Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • Режим дня новорожденного: индивидуальный подход. Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка

Режим дня новорожденного: индивидуальный подход. Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка

Режим дня – это целая система, которая обеспечивает правильное функционирование всего организма. Для каждого ребенка распорядок дня индивидуален. Некоторые врачи утверждают, что малыш сам может выбирать себе режим, что его организм сам знает, сколько и когда ему нужно спать, есть и бодрствовать. Это действительно так, однако каждый человек живет в социуме, а значит на режим ребенка влияет не только работа его биоритмов, но и внешние факторы, в частности, условия, формируемые родителями.

Каждая мама знает о том, как важно соблюдение правильного режима дня для детей. Малыш, чей распорядок дня сохраняется ежедневно, лучше себя ведет и чувствует. Узнаем же о том, как правильно организовать режим дня для детей.

Определите готовность малыша жить по заданному распорядку дня

Когда Ваше чадо только появляется на свет, все системы и процессы его организма еще недостаточно зрелые. Необходимо время на их созревание, на адаптацию к ритмам окружающего мира прежде, чем малыш будет готов к формированию определенного распорядка дня. Такой этап занимает около 4-х месяцев. Главная задача мамы в этот момент – не мешать, а внимательно прислушиваться к сигналам, которые подает ребенок. Наверняка вы уже понимаете, когда малыш голоден, когда ему холодно или жарко, когда он хочет на ручки или спать. Наблюдайте за ним, чтобы распознать, как работают биоритмы и понять, как спланировать его сон и бодрствование.

Полезно завести дневник, в который можно записывать по часам информацию о поведении ребенка, его активности и продолжительности отдыха. Такой подход поможет Вам правильно проанализировать события и понять зависимость поведения малыша и качества снов от его структуры дня.

Обращайте внимание, в какое время происходят сны. Когда Ваш ребенок спит дольше, а когда его сон короче? В какое время он засыпает более охотно, а когда сопротивляется? Повторяется ли это время изо дня в день? Сохраняется ли время бодрствования постоянным? Отмечайте те события, которые повторяются ежедневно примерно в одно и то же время.

Через несколько дней ведения такого дневника Вы поймете, насколько ваш ребенок готов жить по режиму.

Определите время пробуждения с утра и сохраняйте его постоянным

Если Вы решите, что малыш готов следовать распорядку дня, то первое, что необходимо определить — это время начала бодрствования утром. Конечно, мы помним, что каждый ребенок индивидуален. Однако существует некоторое сходство в режиме дня у деток одного возраста.

Биологические часы малыша настроены на восход солнца. А значит, режим дня 6-месячного ребенка, к примеру, предполагает, что он просыпается между 5:30 и 7 часами утра. И в год, и в два, и в три эта закономерность останется такой же. И лишь когда проявление психологических особенностей ребенка и воздействие внешних, социальных стимулов начнут перевешивать природные, ребенок может начать вставать позже.

Не позволяйте деткам спать дольше 7:00. Контроль времени начала дня поможет сохранять ваш день постоянным и предсказуемым.

Правильно распределите время дневных снов

В течение первых 2 лет жизни ребенка количество дневных снов постоянно меняется. С 4 месяцев малыш спит примерно 3 раза в день, с 6-9 месяцев — 2 раза, а режим дня годовалого ребенка может стать непредсказуемым для каждой мамы: примерно в 15-18 месяцев малыш будет готов к переходу на 1 сон. Однако такой переход может начаться раньше, в 13 месяцев или задержаться до 24 месяцев.

При организации дневных снов маме важно понять, что подходит малышу: ориентир на длительность времени бодрствования или на точно заданное время начала сна. А критерием качества отдыха станет его продолжительность: после 4-х месяцев мы хотим, чтобы продолжительность дневного сна составляла не менее 1 часа. При более коротком дневном сне ребенок не успевает восстановить свои силы, а значит, его возможности бодрствования уменьшаются. Короткий сон указывает, что время наступления сна подобрано неверно, либо существуют негативные ассоциации на сон, которые мешают малышу его продолжить.

Сохраняйте время ночного сна гибким

Помните, что еще один важный момент при формировании режима дня у детей – это время начала ночного сна. И здесь главным правилом станет отсутствие правил.

Рекомендованное время начала ночного сна для деток в возрасте от 6 месяцев и до 6 лет попадает в промежуток 18:00-20:00. Это гарантирует им достаточное количество полноценного отдыха. Кроме того, режим дня для ребенка в 2 года, так же как и режим дня ребенка 6 месяцев, предполагает отход ко сну в одно и то же время. Кстати, это очень удобно для родителей деток разного возраста.

Однако это время очень условно — главным сигналом для мамы должно стать поведение малыша после 16:00-17:00. Если ребенок капризный, несговорчивый, плачет или чрезмерно активен – это признак того, что он уже успел переутомиться и укладывать его нужно пораньше. Если же ребенок спокойно играет и пребывает в хорошем расположении духа –это значит, что выбранное вами время снов отвечает его потребностям в отдыхе.

Помните, что главным ориентиром в формировании режима дня вашего ребенка является его самочувствие в течение дня, а также качество его отдыха. Прислушивайтесь к сигналам, которые подает Вам малыш, и наслаждайтесь своим временем с ребенком каждый день!


Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Правила "НЕ" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Признаки правильного распорядка:

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Принципы режима:

1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Приемы пищи:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Особенности развивающих мероприятий:

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!


С появлением в семье малыша привычный уклад жизни каждого её члена меняется. Мама всё своё время посвящает крохе: она старается всегда держать его на руках и кормить по первому плачу, показывает карапузу достопримечательности нового дома и кладёт рядышком в постель. Женщина ни на секунду не оставляет новорождённого без внимания. «Так ведь и должна поступать любящая и заботливая мать!» - подумаете вы. Но… Постепенно предметы мебели в доме начинают покрываться пылью, на кухне всё чаще вырастает гора немытой посуды, а остальные домочадцы чувствуют себя забытыми и нелюбимыми, отодвинутыми на второй план. Почему так происходит? Да потому что у грудничка отсутствует чёткий распорядок дня. Мама всё будет успевать делать, сможет уделять время своим близким, и даже на отдых и саморазвитие у неё час-другой всегда найдётся, если она приложит совсем немного усилий и научит ребёнка жить, соблюдая определённый режим.

Что такое режим дня грудничка?

Режим дня грудничка - это последовательное выполнение точно запланированных действий в течение суток по часам. Малыш, как и любой другой человек, должен спать, есть, бодрствовать, развиваясь при этом интеллектуально и физически, посвящать время гигиеническим процедурам, справлять естественные нужды.

Если всё это он будет делать ежедневно примерно в одно и то же время, его мама сможет, ориентируясь на этот распорядок, рационально планировать свой день. Тогда она будет успевать уделять время и малышу, и другим домочадцам, и себе. В доме воцарится порядок, а в семье - мир и согласие.

Соблюдение режима дня пойдёт на пользу и грудничку, и его маме, и всей семье

Конечно, с рождения в любом карапузе самой природой заложены определённые инстинкты. Груднички примерно через равные промежутки времени хотят есть и много спят. Но у каждого малыша свои биоритмы.

Вы во многом выиграете, если их проследите, зафиксируете и все режимные моменты спланируете в соответствии с индивидуальными потребностями крохи. Сделать это не так уж сложно, а вот польза от соблюдения распорядка дня будет огромная как для самого грудничка, так и для всех, кто его окружает.

Плюсы следования расписанию по часам

  1. Соблюдение режима кормлений защитит ребёнка от развития аллергии, диатеза в период младенчества. Правильное питание - залог здоровья и хорошего настроения крохи. Дети, получающие пищу согласно распорядку, реже имеют проблемы с пищеварением и обменом веществ.
  2. Сложные периоды в жизни малыша (прорезывание зубов, болезни и т. п.) будут протекать намного легче.
  3. Вы всегда будете знать, в какое время проводить ребёнку утренний туалет, когда пойти на прогулку или положить кроху спать. Таким образом вы сможете организовать свой день так, чтобы успеть и в магазин сходить за продуктами, и приготовить завтрак (обед, ужин), и сделать влажную уборку.
  4. Распорядок дня включает в себя время для развития как интеллектуального, так и физического. Можно это время спланировать так, чтобы в воспитании карапуза участвовал папа, братья–сёстры, дедушки–бабушки. Ребёнок будет чувствовать себя любимым всеми членами его семьи, а домочадцы получат массу положительных эмоций от общения с ним.
  5. Строго соблюдая режим, вы не упустите ничего важного. Развиваться карапуз будет согласно возрастным показателям. И на свежем воздухе он будет проводить достаточно времени. И всегда будет сытым, сухим, чистым, отдохнувшим.

Если хотите, чтобы новорождённый малыш рос здоровым и счастливым, выстраивайте свою жизнь так, чтобы все члены вашей семьи чувствовали себя любимыми, нужными, защищёнными.

Это значит, что распорядок дня вашего грудничка должен быть удобным не только для него, но и для вас. Считаете нужным малютку кормить по требованию - кормите и даже не сомневайтесь, а если жить в таком ритме у вас не получается, составьте индивидуальный распорядок, но делайте это постепенно и правильно.

Лучший режим кормления новорождённого - видео доктора Комаровского

Как правильно организовать режимные моменты?

Для ребёнка важно, чтобы распорядок дня, составленный вами, учитывал его индивидуальные биоритмы.

Среди малышей, как и среди взрослых, есть «жаворонки» и «совы». Кто-то просыпается рано и ложится спать поздно. Кто-то наоборот. Кто-то ест больше и реже, а кто-то меньше и чаще. Один карапуз активный, подвижный и тратит много энергии. Другой предпочитает покой и созерцание, значит, и расход энергии у него меньший. Всё это нужно учитывать при планировании режимных моментов.

Первое, что нужно сделать, это немного понаблюдать за крохой. Как проходит активная деятельность малыша? Когда он спит, до кормления или после? Какой промежуток времени между кормлениями? Обратите внимание на ночной сон. Просыпается ли он ночью и как часто?

Исходя из этих данных старайтесь кормления, прогулки, сон, игры, утренний и вечерний туалет каждый день производить в одно и то же время.

Как наладить соблюдение расписания дня

  1. Прежде всего настройтесь на то, что приучение новорождённого к режиму - процесс длительный. Младенец в первые месяцы жизни только начинает адаптироваться к новой для него среде. Его органы и системы ещё недостаточно развиты. Биологические ритмы тоже находятся в процессе формирования. Крохе ещё только предстоит научиться распознавать, где день, а где ночь. Когда нужно спать, а когда бодрствовать. И здесь в ваших силах направить его на правильное восприятие окружающей действительности.
  2. Подсчитайте, сколько раз ребёнок ест и спит днём, ночью.
  3. Исходя из ваших наблюдений, составьте и запишите в блокноте режим дня.
  4. Постарайтесь в следующие дни прикладывать кроху к груди и укладывать спать примерно в один и тот же час. Это основная задача режима.
  5. И так на протяжении 2–3 недель - этого для привыкания к распорядку обычно вполне достаточно. Но, опять же, здесь всё индивидуально. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. 8 недель - тоже неплохой результат. Учтите, новорождённый должен есть и спать столько, сколько он хочет. Постепенно младенец сам определит промежутки между кормлениями (в основном это 2–3 часа).
  6. Обязательно учтите, что ребёнок, находящийся на искусственном вскармливании, проголодается не так скоро, как грудничок, получающий материнское молоко, которое усваивается легче и быстрее, чем адаптированная смесь. В зависимости от этого нужно корректировать интервалы между кормлениями. У «искусственников» они будут составлять 3–4 часа.
  7. Утром просыпайтесь в установленное вами время. Если даже ребёнок ночью плохо спал или играл, нежно разбудите его, умойте, переоденьте, покормите.
  8. Все процедуры делайте по часам. Познавайте мир, играйте, спите, прикладывайтесь к груди, гуляйте и купайтесь согласно распорядку. И вы увидите, как в скором времени ваш малыш начнёт всё это делать с удовольствием и большой охотой, а главное тогда, когда нужно.
  9. Через 3 недели постарайтесь отказаться от прикладывания к груди по требованию. Если ребёнок поел, а через 1,5 часа вы видите, что он опять требует грудь, предложите ему бутылочку с водой, может, малыш хочет просто пить.
  10. Используйте «подсказки». Перед сном пойте крохе колыбельные или рассказывайте сказки. Если малютка проснулся ночью, разговаривайте с ним шёпотом, чтобы он мог понять, что ещё ночь, и нужно спать. Разучите потешки, соответствующие определённым режимным моментам: кормлению, купанию, одеванию и и. т.

Примерный режим дня грудного ребёнка

В первые месяцы жизни малыш много спит, режим его в основном постоянен, и мама может к такому распорядку легко приспособиться.

Итак, что мы делаем с крохой в течение суток?

Утро

С раннего возраста приучайте ребёнка умываться по утрам

Начинается и проходит утро у каждой семьи по-разному. Для младенца это один из промежутков активной деятельности. Он познаёт окружающий мир, играет, улыбается.

С раннего детства приучаем ребёнка к утренней гигиене: умываемся и переодеваемся. На протяжении этого периода детской активности эффективно делать гимнастику, массажи, воздушные ванны.

Когда кроха наиграется вдоволь и начнёт уставать, появляется потребность прижаться к маминой груди. Первое кормление обычно проходит между 5 и 9 часами утра: грудничок ест и засыпает, следовательно, мама может заняться домом и собой.

День

Время дневного сна малыша хорошо проводить на свежем воздухе

Чаще всего днём у малютки устанавливаются два периода, с продолжительностью от 2 до 4 часов, когда он крепко спит. На протяжении остального времени малыш играет, знакомится с новыми предметами.

Если крохе нравится то, что вы ему предлагаете, он лежит спокойно. Но если интерес угасает, ребёнок начинает требовать к себе внимания.

Дневной сон грудничка можно совмещать с прогулками на свежем воздухе общением с друзьями и родными, чтением или отдыхом.

Вечер

Вечернее купание - своеобразный ритуал, предшествующий отходу ко сну

После дня, проведённого активно, к вечеру ребёнок начинает уставать. Это время лучше проводить в кругу семьи, спокойно.

С самых первых дней жизни нужно приучить малыша принимать вечером ванну. Эта процедура станет для него своеобразным ритуалом перед отходом ко сну. Лучше всего купать кроху в 8–9 часов вечера - за полчаса до кормления.

Сама мама должна приготовиться ко сну заблаговременно, ведь после купания ребёнок захочет быть рядом с ней, чувствовать её запах и тепло. Когда малыш заснёт, уделите ему некоторое время, ведь дети чувствуют присутствие мамы, а затем переложите кроху в колыбель.

Ночь

Ночью грудничок спит беспокойно, только если в чём-то испытывает дискомфорт

Ночью грудничок в зависимости от возраста может 1 или 2 раза просыпаться для кормлений. Если сон крохи неспокоен, либо он проснулся и не может уснуть, убедитесь, что ничего из нижеперечисленного ему не мешает:

  • Свет, шум. Ребёнок может крепко заснуть только тогда, когда вокруг него будет спокойная обстановка. Постарайтесь отключить компьютер и телевизор, приглушить яркий свет. Создайте условия для здорового и крепкого сна любимого малыша.
  • Голод. Если кроха досыта покушал, он будет ночью спать крепко и спокойно. Если промежуток времени между ночными кормлениями слишком короткий, посоветуйтесь с вашим педиатром, может, стоит ввести дополнительный искусственный прикорм.
  • Жара, холод. Малыш должен чувствовать себя комфортно. Ему не должно быть жарко. А если карапуз ночью раскрывается и мёрзнет, купите ему специальный конверт.
  • Мокрая одежда. На ночь в обязательном порядке надевайте малышу подгузник. Так он останется сухим, и ничто не будет тревожить его сон.

График режимных моментов - таблица

1–3 месяца 3–6 месяцев 6–10 месяцев 10–12 месяцев
Кормление 6 00 6 00 7 00 8 00
Бодрствование 6 00 -7 00 6 00 -7 30 7 00 -9 00 8 30 -12 00
Сон 7 00 -9 30 7 30 -9 30 9 00 -11 00 -
Кормление 9 30 9 30 11 00 12 00
Бодрствование 9 30 -10 30 9 30 -11 00 11 30 -13 00 12 30 -13 30
Сон 10 30 -13 30 11 00 -13 00 13 00 -15 00 13 30 -15 30
Кормление 13 00 13 00 15 00 16 00
Бодрствование 13 00 -14 00 13 00 -14 30 15 00 -17 00 16 30 -19 00
Сон 14 00 -16 30 14 00 -16 30 17 00 -19 30 -
Кормление 16 30 16 30 19 00 19 00
Бодрствование 16 30 -17 30 16 30 -18 00 19 00 -21 00 19 30 -20 30
Сон 17 30 -19 45 18 00 -19 45 19 00 -21 00 -
Купание 19 45 19 45 20 30 20 30
Кормление 20 00 20 00 - -
Бодрствование 20 00 -21 00 20 00 -21 00 - -
Ночной сон 21 00 -6 00 21 00 -6 00 21 00 -7 00 21 00 -7 00
Ночное кормление 23 30 или 2 00 23 30 или 2 00 23 00 -

Режим дня ребёнка составляется из наблюдений мамы за малышом. Таблица - приблизительный ориентир для родителей. Остальное зависит от индивидуальных особенностей грудничка и уклада жизни семьи – время для той или иной процедуры всегда можно поменять.

Что же мы видим из таблицы?

  • Продолжительность сна грудничка - около двадцати часов в сутки.
  • В промежутках он ест и бодрствует - поначалу совсем немного, потом всё дольше. Этого времени достаточно, чтобы поиграть с малышом или провести необходимые манипуляции: гигиенические процедуры, массаж, гимнастику.
  • На третьем месяце жизни кроха начинает бодрствовать больше, меньше спать. В этот период на сон приходится примерно шестнадцать - восемнадцать часов в сутки. Кормление - один раз в три часа, т. е. шесть раз днём и один раз ночью.
  • В три–шесть месяцев ребёнок отдаёт сну примерно пятнадцать - восемнадцать часов в сутки, ночной сон постепенно сокращается до десяти часов. Кормления днём - пять раз, ночью - один.
  • С шести до девяти месяцев кроха спит днём три раза по два часа, период активной деятельности составляет до двух с половиной часов. Кормление малыша - пять раз в день с промежутком в четыре часа. Ребёнка можно покормить поздно вечером, тогда он будет спать всю ночь. Ночной сон длится около восьми часов.
  • Малыш в возрасте девяти - двенадцати месяцев спит два раза в день. Продолжительность дневного сна составляет около двух с половиной часов.
  • Гулять с грудничком нужно два раза в день по два часа.
  • В течение первого года жизни режим ребёнка будет постепенно изменяться. Сначала малыш спит днём два раза (до обеда и после), ближе к году - уже только после обеда. Годовалый карапуз на сон тратит примерно десять - двенадцать часов в сутки.

Если вы соблюдаете рекомендации педиатра и делаете всё правильно в течение первого года жизни крохи, в двенадцать месяцев его режим дня выглядит примерно так: кормления - четыре раза в день, сон днём - два часа, ночью - десять часов (без пробуждения для кормления).

Перевёрнутый режим: пути решения проблемы

Некоторые родители сталкиваются с тем, что их малыш начинает бодрствовать ночью и спать днём. Такое явление называют «перевёрнутым режимом».

Что необходимо делать, если грудничок перепутал день с ночью? Сначала, конечно же, обратиться к участковому педиатру. Он назначит лечение, включающее в себя приём успокоительных препаратов (настой пустырника, валерианы). Кроме того, очень важно вернуть привычный распорядок дня ребёнка.

Как приучить младенца спать всю ночь - видео

Как восстановить правильный режим дня?

  1. Попробуйте установить причину проблемы. Что именно не даёт малышу заснуть? Может, плохое самочувствие: кишечные колики, высокая температура тела, боли в горле или ухе и др. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача и следовать его рекомендациям.
  2. Кроватка грудничка должна быть удобной. Постельное бельё - из натуральных тканей. Лучше обойтись без подушки, или она должна быть низкой.
  3. Укладывая ребёнка в колыбель, проследите, чтобы на его одежде не образовались складки, которые ночью могут создавать ему дискомфорт. И сама пижама крохи должна быть удобной, из хлопка или льна, со швами наружу.
  4. Некоторые груднички могут будить сами себя, двигая во сне ножками и ручками. Тогда нелишним будет на ночь ребёнка пеленать.
  5. Следите за тем, чтобы в детской регулярно проводилась влажная уборка. Проветривать комнату нужно 2 раза в день. Оптимальная температура воздуха в помещении - +20…+22 °С. Если малютке холодно или жарко, он может просыпаться, плакать, капризничать.
  6. На протяжении дня старайтесь организовать деятельность крохи так, чтобы он проводил время активно.
  7. Строго соблюдайте режим. Особенно это касается времени сна и бодрствования. Если малыш спит дольше положенного времени утром и днём, будите его.
  8. Вечером во время купания ребёнка в ванну можно добавлять успокоительные отвары или настои. По поводу возможности и целесообразности их применения проконсультируйтесь у педиатра.
  9. Если карапуз ночью проснулся, не включайте свет, разговаривайте шёпотом, всем своим видом давайте понять, что нужно спать.
  10. Последнее кормление должно быть с 23 до 24 часов. Тогда малютка не будет просыпаться от голода.

«Перевёрнутый режим» вполне поддаётся коррекции. Не за один день, конечно. Но вооружившись терпением, достичь успеха здесь возможно. Главное, спокойно и твёрдо идти к намеченной цели. Ночь для того, чтобы спать. Эту истину вы должны донести своему маленькому полуночнику всеми доступными способами.

Распорядок дня необходим как самому грудничку, так и его маме. И кто сказал, что соблюдая режим, нельзя кормить малыша по требованию? При правильной организации одно другому не мешает. Отталкивайтесь от индивидуальных потребностей своего ребёнка и учтите ваши. Плюс любовь, терпение, поддержка близких. И всё у вас получится. Даже не сомневайтесь!

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устает, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

Ложиться спать в одно и то же время;

Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

  • в 7-10 лет – 10-11 часов;
  • в 11-14 лет -9-10 часов;
  • в 15-17 лет – 9-8 часов
  • Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника - условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:

  • Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
  • Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
  • Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
  • Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.

1.Понятие «режим дня»

2.Принципы построения режима дня.

3.Построение режима для детей.

Режим – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Вопросы режима уже давно разработаны теоретически и широко известны в практике. Но в детском саду и в семье допускаются грубые ошибки. Для того, чтобы правильно построить режим, прежде всего следует установить правильный режим сна и бодрствования.

На основе многочисленных исследований профессора Н.М. Щелованова и его сотрудников вскрыт механизм бодрствования, установлены качественные изменения сна и закономерности бодрствования и развития этих процессов в раннем возрасте.

Бодрствование – это основное деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга, находящейся в активном воздействии с подкорковыми отделами головного мозга. Бодрое состояние коры поддерживается, по определению И.Н. Павлова, теми раздражителями, которые подают на большие полушария главным образом из внешнего мира.

Сон – также активный процесс. Многие нервные клетки находятся во время сна в состоянии повышенной активности, деятельность анализаторов «блокирована», заторможена.

Сон потребность организма. Чередование сна и бодрствования необходимое условие нормальной психической деятельности человека. И сон и бодрствование – сопряженные состояния. Активное бодрствование обеспечивает глубокий сон и наоборот. У новорожденного ребенка и сон, и бодрствование аритмичны, они возникают хаотично, многократно в сутки. Бодрствование в первые дни жизни не более 20-30 мин., что указывает на низкий предел работоспособности коры головного мозга.



Что оказывает влияние на изменение длительности и характера бодрствования ребенка к концу 1-го месяца жизни?

1. Увеличение предела работоспособности коры головного мозга (возникновение зрительного и слухового сосредоточения и образования условных рефлексов). Изменяется характер бодрствования.

2. К концу 1 месяца жизни у ребенка формируется суточный режим сна и бодрствования. Это происходит под влиянием условий жизни, а не является врожденным. Количество раздражителей днем в кору головного мозга поступает больше, ночью резко снижается, отсюда сон – ночью, бодрствование – днем. Если вечером горит яркий свет, громкие разговоры и т.д. – это влияет на режим, ночью просыпается, и вырабатывается неправильный режим.

Так ли важно вырабатывать правильный режим? Ритмическое чередование сна и бодрствования очень важны для нервной системы ребенка. Он обеспечивает формирование стереотипов, экономит расход нервной энергии.

Ребенок рождается, не имея готового режима, который создается специальными условиями. Режим кормления вырабатывается уже в период новорожденности.

Следующим этапом формирования является выработка дневного режима в чередовании сна и бодрствования.

С какого возраста и как его можно устанавливать? Организовывать дневной сон и бодрствование ребенка по режиму следует уже в конце 1-го или в начале 2-го месяца жизни, т.к. в этом возрасте вырабатывается суточный режим в их смене, со всех анализаторов образуются условные рефлексы, бодрствование становится более устойчивым и спокойным. Установка дневного сна – это фактически выработка условных рефлексов на определенное время для возникновения сна и бодрствования.

Для формирования дневного сна нужно создавать специальные условия для быстрого засыпания. Для этого используют длительное действие какого-нибудь слабого, ритмически действующего раздражителя. Однако в семье часто используют укачивание на руках, в коляске, воздействуя на вестибулярный аппарат. Это отрицательная привычка. Как только действия нет – прерывается сон. Качество сна низкое, нет полного торможения. Этот процесс длительный и мучительный как для ребенка, так и для взрослого.

Другие родители поют колыбельные песни, похлопывают. Тот же результат. Отрицательно использование пустышек – это вред. Сон поверхностный, тревожный, т.к. ребенок все время сосет, выпала пустышка – нет сна.

Специальные исследования Н.М. Щелованова показали, что полезным и целесообразным для дневного сна в первые месяцы жизни является сон на воздухе. Воздух усыпляет. Это постоянно действующий, слабый раздражитель. Движение кислорода действует на кожу, слизистую оболочку носа и верхние дыхательные пути, слабый охлаждающий раздражитель. Это доказал Н.И. Красногорский. Особенность данного раздражителя – постоянство. Это основное средство для приучения к дневному сну. Это также и оздоровительное средство. Приучать к дневному сну на воздухе надо постепенно (по 20-30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней).

Для формирования активного бодрствования необходимы следующие условия:

менять чаще раздражители (соответствующие возрасту и уровню развития); взять ребенка из кроватки; эмоционально поговорить с ним; повесить над ним игрушку (после сна и кормления).

При таких условиях к 2 - 2,5 мес. ребенок может жить по четкому режиму (быстро засыпает, просыпается к началу кормления без признаков утомления).

Какие принципы брать за основу при составлении режима?

1. Профессор Н.М. Щелованов доказал, что с возрастом быстро меняется работоспособность нервной системы. У новорожденного предел работоспособности равен 20-30 минутам, а к первому году жизни 2,5-3 часа подряд. Отрицательно влияет и сокращение бодрствования, т.к. ребенок долго не может уснуть, а потом спит беспокойно.

2.Необходимо обеспечить глубокий своевременно наступающий сон, в течение которого восстанавливает затраченную энергию.

В результате исследования профессором Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, С.М. Кривиной установлена суточная потребность ребенка во сне и бодрствовании. Так ребенок от 6-9 мес. спит 3 раза, после 9 мес. – 2 раза, а с 1год 6мес. – 1 раз. Ночью без изменений спит на протяжении всего раннего детства – 10-12 часов.

С возрастом меняется и качество сна. Сон днем и ночью неоднороден. По данным Н.Л. Фигурина и Н.Т. Тереховой, происходит чередование глубокого сна и неглубокого (глубокий сон от 15-20 мин. до 30-40 мин., неглубокий с 45 мин. до 20-15 мин.).

3. При построении режима должен быть определен ритм кормления ребенка. Он изменяется в зависимости от возраста. Ритм кормления через равные промежутки сохраняется только до 9 месяцев. После в связи с удлинением бодрствования – он меняется. Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний: кормление – сон – бодрствования – сон (Н.М. Щелованов).

Итак, составить правильный режим это значит:

1. Установить на каждом возрастном этапе длительность бодрствования, соответствию пределу работоспособности нервной системы.

2. Определить необходимое суточное количество часов сна и правильно распределить отрезки сна в течение суток так, чтобы обеспечить своевременный и полноценный отдых нервной системы, т.е. правильную смену работы и отдыха нервной системы.

3. Установить правильный ритм кормления.

4. Установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний ребенка.

5. Обеспечить правильную смену разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных, одних и тех же действий.

Построение режима так же зависит от здоровья ребенка, от времени года.

6. Переводить ребенка на следующий возрастной режим надо не по одному, а по нескольким показателям, свидетельствующим, что ребенок физиологически уже подготовлен к нему:

Очень медленно засыпает;

Раннее пробуждение после дневного сна;

Сохранение активности до конца бодрствования;

На первом году жизни проявление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающих задолго до него. Сумма всех этих показателей при условии хорошего темпа физического развития является доказательством необходимости перевода на следующий режим.

Особенно труден переход на режим с двумя, а затем с одним дневным сном, т.к. при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех процессов. Поэтому перевод нужно проводить постепенно и последовательно. Сначала сокращается длительность отрезков сна и увеличивается длительность бодрствования без изменения самого режима. Затем при перемене режима сокращается количество отрезков дневного сна, но увеличивается их длительность. При этом максимально сократить длительность бодрствования ребенка, первым укладывать его спать, последним поднимать. На таком переходном режиме ребенок остается до полного привыкания к нему.

Необходимо установление тесной связи с семьей. Показателем правильного составленного и выполняемого режима является поведение детей:

1. Дети спокойны и активны;

2. Отсутствует плач, возбуждение;

3. Нет отказа от пищи;

4. Дети спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Рассмотрим режим детей от 9-10 мес. до 1год.-1г.2 мес. в яслях . Прием в яслях начинается в 7 часов утра, для чего родители поднимают детей в 6-6.30 часов утра. Завтрак в яслях в зависимости от начала работы кухни и завтрака детей старших групп, снятие пробы и др., детям дают в 8.30 утра, а в яслях-садах и в 9 часов утра, т.е. через 2-2,5 часа после пробуждения детей.

Таким образом, уже с утра нарушается состояние оптимальной возбудимости детей.

Нарушается также ритм сна и бодрствования. Первый отрезок бодрствования длится 3 часа, а второй – самый благоприятный для осуществления всей воспитательной работы – всего 2 часа. Уложенный через 2 часа спать ребенок долго не может заснуть, т.к. он не исчерпал свою энергию, может еще бодрствовать. Но после того как ребенок с большим трудом и поздно заснул, его будят в 4 часа, т.к. должен быть полдник и скоро придет за ним мать. Тем самым вместо полагающихся ему двух часов сна он спит меньше, сон его нельзя считать полноценным, т.к. было длительное и беспокойное засыпание, а в период глубокого сна ребенка разбудили. Такой сон не может обеспечить полноценного и длительного бодрствования. А в то же время третий отрезок бодрствования у ребенка самый длительный – 4 часа, превышающий возможный предел работоспособности нервной системы. Все это неизбежно приводит к тому, что к вечеру у ребенка нарастает возбуждение, нарушающее качество ночного сна и поведения ребенка на следующий день.

Часто в режиме указывают длительность укладывания детей на сон, подъема после сна, длительность процесса кормления и пр. Все это приводит к ненужной спешке в обслуживании детей, к нарушению принципов последовательности и постепенности, совсем исчезает при этом учет индивидуальных особенностей детей. Да разве можно предусмотреть длительность кормления? Ведь это определяется количеством детей, их аппетитом, настроением, видом пищи. Удобнее в режиме писать время начала гигиенических процессов и кормления, не указывая их конец.

У персонала грудных групп, у врачей и педагогов часто вызывает недовольство и даже страх наличие нескольких режимов в грудной группе. А в то же время это совершенно необходимо для детей и не затрудняет, а, наоборот, облегчает обслуживание детей. Возможность разобщить детей, организовать сон одних во время бодрствования других предохраняет детей от переутомления, позволяет уделить больше внимания и времени каждому ребенку, спокойно провести кормление и другие процессы и игры-занятия. Только при таком построении режимов у сестры-воспитательницы выделяется время для проведения индивидуальных занятий с детьми каждой подгруппы. Воспитатель переходит от одной подгруппы к другой, закончив кормление одних, она начинает поднимать и кормить других и т.д.

Если группа укомплектована правильно и воспитатель знает особенности детей, то эти режимы выполняются без напряжения.

Но для того, чтобы режим был четко выполнен, необходимо правильно распределить обязанности персонала и правильно построить график работы так, чтобы во время бодрствования и кормления большого количества детей была встреча сестре или нянь. Смена персонала должна быть в часы сна детей, в крайнем случае, в часы бодрствования, но не во время кормления или укладывания.

Обязанности воспитателя и няни распределяются таким образом, чтобы дети в группе никогда не оставались одни. Воспитатель должна быть там, где больше детей, она начинает проведение процесса кормления, но заканчивает его няня, т.к. сестра организует бодрствование уже накормленных детей, проводит занятия. Няня помогает воспитателю в проведении всех процессов. Но они не одновременно делают все. Так, няня принесла ребенка с веранды, развернула, переодела, положила в манеж, дала игрушки, приготовила ему кормление и начала кормить, а сестра в это время закончила кормление другого ребенка, вытерла его, положила в манеж, организовала его бодрствование, дала ему игрушку и пошла на веранду за следующим ребенком.

Распределение обязанностей составляется к существующим реальным режимам и графику работы на каждый час, начиная с приема детей и до ухода персонала из учреждения.

Лучшие статьи по теме