Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Приметы и суеверия
  • Сценарий детского дня рождения на природе. Как организовать день рождения ребенка, на природе? Наличие конкурсов на турбазе повысит ваше настроение

Сценарий детского дня рождения на природе. Как организовать день рождения ребенка, на природе? Наличие конкурсов на турбазе повысит ваше настроение

Родительское собрание в детском саду на тему: «Волшебный мир книги»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на - Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания на тему: «Волшебный мир книги». Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам школ раннего развития детей и родителям дошкольников.

Цель: Повышения педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;
- Стимулировать самообразование родителей;
- Прививать навыки читательской культуры;
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту, способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда, послушание на осно¬ве любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, воспитатели, дети.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Педагогический всеобуч.
3. Разминка.
4. Выступление детей.
5. Викторина.
6. Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.

Ведущий: - Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале. Тема сегодняшней нашей встречи - «Волшебный мир книги».
2. Педагогический всеобуч.
Ведущий: Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.
Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы. «Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.
Каждое художественное произведение для детей содержит различные виды эмоций. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. В этом возрасте с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Например, в произведениях Лилиан Мур «Крошка енот или тот, кто сидит в пруду», Н. Носова «Живая шляпа», С. Аксакова «Аленький цветочек», Т. Шорыгиной «Как змей Горыныч добрым стал» мы видим, и радость, и страх, умение договариваться, дружить. В рассказе В. Катаева «Цветик - семицветик», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»- сопереживание, сочувствие. В басне «Стрекоза и муравей» Крылова – веселье, радость, трудолюбие, грусть. Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагались детям следующие сказки: «Лиса и козел»,«Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н. Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка», А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.
3. Разминка. Чтение стихотворения « У лукоморья дуб зелёный из поэмы "Руслан и Людмила".
Ведущий : - Невозможно представить русскую литературу без такого замечательного писателя, как А.С. Пушкин. Некоторые произведения Пушкина понятны уже детям дошкольного возраста. Одновременно простые, но с глубоким смыслом, они приковывают внимание ребёнка любого возраста, позволяя ему взглянуть на мир с другой, сказочной стороны.
Предлагаю вам вспомнить стихотворение «У лукоморья дуб зелёный из поэмы "Руслан и Людмила" (родители передают друг другу игрушку «Кот учёный» и читают по одной фразе из данного произведения).
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
4. Выступление детей
На полянку выходит мышка и направляется к теремку.
Мышка : Каждый должен где-то жить,
И зимой, и летом.
Как же Мышке не тужить,
Если дома нету?
Каждый должен где-то спать,
И обедать где-то.
Как же мне не горевать,
Если дома нету?
Мышка останавливается перед теремком.
Мышка : Что за славный теремок –
Не большой, не маленький
Он не заперт на замок,
Не закрыты ставенки.
Вы скажите серой мыши,
Кто тут в тереме живет?
Я готовить мастерица,
Шить могу и вышивать.
Я хочу здесь поселиться,
Чтобы жить да поживать!
Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.
Мышка: Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.
Лягушка: Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком от пруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
Из окна выглядывает Мышь.
Мышка : Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка: Я Лягушка-Поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Я умею плавать брасом,
Воду из реки носить.
Со своим пришла матрасом
И прошу меня пустить!
Мышка : Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьем!
Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.
Зайчик : Что за славный теремок
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
С заячьей принцессой!
Посажу я огород
Рядом на лужайке.
Кто тут в тереме живет,
Расскажите Зайке!
Мышка выглядывает из окна.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка : Кто тревожит наш покой?
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
Зайчик : Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
Я полы умею мыть
И махать ушами.
Мышка (Лягушке) : Может, пустим Зайца жить?
Лягушка (Зайчику) : Оставайся с нами!
Зайчик заходит в дом. Мышка и Лягушка прячутся. На поляну из-за деревьев выходит Лиса с узелком и направляется к теремку.
Лиса: Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ,
Отворяйте двери!
Кто тут в тереме живет,
Люди али звери?
Мышка выглядывает из окна.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик: И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка: И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
Лиса : Про красавицу-Лису
Слух давно ведется.
Знают все меня в лесу!
Зайчик: Место ей найдется!
Мышка: Заходи, кума, смелее,
Вот как раз готов обед.
Лягушка : Вместе будет веселее!
Лиса входит в дом.
Лиса : Лучше дома в мире нет!
Все обитатели теремка скрываются в нем. На поляну из-за деревьев выходит Волк с узелком и направляется к теремку.
Волк : Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик : И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка: И Лягушка-поскакушка.
Лиса : И Лиса, хозяйка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
Волк: В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
Зайчик : Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка : Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.
Все жители теремка (хором) : Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
Из-за деревьев выходит Медведь с узелком и идет к теремку.
Медведь : С вами жить хочу и я!
Все (хором ): Нет, Медведь, не надо!
Медведь (обиженно ): Зря вы так. Я пригожусь!
Мышка: Больно ты огромен.
Медведь: Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен.
Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.
Мышка: Что ж ты, Мишка, натворил?
Лягушка : Мы ж предупреждали.
Зайчик: Теремок наш развалил!
Лиса : Без угла оставил!
Медведь: Ну, простите вы меня,
Я ведь не нарочно.
Хоть упал ваш домик с пня,
В нем и так жить можно.
Мышка : Где же подпол, чтоб хранить
На зиму запасы,
Жарким летом – холодить
Бочку с мятным квасом?
Лягушка: Где же мой большой чулан,
Мокрый, с комарами?
Лиса: И светелка, чтобы там
Прясть мне вечерами?
Зайчик: Где крылечко в огород?
Волк: И сторожка рядом –
Вдруг без спроса кто придет,
А ему не рады?
Медведь: Да-а! И печки нет, чтоб греть
Мне зимою спину…
Зайчик : Ах, зачем же ты, медведь,
Домик опрокинул?
Лиса: Жить теперь-то будем как?
Медведь (со вздохом) Не могу представить!
Лягушка (Медведю ) Если сделал что не так,
То сумей исправить!
Волк : Хоть и виноват медведь,
Мы ему поможем!
Зайчик: Чем о домике жалеть,
Лучше новый сложим!
Медведь ставит новый теремок на место старого.
5. Литературная викторина для детей и родителей «Узнай сказку».
1. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2. Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)
3. Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
4. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
5. Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)
6. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)
7. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок.)
8. У отца был мальчик странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
9. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
10. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
11. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит.)
6. Заключительная часть.
Ведущий: Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
Решение родительского собрания:
1. В детском саду и дома ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров;
2. Регулярно разучивать с детьми стихотворения.

Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это – групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги. И остановимся на этапах работы с методом «сказкотерапии»

Уважаемые родители! Я предлагаю нам всем познакомиться!

1.Давайте познакомимся.«Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)

Солнышко еще не взошло, деревья спят, скованные морозом, спим и мы. Лес дышит глубоко, ровно, спокойно (закройте ладонями глаза, покажите, как дышит лес). «Дзинь», - выглянул первый солнечный лучик, погладил по головке снежинку Свету, снежинку... (гладит).

Снежинки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, вправо, вверх. Зажмурились от яркого света солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Рады солнышку! Посмотрели друг на друга (глаза вправо-влево) все вместе сказали: «Здравствуйте!».

2. «Ритуал вхождения в сказку». (Включается музыка. Воспитатель берет книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочниц.

3. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

4. «Сказочная задача». Ну что, сказочницы? Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги, но пока ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации с предложенными категориями. Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами (обращение к участникам мастер-класса) будем придумывать сказку. А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение

9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)

Вы сочиняли сказку, и наверное очень устали, давайте проведем релаксационное упражнение «Шапка- невидимка»

У меня есть шапка-невидимка. Я сейчас всем Вам одену шапку– невидимку и Вас никто не будет видеть. Вы можете делать все, что хотите бегать, прыгать, скакать, кружиться, танцевать, сидя на стуле. Не забывайте только о безопасности. Как только услышите хлопок, волшебство закончится, и Вы должны остановиться.

«Обобщение приобретенного опыта» . Сказочницы рассказывают сказку.

  • Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
  • С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
  • Чему Вас учит эта сказка?

«Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей).

Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. (Под музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза, воспитатель снимает с них кокошники).

«Рефлексия» (Обмен эмоциями)

Результатом нашей работы стали эти замечательные сказочные книги.

«Лесенка добра»

Давайте соединим наши ладошки.(рука в кулачке, большой палец выставлен – следующий берет соседа за большой палец и т.д.)

«Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам?

Я желаю, всем Вам творческих успехов и чтобы у Вас всегда было хорошее настроение, радостные лица.

А теперь тихонько раскачаем нашу лесенку добра и произнесем: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» (лесенка распадается).

Спасибо Вам за интересное общение и необычное для Вас перевоплощение!!!



«По-моему,цель сказочника


заключается в том, чтобы какою угодно ценою
воспитывать в ребенке человечность -
эту дивную способность человека волноваться
чужими несчастьями, радоваться радостями другого,
переживать чужую судьбу, как свою»
Корней Иванович Чуковский

Все малыши любят сказки, и практически все родители читают детям. Сейчас, в связи с широким развитием психологии, развивается много направлений помощи детям, в том числе и терапия сказками или сказкотерапия. Что такое сказкотерапия? Зачем она нужна? И могут ли сами родители использовать ее приемы в воспитании детей?


Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими...
Вот основные принципы, позволяющие с помощью сказки , достигать своих целей:
Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...
Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно , исподволь.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.
Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:


Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
Однако прежде, чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям необходимо почитать книги по данной методике, где даны рекомендации специалистов и даже советы, как правильно самим сочинять сказки. Кратко они могут быть сформулированы следующим образом:
Сеанс сказкотерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.
-«В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
-Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например, коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка.
-Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель также может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Родитель может предложить ребенку сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Брэгг:
“Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо , удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются - на языке детской фантазии и воображения.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.


В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема - боязнь быть покинутым. "Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно”.
И на самом деле, рассказывание историй, для родителей – вещь уникальная. Вы сами знаете, что вечернее чтение ребенку – одно из лучших средств примирения. Дело в том, что дети – в каком-то роде инопланетяне на нашей “взрослой” планете. Прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда.
Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во “взрослом” мире. Даже если они и встречаются - все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают “как от стенки горох” – не правда ли знакомая картина? В результате дети , мышление которых предельно однозначно (“да-нет”, “плохо-хорошо”), приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете.
Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку “по-жизни” или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен “один на один” со своими проблемами.
Выход здесь один – самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя как “рыба в воде”. В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз – фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия, является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.
Значит надо вспоминать, – и именно в этом вам помогут сказочные истории. Огромную роль здесь могут сослужить самые обычные волшебные сказки, которые вы читаете или читали на ночь своему ребенку.
Волшебная сказка – веками наработанная ценнейшая информация, высочайшей плотности, детским языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Она настолько универсальна, что ее структура одинакова во всем мире – от Сибири до Южной Америки.
Однако каждый ребенок, постоянно сталкивается с конкретными проблемами , подчас требующими “приземленного” и прагматичного решения, приносящего облегчения “на месте”. Именно здесь вам помогут сказочные истории, написанные специально для наших с вами детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории помогут вашим детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть Вам благодарными за это – ведь именно Вы их прочитаете своим детям.
Что это за истории?
Истории, которые психологи называют “терапевтические сказки”, являются проблемно-ориентированными. Иными словами, каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу. Однако в русское название таких сказок закрадывается слишком большая однозначность, - как-бы сказки “для проблем”. Берешь ребенка “с проблемой”, читаешь ему сказку, и …. о, чудо, да здравствует исцеление!
Английский же вариант звучит гораздо проще и мягче - “problem-solving”, сконцентрированные на проблеме. Это говорит о том, что сказка скорее позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жесткие рекомендации. Ведь, если нет двух одинаковых жизней, – значит и нет, общих на всех, способов приближения к счастью.
Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. Такая история – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Что могут дать такие истории вашим детям?
-Во-первых, они рождают у ребенка ощущение , что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы не “стоите в стороне”, а готовы оказать посильную помощь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он “откроет” вам свою душу, расскажет о своих трудностях.
-Во-вторых, в результате работы с “помогающими” историями у детей формируется "механизм самопомощи". Они усваивают такой подход к жизни: “ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности”. Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: “в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху”.
-В-третьих, истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать и окончание обязательно будет счастливым.
В сказочных историях можно выделить на четыре группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности связанные с общением (со сверстниками и родителями).
Это естественные для каждого ребенка конфликты, противоречия, обиды и пр. возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого “что-то не так”. Чувство неполноценности.
Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной “малозначимости” и попытка таким способом доказать обратное. Ребенок, досаждающий вам и другим детям и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и “забитым”.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребенок боится, а то, “как” он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни - все в порядке. Если страх “тормозит” развитие, концентрируя на себе все внимание ребенка - тогда требуется помощь. Еще, надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, – как раз боятся-то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своем страхе

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.


Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребенок идет в школы – и вместе с этим оказывается под ворохом самых различных трудностей, связанных с учебой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Обо всех этих проблемах можно и нужно говорить при помощи сказки.
Самый простой и естественный способ – чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае, содержание сказки как-бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения. Да и потом, какое несказанное удовольствие можно получить оттого, что “тебе читают!”, хотя, в-общем уже совершенно не обязаны этого делать.
Если же вашему ребенку 12 и больше лет, да и к тому же он мальчик, начинающий относиться со скепсисом к тому, что “не круто” - ваша задача сложней. История должна быть выучена наизусть и достаточно естественно вставлена в будничные семейные разговоры. Как-бы “ненароком”, вы рассказываете “байку”, анекдот или просто “забавный случай”, не показывая того, что вас вообще интересует его (ее) реакция. Конечно, в этом случае истории, приведенные в этой книжке, нуждаются в переделке – необходимо использование слов и способа мышления, присущих именно вашему ребенку. Однако результат, если все прошло удачно, может быть совершенно ошеломляющий. Здесь можно привести такое сравнение: воспитание детей чем-то похоже на рулетку – размер выигрыша изменяется в зависимости от поставленной суммы (сил вложенных в детей).
Вернемся к детям более младшего возраста. Читая ребенку сказку необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если, беспокойный обычно, ребенок замер – это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться – значит либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема “болезненная” настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами о данной теме.
В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны, – спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако, необходимо соблюдать два основных правила.
Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения “правильно”, “неправильно”, “верно”, “неверно”, а говорите только “мне кажется”, “на его месте я бы..” и т.п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по-возможности отдавать “бразды правления” в этом разговоре ребенку . Как только он хочет что-то сказать, – заканчивайте и слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренно на них отвечать.
Однако не стоит “затягивать” обсуждение. Если ребенок устал – это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому, лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Ведь основной принцип свободного диалога – удовлетворение желаний обоих сторон, то есть как ваших, так и ребенка.
Если ребенок не хочет ничего говорить, – не заставляйте его. Через некоторое время “дар слова” придет к нему, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчивом игровом отношении с вашей стороны.
После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Наилучшим вариантом было бы, если бы вы тоже приняли в этом участие, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.
Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.
После рисования (не обязательно сразу же, может быть, завтра или послезавтра), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Дело в том, что ребенок скорее выберет сюжет наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о реакции ребенка на сказку. Прояснить все свои соображения вы можете, обсудив с ребенком рисунок, задавая ему вопросы, о том, что он нарисовал, рассматривая каждую деталь. Вы можете говорить и об истории в целом, однако центром вашей беседы будет тот момент, который изображен на рисунке.
Возможно, вас поразит, что ребенок создал рисунок не совсем “правильно” иллюстрирующий сказку. Это нормально – так он выделяет наиболее значимые моменты и вносит корректировку в саму сказку, а также выражает свое отношение к сюжету.
Последний этап работы со сказкой сравнится с фигурами “высшего пилотажа”. Это настолько же для родителей трудно, насколько эффективно для ребенка. Это – драматизация или “проигрывание” сказки или ее частей. Конечно, трудно всем, однако помните, что здесь отнюдь не необходимы какие-либо актерские таланты. Только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание помочь своему ребенку.
Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком, кто будет кем. Желательно, чтобы выбор здесь сделал сам ребенок. При большом количестве персонажей вы можете: привлечь родственников, взять на себя дополнительные роли (тогда нужно будет каждый раз обозначать – “теперь я такой-то”) или превратить обычные предметы (ручки, стулья и т.п.) в недостающих героев (озвучивать их будете вы и ребенок). Затем вы выстраиваете “сказочное” пространство: “диван будет морем, стул – горой, коврик – домом”.
Теперь можно начинать. Строгое согласование с текстом сказки отнюдь не обязательно. Ненужные для сюжета элементы можно опускать, сам текст как угодно сокращать, при этом, однако, акцентируя внимание на ключевых моментах. Если в сказке главное – обида, необходимо, чтобы ситуация обиды вышла четкой и яркой и не затерялась в общем сюжете . Идеальный вариант – если всю режиссуру берет ребенок, отставляя вам роль “сотрудника”. Тогда можете не сомневаться – ничего из того, что необходимо не будет упущено, ваша же задача - просто быть самим собой, играя и развлекаясь.
Однако так бывает не часто. Для многих детей ситуация “театра с мамой” (именно так можно назвать все эти действия), может быть настолько непривычной, что от них будет трудно ожидать активности, по крайней мере, в начале. Более того, дети привыкают к определенным схемам, правилам и их нарушение (пусть даже и “приятное”) может пугать ребенка. Тогда он, возможно, будет сопротивляться вашим попыткам поиграть с ним, говорить, что он не хочет, что он “это не любит”.
Здесь можно дать один совет – доверяйте своим чувствам. Старайтесь “расшевелить” ребенка не перегнув при этом палку. Если вы будете ненавязчиво и мягко пытаться играть с ним – рано или поздно он ответит вам, привыкнув и почувствовав безопасность. И, как только появляется малейшая инициатива, – поддерживайте и лелейте ее, как ценное растение, требующее осторожности при уходе.

Итак, что же в результате? Вы прикладываете массу усилий, а ребенок никак не становится таким, как вы хотите. Все верно. Ребенок станет таким, каким ему нужно стать (хотя он сейчас этого и не понимает), вследствие его особенностей, характера его неповторимой личности. И в том, что он не собьется на этом тернистом и скользком пути, не упадет в коварную трещину вы можете быть уверены. Почему? Потому, что именно вы даете ребенку ту поддержку, которая ему необходима, которую кроме вас не может дать никто.


Попробовав рассказывать ребенку терапевтические сказки, вы сможете “своими руками” пощупать новый способ коммуникации с ним, получите возможность положить в свой педагогический “арсенал” новый способ взаимодействия. Причем способ, позволяющий как помочь ребенку в трудной ситуации, так и просто “побыть вместе”.
Консультацию подготовила воспитатель МБДОУ Детский сад №11 «Йолдыз»

Гаетова Гульара Ануровна.

Осуществление сказкотерапевтического процесса особенно эффективно при наличии тесного взаимодействия библиотеки с педагогами и родителями детей. При этом детская библиотека в этом союзе занимает ключевую, приоритетную позицию, так как она является общедоступным, бесплатным учреждением с ценным фондом детской литературы, и где возможно неформальное общение ребенка и библиотекаря. Вариантов их привлечения может быть много, например :

При проведении индивидуальной работы с ребенком на уроке педагог использует рекомендуемые метафоры или притчи, а родителям дается домашнее задание: прочитать и обсудить сказку или историю вместе с ребенком, сделать куклу и т.д.; а при работе с классом педагог проводит сказочную драматизацию или игру и т. д.;

При проведении групповой работы в занятие на определенном этапе, наравне с детьми включаются родители и педагоги. Для этого психолог заранее подготавливает взрослых. На таких совместных занятиях, как правило, предлагаются изготовление сложных кукол в парах (марионетки), спонтанные импровизации с куклами, парные импровизации на музыкальных инструментах, парные танцевальные композиции и т. п.

Групповые занятия только для родителей и педагогов. Целью таких занятий может быть сплочение педагогического коллектива и создание команды, снятие синдрома эмоционального сгорания, переориентация родительского или педагогического поведения и др.

Использование психологической сказки на родительских собраниях, методических совещаниях и педсоветах.

Чтобы ребенок научился извлекать из текста сказки полезные для себя уроки, необходима помощь родителей. А для этого они сами должны овладеть методами работы со сказкой. Поэтому параллельно работе с детьми в целях реализации сказкотерапевтической деятельности ведется работа и с родителями маленьких читателей по направлениям:

1. Информационно­просветительское - нацелено на привлечение внимания родителей к возможностям сказкотерапии в поддержании эмоционального здоровья детей. Оно включает консультации и книжные выставки, родительские собрания, выпуск рекомендательных библиографических пособий, папки­дайджесты и пр., цель которых - оказание семье информационной помощи.

2. Индивидуальное ­ направлено на удовлетворение духовно-нравственных потребностей развития конкретной личности ребенка в данном возраста с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей здоровья и развития. Это: рекомендательные беседы, индивидуальные, планы чтения, индивидуальные занятия? сказки по телефону и др.

С целью научить практическим приемам использования сказкотерапии, предлагаю провести в библиотеке мастер-класс для педагогов «Сказки гуляют по свету», задачи которого:

Показать педагогам пользу работы со сказками;

Научить практическим приемам работы со сказками;

Познакомить с одной из форм работы со сказкой (групповое придумывание и рассказывание сказки);

Познакомить педагогов со схемой составления сказки.

Ход занятия.

Библиотекарь. На семинаре я покажу некоторые приемы работы со сказкой. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки - уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.

Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это - групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги.

Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы:

1 Этап «Знакомство» (прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом).

2 Этап «Ритуал вхождения в сказку» (на данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев). Цель ритуала вхождения на внимательное слушание и активное участие.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать:

Манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.);

Проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги;

Танцевально-двигательный ритуал и др.

Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

3 Этап «Рассказывание сказки» (ведущий рассказывает начало сказки).

4 Этап «Сказочная задача» (на данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации).

5 Этап «Обобщение приобретенного опыта» (участники отвечают на вопросы ведущего).

7 Этап «Рефлексия» (обмен эмоциями).

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж).

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве...).

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (например, однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную).

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение.

9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).

Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», со схемой составления сказки, теперь перейдем к практической части мастер-класса.

1. Давайте познакомимся. «Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)

2. «Ритуал вхождения в сказку». (Включается музыка. Логопед берет книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочниц.

3. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

4. «Сказочная задача». Этот этап самый насыщенный, так как на этом этапе участники должны проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.

Ну что, сказочницы? Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги, но пока ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации с предложенными категориями.

Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

5. Этап «Обобщение приобретенного опыта». Сказочницы рассказывают сказки. Обсуждение:

Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

Чему Вас учит эта сказка?

6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (перевоплощение из сказочных героев в простых людей).

Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. Под музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза, ведущий снимает с них кокошники).

Рефлексия (обмен эмоциями).

Таким образом, метод сказкотерапии должен широко использоваться в работе детских библиотек не только с детьми, но и с их родителями и педагогами. Через сказку библиотекарь имеет возможность передать родителям и педагогам новые способы выхода из проблемной ситуации, имеющейся у ребенка.

Выводы по 2 главе.

Миссия детского отдела Ново-Камалинской библиотеки состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Анализ показал, что дети села в библиотеку с приходят удовольствием, так как для них созданы все условия для приятного и полезного время-провождения. Направления деятельности библиотеки строится с привлечением различных форм работы: выставок, конкурсов, массовых мероприятий, экскурсии, кружков, клубов по интересам; проводятся тренинги (для детей по адаптации в библиотеке, для родителей и педагогов по методам работы с детьми); имеется игротека, видеотека и т.д.

Детская библиотека - это то место, где метод сказкотерапии может быть реализован наиболее эффективно, так как именно библиотека - единственное бесплатное учреждение культуры, досуга и неформального общения подрастающего поколения. Исследование использования метода сказкотерапия в работе отдела обслуживания детского читателя Ново-Камалинской библиотеки показало, что сказкотерапевтическая деятельность ведется в формате подготовки и реализации программ по коррекции поведенческих проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста. Форма работы по методу сказкотерапии - разносторонняя. Это и прослушивание, и рассказывание, и обсуждение, и сочинение, и постановка, и рисование сказки, а также изготовление кукол по мотивам сказок и т.д. Кроме того, библиотекарь подбирает для каждого ребенка специальный материал для самостоятельного чтения, ориентированный на его круг жизненных проблем.

Зная об эмоциональной, духовной зависимости детей от взрослых, библиотекари строят программы сказкотерапии также и для родителей и педагогов.

Есть много замечательных игр, в процессе которых малыши познают окружающий мир, — их можно включить в сценарий праздника для детей. Когда собирается много маленьких гостей, например, на детский день рождения, им можно предложить сыграть в игры, которые одновременно развлекут и позволят узнать что-то новое об окружающем мире.

Игра «Водопой»

Эту игру для детей от 3 лет лучше проводить на улице в теплое врем года. Играть в нее могут от 8 детей и больше.

Объясните детям, что им нужно притвориться животными, например, антилопами, которые ночью идут на водопой. Один играет роль хищника, например, ягуара. Он сидит в центре большого круга из стаканов с водой. Глаза у него завязаны, а в руках — пульверизатор с водой.

Одна за другой «антилопы» крадутся к кругу, берут стакан с водой и возвращаются с ним на свое место. «Ягуар» их не видит и полагается только на слух. Если он слышит, что к нему подкрадывается «антилопа», он может брызгать водой на звук. Если «ягуар» обрызгал «антилопу» водой, она выбывает из игры. Игра заканчивается, когда все «антилопы» напились воды или их всех поймали.

Игра «Пищевая цепочка»

Этот вариант игры в салочки подойдет детям от 5 лет. Цель игры — объяснить идею простой пищевой цепочки. Выберите цепочку с четырьмя звеньями и опишите ее детям. Например, кузнечики питаются растениями, лягушки — кузнечиками, а ястребы — лягушками. Так пищевая цепочка завершается.

  • Разделите детей на три группы. Например, в группе из десяти детей могут быть семь «кузнечиков», две «лягушки» и один «ястреб».
  • Каждому «кузнечику» дайте небольшой полиэтиленовый пакет — маленькое брюшко кузнечика. На руку каждому «кузнечику» повяжите широкую коричневую ленту.
  • Каждой «лягушке» дайте пакет побольше — большое брюшко лягушки. На руку каждой «лягушке» повяжите широкую желтую ленту.
  • Дайте большой пакет «ястребу». Это его брюшко, оно еще больше. На руку «ястребу» повяжите широкую зеленую ленту.
  • Затем рассыпьте слой попкорна на ковер или лужайку. Это будет растительная пища для кузнечиков.

Объясните «кузнечикам», что их задача — «есть» попкорн, поднимая его по одному и пряча в свою сумочку. «Лягушки» должны ловить «кузнечиков». Если «лягушка» поймала «кузнечика», она высыпает попкорн из его пакета в свой, а «кузнечик» выбывает из игры. Задача «ястреба» — ловить «лягушек». Если ему удается поймать «лягушку», он высыпает содержимое ее пакета в свой, а «лягушка» выбывает из игры. Через пять минут можно посмотреть, сколько «кузнечиков» и «лягушек» по-прежнему в игре и «выжили» в пищевой цепочке.

Игра «Паутина жизни»

Замечательная игра на случай, если надо успокоить детей 5 лет и старше. Также она годится для дождливого дня. В этой игре могут участвовать от десяти детей и больше.

Вам понадобится набор игрушек или картинки, изображающие разных животных: птица, червяк, лягушка, черепаха, рыба, пчела, корова и т.п. Вам также понадобятся картинки дерева, травы, цветка и океана, который будет представлять воду. Кроме того, потребуются длинные ленты разных цветов.

Предложите всем сесть в большой круг. Спросите: «Кто будет Солнцем? „Солнце“ садится в середину круга». На ребенке в центре должно быть что-то желтое.

«Джейн, каким растением или животным ты хотела бы быть? Волком! Отлично. Вот тебе игрушечный волк, держи его на коленях». Постепенно все дети выбирают для себя птицу, растение или животное, а ведущий спрашивает: «Кому нужно солнце? Птицам нужно солнце? Да, нужно!»; «Кому нужна вода? Птицам нужна вода? Да. Собакам нужна вода? Да, нужна!».

Когда ведущий соединяет каждое растение или животное с тем, что ему нужно, он протягивает ленту между двумя участниками. Это становится «паутиной жизни», которая выглядит очень сложно и красиво в конце игры. «Посмотрите, мы все нужны друг другу!».

Купить эту книгу

Обсуждение

Очень классный сценарий)

Спасибо за информаицю))

Комментировать статью "День рождения на природе: 3 необычных игры для сценария детского праздника"

Детский праздник для взрослых. Поддержал муж, человек веселый и ребенок в душе, спасибо ему большое. Первым делом мы прочитали в Интернете все возможные сценарии детских Домашние игры для всей семьи – это не только увлекательное интересное времяпровождение.

день рождения - игры и задания. Организация дня рождения. Ребенок от 7 до 10. Что-то типа тимбилдинга детского. Т.е. чтобы дети не соревновались друг с другом, а чтобы им давалось задание, а они его все вместе выполняли.

Как отметить весело День Рождения ребенка на природе?) Спортивная программа для детей и взрослых на природе! Пикник с детьми на природе и как к нему подготовиться. Кто приглашал на детский праздник аниматоров,поделитесь информацией (где нашли, сколько...

Крестины. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Я считаю, отмечать надо обязательно. Крестины-это большой праздник, как День рождения. Другой вопрос, как отмечать.

Обсуждение

Я считаю, отмечать надо обязательно. Крестины-это большой праздник, как День рождения. Другой вопрос, как отмечать. Можно в кафе, в ресторане, но лучше, я считаю, дома в кругу родных и друзей. Мы так и делали, у нас были только крестные, моя мама и наша семья, включая виновницу торжества.

мы собирали стол, но были только мы, крестные и бабушки с дедом....причем готовили, накрывали и убирали все они...вошли в положение...
в церковь вообще ходили впятером:мы с мужем и дочей и крестные...

Праздник окончания 1го класса отмечали в кафе, приглашали клоунов. Сходили в праздничное агентство и выбрали не обычных клоунов (скучновато имхо), а пиратов. на природе - здорово! Главное, чтоб погода не подвела!

Обсуждение

Моя младшая сейчас в 3м классе. Праздник окончания 1го класса отмечали в кафе, приглашали клоунов. Сходили в праздничное агентство и выбрали не обычных клоунов (скучновато имхо), а пиратов. И у нас был пиратский праздник с веселыми конкурсами и маленькими призами. Дети и поели и повеселились от души. Была и у нас идея сходить на шашлыки всем классом. Но тут такой момент - не все родители смогут пойти со своими детьми, а учительница за всеми не уследит, могут потеряться дети. Ну и потом придется как-то самостоятельно развлекать детей.

У нас будет небольшой классный концерт-спектакль. А в подарок на окончание 1 класса - поход в театр.

Как отмечать: идеи, советы.. Праздники и подарки. Организация праздников: аниматоры, сценарий, подарок. Хотим нашим дворовым ребятам как-то устроить праздник в День защиты детей. Что-то в мыслях крутится, но никакой конкретики.

Ваши дети будут ждать каждой игры как праздника! Опять-таки, воспитательный момент: к Игры семейного масштаба. Веселый отдых с детьми на природе. Итак, в какие же игры можно поиграть Детский праздник для взрослых. Веселые зимние игры. В буриме можно поиграть...

Обсуждение

В буриме можно поиграть...
А еще у нас всегда пользовалось успехом такое развлечение. В конце мероприятия один человек выходит и пишет рассказ о том, что весь вечер происходило, оставляя пробелы перед существительными. Потом все остальные называют различные прилагательные, которые он туда попорядку вписывает. А потом рассказ зачитывается. Обычно бывает очень смешно.

когда уже будут не совсем трезвые можно попередавать визитку губами, попробуйте приложить визитку к губам и втяните воздух - она прилипает. Вот так, все встают вкруг и начинают губами передавать визитку друг-другу, один расслабляет вдох, другой вдыхает, типа этого есть передача апельсина, человек апельсин зажимает между подбородком и шеей и передает другому, другой без помощи рук должен взять этот апельсин при помощи подбородка и шеи, но первая более сексуальная, конечно смотря какая компания. Выбывает тот, кто уронит апельсин или визитку

23.08.2005 14:45:06, vara

Детская площадка - место игры для детей, а не комната отдыха для взрослых. Даже не надейтесь - почитать, поесть За месяц до дня рождения сына я подумала о том, что, если отнестись к подготовке к празднованию более серьезно, то, возможно, получится что-то...

Лучшие статьи по теме