Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Хиромантия
  • Конспект занятия по развитию речи «Ранняя весна» в старшей группе. Занятие по развитию речи в старшей группе «Весна

Конспект занятия по развитию речи «Ранняя весна» в старшей группе. Занятие по развитию речи в старшей группе «Весна

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад комбинированного вида № 87»

Конспект НОД по ФГОС

Речевое развитие в старшей группе детского сада

Тема: «Весна пришла - весне дорогу».

Подготовила: воспитатель

Пузырева Д.Н.

Омск-2015 г.

«Весна пришла – весне дорогу»

Виды детской деятельности: Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье»

Цель: Составление описательного рассказа по картине.

Задачи:

1. Закреплять знания о весне, признаках весны.

2. Формировать умение отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по картине;

3. Развивать речь, память и воображение детей;

4. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей

Методы и формы работы: дидактические игры, беседа, рассматривание картины, художественно слово,

Предварительная работа: посадка семян, оформление «Огород на подоконнике», прослушивание музыкальных композиций по теме «Весна», рассматривание картин по теме «Весна», отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворений о весне, чтение рассказов и стихов о весне, наблюдение признаков весны в природе.

Оборудование и материалы: картина А Саврасова «Грачи прилетели», детская музыка – «Весенняя песня» из цикла «Песни без слов», ноутбук, контейнеры с землей, маленькие лопаточки, рыхлители, семена, лейка с водой, витаминизированный напиток из шиповника, желтые круги из картона, счетные палочки на каждого ребенка.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Встали дети на лужок - сделали кружок.

Звучит музыкальная композиция детская музыка «Весенняя музыка» из цикла «песни без слов», на проекторе появляется видео-презентация «Весна».

Воспитатель читает стихотворение о весне С. Я. Маршака

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтесь, ручьи!

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Молодцы. Какие признаки весны вы можете назвать в этом стихотворении?

Дети: Весной солнце греет теплее, снег и лед начинают таять. Птицы прилетают из теплых краев. Животные просыпаются от зимней спячки. Появляются первые цветы.

Воспитатель: Великолепно! Вы прекрасно разбираетесь в признаках весны. Предлагаю Вам сделать солнышко из подручных материалов.

(дети выкладывают солнышка с помощью картонного желтого круга и счетных палочек)

(Звучит тревожная музыка. Забегает испуганный Мишка)

Миша: Караул, караул, я ничего не могу понять, что происходит! Помогите, помогите!

Воспитатель: Мишка, что случилось, чего ты так испугался?

Мишка: Я боюсь, мне страшно, когда я проснулся после зимней спячки, то увидел, что в природе совершается что-то невероятное. Всё шумит, всё гудит, льётся, бежит. Яркое солнце слепит глаза. Откуда-то появились глубокие лужи, а снег тает на глазах, превращаясь в серую массу. Птицы щебечут и галдят над головой без устали. Кто мне объяснит, что же произошло?

Воспитатель: Мишка, успокойся, вот садись на стульчик, отдышись и отдохни. А мы с ребятами постараемся тебе помочь и всё объяснить. Дети поможем Мишке разобраться, что происходит с нашей сибирской природой?

Дети: Конечно, поможем.

Воспитатель: Мы покажем Мишке картину «Грачи прилетели» и расскажем, какое время года изображено на ней и словами опишем это время года.

Воспитатель: (показывает картину, дети рассматривают и отвечают на вопросы по картине)

Нравится, ли вам картина?

Что именно в ней нравится?

Какое время года изобразил А. Саврасов?

По каким признакам можно сказать о приближении весны?

Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?

Где стоят березы? Опишите их.

Почему ветки на березах голые?

Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)

Какие краски преобладают в картине?

Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)

Как бы вы назвали картину?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)Так какое время года изображено на картине?

Воспитатель: А сейчас наши ребята расскажут тебе, Мишка, кое-что еще о весне, но только в стихотворной форме.

(дети рассказывают стихотворения о весне)

Воспитатель : Ребята, а что происходит с медведем весной?

Дети: Он просыпается, так же как и природа, но только от зимней спячки.

Воспитатель: Конечно, когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку.

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

Воспитатель : Мишка, а ребята в нашем детском саду тоже получают витамины. И мы тебя желаем ими угостить.

(Происходит угощение витаминизированным напитком – отвар шиповника).

Дети рассказывают, какие еще витаминизированные напитки получают в детском саду.

Воспитатель : Мишка, мы хотим открыть тебе один секрет, весна пришла не только в наш родной край, но и к нам в детский сад. Посмотри, какой расцвел «Сад-огород» у нас на подоконнике. И мы с ребятами хотели бы тебя научить тому, как надо правильно ухаживать за первыми всходами и сеять семена будущих растений.

(Воспитатель вместе с детьми и Мишкой взрыхляют почву у рассады, поливают ее, сеют новые семена, одновременно проговаривая то, что необходимо для любого растения – солнце, тепло, вода)

Воспитатель: Через 6 дней мы с вами увидим, что же у нас получилось.

Дети: Появятся первые всходы, а ранее высаженная рассада подрастёт и окрепнет.

Миша: А теперь, ребята я хочу с вами поиграть в интересные игры.

1. «Назови ласково» (с существительными данной темы перекидывая друг другу мяч)

снег - снежок вода - водичка

ручей - ручеек солнце - солнышко

лодка - лодочка корабль - кораблик

дерево – деревце Птица - птичка

2.Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Педагог просит детей логически завершить начатые предложения о весне. Малыши выполняют предложенное задание.

Прошла суровая зима, и к нам пришла... (Весна)

Весна - это пора, когда все... (Оживает, пробуждается, радуется, растет)

Небо весной... (Голубое, высокое, чистое, ясное)

С него нам приветливо сияет... (Солнышко)

Оно уже поднялось... (Выше)

Солнце согревает землю своими... (Лучиками)

Всюду бегут ручейки, так как тает... (Снег)

Скоро вернутся из теплых краев... (Птицы)

На холмах зазеленеет весенняя... (Трава)

Расцветут первые весенние... (Цветы)

Мишка: Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я очень рад был с вами сегодня познакомиться и от всей души благодарен вам за то, что вы, ребята, смогли объяснить мне, что такое весна и с какими изменениями в природе она к нам приходит. До скорых встреч!

(Дети прощаются с Медвежонком).

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

Дети: Мы разговаривали о весне, изучали картину «Грачи прилетели», помогали Мишке.

Воспитатель: Понравилась ли вам встреча с лесным гостем?

Дети : Да, очень понравилась.

Воспитатель: Что вам больше всего сегодня понравилось?

Дети: Рассматривать картину, и рассказывать Мише о весне. Угощать Мишу напитком. Заниматься огородом.

Воспитатель: Что- то было сложно вам сегодня выполнять? Были ли какие - то трудности?

Дети: Нет, все было легко и интересно.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо Вам большое. Идемте пить витаминизированный напиток.


Программные задачи:

Программные задачи:

— закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев;
— систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
— заложить основы экологического воспитания;
— активизировать наблюдательность;

— закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;

— отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах.

Словарная работа:

Расширить словарь за счёт слов по теме «Весна» (проталины, ручьи, сосульки, лучи, капель, подснежник, ледоход).

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Развитие связной речи:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.

Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью опорных схем.
Интеграция областей: ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение: демонстрационная картина: «Ранняя весна», игра «Найди родню», рисунки детей на тему «Подснежники»; мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, работа с календарем природы, художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по теме «Весна», заучивание стихотворений, знакомство с приметами.

Организационный момент

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать работать, нам необходимо размять язычки, сделаем гимнастику.

Артикуляционная разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.

Чьи-чьи-чьи – во дворе бегут ручьи.

Фью-фью-фью – я гнездо себе совью.

Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о том времени года, которое называют «Утром года». Вы догадались, о каком времени года мы будем беседовать? Ответы детей (о весне).

Почему весну так называют? (пробуждается природа)

— Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (март, апрель, май)

(Дети читают стихи о весенних месяцах)

КАРТИНА ЯСНА – ПРИШЛА ВЕСНА . (И. Пивоварова)

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

АПРЕЛЬ (С. Маршак)

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, вспомните из наших наблюдений во время прогулок, какие самые первые признаки весны мы с вами отмечали. Ответы детей (сосульки)

— Я предлагаю вам игровое упражнение «Найди родню сосульке» (авторская разработка).

Цель: выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (сравнение сосульки — с водой, снегом, эскимо, стеклом, морковкой).

Двигательная пауза «Сосульки»

«Капли звонко капали (легкие прыжки)

Все сосульки плакали (качают головой)

Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)

С нас течет вода (наклон вниз)

Мы растаем навсегда (выпрямились).

Воспитатель : — Назовите другие признаки весны.

(На мольберте картинки с изображением примет весны, дети называют приметы весны).

— растаял снег

— потекли ручьи

— появились проталины

— закапали сосульки

— прилетели птицы

— на деревьях набухли почки.

— расцвели первые цветы

— зацвели деревья.

(Работа с опорными схемами) – составление рассказа о весне.

Солнце, дождь. (Погода весной.)

Береза. (Появление первых почек.)

Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)

Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)

Бабочка. (Появление насекомых.)

Воспитатель : — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)

(Индивидуальная работа: воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно).

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

(После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог).

Воспитатель: — Молодцы, ребята . Теперь немного отдохнем, свои пальчики разомнем.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

песенка водички – с-с-с;

песенка комарика – з-з-з;

(произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).

— Сейчас мы послушаем стихотворение (читает ребенок) «К нам весна шагает».

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: — Ребята, что же за теплые ноги у весны? Ответы детей – (солнце, солнечное тепло). – Верно, солнце — самое большое и доброе чудом, которое помогает Весне?

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Оно согрело землю, и мир снова расцвел яркими красками.

Воспитатель предлагает игру «Сравни и назови», в ходе которой бросает ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить. В случае затруднения другие ребята дополняют

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья)

Воспитатель: — Весною, еще не растаял снег, распускаются первые цветы. Как они называются? (подснежник). Выходите скорее на полянку.

(дети подходят к выставке детских рисунков, выполненных на занятии по рисованию)

Дыхательная гимнастика. Воспитатель: Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

Воспитатель: — предлагаю вам, ребята послушать, о чем нам расскажет Весна. (Стихотворение «Разговор с весной» (диалог двух детей))

— Ну, Весна, как дела?

— У меня работа.

— Для чего тебе метла?

— Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи?

— Мусор смыть с дорожек.

— Для чего тебе лучи?

— Для уборки тоже.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Итог занятия: упражнение «Назови одним словом»

Первые вестники весны. – (Сосульки)

Лед идет по реке. – (Ледоход)

Участок земли, на котором растаял снег. – (Проталина)

Первые весенние цветы на проталинках. – (Подснежники)

Воспитатель: — Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»

Аутотренинг: — Ребята, возьмемся за руки, ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!

Название: Конспект НОД с детьми старшей группы «Весна»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ-Центр развития ребенка «Детский сад №12 «Непоседы»
Месторасположение: г. Тынды Амурской области

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с

Использованием ИКТ.

Вид занятия: Развитие речи

Тема : «Весна идёт - весне дорогу».

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде

графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: Формирование активного слухового и зрительного контроля в правильности составления пересказа.

2. Коррекционно - развивающие:

1 .Развивать связную монологическую речь.

2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

3. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений

4. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР)

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Методы:

Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядно-демонстрационные: мимио, мульмедиа.

Предварительная работа: чтение рассказов о природе; составление рассказов по

опорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадок

о природных явлениях; дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи

правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково» и т.д.

Словарная работа: новые слова: ветра-южный, северный, западный, восточный.

Индивидуальная работа: учить Сашу Р., Лизу Л. правильно строить фразу, Машу

В. правильно произносить звуки [ ш], [с]

Ход занятия

Орг. момент Логопед: дети послушайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все.. .(солнце)

Пальчиковая гимнастика: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй миленький дружок.

Здравствуйте (наклониться руки в стороны)

Логопед: Ой, а солнышко-то без лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики,

Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,

улыбчивое, радостное)

Когда солнце бывает радостным? (когда согревает всех теплом, освещает

дома, делает добрые дела)

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,

деревьям)

Логопед: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры

Северный - холодный, колючий (у-у-у)

Южный - теплый, ласковый (и-и-и)

Восточный - пробуждающийся (а-а-а)

Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)

Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)

Логопед: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое,

невеселое)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Логопед: давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе.

Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается

1 задание - какое время года сейчас? Признаки весны (улетела тучка)

2 задание - игра с мячом «Семейка весенних слов»

Давайте образуем слова от слова солнце.

Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)

«зайчик» какой? (солнечный) Образуем слова от слова весна

Какой сегодня день? (весенний)

Какое небо? (весеннее)

Одежда какая? (весенняя) Образуем слова от слова таять.

Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина) Как назвать проталину ласково? (проталинка)

Логопед : Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.

Логопед : 3 задание сложнее, но интереснее. Я вам прочитаю рассказ, а вы будете пересказывать, и помогут вам в этом картинки, которые вы увидите на доске.

(пересказ рассказа всеми детьми)

Чтение и пересказ рассказа «Снежный колобок» Калининой

Гуляли ребята) на дворе.

Лепили из снега бабу,

Алеша слепил снежный колобок,

Нашел угольки - сделал глаза;

Нашел палочки - сделал нос и рот.

Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик), а в кармане шубы остался лежать снежный колобок.

Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колодок.

Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап, кап, кап, кап - вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?

Логопед: посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание

на солнышко. Дети, как вы думаете, почему

Солнышко нам улыбается?

О каком времени года мы говорили?

Давайте, вспомним, как называются все ветра, которые живут за морями, за горами"

Логопед: дети, теперь выберите для себя кораблики-

Красные - кто справился со всеми заданиями,

Зелёные - у кого что-то не получилось,

Синие - если совсем не справился.

Как вы думаете, почему я приготовила вам кораблики?

Дома, расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали на занятии. А с сестренками и братишками пустите кораблики по весенним ручейкам.

Сейчас отложите все и встаньте в круг.

Возьмитесь за руки, друзья.

У друга тёплая и нежная ладошка.

Поглажу друга за руку немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе рядом,

Без друга плохо жить, запомнить это надо.

Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях.

Задачи:

Образовательные: уточнить словарь по теме « Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.

Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, социализация.

Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: « Весна».

Материалы и оборудование: макет березки и листочки, набор аппликаций по теме «Весна», мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев. ТСО.

Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, художественное творчество, аппликация, физ. минутка.

Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.

Ход занятия.

Дети с воспитателем входят в группу, их встречает « Весна» (одетая в сарафан и головной убор с лентами).

Весна: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь со снежной встал постели

Всех солнышко теплом ласкает.

Вы меня узнали?

Дети: Да, ты весна.

Восп-ль: Ребята весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне.

Весна: Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков.

Восп-ль: Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.

(На мольберте ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны).

Восп-ль: Какая весна?

Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.

Восп-ль: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.

Восп-ль: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно « весенним» (игра с мячом).

Весной солнце…(греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем…(тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла…(оседают, тают)

Весной на деревьях почки…(набухают, лопаются)

Весной ручьи…(бегут, журчат, звенят)

Весной птицы…(возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда…(вьют, строят, делают)

Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка…(пробивается, растет, зеленеет)

Восп-ль: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

Назовите первый месяц весны? Третий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?

В жизни животных весной тоже происходят изменения.(Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).

Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают).

Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их.(На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать-и мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница). Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.

Весна:- Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.

Дети:- Да, мы знаем.

Восп-ль: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.

    Март, апрель, май, декабрь.

    Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.

    Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.

    Бабочка, шмель, пчела, воробей.

Восп-ль: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.

Физ. минутка: Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем

Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер

Расстилается ковер

И направо и налево

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули (руки вверх)

Отдохнуть мы все успели.

И на место снова сели.

Восп-ль: Молодцы, ребята! А теперь давайте соберем картину о весне (коллективная аппликация).

(На столе лежат ватман, вырезанные картинки, клей, кисточки, салфетки, дети собирают весну и составляют рассказ).

Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы.Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.

Восп-ль: Молодцы, какая красивая весенняя картина у нас получилась. Подарим ее весне.

Весна: Спасибо. Ребята я вам тоже принесла небольшие подарки, это раскраски о весне.

Дети: Спасибо.

Восп-ль: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.

Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.

Березу одели листочками.

Играли с мячом (называли весенние признаки)

Изготовили аппликацию о весне.

Составили рассказ о весне.

Восп-ль: Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Конспект занятия

по развитию речи в старшей группе «Репка»

Тема: «Ранняя весна»

Цель: Составление описательного рассказа о ранней весне.

Задачи:

а) образовательные:

Систематизировать знания детей о ранней весне, весенних месяцах;

Обобщить характерные признаки ранней весны;

Закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.

б) развивающие:

Развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне; мышление; память.

в) речевые:

Закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;

Подбирать слова с противоположным значением;

Подбирать существительные и прилагательные, характеризующие раннюю весну, солнце, почки.

в) воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Здоровьесберегающие компоненты:

Ø Подгрупповая деятельность;

Ø Обучение применению способов самостоятельной деятельности;

Ø Развитие способностей к элементарной самооценке;

Ø Уровневые задания рассчитанные на потенциал дошкольников;

Ø Тренинговая гимнастика разных видов;

Ø Подвижность во время занятия.

Словарная работа: набухают, пахучие, пашут, сеют, липкие, проталины, скворечники, инструменты.

Материал к занятию:

Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки с изображением орудий труда, картинка «Нелепицы»; лепестки, где на каждом нарисованы картинки по теме «Ранняя весна», фломастеры.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.

Ход занятия:

Организационный момент.

Сядет тот, кто повторит цепочку слов:

§ Греет, светит, тает;

§ Скворец, грач, ласточка;

§ Солнце, ветер, дождь;

§ Сосулька, вода, лужи;

§ Теплый, яркий, солнечный;

§ Деревья, почки, листочки;

§ Распускается, бежит, плывут;

§ Капает, журчит, набухают,

§ Звенит, шумит, поют;

§ Капель, ручей, дождь.

(дети по одному называют слова и садятся за столы).

Гости приносят письмо в группу.

Дети наши гости передали мне письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это?

Д : Белый медведь.

В : Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.

(открываю письмо и читаю)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».

В . Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.

/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/

В. Расскажем Умке о весне?

Д. Да.

В. Какая весна сейчас идет?

Д. Ранняя.

В. Я предлагаю для начала, вспомнить и сказать после какого времени года наступает весна?

Д. После зимы.

В. Скажите, пожалуйста, какой первый месяц весны?

Д. Март

В. Второй?

Д. Апрель

В. Третий?

Д. Май.

В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»

Подберите к слову «солнце» слова.

Яркое, высокое, теплое.

К слову «почки». Почки (какие?) -…

Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.

Скажите, пожалуйста, солнце весной что делает?

Греет, припекает, светит.

А ручьи?

Бегут, журчат, шумят.

Молодцы, вы все назвали верно.

А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» предложение, а вы должны его закончить:

«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)

Зимой дни холодные, а весной …(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)

Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)».

Физкультминутка

А сейчас я предлагаю вам загадать загадки для наших гостей. Загадки мы будем не только загадывать, но и показывать.

Март : Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)

Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)

Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)

Что за месяц, кто узнает?(стоят на месте)

Март (ответ гостей)

Апрель: Яростно река ревет

И разламывает лед (имитируют удары)

В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)

А в лесу медведь проснулся(имитируют движение медведя)

В небе жаворонка трель(имитируют игру на дудке)

Кто же к нам пришел?(протягивают руки вперед)

Апрель (ответ гостей).

Май: Зеленеет даль полей(Разводят широко руки)

Запевает соловей (прыжки на месте)

В белый цвет оделся сад(поочередно разводят руками в стороны)

Пчелы первые летят(кружатся на месте)

Гром грохочет(приседание)

Угадай, что за месяц это?

Май (ответы гостей)

Гости загадки отгадали, а вы немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На них изображены разные предметы. Я попрошу вас обвести эти предметы по контуру (грабли, ведерко, метла, молоток, гвозди, лейка, кисть, лопата, топор.

(дети обводят)

Скажите, а как эти предметы связаны с весной? Что ими можно делать весной? (спрашиваю нескольких детей. Дети показывая свою карточку, отвечают полными ответами

Граблями сгребают мусор и старую траву. Кистью белят стволы деревьев. Гвоздями приколачивают скворечники. Лейкой поливают растения.

Ребята, назовите эти предметы «ласково».(Дети образовывают слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов).

Грабельки, топорик, ведерочко, молоточек, гвоздик, леечка, кисточка, лопаточка, метелочка

с усложнением предлагаю более сильным детям следующее задание:

Дети, посмотрите, пожалуйста, у нас есть картинке, где все предметы перепутались. Я предлагаю вам эти картинки обвести разным цветом. (вызванный ребенок подходит к фланелеграфу. Выбирает картинку, обводит ее и называет, для чего нужен этот предмет весной.

А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и назвать, чего не бывает ранней весной.(вызванный ребенок подходит к доске и называет полными предложениями чего не бывает ранней весной. Остальные дети дополняют ответы

Весной не делают снеговика. Ранней весной не купаются в реке. Ранней весной не ловят бабочек.

Молодцы, помогли разобраться в ошибках. Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю снова вернуться к нашему цветку и по нему составить рассказ о весне. Рассказы должны быть связными, полными и, конечно же, интересными.

Рассказ о ранней весне

Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие. Земля весной оттаивает. Возвращаются птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда. Просыпаются весной звери. Они линяют, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они копают, сажают, сеют.

Итог занятия:

Чем интересным мы занимались на занятии?

Мы составляли рассказ о ранней весне для Умки.

А что вы сегодня рисовали?

Раннюю весну.

Вечером мы напишем письмо Умке с вашими рассказами и отправим его вместе с рисунками, которые вы рисовали сегодня. Умка будет все знать о ранней весне и будет очень вам благодарен. А сейчас наше занятие закончено, отдыхайте.

Разработала:

Воспитатель

2009 год

Лучшие статьи по теме