Конспект занятия родительского клуба "Ваш ребенок - ученик".
Цели:
- Формирование активной педагогической позиции родителей.
- Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
- Вовлечение родителей в воспитание своих детей.
Оформление:
- Рисунки первоклассников на тему “Что мне нравится в школе? ”
- Изображение цветка.
- Плакат “Условия успешности обучения в школе”
Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс-тестирования, простые карандаши.
Ход занятия:
Вступительное слово.
Информационное сообщение
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок) , но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.
Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.
I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
- Опять сложите лист пополам.
- Снова оторвите правый верхний уголок.
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
II. Экспресс тестирование.
Ведущий: Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
- Моему ребенку нравится учиться в школе.
- Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
- Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
- К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
- В классе у него много друзей.
- Ему мало нравятся учителя в школе.
- Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
- Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине) .
- Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
- Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
III. Немного теории. Информация о психологической готовности ребенка к школе.
Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям. Основная причина - индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.
Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.
Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.
Именно поэтому понятие “готовность ребенка к школе” - комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.
IY. Работа с изображением цветка.
Цветок - это ваш ребенок, наш ученик.
Корни цветка - дошкольная зрелость.
Листья - общее психологическое развитие и саморегуляция.
Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.
Y. Работа с рисунками, изображенными на информационном стенде.
Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде. Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов.
Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.
Любой родитель задается вопросом: как же подготовить ребенка к обучению в школе. Мы предлагаем вам несколько рекомендаций:
- Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.
- Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.
- Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
YII. Сказка “Колобок” на психологический лад.
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
1. Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
2. По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
3. Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
4. Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
5. Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
- Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
- Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
- К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!
Желаем Вам всего доброго.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ ВАЖНЕЕ НЕ УЧИТЬ ЕГО ПИСАТЬ, А СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ.
Существует много игр и упражнений по развитию моторики рук.
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
- Конструирование.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
- Всасывание пипеткой воды.
- Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
- Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
- “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
- Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Цель. Дать участникам занятия посмотреть на себя со стороны.
Задачи.
- Обогатить формы игрового взаимодействия родителей с детьми.
- Создать условия для укрепления доверительных детско – родительских отношений.
- Формировать навыки уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».
- Продолжать развивать навыки общения, внимания, наблюдательности, умение выражать словами позитивный настрой к своему ребенку.
- Сплотить участников группы, повышение эмоционального фона.
Предполагаемый результат:
- родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребенком
- родители при помощи психолога чувствуют поддержку квалифицированного специалиста, что способствует у родителей веры в успех по вопросам воспитания детей
- играя, выполняя упражнения, родители учатся контролировать полученный результат, повышать собственную самооценку и радоваться успеху других родителей
Оборудование и материал к занятию: ободки с бантами, игрушечное сердце, волшебные очки, бумага, карандаши, маркеры, диски с музыкальным оформлением, ладошки, радостная шкатулка, облачка (силуэты сказочных героев), видеофильм "Откуда берутся дети?", воздушные шары.
1. Упражнение "Мы – дети"
Цель. Самопрезентация: оформление визитки (тренинговое детское имя), самопредставление.
Каждому участнику предлагается вспомнить то имя, или ласковое прозвище, которым его называли в детстве – отразить это в своей визитной карточке.
2. Просмотр видеофильма "Откуда берутся дети?"
Цель. Повышение эмоционального фона у родителей.
3. Упражнение "Закончи предложение"
Цель. Пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций. Прийти к общему согласованию и составлению единого образа «желанного» ребенка.
Каждой участнице предлагается продолжить предложение с фразой: "Я хочу видеть своего ребенка…"
4. Упражнение "Волшебное превращение"
Цель. Дать возможность участникам посмотреть на себя со стороны (т.е. детскими глазами).
Ведущий предлагает каждому участнику примерить "волшебные очки". С их помощью каждый родитель превращается в ребенка. Ведущий надевает бантики каждой участнице, подчеркивая тем самым "перенос" в детство.
5. Упражнение "Шкатулка с желаниями"
Цель. Через игру повышать собственную самооценку, учить контролировать собственный результат.
Каждый раз достаем из шкатулки желание мамы и выполняем его
А) Наши мамочки хотят видеть … умными ребят
Игра "Сказочное облачко"
"Дети" - родители протягивают ладошки, на которое опускается облачко с силуэтом сказочного героя. Необходимо сказать из какой сказки герой.
На раскрытую ладошку,
Опустилось облачко
Пофантазируйте немножко:
Кого оно напомнило?
Б) Наши мамочки хотят … видеть внимательными ребят.
"Дети" - родители повторяют музыкальное упражнение "У жирафа пятна…" за ведущим.
В) Наши мамочки хотят… видеть добрыми ребят.
"Дети" – родители называют добрые слова для своих мам, передавая при этом игрушечное сердце.
Г) Наши мамочки хотят… видеть трудолюбивыми ребят.
"Дети" - родители под музыкальное сопровождение, имитируют движения выполнения какой – либо работы (убирают, подметают, гладят, чистят и т. д).
Д) Наши мамочки хотят… видеть здоровыми ребят.
Участники каждый раз сжимают ладонь руки в кулак. Ведущий задает вопросы всей группе, предлагает сначала выслушать, затем если участники дают положительный ответ и соглашаются с вопросом – утверждением, тогда они выпрямляют руку с сжатым кулаком к центру круга, при этом громко произносят фразу: "Это Я".
Кто по утрам чистит зубы?
- Кто любит делать зарядку?
-Кто из вас сидел на горшке?
- Кто не моет руки перед едой?
- Кто из вас любит ходить босиком?
- Кто из вас не любит мыться?
- Кто здесь сейчас самый счастливый?
Е) Наши мамочки хотят… видеть дружными ребят.
"Дети" - родители выполняют упражнения за ведущим, где ключевыми словами являются слова "вместе", "улыбнемся", "ты и я", "мы – друзья"
Ж) Наши мамочки хотят… видеть веселыми ребят.
"Дети" - родители танцуют вместе с ведущим веселый танец "Раз, два, три…"
7. Упражнение "Добрая ладошка"
Цель. Поиск и использование собственных ресурсов.
Ведущий просит родителей на заготовке – детской ладошке написать слова – обращения к собственному ребенку. В центре ладошки назвать (написать) его тем ласковым именем, которое используется в обращении к ребенку в семье.
8. Рефлексия
Цель. Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.
Ведущий предлагает каждому участнику разукрасить воздушный шарик по своему усмотрению маркерами в соответствии с настроением, полученным в ходе занятия.
Примечание: упражнения могут варьироваться по желанию ведущего, так как у каждого педагога в копилках много игр и на внимание и на сообразительность и т.д. Главное в этом занятии, чтобы родители могли побывать и прочувствовать себя в роли «детей». Эффект от проведенного занятия превзошел все мои ожидания, так как компетентность родителей по воспитанию собственных детей поднялась на значительную планку вверх! А это для меня результат уже 2 –х летней работы в данном направлении.Литература:
- М.Кипнис.Тренинг коммуникации., М., Ось -89, 2006;
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми., Спб., Речь., 2007;
- О.Г. Прохорова. Основы психологии семьи и семейного консультирования., М., Творческий Центр., 2005
План-конспект комплексного занятия "В гости к нам пришла Матрешка" для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, совместно с родителями.
С 2009 года в МДОУ «Детский сад № 10» города Ярославля введена новая форма работы – консультационный пункт (КП) для оказания помощи родителям детей до 3-х лет, не посещающих дошкольные учреждения, имеющих аллергопатологию и стоящих на очереди в наш д/сад.
На КП работают следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Привлекаются специалисты ЯГМА. Руководителем данного направления является педагог-психолог.
Мы ставим следующие задачи: содействовать полноценному психическому и личностному развитию и социализации детей; оказывать консультативную помощь родителям по вопросам оздоровления, воспитания и развития ребенка раннего возраста с аллергопатологией.
Деятельность осуществляется на основании плана работы на учебный год.
Педагогом-психологом, музыкальным руководителем и учителем-логопедом разработан и проводится два раза в месяц в течение года, цикл совместных комплексных занятий и развлечений с детьми и родителям.
Задачи:
- Развивать у детей: интерес к совместной деятельности в коллективе взрослых и детей; умение принимать правила взаимодействия в группе; речевую активность, слуховое восприятие, двигательные навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку; сенсорные представления, интерес к продуктивным видам деятельности
- Привлечь родителей к совместной деятельности и игре с детьми
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Занятия имеют четкую структуру: вводную часть, в процессе которой налаживается эмоциональный контакт с детьми; основную часть, в ходе которой проводятся игры на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики; игры, воспитывающие умение слушать музыку, передавать простейшие игровые и плясовые движения, двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; игры, обучающие действиям с предметами; игры, которые знакомят с сенсорными эталонами (цвет, размер, форма) ; лексические игры, на которых дети усваивают простые слова, звукоподражания, накапливают пассивный словарь; продуктивную деятельность и заключительный ритуал - завершения занятия.
По окончании каждого занятия родителям выдаются памятки: комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, стихотворения для выполнения самомассажа дома, двигательные упражнения и игры и пр.
Занятие было представлено на конкурс «Мудрое слово» .
«В гости к нам пришла Матрешка»для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение (совместно с родителями)
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение воссоздать целостный образ предмета из его частей, знакомить с понятиями один, много, большой, поменьше, маленький.
- Формировать навыки простых танцевальных и игровых движений в соответствии с музыкой
- Обогащать речь именами существительными и используя звукоподражание.
- Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности.
Развивающие:
- Развивать творческую активность.
- Развивать координацию и мелкую моторику детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивости на музыку, игру, сказку.
- Воспитывать умение действовать соответственно правилам проведения образовательной деятельности.
- Вовлекать родителей в совместную деятельность, игры, танцы с детьми
Демонстрационный материал: аудиозаписи (музыкальное сопровождение) , театральная ширма, театр матрешек по сказке «Репка» , трех - составная матрешка, колокольчик, обруч.
Раздаточный материал: деревянные ложки (по две на ребенка и родителя) , целые и разрезные картинки матрешек по количеству детей, картинки с изображением матрешки формата А5, пластилин на тарелочках, влажные салфетки.
Ход занятия:
Звучит музыка, педагоги приглашают детей с мамами зайти в зал, где их встречает Матрёшка (музыкальный руководитель в костюме)
Педагоги:
К нам пришла матрёшка, и совсем не крошка!
Посмотрите, какая она красивая, нарядная.
Матрёшка:
Я, нарядная матрешка, все скучала у окошка.
Но куда это годится? Я хочу повеселиться
К вам пришла в гости я. Здравствуйте, мои друзья!
Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?
Педагоги:
Давайте, покажем Матрёшке, как мы умеем, здороваться.
Берите за ручки друг друга, вставайте ровненько по кругу.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ладошки» М.Картушина
Здравствуйте, ладошки! - вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка
Здравствуйте, ножки! - пружинка.
Топ-топ-топ! - топают ногами
Здравствуйте, щечки! - гладят ладонями щечки
Пухленькие щечки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щелк-щелк-щелк! - 3 раза щелкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперед, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.
Матрёшка:
Громче хлопайте в ладошки! Потанцуем дружно, крошки!
Педагоги:
Что Матрёшка будет выполнять, мы с вами будем повторять.
«Танец с Матрешкой» (дети с родителями по показу повторяют танцевальные движения)
Матрёшка: Ах, детишки, все на диво танцевали вы красиво! А сейчас мы посидим и что будет поглядим.
(Дети с родителями рассаживаются вокруг стола)
Матрешка: К ребятам в гости я пришла и корзинку принесла, а в корзинке то - матрешка, а матрешка эта - крошка (достаёт матрёшку - игрушку) .
Учитель-логопед:
А вы знаете матрёшкин секрет? Я вам его открою.
Смотрите, я матрёшку открываю… и поменьше вынимаю (педагог открывает большую матрёшку и достаёт поменьше) . Теперь у меня уже две матрёшки.
Педагог: Опять матрёшку открываю и ещё матрёшку вынимаю! (педагог открывает среднюю матрёшку и достаёт самую маленькую) . Вот, как много теперь у нас матрёшек.
Вот матрешка – мама, Вот матрёшки – дочки,
Ротики, как ягодки, Глазки словно точки!
Мама песенку поёт, Дочки водят хоровод.
(сопровождает рассказ показом)
Игра «Подружка для матрёшки»
Педагог-психолог: Посмотрите, в чудесной корзинке у Матрешки лежат красивые картинки (достаёт из корзинки целые картинки матрёшек и раздаёт их детям) . Ребята, хотите поиграть? (Достаёт из корзинки разрезные картинки матрёшек) . Соберите для своей матрёшки подружку (дети совместно с мамами собирают по образцу картинку матрёшки)
Педагог: Замечательно! Какие красивые у матрешек получились подружки.
Матрешка: Посмотрите, в моей корзинке лежат ложечки и скучают, ждут когда детки на них поиграют (достает ложки и раздаёт их детям) . А теперь в кружочек встали, и на ложках заиграли.
«Игра на ложками» русская народная мелодия «Барыня»
(по показу педагога на первую часть музыки дети играют на ложках, а на вторую - прячут ложки за спину. Игра повторяется.)
Матрёшка: В корзинку ложки положите. Пройдите, сказку посмотрите. (жестом приглашает детей к театральной ширме)
Сказка «Репка»
Педагог-психолог показывает сказку «Репка» , используя настольный театр матрешек (вовлечение детей в театрализованное представление: передача образов и действий героев жестами, мимикой, речью)
Матрёшка: Вот и сказке конец, а кто слушал- молодец! А теперь, мои друзья, вас зову на танец я!
Танец «Приседай» эстонская народная мелодия, обр. А.Роомере
(дети с родителями встают парами и выполняют движения по тексту)
Ребята, вы сегодня танцевали,
И с матрёшками играли,
И в награду вам, друзья,
Подарю матрёшек, я!
(дарит силуэты матрёшек)
Педагоги: Но что-то они не очень весёлые и не нарядные. Ребята, давайте поможем матрешкам и украсим их фартучки и платочки. А мамы помогут.
(Дети с мамами проходят за столы, украшать матрешек)
Лепка «Украсим матрешку» .
(Дети отщипывают кусочки пластилина, скатывают шарики и украшают ими фартучки и платочки матрешек) .
Звенит колокольчик.
Педагоги: Хорошо повеселились, поплясали, порезвились. Но колокольчик зазвенел, попрощаться нам велел. (Педагог выносит обруч. Дети, родители, педагоги и матрешка берутся за него руками. Опуская и поднимая, произносят «Молодцы!» )
Скажем матрешке: «До свидания» (матрешка прощается и уходит. Педагоги прощаются с ребятами и родителями)
Используемая литература:
- Педагогическое сопровождение развитие ребенка, не посещающего ДОУ: методические рекомендации к программе. Часть 1./ Сост. О.В. Тихомирова, Е.В. Коточигова, - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010
- И.Каплунова, И.Новоскольцева. Ясельки: Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением - СП. Невская нота, 2010
- К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003