Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Обучение чтению детей 6 лет. Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов. Упражнения в игровой форме

Поэтому вполне понятно желание родителей научить свое чадо этому весьма важному делу. Но как?

Раньше все было гораздо проще – был синий букварь с огромной оранжевой буквой А на обложке, и миллионы мальчиков и девочек (кто в три, кто в пять, кто в семь лет) осваивали по нему бессмертные тексты про маму, которая мыла раму. Но вот эти мальчики и девочки выросли и сами стали родителями. И тут-то выяснилось, что времена изменились. И появились самые разнообразные способы, позволяющие научить ребенка читать. Глаза разбегаются – карточки Домана, кубики Зайцева, шершавые буквы Марии Монтессори, методика Тюленева, которая обещает научить ребенка «читать раньше, чем ходить»… И молодые родители, боясь «не успеть», мечутся от одной методики к другой, от одного специалиста к другому. В методическом «компоте» мечется вместе с родителями и ребенок.

После трех уже поздно?

«Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». Сильно сказано, правда?

А вот Глен Доман: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!» Ненамного отстает и Н.Зайцев: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. «Дальних» результатов пока нет, поскольку в Россию оно пришло в течение последнего десятилетия. Однако первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.

Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.

Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трех уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.

Когда же можно начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

  • Ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
  • Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
  • У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
  • Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.

  • Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.
  • Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.
  • Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Какие бывают методики

Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.

Азбуки

В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?

По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?

Буквари

Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.

Собственно говоря, это сочетание – изобретение далеко не наших дней. Раньше его называли складом, и дети специально заучивали наизусть: "Буки" "Аз" есть "БА", "Веди" "Аз" есть "ВА"… Всего таких складов в русском языке насчитывается около двух сотен.

«Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.

Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).

Метод целых слов

Его придумал американский ученый Глен Доман. В своем Институте Развития Ребенка в Филадельфии Доман он проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены слова и предложения. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась. Ребенок таким образом запоминал слово целиком.

Надо заметить, что методика строжайшим образом определяла размер букв, карточек, объем информации. Многие родители, заразившись энтузиазмом Домана, с воодушевлением писали по ночам несметное количество карточек, а днем показывали их ребенку. Однако постепенно интерес к карточкам у ребенка угасал; пропадал и родительский энтузиазм, а в неудаче они винили только себя: отступили, дескать, от методических канонов.

Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского языка с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово «стол», то форму «стола», «столом» и пр. придется запоминать отдельно. Нередко дети в подобных случаях и вовсе игнорируют окончания, пытаясь произнести их наугад.

Кубики Зайцева

О них не слышал у нас только глухой.

Петербургский педагог Н.А.Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы. Несмотря на невысокую стоимость исходных материалов комплект из картонных разверсток для кубиков, учебного пособия, таблиц-плакатов и аудиокассеты стоит довольно дорого – в среднем около тысячи рублей. При этом их еще нужно склеить, заполнить разными наполнителями: деревянными палочками, металлическими крышечками (набор таких крышечек уже продается отдельно) или звенящими колокольчиками. Впрочем, есть и «готовый», склеенный комплект. Стоит, правда, дороже, но для любимого чада ничего не жалко. За что же платит «продвинутый родитель»?

Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. То же самое касается детишек с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.

Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит, сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.

К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву» часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады, и никак иначе).

Н.А.Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ, не различаются по мягкости / твердости Ж и ЖЬ (нож и рожь ), именно поэтому не существует маленького кубика ЖЮ-ЖЁ-ЖЯ-ЖЕ-ЖИ-ЖЬ. Есть лишь «башня» ЖУ-ЖО(ЖЁ)-ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж(ЖЬ). Но принцип этот проводится, увы, непоследовательно, хотя декларируется, что «науки и настоящего анализа, связи фонетики с грамматикой и орфографией в наших кубиках и таблицах больше, чем во всех вместе взятых школьных фонетических материалах» (цитата из «Учебника для родителей, воспитателей, учителей», с. 13).

Посмотрите, на всех кубиках есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т.д.). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к вполне возможному в языке. Между тем, это сочетание возможно лишь в очень немногочисленных исключениях.

По системе Зайцева, сочетания твердых и мягких согласных со звуком [э] должны различаться на письме: ФЭ и ФЕ. Эти сочетания есть во всех кубиках, таблицах, пособии «Читай и пой». Вполне закономерно ребенок будет считать, что нужно писать кафэ и кофе. (На эту мысль меня натолкнул вопрос моей старшей дочери, которая выучилась читать «по Зайцеву»: «Мама, а почему пишется кафе , раз у нас есть кубик ФЭ? Зачем он тогда нужен?»)

И в самом деле, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пэр, удэ, пленэр , хотя последнее слово в современной печати иногда пишется и через е ). Значит, каждое слово, в котором есть сочетание твердого согласного со звуком [э] нам придется отдельно объяснять и пресекать попытки ребенка написать такое слово через Э, а ведь этих слов подавляющее большинство, например, купе, теннис, шоссе и т.д.

МИР (система максимально раннего развития) Павла Тюленева

Эта методика заслуживает отдельного упоминания. Ее автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать – к двум годам. Для этого МИР предполагает с рождения показывать ребенку карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле его зрения, Боже избавь, попали другие предметы. «Первым делом, – говорит г-н Тюленев, – буквы. А остальные игрушки – потом». Вы можете представить себе такую ситуацию для младенца? Лично я – нет.

Таким образом, предлагается пропустить в развитии ребенка не одну, а сразу две стадии – сенсорно-моторную и образную. Что нам законы природы? Как говорила героиня одной детской сказки, «я издам новый закон природы». К сожалению или к счастью, это еще никому не удавалось.

«Это учеба и игра!»

Без игрового момента маленького ребенка нельзя научить чему бы то ни было. Если дошкольный педагог усаживает малышей за парты и ведет себя с ними точно так же, как школьная учительница, это плохой педагог. Хороший педагог придумает массу игр: то у него белочка кубик принесет, то он паровоз из букв построит вместе с ребенком, то устроит магазин, где будут «продаваться» товары только на определенную букву. Иначе ребенок и заниматься-то не будет, встанет и уйдет. Да и родители, развивающие свое сокровище по той или иной методике, твердо убеждены, что они играют с ребенком. Однако это совсем не та игра, которая сейчас больше всего нужна малышу.

Легко ли учиться читать?

Вы помните, как вы сами учились читать? Я очень хорошо помню, как сидела с мамой на диване с тем самым синеньким букварем на коленях и, пыхтя от напряжения, складывала букву за буквой. Задача была у меня глобальная: прочитать большую книжку сказок народов СССР. Отчетливо помню, что было трудно, буквы ни за что не хотели складываться, а если и складывались, то так медленно и натужно, что до сказок было – как до Северного Полюса.

Как хочется облегчить жизнь своего сокровища! Подтолкнуть, объяснить, придумать какой-нибудь хитрый способ, который позволит ему «взять и начать читать». Однако практика показала, что самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если сам он приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Она заключается в том, что ребенку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), он должен напрячься и преодолеть эту трудность.

Ведь когда процесс обучения воспринимается лишь как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребенок привыкает к этому. А в школе, когда приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как величайшая мировая несправедливость.

Есть и еще один момент. Дело в том, что все методики, о которых мы говорим, учат складывать буквы в слова. Но уметь соединить буквы в слово – это еще не значит уметь читать! От этого умения до беглого чтения толстых книг дистанция огромного размера. И вот тут-то нет ни одной методики, которая позволит ее сократить. Только собственный труд, одна страница за другой и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее «складывание» буковок в быстрый просмотр текста. И этот путь ребенок может пройти опять же только тогда, когда будет к нему готов. Я знаю немало примеров, когда ребенок, умея читать с 2-3 лет, по-настоящему зачитал только ближе к шести годам. Так стоит ли торопить события?

Тест

И напоследок небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.

  1. Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?
  2. Способен ли он их пересказать?
  3. Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?
  4. Содержание сказки интересует вашего ребенка больше, чем картинки в книге?
  5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
  6. Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?
  7. Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
  8. Когда Вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?
  9. Он аккуратно хранит свои любимые книги?
  10. У вашего ребенка богатый словарный запас?
  11. Читать книги ему нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?
  13. Если Ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?
  14. У Вашего малыша нет логопедических проблем?
  15. Спросите ребенка, одно и то же ли слово ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки?
  16. Обычно он говорит развернутыми предложениями?
  17. Ваш малыш с удовольствием учится читать?
  18. Он знает много стихов и песен?

Результаты теста:

От 0 до 5 очков

Если Вашему малышу меньше пяти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?

От 6 до 12 очков

На сей момент можно говорить о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

От 13 до 18 очков

Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Сейчас принято, что начинать полноценное школьное образование необходимо в 6-7 лет. К этому времени малыш должен научиться читать и писать.

Дошкольник этого возраста уже самостоятельный, умеет многое и почти все понимает. Когда нужно учить ребенка читать по слогам, чтобы он был готов к занятиям в школе?

Важно: Все дети разные по развитию, мышлению и самостоятельности. Одни малыши начинают читать по слогам в 5 лет, а у других это получается и в 4 года.

Родители должны помогать развитию малыша: покупать раскраски, красочные книжки и включать со зверятами, игрушками и природой.

Но психологические особенности развития малышей указывают на то, что дети могут легко научиться читать и в 3 года. Конечно, ребенок в три года ещё совсем крошечка, но именно этот возраст считается кризисным в его развитии.

Важно: Малыши в трехлетнем возрасте активно познают мир, хорошо разговаривают и поэтому они впитывают в себя информацию, как губка. В три года происходит формирование логического мышления и обобщенного ощущения пространства.



Сначала малыш должен выучить буквы. Потом ему нужно объяснить, что гласные и согласные буквы читаются по-разному: одни тянутся или поются, а другие «обрываются».

Важно: Без этого правила ребенок не поймет, как ему нужно читать слоги.

Совет: Проговаривайте слоги вместе с крохой, соединяя в несложные слова: ма-ма, па-па, мо-ло-ко. Потом переходите к более сложным словам: кош-ка, реп-ка.

Повесьте в детской комнате яркий плакат с картинками и буквами. Малышу будет легче запомнить слова, если он увидит их наглядно.

Важно: Благодаря такому приему вы сможете активизировать пассивную память. Эти тренировки позволят подсознательно запоминать слоги и слова.



Быстро ребенок может бегать и прыгать, то есть играть. Поэтому он легко научится читать играючи.

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги



Любой маме или папе кажется, что они не смогут самостоятельно научить своего малыша читать. Родители думают, что этим должны заниматься педагоги, у которых есть опыт преподавания. Но это не так, обучить ребенка читать по слогам дома просто.

  • Если у малыша есть старший брат или сестра, покажите на их примере, как хорошо уметь читать самостоятельно
  • Пусть ребенок сам в магазине игрушек выберет кубики с буквами, магнитную азбуку или красочный плакат с картинками и слогами
  • Занимайтесь с ребенком именно столько времени, сколько ему интересно. Когда желание пропадает, не заставляйте его. Отложите чтение на пару дней и потом снова продолжите
  • Не бойтесь малыша хвалить. Ему захочется радовать родителей и он будет стараться с каждым разом читать все лучше и лучше



Немногие родители знают, что помощника в обучении чтению можно скачать в сети интернет. Существуют разные программы чтобы научить ребенка читать по слогам.

Каждая вкладка интерфейса такой программы — это уровни. Малыш должен их пройти и к окончанию всех уровней, он будет уверенно читать слоги и даже слова.

Важно: Программа имеет красочное оформление меню и подпунктов. Для ребенка она покажется игрой, а значит, ему будет увлекательно учиться.

Как научить ребенка читать по слогам, видео-уроки?



Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

Современные дети — продвинутые и очень развитые. Почти у каждого 3-4-х летнего малыша есть планшет с любимыми играми. Многим детям родители позволяют баловаться с их ноутбуком.

Ребенок будет с удовольствием смотреть красочные видеоролики, которые обучают чтению. Это интересно и увлекательно.

Видео: Учим слоги с паровозиком. Читаем слоги с малышами

Важно: Проговаривайте слоги вместе с ребенком, а через пару дней, он будет читать их самостоятельно.

Видео: Все серии подряд. Фиксики. Учимся читать по слогам. Surprise Egg Learn-A-Word! Урок 1-10.

Важно: Если ребенку ещё сложно произносить слог, называйте сначала буквы, а потом складывайте их в слог.

Видео: Учимся читать по слогам с домовенком Бу — развивающее видео

Важно: С веселым домовёнком намного легче учиться читать. Нажимайте «Паузу» на видео, если малыш не успевает повторять буквы или слоги.

Видео: Учимся читать по слогам со Свинкой Пеппой. Все серии.



Важно: Педагоги дошкольного образования определили такую истину: «Чтобы запомнить текст, его нужно прочитать 5 раз». Но маленького ребенка сложно заставить читать много раз одни и те же слова — это для него неинтересно.

Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:

  • Чтение слова задом наперед . Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
  • Читаем вверх ногами . Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
  • Читалка «Буксир» . Позовите на помощь старшего брата или сестру. Помощник будет читать слова чуть быстрее, а малыш следом повторять шепотом. Если кроха отстал и потерял строчку, тогда останавливаете чтение и начинаете сначала. Благодаря этому упражнению развивается артикуляция — быстрое чтение и проговаривание текста
  • Читалка «Половинки» . Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения

Важно: Если ребенок будет выполнять эти упражнения ежедневно, то уже через пару недель, он сможет хорошо читать даже сложные слова.

Игры, чтобы научить ребенка читать по слогам



Увлекательные игры с родителями, воспитателями, другими детьми и старшими братьями или сестрами помогают малышу хорошо и быстро освоить материал. С таким подходом кроха будет воспринимать чтение не как учебу, а как увлекательное времяпровождение.



  • «Прятки» . Найдите несложный текст с крупными буквами. Скажите малышу слово из 4-х букв и пусть он его найдет в тексте и покажет пальчиком. Если ребенок уже хорошо читает, тогда усложните задачу: пусть он найдет слово, а прочитает не его, а следующее
  • «Раскопки» . Нарисуйте таблицу с буквами. В ней малыш должен найти буквы, и сложить слово. Например, задание: здесь спряталось то, что ты сегодня пил — сок, молоко, какао
  • «Хороший певец» . Предложите ребенку не прочитать слово, а спеть, протягивая звуки. Так они легче запомнятся
  • «Кто, где и когда» . Необходимо, чтобы малыш не просто читал слова, но и понимал их смысл. Попросите его после прочтения рассказать о слове. Например: «заяц» — кто он, где живет, какой он

Важно: Вы можете самостоятельно придумать интересные упражнения для своего крохи, которые научат его быстро и легко читать.



Мамы, папы, дедушки и бабушки стараются ещё задолго до похода в школу, научить свое чадо читать. Но делать это надо разумно, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, а развивал свои навыки.

Совет: Начинайте обучать ребенка не раньше 3-х лет. Если вы будет заниматься чтением с более раннего возраста, то ребенок не станет успешнее других, он может потерять интерес к познанию нового.

Совет: Не хватайтесь за все методики обучения сразу. Выберете что-то одно и следуйте по этому пути.

Совет: Знакомство ребенка начинайте не с букв, а с звуков — не «мэ», а «м». Так ребенок быстрее поймет, как гласная дружится с согласной буквой.



Советы и отзывы родителей, как научить ребенка читать по слогам

Всесторонне развитый ребенок является мечтой каждого современного родителя. Особенно важно для мам и пап, чтобы их кроха научился рано читать. Ведь многие школьные учреждения ждут первоклассников, которые уже владеют навыками чтения, а также умеют считать и писать.

Сегодня разработано множество методик и систем, которые помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать. Но многие родители теряются и не знают, в каком возрасте начинать обучать малыша навыкам чтения и какую методику для этого выбрать. Рассмотрим все по порядку.

Когда учить ребенка читать

Мало кто из взрослых задумывается над тем фактом, что чтение является достаточно сложным процессом, который заключается не только в выучивание букв, умение образовывать из них слоги или даже воспроизводить длинные предложения.

Суть обучения чтению заключается в том, чтобы малыш умел осознанно воспринимать и воспроизводить текст.

В связи с этим, ответ на вопрос о том, когда разрешается учить ребенка читать типа «Чем раньше, тем лучше» является неправильным. Невропатологи предупреждают родителей, что раннее обучение малыша чтению в некоторых случаях может ему навредить. Ведь нервная система и мозг человека развивается постепенно. Если начинать принудительно влиять на отделы головного мозга ребенка, которые еще физиологически не готовы функционировать в полную силу, то возможно развитие невроза, бессонницы и других психологических проблем.

Каждый из родителей может самостоятельно определить физиологическую готовность своего маленького чада к чтению:

  1. У малыша развита и полностью сформирована речь. Он не только говорит сложными предложениями, но и в состоянии составить небольшой связный рассказ.
  2. У ребенка полностью развит фонематический слух. Малыш без труда может самостоятельно определить звук в начале, в конце и в середине слова.
  3. Ребенок уже правильно произносит все звуки, а также у него нет нарушения ритма речи, мелодики и других логопедических проблем.
  4. У крохи полностью сформировалась пространственная ориентация.

Педагоги и психологи рекомендуют родителям начинать обучать чтению детей не раньше 5 лет. В данном возрасте мозг ребенка способен без труда освоить любые знаковые системы. Но, каждый малыш индивидуален, и в практике существуют случаи, когда дети начинают самостоятельно читать и в более раннем возрасте.

Методики раннего обучения чтению

Сегодня разработано множество методик, которые помогают малышам быстро научиться читать с помощью родителей. Рассмотрим наиболее актуальные из них более детально:

Правильно учить ребенка читать: методика Зайцева

Суть данной методики, которая успешно используется уже более 20 лет, заключается в том, что малыши изучают сразу не звуки и буквы, а склады. Статичные кубики Зайцева способствуют освоению крохой именно фонетического состава языка.

Данный дидактический материал включает 12 групп. Кубики могут быть золотыми, деревянными и железными, внутри которых находится разнообразный наполнитель. В игровой форме ребенок учится различать согласные и гласные звуки, а также твердые, мягкие и глухие звуки. В набор для раннего обучения чтению включаются не только кубики Зайцева, но и специальные таблицы, которые показано размещать чуть выше роста ребенка на стене, и аудиокассеты.

Родители в процессе обучения чтению должны не проговаривать склады, а петь.

В методике Зайцева данный прием называется «попевки». При этом следует использовать таблицы, которые способствуют более активному запоминанию материала. В результате систематических занятий дети могут легко запомнить около 246 складов русского языка.

Следует отметить, что методика Зайцева больше актуальна для «леворуких» детей, которые быстро и легко воспринимают склад и слово целиком, а также для детей с психически-эмоциональными нарушениями. При этом скорость обучения ребенка зависит от его возраста. Если малышу больше трех лет, то через полгода он сможет научиться читать. При этом заниматься с малышом следует не меньше двух раз в неделю. Длительность занятия 15-30 минут.

Педагоги не считают методику Зайцева идеальной для ребенка и отмечают в ней как плюсы, так и минусы. Положительной стороной методики являются такие моменты:

  • ребенок в игровой форме запоминает сочетание букв и ему не нужно думать, как прочитать склад;
  • на кубиках Зайцева изображены правильные сочетания букв, которые в дальнейшем помогут ребенку писать грамотно;
  • система Зайцева не привязана к какой-либо возрастной категории;
  • ребенок может самостоятельно играть кубиками Зайцева, обучаясь раннему чтению;
  • кубики Зайцева положительно влияют на развитие органов чувств и мелкой моторики.
  • Данная методика отличается и некоторыми негативными явлениями:
  • ребенок, выучившийся читать по данной методике, часто проглатывает окончания и ему трудно понять состав слова, так как он изучал сразу склады;
  • трудности в первом классе с фонематическим разбором слова, так как в методике Зайцева звуки отмечаются совсем другими цветами;
  • непоследовательность метода;
  • дорогие пособия и длительная подготовка к началу занятий.

Правильно учить ребенка читать: методика Глена Домана

Суть данной популярной методики американского ученого заключается в том, что малыш не запоминает звуки или склады, а автоматически осваивает целые слова. Для этого используются специальные карточки, с изображением слова и предложения. Родители показывают малышу определенную карточку в течение 15 секунд и громко называют ее значение.

Занятия по данной методике должны осуществляться регулярно и первоначально длиться около 5-10 минут. В результате малыш не только быстро научится читать, но у него будет развиты интеллектуальные способности, фотографическая память, внимание и умение концентрироваться на определенном объекте. Плюсы данной методики следующие:

  • методику можно использовать с самого рождения крохи;
  • занятия смогут самостоятельно организовать родители, без привлечения специалистов;
  • дидактический материал можно сделать самостоятельно;
  • малыш получает всестороннее развитие, так как карточки разнообразной тематики.
  • Педагоги определяют следующие недостатки данной методики:
  • ребенок в ходе обучения занимает пассивную позицию;
  • малыш не учится самостоятельно читать, а только слушает информацию и ее анализирует;
  • невозможно проявить креативность в процессе обучения;
  • процесс обучения однотипный: нужно ежедневно демонстрировать малышу разнообразные карточки;
  • дети, которые старше трех лет, не очень охотно воспринимают данную методику.

Правильно учить ребенка читать: система развития Павла Тюленева «МИР»

Данная методика сегодня актуальна для многих родителей, особенно книга автора «Читать раньше, чем ходить». Педагог и новатор уверен, что малыш может с легкостью к году складывать буквы в слова, а к двум годам - бегло читать. Для этого с крохой нужно заниматься с самого рождения, а именно демонстрировать карточки с буквами, громко их озвучивая.

Особенно важны первые четыре месяца ребенка, когда его мозг активно воспринимает любые графические изображения.

При этом важно, чтобы в поле зрения малыша не попадали какие-либо игрушки или отвлекающие внимание посторонние предметы. Таким образом, для ребенка создается благоприятная развивающая среда, которая содействует активному обучению в будущем чтению. Автор методики предлагает родителям пропустить образную и сенсорно-моторную стадию развития крохи.

Правильно учить ребенка читать: классический способ обучения - Букварь

Данное пособие отличается разнообразными картинками и изображениями на страницах любимых героев. Принцип этой традиционной методики заключается в том, что малыш учится соединять в слоги отдельные звуки, а полученные слоги - в слова. При этом ребенку предоставляются специальные предложения на различные сочетания гласного с согласным звуком и наоборот. Важно, чтобы в приобретенном родителями букваре не были сразу представлены все буквы алфавита, а потом подана информация о соединении их между собой. Наилучшим вариантом является букварь, в котором данный процесс осуществляется параллельно. Ведь именно в ходе множества складываний ребенок учится активно читать и осознает основные его принципы.

Следует отметить, что многие родители, апробировав множество современных методик, возвращаются к традиционной методике обучения чтению. Конечно, данная методике не является легкой и простой, но она дает возможность малышу самостоятельно проанализировать полученную информацию и прочитать первые склады и слова, а потом небольшие предложения.

Легкий способ правильно научить ребенка читать

Предлагаем вам освоить самый простой способ научить читать ребенка. Данный способ состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более детально:

Учим только гласные буквы

Для этого родители должны подготовить специальный дидактический материал: кружочки диаметром 10 см красного цвета. На этих кружочках необходимо написать все 10 гласных букв. Данный цвет выбран не случайно, так как в звуковых схемах гласные звуки обозначаются точкой именно красного цвета. Ознакомьте малыша с каждым гласным звуком отдельно и пропойте вместе с ним его название. Кружочки с гласными звуками можно расклеить по дому и периодически просить кроху спеть песенку для того или иного звука. Через некоторое время измените местоположения кружочков.

Данный прием можно уже не применять, если кроха запомнил все песенки правильно.

Далее можно поиграть с малышом в интересные прятки с гласными звуками. Для этого, возьмите текст с достаточно крупным шрифтом или напишите самостоятельно простые слова на отдельных листах бумаги. Задача ребенка заключается в том, чтобы найти спрятанную в слове гласную букву. Благодаря этой игре малыш лучше запомнит графическое изображение буквы, а также научиться выделять букву из слова, независимо от ее цвета и размера.

Учимся читать отдельные слоги и простые слова

Когда малыш полностью выучил гласные звуки, можно перейти к процессу соединения их в слоги. При этом воспользуйтесь следующей методикой. Например, сегодня вы будете знакомить малыша с буквой Н. Следует отметить, что для малыша не важна информация о том, является ли изучаемая буква твердой или мягкой. В первую очередь обратите внимание ребенка на особенности ее графического изображения и придумайте, с какими предметами ассоциируется буква. Постарайтесь создать в голове малыша четкий образ буквы Н.

Далее приставляем изучаемую букву к готовым красным кружочкам с гласными буквами и читаем вместе с малышом образованный слог. Можно полученные слоги пропеть, произносить с различной интонацией и использовать другие приемы, чтобы малыш понял принцип образования слога. Данное занятие должно осуществляться в игровой форме и не превышать 10 минут.

После того, как кроха освоит два или три согласных звука можно учиться составлять простые слова из трех или четырех букв. Например: со+к, со+н или но+с. Для этих целей можно подготовить карточки со слогами и буквами или использовать магнитную азбуку.

Чтение сложных слов

Когда малыш научиться читать отдельные слоги и небольшие слова, можно приступать к чтению сложных слов, состоящих из 6 и более букв. Для более быстрого результата напишите знакомые слова для ребенка на листке бумаги и расклейте их по дому.

Прочитайте с крохой вместе все новые слова несколько раз. Далее в течение дня в игровой форме повторяйте данные слова несколько раз. При этом можно менять месторасположение листочков со словами. Когда первую группу слов вы уже с ребенком освоили, приступайте к новым словам.

Кроме этого, повторяйте периодически ранее изученные слова.

Выше изложенный способ поможет малышу быстро научиться читать сначала слоги, а потом слова. Достаточно 15 минут в сутки уделить внимание данной методике, и ваш ребенок скоро будет читать отдельные предложения и маленькие истории.

Правила для успешного обучения чтению

  1. Обучение ребенка должно осуществляться в игровой форме, так как в данный возрастной период именно игра является активной формой познания мира.
  2. Интерес к занятиям должен постоянно поддерживаться многофункциональными пособиями и увлекательным дидактическим материалом.
  3. Эффективнее всего для малыша являются короткие занятия последовательного характера.
  4. Ваши объяснения должны быть четкими, короткими и емкими, так как дошкольник не способен воспринимать длинные и многочасовые инструкции.
  5. Начинайте малыша обучать чтению только в том случае, если его устная речь полностью развита и нет дефектов в звукопроизношениях.
  6. Структура вашего занятия должна включать не только обучающую часть, но и короткие разминки, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и прочие мероприятия.
  7. В процессе занятия будьте последовательными, гибкими и терпеливыми.
  8. Не сравнивайте достижения своего малыша в обучении чтению с успехами других детей. Ведь для каждого ребенка характерен собственный индивидуальный темп приобретения навыков чтения, зависящий от многих факторов.
  9. Не начинайте заниматься с малышом, если у него или у вас плохое настроение. Данные занятия не будут эффективными и негативно отразятся на дальнейшем развитии малыша.

Следует отметить, что процесс обучения чтению является длительным и многогранным процессом. При этом у малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Родители в первую очередь должны ориентироваться не на модные методики раннего обучения, а на индивидуальные особенности развития у крохи мышления, памяти и внимания. Ведь от того, насколько правильно вы будете учить ребенка читать, зависит, вырастет ли из него грамотный и вдумчивый читатель.

Здравствуйте, родители! Эта статья для тех, кто собрался научить своего ребенка читать. Сейчас ребенок, который идет в школу, должен уметь уже многое: и читать, и писать, и решать примеры. Многие родители считают, что научить ребенка читать без помощи учителя очень сложно, что у них не хватит нервов и сил заниматься с ребенком. Поэтому водят детей на всевозможные подготовки к школе и платят за это деньги.

Если у Вас действительно не получается самостоятельно научить ребенка читать без крика и раздражения, если у Вас мало свободного времени, то пускай его обучает нанятый учитель. Но, если не хотите тратить деньги и готовы выделить ребенку от 10 до 30 минут в день, читайте эту статью и узнаете, как быстро, легко и без детских обид научить ребенка читать.

У меня двое детей. Старшей дочери 5 лет, она читать уже умеет. А начиналось все еще в полтора года. У нас была большая книга «Лесная азбука», там были красивые картинки и стихи на каждую букву алфавита. У меня не было цели научить ее читать в таком нежном возрасте. Она сама показывала пальцем на большую заглавную букву, чтобы я ее называла.

Таким образом она совершенно «случайно» запомнила все буквы. Тогда она еще говорила плохо, но буквы все показывала правильно. Года в три мы начали пробовать сливать буквы в слоги. Открытые слоги типа «ма», «па» она быстро стала читать, поняла принцип их образования. А вот с закрытыми слогами «ам», «ап» было посложнее.

Я не настаивала, мы брались за букварь только когда она хотела. Я понимала, что еще рано учиться читать, поэтому занятия были редкими. В 4 года она читала по слогам, но медленно. Сейчас уже читает достаточно хорошо, но еще, конечно, не бегло.

Второй дочери сейчас 2,5 года. Она не знает ни одной буквы 🙂 И я не стремлюсь ее этому научить. Потому что знаю, если через силу заставлять учиться, то результат будет печальным.

Каждый ребенок уникален, не стоит всех мерить одной линейкой. И, если ребенок до 5 лет не проявляет никакого желания учиться читать, то не стоит его заставлять. Потому что потом могут быть проблемы в эмоциональной сфере, проблемы в общении с людьми и другие.

Поэтому, если ребенок сам просит рассказать и научить, то учите. Если ребенку уже 5 лет, а он все еще не проявляет никакого интереса к чтению, то воспользуйтесь ниже приведенными методиками, как научить читать ребенка, играя.

В игровой форме и знания усвоятся лучше, и ребенку будет ИНТЕРЕСНО учиться, а это очень важно!

Как определить готовность ребенка к обучению чтению?

Есть несколько признаков, глядя на которые можно понять, что можно начинать учить ребенка читать. К этим признакам относятся:

  • Ребенок умеет хорошо говорить. Он хорошо произносит все звуки, может правильно строить предложения, может рассказывать длинные истории или пересказывать просмотренный мультик.
  • Если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков, то сначала лучше научить его эти звуки произносить правильно. Сейчас есть много видео, где логопеды показывают, как ставить тот или иной звук. Каждый поставленный звук нужно обязательно автоматизировать в речи. На это уйдет около месяца. И только после этого ставить следующий звук. Можно воспользоваться услугами логопеда.
  • Заинтересованность ребенка — важный момент в начале обучения чтению. А, чтобы эта заинтересованность была, читайте ему почаще сказки, стихи и рассказы. И сами тоже читайте книги для себя. Если ребенок будет видеть, что мама любит читать, то поймет, что это интересно и увлекательно. Помню, моя мама много читала, и мне всегда было интересно узнать, что пишут в ее книге. Это любопытство и было толчком к учебе.
  • Усидчивость ребенка играем не маловажную роль в процессе обучения. Для того, чтобы научить ребенка читать, нужно выделять ежедневно хотя бы 10 минут. И ребенок должен все это время быть сконцентрированным, не отвлекаться на посторонние вещи. Если ребенок убегает, шалит, смеется, «витает в облаках», то, возможно, ему еще рано учиться читать.
  • Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве. Знать, куда это влево-вправо, вниз-вверх.
  • У ребенка должен быть хорошо развит фонематический слух. Он должен слышать и узнавать звуки в слове: в начале, в середине и в конце. Для этого с детьми играют в специальные игры, которые закрепляют этот навык.

Как подготовить ребенка к чтению?

Прежде, чем приступать непосредственно к обучающим занятиям, можно с ребенком играть в подготовительные игры. Причем, это не обязательно делать дома. В такие игры можно играть и на прогулке.

Первое, что нужно сделать — развить фонематический слух. Об этом я писала выше. Как это сделать?

Самый простой вариант — называть любой звук, а ребенок должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на этот звук. Вот, например, качается он на качелях, а Вы ему: назови слова на «а». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему, назовите пару слов сами, чтобы он понял, что он него хотят. И совместите приятное с полезным.

Еще одна похожая игра по типу в «города». Здесь немного сложнее. Ведь ребенку нужно будет определить первый звук и последний. Называть можно любые слова. Например, Вы говорите «липА», ребенок — «АрбуЗ», Вы — «ЗакаТ», он — «Тыква» и так далее. При необходимости помогите ребенку правильно определить последний звук в слове.

Есть еще игра на узнавание звуков в слове, которая нравится детям. Когда ребенок услышит загаданный звук, он должен хлопнуть или топнуть, как удобнее в этот момент. Например, Вы загадываете звук «о». Называете разные слова: кошка, дом, телефон, папа, сестра, стол и т.д. На слове, где есть звук «о», ребенок должен хлопнуть.

Эти игры очень хорошо подготовят ребенка к чтению.

В каком возрасте учить ребенка читать?

Методик обучения чтению очень много. Кто-то рекомендует начинать учить читать чуть ли не с пеленок. Разработаны специальные карточки с картинками и подписями, которые нужно показывать младенцу. Методики Никитиных и Монтессори тоже очень популярны.

Мне кажется, что обучение должно происходить ненавязчиво, в игровой форме. А в каком возрасте — решать Вам. Очень много различных мнений по поводу раннего развития. Кто-то говорит, что чем раньше начать заниматься, тем лучше. Что у ребенка до 3 лет мозг намного лучше усваивает информацию, чем у ребенка постарше. И поэтому до 3 лет надо научить ребенка всему, чему только возможно.

На самом деле маленькие дети действительно очень хорошо все запоминают. Но многие психологи утверждают, что раннее развитие может впоследствии негативно сказаться на эмоциональной сфере. То есть ребенка «всему» научили, а он в это время должен был учиться другим вещам: правильно выражать свои эмоции, общаться, учиться владеть своим телом, познавать мир.

Какой путь выбрать — решать Вам, мнений на этот счет много. Я считаю, что не стоит торопить события. 5 лет — очень хороший возраст для обучения чтению. Научить ребенка читать можно за 2 месяца, если заниматься каждый день. Главное, чтобы в школу ребенок пошел подготовленный. А до этого возраста ребенку и так есть чему учиться, кроме чтения.

Как научить ребенка читать дома?

Для обучения чтению важно подготовить дидактические материалы. В первую очередь выберите хороший букварь. В разных букварях представлена разная методика обучения чтению. Я бы советовала купить букварь Н.С.Жуковой. Этот букварь написан логопедом, внимание уделяется еще и правильному произношению звуков.

Этот букварь хорош тем, что там буквы идут в порядке их частоты использования в речи. Сразу после изучения двух первых букв (а, у) показано, как их можно соединить в слоги.

В этом букваре написаны обучающие комментарии для родителей, как правильно учить ребенка читать. Изучив первые несколько букв, ребенок уже сможет читать простые слова, где эти буквы встречаются.

В день не стоит изучать более одной буквы. Лучше выученную букву хорошенько закрепить, повспоминать, какие слова начинаются на эту букву. Или произнести слово, в котором этот звук есть, и ребенок должен определить: в начале, в конце или в середине слова стоит звук. Также нужно, чтобы ребенок запомнил букву визуально. Можно в дополнение работать с магнитными буквами или вырезать буквы из разных материалов.

Важно! Начиная знакомить ребенка с буквами, не говорите, как буква называется. Произносите только звук. То есть не говорите: это буква «эм», «эн», «пэ». Просто называйте звуки: «м», «н», «п». Так ребенок не будет путаться во время чтения.


В общем, в хорошем букваре задания будут как раз идти в нужном порядке, а буквы будут изучаться в правильной последовательности.

Важные правила при обучении чтению

Нельзя на ребенка кричать, если он не может понять, как читается слог или забыл букву. Лучше повторите с ним пройденный материал, поиграйте в игры на «слышанье» нужного звука, а также поищите знакомые буквы в тексте.

Не занимайтесь слишком долго. Длительность занятий должна быть от 10 до 30 минут. Но занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными или через день.

Читайте не только дома, но и на улице. Ребенку интересно находить знакомые буквы на вывесках. Можно мелом на асфальте писать слова, слоги или просто палочкой на песке или снегу.

Интересное видео, как научить ребенка читать

Помните, что все дети разные. Не гонитесь за модой. Ребенку должно быть интересно учиться. Поэтому возраст начала обучения у всех будет разный.

Желаю терпения всем родителям в деле обучения детей чтению! Придерживайтесь написанных правил и все получится легко.

Чтение – очень важный процесс в познавательной деятельности. Умение ребёнка хорошо читать – основа его успехов в школе. И дело не только в отметках за школьные предметы, но и в интеллектуальном развитии вообще.

Чем лучше ребёнок читает, чем с большим рвением он это делает, тем успешнее будет проходить его развитие, тем выше будет его самооценка.



Общее представление о технике чтения

Чтение – это процесс, в котором выделяются 2 стороны: смысловая и техническая. Под смысловой подразумевается понимание содержания текста, а под технической – быстрое, правильное, выразительное чтение.

Техника чтения регулярно проверяется в начальной школе, а также в 5 и 6 классе. Учащимся даётся незнакомый текст, который они должны читать в течение одной минуты. Затем учитель подсчитывает количество слов и задает ребенку 1-2 вопроса на понимание прочитанного.



В проверке техники чтения учитываются:

  • скорость;
  • осознание прочитанного;
  • отсутствие пропусков и ошибок в произношении слов;
  • наличие смыслового ударения, пауз.


Стандартные показатели скорости чтения школьников (в минуту):

  • 1 класс – 30-40 слов;
  • 2 класс – 40-60 слов;
  • 3 класс – 60-80 слов;
  • 4 класс – 90-120 слов.

Чтобы повысить технику чтения, ребёнок должен плавно, постепенно переходить от медленного слогового чтения к чтению целых слов. К концу начальной школы это должно быть сделано, иначе в среднем звене школьнику будет очень трудно усваивать большие объёмы материала.

Стоит заметить, что многих детей, особенно в 1 классе, пугает сам процесс публичной проверки техники чтения. Отсюда могут возникнуть ошибки, этим же порой можно объяснить и низкую скорость. Поэтому, возможно, стоит ещё раз проверить ребёнка дома. Если результат повысится, то же произойдёт и с самооценкой маленького чтеца.


Почему важна скорость?

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.


Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Чтобы усвоить материал, а не просто ознакомиться с ним, прочитать нужно 2, а то и 3 раза, что увеличивает время до 2-3 часов в день. Прибавим время, которое нужно уделить письменным заданиям.


Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки , либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается память и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее.

Причины неудач

  • Неразвитая память. Это не патология для дошкольника, поэтому не пугайтесь. Бывает так, что ребенок, читая в строчке, к примеру, пятое слово, забывает первое. Из-за этого мысль теряется, малыш не понимает, о чём говорится в тексте, от этого теряется и интерес.
  • Если попадаются сложные слова, ребёнок запинается и прочитывает их медленно. Причиной этого может также послужить плохая работа органов речи.
  • Низкая концентрация внимания. Малыш легко отвлекается на различные внешние факторы, а также на свои собственные мысли, и интерес к чтению рассеивается.
  • Угол зрения. Часто бывает так, что ребёнок видит не всё слово целиком, а лишь несколько его букв. От этого чтение замедляется.
  • Возвращение к прочитанному. Нередко глаза юного чтеца возвращаются к предыдущему слову или предложению, он повторно их перечитывает.
  • Неподходящая литература. Тексты нужно подбирать в соответствии с предпочтениями и возрастом ребёнка.



Часто обучению препятствует неуверенность малыша в себе, страх ошибиться. Или же ему попросту скучно во время чтения, неинтересен текст.

Реальный взгляд на способности ребёнка

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он в данный момент сделать не может. Обучение чтению должно протекать спокойно, без нервов, с большой долей терпения со стороны родителей.

Если заставлять своё чадо корпеть над книжками против его воли, а потом ещё и ругаться, когда он не сможет порядочно выдавить из себя хотя бы несколько предложений, результат положительным не будет.

В первую очередь, родителю нужно смириться с тем, что его ребёнок не обладает суперспособностями, он не вундеркинд, а обычный малыш, которому нужна помощь и понимание.



Процесс чтения нужно превратить в увлекательное занятие, смотивировать обучающегося, не забывать его хвалить, и ни в коем случае не раздражаться.

Помощь родителей

Чтобы помочь своему малышу, достаточно придерживаться нескольких правил:

  • Интересные тексты. Не засыпайте начинающего чтеца скучной литературой, пусть даже и познавательного характера. Чтобы он не бросил чтение, оно должно его увлекать. Подбирайте книги в соответствии с его пристрастиями.
  • Игры. Процесс чтения можно превратить в игру разными способами. Подробнее о них чуть ниже. Также можно устраивать домашние конкурсы на лучшего чтеца.
  • Читайте с ребёнком регулярно 30 минут в день.
  • Личный пример. Трудно привить кому-то любовь к книгам, если сам их не любит. Покажите на собственном примере, что это интересно и познавательно.
  • Терпение. Не давите, не торопите, проявляйте сдержанность и понимание.



  • Положительная мотивация. Стоит больше говорить о том, чего ребёнок добьётся в будущем, если научится хорошо читать. Если же постоянно твердить, что он вырастет неучем при условии, что не будет читать, как положено, результат будет хуже.
  • Индивидуальность обучения. Как говорится, нельзя всех стричь под одну гребёнку. Метод, применимый к одному школьнику, может не подойти для другого. То же касается и темпа обучения. Для каждого он выбирается подходящий, что невозможно сделать в школе, поэтому так важно заниматься чтением дома.



Обучение

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс. Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений.

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.



  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и читайте с ним по слогам, например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д.), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.



«Мама приготовила очень вкусный обед» – ребёнок выбирает карточку со словом «мама».

  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает память .
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.



Как научить ребёнка быстро и правильно читать в 6-7 лет?

Обучать первоклассника скорочтению можно, используя более сложные упражнения:

  • Чтение – жизненно важный навык. Вы должны убедить в этом своё чадо. Оставляйте ему записки с поручениями, просьбами, пожеланиями. Устраивайте иногда мини-квест: пусть по указателям и инструкциям ищет подарок.
  • Параллельное чтение. Берем два одинаковых текста (для мамы и ребёнка). Мама читает вслух, меняя то интонацию, то темп, а ребёнок следит за чтением. Можно остановиться и попросить ребёнка продолжить, или прочитать последнее озвученное предложение, или найти какое-то имя. Задания могут варьироваться.
  • Скороговорки. Обязательно развивайте артикуляционный аппарат.
  • Слова, отличающиеся одной буквой. Берёте пары слов, к примеру, кот – код, тесто – место и т. д. Ребёнок должен объяснить, чем слова отличаются внешне, и объяснить смысл каждого.
  • Чтение на скорость. Засекаете минуту, после прочтения считаете количество слов. Затем просите ребенка снова прочитать тот же отрывок с упором на то, что во второй раз у него получится лучше. И действительно получится. Так он с каждым разом будет читать всё быстрее.
  • Чтение про себя. Вслух читаешь всегда медленнее, поэтому давайте ребенку иногда задание прочитать про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Развитие поля зрения. В таблице, к примеру, 5x5 в каждой ячейке напишите букву или слог. Пусть учащийся прочитывает их справа налево и наоборот, сверху вниз, по диагонали. Дайте задание найти определенную букву или слог, составить слово, как в филворде, только на простейшем уровне.
  • Чтение с жужжанием. Ребенок читает текст про себя, а вслух жужжит, как пчела. Это упражнение направлено на увеличение концентрации внимания.



Упражнения для детей 8-ми лет

Для развития беглого чтения у второклассника увеличиваем нагрузку, усложняем задания:

  • Игра «Слова из слов». Напишите длинное слово, например, «своенравный», и попросите составить из него несколько маленьких.
  • Предложения, требующие корректировки. Напишите набор слов, похожий на предложение, а ребенок расставит все слова по местам: «Ребята пошли речку купаться на».
  • Развитие антиципации. Возьмите текст, где слова идут с пропущенными буквами. По мере чтения ребенок вставляет недостающие элементы.
  • Чтение «По вершкам и корешкам». Берем линейку, закрываем нижнюю часть строчки и даём ребенку прочитать вершки. Когда это задание будет хорошо отработано, можно перейти к корешкам.


Лучшие статьи по теме