Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Кризис 7 лет у ребенка психология. Кризис семи лет. Развитие мыслительных процессов

особенно часто противоречия возникают на почве привычных бытовых действий и прежних договоренностей.

теперь у малыша обо всем есть свое мнение. так ребенок может посчитать мамино требование помыть руки перед обедом бессмысленной придиркой и наотрез отказаться идти в ванную, потому что он считает, что его руки чистые. ребенок будет долго упрямиться, сердиться и объяснять, что «не трогал ничего грязного».

или он может доказывать, что двадцати минут, положенных ему для игры на компьютере, несправедливо мало, или, что он «совсем не лохматый», и поэтому в причесывании нет никакой необходимости …

в подобных случаях родителям бывает очень трудно удержаться от раздражения или не впасть в уныние. иногда им может показаться, что всё, что они прививали своему ребенку в предыдущие годы, пошло насмарку, что он намеренно забыл все, чему его учили и специально ведет себя так, чтобы вывести их из себя. и не понятно, где взять столько терпения, чтобы выдержать все эти споры и пререкания.

как себя вести?

необходимо помнить, что возросшая строптивость вашего чада объясняется не его ленью, испортившимся характером или желанием испортить вам настроение. дело в том, что для того, чтобы стать взрослым, человек должен иметь собственную позицию по многим вопросам. все эти бесконечные споры являются «пробой пера», они помогают ребенку понять: то, что утверждают родители, это на самом деле так? или может быть по-другому? ребенок как бы заново взвешивает и заново примеряет на себя то, чему вы его учили до сих пор.

кроме того, вступая в споры и выражая своё мнение, ребенок как бы утверждает для себя и окружающих новый уровень автономии и суверенитета своей личности.

но суверенитет суверенитетом, но не стоит давать ребенку возможность долго разглагольствовать там, где это является излишним.

- не вступайте со своим «революционером» в долгие пререкания по бытовым вопросам. не давайте возникшим противоречиям перерасти в спор.

- настаивайте на своем требовании твердо, непререкаемым тоном, но без раздражения.

- не нужно объяснять то, что объяснялось уже не один раз. ребенок прекрасно помнит все, что вы ему говорили по тому или иному поводу, поэтому повторные объяснения он пропустит мимо ушей и начнет сердиться, что его «не понимают».

- приводите новые и неожиданные доводы, желательно такие, которые ему будет интересно услышать.

например, если ребенок отказывается мыть руки, можно рассказать ему про микроскоп. про его устройство и возможности.

а также про то, что если посмотреть через микроскоп даже на вымытую с мылом руку, то будет видно, что некоторое количество бактерий (в том числе опасных) все-таки осталось на коже (а уж что говорить о немытых руках?!). можно немного рассказать и про иммунитет организма. главное, чтобы содержащаяся в доводе информация была новой для ребенка и была на новом, более сложном, чем раньше, уровне.

рассказывайте все это тоном, отвлеченным от инцидента – «я как ученый ученому хочу вам сказать…». ребенок должен чувствовать, что вы рассказываете ему об объективной реальности, а не пытаетесь заговорить ему зубы или запугать, «как маленького».

- практика показывает, что накал страстей по бытовым и режимным вопросам сильно снижается или отсутствует тогда, когда у ребенка есть достаточный новый простор для проявления своей самостоятельности и адекватные его возрасту «взрослые» обязанности.

самостоятельность.

одно из положительных «приобретений» этого периода – самостоятельность. ребенок стремится к ней, и он уже действительно подрос для того, чтобы раздвинуть рамки его самостоятельности.

ребенок этого возраста часто придумывает себе какое-нибудь серьезное дело и выполняет его. (например, он может самостоятельно взяться за наведение порядка в папиных инструментах или на кухонных полках).

как бы усердно ребенок ни демонстрировал свою взрослость, он очень дорожит мнением родителей. обычно он готов обратиться к ним за советом или за помощью, и ему особенно важно услышать от них оценку его достижений.


как себя вести?

Обязательно проявляйте интерес к деятельности ребенка. не подрывайте оказанного вам доверия!

Старайтесь давать объективную оценку его действиям. за успехи – хвалите, за промахи – старайтесь не укорять. если что-то у ребенка получилось не слишком удачно, подскажите, в чем причина и, по возможности, помогите исправить ошибку.

Находите новые дела и новые возможности для проявления самостоятельности ребенка, чтобы он мог почувствовать себя взрослее. договоритесь о его новых домашних обязанностях. в этот период самостоятельность ребенка прямо пропорциональна его самооценке.

например, вы можете, сославшись на то, что у вас в руках тяжелая сумка, остаться у дверей магазина, а ребенок должен будет сделать необходимые покупки; можно оставлять ребенка немного погулять самостоятельно (договорившись о ненавязчивом присмотре с кем-нибудь из хорошо знакомых мам, которые гуляют в этот момент на площадке); просите его о посильной помощи по хозяйству: помыть посуду, убрать все со стола после обеда, подмести пол, полить цветы; учите готовить несложные блюда.

«мама, ты плохо сделала»


как уже упоминалось, ребенок 6-7 лет имеет ряд особенностей: начинает подмечать в поведении других людей то, на что он раньше не обращал внимания, его мышление становится более логичным, он стремится анализировать явления окружающей действительности, старается противопоставить себя родителям. помимо этого, у него уже хорошо развито чувство справедливости и есть достаточное понимание того, что хорошо, а что плохо.

вследствие этого, ребенок становится более критичным. справедливости ради нужно отметить, что пока эта критичность больше относится к другим людям, чем не к нему самому. ребенок внимательно наблюдает за поведением окружающих его людей, анализирует возникающие ситуации и может высказывать собственное суждение о происходящем.

иногда под стрелы его критики попадают близкие взрослые. если раньше в глазах ребенка родители были непогрешимы, то теперь они могут услышать нелестные замечания о своем поведении: «ты, мама, всегда так долго собираешься, когда меня в садик ведешь! я каждый раз боюсь, что опоздаю к завтраку», - или, - «папа, а ты говорил, что нужно за собой посуду убирать, а сам не убираешь!»


как себя вести?

Не очень-то приятно услышать из уст собственного чада что-то подобное. так и просится на язык что-нибудь вроде того, что мал еще матери или отцу указывать. и действительно, разве ребенок имеет право судить родителей, которые заботятся о нем? а если его замечание правильное? сложный вопрос.

наверное, самое разумное - разобраться, почему ребенок высказал свое замечание, верное ли оно, и какое чувство побудило его на это высказывание.

- если в интонации и в словах ребенка читается осуждение, то в первую очередь родители должны ему сказать, что человек не должен осуждать других людей, тем более ребенок не должен осуждать взрослых. потому что он даже не представляет себе весь груз проблем, которые приходится решать взрослому человеку, в том числе, и для того, чтобы обеспечить его – ребенка – благополучное существование.

но все это нужно проговорить спокойно и доброжелательно. не демонстрируйте ребенку свою обиду и оскорбленность, иначе он начнет отдаляться от вас и будет стараться избегать откровенных разговоров.

- если ребенок сделал замечание маме или папе, исходя из того, что он видит, но не по существу (так как в силу своего возраста попросту не владеет проблематикой), то лучше всего объяснить ему своё поведение. но так, чтобы, с одной стороны, это не выглядело, как будто вы оправдываетесь, а с другой стороны, чтобы не унизить его, ничего, мол, не понимаешь, а нос суешь.

например:

«мама, ты по телефону проболтала, а теперь на улице дождик начался, из-за тебя мы не погуляем!»

«во-первых, так маме нельзя говорить «проболтала». а во-вторых, это на самом деле не было пустой болтовней. мне очень хотелось, чтобы мы вышли гулять вовремя, но позвонила бабушка. она болеет, я должна была выяснить состояние ее здоровья и просто поговорить с ней. ты же понимаешь, что, когда человек нездоров, очень важно, чтобы у него было хорошее настроение».

- если же ваш ребенок сделал вам замечание по существу, тем более нет смысла оскорбляться. поблагодарите его. этим вы научите его достойно принимать критику и извлекать из нее пользу.

«я ужасно разозлился»

в 6 – 7 лет ребенок утрачивает былую непосредственность. раньше он открыто проявлял все
свои чувства: если малышу было обидно – он плакал и жаловался маме. теперь он может за внешним спокойствием скрывать море чувств, которое бушует внутри него.

ребенок начинает хорошо понимать свои чувства и чувства других людей. он может сказать про себя или про кого-то другого, что он «сердит», «обрадовался» и т.д.

семилетний ребенок теряет импульсивность.

этот период проходит на волне обучения ребенка саморегуляции и произвольности поведения. теперь он старается управлять своими чувствами и поведением, и задумывается о последствиях своих поступков. и, хотя ещё бывает и действует спонтанно, под влиянием своих эмоций, но уже старается скрыть следы своих «преступлений».

так, например, если малыш без спроса включил компьютер, то заслышав мамины шаги, он поспешит нажать на кнопку «оf».

как себя вести?

перечисленные изменения в личности и поведении ребенка весьма позитивны. воспользуйтесь его новыми умениями, чтобы научить его ладить с окружающими и избегать ненужных ссор и конфликтов.

- сейчас, например, он хорошо поймет, и сможет воспользоваться такой «инструкцией»: «не нужно сразу кидаться в драку или обвинять братишку, что он первым тебя стукнул. лучше сказать: «мне было больно и очень обидно, когда ты ударил меня».

- примерно таким же образом научите его разрешать конфликты и находить общий язык с ровесниками.

перечисленные в данном разделе возрастные изменения и особенности могут привести к тому, что ребенок в какой-то степени может отдалиться от родителей, станет менее откровенным.

чтобы избежать этого:

- делитесь с ребенком своими переживаниями и мыслями.

- интересуйтесь его переживаниями, делами, играми, отношениями с ровесниками. но старайтесь избегать назойливости. сочувствуйте всем радостям и горестям своего ребенка.

старайтесь не терять с ним контакт.

- обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные фильмы, события вашей жизни. делитесь друг с другом чувствами и мыслями, которые они у вас вызвали.

- каждый день находите время, когда вы с ребенком сможете пообщаться наедине.

еще несколько слов об особенностях этого возраста

раньше ребенок быстро забывал о своих радостях и обидах.

теперь же столкнувшись, например, с отвержением сверстников, он припоминает и прошлые похожие ситуации, анализирует их, делает соответствующие выводы: я никому не нужен. именно из таких комплексных переживаний и складывается отношение к себе, к другим людям и миру в целом.

возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

в связи с этим ребенок становится особенно восприимчив к критике и замечаниям со стороны взрослых, тяжело переживает конфликты со сверстниками. (в неблагоприятной ситуации в этот период у детей могут возникнуть различные нервные заболевания – тики, заикания, энурезы).

отношения со сверстниками постепенно приобретают для ребенка все большее значение.

поэтому в этом возрасте дети стремятся играть в общие, . то, насколько ты ловок, удачлив, сообразителен и честен в этих общих играх, часто определяет положение ребенка в детском коллективе.

- если вы обнаружили, что ребенок недостаточно ловок и подвижен, что он не умеет достойно проигрывать (начинает играть нечестно или дуется на весь мир), обязательно постарайтесь восполнить эти пробелы (запишите ребенка в спортивную секцию, сами примите участие в каких-то играх, если они происходят в вашем дворе или на даче).

- если ребенок слишком стеснителен и робеет в большом детском коллективе, помогите ему найти хотя бы небольшое количество товарищей (во дворе, на даче, в кружках).

- если вы обнаружили, что ваш ребенок столкнулся с неприятием сверстников, постарайтесь разобраться в причинах этой неприязни. возможно, вы сможете помочь и изменить ситуацию в пользу своего ребенка, ведь иногда дети строят своё отношение к кому-либо, основываясь на непредсказуемых мелочах.

в поведении ребенка появляется демонстративное манерничанье, которое часто раздражает взрослых, так как воспринимается как неискренность.

и еще несколько общих советов

в первую очередь следует понимать, что кризисные периоды, длятся относительно недолго – несколько месяцев, хотя могут тянуться и год, и два. но в таком затяжном случае кризисный период идет волнами: например, 2 месяца – пик кризиса, потом волна спадает и наступает затишье.

самое главное условие «безболезненного» прохождения кризисного периода –

сейчас ребенку очень нужно ваше уважительное отношение к нему! относитесь к нему, как к равному, давайте больше свободы и станьте более гибкими в воспитательных моментах. но продолжайте оставаться твёрдыми в важных воспитательных вопросах, обязательно объясняя, почему именно эти правила необходимо соблюдать.

соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. ведь взрослость - это не только умение «работать» за компьютером, но и умение развесить свою одежду или убраться в своей комнате.

родителям надо суметь вовремя приспособиться к взрослости своего ребенка, и не идти с ним на открытые конфликты. позволяйте ему ошибаться. ребенок вправе сделать «ошибку» и столкнуться с её последствиями.

ребенку становятся интересны именно взаимоотношения между людьми, а не предметная деятельность. поощряйте и поддерживайте интерес ребенка к познанию социального мира.

именно в кризисный период ребенок как никогда наиболее сильно сомневается в своих способностях. сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. хвалите и поддерживайте ребенка.

кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, одинаково труден и для ребенка и для его родителей.

Человек в течение всей своей жизни переживает несколько кризисных, переходных моментов. Каждому возрасту свойственны свои признаки и причины. Кризис 7 лет у ребенка, возрастная психология которого была изучена не одним ученым, является вторым переходным моментом у человека.

Поворот обусловлен изменениями эмоционального, психологического и даже физического состояния малыша и характерен для детей от 6 до 8 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать себя старше со всеми вытекающими отсюда последствиями. Юный школьник не только чувствует себя повзрослевшим, но и старается полностью этому соответствовать, то есть старается одеваться по-другому, вести себя, как взрослый, и так далее.

Как правило, в этом возрасте малыш идет в первый класс. Перед этим родители стараются ему внушить, что, когда наступит эта пора, он повзрослеет. При этом в психическом плане ребенок все еще остается маленьким. Возложенная на него ответственность, неумение совладать со своими эмоциями и правильно расставить приоритеты ставят его, откровенно говоря, в тупик.

Симптомы кризиса семилетнего возраста схожи с переломным моментом в подростковом периоде.

Это только с первого взгляда кажется, что малыш достигает определенного психического развития. Например, самостоятельно принимает пищу, убирает за собой, ходит сам в туалет. Кроме того, у него имеется определенный круг обязанностей, установленных семейными традициями. Однако по достижении этого возраста на него накладывается ряд дополнительных задач, таких как — прилежно учиться, выполнять домашнее задание, обретать те или иные практические навыки.

Некогда послушное чадо начинает вести себя абсолютно противоположным образом. Чаще всего кризису присущи следующие признаки:

  • несуразное поведение;
  • кривляние;
  • игнорирование просьб;
  • грубость, резкость;
  • резкая смена настроения;
  • агрессивность;
  • неестественное поведение, выражающееся в надменности, пафосе.

Все это относится больше к поведенческому проявлению, но существуют еще эмоциональные и физические признаки кризиса 7 лет, которые внимательный родитель обязательно заметит:

  • чадо быстро устает;
  • становится вялым либо гиперактивным;
  • нередко бывает рассеянным.

Всему этому есть объективные причины.

Разновидности состояния

Изменение собственного «Я»- именно это является основной причиной такого поведения. Именно так считает Л. С. Выготский — известный детский психолог. Кроме того, маленькому человечку придется действовать и жить по другим правилам и уметь адаптироваться к абсолютно новому для него обществу.

Дети начинают вспоминать те привычки и постулаты, которые им были привиты ранее. Далее, с новым становлением личности, дети внутри себя накладывают эти правила на новое «Я», а их, в свою очередь, нужно совместить с новыми догмами, которые готовит им новая школьная жизнь и родители.

Все это проявление естественного противоречия. Происходит защитная реакция: неумение правильно определить свое отношение к окружающему миру приводит ребенка к отрицанию всего того, что ему было привито раньше.

Как следствие, возникает дух противоречия. Как может вести себя малыш в этом возрасте? Начинает бунтовать против просьб родителей, а в некоторых случаях и просто их игнорировать. При этом происходит данный процесс неосознанно. Нагрубив старшим, возможно, будет жалеть об этом, но внутри себя.

Попадая в школьный мир, в новый круг своих сверстников, нередко могут возникать конфликты. Причиной этому может быть даже не сам человек, а группа детей, с такими же, как у него, переживаниями. Каждый школьник в возрасте семи лет учится отстаивать свое мнение и завоевывать место под «солнцем» по-своему. Кто-то впадает в истерики, другой не слушает преподавателей, а третий использует силу и крик. Потому нередки случаи, когда первоклассник отказывается посещать школу.

Всему виной физиология?

С физиологической точки зрения, человек в этот момент меняется, но что же с ним происходит? Этому возрасту характерно биологическое созревание. К 7-летнему возрасту лобные полушария заканчивают свое развитие и принимают окончательную форму. Это значит, что человек может действовать свободно (произвольно) либо целенаправленно, решая определенные задачи, то есть составлять план своих дальнейших действий.

В этот же момент активно развивается нервная система, принимая особую подвижность. Основной момент — в возникновении возбуждения, влияющего на неусидчивость и гиперподвижность ребенка.

Его неустойчивая психика «учится» по-новому реагировать на эти биохимические процессы, к которым дополнительно присоединяются внешние раздражители. В данный период у определенного процента детей отмечаются нервные тики, передергивания, проявляются некоторые фобии. Малыш нередко начинает бояться того, чего раньше не пугался.

Мотивация поведения

В возрастной психологии состояние кризиса обусловлено становлением его личности. Проявление кризиса могут спровоцировать малейшие поводы, которые побуждают малыша совершить тот или иной поступок.

Важным моментом является психологическая подготовленность малыша к школе. Нередко этот период называют «синдромом первоклассника». Родителям нужно знать, что до шести-семилетнего возраста практически любой ребенок, при условии, что ранее не ущемляли его достоинство, воспринимает себя исключительно с позитивной стороны.

Эксперименты психологов показали, что малыши, не достигшие шести лет, ставят свои умения, навыки гораздо выше, чем дети с такими же навыками, но уже постарше, например, семилетние. Это еще раз доказывает, что дошкольный возраст имеет завышенную самооценку.

Перед тем, как пойти в первый класс, мнение дошкольника резко меняется. Особенность в том, что он уже сознательно дает себе внутреннюю самооценку, выделяя то, что он действительно может, между тем, что что только кажется — может. Человек в обществе начинает осознавать, что в реальности его личность не настолько совершенна. При этом уровень требований остается на том же уровне.

Внутри него развивается целая цепочка логических понятий. Например, малышам дошкольного возраста свойственно связывать окружающих людей с игрой. Дети чуть постарше начинают осмысливать, что не все касается только игр. Именно сейчас маленький человечек уже чувствует и может объяснить разницу между родными и посторонними людьми.

Позиция родителей

Сложный, но неизбежный этап развития любого человека с его адаптацией к окружающей среде. Как бы родителям ни хотелось, но избежать этого кризисного этапа, равно как и подросткового, не получится.

Родителям, прежде всего, нужно быть готовым к нему самим. Но даже несмотря на такую «подготовленность» резкая смена поведения их чада ставит родителей в тупик, и, к сожалению, большинство из них совершают ошибки.

Ограничить действия ребенка и вытянуть его из социума не получится. Родители должны обратить внимание на продолжительность, а также силу кризиса. Если этому не уделить должного внимания, то малыш не сумеет преодолеть сопутствующие трудности, и они могут отпечататься на его психическом и физическом состоянии на всю жизнь. В дальнейшем, осознав свой неправильный первоначальный подход, исправить родителям уже ничего не удастся.

Кризис может начаться не только в семь лет, но и раньше. Этот период называется докритическим. Его можно заметить в потере интереса к прежним играм. Это значит, что маленький человек подсознательно желает стать взрослее.

Проявление явных негативных признаков говорит о том, что момент кризиса наступил. И наконец, этот этап проходит, когда ребенок обретает внутреннее, пусть и относительное спокойствие. Он входит в стабильную фазу в психологическом и эмоциональном плане.

Действия родителей

Столкнувшись с такой ситуацией, для родителей главное — не растеряться и не потерять свое «лицо» перед крохой. Почему? В этот момент у маленького человека идет активное «отрицание» всего и всех. Нужно очень тщательно думать, прежде чем дать ему обещание или ответить что-либо невпопад.

До этого момента у малыша родители всегда была в авторитете. Учитывая, что в 7 лет человечек очень хорошо чувствует разницу между правдой и ложью, не трудно догадаться, какая реакция у него будет, если ребенок почувствует со стороны родителей подвох. Малыш уже отлично умеет сравнивать соответствие между действиями и словами. Родителям нужно четко знать, что делать, если ребенок гиперактивный — как себя вести и что говорить ему в том или ином случае.

  • Необходимо и морально и с точки зрения образования предварительно подготовить чадо к школе. Это может быть разучивание стихов, песен. Можно научить его пересказывать, к примеру, сказку своими словами, то есть — учить излагать. К этому же пункту можно отнести и умение отличать предметы. Существует множество развивающих программ для домашнего обучения.

Элементарная базовая подготовка поможет ребенку чувствовать себя уверенно среди сверстников, когда он попадет в школу. Неплохо будет предварительно посетить будущее учебное заведение, познакомиться с обстановкой, учителями.


Родителям самим нужно быть спокойными, терпеливыми и очень позитивными. Самым безболезненным считается выход из затруднительной ситуации с юмором. Со временем такой подход оставит свой отпечаток, и уже будучи взрослым вашему ребенку будет легче самому выходить из затруднительных ситуаций.

В этот период необходимо более тщательно следить за здоровьем малыша. Что в маленьком, что во взрослом возрасте — человек намного тяжелее воспринимает ситуацию, когда болен. И главное — нужно помнить, что этот период носит временный характер. Иногда обеим сторон нужен тайм-аут, потому при возможности устраивайте друг другу выходные, отправляя ваше чадо на выходные к бабушке или к родственникам.

Большинство детей семилетнего возраста становятся школьниками и переходят на новый, важный жизненный этап. Новые обязанности, новый коллектив и более жёсткие поведенческие рамки оказывают давление на детскую психику. Всё вокруг начинает динамично и неуклонно изменяться, а вместе с тем, психика ребёнка терпит серьёзные перемены. Он учится вступать в новые социальные взаимоотношения и приспосабливается к новым условиям.

В зависимости от темперамента , ребёнок может не испытать никаких трудностей – быстро найти своё место в школьном коллективе и с интересом принять на себя новые обязанности, а может и наоборот испытывать в этом большие трудности. Некоторые семилетние дети испытывают новый психологический кризис, и этот кризис немногим напоминает кризис трёхлетнего возраста. Ребёнок начинает пересматривать свою жизненную позицию: то, что ранее для него было жизненно важным отодвигается на задний план. Он ставит перед собой новые цели. Стремится развить в себе новые навыки и способности. Ребёнок совершает огромный прыжок в своём психологическом развитии, пытаясь соответствовать новым требованиям.

Если ваш ребёнок достиг семилетнего возраста, то особое внимание стоит уделить следующим вопросам:

Станьте партнёром для своего ребёнка

Как уже было сказано ранее, когда ребёнок становится школьником, у него случается смена приоритетов. Если ранее его вниманием владели игры со сверстниками и игрушки, то теперь он вынужден уделять время своим новым обязательствам. Не всегда ребёнок воспринимает эти перемены с энтузиазмом. Только представьте себе, как всего за несколько месяцев кардинально меняется мир первоклашки. Ещё недавно он получал запреты, под предлогом «ты ещё маленький», а теперь он уже не может уделить внимание любимым играм и должен идти заниматься уроками, под предлогом «ты уже взрослый». У многих детей такое положение вещей вызовет диссонанс , что приведёт к неусидчивости на уроках и плохому поведению дома.

Вы должны стать партнёром для своего ребёнка и помочь ему адаптироваться в новых условиях. Помните, что у него должно быть время для собственных увлечений.

Помогите ему справиться со школьной нагрузкой

Если до школы ваш ребёнок не успел научиться чтению, письму и элементарной арифметике, то нагрузка на него возляжет более ощутимая, чем на сверстников, которые постигли эти навыки. Ваша задача как родителя – помочь ребёнку справиться с этим стрессом. Пробудите в нем искреннюю заинтересованность к учёбе. К примеру, если ваш ребёнок слаб в чтении, то вы должны рассказать ему, какие замечательные возможности открывает чтение книг. Сколько всего интересного можно из них узнать. Попробуйте, так называемое «партнерское чтение»: возьмите книгу с интересной и увлекательной историей и читайте с ребёнком по очереди. Одну страницу ваш ребёнок, следующие три – вы.

Ребёнку будет очень интересно узнать продолжение сказки, и он с большим энтузиазмом примется читать самостоятельно. Такую же заинтересованность можно пробудить и к другим предметам. К примеру, играйте с ним в математические игры с бытовым уклоном: Попросите его набрать по 2 яблока на каждого члена семьи в магазине, посчитайте с ним, сколько синих машин проехало мимо вас, сколько красных. Чем быстрее ваш ребёнок поймёт, что-то, чему его учат в школе, будет очень полезным умением в жизни, тем быстрее он адаптируется к школьной нагрузке.

Научите ребёнка концентрироваться

Большинство родителей первоклашек столкнулись с этой проблемой на начальном этапе обучения – неусидчивость. Ребёнок не может сконцентрироваться на том, что пытается донести до него учитель, не может монотонно выполнять одно и то же действие. Психологами было установлено, что ребёнок семи лет не способен сконцентрировать свое внимание на чем-то дольше, чем на 25 минут. Вы непременно должны учитывать этот показатель, занимаясь с ребёнком дома. Крайне полезными будут упражнения на развитие концентрации внимания.

К примеру, положите перед ребёнком десять предметов, попросите его внимательно их рассмотреть, а потом попросите отвернуться и назвать эти предметы. Так же можете попросить ребёнка в подробностях рассказать вам о минувшем дне. Незаменимым инструментом для развития внимательности и сосредоточенности является рукоделие или спортивные игры. Обязательно поощряйте подобные занятия ребёнка, если он желает из выполнять в свободное от учёбы время.

Научите его прилежному поведению

Что мы понимает под «хорошим поведением» ребёнка? Для преподавателя это в первую очередь послушание. Ребёнок должен слушать то, что ему говорят и беспрекословно выполнять просьбы учителя. Но не все дети готовы к таким рамкам. Чаще всего, так проявляется энергичный характер ребёнка, его индивидуальность, а иногда это издержки родительского «свободного воспитания». Как бы то ни было – школа ставит своих учеников в определённые рамки, и детям не остаётся ничего другого, кроме как неукоснительно им следовать. Если преподаватель вашего чада постоянно жалуется, что ребёнок не может усидеть на месте, попробуйте найти компромисс и попросите его делать небольшие перерывы во время занятия и постепенно сокращать их, пока ребёнок не привыкнет к новой обстановке.

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело. Очень часто можно услышать от мам и пап жалобы на то, что их дети стали неуправляемы, капризны и порой даже агрессивны. А ведь ничего, кроме любви, в них не вкладывалось. Что же за метаморфозы периодически случаются с подрастающими личностями? Эти возрастные переходные периоды носят название кризисов, и одним из самых сложных считается кризис 7 лет.

Специфика переходного возраста младшего школьника

В кризисный период ребёнок ведёт себя манерно, наигранно

На протяжении жизни человек переживает пять кризисов:

  • в 1 год (происходит из-за непонимания взрослыми слов, мимики и жестов);
  • в 3 года (конфликт выделения своего «я» в отношениях со взрослыми, которые не всегда принимают желание малыша быть самостоятельным);
  • в 7 лет (возникает на фоне начала нового этапа социализации – поступления в первый класс и осознания себя личностью);
  • в 17 лет (обусловлен необходимостью самоопределяться после беззаботной и привычной школьной жизни);
  • в 30 лет (связан с подведением промежуточных итогов жизни, анализом достижений и поражений).

Каждый из этих периодов заслуживает внимания и участия близких людей, однако в семилетнем возрасте это особенно важно. По мнению психологов, у ребёнка в 6–7 лет рождается его социальное «я». Поэтому малышу предстоит выстраивать новые отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями. И теперь ему нужно получать положительную оценку своих действий, в которой он нуждается, не только от любящих членов семьи, но и от чужих людей.

Особенности развития детей 6–7 лет

Игра остаётся ведущим видом деятельности для младших школьников

С достижением школьного возраста ребёнок переживает мощную перестройку всего организма, которая связана с интенсивным развитием периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Это обуславливает особую подвижность и активность малышей, но в то же время перенапряжение эмоционального характера и утомляемость.

Также в этом возрасте появляется новый вид деятельности – учёба. И если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь малыш хочет почувствовать себя взрослым – быстрее пойти учиться. Хотя игра ещё не ушла из его жизни, поэтому обучение младших школьников, как правило, опирается на этот вид деятельности, то есть на опыт детей. При этом не стоит забывать, что характер памяти у шестилетнего-семилетнего карапуза носит непроизвольный характер. Поэтому чем ярче образ того или иного понятия, тем легче малышу его запомнить. Но концентрировать внимание на чём-то одном ему ещё трудно. И вот на фоне этих противоречий развития возникает кризис семи лет.

Основные признаки кризисного периода

Непослушание и агрессия являются ключевыми признаками кризиса 7 лет

Не заметить наступление переходного этапа практически невозможно, ведь он ярче всего проявляется в поведении. Основными признаками переходного этапа считаются:

  • манерничание на людях, в семье, попытки подражать старшим (родным, героям кино, книг);
  • кривляние (чаще всего направлено на самых близких);
  • появление сдержанности (ребёнок в 7 лет теряет свою способность непроизвольно – непосредственно – реагировать на те или иные события, теперь малыш осмысливает всё, что происходит вокруг него);
  • периодическое игнорирование просьб или указаний старших, непослушание;
  • необоснованные приступы гнева (психует, ломает игрушки, кричит) или, наоборот, уход в себя;
  • дифференциация своего «я» на публичное и внутреннее;
  • потребность признания окружающими взрослыми значимости личности.

Часто случается так, что родители из всего этого списка обращают внимание только на непослушание: ведь таким образом нарушается привычная иерархия отношений взрослый-ребёнок, малыш становится «неудобным». Однако это ошибочное представление о значимости данного проявления кризиса. Гораздо важнее то, что маленькая личность в этот период нуждается в понимании и заботе. И в этой связи родителям лучше оставить свои недовольства и попробовать помочь своему чаду.

Как наладить контакт с малышом?

Не наказывайте ребёнка, всегда пробуйте договриться

Юрий Энтин: «Что за дети нынче, право, никакой на них управы, Мы своё здоровье тратим, Но на это наплевать им…»

Для того чтобы кризисный семилетний возраст прошёл максимально безболезненно, взрослым следует несколько пересмотреть свои отношения с ребёнком. Психологи советуют обратить особое внимание на ряд моментов:

  1. Позволяйте проявлять самостоятельность. Безусловно, у каждого члена семьи есть определённый круг обязанностей, и чадо может выполнять их наравне с взрослыми. Подросший младший школьник вполне справится, например, с уходом за домашним животным (насыпет корм попугаю, выгуляет собаку и т. д.) Так он почувствует, что он такой же взрослый, что от него зависит определённая сторона жизни семьи. При этом иногда напоминайте ребёнку, что главные в доме – мама и папа, которых никто не может заменить. Чтобы малыш наглядно в этом убедился, устройте день наоборот – родители станут детьми, а дети родителями.
  2. Признавайте право ребёнка на настроение. Малыш, как и любой взрослый, повержен эмоциональным перепадам. У него, как и у мамы или папы, может случиться день, когда всё валится из рук, хочется побыть одному и даже поплакать. В этом случае не мешайте проявить эмоции, а через какое-то время поговорите об этой ситуации, выясните причину такого упадка. Наверняка, это реакция на чьё-то недоброе слово или проблему в школе, с учителем или одноклассниками.
  3. Договаривайтесь. 7 лет – это возраст, когда малыш уже прекрасно понимает ценность обещаний. Он помнит, что обещали ему, так же хорошо, как и то, что пообещал сам. Поэтому если что-то пообещали – обязательно выполняйте, если такой возможности нет – доступно объясните своему чаду причины, по которым обещание откладывается, а также оговорите время, когда вы сможете его выполнить. В противном случае, ребёнок поймёт, что слово можно нарушать, что не существует обязательств, которые нельзя было бы обойти.
  4. Дозируйте давление. Существуют ситуации, когда просто договориться не получится, так как у малыша ещё отсутствуют некоторые границы поведения (например, нельзя поднимать руку на девочку, взрослого человека или общаться с мамой как со сверстницей). В этом случае, конечно, без авторитарного подхода не обойтись («Мы сделаем так, потому что это правильно. Ты этого ещё не понимаешь, потому что маленький»). Но самое важное в формулировке требований – это спокойный тон голоса . Услышав ровный тон маминого или папиного голоса, которые напоминают малышу, что он ещё не всё улавливает в силу возраста, в сознании ребёнка возникнет желание понять причины того или иного действия, а это, в свою очередь, отвлечёт от капризов и непослушания. Только включать такой подход нужно как можно реже, иначе ребёнок привыкнет делать всё только под давлением.
  5. Привлекайте чувство юмора. Лучший способ заставить ребёнка что-то сделать – это начать делать вместе с ним. А чтобы он с удовольствием выполнял те или иные действия, например, мыл посуду, в процессе совместной работы ищите смешные моменты (можно придумать забавные прозвища кухонной утвари или сочинить целый рассказ о приключениях ложки и чашки и т. д.)
  6. Полностью откажитесь от наказаний. Учёными доказано, что физические наказания не несут в себе никакой педагогической ценности. Равно как и психологическое давление. Дело в том, что малыш заведомо слабее взрослого, поэтому сопротивляться прессингу не может. Но даже сделав всё так, как вам надо, он не поймёт, почему его заставляли против воли. И впоследствии из него вырастит человек, убеждённый, что превосходство силы или возраста играет ключевую роль в решении любых вопросов.
  7. Дайте возможность выплёскивать свою агрессию. Для этого можно, например, повесить в комнате боксёрскую грушу или заменить её подушкой. В качестве альтернативы силовому выплеску эмоций можно комкать бумагу, газеты и бросать в корзину. Полезно также иногда давать возможность малышу покричать.
  8. Разговаривайте с малышом. Говорите с ребёнком на равных, рассказывайте о том, что и у вас в жизни был такой сложный период. Делитесь опытом, каким способом вы находили выход из ситуации.
  9. Периодически «отдыхайте» друг от друга. Если вы чувствуете, что страсти накаляются до предела, ребёнок вас не слушает, не воспринимает, попробуйте пару дней пожить отдельно. Только важно, чтобы именно вы уехали, а не отправили малыша. Так в привычной домашней обстановке он сильнее почувствует, насколько нуждается в вас, и, воспользовавшись ситуацией, можно будет без труда найти взаимопонимание.
  10. Нагружайте. Давайте малышу специальные задания, связанные с проявлением творческой инициативы. Так вы подготовите его к новой учебной деятельности. Также периодически включайтесь в занятия со своим чадом: это не только укрепит ваши эмоциональные связи, но и добавит вам авторитета в глазах ребёнка.

Видео: как вести себя с ребёнком, если он психует и нервничает

Процесс взросления ребенка сопряжен с определенными критическими периодами, через которые так или иначе проходит каждый. Один из таких критических периодов – кризис семи лет.

Это сложная пора в жизни малыша, пора разрушения основных сложившихся стереотипов и представлений о мире. Жизнь малыша кардинально меняется, меняется привычное окружение, меняется отношение к нему окружающих, меняется его представление о себе.

Появляются новые условия, новые люди в его жизни и новые обязанности – начинается школьная жизнь.

Основные проявления кризиса 7 лет

Как же понять, что этот самый кризис у ребенка наступил?

Все проявления переходного периода можно условно разделить на три группы:

1. Негативные проявления . К ним относятся:

  • негативизм. Ребенок отрицает правила и требования, пробует их нарушать. Даже у некогда послушных и покладистых детей проявляется непослушание;
  • упрямство. Ребенок упорно отстаивает свою точку зрения, даже если сам понимает ее неправильность. Упрямо отказывается от привычных обязанностей, игнорирует просьбы и требования;
  • строптивость. Ребенок сопротивляется. Сопротивляется любыми доступными ему способами и любым требованиям;
  • конфликтность. Ребенок часто спорит, порой даже провоцирует конфликты
  • эмоциональная нестабильность. Непоследовательность эмоций, быстрая и беспричинная смена настроения.

2. Нейтральные проявления . Среди них:

  • искусственность поведения. Для девочек характерна манерность, вертлявость. Мальчики начинают паясничать, ударяются в клоунаду;
  • подражание взрослым – в поведении, в жестах и мимике, использование в своей речи взрослых интонаций и незнакомых слов.

3. Позитивные проявления . Их тем больше, чем ближе кризис к успешному разрешению и появление их свидетельствует о том, что кризис миновал:

  • интерес и пытливость. Ребенок вновь активизирует режим «Почемучка», но вопросы теперь боле глубокие, более осмысленные. Ему искренне интересно устройство мира, особенности взаимоотношений, теперь он не довольствуется короткими ответами, ему необходимо разобраться, добраться до сути;
  • новые увлечения. Появляются новые знакомства, а с ними и новые увлечения. Ребенок с удовольствием узнает много нового и все хочет попробовать – прямо как у Барто – «…драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…»
  • возросшая самостоятельность. Ребенок с готовностью берет на себя ответственность, он рад помогать, с удовольствием выполняют «важные поручения» взрослых. Он хорошо справляется с адекватными возложенными на него обязанностями.

Каждое проявление кризиса имеет свою причину и свое объяснение. Негативные симптомы в основном связаны с тем, что ребенок примеряет на себя новую социальную роль, он стремится к самостоятельности, но в чем заключается эта самостоятельность – пока смутно себе представляет. Ему кажется, что быть взрослым и самостоятельным – это делать то, что хочется и не делать того, что заставляют. Поэтому все его капризы, конфликты, упрямство и строптивость – это просто-напросто определение границ дозволенного.

Смена социальной роли – еще одна причина. У ребенка происходит смена основного вида деятельности. Если до 6-7 лет ведущим типом деятельности являлась сюжетно-ролевая игра, то с началом школьной жизни ведущей становится учебная деятельность. Ребенок учится учиться, воспринимать информацию и правильно ей пользоваться.

Помимо социально-психологических факторов, значимую роль играют также физиологические причины.

Активный рост организма, интенсивное развитие коры больших полушарий и лобной доли головного мозга и окончательное становление психологических процессов также являются причинами кризиса взросления семилетнего возраста.

Длительность и степень проявления любого кризиса очень индивидуальна и зависит от физиологических особенностей ребенка, от многих внешних факторов и условий. Он может быть совершенно незаметным и коротким, а может длительным, с яркими проявлениями всех его признаков. Правильное поведение и помощь родителей может сократить и продолжительность, и интенсивность этого периода.

В среднем кризис 7 лет длится от нескольких месяцев до полутора лет в возрастном периоде 6-8 лет.

Как справиться с кризисом 7 лет?

Любой возрастной кризис – это сложный период как для самого ребенка, так и для его окружения. Ребенку тяжело перестроится, он порой не понимает сам себя, и задача родителей – поддержать и помочь пережить ему этот период максимально безболезненно.

Как же правильно помочь ребенку справиться?

1. Помните, что любой кризис – это временное явление.

2. Тщательно следите за состоянием здоровья ребенка. Здоровое сбалансированное питание, обязательные прогулки, полноценный сон, режим дня – это необходимо всегда, но в период кризиса – особенно.

3. Примите меры для облегчения адаптации к школе. Почти во всех школах сейчас есть подготовительные курсы – они, помимо необходимых знаний, предоставляют будущему первокласснику замечательную возможность познакомиться со школой. Ребенок знакомится с учителями, с будущими одноклассниками, со школьными правилами поведения.

4. Помогите сформировать ребенку правильную мотивацию. Ребенку будет проще, если он будет осознавать, что в школе он многому научится, подружится с многими интересными людьми, чем то, что он ходит в школу «потому что все ходят» или «потому что так надо».

5. Пересмотрите запреты. Расширьте границы дозволенного. Ребенок уже не малыш, некоторые запреты можно снять, причину некоторых – объяснить. Советуйтесь, позвольте ему самому принимать решения.

6. Будьте честным и объективным. Дети очень тонко чувствуют фальшь, поэтому в своих похвалах оценивайте реальные его достижения. Ребенок начинает адекватно оценивать свои успехи, поэтому утрированные восторги совсем скоро перестанут его удовлетворять.

7. Будьте другом вашему ребенку. В семилетнем возрасте все еще очень силен авторитет взрослых и очень важно сохранять в семье доверительные отношения, важно, чтобы ребенок не боялся рассказывать вам о своих страхах, проблемах и переживаниях. Он должен твердо знать, что семья – это то место, где его принимают и любят всегда.

Существует ряд ошибок, которые родители почему-то очень часто совершают, руководствуясь исключительно благими намерениями. Проанализировав самые частые из них, можно сформулировать несколько основных «НЕ» для родителей семилетки:

1. Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, трезво оценивайте его реальные возможности. Обилие кружков и секций преследует, казалось бы, только благие цели – всестороннее развитие ребенка, как интеллектуальное, так и физическое. Но не торопитесь, освободите ребенка от этой гонки, у него обязательно должно быть свободное время, когда он может делать то, что хочет, а не то, что должен – рисовать, играть, просто полежать или посмотреть мультики.

2. Не стоит совершать и обратную ошибку – предоставлять все свободное от школы время бесконтрольному отдыху. Дополнительные занятия должны быть обязательно, но во-первых, они должны быть интересны ребенку, а во-вторых, стоит учитывать возможности малыша. Здесь, как и во всем, необходимо найти ту самую золотую серединку.

3. Никогда ни с кем не сравнивайте ребенка! Сравнивать его можно только с самим собой: «Смотри, сегодня получилось гораздо лучше, чем вчера»

4. Избавьтесь от приказного тона. Разговаривайте, объясняйте и убеждайте, не приказывайте и не заставляйте.

5. Не конфликтуйте с ребенком, не наказывайте за проступки. Не кричите, даже если очень хочется, сохраняйте спокойствие. Разберите ребенком вместе причины его проступков, расскажите о своих чувствах. Поверье, он все поймет и очень оценит вашу помощь.

Лучшие статьи по теме