюсь с вами своими находками простых игр, которые очень нравятся моим детям:

Камушки для аквариума - перебираем, складываем в емкости.

Счетные палочки. Используем аналогично.

Грядка: "земля" - гречка, цветы и овощи из цветной бумаги.

Застежки .

На плотную салфетку я наклеила с помощью супер - клея молнии. Ребенок не теряет интереса к такой игрушке уже 2 месяца.

7. Изучаем животных.

Для изучения животных используйте любые материалы, которые есть дома. Карточки, плакаты, фигурки животных, книги. Я распечатала изображение животных в виде фото 10*15. Для большей надежности их можно заламинировать или обклеить скотчем.

8. Сюжетно - ролевые игры.

Я убеждена, что даже мальчикам необходимо иметь хотя бы одну куклу в его арсенале игрушек. Ведь с помощью обычного пупса можно научить малыша чистить зубки пользоваться ложкой и другим бытовым делам. Кроме того такая кукла поможет ребенку выучить названия частей тела: глазки - нос - рот и т.п.

9. Игры со льдом.

Для таких игр я приобрела множество формочек для льда. Мы регулярно замораживаем различные фигурки,пересыпаем льдинки, трогаем и рисуем на них.

Как видите, стоит проявить немного фантазии и ваши будни с ребенком станут еще интереснее!

Важно : Копирование материалов сайта возможно только при условии указания активной ссылки на сайт. В случае нарушения наших авторских прав мы будем их защищать.

После 1 года малыш активно впитывает информацию, познаёт окружающий мир, учится «по-взрослому» общаться с родителями и окружающими. Важно поддержать стремления ребёнка, направить его энергию в нужное русло, заинтересовать, наполнить жизнь маленького человечка яркими эмоциями.

Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет дома – доступный способ обогатить внутренний мир, расширить кругозор, улучшить речевое и физическое развитие. В каждом разделе описаны полезные, эффективные упражнения различной тематики. Большинство игр проводится с доступным, недорогим инвентарём. Иногда вовсе не требуется ничего, кроме желания помочь перейти малышу на новую ступень развития.

Развитие ловкости, координации движений и укрепления мышц

Всегда показывайте малышу, как выполнять упражнение. Учитывайте уровень физического развития, постепенно увеличивайте степень сложности заданий.

Дорожка

Создайте ограниченное пространство, выложите бордюры для дорожки из кубиков, верёвки, небольших игрушек. Покажите сами, как пройти отрезок пути. Возьмите малыша за руку, проведите по дорожке. Меняйте ширину (от 30 см до 1 метра) и длину пути (сколько позволяет площадь помещения).

Постепенно усложняйте задачу: создавайте повороты, делайте «змейку». Учите ребёнка не сбивать ограждения, ходить внутри дорожки. Для разнообразия покажите, как топать по дорожке на носочках, пяточках, передвигаться прыжками.

Боулинг

Расставьте пластмассовые кегли, лёгкие коробки или кубики, дайте ребёнку мячик, покажите, как его катить, сбивать предметы. Вначале нужен мяч большого диаметра, позже купите предмет поменьше.

Преодоление препятствий

Предложите сыну или дочке проползти под столом, большим стулом. Подайте пример (конечно, ползайте там, где позволяет комплекция). Купите пару фитболов, покажите, как на четвереньках можно ползать вокруг них или между шарами.

Ещё варианты:

  • сядьте на пол, согните ноги в коленях. Пусть маленький спортсмен проползёт под ними;
  • встаньте на четвереньки, выгните спину вверх, как кошка. Ребёнок должен проползти под вами.

Игры с мячом

Занятия всегда вызывают живой интерес:

  • мама (папа) и малыш сидят на полу напротив. Катайте мячик друг другу;
  • возьмите мячик среднего размера, покажите, как бросать на пол. Дайте мяч малышу в руки, повторите то же действие вместе. Теперь попросите ребёнка бросить мяч самостоятельно;
  • купите воздушные шарики, надуйте. Задача: подбрасывать шар вверх, чтобы он не падал на пол. Всегда показывайте, как действовать;
  • меткий стрелок. Понадобится коробка плюс мяч. Задача – бросить мяч в коробку. Меняйте размер мяча и ёмкости, расстояние до коробки.

Попрыгунчик

Начните с простого, постепенно усложняйте задачу. Проследите, чтобы рядом не было острых углов, тяжёлых предметов. Веселитесь от души.

Виды прыжков:

  • возьмите ребёнка под мышки (за ручки), попрыгайте вместе. Напевайте весёлую песенку, например: «Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайка в теремок»;
  • позже покажите, как скачет зайка. «Лапки» впереди, согнуты в локтях;
  • следующее упражнение: поднимите мягкую игрушку над головой ребёнка, пусть попрыгает, достанет её. Знайте меру, чтобы малыш не расстроился, если вы держите мишку слишком высоко.

Зарядка под музыку

Развлечение плюс укрепление здоровья. Делать упражнения под весёлую, ритмичную музыку гораздо интереснее, чем просто под счёт. Занимайтесь с увлечением, чтобы ребёнок понимал: зарядка – это не наказание, а полезное, весёлое дело.

Самый ловкий

Варианты:

  • разложите на полу небольшие предметы с неострыми краями. Задача для ребёнка – пройти от одного края комнаты до другого, перешагивая через небольшие подушки или мячики из газет;
  • положите на полу кольца или обручи так, чтобы малыш мог легко перешагивать из одного в другой. Задача – пройти комнату по цепочке из обручей.

Занятия для формирования речи и навыков общения

Занимайтесь дома, на прогулке, чаще разговаривайте с малышом. Создайте приятную атмосферу, хвалите за достижения, никогда не унижайте сына или дочку, если ребёнок долго не может понять, как выполнять задание.

Проговаривание слов нараспев

Простое, эффективное упражнение для развития речи. Пропойте по слогам: «Мы с Ма – шей и – дём ку – шать. Се – год – ня на о – бед вкус – на – я ка – ша и кот – ле – та». Попросите малышку что-нибудь пропеть, например: «Ма – ша бу – дет ку – шать».

Сказка с повторением

Весёлая игра для развития речи. Вспомните: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ещё: «Тянет-потянет дед репку, да вытянуть не может». Вскоре ребёнок будет повторять слова, фразы за вами.

Кукушка

Полезная игра не только развлекает деток, но и развивает отделы мозга. Проговаривайте «ку-ку» по разному:

  • закрывайте глазки руками, малыш пусть повторяет за вами;
  • закройте личико малыша ладошками, после слов «ку-ку» уберите ручки;
  • прячьтесь за дверью и выглядывайте оттуда после слова «ку-ку»;
  • учите ребёнка прикрывать ваше лицо ладонями, говорить «ку-ку».

Пожалей куклу

Покажите, как качать, кормить, укладывать спать мягкие игрушки, пупсиков, кукол. Купите маленькие кроватки, детские стульчики, столик, чтобы малышу было, где заниматься. Если такого набора пока нет, выделите для игр большой стул, на котором можно обустроить домик для зверей и кукол.

Полезная игра развивает навыки заботы о живых существах. Учите жалеть игрушки, лечить зверюшек, петь им песенки.

Говорим разными голосами

Весёлая, увлекательная игра отлично тренирует речевой аппарат. Спойте песню или произнесите знакомую фразу из стихотворения обычным голосом, потом высоким, затем – низким.

Всегда смешит деток произношение, если придавить нос большим и указательным пальцем (получается гнусавый голос). Разные голоса – эффективное упражнение для ознакомления с речевыми моделями.

Сборы на прогулку

Игра для развития воображения, речевых навыков, умственных способностей. После полутора лет многие детки любят наряжать своих кукол, мягких зверюшек. Предложите малышу взять на прогулку любимую игрушку, но собрать «по-взрослому», с одеждой, обувью, другими полезным аксессуарами.

Задавайте вопросы, развивайте мысль, чтобы ребёнок создавал логические цепочки.

Вот несколько вопросов:

  • Кого ты возьмёшь на прогулку?
  • Что наденет мишка?
  • Какая шапка подойдёт мишке?
  • Что обуть медвежонку на ножки?
  • Что взять, если идёт дождик?
  • Что будет, если мишка пойдёт гулять без носочков и ботинок?
  • Как будешь лечить медвежонка, если он простудится?
  • Чем будем кормить мишутку на прогулке?
  • Какие сладости любит твой медвежонок? И так далее.

Заботимся о близких

Малыш уже умеет кормить своих зверей и кукол? Предложите поухаживать за мамой, папой, сестрой, бабушкой, другими членами семьи. Покажите, что вы устали, случайно ударились об угол, хотите кушать и так далее. В ходе игры ребёнок учится сочувствовать, проявлять заботу.

Совет! Не переигрывайте, сделав вид, что вы ударились. Навзрыд плакать не нужно, иначе ребёнок испугается. Покажите, что вам стало легче после его «лечения», поблагодарите маленького доктора.

Кто что говорит

Подберите карточки с изображениями животных, зверей, птиц. Обязательно добавьте картинку с нарисованным младенцем. Выбирайте большие, чёткие изображения.

Ваши действия:

  • покажите на первую картинку, скажите: «Это корова, она говорит М-у-у-у». Попросите сынишку или дочку повторить, проговорите несколько раз;
  • когда выучен первый персонаж, переходите ко второму и так далее;
  • позже просите, чтобы ребёнок рассказал как можно больше информации о живом существе.

Превращаемся в зверей

Суть:

  • подберите несколько карточек с изображением кошки, собаки, коровы, ослика, курицы и так далее;
  • по очереди доставайте карточки из стопки, изображайте зверя или птицу с картинки;
  • не стесняйте, показывайте малышу пример, просите его продемонстрировать собачку или курочку;
  • вначале выбирайте знакомых животных и птиц, которых ребёнок видел на улице или у друзей (родственников) дома.

Как разводить и как правильно давать детям? У нас есть ответ!

О симптомах и лечении астигматизма глаз у детей прочтите странице.

По адресу узнайте о лечении гемангиомы у новорожденных народными средствами.

Занятия, развивающие определённые навыки

Подберите несколько нескучных упражнений для развития ловкости, понимания понятий «больший – меньший», усидчивости, изучения разных цветов. По ходу игры ребёнок научится строить дом, рисовать, лепить, повторять определённые действия за вами.

Вот несколько полезных, интересных занятий:

  • построение домика, башни, гаража из кубиков;
  • игры с пирамидкой, сравнение колец по цвету и размеру (в годик);
  • рисование пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами;
  • расстановка игрушек (кукол, зверюшек) по росту;
  • лепка из пластилина;
  • выкладывание картин из зёрен кофе (ближе к двум годам);
  • занятия с матрёшкой (ребёнок учится разбирать, собирать, совмещать рисунок);
  • поиск предметов в разных углах комнаты;
  • выкладывание светофора из кружков;
  • описание предметов, которыми малыш пользуется каждый день (зубная щётка, кроватка, ложка, горшок, чашка);
  • сравнение свойств разных предметов. Например, твёрдый кубик – мягкая подушка, жидкий чай – сыпучая соль, лёгкая вата – тяжёлая ложка и так далее.

Многие психологи рекомендуют занятия с конструктором. Игра развивает сразу несколько навыков: усидчивость, воображение, мелкую моторику. Для деток до двух лет подбирайте простой конструктор с яркими, крупными деталями, удобными пазами. Показывайте образец на фото, давайте волю фантазии: пусть малыш сам придумывает предмет, который хочет построить. Помогайте, но не делайте работу за сынишку или дочурку.

Игры для развития воображения и творческие задания

Полезные занятия:

  • придумывайте сказки о любимых игрушках, близких, самом малыше и родителях;
  • предложите несколько картонных коробок, понаблюдайте, как ребёнок их приспособит для игры;
  • вместе сделайте подарок родственникам. Даже в 1,5 годика детки могут использовать пальчиковые краски для создания отпечатка ладошки или цветка из мазков;
  • предложите построить гараж для машинок или домик для кукол из подручных материалов: стульев, коробок, кубиков;
  • поиграйте в туристов. Отлично подойдёт готовый домик из мягкой ткани на жёсткой основе. Деткам нравится «палатка» из покрывала, натянутого над двумя стульями;
  • устройте концерт для папы и других членов семьи. В 2 годика детки могут показать немало забавных движений, спеть простую песенку. Включите весёлые песни, подпевайте, участвуйте в представлении;
  • необычные инструменты. Покажите, как можно сделать барабан из ведёрка (пластмассового, не металлического) и обычной ложки. Чтобы малыш не донимал всех барабанным боем, предложите и «настоящие» инструменты: металлофон, игрушечное пианино.

Подберите несколько игр, понаблюдайте, какие занятия больше интересуют сынишку или дочурку. Не думайте, что в период от года до двух детки ещё мало что умеют, слабо разбираются во многих вещах. Малыш нередко удивляет взрослых своей фантазией и навыками. Полезные, увлекательные игры для деток от годика до двух помогут всестороннему развитию, подарят радость общения с родителями и окружающим миром.

Из следующего видео можно узнать о настольных развивающих играх для детей младшего возраста:

Ваш малыш уже сделал первые шажки, и оказывается, за порогом изученного вдоль и поперек родного дома скрывается целый непознанный мир. В период до двух лет ребенок начинает его познавать, хоть и под пристальным взором родителя, но уже более самостоятельно.

Какие навыки развиваются у ребенка от года до двух?

Физическое развитие

В период между годом и двумя физические возможности ребенка претерпевают колоссальные изменения. Оттачивается навык прямохождения. Постепенно, становясь более уверенным в своих движениях, малыш учится преодолевать преграды: перешагивать через ямки, ходить по траве и камешкам, не падая – ножки у него заплетаются все меньше и меньше. Вскоре, наряду с умением ходить, появляются умения бегать, прыгать, залезать на различные поверхности. Юный альпинист с легкостью забирается на спинку дивана, на горку, шведскую стенку, а потом уверенно сползает обратно.

Развитие речи

Речевое развитие становится уже более осознанным: ребенок переходит к словам и словосочетаниям, а затем и формированию своих первых предложений.

Накопив достаточный словарный запас за первые год-полтора, ближе к двум годам ребенок уже может объяснить, что он хочет, называя действие, обозначая его субъект и объект. Часто в этот период малыш сопровождает свои фразы жестикуляцией.

Развитие сенсорного восприятия, игровой и предметной деятельности

В этот период, наряду с продолжением , через непосредственное взаимодействие с ними, активизируется навык манипуляции предметами.

Ближе к двум годам дети уже способны наделять предметы ролями и разыгрывать сценки из жизни, подражая близким людям или героям любимых мультфильмов и сказок.

7 игр с детьми в возрасте от 1 до 2 лет

Игра для физического и умственного развития малыша

«Мяч – многоборец»

Одной из любимых игрушек ребенка в возрасте от одного до двух лет остается мяч, но спектр игр с участием этой незатейливой игрушки расширяется. Один ребенок будет часами гонять мяч по площадке, изучая взаимосвязь силы удара и скорости движения мяча, а другой станет наблюдать за силой притяжения в действии, бесконечно кидая мяч с горки вниз.

Ближе к двум годам можно начинать играть в «съедобное – несъедобное» в упрощенной вариации. Вы просто называете слово, перекатываете или кидаете мяч малышу и просите его повторить слово, когда он будет возвращать мяч обратно.

Эта ролевая игра развивает речь, фантазию, первые навыки общения у малышей.

«Крошка Енот»

Многие малыши в этом возрасте готовы играть в ролевые игры, манипулируя игрушками, а кто-то уже принимает на себя любимые роли крошки Енота, медсестры, пожарника.

Возьмите игрушки, обозначьте роли. Вы можете разыгрывать сюжет любимой сказки ребенка или ситуацию: поход в зоопарк или в гости на чай, поездку на общественном транспорте. Управляйте каждый своей игровой фигуркой. Задавайте вопросы от лица фигурки, отвечайте на вопросы ребенка, побуждайте его к действиям.

Игра на развитие крупной моторики и речи

Хороводная игра развивает крупную моторику, координацию, чувство ритма, укрепляет эмоциональную связь малыша и родителя.

«Ехал пан»

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Если в игре участвуют несколько взрослых и детей, встаньте так, чтобы ребенок стоял между двумя взрослыми. Если компании нет, то можно играть и вдвоем.

Игра начинается с ходьбы по кругу и распевания слов:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал шагом-шагом-шагом»

После нескольких кругов «шагом» движение хоровода убыстряется. Шаг переходит в легкий бег. Слова тоже меняются:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал рысью-рысью-рысью»

Хоровод движется еще быстрее. Взрослые поднимают малышей за руки так, чтобы те оторвали ноги от пола:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал махом-махом-махом»

Наконец, участники хоровода мягко заваливаются на пол, приговаривая:

«В ямку – бух!
Раздавили сорок мух!»

Повторите игру, кружась в хороводе в обратную сторону.

Добрый день! С вами — Ирина Иванова. Вот и пройден первый значимый рубеж – малышу исполнился год. Ваш ребенок пришел к нему с большими достижениями, многому научился. Он очень нуждается в эмоциональном контакте с главным на этот момент человеком в своей жизни – со своей мамой, стремится к познанию мира.

В год вы не найдете ни одного ленивого или равнодушного ребенка. Но такими могут стать ваши дети, если бестолково тратить драгоценное время только на кормление и уход, если у вас не доходят руки, и не хватает времени на их и воспитание. Помочь в этом смогут развивающие игры для ребенка 1 года, которые не только разнообразят досуг малыша, но и научат его чему-то новому.

Об игрушках для годовалого ребенка

Перечислить то, что нужно иметь в игровом уголке ребенка в год, совсем не просто. Этот малыш очень подвижен, хотя и довольно неуклюж. Ему нужны помощники в развитии движений – мячики, обручи, каталки, тележки, тоннели и дуги для ползания. Маленький мир вашего ребенка ограничен домом и двором или детской площадкой, на которой он гуляет, реже улицей, по которой вы идете вместе с ним.

Если вы хотите, чтобы он лучше ориентировался в окружающем, нужно, чтобы дома были разнообразные игрушки-зверюшки, машинки, наборы детской посуды и мебели, куклы в различной одежде.

Не вываливайте на него этот ворох игрушек, покажите, как можно варить кашу, одевать куклу, катать мишку на тележке или на машине. Каждую игрушку нужно назвать, показать, как с нею играют, и тогда у вас не будет проблемы, чем занять малыша.

Особое место занимает строительный материал (читайте, ), лучше, если он будет деревянным. Башенки и домики из таких кубиков наиболее устойчивы.

Пополните игровой уголок своими руками – оклейте самоклеющейся бумагой коробки разных размеров. Их наверняка много в вашем доме, это хороший материал для различных игр:

  • Открываем и закрываем коробки, подбирая к ним подходящие крышки.
  • Трясем закрытую маленькую коробочку с вложенными в нее мелкими игрушками.
  • Вкладываем мелкие игрушки в специально проделанные в плотной коробке прорези, они проваливаются внутрь, а малыш учится соотносить размер игрушки с отверстием, развивается его мышление.
  • Делаем из коробки домик для мишки и зайки, кроватку для куклы.

«Зачем все это?» — спросите вы, — «ведь полки магазинов ломятся от домиков и кроваток для кукол! Не проще ли купить готовую игрушку?»

Дело в том, что в этом возрасте начинается такой важный процесс для развития мышления, как овладение игрушками-заместителями, когда кубик, например, заменяет ребенку и мыло, и сотовый телефон, и хлеб, и стульчик для собачки. Такой перенос очень полезен для развития мышления малыша, и ваши самоделки очень этому помогут.

Роль пальчиковых игр для развития речи

Если вы хотите чтобы ваш малыш заговорил вовремя – играйте с ним в пальчиковые игры. Зона мозга, отвечающая за движения кисти рук и пальцев, находится там же, где и речевая зона. Развиваете пальчики – развиваете речь. Играйте в эти игры ежедневно, по нескольку раз, детям они никогда не надоедают. Вот некоторые из них:

  • «Сорока-ворона»,
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?»,
  • «Ладушки-ладушки»,
  • «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…»,
  • «На двери висел замок, кто его открыть бы смог…»

Вы легко найдете примеры таких игр на просторах интернета или в книжном магазине. Они легко запоминаются и принесут вашему малышу много радостных минут и огромную пользу.

Чем заняться на прогулке

Хотите видеть своего ребенка физически развитым? Играйте с ним на улице в подвижные игры. Движения на свежем воздухе сделают его ловким, укрепят осанку, станут профилактикой плоскостопия. Количество радостных эмоций, полученных при таких играх, измерить невозможно.

Подвижные игры для прогулки:

  • «Лови меня»,
  • «Догони мяч» — держите ребенка за ручки, пусть он попытается пнуть мячик и догнать его,
  • «Воробушки прыгают» — прыгаем, держа малыша за обе ручки,
  • «Поймай бабочку» — ловим игрушечную бабочку, которую держит взрослый,
  • «Качели-карусели» — кружим малыша, взяв его за подмышки,
  • «Идем по мостику»,
  • «Кидаем мячик»,
  • «Большие и маленькие» — встаем и приседаем под слова «большие- маленькие»,
  • «Мишка спрятался» — малыш ищет игрушку, которую мама спрятала, но не до конца, она чуть-чуть видна.

Конечно же, здесь все зависит от возможностей вашего малыша, от того, насколько хорошо он умеет ходить. Прогулка, проведенная в коляске по дороге в магазин, не принесет много пользы ни для здоровья, ни для умственного развития.


Развиваем сенсорные способности

В этом возрасте ваш ребенок каждую свободную минуту чему-то учится. Самое главное – это ориентировка в окружающем пространстве, умение различать величину, форму, вес, цвет предметов, то есть сенсорное развитие.

Спрос рождает предложение, и теперь можно найти мультфильмы, специально созданные для этих целей. Не нужно обольщаться – для годовалого ребенка плоская картинка на экране не несет почти никакой информации.

Он заворожено реагирует на смену ярких цветных пятен, а речь героев мультфильмов для него – просто звуковой фон, так же не имеющий смысла. Чтение мамой сказок «Репка» и «Курочка ряба» с рассматриванием картинок принесет больше пользы для развития малыша, чем ежедневный просмотр таких мультиков.

Очень полезны для сенсорного развития обучающие игры:

  • «Ловкие ручки» — сжимаем в одной ладошке губку, а в другой маленький мячик.
  • «Раскладываем по цветам шарики в тарелочки (коробочки)» — покажите, как это нужно делать, и ваш сообразительный малыш сразу все поймет.
  • «Волшебный мешочек» — положите в яркий мешочек на глазах у ребенка несколько игрушек, предложите достать одну из них на ощупь, эта исключительно полезная игра развивает мышление и моторику.
  • «Кто как кричит?» — если ребенок начал говорить, покажите ему картинки с изображением животных, сопровождая звукоподражаниями. А теперь мяукните, или хрюкнете, пусть он поднимет нужную картинку.
  • «Составь картинку» — предложите составить разрезную картинку из 2 частей, предварительно показав, как это надо сделать.

Такие разрезные картинки можно сделать своими руками, нарисовав обычные предметы на плотном картоне или вырезав их из ненужных журналов. Предлагайте малышу для развития различные пирамидки, матрешки, вкладные бочонки, «бирюльки», плоские фигурки, играйте вместе с ним, показывайте порядок действий.

Чтобы занять годовалого малыша, отнеситесь со всем вниманием к подбору игр и игрушек для него. Дайте ему возможность проявить заложенные в него способности, вы с удивлением увидите, что ваш ребенок на многое способен.

Если статья была полезной — сделайте репост в социальных сетях. Также не забудьте подписаться на обновления блога. До новых встреч!

Лучшие статьи по теме