Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Приметы и суеверия
  • Когда отмечается день шофера. Когда день работников автомобильного транспорта. Небольшой экскурс в историю праздника

Когда отмечается день шофера. Когда день работников автомобильного транспорта. Небольшой экскурс в историю праздника


У профессионального праздника российских автомобилистов достаточно долгая история – в 2018 году ему исполнится 42 года. Задумывавшийся в качестве праздника только для профессиональных водителей, с течением времени данный день стал по-настоящему народным праздником, и его сейчас отмечают все автомобилисты, в том силе и любители. День автомобилиста в 2018 году: какого числа отмечается в России, когда будет профессиональный праздник водителей.

Какого числа в 2018 году День автомобилиста

С 1976 года, когда возник данный праздник, принцип определения его даты ни разу не менялся. День автомобилиста в Советском Союзе, а потом в России, празднуют в последнее воскресенье октября. Следовательно, День автомобилиста в 2018 году будет28 октября.

Учтите, что ряд источников не совсем корректно рассказывают про принцип определения точной даты данного праздника. Встречается информация по поводу того, что День автомобилиста отмечается не в последнее, а в четвертое воскресенье ноября. Да, именно в этом году разницы нет, однако иногда в октябре бывает 5 воскресных дней, в таком случае получается определенная путаница.

На сегодня День автомобилиста празднуется в соответствии с указом Президента № 897 от 25 июня 2012 года, его можно найти на правовых сайтах и убедиться в верной дате праздника.

Полное наименование праздника в 2018 году – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Следовательно, к водителям-профессионалам, управляющим автомобилями, которым посвящался данный праздник первоначально, сегодня добавлены водители автобусов, троллейбусов, трамваев, метро и маршрутных такси, чья причастность к празднику раньше не являлась столь очевидной.

История Дня автомобилиста в России

День автомобилиста, возникший в 1976 году как профессиональный праздник всех водителей и шоферов, в 1980 году нашел подтверждение своего места в календаре при проведении большой реформы праздников страны, произошедшей в тот год.
В 1996 году данный день был чуть видоизменен и стал праздником не только водителей, но и людей, ответственных за состояние автомобильных дорог в России – работников сферы дорожного хозяйства.

В 2000 году данные праздники были разделены. Дорожным работникам отвели в календаре соседнее с Днем автомобилиста третье воскресенье октября. За профессиональными водителями же оставили последний воскресный день октября.

С 2012 года название праздника уточнили, и к нему сейчас относятся также водители пассажирского транспорта.

Традиции Дня автомобилиста

Естественно, прежде всего могут считать данный день своим профессионалы - водители, управляющие фурами, самосвалами, такси, спецтранспортом и пр.

В честь этих людей в октябре традиционно проходят концерты, их поздравляет непосредственное руководство и даже некоторые политики.

Зачастую Дню автомобилиста посвящают специальные мероприятия: выставки и парады редких машин, автопробеги и конкурсы.

Логично, что считают День автомобилиста своим и многие любители – люди с водительским удостоверением, принимающие участие в дорожном движении как водители. И хотя на дороге могут происходить различные конфликтные ситуации, все равно всегда понятно, что автомобилисты являются особенным братством, всегда готовым помочь при поломке либо ДТП.

День автомобилиста объединяет всех автолюбителей и дает им возможность не забывать, что общая дорожная безопасность зависит от каждого.



День автомобилиста в 2017 году, какого числа в России отмечается и кого именно поздравлять? Начать, наверное, нужно издалека. В нашей стране в последние годы автомобилистов становится все больше, потому что, наличие собственного автомобиля уже давно перестало быть роскошью, это элементарное и удобное средство передвижения. В любой праздник будет актуальным .

Если раньше купить автомобиль мог не каждый и быть водителем считалось почетно и престижно, то сегодня многие люди каждый день являются водителями сами для себя. Плюс к этому, профессия водитель или шофер, конечно, тоже остается актуальной. Вот из-за этого-то и возникает путаница, кого в день автомобилиста 2017 года, да и в любой другой год, нужно обязательно поздравлять.

Как устанавливалась дата

В официальном календаре этот праздник называется День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. То есть, из этого названия ясно видно, что вроде как поздравлять нужно только людей, чья профессия непосредственно связана с автомобилем. С другой стороны, в народе праздник называется именно День автомобилиста и поздравлять принято просто всех людей, которые сидят за баранкой по тем или иным причинам.

Если углубиться в официальную статистику, то нужно отметить, что праздник был установлен в 1996 году специальным президентским указом. То есть, у нас в стране имеется ряд праздников, которые утверждались общим документов, это многие профессиональные дни. А вот День автомобилиста учредили указом специальным, это значит, что народу требовался этот праздник, но его не додумались установить заранее. Вот спустя пару лет правительству пришлось доработать свои ошибки.




Согласно упомянутому указу, было установлено отныне и навсегда, День автомобилиста в 2017 году, какого числа в России - праздник ежегодно отмечается в последнее воскресенье октября. Если посмотреть этот год, то он выпадает конкретно на 29 октября, когда и нужно поздравлять всех тех, кого запланировали заранее.

Важно! В 2000 году День работников дорожного транспорта и День автомобилиста были разделены. Именно за вторым днем сохранилась дата последнего октябрьского воскресенья. Так что, можно с чистой душой, совестью и сердцем в этот день поздравлять всех людей, которые водят автомобиль вне зависимости, нужно это им по профессии или в личной жизни.

История автомобилестроения в России

Почему же этот праздник столь любим в нашей стране? Предлагаем совершить небольшой исторический экскурс, когда в 1896 году в Новгороде, где проходила первая Всероссийская промышленно-художественная выставка, свой первый автомобиль представили Яковлев и Фрезе.

Это была повозка, оснащенная четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, мощность автомобиля, по сегодняшним меркам, была смешная - две лошадиные силы. Но для того времени это было прорыв и очень много. Интересно, что Николай Второй, который тогда был Императором Российской Империи, особого внимания изобретению не придал. Но изобретателей это не сбило с пути истинного и они продолжали активно рекламировать свою работу и гордиться ей. В итоге, упорство дало плоды.

В 1909 году завод Русско-Балтийский, который находился в Риге, выпустил первый автомобиль серийного производства в Российский Империи. Мощность у этой машины была уже 24 лошадиные силы и этот автомобиль, конечно, заслужил внимания и руководства страны, и всего мира в целом. Машина получилась мощная, надежная и красивая. Император купил два автомобиля для своего гаража, с этого автомобиля началась история автомобилестроения в Российский Империи, а значит, и в современной России.



После революции автомобилестроение стало ведущей отраслью советской экономики. В Москве делали ЗИЛ, в Нижнем Новгороде производили ГАЗ. Причем, делали и легковые, и грузовые автомобили. Районы автомобильной промышленности в то время активно создавались на Урале, в Поволжье. Многие заводы сами не собирали автомобили, однако они производили важные комплектующие, готовили работников и инженеров, ремонтных рабочих.

Только в середине позапрошлого века на улицах больших и богатых городах стали появляются первые экипажи, которые двигались без лошадей. Как любая новинка, у людей они вызывали только улыбку недоумения. Если бы тогда кому-то сказать, что через 100 лет никто не будет ездить на лошадях, а пересядет на это чудо машиностроения, то вам бы посмеялись в лицо.

Уже к началу Первой мировой войны автомобили на улицах городах перестали удивлять людей, потом изобрели дизельное топливо, благодаря чему автомобили и их использование в повседневной жизни быстро распространились по всему миру. К тому времени они уже развивали высокие скорости, были оснащены двигателем внутреннего сгорания, колеса автомобиля возможно стало поворачивать, независимо друг от друга.

О точной дате праздника

Итак, День автомобилиста в 2017 году, какого числа в России отмечается было установлено в 1996 году, а потом подтверждено в 2000 году. Следует обратить внимание, что в нашем календаре имеется отдельный праздник День военного автомобилиста, который приходится каждый год строго на 29 мая. А вот просто День автомобилиста в России отмечают в последнее воскресенье октября или 29 октября конкретно в 2017 году.




Что касается военных водителей в армии, стоит отметить, что они занимают особое положение. Потому что, доставляемые грузы имеют стратегическое назначение, проводится перевозка личного состава, эвакуация раненых. Без военных автомобилистов ни один род войск не смог бы нормально осуществлять свою деятельность.

Интересно! Не случайно день военного автомобилиста отмечается именно 29 мая. Дело в том, что в 1910 году в этот день в Петербурге был подписан указ о создании первой в империи автомобильной роты. Это учебное заведение готовило военнослужащих для разного рода войск, но несли они именно автомобильную службу. В честь праздника сделайте .

Есть две разные даты, День автомобилиста в 2017 году, какого числа в России и День военного автомобилиста. Первый праздник выпадает на последнее воскресенье октября, то есть, в этом году праздник будет 29 октября. Поздравлять можно всех автомобилистов без исключения, людей, которые по тем или иным причинам проводят часть своей жизни за рулем. День военного автомобилиста в календаре имеет строгую дату 29 мая и поздравляют, как понятно из названия праздника, именно военных автомобилистов.

Он отмечается в последнее воскресенье октября

В последнее воскресенье октября отмечается профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, день автомобилиста. Официально он носит название «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта», однако в обиходе чаще всего используется более лаконичное название, а поздравляют с ним зачастую не только профессиональных водителей, но и всех автовладельцев.

Впервые профессиональный праздник автомобилистов был учреждён в СССР в 1976 году, и тогда он носил название «День работников автомобильного транспорта», а в 1980 году указом «О праздничных и памятных днях» предписывалось отмечать его в последнее воскресенье октября. Тогда праздник чаще всего неофициально называли «днём водителя». После распада Советского союза во многих странах праздник был отменён или перенесён, однако в России, на Украине и в Белоруссии он по-прежнему отмечается в те же дни, что и раньше. Особенностью России можно назвать то, что в ней этот праздник не совмещён с профессиональным праздником работников дорожного хозяйства - последний был перенесён на третье воскресенье октября. У военных автомобилистов в России также существует отдельный праздник, который отмечается 29 мая.

Ко дню автомобилиста нередко бывают приурочены автопробеги или различные конкурсы, а также выставки ретро-автомобилей или современного транспорта. Люди, у которых в числе знакомых есть профессиональные водители, могут спросить о тонкостях, которые нужно учитывать при исполнении такой работы, и о профессиональных качествах, необходимых для ее выполнения. Также в этот день многие вспоминают людей, которые в качестве водителей были вынуждены рисковать жизнью, вывозя детей и женщин по Дороге Жизни в Ленинграде.

В этом году праздник выпал на 28 октября. Некоторые ошибочно считают, что он отмечается в четвёртое воскресенье месяца, и, пусть в этом году оно и является последним, подобная ошибка иногда приводит к путанице в случае, если на октябрь приходится пять воскресных дней.


1896
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая - Фаина Гиршевна Фельдман)
советская актриса. Родилась в Таганроге. Отец - купец 2-й гильдии Гирш Фельдман. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Под влиянием этой пьесы и появился псевдоним «Раневская». Училась Фаина Григорьевна в частной театральной школе. Своим учителем она считала Павлу Вульф, приму самых крупных антреприз - «провинциальную Комиссаржевскую». Сценическую деятельность начала в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму, Баку, Смоленске и других городах. В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта («Вишневый сад» А.Чехова), Змеюкина и Мерчуткина («Свадьба», «Юбилей» А.Чехова), Гулячкина («Мандат» Н.Эрдмана), Дунька («Любовь Яровая» К.Тренева). С 1931 года Ф.Раневская - актриса московского Камерного театра, а с 1933 года - Центрального театра Красной Армии. В 1934 году начала сниматься в кино, и к ней сразу пришла широкая известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, неимоверная работоспособность и преданность искусству помогли ей стать одной из самых любимых зрителями актрис. Дарование Раневской наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М.Горького. Образ Вассы обрел в ее исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик. В 1943-1949 годах Фаина Раневская работала в Театре драмы (ныне Театр имени Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман «Лисички» (1945). В 1949-1955 годах Раневская работала в театре имени Моссовета, с 1955 года - актриса Московского театра имени Пушкина. В 1963 году Раневская возвратилась в Театр имени Моссовета, где в 1966 году с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж.Патрика «Странная миссис Сэвидж». В течение тринадцати лет Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина» (по пьесе В.Дельмар). В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Широкому зрителю Фаина Григорьевна Раневская больше знакома по кинофильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» (снялась в 20-ти фильмах). Фаине Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).
Фаина Георгиевна и в жизни отличалась острым, беспощадным языком. "Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи", - это ее слова.
* * *
Раневская постоянно опаздывала на репетиции, Ю.А.Завадскому это надоело, и он попросил актеров о том, что если Раневская еще раз опоздает, то просто ее не замечать.
Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Георгиевна:
- Здравствуйте!
Все молчат.
- Здравствуйте!
Никто не обращает внимания. Тогда она в третий раз:
- Здравствуйте!
Опять та же реакция.
- Ах, никого нет?! Тогда я пойду поссу.
* * *
Любимая история Олега Даля о Раневской:
Снимается она в натуре. В чистом поле. А у Раневской неважно с желудком. Она уединяется в зеленый домик где-то на горизонте. Нет и нет ее, нет и нет. Несколько раз посылают помрежа: не случилось ли что? Раневская откликается, успокаивает, говорит, что жива, и опять ее все нет и нет. Наконец появляется и величественно говорит: Господи! Кто б мог подумать, что в человеке столько говна!
* * *
Когда вышел фильм "Подкидыш", то популярность Раневской, особенно среди детей, достигла своего апогея. Когда Фаина Георгиевна шла по улице, то за ней бежала ватага мальчишек и кричала: "Муля! Муля! Муля!". Как-то ей это очень надоело, она обернулась, поправила пенсне и сказала, грассируя:
- Пионеры, идите все в жопу!
* * *
Когда у Раневской спрашивали, почему она так много меняла в своей жизни театров, она отвечала:
- Я в молодости испытала все виды любви, кроме скотоложства.
* * *
Про свой последний театр в жизни - театр имени Моссовета - она говорила:
"Я жила со многими театрами, но ни с одним не испытала удовольствия. Репетиции Завадского - это месса в бардаке".
* * *
"Сниматься в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность".
* * *
О своей жизни Фаина Григорьевна говорила: "Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар". "Всю жизнь проплавала в унитазе стилем баттерфляй".
* * *
Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит Раневская на тротуаре и кричит только ей присущим голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артистки на дороге не валяются!
* * *
Созданным Раневской образам присуще сочетание высокого драматизма и лирики с комедийностью, реалистической глубины - с сатиричностью, гротеском. Актриса в совершенстве владеет искусством трагикомедии. Лауреат Сталинских премий (1949, 1951). Награждена 2 орденами, а также медалями. Фаина Григорьевна Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокоми званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью. Пока были силы - все занимал театр. В последний раз Фаина Григорьевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". никто тогда еще не знал, что ей оставался последний год жизни. Скончалась Ф.Г.Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На доме в Таганроге, где родилась актриса, в августе 1986 года установлена мемориальная доска.
«Характерная актриса? - недоумевал Осип Наумович Абдулов. - Чепуха! Она целая труппа. Да, да! В старину антрепренёр отбирал актёров по амплуа. Так вот, Фаина - и «героиня», и «травести», и «гранд-кокет», и «благородный отец», и «герой-любовник», и «фат», и «простак», и «субретка», и «драматическая старуха», и «злодей». Все амплуа в ней одной». Теперь-то понятно: Раневская - это театр одного актёра. Точнее, человек-театр. И величайшая несправедливость заключается в том, что у такого человека, в сущности, никогда не было «своего театра», где можно было бы всласть переиграть всё, чего душа пожелает. Фаина Георгиевна однажды с грустью сказала об этом вдове Бертольда Брехта, который, будучи в полном восторге от Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм», «настоятельно просил» актрису сыграть мамашу Кураж. Ю.Завадский тогда заверил драматурга, что непременно поставит его пьесу, но обещания не сдержал. Мало того, злосчастную Маньку, эту крошечную эпизодическую роль, целиком сымпровизированную Фаиной Георгиевной и, без преувеличения, ставшую гвоздём всего спектакля («Що грыте?»), театральное руководство решило в конце концов «изъять» из историко-революционного «Шторма» - от греха подальше. А то прямо беда с этой Раневской: как только она уходила со сцены, зрительный зал покидала большая часть публики. Порой она действительно делала роль буквально из ничего. «Однажды позвонил ко мне режиссёр и попросил у него сниматься, - рассказывала актриса. - На вопрос, какая роль, он ответил: “Роли, собственно, для вас нет. Но очень хочется видеть вас в моём фильме. В сценарии есть поп, и, если вы согласитесь сниматься, могу сделать из него попадью”. <…> Этим режиссёром был талантливый, милейший человек Игорь Савченко. Мне вспоминается, как он поставил передо мной клетку с птичками и сказал: “Ну, говорите с ними, говорите всё, что вам придёт в голову, импровизируйте”. И я стала обращаться к птичкам со словами: “Рыбки мои, дорогие, вы всё прыгаете, прыгаете, покоя себе не даёте”. Потом он подвёл к закутку, где стояли свиньи: “Ну, а теперь побеседуйте со свинками”. И я говорю: “Ну, дети мои родные, кушайте на здоровье”». Иногда неуёмному дарованию Раневской бывало тесновато даже в рамках вполне законченного образа. Об её «Странной миссис Сэвидж» писали так: «Раневская была неизмеримо выше своей героини. Цельная, огромная личность блестящей актрисы парит, как “божий дух”, над пьесой, над ролью…» Какое счастье, что и для детей Фаина Георгиевна в разные годы жизни отщипывала от своего огромного «терпкого таланта» (А.Н.Толстой) по ма-а-аленькому кусочку! Так появилась смешная и трогательная Лёля из комедии «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня»), добрая Бабушка из фильма «Слон и верёвочка», вредная и обаятельная Мачеха из шварцевской «Золушки»… Поразительно, но и в «Золушке» великая актриса ухитрилась «влезть в соавторы», добавив от себя целый ряд остроумных, запоминающихся реплик. Излишне говорить о том, что любая, казалось бы, ничего не значащая реплика в устах Раневской превращалась почти в афоризм. Озвученная ею фрёкен Бок из мультфильмов про Карлсона вся целиком разошлась на цитаты. По слухам, сама актриса даже удивлённо ворчала по этому поводу: подумаешь, сказала несколько слов перед микрофоном, а шума-то, шума… А ведь и вправду удивительно. В спектакле "Шторм" В.Билль-Белоцерковского Государственного академического театра имени Моссовета Ф.Раневская так сыграла небольшую роль спекулянтки, что этот образ стал одним из ярчайших образов спектакля (из коллекции радиофонда, запись 1952 года). А исполненная Ф.Раневской на сцене того же театра роль Люси Купер в спектакле "Дальше - тишина…" (постановка - А.Эфроса) вызвала настоящее эмоциональное потрясение у зрителей и слушателей - спектакль был записан в 1976 году и хранится в коллекции радиофонда. Радиофонд также располагает записью сцен из спектакля "Последняя жертва" А.Островского. Ф.Раневская - в роли Глафиры Фирсовны. В поисках "своего театра" Ф.Раневская не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В собрании радиофонда есть запись спектакля "Закон чести" А.Штейна Московского театра драмы (ныне - Московский академический театр имени Вл.Маяковского). Ф.Раневская - в роли Нины Ивановны, и сцены из спектакля Московского драматического театра имени А.С.Пушкина "Деревья умирают стоя" А.Касона. Ф.Раневская - в роли Бабушки. Первый радиоспектакль с участием Ф.Раневской был записан на радио в 1946 году - "Дэвид Копперфилд" Ч.Диккенса, в роли Мисс Тротвуд. В ролях: В.Сперантова, М.Яншин, Е.Фадеева, О.Викландт и другие артисты московских театров. А в радиоспектакле (одноактной комедии) "По ревизии" сыграла яркую, характерную роль Рындычки. В других ролях: М.Яншин, Н.Гриценко, О.Викландт, А.Кубацкий. "Жемчужины" коллекции радиофонда - радиоспектакль "Бабуленька" Ф.Достоевского (по роману "Игрок"), в роли Бабуленьки, и инсценированный рассказ А.Чехова "Беззащитное существо". В ролях: Ф.Раневская, О.Абдулов, Н.Якушенко. В разные годы Ф.Раневская записала на радио литературные произведения Н.Лескова, А.Чехова, В.Ардова. А в записи передачи по произведениям и с участием А.Барто исполнила две детские песни на стихи А.Барто: "На углу, на перекрестке, зеленели, как в саду" и "Я прошу вас, пионеры, охраняйте деревца". Сохранилась запись выступления Ф.Раневской о начале ее сценической деятельности в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. О встрече с замечательным актером Илларионом Певцовым и его влиянии на дальнейшую творческую жизнь актрисы. В собрании радиофонда также хранятся документальные записи выступлений о Ф.Раневской - Ю.Завадского, Д.Журавлева, А.Адоскина, Г.Бортникова, А.Баталова, Г.Волчек. Они вспоминают о душевной щедрости и обаянии Ф.Раневской, высокой требовательности к себе, о сыгранных ролях в театре, на радио в кино.

Ниже представлена сводная таблица с указанием даты празднования Дня автомобилиста и родственных праздников в зависимости от страны бывшего СССР.

Страна Название праздника Когда отмечают В 2019
Россия День автомобилиста ежегодно в последнее
воскресенье октября
27 октября 2019
День дорожника ежегодно в третье
воскресенье октября
20 октября 2019
День военного автомобилиста ежегодно
29 мая
29 мая 2019
Украина День автомобилиста и дорожника ежегодно в последнее
воскресенье октября
27 октября 2019
Беларусь День автомобилиста ежегодно в последнее
воскресенье октября
27 октября 2019
Казахстан День работников транспорта ежегодно в первое
воскресенье августа
4 августа 2019

Для тех, кому интересен вопрос празднования дня водителя, предлагаем ознакомиться с подробной историей возникновения праздника автомобилиста, которая представлена ниже. Приведены разнообразные преобразования его названия и даты с момента возникновения во времена СССР и после его распада.

День работников автомобильного транспорта в СССР

Бытует мнение, что Интернет - большая помойка, где можно найти всё и ничего. Отчасти - верное утверждение, особенно в свете того, как генерится и распространяется в нем контент. Достаточно опубликовать незаконченный (или неполный, заведомо искаженный) уникальный материал на "авторитетном" ресурсе, как тут же появляется масса желающих растянуть его в таком виде по бложикам, форумам, новостным лентам и соцсетям. А вот задуматься о достоверности этого материала и попытаться проанализировать полноту раскрытия вопроса - в голову никому не приходит. Так получилось и с вопросом о дне работников автомобильного транспорта - даже Wiki начинает отсчет его истории с 1 октября 1980 года, хотя всё начиналось немного ранее, и доказательств этому масса - достаточно просто открыть глаза.

Первое упоминание о профессиональном празднике водителей относится к периоду стабильности СССР - середине 70-х. Тогда, идя навстречу пожеланиям трудящихся, указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года , официально был установлен новый праздник - «День работников автомобильного транспорта » (формально праздник не распространялся на частных автовладельцев, а только на официальных работников отрасли), который отмечался ежегодно в последнее воскресенье октября . В том же году о новом "профессиональном дне" появились заметки во многих газетах, внеслись изменения в модные в то время отрывные календари, а стенгазеты и стенды автопредприятий пестрели поздравлениями своим работникам.

Новый профессиональный день нашел свое отражение и на продукции Министерства связи - появился тематический художественный маркированный конверт, посвященный этому празднику. Такой способ донесения информации до населения реально работал - письма были основным средством связи между людьми, и, учитывая глобальную программу СССР по расселению, такие весточки разлетались по всей стране миллионными тиражами, достигая самых отдаленных уголков страны Советов и оставляя в памяти адресата информацию с художественно оформленного конверта. В нашей виртуальной коллекции есть подборка ХМК автовокзалов СССР , а ниже мы представим первый конверт с упоминанием о дне работников автомобильного транспорта, который был выпущен в год основания праздника и датируется 15.09.1976 годом и более поздний экземпляр от 07.09.1981 .

День работников автомобильного транспорта 1976

День работников автомобильного транспорта 1981

Минсвязи отнеслось к учреждению нового праздника со всей ответственностью - в лучших традициях почтового ведомства, к художественному конверту был изготовлен спецштемпель, которым производилось гашение ХМК первого праздничного дня, выпавшего на 31.10.1976 .

Штемпель 31.10.1976

Спецгашение ХМК 31.10.1976

Позднее, 1 октября 1980 года , Президиум Верховного Совета СССР издает указ №3018-Х «О праздничных и памятных днях », которым было предписано учредить в СССР «День автомобилиста ». По сути, этим указом было лишь формально изменено название ранее учрежденного праздника, тем более, что дата торжества осталась прежней. В народе праздник получил более простое название - «День водителя ». Здесь руководством страны Советов был совершен некий просчет: с одной стороны - в угоду растущему числу частных автолюбителей, у них появился свой официальный "гаражный" день (для многих прекрасный повод пропустить по рюмочке с соседом по гаражу); с другой - смазался профессиональный день водителей, которые являлись именно работниками автомобильного транспорта (в основном - водители общественного и грузового транспорта).

День автомобилиста после распада СССР

После распада СССР судьба праздника в бывших республиках сложилась по разному - во многих этот день был перенесен на другую дату, некоторые изменили привычное название или даже упразднили. Но остались и те, кто продолжал поддерживать традиции, заложенные ещё в годы процветания СССР. К примеру, в Беларуси и на Украине дата праздника и его название остались неизменными.

РФ - «День водителя » был разбит на более мелкие, профильные праздники - указом №556 от 23 марта 2000 года «День дорожника » перенесен на третье воскресенье октября, а указом №897 от 25 июня 2012 года учрежден «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта ». Кроме того, в России отдельно существует «День военного автомобилиста », который был учрежден приказом №100 главы министерства обороны РФ Сергеевым И.Д. 24 февраля 2000 года и отмечается ежегодно 29 мая, а исторически праздник привязан ко дню образования первой российской автомобильной роты (образована указом императора Николая Второго 29 мая 1910 года). В 2013 году Почта России выпустила тематический ХМК, посвященный дню военного автомобилиста.

Украина - первый президент Украины Кравчук Л.М. "в поддержку инициативы работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Украины " 13 октября 1993 года подписал Указ №452/93 «О дне автомобилиста и дорожника ». Дата празднования осталась прежней - последнее воскресенье октября. В свете последних событий и объявленной борьбе с коммунистическим наследием - надолго ли сохранится праздник?

Беларусь - в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №438 от 20 октября 1995 года «Об установлении праздника - Дня автомобилиста » День автомобилиста отмечается ежегодно в последнее воскресенье октября.

Казахстан - в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года №3827 «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан », в стране не существует классического дня автомобилиста, вместо него учрежден «День работников транспорта », отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа, а последнее воскресенье октября теперь отводится для празднования «Дня работников системы социальной защиты ».

Лучшие статьи по теме