Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Хиромантия
  • Празднование рождества дома. Рождественские семейные традиции. Фильмы и музыка

Празднование рождества дома. Рождественские семейные традиции. Фильмы и музыка

Урок литературного чтения

По УМК«Перспектива»

Составитель: Мамонтова Ольга Александровна

Тема: «Устное народное творчество ».

Форма урока: интегрированный урок-путешествие с использованием театрализованных элементов.

Цели:

образовательная:

обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в пословицах; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, танцами;

развивающая:

развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные и артистические способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;

воспитательная:

воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству, воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.

Оборудование: костюмы, выполненные в национальных традициях, платочки, деревянные ложки, трещотки, свирели, утварь русского быта: самовар, баранки, пироги, мед, варенье; домотканые половики, кружевная скатерть, рушники, кашелка с сеном и курицей (игрушка), ИКТ Презентация « Устное народное творчество » с музыкальным сопровождением, карта, буклет, плакат «музыкальные инструменты

Этапы урока с временной раскладкой.

1. Организационный момент - 1 мин.

    Актуализация знаний - 2 мин.

    Самоопределение к деятельности.- 1 мин.

    Работа по теме урока - 15 мин.

    Физкультминутка - 3 мин.

    Продолжение работы по теме урока - 19 мин.

    Подведение итогов урока - 2 мин.

    Рефлексия - 2 мин.

Чаепитие.

Ход урока.

1 . Организационный момент. Слайд 1

Ученица:

Здравствуйте, гости дорогие!

Веселья Вам да радости.

Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

Просим в избу:

Красному гостю, красное место.

Хлеб, да соль Вам! (кланяется)

Учитель:

Чайку откушать, свирельку послушать.

Милости просим к нам на посиделки.

Собрались мы позабавиться да потешиться.

Пошутить, поиграть, посмеяться.

Припасли мы на вас забавушки

На всякий вкус –

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

    Актуализация знаний.

Урок литературного чтения у нас сегодня необычный. И об этом говорит все: и оформление нашего класса, и вы в таких замечательных костюмах. Какой стиль во всем прослеживается? (русский народный)

Даже письмо для нашего класса, которое я получила сегодня, тоже необычное. Послушайте.

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки!

Я- самовар Егор

Из деревни «Фольклор»

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились,

Посылаю карту вам-

Я ее составил сам.

3. Самоопределение к деятельности.

Ребята, название деревни необычное - «Фольклор».

Поднимите руки те, кто уже слышал это слово.

Как вы думаете, что это такое?

Посмотрите на карту. Прочитаем названия пунктов.

Кто догадался как называется тема нашего урока?

Слово “фольклор” английского происхождения. Слайд 2

Это произведения устного народного творчества. Слайд 3

4. Работа по теме урока.

Существует множество жанров УНТ. На уроке мы поговорим о тех, название которых есть на карте. Слайд 4

Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение было удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к истории своего народа.

Отправляемся в гости к самовару Егорке.

Прочитаем в письме, что нас ждет впереди.

Впереди вас ждет река,

Широка и глубока.

Вы по ней плывите,

Да не утоните.

Берега реки называются «пословица» и «поговорка».

«Пословица» . Слайд 5

Пословица - это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом. Например: «Без труда не выловишь рыбку из пруда.»

Ребята объясните смысл пословиц на экране:

- «Как аукнется, так и откликнется»

- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

- «В гостях хорошо, а дома лучше».

Прочитаем в буклете что такое «Поговорка» . Слайд 6

Поговорка- это краткое устойчивое выражение, которое в отличие от пословицы не составляет законченного высказывания. Например: «Когда рак на горе свистнет».

Ребята объясните смысл поговорок на экране:

-«Как белка в колесе»

-«Хранить как зеницу ока»

Слева видите - гора?

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите.

Гора называется «Заклички».

Прочитаем в учебнике на с.110 что такое «Заклички» . Слайд 7

Заклички - это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам: солнышко- колоколнышко, весна - красна. Просят о помощи силы природы.

Прочитаем заклички на с.94 в учебнике.

Гору мы обошли, а за горой-то спит волк. Чтобы сон его стал еще крепче, расскажем ему сказку.

Прочитаем в буклете, что такое «Сказка». Слайд 8

Сказка - жанр русского народного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях.

На экране вы видите названия сказок. Какие из них являются русскими народными?

На какие виды можно разделить сказки? (о животных, волшебные, бытовые)

Сказка «Золотое яичко». Слайд 9

(звучат звуки деревни)

Приложение 1.

Вам понравилось, ребята?

К какому виду можно отнести эту сказку? (бытовая)

5. Физкультминутка. Слайд 10

Полдороги, полпути

Быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнем

И опять вперед пойдем.

Веселись народ, становись в хоровод!

(звучит кадриль)

6. Продолжение работы по теме урока.

А теперь - наискосок,

Через тропочку в лесок.

А в лесочке нас поджидают небылицы, загадки, потешки.

Прочитаем в буклете что такое «Небылицы» Слайд 11

Небылица или перевертыш - это шуточный рассказ о том, чего не бывает на самом деле.

Прочитаем небылицы на с. 97 в учебнике.

Прячутся в этом лесу и загадки.

Прочитаем в буклете что такое «Загадки»

Загадка - фольклорный жанр. В древности была средством испытания мудрости, теперь - народная забава.

Отгадаем загадки этого сказочного леса. Слайд 12-16

Прочитаем в буклете что такое «Потешки» Слайд 17

Потешки - жанр русского народного творчества, исполняется в процессе игры с маленьким ребенком.

Прочитаем потешку в творческой тетради на с. 39.

Путешествие к самовару Егорке продолжается.

Справа- медведь,

Он любит петь,

Громко поет,

Пройти не дает.

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Спойте ему частушек много,

Он уступит вам дорогу. Слайд 18

Дети исполняют частушки. (Приложение 2)

Частушки- фольклорный жанр, короткая песенка юмористического содержания, исполняется в быстром темпе.

Медведю спели -

И вперед скорее.

На пригорке деревушка

Под названием «Фольклор».

Здесь живет и ваш Егор.

Развеселый в ней народ

Песни русские поет.

И вы запевайте,

На свирельках подъиграйте! Слайд 19

Песня - основа культуры русского народа. «Песня -душа народа».

7. Подведение итога урока.

Вот мы и добрались до дома самовара Егора из деревни «Фольклор».

Ребята, во время путешествия мы узнали много нового.

Что такое фольклор? (произведения устного народного творчества.)

Какие жанры фольклора вы запомнили?

Зачем современному человеку нужно знать УНТ?

(чтобы знать культуру своего народа, историю, как люди жили в старину )

Домашнее задание записано в буклетах:

Рабочая тетрадь с. 39-41, выразительное чтение.

8. Рефлексия. Слайд 20

В благодарность за нелегкое путешествие самовар Егор дарит вам изображение матрешки . Но лицо матрешки вы дорисуете сами. А какое оно получится зависит от вашего настроения.

Чаепитие. Слайд 21

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей.

Тары-бары растабары,

Выпьем чай из самовара!

С сухарями!

С кренделями,

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!

Приложение 1

Сказка «Золотое яичко».

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла... Наша курочка -пеструха под окном яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело... Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то непростое, а гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое? В самом деле?! Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар.

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

(раздается стук в дверь)

Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей как назло ненароком принесло.

Дед: Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов.

Баба: (Возвратившись)

В среду в Бондари поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко я продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей:

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую...

До краев набью сундук.

Что ты мелешь небылицы?

Ишь сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не кричи.

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: (кричит) Я хозяин или нет?!

Баба: (с испуга разжимает руки и яйцо падает)

Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось,

все куда-то подевалось.

(дед и баба загоревали)

Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили

И работать, как всегда.

Баба:

И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Только то, видать, надежно,

Что дается нам с трудом.

Открывай старуха дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба:

Эй, сосед!

Забывать друзей не след!

Заходите на часок:

У меня хорош квасок

И варенье, и соленье.

Вместе: Заходите без стеснения!

Приложение 2

Частушки

Запеваем мы частушку

Первую, начальную

Мы хотим развеселить

Публику печальную!

Мы частушек много знаем,
Под разлив гармошечки,
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки.

С неба звездочка упала
Прямо на нос петуху,
А петух наш встрепенулся,
Закричал: "Ку-ка-ре-ку!"

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.

Под веселую гармошку
Сколько лет уже пою:
Восемь лет уже пропела,
Еще больше пропою.

Не ругай меня, мамаша,
Что сметану пролила.
У окошка шёл Серёжка,
Я без памяти была.

Как по саду-огороду

Любит козочка гулять

После этого похода

Урожая не собрать.

Я сидела на печи

Сторожила калачи

А за печкой мышка

Сторожила пышки.

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.

Ачегу Светлана Софижовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 15 им.Н.Н.Белоусова г. Сочи

учителя начальных классов

Методические разработки по теме «Устное народное творчество» для учащихся начальных классов.

Вводное слово

Для устного народного творчества характерно разнообразие жанров. Художественный талант народа находит свое выражение в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, песня, в таких уникально малых жанровых формах, как пословица, поговорка, прибаутка и др.

Неисчерпаема сила воспитательного воздействия произведений устного народного творчества на человека, особенно в период его детства.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость, отличавшаяся в отточенные языковые формы пословиц и поговорок, увлекательная неожиданность загадок, веселый юмор большинства произведений - все это и многое другое открывает путь к сердцу и уму маленького слушателя и читателя, поселяется в них не заметно, исподволь, безотчетно сказывается на формирующихся взглядах, привычках, поведении, расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение, формирует определенный строй чувств, предоставляет возможность ощутить радость познания красоты родного языка, утверждает добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие, осуждает зло, лень, спесь, глупость, вражду.

Побывать на страницах летописи устного народного творчества может только тот, кто знает и любит предания, легенды, песни, прибаутки, сказки и другие чудесные вымыслы народной фантазии.

Побывал там наш любимый А.Пушкин, когда сочинял сказки и поэму « Руслан и Людмила ». Побывал и художник В.Васнецов, на картинах которого живут могучие богатыри и прекрасные царевны. Гостили на этих страницах наши чудесные сказители Б.Шергин и С.Писахов.

Есть возможность отправиться туда и у нас с вами благодаря поисковой деятельности учащихся третьих классов.

Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью.

Это не просто уроки, а дело, в которое вложена частица души, труд каждого ребенка.

Уже начальные этапы поиска показали, насколько эмоциональны были отклики в душах детей. Активными участниками в процессе работы были родители, соседи. Дети стали более частыми посетителями библиотек, находят в книгах, газетах нужную информацию.

Поисковая мотивация помогла пробудить в детях любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом, понять их души, быт, культуру. И все это надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.

Собирая произведения разных жанров фольклора Кубани, дети окунулись в седую старину своей малой родины.

Проведенная работа дала «свои» положительные результаты. Она не только научила чуткости, доброте, отзывчивости, но и послужила сплочению детей, развила их активность.

УРОК ПЕРВЫЙ

Тема:

Цель : Познакомить учащихся с устным народным творчеством Кубани. Развивать интерес к истории и литературе малой родины. Воспитывать преемственность поколений.

Оборудование: Карточки с заданиями, грамзапись песни «Варэнички», картинки с отгадками, карта Краснодарского края, тетради по Кубановедению.

Ход урока:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Учитель. Расскажите об известных людях в истории Кубани.

Ученики. Ответы.

Учитель. Сегодня, вы познакомитесь с устным народным творчеством Кубани.

Кто является создателем произведений устного народного творчества?

Ученики. Ответы.

Учитель. К устному народному творчеству, в отличие от художественной литературы, относятся произведения, сочиненные не одним человеком, а многими людьми. Песня или рассказ передаются из поколения в поколение, и каждый новый певец или рассказчик добавляет в них что - то свое.

Проходит много времени, пока это произведение появиться в печатном виде. Автором таких коллективных сочинений является народ.

Учитель. Какие жанры произведений устного народного творчества вы можете вспомнить?

Ученики. Ответы.

Учитель. Что объединяет эти произведения?

Ученики. Ответы.

Учитель. Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов - русского и украинского. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.

Перелистаем страницы этой удивительной летописи. Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы и поговорки.

В пословицах и поговорках запечатляются национальные черты народа. В них можно встретить много поучительного.

Дети читают пословицы написанные на доске.

Учитель. Г

Где труд там и счастье.

Счастье и труд рядом идут.

Кто рано встает, тому и Бог дает.

Держись за соху, она кормилица.

Не суди по красоте, суди по сердцу.

Без хозяина и дом - сирота.

Какие корни, такие и отростки.

Для хорошего гостя и ворота настеж.

Умел в гости звать - умей и угощать.

Красному гостю - красное место.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Терпи, казак, - атаманом будешь.

Понравившиеся пословицы и поговорки дети записывают в тетрадь.

Учитель. О чем рассказывают эти пословицы?

Ученики. Ответы:

Учитель. Какой совет дают нам сочинители этих пословиц?

Ответы.

Учитель. Пословиц и поговорки это своеобразные, краткие наставления из народного опыта. У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, потому что в нашем крае селились казаки –

запорожцы, казаки - линейцы, крестьяне - переселенцы из центральных губерний России.

Учитель. Один из наиболее любимых жанров - это загадки . В загадках всегда заключен вопрос: что это? Они не называют предмета, указывают на особые признаки по которым нужно догадаться, что имеется ввиду. Тем самым загадки заставляют думать нас, соображать.

Учитель. Послушайте загадку и постарайтесь выделить основные признаки предмета о котором идет речь:

Загадка записана на доске.

Какая обувь в огне изготавливается, с ног не снимается?

(Подкова)

Учитель. О какой обуви идет речь?

Ученики. Ответы:

Учитель. Почему она не снимается с ног?

Ученики. Ответы:

Учитель. Кто носит эту обувь?

Ученики. Ответы:

Следующие загадки читают дети, у которых карточки, остальные отгадывают и пытаются объяснить, как им удалось отгадать?

Учитель. Кто родился не умирая?

(Род человеческий)

Крепка, звонка да отточена, Кого целует, тот с ног долой.

(Сабля)

Летит птица крылата

Без глаз, без крыл,

Сама светит, сама бьет.

(Стрела)

На чужой спине едет ,

На своей груз везет.

(Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать. (Зерно)

Понравившиеся загадки дети с карточек могут переписать себе в тетрадь.

Учитель. По каким особым признакам удалось отгадать эти загадки?

Ученики. Ответы:

Учитель. Загадки - это краткое, образное и замысловатое описание предмета или явления, которое остается скрытым, о котором нужно догадаться.

В станицах и хуторах края сохранились интересные обычаи, связанные с народными праздниками. Чаще всего это - Святки, Рождество, Масленица.

Святки - праздничное время от Рождества до Крещения . Сначала в Святой вечер , по улицам замелькают дети с белоснежными узелками, разнося «вечерню» своим «крещеным батькам», то есть, нареченным отцу - матери.

Наутро - Рождество , потом - колядки и щедровки . И в заключении посевание и посыпание. Среди этих праздников ожидаемым был - Мыланка . Обряд был очень красочным и эффектным.

У вас на карточках тексты колядок и щедровок. Внимательно прочитайте. Попробуйте инсценировать их. Хочу предупредить, что тексты могут повторяться. В этом случае в инсценировке можно участвовать группой.

Ученики.

Щедровочка щедрувала,

Дай у всех она пытала:

«Что ты, тетка, наварила,

Что ты, тетка, напекла?

Неси к нам пока тепла,

Чтоб я губы опекла!»

Коляд, коляд, коляда

А дай, дядька, пятака,

Не досыпешь до рубля -

Возьму быка за рога,

А кобылку за чубрику,

Ай поведу со дворику,

Щедровочка щедровала.

До виконца припадала.

Шо ты, тетка, напыкла,

Нысы нам до викна.

Колядин, колядин,

А я в бабушке один,

А вы мене не пытайте,

Три копейки дайте.

Щедрык, вэдрык,

Датэ варэник,

Трубочку кашкы,

Килъце ковбаскы!

Учитель. Чья инсценировка больше понравилась?

Ученики. Ответы:

Учитель. Какое настроение они создают?

Ученики. Ответы:

Учитель. Понравившиеся колядки и щедровки можете записать себе в тетрадь.

Дети записывают в тетрадь колядки, щедровки.

Учитель. А какое самое любимое блюдо на Кубани?

Ученики. Ответы:

Учитель. Самое любимое блюдо Черноморца - вареники.

Не случайно из этой самой старины к нам дошла песня «Варэнички». И, как всегда бывает с хорошей песней, она не забыта новыми поколениями людей. Эта песня и сегодня часто звучит в исполнении ансамбля «Кубанцы».

Учитель. Послушайте запись этой песни. Знаете слова - подпевайте.

Учитель. Какая песня по характеру?

Ученики. Ответы: Веселая, шуточная.

Учитель. Может вы слышали какие-нибудь другие народные песни Кубани?

Ученики. Ответы:

Открывается запись на доске и дети читают названия песен.

«Казачья колыбельная песня»

Учитель. В горе и радости человек изливает свою душу песней.

Песня - это историческая память, пропущенная через сердце. В ней наиболее полно выражается внутренний мир трудового человека, его чувства, самые различные переживания.

Учитель. Какие жанры произведений устного народного творчества Кубани нам встретились на страницах удивительной летописи?

Ученики. Ответы:

Учитель. Задание на дом: Найдите и запишите в тетради произведения понравившегося жанра. Обратитесь за помощью к бабушкам, дедушкам, родителям, посетите библиотеку. Продолжим изучение данной темы на следующем уроке.

Если все мои заданья

Вы освоили без труда,

Если было интересно,

Л не скука - маята

Вы МОЛОДЦЫ!

И бегите гулять скорее

На сегодня все, конец!

УРОК ВТОРОЙ

Тема: Устное народное творчество Кубани.

Цели: Познакомить с устным творчеством Кубани. Развить интерес к истории и литературе малой родины. Воспитать преемственность поколений.

Оборудование: тетради по Кубановедению, записи на доске, картинки к словарю.

Ход урока:

Учитель. Здравствуйте! Садитесь!

Учитель. Назовите жанры произведений устного народного творчества.

Ученики. Ответы:

Учитель. Произведения каких жанров вам удалось найти и записать в тетради?

Ученики. Ответы:

Ученики читают записи произведений.

Учитель. Сегодня мы продолжаем изучать устное народное творчество Кубани. Листаем следующую страницу удивительной летописи.

Учитель. Я знаю, что самый любимый жанр для вас - сказки.

Каждый народ создает свои песни и загадки, пословицы и поговорки и, конечно, сказки. Сказка, как художественное произведение, представляет собой поэтический вымысел; она исполнена фантазии, выдумки, хотя ее содержание отражает многие черты реальной жизни людей, их повседневных забот, быта.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с одной из Кубанских народных сказок «Заветный колос».

Учитель. Почему все люди любят сказки?

Ученики. Ответы:

Ученики. Ответы:

Учитель. Какие сказки бывают? Ученики. Ответы:

Учитель. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

Ученики читают запись на доске.

Знакомство с текстом сказки «Заветный колос». Чтение текста сказки учителем до слов: «А глаза у старика ясные, зоркие, как у сокола».

Учитель. Как вы думаете, что произойдет дальше? Ученики. Ответы:

После обсуждения возможных вариантов продолжение чтения текста сказки.

Учитель. Вспомните пословицы и поговорки, загадки с которыми познакомились на предыдущем уроке, подходящими по смыслу к этой сказке.

Ученики. Ответы:

Открывается доска. На доске запись правильных ответов.

Где труд - там и счастье.

Счастье и труд рядом идут.

Сто братьев в одну рубашку соткнулись ночевать.

(Зерно в колосе)

Учитель. Сравните со словами в тексте:

Учитель. Кто запомнил текст и мог бы его пересказать?

Ученики. Ответы:

Учитель. Составим план текста сказки.

План составляется коллективно. Запись на доске и в тетрадях.

Сказка «Заветный колосок»

План.

1. Особое место.

2. Все равно свое возьму.

3. Ожидание казака.

4. Ночной гость.

5. Пробуждение Батога.

Учитель. Перескажите сказку по плану (Дети пересказывают сказку «Заветный колосок»)

Учитель. Найдите в тексте сказки словарные слова... Ученики называют слова и записывают их на доске.

Словарь: хутор, колхоз, червонное золото, коренной казак, Запорожская Сечь, чащоба, батраки, курень, терн, дремота, косая сажень.

Толкование слов из словаря.

Учитель. Почему старик Урожай подарил казаку заветный колос?

Ученики. Ответы:

Учитель. Какой урок могли мы извлечь из этой сказки?

Ученик. Ответы:

Учитель. Задание на дом: Придумайте сказку «Цветок подсолнечника» и запишите её в тетради. Модно выполнить рисунки к сказке.

До следующей встречи!

Большое вам спасибо за работу!

Вы, молодцы! До свидания!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Примерное учебно-методическое планирование по курсу «Кубановедение» для 1-11 классов. Краснодар, 2004г.

2. Н.Я. Паскевич. Любимый уголок земли. Учебное пособие для 3-4 классов. Краснодар, 2005г.

3. Литература Кубани. Хрестоматия. Краснодар, 2000г.

4. Игра и дети. Сценарий праздников, игр, викторин. Краснодар, 2003г.

5. Кубановедение в работе школьной библиотеки. Краснодар, 2004г.

Примечание: тема рассчитана на 2 часа. Материал распределяется на уроках по усмотрению учителя. *

Инструкция

Рождество для некоторых людей - чуть ли не единственный день в году, когда они могут собрать всех своих родных за одним праздничным столом. Если вы редко видите свою родню в силу каких-либо обстоятельств, то воспользуйтесь случаем собрать семью в Рождество , сделав праздник общей семейной традицией. Ведь в эту волшебную ночь на землю нисходит божья благодать, все ссоры и разногласия должны быть улажены и забыты, чтобы ничто не омрачало ощущения чуда. Родственники могут приходить к вам со угощениями, чтобы вам не так утомительно было готовить праздничный стол.

Рождество - это еще и детский праздник. Отмечая его дома , можно заранее вместе с ними подготовить украшения для праздничного стола и для гостиной в целом. Вырежьте из цветной бумаги снежинки и фигурки ангелочков, украсьте ими комнату. Включите детям послушать рождественскую музыку, к примеру, адажио из оперы "Щелкунчик" П.И.Чайковского. Такая "подготовка" к Рождеству наполнит ощущениями торжественности и волшебства предстоящего праздника. Обязательно расскажите детям историю этого церковного праздника. Многие дети толком не понимают, в честь чего в их семье Рождество . Слепите с в канун волшебной ночи фигурки ангелов из соленого теста, раскрасьте их и повесьте на елку. Детям будет очень интересно самим всем гостям в рождественскую ночь самодельные сувениры.

Атрибут рождественской ночи - наряженная ель. Причем ощущение праздника приносят именно живые елки - ароматные и колючие. Ель украшают разноцветными шарами и игрушками. Если у вас нет возможности поставить в квартире живую ель, то можно обойтись еловыми веточками или искусственной елочкой.Разнообразят веселые игры, представления, устроенные детьми или взрослыми. Начиная с рождественской ночи, можно гадать. Гадают на воске, на горящей бумаге, на кофейной гуще. В Рождество занимательно и весело всей погадать на будущий год.

В заключении стоит сказать об угощениях, которые считаются традиционными для рождественского стола. Так как до этой ночи верующие люди соблюдают строгий пост, то праздник, заканчивающий его, должен отмечаться с обильными яствами на столе. Чтобы никто не остался голодным, придется позаботиться о множестве различных закусок. К рождественским яствам относят различные салаты, борщ, пироги, пряники, рулеты, заливное мясо, студень и др. Главное блюдо рождественского стола - запеченная индейка или гусь. Для десерта отлично подойдет большой кремовый торт.

Семейный праздник в рождественскую ночь должен быть тихим, спокойным. Избегайте обилия крепких напитков. Это праздник добра, понимания, мира и чуда. Счастья вам и вашим близким.

По-настоящему незабываемым событием для ребенка сделает Рождество домашний праздник, на который можно созвать и родственников, и друзей с детьми. Как такой праздник организовать? Своими идеями на этот счет делятся опытные родители и педагоги.

Играем домашний концерт

Во многих православных семьях дети параллельно с обычной школой ходят и в музыкальную. Не секрет, что зачастую однообразные, требующие усидчивости и терпения музыкальные занятия довольно быстро становятся детям неинтересны. Ребенок не понимает, какое отношение это имеет к его жизни. Домашние рождественские (и не только) концерты - как раз то, что объяснит ребенку, для чего же он ходит в музыкальную школу, учит сольфеджио, сдает технические зачеты.

Рассказывает Наталья Загребина (филолог, мама четверых детей): «У нас семейный дуэт папы и сына (гитара и флейта) сложился довольно стихийно. Поначалу они просто для себя наигрывали мелодию из фильма “Гостья из будущего”, а теперь охотно исполняют этот номер на всех домашних концертах. Разучили еще несколько номеров. Что же касается создания детского ансамбля, то здесь, скорее всего, потребуется участие профессионала. В нашем случае им оказался преподаватель музыки из музыкальной школы, куда ходили мои дети и дети наших друзей. За небольшие деньги этот педагог подобрал и оркестровал произведения, которые бы наши дети смогли исполнять вместе на разных инструментах: скрипке, флейте, виолончели - кто на чем учился играть. Идея оказалась замечательная! Совместное исполнение детей настолько увлекло, что, когда встал вопрос о том, что нет места для репетиций, они просто умоляли нас сделать так, чтобы их совместное музицирование продолжалось. И конечно же, выход был найден. Сейчас, когда мы организуем домашние рождественские концерты, у нас уже набирается так много номеров, что мы разбиваем их на два отделения. В первом исполняются классические и тематические произведения, во втором мы даем возможность детям сыграть и спеть то, что они хотят. Это могут быть в том числе и современные произведения, например, сейчас наши дети, достигшие подросткового возраста, с удовольствием исполняют песни группы “Кино”. Также во второй части мы предлагаем выступить и нашим гостям. Например, на последнем нашем концерте один из пап спел “Шарманщика” Шуберта под аккомпанемент сына. Благодаря регулярно устраиваемым детским концертам взрослые, которые собираются на наши праздники, имеют редкую возможность пообщаться под звуки “живой музыки”. Я всегда считала, что заниматься в музыкальной школе имеет смысл, только если ты потом кому-то исполняешь то, чему там научился. А иначе это какой-то непонятный труд для родителей. Не испытывая радости от выступлений, дети заканчивают музыкальную школу - и больше не подходят к инструменту».

Кроме музыкальных номеров в рождественский концерт могут входить и песни. Спеть могут и самые маленькие участники праздника. Как правило, с большим удовольствием они поют дуэтом вместе с мамой. Прекрасный разнообразный детский репертуар предлагает хоровая студия «Веснянка». Также можно воспользоваться рождественскими и детскими песнями из репертуара Александра и Елены Михайловых. Существует немало очень красивых рождественских песнопений на английском и других иностранных языках. Их тоже можно разучить и исполнить - заодно это будет помощь детям и в изучении иностранного языка, и в освоении новых культурных пластов.

Ставим спектакль

Хорошо, если в основу спектакля для домашнего рождественского праздника положен принцип максимального количества участников. Желательно подбирать пьесу для постановки такую, чтобы в ней были задействованы все дети, даже те, которые пришли в гости. Потому что для детей значимо именно участие в действии, а не его созерцание. Но в то же время важно, чтобы при большом количестве участников спектакль не потерял своей зрелищности: зрителям тоже должно быть интересно. Поэтому желательно всех участников сразу разделить на две группы: группу главных и «эпизодических» действующих лиц. С первой группой придется собираться на репетиции. А у детей из второй группы должны быть такие роли, которые они могли бы «выучить» непосредственно перед выступлением: в какой момент появиться на сцене и что сделать. К эпизодической роли дети могут и подготовиться заранее. Например, выучить дома роль (слова или песню), которую надо будет воспроизвести на сцене, а уже перед самим выступлением нужно объяснить таким актерам, когда и откуда выходить. Хорошо, когда в домашнем спектакле участвуют и родители, особенно папы. Это придает особый статус сценическому действу.

Безусловно, когда дети маленькие и вы только задумываетесь о том, какую сказку вам ставить, лучше всего начинать с обычного рождественского вертепа. «Наш первый вертеп был очень любительский, мы делали даже не ящик, а обычный кукольный театр с ширмой, - вспоминает Наталья Загребина, - но на малышей он все равно производил неизгладимое впечатление. И даже если они год назад уже видели вертеп, не нужно бояться его повторить. Поскольку это бывает только на Рождество, то каждый раз воспринимается по-новому». Представления на евангельский сюжет могут быть представлены в разных формах: можно рассказать детям этот сюжет, воспользовавшись иллюстрациями из картонной игры-самоделки. А можно и сделать с помощью тканей импровизированную пещеру, в глубине которой поместить вертеп. Дети с удовольствием заберутся «в пещеру», и там можно с ними разучить рождественские колядки. А чтобы сделать это домашней традицией, можно в качестве рождественских подарков вырезать, склеить и подарить друг другу сборники рождественских песен с детскими иллюстрациями.

Вертепом можно начинать рождественское представление, а после него уже показывать любую сказку. Наталья Загребина, которая ставит домашние спектакли уже больше 12 лет, не советует выбирать сказку именно с рождественской тематикой: их не так много и они довольно сложны в постановке. Лучше ставить то, что хорошо знакомо детям (эффект узнавания только усиливает впечатления): «Красную Шапочку», «Репку». Хорошо, когда в пьесе повторяется одно и то же действие, как, например, в стихотворении Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар». Тогда у актера меньше шансов сбиться, даже если он выучил роль непосредственно перед выступлением. «Были годы, - рассказывает Наталья, - когда по разным обстоятельствам нам не удавалось подготовить общий спектакль. Тогда каждое семейство, которое участвовало в общем празднике, готовило свою сказку. Таким образом, на общем празднике у нас был своеобразный фестиваль домашних театров. Главное, тому, кто будет организовывать такой праздник, не бояться, что что-то не получится так, как задумано, а выйдет экспромтом. Не стоит перегружать детей репетициями. Ведь в таком празднике главное не то, насколько гладко прошел спектакль, а какое настроение он создал. Праздничное театральное настроение легко создают любые формы костюмирования. Многие импровизированные костюмы легко создать с помощью шляп и плащей. Также хорошо включить в спектакль неожиданные спецэффекты вроде снега из аэрозоля, мыльных пузырей, бенгальских огней и т. д. И чтобы все получилось, важно помнить, что наши собственные представления о том, каким должен быть рождественский праздник, никогда не должны перевешивать детской радости от встречи Рождества.

Рождественский дизайн

В подготовке к встрече Рождества немаловажную роль играет и праздничное убранство дома. Своими идеями по созданию рождественских украшений делятся педагоги детского культурно-просветительского центра «Кадашевская слобода» Алла Савочкина и Арина Мазурова.

Украшения из дисков.

Оригинальные и простые в исполнении рождественские украшения можно сделать из ненужных CD. На блестящей поверхности гуашью рисуются снежинки или зимние узоры. Вместо гуаши можно использовать краски для рисования по стеклу. Затем в отверстие в диске продевается дождик - и праздничная подвеска готова. Можно ею украсить окна, стены, двери и т. д.

Рождественское озеро.

Совершенно особую атмосферу праздника создает мерцающий свет свечей, отражающийся с поверхности рождественского озера. Такую забаву делали и в старину: брали медный таз, в нем закрепляли свечи, давая им некоторое время погореть. Затем на дно таза красиво укладывали разные лоскутки, камни, стекляшки, ракушки, чтобы создавалась причудливая картина морского царства. После в таз наливали воду и снова зажигали свечи. Можно для «рождественского озера» сделать и кораблики из ореховых скорлупок, а в них тоже установить маленькие свечки: тогда огоньки будут двигаться по поверхности озера. А можно с «озером» и поиграть: по краям таза разложить фанты со смешными заданиями, пожеланиями или подарками и, пустив по «озеру» кораблики со свечками, наблюдать, к какому фанту какой кораблик пристанет - в зависимости от этого разыгрываются подарки и задания.

Свечи из вощины.

Довольно простым по исполнению и в то же время эффектным рождественским подарком может стать свеча из вощины. Для этого в магазинах, торгующих продуктами пчеловодства, приобретается душистый, пахнущий воском и медом лист вощины. Вощина режется на более мелкие листы и раздается детям, которые сворачивают ее трубочкой, предварительно вложив в нее фитилек. Дальше можно придать свечке любую форму, придумать для нее украшение, узор и т. д.

После бала

Как завершить семейный праздник, когда уже показан спектакль, проведен концерт, съедено угощение, а гости еще не хотят расходиться? Роль финального аккорда в радостной симфонии рождественских торжеств, как правило, выполняют разные игры и забавы. Прекрасно, если дети могут сами организоваться и пойти на улицу поиграть в снежки. Но бывает и так, что дети конфликтуют, поскольку не могут прийти к компромиссному решению, на этот случай организатору праздника лучше иметь в своем арсенале несколько несложных, но интересных подвижных игр, которые позволят незнакомым детям раскрыть свой характер и легче установить контакт друг с другом.

Желательно, чтобы все игры проходили под присмотром взрослых, поскольку одни дети обычно не могут играть в игру честно, соблюдая правила. Они часто пытаются слукавить, чтобы победить любой ценой, из-за этого возникают споры. Как утверждают педагоги, у большинства современных детей не выработана привычка к игре, поэтому, организовывая во время праздника игры, мы одновременно учим наших детей открытости, взаимовыручке, честности и множеству других полезных качеств.

Еще один вариант завершения рождественского праздника - отправиться всей компанией колядовать . О своем опыте в этом деле нам рассказала Наталья Семенова (медсестра, мама двоих детей). Некоторое время она с мужем и детьми круглый год жила в деревне. А так как в деревне люди обычно знают друг друга, то возникло желание поздравить всех соседей с Рождеством. Собравшись большой компанией детей и взрослых, Наталья и ее гости отправились обходить деревенские дома со звездой, с иконой, украшенной еловыми ветками, и с традиционным бунчуком с ленточками и колокольчиками. Зайдя в дом, «христославы» поздравляли с Рождеством хозяев, пели кондак, Рождественские ирмосы, колядки. В ответ хозяева их щедро угощали. Заходили они колядовать и к незнакомым, и к одиноким людям - и везде в Святые дни встречали теплый прием, который объяснялся не только гостеприимством деревенских людей, но и особым торжественным настроем, свойственным в эти дни очень многим, независимо от возраста, характера и вероисповедания.

Народные игры для праздника

Игры с веревкой

Для игры необходима веревка длиной около трех метров, связанная в кольцо. Дети берутся руками за веревку и становятся в круг. В центр выходит ведущий. По команде начинается игра. Ведущий пытается осалить игроков по руке, тогда игроки убирают руку, одновременно следя за тем, чтобы не упала у них веревка. Если ведущему удалось осалить игрока за руку, тот убирает руку и продолжает игру с одной рукой. Если же его осалили за вторую руку, то он либо выбывает из игры, либо платит фант, выполняя смешное задание.

Вариант этой игры - на веревке завязать несколько узелков и также с детьми стать в круг, держа перед собой веревку. В круг выходит ведущий. Теперь игроки по команде начинают передвигать по кругу веревку. В какой-то момент ведущий говорит: «Раз, два, три, веревочка замри». Тогда игроки останавливают веревку и пытаются руками закрыть узелки на ней. Задача ведущего угадать, под чьей рукой находится узелок. Если угадывает - тот, кто прятал узелок, становится ведущим, и игра продолжается.

Игры с платком

Дети встают в круг плотно друг к дружке и выбирают водящего, который становится в центр круга. По команде дети начинают по кругу передавать платок за спинами, а ведущий старается угадать, у кого платок. Если угадал, то тот, у кого был платок, становится ведущим. Если ведущий трижды не угадал, то его можно сзади не больно «осалить» платком. И игра начинается заново.

Горелки

Дети становятся в круг, в центре - водящий с ремешком в руках. Игроки начинают движение по кругу, приговаривая: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, гу-гу-гу, убегу!» В это время водящий слегка ударяет по рукам ремнем какую-либо пару из круга и поднимает ремень вверх. Те, на кого пришелся удар, должны побежать в противоположные стороны, оббежать круг и схватить ремень. Тот, кто быстрее подхватит ремень, становится водящим.

Жмурки

Из участников игры выбирается двое водящих: «Барин» с ремешком - ему завязывают глаза - и «Маша». Все остальные становятся в круг, ограничивая пространство для игры. Задача «Барина» - осалить ремешком «Машу», «Маша» должна увернуться от «Барина». Барин периодически спрашивает: «Маша, ты где?», «Маша» отвечает: «Барин, я тут!». Если Барину долго не удается осалить Машу, то участники игры могут сузить пространство, сделав шаг вперед, и продолжить игру.

Дударь

Дети становятся в круг, в центр выходит ведущий - «Дударь». Ребята ходят по кругу, взявшись за руки, и приговаривают:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
Затем они хором спрашивают у «Дударя»: «Дударь, дударь, что болит?», «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши и т. д.). Все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правой рукой берут себя за названное «больное место» и продолжают движение по кругу, держась за это место. Песенка для «Дударя» поется два-три раза, и когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!» - выбирает из круга на свое место другого, и игра продолжается.

Текст: Оксана СЕВЕРИНА
Рисунки: Дмитрий ПЕТРОВ

Лучшие статьи по теме