Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Приметы и суеверия
  • Профилактика социальных отклонений. Профилактика социальных отклонений (превентология). Результаты, востребованные на рынке труда

Профилактика социальных отклонений. Профилактика социальных отклонений (превентология). Результаты, востребованные на рынке труда

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

В современном российском образовании существуют различные типы школ, среди которых и вечерние школы. Их роль в современном обществе очень важна, ведь зачастую именно в вечерней школе учатся подростки, имеющие социальные отклонения.

Ежегодно в БОУ г. Омска «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №29» обучаются от 200 учащихся (кроме учащихся СИЗО), проживающих на всей территории г. Омска и прилегающих к нему поселков. В соответствии с законом «Об образовании» в школу принимаются помимо совершеннолетних, не получивших в свое время образование по ряду причин, и несовершеннолетние, достигшие 15 летнего возраста и только по решению КДН И ЗП.

В силу сохраняющейся тенденции вытеснения из общеобразовательных школ учащихся из семей с низким социальным статусом, требующих дополнительных педагогических усилий, в вечерней школе сосредотачивается контингент не столько совершеннолетних учащихся, не закончивших школу в свое время, сколько учащихся со сложившимися стереотипами поведения, связанными с уклонениями от учебы. Большинство учащихся ранее систематически пропускали занятия, не успевали по большинству предметов. Около 10 - 15% поступающих в школу - это учащиеся, совершившие правонарушения, включая уголовные преступления, вернувшиеся из ВК, употребляющие ПАВ, состоящие на различного вида учетах.

Поэтому проблема профилактики и коррекции социальных отклонений подростков и молодежи является актуальной для педагогического коллектива школы.

Успешность работы педагогического коллектива достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.

Анализ мероприятий, направленных на профилактику девиантных форм поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, убедил нас в том, что профилактика, во-первых, должна заключаться в воздействии на основные факторы (социальные, психологические) формирования отклоняющихся форм поведения, во-вторых, проявляться во взаимной заинтересованности и согласованной работе всех педагогов школы
В-третьих, она должна проводиться дифференцированно.

С учетом вышеизложенного, Советом профилактики школы была разработана программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Первый этап реализации программы связан с диагностической работой. Силами социального педагога, классных руководителей, учителей-предметников, медицинского работника ДКБ №2, инспекторов ОДН, специалистов социально-реабилитационных центров проводится комплексное обследование как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Составляются социально-педагогические карты и индивидуальные программы работы. Социальный педагог дает общую характеристику семьи и стиля семейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает общее состояние здоровья и перенесенные заболевания, классный руководитель характеризует подростка с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей интересов и склонностей.

На втором этапе, после анализа, часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбираются подростки со сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями.

На третьем этапе, после заседания Совета профилактики школы, проводится беседа с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и по возможности педагоги заручаются их поддержкой .

Коррекционный четвертый этап начинается с «шоковой терапии» - комплекса групповых мероприятий совместно с инспектором ОДН, представителями других отделов УВД, медиком-психологом наркологического диспансера, педагогами, работающими в УКП СИЗО с отобранной группой подростков с просмотром документальных фильмов о воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, о наркомании, алкоголизме и их последствиях. Мероприятия проводятся по определенному сценарию, который разработан с учетом психологических особенностей данной категории. Учитывая, что эффект от этой терапии, как правило, бывает кратковременным, в течение 2—3 дней подростка следует оставить наедине со своими мыслями. Цель данного этапа коррекционной работы — активизация самосознания подростка, осознание последствий противоправного поведения, актуализация смысла

После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подростку разобраться в ситуации, сложившейся у него. Поэтому на пятом этапе предполагается встречи с медиком-психологом Наркологического диспансера. В зависимости от особенностей ситуации, встреча может быть с родителями или без них. Цель - формирование у подростка адекватной самооценки, уровня притязаний и отношения к себе.

Шестой этап коррекционной работы связан с проведением групповых тренингов. Причем важно, чтобы группы были смешанными. Возможно участие и взрослых, совершеннолетних учащихся, имеющих собственный социальный опыт, авторитетных для учащихся этой группы и учащихся, имеющих позитивные социальные установки. Меньшинство должны составлять учащиеся, состоящие на учете в органах внутренних дел. Кроме решения основных задач, на этом этапе ведущий должен спровоцировать столкновение мнений, цель которого — изменение ценностных ориентиров у «трудных» подростков в сторону социально одобряемых ценностей.

Седьмой этап программы связан с работой с семьей. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, особенностями подростка и нарушениями в поведении. Встречи с подростком и его родителями в самом начале работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника, социальный педагог выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения сторон. Далее осуществляется совместное обсуждение внутрисемейных проблем с последующим поиском их разрешения или дополнительными консультациями психологов.

На восьмом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подростков-правонарушителей с последующим привлечением их к участию во внеучебных мероприятиях, причем уровня не столько школьного, сколько городского, регионального, межрегионального и даже общероссийского, как например, фестивали народного творчества, конкурсы рисунков, фотографий, стихов. Привлекаем и к участию в предметных олимпиадах, конкурсах. Заочная форма работы позволяет ученику, которому оказали доверие, уважение, выразили веру в его возможности, сконцентрировать усилия на поиске ответов, их формулировок, что вызывает живое обсуждение среди сверстников. Практика показывает, что получение дипломов или даже сертификатов участников, очень повышает самооценку учащихся и корректирует их систему ценностей.

Программа по реализации данного проекта рассчитана на учебный год.

С 2006 по 2012 г.. реализация этой программы дала положительный результат: произошло снижение количества учащихся, состоящих на различных видах учета, снижение преступности с 12 преступлений в 2006 году до 4 с 2009 по 2012 годы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для успешной работы с подростками девиантного поведения необходимо, чтобы формы и методы воспитательного воздействия дифференцировались в зависимости от конкретных условий жизни ученика. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику; необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами; сила современного учителя в признании и уважении личности подростка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира; важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.

Только в этом случае можно добиться положительных результатов и вернуть ребят в общество.

Список литературы

  1. Галеева Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования //Журнал “Завуч” - 2003г. - №2
  2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 2001г.
  3. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Журнал “Воспитание школьников” - 2002г., №7

В нашей стране сложился комплекс социальных институтов, осуществляющих либо могущих осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. Для каждого из уровней отклоняющегося поведения имеют место быть специфические институты, осуществляющие профилактику дальнейшего развития отклонеий в поведении.

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы, в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а так же система внешкольных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а, с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

На уровне асоциального поведения (поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе) профилактическую функцию выполняют КДН – комиссии по делам несовершеннолетних и социальные педагоги и психологи школы, родители, а так же система приютов для несовершеннолетних. Содержанием деятельности КДН (отделов при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а так же оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет), либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом для подростка, заставляя задуматься о своем будущем “на воле”. В последнее время начался процесс трансформации функций КДН, которая постепенно начинает выполнять роль не только контролирующей организации, но и роль подростковой адвокатуры, защищающей права несовершеннолетних граждан. На уровне делинквентного поведения профилактическую функцию выполняет система исполнения наказания (спецшколы, спецучилища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которых законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.



К числу стратегических целей социально-педагогической помощи личности с девиантным поведением относятся: формирование конструктивной мотивации, интеграция индивидуального социального опыта, совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности, выработка жизненно важных умений, устранение или минимизация проявлений дезадаптивного поведения, расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности, повышение уровня социально-психологической адаптации.

Более конкретными задачами социально-педагогического воздействия на отклоняющееся поведение личности являются:

устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

усиление адаптивного поведения;

ослабление или устранение неадекватного поведения;

устранение изнурительных реакций тревоги;

развитие способности расслабляться;

развитие способности самоутверждаться;

развитие эффективных социальных навыков;

достижение адекватного сексуального функционирования;

развитие способности к саморегулированию.

43. АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.особенности детского алкоголизма .

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей.

 Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма.

 Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения.

 Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно.

 Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная.

 Низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних;

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

 большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состояниимногие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5 % подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

 пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация);

 пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

 пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

 пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Под редакцией профессора В. П. Соломина

Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

Публикуется за счет средств государственного контракта с Комитетом по науке и высшей школе от 15.06.2011 № 21/11 на оказание услуг по повышению квалификации

специалистов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в области профилактики наркозависимости

для государственных нужд Санкт-Петербурга

Авторы : д-р пед. наук, проф.В. П. Соломин ; д-р пед. наук, проф.П. В. Станкевич ; канд. пед. наук, доц.А. А. Алтуфьева ; канд. пед. наук, доц.Т. В. Вилейто ; канд. хим. наукИ. В. Головина ; канд. психол. наук, доц.Т. В. Маликова ; канд. пед. наук, доц.Е. Ю. Молодцова ; канд. ист. наук, доц.М. Г. Муравьева ; д-р мед. наук, проф.Н. Н. Плахов ; канд. пед. наук, доц.Э. М. Ребко ; канд. пед. наук, доц.А. М. Тарасов

П 78 Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им.

А. И. Герцена, 2011. - 99 с.

ISBN 978–5–8064–1707–8

В последнее десятилетие в России употребление несовершеннолетними и молодежью психоактивных веществ (ПАВ) превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку страны. Такая тенденция, несомненно, представляет опасность, так как ведет к тяжелым, а порой и необратимым медицинским и психологическим нарушениям, социальной дезадаптации молодых людей. В связи с этим целенаправленная, продуманная работа специалистов, связанных с молодежным обществом, по профилактике социальных отклонений способствует воспитанию физически и социально здорового поколения, которому предстоит решать проблемы нашей страны в будущем.

В учебно-методическом пособии освещены основные вопросы аддиктологии и причины формирования зависимостей, особенности личности зависимых людей, раскрыты основы профилактической деятельности, ее социально-правовые аспекты.

Пособие предназначено для слушателей программы повышения квалификации «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», специалистов, включенных

в работу по профилактике социальных отклонений в молодежной среде, преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и молодежью превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку страны.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании и алкоголизма. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет, возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам приближается к этим параметрам.

Подобная направленность увлечений молодежи, несомненно, представляет опасность, так как ведет к тяжелым, а порой и необратимым медицинским и психологическим нарушениям, социальной дезадаптации молодого поколения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, число наркоманов в развитых странах составляет 48 млн человек. Признаками эпидемии наркомании в России являются неумолимо растущие показатели употребления наркотиков.

Эпидемиологические данные говорят о продолжающемся росте злоупотребления различными нелегальными наркотиками, например кокаином, а также легальными психоактивными веществами, такими как алкоголь. Вызывает беспокойство эпидемия употребления психоактивных веществ, прежде всего среди молодежи.

Социально опасной наркомания в России стала уже давно, но в последние годы она превратилась в настоящее национальное бедствие. Еще лет 10–15 назад это явление было известно в основном в крупных городах, а также в южных и среднеазиатских республиках бывшего Советского Союза. Но сегодня наркотизация охватывает всю территорию страны без исключения, проникает в самые удаленные и глухие уголки России.

С динамикой наркомании в стране напрямую связано и количество ВИЧ-инфицированных. На сегодняшний день резкое распространение ВИЧ-инфекции наиболее выражено на Северо-Западе России. Северо-Запад занимает одно из первых мест по абсолютному количеству ВИЧ-инфекции и по показателю распространенности. В Российской Федерации средний показатель распространенности составляет 227 человек на 100 тысяч, а по Северо-Западу этот показатель гораздо выше и составляет 625 человек на 100 тысяч.

На современном этапе общественного развития в России, по разным оценкам, принимают наркотики от 3 до 8 млн человек. Если учесть, что в эту проблему невольно вовлечены члены семей наркоманов, то число людей, непосредственно страдающих от наркотиков, увеличится еще как минимум втрое. Наркотики принимают люди из всех слоев населения и всех социальных групп. Постоянно возрастает и число молодых наркоманов, а их средний возраст (15–17 лет) все время снижается. Уже не редкость встретить 9–11-летнего наркомана. Среди людей более зрелого возраста (скажем, 30-летнего) наркоманов меньше. Проблема стоит настолько остро, что слова о деградации молодого поколения РФ уже нельзя считать преувеличенными.

По данным Министерства внутренних дел РФ 70% всех потребителей наркотиков составляют подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая

у подавляющей части респондентов. 55% всех случаев обнаружения ПАВ приходится на вещества, содержащие каннабиойды (марихуана, анаша, гашиш, канабинол); синтетические наркотики (амфетамин, метамфетамин) обнаружены в менее 5% случаев. При этом согласны с результатами тестирования 79,75% респондентов.

Исследования, проводимые в области профилактики наркозависимости (В. А. Ананьев и др.), указывают, что мнение молодых людей о наркотиках можно разделить на три типа:

употребляющие и сочувствующие;

радикальные противники;

неопределившиеся.

Результаты этих исследований показывают, что в среде молодежи есть здоровый потенциал сил для противодействия распространению наркомании. Основная задача родителей и специалистов, работающих в молодежной среде, - склонить неопределившихся на сторону здорового и трезвого существования, сформировав однозначно равнодушное отношение к легальным и нелегальным наркотикам. Для этого необходимо информировать о состоянии проблемы и родителей, и преподавателей образовательных учреждений, ибо очень часто они знают о наркотиках и наркомании меньше своих детей и студентов. В то же время система помощи употребляющим ПАВ в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам, уже страдающим химической зависимостью, и недостаточно эффективна для оказания помощи начинающим наркоманам.

ОСНОВЫ АДДИКТОЛОГИИ И ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ

1.1. О ПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ВИДЫ И ФОРМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В широком смысле слова под зависимостью подразумевается «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации»1 .

Аддиктивное поведение (от англ.addiction - склонность, па-

губная привычка, пристрастие; от лат. Addictus - тот, кто связан долгами, приговорен к рабству за долги)2 - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций3 .

Зависимое поведение рассматривают как болезнь, как расстройство влечений, поведения, как болезнь воли и т. д. Зависимое поведение включает в себя множество подвидов, различающихся

1 Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фай-

на. - М., 2000.

2 Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Акаде-

3 Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.

по объекту аддикции. При определенных условиях это могут быть любые объекты или формы активности. Наибольшее распространение приобрели такие виды аддиктивного поведения как:

зависимость от психоактивных веществ (химическая зависимость): алкоголизм, табакокурение, наркомания и т. п.;

нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

гэмбинг - игровая зависимость (азартные и компьютерные

сексуальные аддикции;

– фанатизм.

В отдельный вид аддиктивного поведения в настоящее время выделяют интернет-зависимость.

Выделяют также первичную и вторичную аддикции. Первичная аддикция представляет собой собственно зависимое поведение от чего-либо, в данном случае сама аддикция является основой формирования отклоняющегося поведения. Вторичная аддикция выступает как база других типов поведения и может являться следствием других поведенческих особенностей личности.

Общие признаки сформированного зависимого поведения:

Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния.

Цикличность. Вся жизнь зависимого определяется фазами цикла, который повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Фазы цикла:

1 - наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению, которая обычно формируется на бессознательном уровне и проявляется в постепенном увеличении тревожности, раздражительности, снижении внимания и т. п.;

2 - усиление желания и напряжения;

3 - ожидание и активный поиск объекта аддикции;

4 - получение аддикции и достижение специфических переживаний;

5 - расслабление;

6 - ремиссия (относительный покой).

Зависимое поведение вызывает личностные изменения, социальную дезадаптацию и приводит к формированию аддиктивной

установки - совокупность когнитивных, эмоциональных, и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни: объект зависимости (в нашем случае - наркотики) становится целью существования, а употребление - образом жизни. Аддиктивную установку характеризует:

сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции (например, постоянный запас сигарет): преобладание мыслей об объекте над другими, усиление механизма рационализации через который индивид пытается оправдать свою тягу к наркотику;

магическое отношение к объекту аддикции (фантазии о собственном могуществе или всемогуществе наркотика);

снижение критичности к негативным последствиям зависимого поведения, к окружающим зависимым на фоне недоверия ко всем, не употребляющим наркотики.

Анозогнозия - отрицание болезни или ее тяжести, нежела-

ние аддикта признавать свою зависимость, что осложняет возможности оказания ему помощи и в ряде случае делает зависимость непреодолимой.

Мотивация аддиктивного поведения изменяется в зависимости от стадии зависимости, возраста, пола, формы аддикции и индивидуальных особенностей. Различные формы зависимого поведения могут, как сочетаться, так и переходить друг в друга (табакокурение - курение гашиша - употребление алкоголя - употребление наркотиков; курение - пищевые зависимости; наркомания - алкоголизм). Длительность и характер протекания аддиктивного поведения зависит от характеристик объекта (что употребляем), частоты употребления, длительности употребления, индивидуальных особенностей.

Любой тип зависимого поведения действует разрушающе на личность, а потому многие авторы относят его к аутодеструктивному поведению, некоторые же вообще говорят, что зависимость, в первую очередь от психоактивных веществ, есть растянутый во времени суицид.

В данном пособии в большей степени обращено внимание на химическую форму зависимого поведения (наркоманию) и, прежде чем говорить о ее специфических формах проявления, воздействия и вовлечения, необходимо определиться с основной терминологией.

Наркотические средства законно могут применяться только по назначению врача при соответствующих медицинских показаниях и в соответствующих дозах. Остальные варианты использования этих препаратов (то есть их немедицинское употребление) относят к категории злоупотреблений, поскольку подобное поведение является нарушением морально-этических норм страны, гражданином которой является данный субъект.

Наркотики (от греч.narke - оцепенение;narkotikos - приводящий в оцепенение) - это сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть. Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями - медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский - если соответствующее вещество (средство, лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немедицинского применения.

Социальный - если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость.

Юридический - если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция (в нашей стране - это Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств.

В правовом отношении средство признается наркотическим только при наличии этих трех критериев. Юридический аспект определяет меру общественной опасности, связанной с приемом этих средств.

В нашей стране к наркотикам относятся вещества, которые входят в список, утвержденный Министерством здравоохранения РФ. Список периодически пересматривается. Например, химически обработанный эфедрин, употребляемый наркоманами, введен в

список наркотиков недавно, хотя злоупотребления эфедрином от-

Социальная профилактика- деятельность по предупреждению социальной проблемы, со­циального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных проблему отдельных индивидов "группы риска".

Выделяют три уровня социальной профилактики:

1. Общесоциальный уровень предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни.

2. Специальный уровень заключается в целенаправленном воздействии на: негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальный уровень представляет собой профилактическую дея­тельность в отношении конкретных лиц.

В социальной профилактике нуждается все население, и, прежде всего люди, входящие в группу риска. Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.

Профилактическая работа носит многоуровневый характер, включающий в себя следующие задачи:

Решение социально-экономических, идеологических, культурных задач по удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости;

Воспитательные воздействия, осуществляемые в микросреде ребенка;

Выявление негативных влияний, обуславливающих асоциальные отклонения.

Ранняя профилактика социальных проблем, прежде всего, предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социальных и социально-психологических воздействий, оказываемых на ребенка со стороны его ближайшего окружения (семьи, школы, неформальных групп и т.п.). Для нейтрализации прямых негативных влияний необходимы социальный контроль и административно-правовые меры.

Одной из основных задач является создание на местах служб социотерапевтической помощи семье и ребенку, которые смогут квалифицированно осуществлять психологическое консультирование, психотерапевтическую помощь функцио­нально несостоятельным семьям, не справляющимся с задачами воспитания в силу психолого-педагогических и социально-психологических причин.

Ведущие ученые видят пути решения названных проблем в следующем:

1. Создание сети комплексных профилактических служб, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы; разработка правового обеспечения их деятельности.


2. Активное и целенаправленное использование различных институтов социализации.

3. Разработка специфических форм и средств приобщения детей группы социального риска к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально-значимую деятельность.

4. Широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями детей.

5. Систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни.

6. Осуществление контроля за детьми.

Для решения этих задач необходима выработка социальной политики, направленной на создание социально-психологических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

Выявление распространенности различных социальных проблем, провоцирующих их факторов;

Анализ имеющихся данных и разработка на их основе программы по профилактике социальных проблем;

Подготовка кадров (психологов, социальных педагогов, педагогов и пр.), владеющих методами предупреждения и коррекции социальных отклонений; психотехническими приемами, направленными на формирование у детей навыков социального общения, взаимодействия, принятия решений, развития позитивной концепции, формирования здорового образа жизни.

Участие социальных педагогов в превентивной системе, как правило, сводится к 3 основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.

Социальные педагоги, осуществляющие профилактическую деятельность, располагая соответствующими аналитическими материалами, разрабатывают и проводят в жизнь такие меры (в зависимости от конкретных условий и обстоятельств), которые или оказывают непосредственное воздействие на уже существующие социальные отклонения или же носят упреждающий (превентивный) характер.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений надзорно- контрольной деятельности в социальной работе.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такого в настоящее время. Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трёх уровней. Она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

Существуют различные формы психопрофилактической работы. Первая форма - организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению.

Объектом работы может быть семья, социальная группа или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодёжных кумиров, специально подобранные кинофильмы - всё это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноимённой акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодёжь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Работа с подростками может быть организована на улице, Для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров проводящих соответствующую работу.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтверждённая статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

В ряде случаев информация даётся несвоевременно: слишком поздно или рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

Третья форма психопрофилактической "работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, даётся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного

обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. Входе групповой психологической работы формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

З. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвёртая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может, играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение пока не получат взамен что-то лучшее.Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности - спорт, искусство, познание.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма -- активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также неоходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют формы психопрофилактики: индивидуальная семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы: - комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

Адресность (учёт возрастных, половых и социальных характеристик);

массовость (приоритет групповых форм работы);

позитивность информации;

минимизация негативных последствий;

личная заинтересованность и ответственность участников;

максимальная активность личности;

Устремлённость в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Лучшие статьи по теме