Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • Роковые женщины или фам фаталь. Гороскоп роковой женщины и формула «femme fatale. фото образ роковой женщины

Роковые женщины или фам фаталь. Гороскоп роковой женщины и формула «femme fatale. фото образ роковой женщины

Образ роковой женщины становится все более популярным в массовой культуре. Это происходит на фоне поиска женщинами своей идентичности, когда отыграны все предложенные феминизмом роли. Вместе с тем, роковая женщина - не до конца разгаданный и малоизученный наукой феномен. По сути, это уникальное явление, которое связано со способностью женщины через собственный нарциссизм раскрывать индивидуальность другого человека. К такому выводу в ходе исследовательского анализа пришла доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Ирина Сохань

На тему роковой женщины можно найти массу материалов в интернете. Но ни один из них не дает представления о том, в чем заключается суть феномена. Известно, что роковые женщины в истории буквально играли судьбой влюбленных в них мужчин, что оправдывает само определение «Femme Fatale», то есть роковой женщины.

Среди ярких примеров, которые анализирует в своей работе Ирина Сохань, подруга Владимира Маяковского Лиля Брик и возлюбленная Фридриха Ницше Лу Саломе. Эмпирическую основу исследования составил анализ тридцати исторических персонажей - женщин, характер и практики репрезентации которых позволяют сделать вывод об их нахождении в регистре Femme Fatale.

За роковой женщиной часто тянется шлейф самоубийств, но и она же вдохновляет гениев великие свершения. Так образ возлюбленной Ницше Лу Саломе лег в основу, созданной Фрейдом теории нарциссизма.

Именно в ключе нарциссизма следует рассматривать Femme Fatale, считает Ирина Сохань. Однако нарциссизм роковой женщины - это не некая патология, а внутренняя суть, направленная на раскрытие и отражение индивидуальности другого человека.

«Сегодня, в постфеминизме, возникает особый интерес к Femme Fatale, и одновременно появляются различные исследования, направленные на реабилитацию традиционной модели феминности, на отклонения от которой лепится ярлык патологии», - говорит исследователь. В обществе существует запрос на поиск и обнаружение такого типа женщины, который мог бы быть ролевой моделью для женщин в целом, олицетворяя уникальность феминности в каждом конкретном случае и вне зависимости от социальных и культурных обстоятельств . «Этот тип тяготеет к Femme Fatale, исследование которой и возможно в рамках постфеминизма, с использованием исторического, культурологического, социологического и психоаналитического подходов», - пояснила исследователь.

Роковая женщина не обязательно должна быть красавицей. Ее ведущая сила не в убивающей наповал сексуальности, хотя она и является непременным атрибутом Femme Fatale. Например, Мэрлин Монро роковой женщиной не была. Она обладала даром магической сексуальности, но в то же время была уязвимой и зависимой, что не присуще Femme Fatale, отметила исследователь.

Главный признак роковой женщины - наличие изрядной доли нарциссизма. «Едва ли не все современники отмечали маниакальную сосредоточенность Femme Fatale на себе», - говорит Сохань. Один из ярких примеров - женщина-загадка ХХ века Лу Саломе - психотерапевт и писатель, превратившая собственные внутренние процессы в объект, в том числе, профессионального самонаблюдения. Считается, что именно общение с Саломе вдохновило Ницше на создание одного из его самых известных произведений «Так говорил Заратустра». И именно знакомство с Саломе побудило Фрейда на создание знаменитой теории нарциссизма. Однако для Лу Саломе, которая была ученицей Фрейда, образ Нарцисса нес собственную, отличную от фрейдовской символику. Это, в первую очередь, состояние любви к себе и через нее - к окружающему миру. Согласно Саломе, для женщины любовь - это реализация самой себя, а другой лишь зеркалит ее избыточность и способность к наслаждению, рассказала Сохань.

Ключевой для роковых женщин является именно способность к реализации даже в жестких патриархальных условиях. «И если для ярких, талантливых женщин патриархальные установки стали причиной их трагической судьбы, то для роковых - лишь декорацией», - рассказала исследователь, отметив, что Femme Fatale при этом по сути своей не имеет никакого отношения к феминизму. Феминизм отстаивает права всех женщин, а роковая женщина только свою индивидуальность и собственный уникальный путь.

Путь роковой женщины - это, в первую очередь, поиск самой себя в Другом. Но другой всегда слишком мал для нее, он может ей соответствовать только как представитель чего-то более грандиозного, например, художественного дара . «В результате для Femme Fatale может быть “и целого мира мало”. Она разочаровывается в Другом и идет дальше. Но если только в этом Другом действительно есть нечто, превосходящее простое человеческое, то может получиться союз вроде союза Сальвадора Дали и его Галы», - говорит исследователь.

При этом роковой женщине присуще ощущение собственной целостности и отсутствие чувства вины и стыда. Яркий пример тому - подруга Владимира Маяковского Лиля Брик, которая в условиях тоталитарной власти, подавлявшей всякое проявление сексуальности, имела собственную абсолютную власть над людьми. «Сексуальность Брик была антагонистична традиционной модели женской сексуальности: это была сексуальность без вины», - говорит Сохань. То же самое касается Лу Саломе, которая до тридцати с лишним лет упорно хранила девственность, но потом, заключив платонический брак, ничем не ограничивала себя в свободных отношениях. Однако Femme Fatale не зациклена на реализации своей сексуальности. В других ее привлекает, в первую очередь, творческое начало, то, что находится за пределами обыденного, человеческого. «Ее сексуальность - от собственной нарциссической избыточности, поэтому она воспринимается такой свободной и привлекательной практически смертельно», - говорит исследователь.


ДАР ПСИХОАНАЛИТИКА ИЛИ ГЛАВНЫЙ ТАЛАНТ РАСКРЫВАТЬ ТАЛАНТ

Роковая женщина может быть талантливой и успешно реализовывать себя в разных сферах. Так Саломе прославилась как психоаналитик и написала несколько книг, в том числе «Эротику», получившую в свое время статус бестселлера. Но ее книги были бы давно забыты, если бы не роковая роль в жизни Ницше, роман с Рильке и т.п. Главный талант настоящей Femme Fatale, по мнению исследователя, заключается в способности обнаруживать и раскрывать дар другого. И этим даром Саломе владела виртуозно, проявив его, в том числе, в психоаналитической работе. «Работа в качестве психоаналитика - это функция извлечения истинного “Я” пациента из той ложной оболочки, в которой он к ней пришел. Это очень аутентично для роковой женщины», - замечает Сохань. Саломе была единственной из учеников Фрейда, кому он разрешил практиковать без прохождения всех ступеней обучения.

«Лиля Брик почти профессионально занималась балетом, снялась в кино, и, наверное, из нее неплохая актриса могла бы получиться, - продолжает исследователь. - Но все дарования Femme Fatale скромны относительно главного - нарциссического обольщения людей, в процессе которого обольщаемый обнаруживает в себе нечто новое, то есть реализуется скрытая проективность. И это и есть чудо роковых женщин». Биографы Брик отмечают, что она обладала уникальным чутьем на поэтический дар в человеке.

«Femme Fatale при этом может быть травматичной для другого, потому что ее нарциссизм воспринимается как вызов человеку, который в силу специфики своего антропоморфного бытия испытывает разлом между собой как наличием и собой как возможностью», - говорит Сохань. Отсюда самоубийства, которые обязательно присутствуют в историях, связанных с роковыми женщинами.

КОНФЛИКТ СОВРЕМЕННОЙ ФЕМИННОСТИ

Поскольку в классическом варианте Femme Fatale не озабочена собственными творческими задачами, это делает ее вписываемой в контекст традиционной культуры, которая отчуждает у женщин все их творческие способности в пользу мужчин. Роль Femme Fatale - это роль музы-вдохновительницы. Яркий пример воплощения этой роли в истории - жена Сальвадора Дали - Гала Дали. По мнению исследователя, она наиболее аутентично реализовала классический для этого типа сценарий отношений музы и вдохновленного ею гения.

Из современных женщин, по мнению Сохань, роковой можно назвать Карлу Бруни, которая также более всего известна чередой романов с творческими и влиятельными мужчинами. «И роковой не назовешь, к примеру, ту же Элизабет Тейлор, которая, несмотря на многочисленные браки и романы, была ярчайшей личностью, что высвечивается во всех ее ролях. Великая актриса, но не Femme Fatale», - считает исследователь.

В то же время Femme Fatale представляет собой абсолют феминных сил, которые вытесняет традиционная культура. Эти силы заключаются в способности женского к мощной индивидуализации не только себя, но и, прежде всего, Другого.

Всплеск интереса к феномену Femme Fatale в современной культуре, по мнению исследователя, отражает то, что женщины исчерпали предложенные феминизмом ролевые модели и ищут нечто, выражающее смысл женской судьбы в ситуации отрицания любого социально-политического и культурного давления. А это именно роковая женщина, поскольку ее образ, с одной стороны, архитипичен, а с другой, находится на противоположном полюсе от патриархального жертвенного образа женщины - матери-хозяйки, растворившейся в тотальной заботе о других.

«Одним из маркеров поиска женщинами особого пути реализации своей идентичности сегодня является появление и спрос на них всевозможных женских семинаров-тренингов, которые начинались как курсы стервологии, а затем модифицировались в многоликое разнообразие - от курсов Афродиты до уроков сексуального мастерства», - комментирует Сохань.

При этом практики современного общества демонстрируют рост нарциссизма.

«Современная культура имеет визуальный акцент, и включает подспудное соревнование - кто дольше и больше сфокусирует на себе взглядов и внимания других. Привлекает именно нарциссичность, то есть не тот, кто тебя разглядывает, а тот, кто поглощен собой. Последний культурный тренд - селфи, по сути, практика фиксации демонстративного любования собой», - говорит Сохань. В соцсетях, по мнению исследователя, в наиболее незамутненном и неотрефлексированном виде господствующие массовые стратегии выражают девочки-подростки . «Их фото отличает чрезмерная обнаженность и максимально отведенный от потенциального зрителя взгляд. То есть мало что понимая, юные фемины интуитивно моделируют нарциссизм и присущий ему соблазн, подозревая, что это самый эффективный способ влияния», - рассказывает Сохань.

Однако в реальной жизни, по мнению исследователя, современной женщине не хватает подлинного нарциссизма, то есть настоящей сосредоточенности на собственной женственности. «А различные практики современного массового общества породили, скорее, феномен имитационного нарциссизма», - считает исследователь.

СТРАТЕГИИ FEMME FATALE ОДИНАКОВЫ ПРИ ВСЕЙ УНИКАЛЬНОСТИ

Femme Fatale не соотносима ни с одним типом женщин, которые появлялись как преодоление традиционных гендерных ролей. Это всегда единичные случаи разрыва патриархальной культуры на фоне остального большинства. Парадокс в том, что сегодня подобная уникальность становится востребованной на массовом уровне.

Однако вряд ли роковая женщина может быть ролевой моделью для массовой женской аудитории. «Ее надо изучать именно в качестве абсолюта феминности, но рекомендовать в качестве ролевой модели все равно, что рекомендовать ницшеанского сверхчеловека в качестве ролевой модели для человека», - считает Сохан ь.

Тем не менее, несмотря на уникальность стратегии поведения и реализации себя в жизни, Femme Fatale одинаковы, а потому феномен доступен для исследований и нуждается в них - в силу серьезной трансформации социального поведения и запросов общества. «Нарциссическое ядро Femme Fatale ставит вопрос о регистрации нарциссических черт как в индивидуальной, так и в коллективной моделях идентичности современной женщины, что обусловливает характер запроса на “практики роковой женщины” и позволяет делать прогностические выводы о траекториях развития феминности в современном обществе», - говорит исследователь.

Проблема большинства режиссеров в том, что они стареют. Идеи оказываются значительно стары для более искушенного и нового времени. От чего, многие режиссеры не смогли достойным образов вписаться в новое столетие. Взять хоть Ричарда Доннера, который полностью выдохся. Эта участь последовала и достаточно известного режиссера Брайана Де Пальму . Увы, после «Глаз Змеи» его режиссерское чутьё оказалось исчерпано и качество лент начало резко падать. Что коснулось и качества данной ленты. Хотя в отличии от невероятно ужасной «Миссии На Марс», этот фильм смотрится еще более ли менее достойно. Брайана раньше можно было считать настоящим пионером жанра триллер. В данной ленте, мы видим достаточно ключевые элементы жанра. Разве что, не все из них играют на пользу данной ленты. Брайан достаточно ловко нагнал напряжение и динамику картине, во многом с помощью выбора цветов и света. Да и при том, что картина практически не богата на зрелищные моменты. Во многом, так же фильм спасает и достаточно удивительная находка скрещивания с Европейским кино. В атмосфере и стилистики определенных сцен, легко узнаётся то, что является основой большинства Европейских и арт хаусных лент. Тогда как, если бы фильм снимался в классической американской стилистике, то мы бы промолвили что-то типа, «Ну вот, Американцы совсем триллеры снимать разучились». Это спасло «Неизвестного» с Лайамом Ниссоном и спасло этот фильм. Отдельные моменты сняты чертовски красиво и эротично. Взять хоть невероятно эротичную сцену с Ребеккой Ромин и Рье Расмуссен . Обе женщины с безукоризненными телами и сцена выдержана настолько тонко и красиво, что порнографией это не назвать. Особо откровенной обнаженки нет. Но при этом, смотрится это невероятно эротично и эффектно. Как и сцена стриптиза в исполнении Ребекки Ромин . Конечно, почему бы стареющему режиссеру не снять фильм о женской красоте? Таким образом, Брайан повторил путь большинства режиссеров, которые поступают так же. А его эксперименты хоть как-то спасли фильм. Но при этом, от его фирменной стилистики тут не осталось ни следа.

Хороший сценарий всегда был половиной залога успеха любой ленты. Особенно триллера. Ведь придумать нечто новое, что способно держать зрителя в тайне по самый финал и обмануть там неожиданной развязкой, может далеко не каждый. Да и не у всех это получается сознательно. Сюжет данной ленты оставил весьма вторичные впечатления. С одной стороны, картину вытягивает некоторая таинственность, которая держится по самый финал ленты. При просмотре ленты, ты ощущаешь, что что-то тут не так. Особенно наблюдая за немного необъяснимыми мотивациями и действиями отдельных персонажей ленты. С другой стороны, сюжет картины полностью лишен вкусностей. В картине нет как визуального зрелища с некоторым количеством перестрелок, или хотя бы драк, так и содержательного. Под содержательным стоит отметить неожиданные повороты сюжета, обманные ходы и отвлекающие маневры.

В картине развивается сразу несколько действий, которые постоянно пересекаются и расходятся по несколько раз. Что в целом запутывает. Но будь это сознательное действие, то другое дело. В данном же случае, это получилось как-то не специально и поэтому, многое содержание картины становится непонятным. Хотя тут больше подходит слово «невменяемым». Понравился безусловно финал. Создатели развили идею, которая была создана «Открой Глаза» Алехандро Амнебара. Мол, что было бы, если бы я поступил по-иному. Что в целом, и доводит фильм до абсолютно альтернативного хода действий. В отличии от того, что мы видели уже до этого. Вот только смысла в этом я не увидел. Да и морали тоже. Разве что, кроме того, что фильм пропагандирует то, что женщины всегда были главными. Ведь мы мужчины привыкли демонстрировать свои желания и действия. Когда как женщины, во многом совершают свои действия и подталкивают нас к их выполнению, партизанскими методами.

Ребекка Ромин является бывшей моделью. Хотя всматриваясь в её великолепное тело и лицо, это становится пожалуй очевидным. Актриса только она ничуть не выдающаяся. Хотя несмотря на это, она мне всегда нравилась. Её игра тут выглядит настолько хорошо, во многом из-за того, что ей идеально подошел образ. С её кошачьими глазами и великолепной фигурой, она стала настоящей роковой женщиной, которая добивается своего, соблазняя всех и используя. На протяжении всего фильма она показывала своё великолепное тело. Но при этом, не показывала отдельные части своего тела. В том числе и грудь. Даже в постельной сцене. Эдакое поддразнивание зрителя однозначно пошло на пользу её героине. Антонио Бандерас всегда отлично смотрится с длинными волосами, которые уложены назад и в образа настоящих мачо. К моему удивлению, его героя мачо тут никак не назвать. Бандерас не побоялся сыграть достаточно слабого и возможно даже смешного дурачка, которая весь фильм покорно выполняет всё то, на что его толкает главная героиня. Словно послушный щеночек. Злодеи в исполнении Эрика Эбони и Эдуарда Монтута меня не впечатлили. Оба сильно переигрывали и смотрелись в образах злодеев, слишком карикатурно. Да и Монтут для меня слишком ассоциируется со своим комичным образом из «Такси». Отдельно хочется выделить модель и начинающую актрису, Рье Расмуссен , которая позже снялась в «Ангел-А» Люка Бессонна. Сыграла она просто великолепно. А самое главное, практически без единого слова и вытягивая роль исключительно своим выражением лица. Да и своим прекрасным телосложением. Лесбийская сцена с её участием, действительно захватывает благодаря впечатляющим формам Рье , которые демонстрируются во всей красе.

Музыку создал Оскароносный Рючи Сакамото , которому удавалось не раз работать с Брайаном . Наличие многочисленных премий Рючи , уже говорит о его таланте. Музыка к данной ленте получилась достаточно интересной. Как отдельное музыкальное произведение, фильм выделять крайне сложно. Потому что, ты в него не вслушиваешься при просмотре ленты и практически забываешь звучание. Когда как при просмотре ленты, музыка смотрится очень идентично на фоне ленты и с ней невероятно классно гармонирует.

Моя оценка картине

Исключительно экспериментальная работа. Максимум из арт хаусного и Европейского кино. Минимум из стиля Брайана Де Пальмы. Фильм ни о чём, который является лишь одой женской красоте и той силе, которой обладает каждая. Фильм понравится далеко не каждому мужчине. Когда как большинство женщин, я думаю останутся довольными от того, что женщина наконец-то предстала не в образе жертвы, а охотницы. Так что, смотреть вам фильм или нет, решайте сами.

Она села за соседний столик. Красная юбка в тон губ, за которыми спряталась белоснежная улыбка. Блузка с аккуратным вырезом, дающим место фантазии. Уложенные волосы, дорогие часы и взгляд женщины, которая знает, чего хочет в этой жизни. Прям героиня классического детективного романа 50х с сигаретой в мундштуке и коварным планом расквитаться с бывшим мужем, Скарлетт О’Хара нашего времени. На ум невольно пришло «роковая».

Мое же отражение в зеркале говорило явно об обратном. Джинсы в дырках, конвера, волосы стянутые в пучок. Сижу в сотый раз перечитываю «12 стульев» в единственный свободный день от работы и совсем не жду ничего интересного. На минуту захотелось быть вот такой же фатальной, как женщина за соседним столиком. Кататься на яхте с бокалом вина, получать дорогие подарки, а взамен разбивать сердца и знать, что не одно из них меня не забудет.

Этакая женщина-паук, медленно затягивающая жертву в сети

А знаем ли мы, кто же все-таки они, эти роковые женщины, и как нам, обычным самаритянкам, ими стать? Интернет пестрит характеристиками роковой красотки. И в основном все они сводятся к тому, что это та, кто точно знает, что нужно мужчине и умеет этим пользоваться. Этакая женщина-паук, которая медленно затягивает выбранную жертву в свои сети. Разлучница, которая заставляет приглянувшегося ей кавалера свернуться калачиком у ее ног, чтоб она могла его переступить и не обернуться. А бедняга так и будет всю жизнь вспоминать и сожалеть. Рок, вот кто они такие.

Оказывается, история нам преподносит немало примеров фатальных дам, которые рушили не только судьбы мужчин, но и целых стран. Взять к примеру Елену Прекрасную, которая своей красотой не просто сводила мужчин с ума, она стала причиной грандиозной войны. Клеопатру, по велению которой распалась могучая Римская империя. Мата Хари, женщину знавшую секреты десятков стран.

Литература и кино пестрят не менее ярким образами роковых красоток: булгаковская Маргарита, Наташа Ростова, маркиза де Помпадур, Марлен Дитрих и Грета Гарбо с сигаретой в красных губах. Да вспомнить хотя бы Шерон Стоун и ее ножки в «Основном инстинкте», мне кажется, я б тоже сошла с ума.

Ну а что же тянет сильную половину человечества к их ногам? Красота? Необязательно. Скорее умение себя преподнести и уверенность, что недостатки могут нравиться так же, как и пухлые губки или стройные ножки. Высокие каблуки, строгое платье с соблазнительным вырезом на спине, само собой красная помада, и копна шикарных волос – и любая становится уверенной в себе львицей.

Роковая женщина в совершенстве овладела искусством флирта, при этом зная, где надо остановиться. Она в меру откровенна, чувствительна и строга. Она щелкает мужчин, как орешки, точно угадывая, что ему нужно в этот момент: слушать, быть услышанным или ласка. И уж точно добьет любого, кто не до конца поддался ее чарам, своим пикантным чувством юмора и образованностью. Да, девочки, да, мужчины очень ценят ум в своей женщине. И неважно, на одну ночь она с ним, или на всю жизнь.

Но самое главное, без чего ни одна красотка не станет роковой – это сексуальность. Естественная и разрушительная. Каждое ее движение, каждый ее вздох как будто спрашивает «Ты меня хочешь?». И, черт побери, да. Ее хотят все.

Но счастливы ли они, эти фатальные женщины? Ведь можно всю жизнь играть мужчинами и так и не найти своего. Разрушительная сила, бурлящая энергия их естества, просто наверняка не дает им прибиться к тихой гавани и жить спокойно и размеренно. Создавать семью, воспитывать детей – это единственное, что им не под силу. Они проживают десятки жизней за одну, переплетают в своей тысячи судеб, но так и не перестают играть. Ведь если бы не эта игра, жизнь была бы такой скучной. И знаете, девушка за соседним столиком вдруг показалось мне ужасно одинокой...

Спустя двадцать минут размышлений и три чашки кофе я твердо поняла: нет, я не хочу быть роковой. Да и вряд ли у меня бы вышло. Все-таки la femme fatale не становятся, ими рождаются. И разве стоят десятки побед той одной, что случится однажды и продлится всю жизнь?


«Я с тобой играю, как с игрушкой, Как с бездушной куклой детских лет, И в набитую ватином тушку Я воткну пластмассовый стилет...» Неизвестная поэтесса с бескрайних интернет-просторов

«...Иду я, такая красивая, а мужики вокруг падают, падают, и сами собой в штабеля укладываются!» - мечтала Тося Кислицына из кинокомедии «Девчата», и наверняка у нее были миллионы розовощеких единомышленниц. Спустя годы мечтательницы выросли и несколько подкорректировали грезы: пожалуй, не надо, чтобы сотни мужиков падали и укладывались, достаточно одного, максимум двух – чтоб про запас. А некоторые не изменили мечте, разбивание мужских сердец поставили на конвейер и удовлетворенно вздыхали, слушая песню Меладзе про «Текилу-любовь»: «Она река моя, я посреди нее стою на якоре…».

Кто они, эти слушательницы? Узнать их легко по каблукам-стилетам, провокационным нарядам, голосу с волнительной хрипотцой, бьющей через край истоме и сексуальности, дьявольским очам с поволокой. Это – роковые женщины, le femme fatale, фам фаталь, как говорят французы. А еще за их плечами – горы павших на поле битвы за любовь, то бишь куча , где проигравший поклонник метнул к ногам триумфаторши честь, семью, принципы, ну и, до кучи, жизнь и кошелек. Естественно, фам фаталь не таскает за собой тележку, груженую телами павших и падших. Но эта мадемуазель сделает все, чтобы окружающим стало известно о ее роковом влиянии на судьбы мужчин. Потому что это – часть обязательной пиар-компании…

Принято считать, что от чар роковых женщин мужчины теряют головы и ломают судьбы, а «однополчанки» их боятся и ненавидят. И завидуют: мол, повезло же некоторым родиться с колдовским даром. А мы попробуем развенчать мифы и убедить: фам-фатали – это несчастные бабы, которые ничегошеньки не могут создать, им под силу только разрушать. Они и хотели бы, да не могут остановиться на одном-единственном избраннике, гарцевать из одной постели в другую – их вечный удел. Их не бояться, а пожалеть надо.

«У них особенная стать…»

А почему, собственно, их нарекли «роковыми»? С чего понадобилось пафосно упоминать Рок и Фатум, когда вертихвостка кружит головы дяденькам? Прозвали их так, потому что данные барышни роковым образом повлияли на мужские – сподвигли стреляться на дуэли, сигануть с обрыва, бросить институт, из ревности набить морду боссу, полоснуть по венам бритвой. То есть внесли разрушительные изменения в жизнь отдельно взятого мужчины. А вот если избранница заставила «подопечного» поступить в вуз, убедила завязать с выпивкой и друзьями-идиотами, помогала писать «Апрельские тезисы» и сделать революцию – не бывать ей роковой. Потому что она созидает, а для присвоения звания «фам-фаталь» нужно разрушать и мучить.

Так чем же владеет роковая красотка, какими методами и средствами берет в плен своих чар? Кстати, сразу оговоримся: несмотря на комплимент «красотка», эта дама может быть вполне себе заурядной внешне. С конопушками на носу и ногами явной кривизны. Но в чем ей точно не откажешь, так это в эффектности. Фам фаталь умеет одеваться, не всегда супер-модно, но обязательно делая ставку на сексуальность, так что декольте, каблуки, броские украшения - велкам. Демонстрирует крайнюю уверенность в себе, унижаться и заискивать не станет, ее принцип – «сами придут и предложат».

Как правило, эти искательницы приключений хорошо образованы и умны, потому что одной лишь исполинской грудью и красными губами свести мужчину с ума сложновато. Им также приписывают отменное чувство юмора, подкупающую самоиронию. А вот с чем им точно повезло, так это со знанием мужской психологии. Чаще всего эта мудрость дается от природы, врожденный дар. И, наконец, – секс-якорь, верное и надежное средство. Роковая женщина дразнит мужчин кажущейся доступностью, манит и обещает, и в какой-то момент уступает ухаживаниям. Чтобы после получаса мурлыканий встать, отряхнуться, как курочка, и, театрально надломив бровь, трагически молвить: «Поди прочь, мы не можем быть вместе. Я погублю тебя, меня страшиться надо!» Может, конечно, и без высокопарного бреда, суть одна – ускользнет, оставив несчастного с мозгами набекрень и неразрешимым вопросом: «Что не так? Чего она взбеленилась? О, коварная, роковая!». Секс-крючок действует безотказно, поскольку красота, в принципе, вторична, а вот от секса существует физиологическая зависимость. И фам фаталь умеет убедить мужчину, что только с ней особенно ярок, хорош и желанен.

А теперь несколько странных совпадений: роковые женщины предпочитают разбивать сердца небедным мужчинам, прямо закономерность какая-то. За их счет, в принципе, и существуют, с покорным вздохом и вымученной улыбкой принимают подарки, не визжат при виде бриллиантов, но благодарят загадочной улыбкой и чем-то еще. Люди знающие говорят, что в просторечном лексиконе для такого женского поведения есть емкое слово из пяти букв, но оно нецензурное, так что пусть остаются «фам фаталь».

«…Так Пушкин влюблялся, должно быть,
так Гейне, наверно, любил…»

Такое впечатление, что роковые женщины остались в прошлом. И было их – раз-два и обчелся. Лиля Брик, Лу Саломе, Гала Дали , ну и книжные образы - Кармен, Манон Леско, Настасья Филипповна . На самом деле, добра этого хватало всегда. А вышеупомянутые дамочки потому вошли в историю, что имели отношения не с простыми смертными, а с очень даже известными кавалерами. И огонек чужой славы светил и на них. Заодно неслабо «подогревал материально».

Приснопамятная Лиля Брик, например, вполне себе пользовалась благами, которые давала слава поэта Владимира Маяковского. При этом беззаветно любила законного мужа Осипа Брика, о чем в мемуарах оставила шокирующее признание: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал...» Кстати, вот вам рецепт «фам фатальности» от мадам Брик: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье». А потом можно куснуть кормящую руку, заявив в кругу друзей: «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой – рифмой. Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». Эта же «царица Сиона евреева» очень переживала, если поэт вдруг увлекался другой женщиной, и прилагала все усилия к возвращению кавалера.

Не отличалась духовной возвышенностью и супруга гениального безумца Сальвадора Дали. Гала была не просто заурядной внешне, она была откровенно некрасива. Меняла , шикарно существуя на деньги мужа. Нет ни одного убедительного свидетельства ее выдающегося ума и душевной широты. Но есть художник, творения которого провозгласили великими и «назначили» их вдохновительницей Галу, так и возникла общая истерия по поводу ее фатальности. Хотя тысячи мужчин общались с госпожой Брик и с Галой и никаких «странностей» не заметили. Может, дело в мужчине? Недаром бытует ироничный афоризм: «Не существует роковых женщин, есть только роковая глупость мужчин».

Именно так, говорят психологи, роковые женщины - продукт, порожденный ожиданиями слабых мужчин. Ни один психически уравновешенный мужик не станет жертвой разрушительницы. Жертвы роковых женщин, как правило, вечные мальчики, инфантильные, нуждающиеся в «крепкой женской руке». Даже если на первый взгляд это лидеры и стопроцентные мачо. А еще такие мужчины испытывают болезненную тягу к сильным отрицательным эмоциям - они дают им необходимый адреналин. Вот и подсаживаются мытари на адреналиновую муку, которую в изобилии дают агрессивные, непостоянные дамы. Они-то и поддерживают миф о роковых феминах. Гениально по этому поводу сказал великий Вертинский: «Я могу из падали сочинять поэмы, я люблю из горничных делать королев».

Пожалейте королеву

Откуда берутся роковые женщины, почему некоторые не расстаются с мечтой Тосей Кислицыной? Ответ психологов – из , не слишком благополучного и счастливого. Где отец был ничтожен и презираем, а мать всегда доказывала свое превосходство. Вместо того чтобы дарить дочери тепло и любовь. Поэтому единственно возможная модель поведения для выросшего создания – игра под названием «я лучше тебя». Поклонники, кавалеры и любовники будут меняться постоянно, количество никогда не перейдет в качество.

Еще одно горе «пиковой дамы» - она не способна сама полюбить. Потому что считает это слабостью, боится открыть сердце, «подставиться», страшится быть униженной. Однако, на свое счастье, не считает себя в чем-то обделенной, единственный ее кошмар – потеря молодости и «товарного вида». В итоге женщина сама сидит на крючке, она обречена на вечную игру с известными условиями – влюблять в себя мужчин и бросать их. И вот ведь какой парадокс – за всем этим стоит чудовищная неуверенность в себе и заниженная самооценка, преподносимая как завышенная, как королевский статус. Но уверенная в себе женщина не станет играть в эти игры, не будет кому-то доказывать свое превосходство, найдет одного-единственного, выйдет замуж, нарожает детей и будет спокойно жить. Откладывая деньги на летний отдых и стиральную машинку «Индезит».

Как ни казалась бы заманчивой роль роковой красавицы, которая идет по жизни смеясь и кружит мужчинам головы, ничего хорошего и романтичного здесь нет. Расплата за роман с ней – глупый поступок, загубленная семейная жизнь, пущенная под откос карьера. И что же привлекательного в этих руинах?

Если вам "повезло" ощутить влияние фам фатали на собственную семью, не поддавайтесь панике. Не такая уж она роковая, чтобы с ней не справиться. Мощное оружие против ее приемов – жалость и смех. Поэтому не возбраняются ненавязчивые разговоры о нелегкой женской доле вашей соперницы, дескать, пора рожать, а она все птичкой божьей порхает. Вслух пожалейте мужчин, которых хищница уже пережевала и выплюнула, усмехнитесь их незавидному положению. Больше, чем отвергнутым, мужчина боится показаться смешным. Вот и обрисуйте ему перспективы (весьма реальные) стать посмешищем.
А вообще-то все женщины в чем-то фатальны. Вы за любимого, родили ему детей, убедили бросить экстремальные гонки и приучили к ремню безопасности в автомобиле – разве не повлияли на его судьбу?

Доброго времени суток))

Прекрасную половину человечества поздравляю с наступающим праздником, желаю всего самого доброго и светлого 🙂

В предпраздничной статье предлагаю развлечься и прочесть о неординарных женщинах, которых часто именуют роковыми. Можно восхищаться ими, можно ненавидеть, но остаться равнодушными к их историям сложно.

Женщина… Существо тонкое и ранимое, страстное и загадочное.

Но среди всех прекрасных дам во все времена были те, говоря о которых употребляли совсем другие эпитеты. Их назвали «роковыми женщинами» – femme fatale.

Ради них мужчины совершали безумства и затевали войны, в их честь называли звезды и строили города, им посвящали стихи и запечатлевали их на полотнах, их обожествляли и проклинали.

Роковая женщина… Что это значит? Почему их имена остались навечно записанными на скрижалях истории – хотя далеко не все они были умницами-красавицами? Их секрет совсем не в идеальной фигуре и неординарных внешних данных. Свыше им был дан другой «талант» – покорять. Они сводили мужчин с ума, разбивали сердца и семьи, перед их чарами не мог устоять никто...

Роковые женщин какиеже они были? Жестокими и холодными или, наоборот, страстными и влюбчивыми? Дарована ли им была возможность обрести счастье в любви или «клеймо» femme fatale стало их проклятием? Яркие и неординарные личности с безумной энергетикой и потрясающей харизмой, они становились музами для поэтов и художников. Ими восхищались цари и императоры. У каждой из них было множество поклонников и хотя бы одна Великая История Любви…

История любви эксцентричного художника-сюрреалиста и Елены Дьяконовой, ставшей его женой, музой, подругой, а заодно и матерью, известна, наверное, всем. Они встретились, когда Гала (Галиной называла Елену мать, а затем представлялась и она сама, ударение же «переставил» французский язык) приехала в гости к Дали вместе со своим мужем – поэтом Полем Элюаром и дочерью.

Чуравшийся до того времени женщин, как чумы, сумасбродный художник влюбился сразу. С первого взгляда. Он потерял покой и сон, не мог работать, думая только о Ней.

Гала принимала знаки внимания и поклонение Дали как, само собой, разумеющееся, но и от мужа не уходила. Несколько лет существовал «любовный треугольник» Элюар-Гала-Дали. Но, в конце концов, Сальвадор Дали и Гала, несмотря на разницу в возрасте (Гала была старше на 10 лет), все же поженились. И прожили вместе 53 года – до самой ее смерти.

Для Дали она была всем – главным источником вдохновения (даже свои работы он подписывал Гала-Сальвадор Дали), «финансовым директором», агентом, моделью, любовницей и заботливой «мамочкой». Она взяла на себя все, позволив ему сосредоточиться только на творчестве.

Он же боготворил ее до самой смерти. Он потакал ее капризам и разрешал иметь столько любовников, сколько хотелось отчаянно цеплявшейся за уходящую молодость жене. Он купил ей замок и пошел на нарушение закона, выполняя ее последнюю волю (Гала просила похоронить ее в любимом замке Пуболе, а перевозить умерших по испанским законам было нельзя).

А похоронив свою музу, Дали утратил и часть себя… Он прожил еще 7 лет. Но больше ничего не написал, постепенно погружаясь в пучину безумия. В те же редкие моменты, когда его сознание не терзали демоны, он просто сидел и смотрел в никуда – словно просто ждал, когда же придет время, и он сможет отправиться туда, где ждет его она. Его Любовь. Его Муза. Его Гала.

Полина Виардо и Тургенев

Драматическая история любви великого русского писателя и французской певицы стала хрестоматийным примером любви безответной и вечной.

Полина Виардо, по словам современников, была «отчаянно некрасива» – похожая на цыганку (давали знать о себе гены папы-испанца), сутулая и с глазами навыкат. Но как только она начитала петь, об этом тут же забывали. Ее голос был создан для оперы – «горький, как померанец», завораживающий и магнетический.

Пал жертвой голоса 22-летней оперной дивы и молодой Тургенев. Его не останавливало даже наличие у избранницы мужа (впрочем, судя по количеству «павших» к ногам Виардо, ее тоже не очень смущал это факт).

Сорок лет Иван Тургенев провел на правах «друга семьи». Он веселил любимую своими историями, учил ее русскому языку, последовал за нею во Францию после окончания гастролей и даже подружился с ее мужем. Он ездил за ней всюду, рассорившись с матерью и забыв о родине, и все свои произведения давал читать первой ей – женщине, которая стала для него смыслом жизни.

Несколько раз писатель пытался избавиться от наваждения, заводя непродолжительные романы в России. Но – безуспешно. Стоило Полине лишь «позвать» его, как Тургенев бросал все, и мчался к ней на крыльях Великой Любви. Он был готов на все, лишь бы быть с ней рядом – даже в роли дворника. Он страдал, ревновал ее к любовникам и не находил места в разлуке.

Долгое время считалось, что отношения их так и остались на уровне платонических. Однако косвенные факты говорят о том, что отцом одного из сыновей Полины Виардо является Тургенев. Но как бы там ни было, певица воспитывала не только своих детей, но и внебрачную дочь писателя, и до самой смерти была его бессменной музой, хотя сама и ни на йоту не походила на «тургеневских девушек». Она и закрыла глаза умершему на ее руках великому писателю и самому верному своему поклоннику.

Лола Монтес

Мария Долорес Элизабет Розанна Джилберт. Она же – графиня Ландсфельд. Она же – Лола Монтес, танцовщица и актриса.

Семнадцатилетняя Лола Монтес (тогда еще носившая имя Элиза Джилберт), выходя замуж за молодого британского офицера и оправляясь с ним в далекую Индию, явно не думала о том, что в будущем ее ожидает карьера танцовщицы и авантюристки. Как и о том, что в числе ее поклонников будут Дюма, Лист, Бальзак и даже сам баварский король Людвиг I.

Брак юной чаровницы продлился недолго – всего 5 лет. Вернувшись домой с любовником, Элизабет принимает судьбоносное решение – заняться танцами и сменить имя, выдав себя за испанку. Всего за несколько лет ей удается прослыть великолепной танцовщицей и возмутительницей спокойствия (на ее концертах в Варшаве частенько проходили протестные акции, за что Лолу и «попросили» удалиться из города, в Берлине она ударила кнутом жандарма, а в Петербурге сняла и бросила со сцены в зал подвязку).

Но мало ли таких танцовщиц было в истории! А вот фаворитками королей удавалось стать лишь немногим. Не говоря уже о тех, кто вместе с благосклонностью монарха получал и высокий титул. Всего за 6 недель Лолите, как называл ее Людвиг I, удалось стать «некоронованной королевой»: 60-летний любовник отдал ей свою карету, подарил роскошный особняк, назначил огромное содержание, изменил завещание и заставил министров дать ей титул графини.

Она же ходила по улицам в мужском костюме, с огромным догом, хлыстом, пистолетом и сигаретой, пытаясь таким образом бороться за равноправие полов. Она не вставала, когда король входил в ее ложу в театре, и постоянно вмешивалась в политику.«Благодаря» своему вызывающему поведению, взрывному темпераменту и, мягко говоря, «сложному» характеру, Лола Монтес буквально расколола степенное баварское общество на тех, кто был «за» нее и «против». Отставка кабинета министров и студенческие манифестации, которые привели к закрытию университета, были лишь началом. Обстановка накалялась и, в конце концов, Людвиг отрекся от трона. Но не от «своей Лолиты».

Еще несколько лет он фактически содержал бывшую фаворитку, переехавшую к тому времени в Швейцарию. Дорогой отель, лошади, мебель, карты… Если пересчитать на современную валюту, то выйдет очень «круглая» сумма – за 2 года Людвиг потратил на прихоти любовницы около 2,5 миллионов евро.Позже меркантильная красавица умудрилась выгодно продать отставному любовнику его же письма, а у его «преемника» шантажом выманила деньги за отказ от публикации пикантных мемуаров.

Затем был еще один брак (причем с первым мужем она так и не удосужилась официально развестись), бегство от судебного преследования за «двоемужество» в Америку, успешная карьера танцовщицы и актрисы за океаном, еще один брак, гастроли в Австралии и – неожиданный разворот в сторону религии. Став прилежной христианкой, Лола Монтес регулярно посещает церковь, помогает куртизанкам и … умирает от воспаления легких в возрасте 39 лет.

Марта Скавронская и Петр 1

Скавронская Марта Самуиловна более известная как Императрица Екатерина I – вторая и любимая жена Петра I. Ее жизнь похожа на роман: сирота из бедной крестьянской семьи, безграмотная служанка, юная жена шведского драгуна, «военный трофей» графа Шереметова, любовница князя Меншикова и, наконец, фаворитка самого «государя императора», Марта стала не только законной супругой Перта Великого, но и Первой Императрицей и Самодержицей Всероссийской.

Приняв православие и сменив имя, она осталась все той же ласковой и терпеливой девушкой, единственной, кому удавалось «укрощать» буйный нрав Петра и снимать мучившие его приступы жесточайшей головной боли. Легкий характер, природное обаяние, женская мудрость и нежность принесли свои плоды – оправляясь в военный поход, царь повелел считать Катерину своей законной женой. А она, как и надлежит преданной супруге, оправилась с мужем на войну, несмотря на 7-ой месяц беременности, и была там ему надежной и верной помощницей.

Петр, о гневливости и крутом нраве которого слагали легенды, обращался к ней необычайно нежно – Катеринушка. Он не стеснялся признаваться жене в том, что скучает без нее, и был к ней безмерно привязан. Она же появлялась везде, где был Петр – на военном смотре и спуске корабля, торжественных церемониях и праздниках.

Они были неразлучны все 20 лет – до самой смерти Петра I. Екатерина родила мужу 11 детей и всегда была уверена в любви своего грозного супруга, смеясь над его любовными похождениями, о которых он же ей и рассказывал всегда заканчивая свое повествование словами: «Ничто не может сравниться с тобою».

Лиля Брик и Маяковский

История этой любви началась внезапно, как удар молнии в тот самый момент, когда Владимир Маяковский увидел Лилю Брик. Надо сказать, в дом его «ввела» младшая сестра Лили – Эльза, которая в ту пору встречалась с начинающим поэтом.

Влюбившись «безвозвратно», Маяковский долго добивался любви своей Единственной и Неповторимой.

А потом пришел в дом к Брикам, чтобы просто поселиться там, рядом с Ней. Она согласилась. Муж не возражал. Так они и жили – втроем, в искрящемся от высокого напряжения любовном треугольнике. Лиля не собиралась жертвовать ни своими увлечениями, ни свободой времяпрепровождения.

Маяковский, не отличавшийся терпеливостью и уравновешенностью, безумно ревновал, бил посуду, крушил мебель, устраивал сцены и – посвящал ей стихи. Ося, как более мудрый и опытный, успокаивал его, уговаривая не переживать – ведь Лиля – это «стихия». А со стихией, как известно, не поспоришь…

Сложные и запутанные отношения длились 15 лет. Лиля то «отлучала» Маяковского от себя, стимулируя, по ее словам, его творческие порывы, то вновь приближала… Он пытался уйти, связываясь с другими женщинами, но «срывался», и вновь возвращался к Ней.

Про подарок Маяковского Лиле я уже писала в статье про .

Точку в этой истории любви поставил выстрел, оборвавший жизнь Маяковского. Лиля же прожила долгую жизнь, пережив и любимого Осю, и своего второго мужа. О своем магнетическом воздействии на мужчин она говорила так: «Нужно убедить мужчину в его гениальности и разрешать делать то, чего нельзя дома. Например, курить или ездить куда-то. А все остальное сделает красивое белье и дорогая обувь».

В 86 лет она, сломав шейку бедра, принимает смертельную дозу снотворного. Ведь та, кто была музой, не могла представить себя обузой…

Лучшие статьи по теме