Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Хиромантия
  • Правила для улучшения внешности подростка. Что подросток видит в зеркале? Проблемы с внешностью у подростков

Правила для улучшения внешности подростка. Что подросток видит в зеркале? Проблемы с внешностью у подростков

Кто из взрослых не помнит себя в детстве гадким утенком? Однако недовольство собой прошло, как и первая влюбленность. Что делать, если ребенка накрыла волна отрицания своей внешности?

Чаще всего внешностью недовольны девочки, – поясняет семейный психолог, сексолог Елена Шамова. - И это объяснимо: мало того, что появляются проблемы с кожей, так еще и фигура обретает непропорциональную форму: у кого-то резко грудь вырастает, у кого-то руки удлиняются, у кого-то ноги по два метра… Радость от отражения в зеркале мало кто испытывает. Как я шучу, 80% девочек в подростковом возрасте мечтают уменьшить талию и увеличить грудь.

Способ 1. Ловим сигнал

Родители запросто могут «вычислить» проблему, если будут внимательны к ребенку. Во-первых, дети начинают становиться замкнутыми, перестают смотреть в глаза, прячутся за длинной челкой, мешковатой, безразмерной одеждой, сутулятся. Это говорит о том, что у ребенка на душе совсем нехорошо. Кроме того, ребенок может стать замкнутым, угрюмым. Так он дает сигнал окружающим: не хочу общаться ни с кем. Пора принимать меры!

Способ 2. Разговариваем

Попытайтесь поговорить по душам. Хорошо, если у ребенка есть старший брат или сестра, друг или родственник, с которым он делится секретами – родителям он может не доверять. В процессе беседы не отмахивайтесь от проблемы, это еще больше усугубит ситуацию. Объясните, что все происходящее, временно. Это важно, потому что у подростков сильно развита категоричность: раз я сейчас такой некрасивый, значит, буду таким всегда. Спросите, часто ли он видел взрослых людей с руками до коленок?

Способ 3. Не порождаем комплекс отличника

Дети развиваются неравномерно, и у них начинается сравнение – у меня здесь больше, у тебя там меньше… Особенно тяжело приходится единственным в семье детям или тем, которых родители постоянно призывают быть лучшими и первыми (детям-звездам). Воспитывайте ребенка так, чтобы он не боялся проигрывать.

Способ 4. Развенчиваем мифы

Ролевыми моделями для девочек в этом возрасте становятся худосочные звезды с обложек глянцевых журналов. Однозначно возникает вопрос: почему я не такая? Расскажите дочке, что не все идеальное – естественно, не бывает идеальной внешности от рождения. Весь этот глянцевый блеск – искусственный: фотошоп, тонны косметики… Покажите свои детские фото или детские фото знаменитостей. Полезно побывать на фотосессии, чтобы ребенок понаблюдал за работой гримера, увидел, как дизайнер превращает заурядную внешность в «конфетку».

Способ 5. Не критикуем

Никаких насмешек, шуток и ежеминутных «Выпрями спину!». Самым существенным от вас будет конструктивная помощь в устранении недостатков. Такая забота вселяет в ребенка уверенность: он теперь не один на один с неприятной ситуацией. Не нравятся зубы? Пойдем к стоматологу! Прыщи? Купим лечебную косметику. Толстая попа? Встретимся со стилистом и подберем правильный гардероб. Здесь вы убиваете двух зайцев: помогаете дочери, а заодно формируете ее вкус, учите разбираться в моде.

Способ 6. Приучаем к спорту

Что делать с телом? Следим за питанием, девочкам объясняем вред диет, показываем фотографии больных анорексией. Мальчиков мотивируем позитивным примером папы, фильмами. Начинаем посещать спортзал. Особенно хорошо, если мама занимается вместе с дочкой и, возможно, своими подругами, а мальчик – с папой и его друзьями. Таким образом дети начинают входить во взрослый гендерный социум. Подросток, участвуя в обсуждении каких-то тем, начинает открываться. Если не открывается, используйте беспроигрышный прием «А вот как было в моем детстве». Родители делятся переживаниями, тем самым подтягивая к откровенности детей. Плюс спорта еще и в том, что он убирает депрессивный компонент.

Что подросток видит в зеркале?

Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
«Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
«Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
«Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
«Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
«Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

    симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

    симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
Как помочь недовольным собой подросткам?
Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

«Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

Из дневника восьмиклассницы*

Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.

Многие люди имеют эталон красоты, которому желают соответствовать. Культ красоты сильно воздействует на психику подростков, вызывая у них неудовлетворенность своей внешностью. Негативное отношение к себе перерастает в комплекс неполноценности, травмирующий психику и накладывающий отпечаток на взаимоотношения со сверстниками. В причинах появления комплексов и вариантах избавления от них попытался разобраться «Я - Родитель».

Почему появляются комплексы?

Подростковый период является напряженным временем. Он связан с сильными физиологическими изменениями, вызывающими изменения внешности. Далеко не всегда это устраивает подростков. Чаще всего они не принимают свою внешность. Да и можно ли быть довольным, если она постоянно готовит сюрпризы: меняется размер ног, растет (или не растет) грудь, увеличивается объем бедер, появляются прыщи. Тело вытягивается, становится в некотором роде бесформенным или, напротив, обрастает излишними округлостями, которые привлекают взгляды. Меняется и лицо: нос становится длиннее или шире, брови - гуще, локально начинают пробиваться волоски. Дети не успевают привыкнуть к подобным изменениям, отвергают их и впадают в уныние.

Это усугубляется тем, что в силу психологических особенностей подростки склонны находить себе идеал - например, в лице какой-либо звезды. При этом персона с обложки, безусловно, разительно отличается от самого подростка.

Опасения подростков по поводу собственной непривлекательности подтверждаются тем, что представитель противоположного пола, который нравится, не обращает внимания - он влюблен в школьную звезду с длинными ногами или широкими плечами соответственно.

Подростки вообще склонны к самокритичности. Они умеют находить недостатки даже там, где их практически нет, при этом явно преувеличивая их значение, и становятся категорически недовольными своей внешностью.

Конечно, наблюдая за , можно успокоить себя тем, что это пройдет: все девочки и мальчики переживают такой период. Но не нужно забывать, что, к сожалению, далеко не все с ним справляются. Поэтому подростковые комплексы иногда перерастают в патологическое неприятие собственной внешности - дисморфию.

Но даже если отмести возможность появления психического расстройства, нельзя не признать тот факт, что комплексы накладывают сильный негативный отпечаток на жизнь подростка, вызывая целый спектр сопутствующих проблем в учебе и общении.

Когда нужно бить тревогу?

Подростки - особая категория людей: довольно скрытные и замкнутые, они не хотят обсуждать свои проблемы, особенно с родителями. Во-первых, подростки не уверены в искренности своих родных, заранее зная, что родители будут их убеждать в обратном, во-вторых, уже не признает авторитет родителей как непререкаемый. Зачастую они руководствуются мнением сверстников или канонами моды.

Однако именно родители имеют больше всего шансов своевременно заметить у подростка комплексы и помочь справиться с ними.

В первую очередь, нужно констатировать наличие проблемы. Мамы и папы должны насторожиться в следующих случаях:

  • Ребенок отказывается фотографироваться или старается на фотографиях встать позади сверстников.
  • Подросток избегает смотреться в зеркало или, наоборот, подолгу себя разглядывает без видимого удовлетворения.
  • Часто трогает свое лицо руками.
  • Начинает носить вещи , чтобы скрыть свои недостатки.
  • Подросток очень часто обращает внимание на определенные элементы внешности у других людей (нос, грудь, рост, ноги и т. д.).
  • У ребенка наблюдаются признаки депрессии: отказ от еды, расстройство сна, апатия, нежелание общаться с друзьями.

Как помочь подростку избавиться от комплексов?

Конечно, взрослым может показаться нелепым детское недовольство собственной внешностью. Мамам и папам представляется очевидным, что их ребенок в столь юном возрасте выглядит очаровательно. Беда в том, что дети-подростки нас не слышат, даже если попытаться объяснить их заблуждение. Поэтому действовать нужно постепенно, с пониманием и тактом.

    Наберитесь терпения. Подростковый возраст неизбежно придет к завершению, переходя от этапа к этапу. На одном из них родительский авторитет начнет возвращаться.

    Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка. Даже если вам кажется, что вы знаете о ребенке все, наблюдайте за его поведением в различных ситуациях. Так вы сможете понять страхи и волнения сына или дочки.

    Станьте интересным собеседником. Рассказывайте о своих переживаниях в детстве, секретничайте о своих подругах, друзьях и даже знаменитостях - голливудские звезды могут представить целый спектр историй на все случаи жизни. Пусть ваши рассказы будут забавными и смешными.

    Ставьте акценты на плюсы, не называя недостатков. Чаще говорите подростку о его сильных сторонах. Найдите рычаги повышения самооценки.

    Переведите излишнее внимание ребенка к внешности на что-то другое. Хорошо действует приобретение абонемента на аквааэробику, покупка домашнего питомца или желанного спортивного велосипеда.

    Отнеситесь серьезно к проблемам подростка. Подберите вместе косметику для лица (если дело в нем), обратитесь за консультацией к специалисту, исследуйте Интернет на предмет проблемы. Подросток должен ощущать вашу искреннюю заинтересованность.

    Замечайте любые положительные изменения во внешности. Помогите ребенку поверить в себя.

Нередко подростковые проблемы переходят во взрослые, мешая самореализации в личной и профессиональной сферах. Научите ребенка , какой он есть. Докажите ему важность других аспектов личности на примере успешных людей. Станьте другом и помощником во всем: в выборе косметики и одежды, здоровом питании и занятиях спортом. Будьте внимательны и терпеливы.

Светлана Садова

Дата создания: 08.05.2001
Дата обновления: 11.02.2011

Человеку, не имеющему ни жизненного опыта, ни знаний в области психологии, трудно увидеть своего собеседника или партнера изнутри - во многом поэтому оценка друг друга происходит у подростков именно "по одежке". Поэтому фактически "вся судьба" юного человека (по крайней мере в его восприятии) зависит от того, как в значимом для него обществе оценят его внешне. И в результате легко обвинить в психологических неудачах именно свою внешность: вот, мол, меня никто не любит и со мной никто не дружит, потому что я такой некрасивый и нескладный... А как на самом деле?


"Я не могу смотреть на себя в зеркало - сплошные слезы! Прыщи на лице (сколько ни уговаривают - пройдет, все равно не проходит), ноги какие-то кривые, нос длинный… Вообще моя внешность с детства вызывает у меня только проблемы - с тех пор, как я начала превращаться в девушку. У меня до сих пор чувство, что мне мешает мое собственное тело… Вообще я себя внешне не люблю, мне все время кажется, что это тело не мое. Понятно, что такая уродина ни у кого не вызывает интереса: вот уже полтора года не могу познакомиться ни с каким парнем. Уговаривала маму дать мне денег на операцию - хоть нос поправить. А она в ответ говорит, что мне надо к психологу…
Аня, 15 лет

В общем-то мама права, потому что тут проблема наверняка именно такого характера. Вообще сложности именно с собственной внешностью, которая в период полового созревания меняется, - достаточно частая проблема подростков. Но почему? И что делать в подобных случаях подросткам, а также родителям, которых дочери и сыновья замучили страданиями перед зеркалом?
…В общем-то подростковые изменения внешности описаны в разной специальной литературе достаточно подробно, и вроде бы нет нужды останавливаться на этом. Однако практически во всех этих источниках говорят об изменениях физиологических, как бы не обращая внимания на то, что эти изменения связаны с достаточно серьезными испытаниями в плане психологии подростка. Переживания подростков по этому поводу остаются как бы за кадром…

У юных людей нередко возникают проблемы в процессе знакомства , нахождении друзей, общении и т.п.. Ведь человеку, не имеющему ни жизненного опыта, ни знаний в области психологии (часто потому, что этих знаний не имели и родители), трудно увидеть своего собеседника или партнера изнутри, оценить его и найти верную стратегию общения с ним - первая оценка (и зачастую основная) происходит у молодых людей именно "по одежке". (Кстати, во многом поэтому у них столько разочарований в общении). И потому фактически "вся судьба" подростка (по крайней мере в его восприятии) зависит от того, как в значимом для него обществе оценят его "снаружи". И в результате им легче всего обвинить в психологических неудачах свою внешность: вот, мол, меня никто не любит и со мной никто не дружит, потому что я такой некрасивый и нескладный…
Боязнью собственного тела - так называемой дисморфофобией - страдают примерно 8 подростков из 10. И с окончанием подросткового возраста проблема сама по себе не проходит.
Среди причин дисморфофобии - и излишний вес , и кожные высыпания, начинающиеся в период гормональной перестройки организма, и "не такой" формы нос или уши, и тому подобное… В итоге подросток вообще начинает бояться подходить к зеркалу, и дисморфофобия перерастает в тяжелый невроз.

Подростковая среда в плане оценок более жестока, чем мир взрослых. В силу того же юношеского максимализма один кто-то, будучи обиженным, свою обиду порой выплескивает в виде оскорблений по поводу чужой внешности, причем нередко минимальных ее деталей. А если это услышано от человека, отношение которого является для подростка суперважным? Вот и бегут девчонки и мальчишки с одной родинкой или шрамом к пластическому хирургу. Более того, случаи, которые приходится наблюдать хирургам-косметологам, достойны голливудских фильмов ужасов - то, что делают с собой подростки под влиянием дисморфофобии.

Одному парнишке на дискотеке девочка из-за какой-то пустяковой обиды сказала, что он, мол, не блещет интеллектом (вроде бы при чем тут внешность?) и у него маленький лоб, а маленькие лбы бывают только у обезьян. Так парень пришел домой и бритвой разрезал себе лоб, чтобы его как-то растянуть… Понятно, что и реплика инфантильна, и реакция тем более. Но кто научит молодых людей реагировать "по-взрослому", если порой и взрослые реагируют на такие вещи подобным образом? И если парень просто не умеет оценивать реальный смысл сказанных слов?

Врачи-косметологи уже устали твердить на приеме и писать в популярных журналах, что кожные высыпания, уж коли они есть, ни в коем случае нельзя устранять самому (а особенно грязными руками). И в первую очередь следует задуматься о том, что молодой человек ест, потому что как правило, кожа - зеркало нашего обмена веществ. И часто бывает так, что для избавления от прыщей может быть полезно отказаться от излишнего количества сладкого (не от того количества, которое требуется работающему с нагрузкой растущему мозгу, а именно от излишнего), но ведь это сладкое подросток нередко потребляет из-за постоянного депрессивного фона - так и хочется "подсластить" свою горькую жизнь (не раз уже приходилось писать, что потребность в сладостях при депрессии тоже имеет физиологические причины, потому что падает в организме уровень так называемого "гормона счастья" - серотонина, выработку которого можно стимулировать извне с помощью сахара, и чаще всего - шоколада). Понятно, что если проблему депрессии решить на психотерапевтическом уровне, можно убить сразу двух зайцев - и "жить станет веселее", и прыщи пропадут, если их не "подкармливать" шоколадом. Но в том-то и беда, что опять же такой подход для подростка неприемлем: копаться в себе он считает непродуктивным (или просто не умеет этого делать) - мол, гораздо проще и дальше заедать свои проблемы, а прыщи выдавливать ежедневно. И того не понимают (потому что в силу инфантильного мышления трудно заботиться о завтрашнем дне), что от подобной терапии высыпаний на коже будет еще больше. Депрессия станет от этого еще сильнее. И далее - по замкнутому кругу
Более того, замкнутость этого круга может вызвать так называемую аутоагрессию: агрессию, направленную против себя самого. Начинается война с собственным телом, как якобы с "виновником" всех бед и проблем подростка. Мол, пусть моему телу будет больно, раз оно во всем виновато - это опять же благодатная почва для подростковых суицидов …
Конечно, можно вылечить проблемную кожу, и исправить форму носа и ушей, сделать вообще все тело таким же, как у любимой телезвезды. Но опять же - если у человека нет навыков общения, то сколько внешность не перекраивай, толку не будет никакого! Ведь проблемы останутся те же, вне зависимости от того, какое у подростка лицо, фигура или форма носа… Да и успех в личной жизни зависит не только от внешности!

…Таким образом получается, чтодисморфофобия - это только внешняя причина проблем, которые возникают у подростков в области чувств, любви , интимных отношений. И вместо того, чтобы искоренять внешние причины - что, как правило, приводит к новым проблемам, - логичнее заняться проблемой "изнутри", решая те или иные психологические сложности: возможно, уже в кабинете психотерапевта.

Темы: дисморфофобия , подростковые проблемы .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва


Большинство парней и девушек, хотят узнать, как можно улучшить свою внешность в подростковом возрасте , не осознавая, что уже существует много способов для этого и практически каждый из них, приведет к хорошему результату. Но для того, чтобы не навредить своему здоровью, мы подготовили для вас, в данной статье, ряд эффективных и надежных методов, для улучшения внешности, чтобы это было наиболее эффективно и не навредило вашему здоровью.

Мы то, что мы едим

Питание самое главное для тех, кто хочет улучшить свою внешность в подростковом возрасте, не навредив здоровью. На самом деле, мы все то, что мы едим, при этом на 80% состоим из воды. Чтобы начать улучшать внешность благодаря питанию, нужно составить свой ежедневный рацион. Можете сами, найдя нужную информацию в интернете, либо обратитесь к врачам. Главное чтобы в ваш рацион, ежедневно включалось как минимум 2-3 литра воды, фрукты и овощи. Для внешности и здоровья не нужно переедать, лучше кушать медленно, но часто и маленькими порциями. Утром кушайте легкую пищу, но и не оставайтесь голодным с утра.

Помогайте людям каждый день

На самом деле есть силы, о которых мы не знаем, но данные силы, помогают нам улучшить свою внешность в подростковом возрасте . Для этого, нужно стать добрым и счастливым человеком. Когда мы помогаем людям, то становимся лучше и красивее, так как люди больше ценят не вашу внешность, а вашу душу и способность помогать и поддержать. Старайтесь каждый день, помочь хотя бы одному человеку, тогда ваша жизнь наполниться смыслом, счастьем и радостью, что способствует улучшению внешних факторов. Помните, люди встречают по одежке, но провожают по уму.

Откажитесь от алкоголя, сигарет и других вредных привычек

Конечно, в подростковом возрасте эта задача кажется сложной, но если вы решили улучшить свою внешность, то без данного метода у вас ничего не получиться. Пока вы не избавитесь от всех вредных привычек и неправильного образа жизни, улучить внешность будет невозможно. Найдите в себе силу воли или обратитесь к врачу, который вам поможет избавиться от алкоголя, сигарет и других ненужных вещей.

Какой эффект косметики, краски и прочей химии

Самый простой способ улучшить свою внешность , будучи подростком , это начать краситься, но тем самым вы навредите своей коже и здоровью. Начав краситься, вся природная красота со временем начнет исчезать, и когда через несколько лет, вы перестанете краситься, вы будете выглядеть не очень хорошо. Поэтому откажитесь от косметики и прочей химии, и начните улучшать свою природную красоту, так как она привлекает парней больше чем обман – косметика.

Начните заниматься спортом, фитнесом, гимнастикой, атлетикой

Самый эффективный способ, улучшить свою внешность в подростковом возрасте, так это заняться спортом. Ведь именно спорт, улучшает вашу природную красоту, делая вас стройнее, красивее, бодрее, счастливее и лучше. Те, кто ежедневно занимается хотя бы фитнесом или легкой зарядкой, будет сохранять, и улучшать свою внешность на долгие годы. Те, кто пользовались косметикой, будут выглядеть хуже с возрастом, а те, кто занимался и занимается спортом, сохранять свою красоту надолго. Самые лучшие виды спорта это плавание, теннис, ходьба, бег, фитнес, гимнастика, а также велосипедный спорт. Выберете что-то для себя, и смело занимайтесь хотя бы 3 раза в неделю.

Начинайте и заканчивайте день с улыбкой, чаще улыбайтесь

Вы заметили, что красивые люди , в основном счастливые и часто улыбаются, потому что это, главный метод привлекательной внешности. Если ваша цель, улучшить свою внешность в подростковом возрасте, тогда просто начните улыбаться, как можно чаще, хотя бы по 300 улыбок в день. Это помогает не только улучшить настроение, стать позитивнее , лучше, бодрее, но и повлиять на красоту вашего лица. Так как улыбка, если она искренняя, формирует красивую форму и вид лица, об этом говорит и продолжает говорить медицина. Но это еще не все, потому что улыбающийся человек, уже выглядит лучше и привлекательнее в обществе, потому что отличается от большинства. А еще улыбка, создает нам позитивную реальность и хорошие обстоятельства, так как мозг в таком состоянии думает только позитивно.

Опасность пластической операции

Конечно, для молодого поколения все данные методы кажутся сложными и они из-за лени, хотят просто сделать пластическую операцию. Но все мы знаем, как это опасно, не только риск для внешности, но и риск для здоровья. Так как все препараты и техники, которые применяются в пластической хирургии, в любом случае вредят вашему здоровью. Так же нужно помнить о том, что нас создали именно такими, какие мы есть, нужно гордиться этим, и улучшать свою красоту естественным способом. Откажитесь от косметики и пластических операций, займитесь естественными, полезными для здоровья и красоты вещамии тогда, вы проживете жизнь долго и счастливо.

Лучшие статьи по теме