Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Приметы и суеверия
  • Агрессия в интернете. Троллизм как диагноз. Детская агрессия в интернете: как найти и обезвредить Объектом исследования является сеть Интернет. Предмет исследования - агрессия в сети Интернет

Агрессия в интернете. Троллизм как диагноз. Детская агрессия в интернете: как найти и обезвредить Объектом исследования является сеть Интернет. Предмет исследования - агрессия в сети Интернет

Детская агрессия - неприятное явление. Несмотря на то, что существует множество способов борьбы с ней, проблема не всегда легко решается. Особенно сегодня, когда у каждого ребенка под рукой есть компьютер с выходом в интернет. Кибербуллинг - агрессивное поведение одного человека или группы людей в интернете, направленное на конкретную жертву, считается актуальной проблемой в России. Согласно исследованиям, самая большая страна в мире - лидер по угрозам, насмешкам и унижениям в социальных сетях. Чаще всего авторами гневных посланий становятся дети.

Почему это происходит?

Каждый второй пользователь социальных сетей сталкивается с агрессией. Многие исследователи уверены, что кибербуллинг - вопрос такой же серьезный, как травля в реальности. Кроме того, большинство взрослых не проявляют интереса к виртуальной жизни ребенка и не разговаривают с ним о правилах поведения на просторах всемирной паутины.

Однако у такого вида агрессии есть свои плюсы. Александрова Лидия Леонидовна, старший преподаватель ЦРИ «Пифагорка», считает, что интернет - эффективная площадка для выплеска негативных эмоций: «У ребенка есть природная агрессивность - это нормальный механизм гормональной перестройки. Подростки сами по себе более агрессивны, чем дети и взрослые. Это биологическая норма. Почему сейчас так много появляется негативных комментариев в социальных сетях от подростков? Дело в том, что интернет - это канал, в который они сливают свою агрессию. Раньше дети много времени проводили во дворе, гуляли в компаниях и направляли свою агрессию на личное общение. Но в том случае они всегда получали обратную реакцию, не словесную, а физическую, и тем самым обучались дозировать агрессию. А затем учились на своих ошибках и уравновешивали уровень негатива. Потом сократилось количество часов, которые ребенок проводил на улице, агрессия пришла в школу. В школе ситуация сложнее - там много взрослых, и крышка, давящая на выход эмоций, еще более тяжелая, чем во дворе. Получается, интернет - самое свободное место для проявления негатива. Там никто не ограничивает, никто не дает физический ответ за категоричные высказывания. Вместе с выплеском этой агрессивности в социальные сети снижается уровень негатива в реальной жизни - а это очень серьезный плюс».

Что делать, если ребенок агрессивен в интернете?

Родителям не всегда легко принять тот факт, что их дети могут причинять вред другим людям. Каролин Бантин, директор общественной организации Internet Matters, уверена, что самое важное - принять ситуацию, потому что признание проблемы - начало ее решения.

Также не имеет смысла злиться на детей за их некорректное поведение. Необходимо спокойно поговорить с ребенком и уточнить, что конкретно вызывает у него такие яркие эмоции. Отбирать телефоны и лишать компьютера эксперт не советует - радикальные действия только усугубят ситуацию, породят новую волну агрессии и вранья.

Гораздо важнее продемонстрировать детям, что любое слово в интернете не исчезает в пустоту, оно доходит до конкретного человека и может полностью изменить его жизнь. Кроме того, результат отражается не только на жертве события, но и самом агрессоре - у него могут начаться проблемы в школе, с друзьями, даже с полицией.

Министерство образования настроено решить проблему буллинга с помощью штатных психологов, которые должны появиться в каждом дошкольном и школьном учреждении. Именно на плечи этих специалистов ляжет решение вопросов агрессивного поведения, игровой зависимости и недопониманий с одноклассниками. Тем более, у школьников, склонных к агрессии, как правило, наблюдаются и другие психологические нарушения: низкая самооценка, проблемы с учебой и замкнутость.

Как не стать жертвой агрессии

Исследование Microsoft, проведенное в 2016 году, показало, что 65% пользователей сталкивались с кибербуллингом. Подростки чаще подвержены насмешкам и угрозам в интернете, чем взрослые.

Эта проблема беспокоит не только ученых, педагогов и психологов, но и первую леди США. Мелания Трамп составила свою программу по защите детства Be Best, в которой подробно рассказывается, что такое интернет-запугивание и как обсуждать с детьми их поведение в социальных сетях.

Издевательство в интернете может принимать самые разнообразные формы - от шуточной до агрессивной. И иногда у ребенка нет четкого понимания, что нужно обратиться за помощью к взрослым. В виде безобидной насмешки в социальных сетях могут публиковаться специальные страницы, созданные для высмеивания конкретного человека, его унизительные фотографии, видео, обидные прозвища. Такие шутки нередко приводят к депрессиям и психологическим травмам, поэтому первое правило в программе Мелании Трамп: «Расскажите детям о кибербуллинге».

Как вести себя с обидчиком в интернете?

    Не реагировать. Любой агрессор заинтересован в ответной реакции. Если ему отвечают, он понимает, что его действия повлияли на человека, и продолжает выплескивать негатив. Но когда случается полное игнорирование, то обидчик быстро теряет интерес и переключается на другой объект.

Введение

Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

Наряду с изучением СМИ ставятся и коммуникативные отношения между их потребителями. В настоящее время ими являются разные возрастные категории общества, но большинство всё же за остаётся за молодёжью. В данной курсовой работе будет описываться коммуникация молодёжи в социальных сетях и и такое явление как агрессия.

Актуальность данной темы заключается в том, что на протяжении последних лет с того времени, как появился такой ресурс как Интернет, среди подростков нередким явлением стала агрессия, которая влечёт за собой негативные последствия не только в виртуальном, но и в реальном мире.

Степень разработанности данной темы на данный момент мала. Пока явление агрессии рассматривалось лишь в отдельных отраслях, таких как: агрессия в семье, в обществе, СМИ и т.д.

Особый интерес представляют работы А. Бандуры, Гидденса, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Т. Лукмана, П. Бергера, Ж. Бодрийара и др. - в которых с разных теоретико-методологических позиций исследуется проблематика социальной роли СМИ в условиях поздней современности. Анализ социальных изменений в современном мире, системы устроения (по Гидденсу) современного общества через теорию структурации, свидетельствует о рефлексивности СМИ как явлении, основанном на непрерывном мониторинге деятельности, осуществляемой индивидами и окружающими их людьми.

Существует мнение А. Бандуры о научении агрессии посредством наблюдения или моделирования. Согласно его исследованиям, благодаря развитию технических средств массовой информации и коммуникации появилась неограниченная возможность обучаться агрессивному поведению, даже не выходя из дома. Однако, есть и противоположное мнение - Лоубер и Хей (Loeber & Hay, 1997), отмечают, что агрессия у детей и подростков в определенной степени является возрастной нормой.

Объектом данной курсовой работы является агрессия молодёжи.

Цель исследования - определить степень влияния социальных сетей на поведение молодёжи.

Дать определение понятию агрессия.

Выявить особенности невербальной агрессии как составляющей коммуникации в интернете.

Определить степень негативного влияния социальных сетей на молодёжь.

1. Характеристика агрессии в интернете

1.1 Определение агрессии

Исследование агрессии в настоящее время проводится в рамках различных гуманитарных наук: психологии, социологии, философии, культурологии и лингвистики. Агрессия считается явлением, прежде всего психологическим, поэтому ее сущность глубже исследована в психологии. В лингвистике изучение агрессии как явления речевой коммуникации началось сравнительно недавно, и, следовательно, феномен вербальной агрессии еще мало изучен. Среди лингвистов, занимающихся этой проблемой, нет единства в понимании сущности агрессии в речи, а также в выборе термина для ее обозначения. Широко используются такие словосочетания, как вербальная агрессия, речевая агрессия, языковая агрессия, словесная агрессия и др. Как отмечает Ю.В. Щербинина, «…сложность определения понятия «вербальная агрессия» заключается, прежде всего, в том, что данный феномен нельзя считать единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляется применительно к самым разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации ситуациям проявления, формам словесного воплощения, интенциональной направленности и потому не может быть исчерпывающе определен посредством таких обобщенных понятий, как «патогенная коммуникация», «негативное речевое воздействие», «грубость речи» и т.п.».

Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Данная проблема изучалась и изучается большим количеством ученых, таких как А. Бандура, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский, Ю.В. Щербинина, А. Налчаджян, А. Патерсон, М.М. Райская, A.A. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина, и др. Ими предоставлено большое количество работ, некоторые из которых: «Вербальная агрессия», «Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков», «Агрессия и насилие» и др.

Существует биологическое и психологическое объяснение агрессивного поведения и его возникновения. Биологическое объяснение включает в себя три подхода: этологический (агрессия, как внутренняя энергия), социобиологический (агрессия, как продукт эволюции) и генетика поведения (агрессия, как наследственная предрасположенность). Психологическое объяснение включает семь точек зрения на проблему: психоанализ Фрейда (агрессия, как инстинкт разрушения), фрустрационная теория агрессии (агрессия, как целенаправленное побуждение), когнитивный неоассоцианизм (агрессия, как реакция на отрицательные эмоции), модель переноса возбуждения (агрессия подкрепленная нейтральным возбуждением), социально-когнитивный подход (агрессия, как функция переработки информации), теория научения (агрессия, как возникающая в результате научения, путем закрепления и подражания), модель социального взаимодействия (агрессия, как результат принятия решений). Данная, наиболее полная классификация подходов к проблеме агрессии была дана Барбарой Крэйхи.

Проблема агрессии имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

С появлением СМИ её актуальность, несомненно, приобретает глобальный характер, поэтому необходимость изучения предпосылок и решения проблем, связанных с агрессивностью молодёжи возрастает.

1.2 Вербальная агрессия как составляющая коммуникации в интернете

Проблемой речевой агрессии в СМИ занимаются социологи, психологи, лингвисты, поскольку «современные масс-медиа реально влияют не только на качество общенационального языка и публичного дискурса, но и на организацию моделей общественной жизни, на формирование у общества его собственного образа». Лингвистическому анализу форм речевой агрессии в СМИ посвящено немало исследований (см. например, работы Т.А. Воронцовой, Е.В. Какориной, Г.А. Копниной, А.П. Сковородникова, Ю.В. Щербининой и др.). Актуальность изучения феномена вербальной агрессии ученые связывают, прежде всего, с «неблагополучным социокультурным положением в большинстве современных логосфер: ростом асоциальности, общим снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в средствах массовой информации, существенным ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживающих проявления агрессии слова». Опасность вербальной агрессии ученые видят в том, что последняя «препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия, деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможность взаимопонимания коммуникантов, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия. В связи с этим всестороннее исследование феномена речевой агрессии - необходимое условие, обеспечивающее коммуникативную безопасность, как отдельной языковой личности, так и общества в целом».

Речевая агрессия рассматривается большинством исследователей как специфическая форма поведения или деятельности, основным орудием которой служит язык, ср.: «Речевая (языковая, вербальная) агрессия - форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом»; «Конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит установка на субъектно-объектный тип общения и негативизирующее воздействие на адресата речи»; «Агрессивный тип речевого поведения характеризуется двойной интенцией: 1) выражение негативного отношения к кому- или чему-либо (аффективный вектор агрессии); 2) ориентация на антидиалог, т.е. на субъектно-объектный, некооперативный тип общения с адресатом (прагматический вектор)». В то же время конкретное содержание этого понятия трактуется неоднозначно, прежде всего, потому, что речевая агрессия - явление многоаспектное, включающее помимо языковой манифестации психологическую, прагматическую, поведенческую, социальную, политическую составляющие. Так, одни исследователи связывают с речевой агрессией манипулирование сознанием адресата, осуществляемое посредством языка, а именно «явное и настойчивое навязывание адресату определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты». Другие определяют речевую агрессию как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т.д.) или поражение в полемике - в пользу адресата». Третьи акцентируют внимание на таком сущностном качестве речевой агрессии, как нацеленность на оскорбление или намеренное причинение вреда человеку, причем данная прагматическая установка не обязательно должна быть связана с желанием говорящего изменить намерения, установки адресанта.

Феномен речевой агрессии тесно связан с такими широко представленными в масс-медийном дискурсе явлениями, как враждебность, конфликт, отрицательная оценка, речевое (языковое) манипулирование, ив то же время не тождествен им.

Враждебность представляет собой такое внутреннее состояние неприязни, ненависти, предубеждения, которое не включает в себя обязательной словесной или физической активности, может быть пассивным, внешне невыраженным. Речевая агрессия - это активное словесное действие, направленное на определенный объект (явление, лицо, группу лиц и т.д.), мотивационным основанием для которого, как правило, является состояние враждебности по отношению к этому объекту. В то же время речевая агрессия в СМИ может быть результатом предварительной договоренности автора с третьим лицом, «заказчиком» соответствующего материала. В этом случае, видимо, мотивационным основанием агрессивного речевого акта будет не состояние враждебности, а иные соображения, например, желание заработать деньги.

Коммуникацию в Интернете отличает целый ряд значимых особенностей: общение протекает исключительно в письменной форме, традиционные невербальные и паравербальные языковые средства практически полностью отсутствуют, отсутствует непосредственный контакт между коммуникантами и достоверная информация об участниках общения. Особенности лексикона пользователей Интернета, иные правила построения связных высказываний, и новые сценарии коммуникации составляют специфику Интернета как пространства общения.

Как и реальная коммуникативная среда, общение в Интернете не отмечено исключительно позитивной направленностью. Рано или поздно пользователь сталкивается с проявлениями вербальной агрессии.

Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт. Исходя из этого, а также учитывая то, что прагматику часто отождествляют с теорией речевой коммуникации, или, по-другому, с теорией речевых актов, то целесообразно классифицировать вербальную агрессию по формам ее проявления, отталкиваясь от понятия речевого акта. Речевой акт - целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

Исходя из вышесказанного, можно определить понятие вербально-агрессивного акта как речевого действия, содержащего вербально-выраженную агрессию говорящего, направленную на адресата либо третье лицо. Как известно, «значение высказывания как такового может сколько угодно сильно отличаться от значения того же высказывания применительно к той или иной речевой ситуации». В связи с этим можно выделить прямые и косвенные вербально-агрессивные акты. В прямых вербально-агрессивных актах «иллокутивная цель говорящего непосредственно манифестируется», т.е. адресант открыто оскорбляет, угрожает и т.д. В случае, если агрессия в речи представлена имплицитно (косвенно, замаскировано), то речь идёт о косвенных вербально-агрессивных актах.

Опираясь на классификацию Ю.В. Щербининой, можно выделить следующие вербально-агрессивные акты (ВА): ВА оскорбления, ВА враждебного замечания, ВА угрозы, ВА грубого требования, ВА грубого отказа, ВА порицания (упрека), ВА обвинения, ВА иронии.

Проблема агрессивности в коммуникационной сети - междисциплинарная, сложность заключается в ее связи со множеством разнородных дисциплин. Однако не следует считать эту проблему безнадежно неразрешимой. Определение синдромов агрессии, систематизация признаков агрессивности (симптомов), исследование агрессивно-негативного контента в Интернет и выявление механизмов возникновения и тенденций развития агрессивности позволяет найти позитивные решения и эффективно противостоять нарастанию данной проблемы.

Речевая агрессия в языке СМИ имеет различные формы проявления: наклеивание ярлыков, обыгрывание имени объекта агрессии, нагнетание негативных ассоциаций, акцентирование неприятных или обидных для объекта деталей, прямое оскорбление, дисфемизация речи и т.д. Кроме того, специалисты выделяют разновидности речевой агрессии в зависимости от ее «интенсивности»: брань, ругань, прямое порицание (сильные, или открытые, формы), скрытый упрек, косвенное осуждение (слабые, или стертые, формы).

Специфические черты электронной коммуникации: анонимность, физическая непредставленность коммуникантов, свобода и открытость - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин. Гуманитарные исследования смогут создать базу для разработки технических средств противостояния вербальной агрессии в Интернете.

С возникновением такого явления, как Интернет, ни для кого уже не секрет, что он обнаруживает не только технические функции быстрой передачи данных, но также и средообразующие, коммуникативные - для виртуального взаимодействия индивидов. Начиная с 90-х гг. прошлого столетия, можно наблюдать ускоренную динамику развития социальных сетей. Они активно структурируются, профилируются, лавинообразно прирастают в численности самих сетей и их участников, клонируются, взаимно пересекаются, приумножая возможности обмена различными видами контента и перекрестных ссылок. Глобальные социальные сети объединяют сегодня сотни миллионов участников независимо от пола, возраста, уровня образования и национальной принадлежности.

Информационное пространство - это та среда, в которой находится человек от рождения и до самой смерти. Именно информация плотно окутывает человека в течение всей его жизни. Каждое мгновение человеческий организм принимает огромное количество информации, разумеется, не вся информация осознаётся и обрабатывается. Некоторая информация обрабатывается в «автоматическом» режиме, а некоторая - нивелируется за ненадобностью, поскольку не важна конкретному человеку в данное время. С приходом компьютеров насыщенность информационного пространства возросла, а доступ к ней стал более свободным. Информационное пространство стало более открытым и наглядным. Возросшие объёмы информации, а также доступ к массовой коммуникации привели к некоему гиперинформационному хаосу.

Интернет стал не только пространством массовой коммуникации. Аккумуляция информационных ресурсов Интернетом, наполнение его всевозможным контентом стало причиной изменения ролей субъекта и объекта. Изначально субъектом, который наполнял скудное пространство Интернета информацией, был человек. Теперь можно утверждать, что в настоящее время человек из роли субъекта переходит в роль объекта во взаимодействии с Сетью. Информационное поле, которое возникает при взаимодействии социума и Интернета создаёт особое пространство потоков, что само по себе представляет достаточно многозначную и насыщенную среду. В дополнение к развитию информационной среды в интернете появляются социальные сети, которые, в свою очередь, так же формируют свою коммуникационную среду.

Дело в том, что существует ряд факторов, определяющих общение в социальных сетях:

1. Ожидание

На большинство своих действий в реальном мире человек тут же получает ответную реакцию. Если смотреть человеку в глаза и задавать вопрос, то сразу понятно, ответит ли он или нет. В социальной сети неизвестно, когда наступит ответная реакция на любое совершенное действие, так же, как и неизвестна реакция. В разных случаях можно получить как позитивную, так и негативную реакцию.

2. Время ожидания

Например, никогда не знаешь, когда будет получен ответ на личное сообщение, даже если пользователь находиться в онлайн. Часто человек сам не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свое действие - лайк, дискуссию или перепост?

3. Большая комната

Можно провести физическую аналогию, что все пользователи находятся в большой комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что-то кричат. В ответ их могут похлопать по плечу или ответить, а могут и совсем обойти вниманием. Иногда у пользователей может возникать чувство неопределенности - заметили окружающие выкрик или нет.

Все эти высказывания в пустоту, неясные ожидания и запоздалые ответы держат человека в состоянии незавершенных мини-гештальтов и неполученных реакций.

4. Незнание

Когда молодой человек общается с девушкой в кафе, смотрит на нее, то получает ее сообщения, содержащие целый набор невербальных параметров.

При общении в социальной сети иногда сложно интерпретировать даже смайлик. Что он выражает - дружественную улыбку или саркастический смех? Наличие исключительно вербальной коммуникации может предполагать недопонимание со стороны обоих собеседников, что может привести к различного рода негативным реакциям, что является ещё одним фактором, влияющим на желание вложить в сообщения невербальные составляющие - мимику, эмоции, личное присутствие, взгляд, улыбку или смех.

5. Неопределенность

При общении в сети нельзя точно знать, почему люди не отвечают на сообщения: потому что девушка ушла варить кофе, чтобы не заснуть и просидеть еще полночи, или она общается с кем-то другим. Неизвестно - те песни, комментарии и лайки, которые оставляют на ее стене - лишь дружественные знаки, или в текстах песен хранятся недоступные постороннему наблюдателю важные смыслы.

Люди не видят всего сообщения, и ситуация неопределенности начинает рождать интерпретации видимого, обычно ложные и надуманные.

В жизни мы часто натыкаемся на то, что наш собеседник не готов воспринять наше сообщение - в момент обращения к нему он занят делами или другими мыслями.

В сети эти ситуации частично сглаживаются тем, что можно отложить ответ на сообщение на то время, когда придет настроение или возможность.

Круги общения

Антон Носик как-то замечал, что людям не свойственно делить окружающих на круги, как это предлагается пользователю в Google+. Если посмотреть, какие границы человек соблюдает в социальной сети, то окажется, что есть всего три типа связи:

·я и другой

·я и друзья

·я и все остальные

Социальные сети формируют свою коммуникационную среду на основе ряда факторов, специфичных для данного общения, как особая коммуникативная среда социальные сети и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.

агрессия молодежь невербальный интернет

Многие из социальных сетей допускают анонимное взаимодействие пользователей, регистрирующихся «под ником» - условным обозначением, не предоставляющим возможности идентификации с реальным субъектом виртуальной коммуникации. Такого рода анонимное представительство создает условия для нарушения этики сетевого взаимодействия, проявления различных форм агрессивного и оскорбительного поведения, называемого троллингом. Однако этот вид виртуального натиска также иногда используется и персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности и эпатаже. Основными площадками для своих демаршей представители этой троллинговой группы выбирают различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов. Они обладают своими особенностями, поэтому целесообразно сделать небольшие терминологические уточнения.

Форум, или веб-форум , как правило, предлагает набор тематических разделов для обсуждения. Работа форума осуществляется под контролем модератора и заключается в создании пользователями тем для последующего обсуждения. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённая иерархия веб-форума: разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор - тема - содержание - дата / время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему».

Виртуальный чат - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или приближенном к нему, что отличает чат от форумов и других «замедленных» средств сообщения.

Интернет-пейджинг - способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений с использованием программы-клиента. Здесь могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Эта особенность, как и собственно само уникальное явление виртуальных пространств, обеспечивают возможность создания индивидами виртуального Альтер эго, которое конструируется исключительно автором. Практически в любом виртуальном сообществе, созданном для общения индивидов, существует отдельное поле для формирования своих данных, где участники вписывают свои основные характеристики и дополнительные данные, связанные со сферами интересов и увлечений.

Учитывая то, что отсутствие физических и визуальных контактов позволяет любому участнику виртуальных пространств создавать любой желаемый образ своего виртуального Я, участники Интернет-сообществ активно этим пользуются.

Потребности индивидов - участников интернет-пространств - бывают самые различные, в данном случае нас интересует такое явление, как троллинг. Перед уточнением понятия следует обратиться к психологии общения. Русский психолог О. Чванова отмечает, что существует давно известный людям тип психологического общения под названием энергетический вампиризм. Это сложный тип личности, представители которого подпитываются эмоциональной энергетикой из своего социального окружения в процессе коммуникации. Цель энергетического вампира - вызвать желаемые эмоциональные реакции, создавая для своей жертвы определенные стимулы. В результате энергетический вампир реализует свои потребности, получая различные виды садистского наслаждения от наблюдения за негативными аффективными реакциями выбранного объекта воздействия.

Собственно термин троллинг не относится к сфере научного дискурса. Он возник и закрепился в сленге участников виртуальных сообществ. В наиболее общем виде это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия. Как правило, анонимно действующий провокатор получает знаковое обозначение-маркер - тролль. Хотя анонимность присутствует не всегда. В некоторых случаях мотивы стать заметным и узнаваемым, оказаться в центре скандала, сотрясающего виртуальную общественность, оказываются решающими для того, чтобы включаться в коммуникации под своей фамилией.

Сегодня можно с достаточной определенностью утверждать, что троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние как на индивидов - объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутригрупповой и межгрупповой. Глобальная виртуализация современных средств коммуникации приводит к тому, что Интернет становится наиболее привлекательным ресурсом для манипуляции большими сообществами. Троллинг в этой стратегии рассматривается как пусковой механизм жесткой провокации, создания ситуации скандала.

Троллинг как форма социальной агрессии имеет свои уникальные характеристики. Во-первых, троллинг может существовать исключительно в виртуальных сообществах. Во-вторых, он обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, мгновенно распространяющейся на большинство участников виртуального сообщества. И в-третьих, необходимо учесть, что уникальность троллинга как формы социальной агрессии состоит в том, что у потенциальной жертвы конфликта отсутствует возможность физического или визуального контакта с инициатором самой конфликтной ситуации. В соответствии с этим целесообразно рассмотреть типологию ролевого троллинга как формы социальной агрессии.

Тролль-комментатор представляет собой сравнительно редко встречающуюся разновидность троллей, принимающих участие во всех без исключениях темах и дискуссиях на избранных ими в качестве жертв форумах за счет публикации избыточных по величине массивов достоверной тематической или специальной информации, а также развернутых комментариев. Как правило, целью троллинга в данном случае является привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением. В этом случае основной оказывается эгоцентричная цель троллинга, однако последствия становятся социально значимыми: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либоутрачивают большинство участников.

Тролль-провокатор , как правило, представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике. Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения. Обращаясь к теории агрессии, можно утверждать, что, нарушая таким образом нормальное развитие дискурса, автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы.

Тролль герой-любовник получает острые ощущения от последовательного заигрывания и он-лайн-интриг с женщинами интернет-группы. Это подстрекает их на внутрисообщностное конкурирование и выбор агрессивных форм взаимодействия. Мужчины, в свою очередь, действующие по наглядному и результативному образцу, также оказываются провоцируемы на следование его манере и соревнование по завоеванию женского внимания. В итоге преобладающая часть группы концентрируется на флирте, группа перестаёт преследовать свою основную цель, и за пределами временно установившихся коммуникационных пар или кластеров доминирующей остается агрессивная форма взаимодействия.

Тролли-советчики - это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи. Такой вид троллинга популярен на IT- и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате. Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства.

Способы борьбы с троллингом:

Популярная мудрость учит избегать кормления троллей и игнорировать искушение им ответить. Ответ на троллинг неизбежно уводит обсуждение от темы, выводит из равновесия наблюдателей и снабжает тролля вниманием, которого он жаждет. Однако так как охотники (аналогично троллям) часто сами провоцируют конфликты, в итоге проигрывают только другие пользователи форума, которые предпочли бы, чтобы конфликт не появлялся вообще.

Человек, отклонённый социальной группой, что в онлайн-общении (с навешиванием ярлыка тролля), что в реальной жизни, может закрепить в себе такую антагонистическую роль, и будет стремиться и далее раздражать или возмущать членов группы. Роль «тролль» - часто признак социальных отклонений, и ярлык может навсегда сделать пользователя таким.

Тролль, которого успешно игнорируют, может добровольно покинуть форум (и либо заняться троллингом в другом месте, либо стать конструктивным пользователем). Тем не менее, он может попытаться развить свои способности, чтобы всё же впоследствии добиться цели.

Тролль-новичок может испытать серьёзное сожаление, так называемое «раскаяние тролля», в случае потери ника, ограничения доступа и других серьёзных штрафных мер, предпринятых по отношению к нему вследствие его поведения.

Игнорирование тролля может вызвать повторение попыток привлечь внимание. «Гады, что, возражаете? … гады, что, молчите? …» Тем не менее, эта тенденция гораздо слабее, и в итоге тролль устаёт и начинает искать себе более благодатную почву.

Часто применяемое средство против троллей - вмешательство модератора.

Стоит также отметить, что временами тролли стараются получить сочувствие модераторов, предстать жертвой свирепых фанатиков. Тем не менее, чаще всего тролли ведут себя подобострастно лишь с владельцами веб-форумов, у которых есть исключительные возможности для полного ограничения доступа. Также известны ситуации, когда тролль обзаводится «своим» человеком среди модераторов, который готов заступиться за него - в этом случае, естественно, из них выбирается наименее принципиальный.

Итак, можно выделить несколько общих способов для борьбы с троллингом:

Игнорирование. Принцип «Не корми тролля!» обуславливается тем, что тролль жаждет именно внимания и если оно ему не уделяется, то есть большая вероятность, что он просто переключит внимание на кого-либо другого.

Бан. Немедленный бан может предотвратить разрастание споров.

Вступить в диалог с троллем. Однако, способ этот эффективен не для каждого, т.к. существуют эксперты по сетевому троллингу - люди, специализирующиеся на борьбе с «нечистотами» интернета.

Для выявления уровня агрессии в пространстве социальных сетей я провела небольшой опрос. (Приложение 4) Данный опрос проводился в наиболее популярной в России в настоящий момент социальной сети ВКонтакте. На его основе можно сделать некоторые выводы.

Так же, опрос показал, что среди опрошенных немало людей, являющихся источниками агрессии, данный показатель занимает 2 место по численности отданных голосов. 16,1%.

Среди опрошенных, в меньшей мере, но так же есть те, кто имел дело с негативным поведением через непосредственную переписку, таким образом:

«Редко, обычно посредством личной переписки» с агрессией сталкиваются 8,5%, а «часто, обычно посредством личной переписки» - 6,4%.

Однако, есть такие пользователи, которые не сталкиваются с негативом и агрессией в пространстве социальных сетей вообще, на их долю приходится 15,1% опрошенных.

Так же, мною был проведён другой опрос, конкретизирующий ситуации, охарактеризованные агрессией:

Из предоставленных вопросов, наибольшее количество было отдано варианту - «споры относительно сферы интересов» - за этот вариант проголосовали 31.2% опрошенных.

Вторым оказался вариант «споры на почве необоснованной агрессии» - 29% голосов.

На основе этого опроса можно сделать следующий вывод:

В силу того, что споры на основе необоснованной агрессии уступают по частоте спорам, разгорающимся из-за непринятия чужих интересов, троллинг всё же нельзя назвать главным и подавляющим фактором агрессии в социальных сетях. Из этого следует, что применение методов борьбы с необоснованной агрессией могут быть эффективными.

Подводя итог, следует сказать о том, что явление троллинга можно рассматривать в большинстве случаев именно как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия. Цель троллинга - дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ. Очевидна и цель самого тролля - получение некоторой формы удовлетворения от того, что именно он в этот момент становится эпицентром разворачивающихся дискуссий и противостояний. Результат такого рода манипулятивных действий - это всегда конфликт с социальной окраской и последствиями. Наиболее успешные тролли способны взбудоражить целый ряд сообществ, умело сталкивая их между собой и используя проекции публичности в СМИ для привлечения внимания широкой общественности. Судя по последним сценариям «компьютерных» или «фэйсбуковских» революций, троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других.

По результатам проведённого опроса можно выявить, что проявление троллинга имеет довольно регулярный и массовый характер.

Заключение

К сожалению, виртуальная коммуникация может выступать не только средством управления стрессом, но и источником его возникновения. В частности, одним из широко распространенных в социальных медиа негативных явлений является целенаправленное, вербально-агрессивное поведение.

Проблема агрессии сложна и многогранна, многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались её изучением, хотя придти к общему мнению в данном вопросе не удалось.

Ряд факторов, характеризующий общение в сети - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления.

С появлением СМИ актуальность коммуникативной агрессии, несомненно, приобретает глобальный характер, поэтому необходимость изучения предпосылок и решения проблем, связанных с агрессивностью молодёжи возрастает.

Актуальность проблемы интернет-агрессии, рост её распространенности связаны с тем, что в социальных медиа, как в зеркале, отражается такая общая проблема нашего социума, как рост агрессивности, особенно в больших городах. Параллельно тому, как уровень культуры в обществе падает, уровень агрессии растет. Эти явления взаимосвязаны, и их проявлением является волна виртуальной агрессии в Интернете.

Как следствие - отсутствует культура толерантной коммуникации в молодежной подростковой среде, не обеспечен широкий доступ населения к информации о процессах по формированию в обществе установок толерантного сознания.

Подобная проблема, впрочем, характерна не только для российского, но и для западного социума. В условиях же российского правового бескультурья, в частности «правового вакуума» в сфере регулирования Интернета (в силу отсутствия отдельного законодательства), виртуальная агрессия в Интернете достигает крайней степени выраженности.

Отличием подобного агрессивного поведения в виртуальной коммуникации от коммуникации реальной является его безнаказанность, вследствие чего троллинг и является широко распространенным социомедийным явлением, а для части пользователей сети - привычным сетевым поведением.

В основе «эпидемии» словесной агрессии лежит свойственный для современного российского социума мотив зависти к более успешным индивидам. Такова изнанка виртуальной социализации, ведущего мотива пользователей соц. медиа - стремления к самовыражению и самопродвижению, привлечению публичного внимания к собственной личности.

Проблема агрессивности в сети - заключается в ее связи со множеством разнородных дисциплин. В основу метода решения данной задачи положен системный анализ и комплексный подход, позволяющие определить главные элементы среди множества взаимосвязанных факторов с целью выявления и осознания основного противоречия указанной проблемы.

Интернет-общение принимает форму агрессивного, негативного диалога, по стольку, поскольку сама конфликтная ситуация в большинстве не обременяется последствиями, а лишь служит фактором разрядки, либо самоутверждения коммуникантов за счёт унижения друг друга, обесценивания интересов, ценностей и норм оппонента. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин.

Список литературы

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.

Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.

Биккулов, А.С. Интернет как средство массовой коммуникации. СПб., 2003

Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов человека. // Общественные науки и современность - 1998.

Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вестник Российской риторической ассоциации. - Вып. 8. - Красноярск, 1999.

Воронцова Т.А. Речевая агрессия в публичной коммуникации // П Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

Гриншпуя И.Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.

Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Стратегии самопрезентации и их связь с реальной идентичностью // Флогистон: Психология из первых рук. 1999.

Интернет-агенство арт веб медия. Глоссарий и словарь интернет терминологий.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

Комиссаренко C.C. Интернет-пространство как коммуникативная среда диалога культур

Ломакин П.А. Аськи, Ирки, чаты и другие пейджинговые программы Интернета. М., 2003

Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. канд. соц. наук. М., 2009.

Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе

Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. Павлодар, 2002

Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001

Чванова О.А. Психология вампиризма. М., 2008.

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006

19. FAQ Trolls. URL: #"justify">20. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Дашков и К, 2009 г. - С. 591

Откуда берется агрессия в Интернете?

Нельзя указать одну определенную причину, которая влияет на то, что в Сети нередко можно встретиться с проявлениями агрессии. Безусловно, анонимность Интернета в какой-то мере способствует ей, но не является, однако, единственной причиной агрессии в киберпространстве. В Интернете, как правило, мы не видим истинного отношения другого человека, не разделяем его эмоций, иногда неправильно понимаем намерения других людей, провоцируя острый обмен мнениями или ссору.

Часто люди в Интернете ведут себя иначе, чем в реальном мире, бывает даже, что они стыдятся того, что написали, или не признают этого. Обсуждая причины агрессии в Сети, стоит упомянуть об интернет-хамстве. Это поведение части интернет-пользователей, которые, находясь в Сети, перестают воспринимать запреты, характерные для контактов «лицом к лицу». «С точки зрения психологов, интернет- публику можно разделить на два типа. На тех, кто смело демонстрирует реальное “Я”, и тех, кто примеряет на себя новые маски и роли <...> Самое печальное, что поведение представителей обеих групп поддерживает чувство безнаказанности». По мнению психологов, в Сети чаще встречается именно второй тип - любителей ролевых игр . Сеть - это место, где относительно легко активизируются темные стороны некоторых людей.

Травля человека с помощью Интернета весьма опасна, поскольку вредные, компрометирующие или унижающие его достоинство сведения распространяются очень быстро и, как правило, остаются в Сети надолго (а то и навсегда) в виде, например, копий на нескольких компьютерах даже после выявления и наказания виновного.

Причины, по которым интернет-хулиганы применяют насилие:

  • 1) переживание радости от победы, вытекающее, например, из необходимости подтверждения своей позиции в группе, или создания своего имиджа;
  • 2) уравновешивание взаимных обид;
  • 3) отмщение за причиненные унижения, вызванные, например, семейными неурядицами, разводом, проблемами в школе или в группе ровесников;
  • 4) привлечение внимания окружающих, своего рода крик о помощи.

Специалисты считают, что средний срок эффективного терроризирования выбранной жертвы различными формами электронной агрессии составляет три месяца. После этого киберзапугивание, как правило, приносит желаемый результат. Главной целью людей, практикующих издевательствами и киберзапугивание, является дискредитация жертвы. Это гораздо проще сделать в Сети, нежели в реальном мире, поскольку распространяемые в ней материалы достигают гораздо большего числа людей. Силы нападавших и их жертв неравны. Атакующий может рассчитывать на сообщество интернет-пользователей и на то, что в Сети ничего не теряется. Даже если он будет обнаружен, а в немногих случаях и наказан, его «работа» в любой момент может быть продолжена другими желающими.

Каждый владелец смартфона практически носит свою жертву в кармане. Еще до недавнего времени электронное насилие было ограниченным явлением, наблюдалось в основном в молодежной среде. Сегодня оно все чаще бывает направлено и на взрослых, начинает конкурировать с традиционным моббингом на рабочем месте и, что еще хуже, быстро распростаняется и приобретает большое значение. Эксперты считают, что «с классическим моббингом на работе имеет дело примерно 28% взрослых людей, а с различными формами электронной агрессии столкнулись уже более 8% людей из этой группы» .

В мире труда появился новый тип преступников. Интернет стал инструментом, который могут использовать люди, находящиеся на более низких уровнях иерархии профессиональной деятельности. Именно они наиболее часто выступают в роли самопровозглашенных «мстителей». Обращает на себя внимание тот факт, что их атаки, как правило, не имеют конкретной цели, они принимают форму насмешек над жертвой и ее преследования, но не обязательно вредят ее карьере.

В случае классического моббинга дело обстоит по-другому. Его цель - создание искусственного негативного мнения группы об определенном человеке, чтобы, по крайней мере, затруднить его ежедневную работу. Одним из последствий таких издевательств может быть крах карьеры этого человека или избавление от него, нередко при молчаливом согласии руководителя учреждения.

Электронная агрессия признается серьезной социальной проблемой, на которую следует решительно реагировать. Киберзапугивание перестало быть сенсацией и стало проблемой. Социолог К. Катцер говорит о One-Touch-Mobbing, издевательстве в жанре «прямо в точку», которое имеет много последователей среди подростков, имеющих смартфоны. Именно они чаще всего «берутся за оружие», желая «пнуть» кого-либо из сверстников, разместив в Сети компрометирующие его сведения. Исследования Катцер показывают, что жертвой таких действий уже стал каждый четвертый представитель немецкой молодежи в возрасте от 14 до 18 лет. Чаще всего речь идет об обычном злословии, сплетнях, оскорблении и компрометирующих фотографиях. Катцер утверждает, что 20% жертв запугивания получают серьезную психическую травму: они утрачивают веру в себя, начинают избегать сверстников, прибегают к актам суицида. «Эта группа включает в себя около полумиллиона человек в масштабе всей Германии», - считает Катцер

Агрессия в Интернете стала, пожалуй, самой ярко выраженной проблемой развития современного общества. Конечно же, развитие данной проблемы напрямую связано со стремительным развитием информационных технологий. Но корень проблемы лежит не совсем в этой плоскости. Точнее сказать, не только в ней. Дело в том, что агрессия в Сети является полноправным преемником общей агрессии, с которой люди сталкиваются на протяжении многих лет практически ежедневно.

Рис. Агрессия в Интернете

Любая агрессия имеет ряд отличительных признаков, форм и способов выражения и, что немаловажно, причин её появления. Как правило, такие причины продиктованы несоответствием определённых принципов, жизненного уклада отдельной группы лиц по отношению к индивидуализированной особи или же группе таких особей. В большинстве своём, агрессия в нынешнее время формируется на почве расхождения взглядов отдельных лиц или их групп. Это, как правило, национальная, расовая, религиозная нетерпимость; столкновение интересов различных классов.

В основном для людей, которые являются источниками агрессии, характерны такие черты как злость, ненависть, отсутствие терпимости и толерантного отношения к другим людям, нерациональность, грубость и прочее. На фоне формирования таких качеств, непременно появляются различные формы их выражения, одной из которых и является агрессия.

Давайте же рассуждать логически. Согласитесь, что население мира неоднородно. Если даже рассматривать, к примеру, двух представителей одного рода, имеющих идентичные наклонности, взгляды, можно выявить ряд отличительных признаков у каждого из них. Исходя из сомнительной логики агрессоров, в таком случае, весь мир должен был бы жить в состоянии постоянной вражды между собой. Глупо, не правда ли?

Возвращаясь к теме нашей статьи, а именно агрессии в Интернете, хотелось бы более подробно остановиться на некоторых наиболее популярных её разновидностях. Начнём, пожалуй, с троллинга. Как правило, троллинг относят к самым гуманным, если можно так выразиться, видам интернет-агрессии. Опасность же этого вида агрессии скорее относится ни к объектам троллинга, а, непосредственно, к самим троллерам.

Дело в том, что увлекаясь подобной деятельностью, человек не замечает, как становится жертвой самого себя и сложившейся ситуации. Он не может прожить и дня без того, чтобы не «потроллить» очередную жертву. Исключительно это занятие становится источником его положительных эмоций. Всё остальное становится ему чуждо, и порой он даже забывается, отдаваясь полностью своему любимому занятию.

Тем не менее, опасность троллинга чрезвычайно велика, поскольку его можно отнести к начальным стадиям формирования личности - интернет-агрессора. Со временем вроде бы безобидный с первого взгляда троллинг начинает перерастать во что-то более масштабное, глобальное. Сформировавшиеся тролли, как правило, начинают свою «тактическую операцию» очень хитро. Изначально они - добродушны, вежливы и спокойны. Но как только тролль почувствует, что уже расположил Вас к себе, он начнёт действовать совершенно по-другому.

Действия, совершаемые троллями в Сети, при их доскональном анализе можно охарактеризовать как психические отклонения. Они склонны к нездоровому эгоизму, постоянному желанию «напакостить». У всех троллей напрочь отсутствует . Создав конфликтную ситуацию, они не то что не стараются её решить, а напротив ищут средства и методы для её усугубления.

Психологическую основу интернет-троллинга составляет отсутствие . Все тролли, которые освоились в Сети, в реальной жизни не формируются как личности, не развиваются и со временем начинают деградировать...

73% взрослых пользователей Интернета были свидетелями агрессии в Интернете и 40% испытали её лично на себе.

Общие результаты таковы:

  • 60% интернет-пользователей были свидетелями оскорбительных обзывательств кого-либо
  • 53% видели попытки умышленного оскорбления кого-либо
  • 25% видели физические угрозы в отношении кого-либо
  • 24% были свидетелями длительной агрессии в отношении кого-либо
  • 19% сказали что они наблюдали агрессию на сексуальной почве в отношении других
  • 18% были свидетелями травли (так я перевёл английское слово stalked, но смотрите другое определение, которое дали в комментариях и )
Те же, кто лично испытали на себе интернет агрессию, отметили, что агрессия проявлялась, по крайней мере, в одной из следующих форм:
  • 27% были обозваны оскорбительно
  • 22% были умышленно оскорблены
  • 8% испытали физические угрозы
  • 8% подверглись травле
  • 7% подвергались агрессии в течение длительного времени
  • 6% подверглись агрессии на сексуальной почве

Введение

Основой данной публикации служит сокращённая версия отчёта о статистическом исследовании Агрессии в Интернете. На сайте организации, проводивший это исследование, вы так же можете найти полный отчет .

Об агрессии в интернете пишется много. Например, вы наверняка читали на этом же ресурсе о автора и множество аналогичных публикаций на других ресурсах. В этой заметке я приведу наиболее интересные результаты исследования и их анализ.

I. Различия по демографическим данным

Пользователи женского пола, в возрасте 18-24 лет, чаще всего подвергаются травле и агрессии на сексуальной почве.

II. Как пользователи реагируют на агрессию в Интернете

60% пользователей решили игнорировать факты агрессии, и только 40% предприняли ответные шаги:
  • 47% конфронтационно ответили на агрессию (тому кто её проявил)
  • 44% убрали такого человека из друзей или заблокировали его
  • 22% дали знать о факте агрессии руководству ресурса (или тем, кто занимается решением таких проблем на ресурсе)
  • 18% обсудили проблему в Интернете чтобы привлечь поддержку для себя
  • 13% сменили имя пользователя или удалили свой пользовательский аккаунт
  • 10% ушли с форума
  • 8% перестали посещать определённые события или места в реальной жизни
  • 5% уведомили об этом полицию или аналогичные службы
Те пользователи, которые попали под удар наиболее серьёзных случаев агрессии, действуют не так как те, кто имел «лёгкий» опыт проявления агрессии в отношении себя. Те, кто подвергался травле, физическим угрозам или агрессии на сексуальной почве, вероятней всего, предпримут несколько различных ответных шагов (по сравнению с теми, кто испытал на себе только оскорбления).

III. Как пользователи оценивают свой опыт после проявления агрессии по отношению к ним

Пользователи ответили так
14% из тех, кто попал под агрессию, считают этот случай наиболее неприятным
14% - очень неприятным
21% - в какой-то мере неприятным
30% - немного неприятным
22% - нейтральным

Заключение

(как анализ результатов исследования и PewResearchCenter к этому анализу отношения не имеет)

Если посмотреть на данные из части II, то видно что 40% агрессию не игнорирует и почти половина из этих людей отвечает на агрессию в конфронтационном стиле. То есть таких людей - около 20% от общего числа пользователей Интернета. Если конфликт не остановить или не убрать источник конфликта (того, кто проявляет агрессию), то, в худшем случае, через несколько недель, а в лучшем - через несколько лет, конфликт разрастётся и никто уже не будет помнить об источнике конфликта. Тогда уже и действовать по исправлению ситуации будет поздно и исправить будет сложно (если вообще возможно без особого вреда), так как все стороны конфликта будут похожи друг на друга. Вы, наверняка, сами знаете примеры интернет форумов, которые прошли путь от интересного ресурса с интересными темами и людьми, через непрерывные конфликты до самого закрытия форума владельцем.

Из своего модераторского опыта я могу сказать, что агрессию в интернете проявляют: 1. обычные люди (после тяжёлого дня и под влиянием стресса); 2. те, кто всегда были такими (например, обижали своих одноклассников в школе); 3. политические спамеры; 4. и, в общем-то, сознательные тролли со своими целями, каковыми бы они ни были. Вы все знаете, что, обычно, советуется не отвечать троллям, но по моему опыту модерирования - лучше всего не отвечать агрессией никому. Мало ли что с человеком случилось, вдруг человек не дописал фразу и Вы приняли его пост как агрессивный. Троллям вообще лучше никак не отвечать.

Но это вовсе не значит, что пользователь интернет-ресурса должен и может оставаться наедине с теми, кто до него «доскабливается». Обратите внимание на ответы в третьей части. Для большинства пользователей интернет агрессия неприятна и они об этом опыте помнят. Последний абзац в части II. свидетельствует об этом же. И, если администрация ресурса ничего не будет делать в отношении агрессивных пользователей, то очень скоро они найдут себе жертв и будут их «терроризировать». Даже если администрация остановит это, то у пользователя, который попал под агрессию, скорее всего останется нехорошее впечатление, которое может влиять на его решение о дальнейшем пребывании на этом ресурсе. В любом случае, вред ресурсу и пользователю уже причинён самим фактом агрессии (если только такая форма общения - не цель ресурса), даже если администрация вмешалась по факту агрессии.

Поэтому, лучше вообще не доводить дела до проявления заметной агрессии на ресурсе. Что касается категорий пользователей 1 и 2, то, часто, такие пользователи способны прислушаться к модератору и могут сами расслабить конфликт, который создали. То есть, они способны извиниться перед человеком, сделать ему приятное и разрешить конфликт самостоятельно. Пользователи из категорий 3 и 4 приходят на ресурс со своими целями и поддержка хороших отношений с другими пользователями может вовсе не входить в их планы. Поэтому, чем быстрей вы будете избавляться от пользователей типа 3 и 4 на своём ресурсе, тем меньше будет потенциальной опасности того, что они начнут «терроризировать» других пользователей.

Не ожидайте, что пользователи сами обратятся к модераторам и скажут что они подвергаются агрессии, ведь только 22% решаются на такое. Таких даже не половина от общего числа опрошенных и ими могут двигать разные мотивы. Часть из них не представляет, что если они заявят об агрессии (открыто или скрыто), и человек, проявляющий агрессию об этом узнает, то он может использовать эту информацию для дальнейших нападок как на пользователя, так и на администрацию ресурса. Часть из них осознаёт на что идёт и способны перенести все последствия. Есть и те, которые клевещут на других. Поэтому модераторам имеет смысл самим наблюдать за общением пользователей и реагировать на агрессию не дожидаясь жалоб от пользователей.

Лучшие статьи по теме