Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Зеленые святки когда празднуют? Зеленые святки Вывод по теме зеленые святки

Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии Кононенко Алексей Анатольевич

Зелёные святки

Зелёные святки

Согласно древним летописям, Зеленые святки (праздники) у славян были во время Русалий или же это были те же самые Русалии. С глубокой древности Зеленые святки – праздник расцвета деревьев, пышного роста зелени, начала лета. Зеленью, травами и зелеными ветвями украшали помещения и подворье.

Во времена христианства Зеленые святки были приурочены к Троице, на седьмой неделе после Пасхи, потому постоянных дней в календаре они не имеют. От Зеленого воскресенья (50-й день от первого дня Пасхи) неделя называлась Зеленой, Гряной, Навьей, Русальской (Русальной), Клечальной неделей . Чаще всего Русальная неделя начиналась после Троицы в Духов день и была до дня Всех Святых. В четверг на Зеленой неделе – Навий Великдень .

Все ритуалы Зеленых святок должны были накликать дожди, обеспечить плодородие, хороший урожай.

Общие элементы Зеленых святок и купальских праздников свидетельствуют о том, что у славян-язычников был целый цикл праздников, которые заканчивались праздником летнего солнцестояния, праздником соединения небесного огня и воды – Купалой. Назывались эти празднества Русалии.

Готовясь к Зеленым святкам, славяне украшали свои жилища (клечали) зельем, зеленью, травами, цветами, ветками.

Ритуал клечания берет начало в древних традициях праздника почитания природы. В эти дни хозяин обрезал ветки деревьев, хозяйка собирала отдельные травы и цветы, украшала этой зеленью жилище и подворье.

В давние времена в эти дни славяне давали имена детям, подрезали волосы. Известный в народе обряд пострижины исполняли в эту пору – подрезанные на клечальницу волосы лучше растут, будут густыми и красивыми.

Христианство пыталось отстранить этот обряд, но не смогло и приняло его. Доныне украшают хаты, подворья и церкви. Зелье, цветы, ветки, молодые деревца также называют клечанием. Считали, что на клечание отдыхают души предков, которые приходят в родные жилища весной. Этот обычай – отголосок почитания зелени, природы древними славянами. В этот день вокруг высоких жердей, украшенных травой и цветами, водили ритуальные хороводы.

Нынешние Зеленые святки, имея много языческого, древнего, тесно переплелись с традициями христианской веры.

Народные предания о Зеленых святках в основном более поздней, христианской тематики. Они в свете новой веры трактуют языческие основы праздников.

Основные сюжеты этих преданий о том, что Петр, Павел и Бог на пути из Иерусалима втроем отдыхали под дубом (потому – Троица, потому – три дня праздников); а также о том, что Бог озеленил всю землю (в честь этого празднуют Зеленые святки).

Накануне Зеленых святок во многих местах поминали умерших родичей. Субботу перед Зеленым воскресеньем называли «дедовой» (укр. «дидивной»).

В четверг на Зеленых святках поминали самоубийц-утопленников, висельников – Навский Великдень, Русалкин Великдень, или еще Сухой четверг. Сухой – потому, что в этот день, по поверьям, нельзя деревья рубить и траву рвать, ибо все, к чему прикоснешься, засохнет. В этот день русалки сушатся, и люди просушивали одежду из сундуков на воздухе. Остатки древнего праздника сохранились в играх, которые еще в начале прошлого столетия были ритуальными: гуляния вокруг «сухого дуба», возле которого разжигали огонь; игра «горелки» и пр. В обряде и почитание природы в образе дуба, и принесение жертвы дубу, который воплощает природу. О жертвах славян дубу на Днепре свидетельствует еще византиец Константин Багрянородный. В ритуалах и играх сохранилось обрядовое угощение. Во времена христианства пищу начали святить в церкви, а потом устраивали общую трапезу на кладбище, оставляли пищу на могилках, угощали убогих. Женщины, у которых умерли дети, угощали на Зеленой неделе (в четверг) яблоками, печеньем, сладостями соседских детей.

Со времен язычества сохранился обряд выхода в зеленые поля – обход царины , который должен был содействовать плодородию. Жрецов, которые вели людей в поле, в христианстве сменили священники, которые святили поле. Еще они святили криницы, что должно было накликать дожди. На Зеленые святки вывозили пчел в поля.

Культ растений у славян подтверждают ритуалы, главными персонажами которых были чучела, украшенные деревья, а то и люди, украшенные зеленью. Большинство ритуалов, связанных с культом растений, исполнялись на Зеленые святки, как Коструб, Кострума Тополя, Додола.

В понедельник Зеленой недели (в некоторых местах – в воскресенье) известен обряд – вождение и проводы русалок . Парни и девушки в венках шли к рекам, озерам и устраивали хороводы в честь русалок, обливались водой.

Особенно чтили на Зеленой неделе водяных и полевых духов – русалок, мавок, которых древние славяне считали девами плодородия, хранительницами дождя, небесной влаги. Празднества в их честь должны были, по представлениям славян, обеспечить хороший урожай. Во времена христианства русалок было отнесено к нечистой силе, потому их начали бояться и оберегаться от них. Верования в то, что русалки празднуют один раз в год на Зеленые святки, в народе сохранились, потому уважали этот праздник, старались поступать так, чтобы русалок не обидеть. По народным преданиям, русалки не любят, когда в их праздник кто-то работает (мажет или белит хату, шьет, прядет, вышивает) – за это они вредят. Не ходили в лес, к реке, в поле, чтобы не встретить русалок.

На Зеленой неделе молодежь устраивала общее угощение – складчину.

В понедельник после Зеленой недели отмечали розыгры . На Гуцульщине, на Виннитчине розыгры считали праздником умерших девушек – русалок. Якобы они выходят в лес, в рожь, к воде и щекочут до смерти прохожих. В этот день не ходили в лес, особенно вечером.

В разных регионах женские празднования известны под разными названиями: дядины, гонение коршуна, бабское пущенье. Но везде праздновали исключительно женщины, и главным элементом праздника было обрядовое угощение.

Последним днем праздников считался второй понедельник после Зеленого воскресенья: снимались все запреты: можно было купаться, девушкам ходить в лес, в поле и пр.

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Зеленые Святки - см. Троица

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Святки Название праздника происходит от словосочетания «святые вечера». В XVIII веке Святки продолжались с Николы зимнего (6 декабря) до Крещения (7/19 января). Со временем период Святок сократился, в настоящее время они продолжаются от Рождества (25 декабря/7 января) до

Из книги Великая миссия НКВД автора Север Александр

«Зеленые» и «васильковые» фуражки Внутренние и пограничные войска также подчинялись НКВД. В годы Великой Отечественной войны они продемонстрировали свою высокую боеспособность. О подвигах «зеленок фуражек» в годы Великой Отечественной войны написаны тысячи книг и

Из книги Коммандос [Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений] автора Миллер Дон

«Зеленые береты» во Вьетнаме В 1961 г. первые «зеленые береты» прибыли в Южный Вьетнам для борьбы с коммунистическими повстанцами на основе методов английских САС. Небольшие отряды «зеленых беретов» размещались в деревнях дикого, слабо населенного Центрального

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

автора

ГЛАВА 2 «ЧЁРНЫЕ» И «ЗЕЛЁНЫЕ» СС Кадры решают все. И.В. Сталин После того, как Гитлер в 1933 году стал Рейх сканцлером, популярность СС стала возрастать, результатом чего явился быстрый рост численности этой организации. Первоначально он сдерживался высоким уровнем

Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

«Зелёные СС» «Они ненавидели буржуазный Запад с его вялым гуманизмом и рабочий Восток с его узким материализмом». Жак Бержье, Луи Повель. «Утро магов» Наряду с созданием своей собственной служебной иерархии, военизированные части СС разрабатывали также свои

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Зеленые святки. Семик, Духов день. Русалии Праздник во имя Троицы введен в церковный обиход в начале XV в. преподобным Сергием Радонежским. Исследователи единодушны в своем мнении о дохристианском характере праздника. Проходит он на протяжении недели и включает в себя

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Зеленые дети из Вулпита В Харлейанской коллекции Британского музея хранится манускрипт на латинском языке под номером 3875. Автор манускрипта, английский хронист XII века Уильям из Ньюбурга (монастырь в Йоркшире), описывает невероятную историю, произошедшую во времена

автора

Из книги 500 рецептов старого трактирщика автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

«Синие» и «зеленые» Когда игры с дикими зверями сменились состязаниями колесниц, борьбой и сражениями, ров, отделявший арену от зрительских ступеней, был уничтожен. Вместо него выстроили стену, чтобы воспрепятствовать партиям Цирка кидаться друг на друга, потому что на

Из книги Диссиденты, неформалы и свобода в СССР автора Шубин Александр Владленович

Зеленые Зрелое индустриальное общество, в котором население начинает думать о качестве жизни, а противоречие между экономикой и природной средой вполне проявило себя - рождается движение Зеленых. Советский Союз не был исключением. По мнению С. Забелина «Движение Дружин

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАСТОЛЬЯ. СВЯТКИ (Что едали на Руси в праздники и в будни)На Руси было немало праздников, сохранившихся на протяжении всей нашей истории со времен крещения Руси и утерянных лишь в последние десятилетия. Вот некоторые из них.С Рождества, которое по новому

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

I. СВЯТКИ В крестьянском быту святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня до Крещения, т. е. как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, предается

Из книги Меч и Грааль автора Синклер Эндрю

8. ЗЕЛЕНЫЕ ЛЮДИ И МЕДИЦИНА Блажен трикраты, кто не ведая ошибки, Читал Природы таинства и свитки. Так писал Эндрю Марвелл о себе в исследовании зеленого мира. Но это описание подходит и Вильяму Сент-Клеру, графу Оркнейскому, многочисленные указания которого каменщикам

Зеленые святки в 2019 году начинаются 17 июня - в Духов день, на следующий день после Троицы. В народной традиции славян зеленые святки символизируют рубеж между летом и весной.

Обычно на Зеленые святки девушки устраивали девичьи посиделки, плели венки из цветов, нарядно одевались. А еще принято в этот день петь колядки, ходить по домам и собирать сладости да пироги. Такие праздничные настроения призваны улучшить полевые работы, увеличить урожай. Многие обряды пришли еще из язычества, когда люди поклонялись различным богам плодородия и достатка.

А еще было принято принимать в девичьи компании девочек-подростков. Это говорило о том, что девочки могут «заневеститься» и гулять со взрослыми девушками.

В целом, цикл Зеленых святок складывался из нескольких интересных обрядов:

  • плетение венков,
  • сруб березы,
  • похороны кукушки,
  • кумленье.

Береза являлась главным атрибутом праздника, ее еще называют Троицким деревцем. Принято было за селом, в лесу выбрать самую красивую молодую березу и нарядить дерево венками, лентами, бусинами. С ветками березы молодежь ходила с березой по селу, а также устанавливала ее на месте празднования. В некоторых селах было принято наряжать березу в женское платье и заносить во все дома. Это символизировало достаток, благополучие и любовь. В дом также приносили ветки березы, а также полевые цветы, душистые травы. Растениями украшали дом не только изнутри, но и снаружи. Это символизировало очищение, защиту от злых духов, недугов. Кроме того, растения наполняли дом приятным ароматом, свежестью, дезинфицировали воздух, способствовали устранению негативной энергетики.

Считалось, что в эти дни трава, цветы, деревья, кустарники обладают целебной энергетикой. До окончания Зеленых святок в доме и на улице нельзя было подметать, чтобы сохранить всю силу растений. Ветки различных деревьев также приносили в церковь для их освящения, а затем также несли в дом.

Принято на Зеленые святки осматривать поля. В основном, это делали девушки. Они «входили в поля» и рассматривали злаковые. А еще девушки собирались в группы, разжигали костер, жарили яичницу и угощали друг друга пирогами. Кроме того, во время таких посиделок девицы просили послать им хороший урожай, хорошую погоду, достаточно дождей.

Окропляли также в этот день могилы водой, особенно тех людей, которые утонули. Вообще, после церкви обязательно шли на кладбище и украшали могилы ветками березы.

Кстати, считалось, что Зеленые святки - это хорошее время для общения с умершими людьми. Поэтому девушки часто устраивали так называемые спиритические сеансы. Все это также связано с язычеством, ведь церковь таких действий не одобряет. В народе считалось, что на Зеленые святки у берегов появляются русалки - умершие девушки и дети. И несмотря на то, что многие обряды связаны с купаниями в водоеме, все же считалось опасным купаться в озерах и реках, потому что русалки могли утянуть на дно за собой.

Защищали на Зеленые святки скот. Пастух приносил в дом два венка. Хозяйка вешала один венок на коровьи рога, а вторым она украшала свою голову. Затем совершались обрядные действия, которые, по поверью, должны были защитить здоровье скота. После обрядов венки прятали в хлеву до следующего года.

Венок является неотъемлемым атрибутом данного праздника, поэтому обязательно девушки кидали свои венки на воду, гадая тем самым на суженого. Очень много времени в этот день проводят девушки с парнями, давая им возможность и шанс сделать предложение руки и сердца. Многие обряды схожи с праздником Ивана Купала, ведь на Зеленые святки молодежь также прыгает через костер, купается ночью в водоемах, бьет друг друга ветками крапивы.

Также молодежь устраивала импровизированные свадьбы. Парень и девушка называли друг друга «жених» и «невеста». Пара проходила все обряды, которые проходит пара, когда действительно женится. Кроме того, из соломы создавали чучела мужчины и женщины и оставляли их на ночь в хлеву, а на утро было принято спрашивать как прошла их ночь.

Еще одной интересной традицией является приготовление пшеничных пирогов, которые как бы укутывали в свекольные и капустные листья. А еще была традиции, когда молодые девушки должны были собственными руками приготовить маленькие пирожки с мясной начинкой и бросить их в водоем, чтобы задобрить водяных духов. Считалось, что тогда русалки станут добрее и разрешат купаться в воде и не заберут на дно.

Гадания на Зеленые святки

На Зеленые святки большинство гаданий традиционно были связаны с любовной тематикой. Девушки гадали десятками способов чтобы узнать, когда же встретится суженый и насколько хороший будет будущий муж.

Гадания на суженого

Девчата гадали на суженого, чтобы узнать когда именно он им встретится, каким будет по характеру. Так, был обычай, когда девушки шли в лес и загибали к земле березку, привязывая ее лентами или оплетая длинной травой. Через неделю березку нужно было обязательно развязать, чтобы она не «обиделась». Если ветки стали вялыми, а листья и вовсе опали или потускнели, то ждет девушку одинокий год и неудачи, а если березка осталась здоровой и сильной, то в этом году, вероятно, девушка встретит своего суженого.

А еще было забавное гадание, которое должно было показать откуда придет жених. Девушка становилась в центре поля и начинала сильно раскручиваться. В какую сторону гадающая упадет, оттуда и стоит ждать жениха. Точно также раскручивали часть старого плуга: в какую сторону он улетит, выпав из руки девушки, оттуда и придет суженый.

Гадание на цепочке

Среди современных традиций появилось и вот такое гадание: если вы никогда не считали звенья в своей цепочке, то на Зеленые святки у вас есть такая возможность. Загадайте желание или задайте конкретный вопрос и считайте звенья, гадая как на ромашке. Или другой вариант: обычно считают три раза, чтобы не ошибиться с количеством. Четное число звеньев будет означать, что желание сбудется, а ответ на вопрос будет положительным, если выпало нечетное, то лучше задуманное не воплощать в жизнь. После гадания нельзя три дня снимать украшение.

Гадание со свечами

Возьмите три небольшие бумажки, напишите на каждой по желанию. Теперь возьмите дубовую кору, прикрепите к ней листочки и переверните, хорошо перемешайте. Теперь возьмите три тонкие свечи и поставьте на кору. Подожгите и смотрите. Какая первая свеча быстрее догорит, то желание быстрее всех и сбудется. А если свеча потухла, не успев разгореться, то это желание еще очень нескоро сбудется.

Гадание с домашними птицами

Желательно проводить в доме или на даче, в селе, где есть курицы, гуси, утки. Если такой возможности нет, то гадание можно провести на улице, на участке, где скапливаются голуби и воробьи. Насыпьте в две тарелки пшено, на одну тарелку положите кольцо, на другую - монету, а в третью ничего не кладите и просто насыпьте зерно. Поставьте во дворе эти тарелки. Где быстрее птицы склюют зерна, в той области и ждите новостей. Кольцо означает получение предложения руки и сердца или встреча судьбы, монета - наследство, повышение по карьерной лестнице, прибыль. Если же птицы склевали зерна в пустой тарелке, то год пройдет ровно, без изменений. Вместо монеты и кольца можно использовать какие-то другие атрибуты: ключи от машины или дома, брелок в виде глобуса, детскую соску, календарь. Вы также можете написать желания на листочке и также положить на тарелку под зерна.

Чего нельзя делать во время Зеленых святок

Считалось, что во время Зеленых святок скоту нельзя давать свежую траву, а также нельзя просеивать через сито муку в бочку или корыто.

На Зеленые святки боятся купаться в водоемах, потому что русалки могут забрать на дно. Но если провести обряд «примирения», кинуть в воду пирожки с мясом и проговорить определенные слова, то водные жители разрешат купаться.

Старались в эти дни не ругаться, помогать друг другу, не сквернословить, а больше улыбаться и веселиться.

После Зеленых святок наступало время смирения, ограничений что являлось также важной составляющей жизни людей.

Зелёные Святки это период времени между Троицей и Петровым днем. Зелеными святками был отмечен календарный рубеж весны и лета, так как Троица и следующая за ней неделя (троицкая, духовская, всесвятская, русальная) считались временем завершения весны, а с Петрова дня () природа, по народным представлениям, уже начинала постепенный поворот к зиме. Кульминацией зеленых святок был день летнего солнцестояния - Иванов день.

Зеленые святки приходились по старому стилю на период с конца мая по конец июня. Их продолжительность зависела от Пасхи: если Пасха, а значит, и Троица, была ранней, то зеленые святки могли длиться почти месяц, а если поздней - то около двух недель.

Окончание весны и начало лета воспринимались русскими крестьянами как время достижения природой наивысшей точки своего развития (солнце ярко светит на небе, вода в реках и озерах становится теплой, травы, деревья, достигшие расцвета, переходят к плодоношению) и как время наполнения ее чудодейственной силой. Эти представления нашли свое отражение во множестве быличек, песен, легенд, обрядовых действий. Рассказывали, что в зеленые святки можно найти растения, обладающие необычными свойствами: способностью превратить человека в невидимку, излечить от всех болезней, резать металл, открыть все клады под землей, научить понимать язык птиц и животных. В зеленые святки люди рассчитывали использовать чудотворную силу природы: купались в реках и озерах, чтобы избавиться от болезней, умывались утренней росой, чтобы быть красивыми, собирали травы с лечебными и магическими целями.

Период зеленых святок был насыщен обрядовыми действиями, направленными на хозяйственную деятельность человека, и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство. Одним из земледельческих обрядов, совершавшихся в это время, был обряд, который назывался «хождение в жито». В этот день девушки и женщины небольшими группами, отправлялись в поля смотреть посевы озимой ржи, пшеницы, льна. После обхода они, собравшись на поляне, разводили костер, жарили яичницу, ели принесенные с собой пироги. После трапезы ложки, скорлупу яиц подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется», а затем кувыркались по земле, выкрикивая: «Рожь к овину, а трава к лесу». В зеленые святки проводились также ритуальные действия для предупреждения града, засухи и других опасностей, которые могли повредить урожай: крестьяне устраивали молебны с водосвятием на полях, поливали водой могилы людей, умерших неестественной смертью, особенно опойцев и утопленников

В Троицын и Петров дни проводились обряды, связанные с безопасностью и благополучием скота. В Петров день полагалось угощать пастухов, так как это был их праздник.
Зеленые святки, осмыслявшиеся в народном сознании как переходный период жизни природы, отмечены большим количеством и разнообразием запретов и оберегов, нацеленных на защиту от нечистой силы, особенно от ведьм, которые, по доверью, бесчинствовали в Иванов день, называвшийся в некоторых деревнях даже ведьмарским днем.

Период зеленых святок, прежде всего их начальный этап, в представлениях русских был связан с пребыванием на земле душ предков: время цветения зерновых культур считалось наиболее благоприятным для контактов «этого» и «иного» миров. В Троицу или Духов день во многих деревнях устраивали поминание всех усопших - в православном храме и на кладбищах.
Кроме того, по представлениям русских, период зеленых святок был связан с появлением русалок - душ умерших девушек и малолетних детей. Они находились на земле всю Троицкую субботу, раскачиваясь на ветвях берез или прячась в цветущей ржи, а покидали «этот» мир в Петровское заговенье, т.е. в первое воскресенье после Троицы. Уход русалок отмечали обрядом, носившим название «похороны (проводы) русалок».

В период зеленых святок проводили обряды инициации, т.е. обряды посвятительного характера, которыми отмечались переход подростков в группу молодежи брачного возраста и совершеннолетие девушек и молодых людей. Общие трапезы, пение песен, гулянье почти до самого утра были формой скрепления девичьего союза, в который включались все новые и новые вступавшие в брачный возраст девушки. Символом девичьего объединения был и обряд кумления, который проводили в Троицу или в Духов день. Девушки собирались вместе в лесу, подходили к завитому на дереве венку, на котором висел крестик или крашеное яйцо, целовались через него и обменивались подарками, становясь кумами. А после кумления устраивали пирушку, на которую приглашали парней. Отношения кумовства завершались обычно через неделю, в Петровское заговенье.

В обрядах зеленых святок огромное место занимала брачно-эротическая тематика. Девушки бросали в воду венки, гадая о замужестве, совершали различные магические действия (жгли борону, проводили борозду от своего дома до дома парня и др.), которые должны были приблизить сватовство. Парни и девушки проводили вместе фактически все свободное время. Совместные гулянья молодежи учащались ближе к Иванову и Петрову дням, а игры приобретали открытое эротическое значение. Парни и девушки вместе купались в реках и озерах, что в другое время считалось неприличным, перепрыгивали, взявшись за руки, через купальский костер, огонь которого связывался с любовным горением, устраивали трапезы, заканчивавшиеся совместной ночевкой, били друг друга крапивой в Петровское заговенье, что осмыслялось как призыв к любовной игре, пели троицкие и купальские песни любовно-эротического содержания.

Язычество и христианство столь тесно переплелись в нашем сознании, что порой уже не так просто разобраться, где кончается христианский праздник и начинается языческий. Не исключение и праздник Святой Троицы. Наверное, сегодня нет такого человека, который бы ничего не слышал о нем и не раскладывал бы зелень по углам комнат в преддверии Зеленых cвяток. Так что же это за праздник?

Непростой вопрос

О том, что Троица как христианский праздник связана с учением о Триедином Боге, догадываются многие верующие. Но все же о его истинной религиозной основе знают далеко не все, кто приходит в этот день в церковь освятить зелень.

В 20-х годах прошлого века Этнографическая комиссия Академии наук по сельским регионам Украины разослала опросные листы, в которых предлагалось объяснить, в честь чего празднуется Троица. Среди 15 тысяч присланных ответов, которые были очень разнообразными и редко повторялись, правильный встречался крайне редко.

Одни утверждали, что в этот день Бог сотворил землю и засеял ее зеленью, другие считали, будто Христос с апостолами Петром и Павлом, идя по дороге, присели под зеленой кроной дерева, отсюда и трехдневный праздник. Третьи объясняли происхождение праздника тем, что Христос, въезжая на ослике в Иерусалим, не захотел прокладывать свой путь по дорогим изысканным коврам, разостланным богатыми, а решил следовать по веткам, которыми украсили дорогу бедняки, - отсюда и обычай украшать дома зеленью.

На самом же деле правильный ответ такой. Согласно Библии, в этот день на апостолов, собравшихся в храме по случаю ветхозаветного праздника Пятидесятницы, снизошел Святой Дух в виде языков пламени. Пятидесятница праздновалась в честь дарования евреям Синайского закона по прошествии 50 дней выхода из Египта. Сошествие Святого Духа на апостолов открыло значимость учения Христа о Триедином Боге: Отце, Сыне и Святом Духе, отсюда и второе название праздника: День Святой Троицы. Соответственно Троица праздновалась три дня. Но поскольку Троица по времени совпала с языческими Зелеными святками и Русальной неделей, фактически праздновать ее начинали еще с пятницы, а заканчивали в следующую субботу или воскресенье.

Зеленый парад

Языческой же основой праздника был культ растений, магия зазывания будущего урожая. В эти дни люди высказывали почет и уважение к каждой зеленой ветви, травинке и цветку. Украшать зелеными ветками клена, ивы, липы, акации, ясеня или дуба нужно было не только дом, но и двор. Единственным "запрещенным" деревом, которое не могло участвовать во всеобщем "зеленом параде", считалась осина. На ней, по народным поверьям, повесился Иуда Искариот. Иногда осиновыми ветками украшали глухие углы двора, чтобы на территорию усадьбы не могли проникнуть ведьмы.

Ветки втыкали в соломенную крышу, размещали за иконами, а пол в доме устилали душистыми травами: мятой, любистком, пижмой. Жители Полесья раскладывали на полу зелень для того, чтобы русалки, которые захотят прийти в дом, не искололи себе ноги. А на Черниговщине считали, что в этой зелени прячутся души умерших родственников, которые приходят в хату на Троицу.

В пятницу, до восхода солнца, женщины шли в лес, чтобы заготовить лечебные травы. Их собирали "на девяти межах", потом подмешивали в корм коровам, чтобы те давали больше молока. Росой, собранной в этот день, лечили глазные болезни.

После окончания святочных праздников зелень нужно было "уничтожить", чтобы избавиться от русалок, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался. Но при этом букеты и веники не просто выбрасывали, как это делают сегодня, а сплавляли по воде или сжигали. Засохшие остатки троицкой зелени обладали магическими и лечебными свойствами, поэтому их использовали как обереги от злых сил, молнии, пожара, а также для гаданий и лечебной магии.

Русальная неделя

На Троицу и следующую за ней Русальную неделю приходился пик активности русалок. Большинство считает их очень милыми, но коварными созданиями, которые не прочь порезвиться и защекотать прохожего до смерти. Однако немногие знают, что русалки в представлениях украинцев были тесно связаны с циклом полевых работ. С приходом тепла и началом вегетации растений русалки оживали, выходили на землю и гуляли в полях и лесах, а с наступлением холодов и окончанием сельскохозяйственных работ снова прятались в воду или под землю.

Примечательно и то, что в славянской традиции русалки были не только водяные, но также полевые и луговые. На Троицу они "окончательно" просыпались после долгого зимнего сна и всю Русальную неделю резвились в полях, лесах, в местах у воды, а иногда проникали в дома к людям. По восточнославянским поверьям, русалки появлялись в злаковом поле в период цветения ржи. У южных славян считалось, что русалии (так там называют эти мифические существа) живут в местах обильного цветения растений.

Рассказы о шалостях русалок, которые прочно обосновались в народной памяти, первоначально трактовались не как беспричинное буйство, а как своего рода охранные действия. Ведь, кроме прочего, русалки следили за тем, как крестьяне вели работы в поле, и насылали болезни на тех, кто не соблюдал запрет работать в определенный период. Так что если вы на своем приусадебном участке не успели в срок высадить рассаду или прополоть грядки, либо - что еще хуже - сделали это в праздничный день, остерегайтесь - строгие русалки не упустят случая вас наказать.

Надо сказать, что представления о "сезонных" божествах были характерны для многих народов. Например, у древних греков существовал миф о Персефоне, дочери богини плодородия Деметры. Когда Аид похитил Персефону в свое подземное царство, Деметра загрустила, и на земле замерла жизнь. Тогда Аид стал отпускать Персефону на родину: две трети года она проводила с матерью, а одну треть - с мужем. Когда Персефона уходила под землю, Деметра погружалась в тоску и печаль, и наступала зима. Но с появлением Персефоны к ее матери снова возвращались покой и радость, и тогда земля вновь зацветала буйными красками.

Праздник Солнца

Русальная неделя, а иногда и Троица, приходится на день летнего солнцестояния - 22 июня. Этот день считался у наших предков великим праздником Солнца, днем добрых сил, помыслов и начинаний. Поэтому энергия Светила должна была способствовать успешному завершению дел, в том числе строительству дома. "Без Троицы дом не строится" - такая поговорка бытовала у славян.

А еще на Русальную неделю приходилось множество обрядов. Как на Рождественские святки водят ряженую "козу", так на Зеленые святки водили "тополю" или "куст". Роль "тополи" или "куста" исполняла девушка, выбранная подругами. Ее наряжали в "зеленые" одежды, украшали венками из трав и цветов и в таком одеянии водили по дворам. Радушные хозяева, выслушав похвалы в свой адрес и пожелания хорошего урожая, одаривали участников процессии деньгами и съестным.

Иногда на Зеленые святки устраивали "игровой", или "сухой дуб". В центре села, реже - на окраине, ставили длинную палку с прикрепленным к ней сверху колесом, украшали ее травами, цветами, лентами, окапывали небольшим рвом. Вокруг такого "дуба" проводили игры с песнями и танцами.

В понедельник во многих селах после службы в церкви процессия из всех жителей села обходила поля, чтобы посевы не побил град и не сожгла засуха. На второй день Русальной недели на Восточном Подолье замужние женщины "гоняли коршуна". Собравшись вместе, они устраивали пиршества, которые должны были уберечь цыплят от безжалостного воришки. Из разного подручного материала (например, своих платков) они изготовляли пугало коршуна и имитировали его кормление, при этом уговаривая его не засматриваться на цыплят. Напоследок пугало потрошили и каждая участница пира забирала свой платок.

Юлия КоротиЧ,

Репродукция картины художника

В. В. Крыжанивского

В древности в это время устраивались массовые гулянья, проводились обряды на благополучие. Всю неделю перед православным праздником Троицы люди радовались приходу тепла, гадали на будущее и привлекали в жизнь удачу.

Традиции и обряды Зеленых святок

Зеленые святки имеют еще оно название - Семицкая неделя. Празднование Семика в 2018 году выпадает на 24 мая, и этот день также очень важен. 24 числа поминаются «заложные покойники», то есть люди, закончившие жизненный путь неестественным образом. С утра православные посещают церкви, а после обеда убираются на погостах, молятся за упокой душ своих родственников и украшают могилы ветвями березы.

Береза выступает главным атрибутом всей праздничной недели, поэтому с этим деревом связано множество обрядов. Так, молодые девушки могут заплести молодые ветви березы и загадать желание . Если до Троицы ветви останутся зелеными, то год будет благополучным, а заветные мечты обязательно сбудутся в скором времени.

В Семик любые работы, в том числе полевые, запрещены, поэтому народ устраивал массовые гулянья. В день праздника молодежь обязательно выходила на поля, пела песни и восхваляла силы природы, прося богатого урожая. Для этого из соломы делали чучело Костромы, которое в конце дня сжигалось.

Уже 20 числа все незамужние девушки могут последовать традициям предков и напечь пирогов. Их делают небольшими, начиняют мясом и бросают в водоемы, чтобы задобрить их обитателей. Считалось, что, отведав угощение, водяные, русалки и прочая нечисть перестает вредить людям и может помочь в случае неожиданной беды.

Всю неделю проводятся обряды, которые помогают добиваться превосходного урожая. Ритуалы проводятся как на огородах, так и в полях, и призваны обезопасить посадки от непогоды, нашествия вредителей и кражи. В то же время молодые девушки гадают на суженых, проводят ритуалы на привлечение взаимной любви.

Обязательным условием Зеленых святок было и остается задабривание всевозможной нечисти. В поля и на опушки лесов выносят угощения, в домах и банях общаются с домовыми и банниками. Задабриванию домовых уделялось особое внимание. Эти сущности всегда обитали в жилище человека и могли помочь в хозяйстве. Чтобы домовые не гневались и не чинили каверз, их обязательно угощали молочной кашей, щедро сдобренной сливочным маслом.

Приметы праздника

По приметам, в праздничный день нельзя заниматься физическим трудом, сеять и пахать, а также рукодельничать. Тем, кто нарушал запреты, в ближайшее время грозили несчастья.

Зеленые святки проводились весело и с песнями, чтобы весь год был радостным.

Угощать нужно было всех, кто заглянет в дом. Раньше верили, что благодарность каждого радушно принятого гостя обязательно привлечет к хозяевам денежную удачу.

Ветвями березы нужно украсить дом, чтобы отпугнуть нечисть, беды и несчастья.

Уединение на Семик считается дурной приметой. Весь день до самой ночи важно находиться хоть с кем-то, иначе в доме может поселиться нечистая сила.

Каждый обряд, проводимый на Зеленые святки, помогал избежать неприятностей, а также привлечь в жизнь удачу и любовь. Одиноким девушкам стоит провести ритуал, направленный на привлечение в жизнь суженого, а садоводы могут защитить свои посадки, сделав чучело Костромы.

Лучшие статьи по теме