Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Хиромантия
  • Театральная деятельность в старшей группе детского сада. Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну Театралию. Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Театральная деятельность в старшей группе детского сада. Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну Театралию. Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: – ТЕАТР!

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети: – Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

Дети рассказывают сначала о маске радости.

– Когда у нас бывает радостное настроение?

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки.

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я– забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно).

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

– Что же дед хранит в шкатулочке?

– Театральные ложки.

– А сможете вы их оживить?

– Вспомните потешку.

«У медведя во бору».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу? (Ширма).

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются? (Куклы на гапите).

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети: – Надо научить ее говорить.

Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

– А чему еще мы учим кукол?

Дети: – Учим двигаться.

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка.

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

Подошли к зеркалам.

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Дети прощаются с королевой зеркал.

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

– (Дети: Куклы с «живой рукой»)

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет рук. Их подвязывают к шее, а на руки одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку. Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

Кот приглашает мышку (звучит музыка «Найди пару»)

Кот: – Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка: – Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 1997.

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.

Джусь Светлана Николаевна

Город (населенный пункт):

ЯНАО, г. Ноябрьск

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «МАЛЬВИНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Конспект НОД

в старшей группе «Мы актёры»

Заместитель заведующего: Джусь С.Н.

Ноябрьск 2016 г.

Конспект НОД по театрализованной деятельности

в старшей группе «Мы актёры».

Программное содержание:

Формировать знания детей об окружающей действительности: расширять представления детей о театральных профессиях.

Работать над выразительностью исполнения, учить владеть телом, мимикой, жестом используя в своей работе этюды на испонительность.

Развивать творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость.

Продолжать развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.

Формировать сотрудничество и умение взаимодействовать в коллективе.

Материал:

Маски изготовленные своими руками (Медведя, зайца, поросёнка, козы, лягушки, косынка для Алёнушки и Машеньки, курочки), маски котят по количеству детей, зеркала, перчатки, пирог.

Предварительная работа:

Знакомство со стихотворением "Котята и перчатки".

Изготовление масок в свободной игровой деятельности.

Разучивание слов котят в стихотворении в индивидуальной работе с детьми.

Связь с образовательными областями:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Дети вместе с воспитателем входят в зал, здороваются.

Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в театр. Но сначала мы с вами должны решить, в какой театр пойдём. Какие театры вы знаете?

Ответы детей: (драматический, кукольный, театр оперы и балета)

Я предлагаю сегодня побывать в драматическом театре. Давайте вспомним, чем он отличается от остальных видов театра. Обычно мы посещаем театр как зрители, но сегодня я предлагаю вам побывать там, в роли актёров. Согласны?

Итак, закрывайте глаза. 1.2.1.2. Начинается игра.

Сегодня мы оказались в драматическом театре. Ребята, но попали мы в зрительный зал, а сцена закрыта. Присаживайтесь на стульчики и давайте разберёмся почему так случилось:

Как вы думаете, чтобы быть актёром нужно учиться, или любой человек может прийти в театр и работать в нём. А что нам надо знать и уметь чтобы стать актёрами.

Да, ребята, актёр должен, правильно дышать, четко говорить, красиво двигаться, и многое другое. И только тогда, когда он научится всем премудростям театрального искусства, актёр может выйти на сцену.

Все мы с вами знаем, сто Театр - это волшебная страна, в которой все актёры настоящие волшебники. Они могут превратиться и в любого сказочного персонажа, в любое животное, иногда если нужно, то и в любой предмет. И намсегодня нужно это доказать.

Воспитатель достаёт разные маски и перевоплощаясь в героев сказки, произносит разные фразы из сказок.

Братец Иванушка, не пей из копытца, козлёночком станешь. (Алёнушка)

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк,

Где ты ходишь глупый волк,

Старый волк, страшный волк. (Поросёнок)

Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала. (Заяц)

Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Козлятушки – ребятушки

Отопритесь, отомкнитесь,

Ваша мать пришла

Молока принесла

Бежит молочко по вымечку,

С вымечка по копыточку,

С копыточка во сыру землю. (Коза)

Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места? (Медведь)

Колобок, колобок, я тебя съем. (Волк)

Кто, кто в теремочке живёт, кто в не высоком живёт? (Лягушка)

Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое. (Курица)

Высоко сижу, далеко гляжу, всё вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! (Машенька)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку! (Лиса)

У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь.

Ловись, рыбка, и малá, и великá!

Ловись, рыбка, и малá, и великá!

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Вот так, ребята, актёр превращается в того кого захочет. Ну что, будем учиться актёрскому мастерству, не передумали?

Представим, что здесь рабочее место актёров.

Итак, для начала потренируемся в правильном дыхании. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину.

Дыхательная гимнастика:

1. Свечка, греем ладошки.

2. «Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

3. А сейчас немного попоём, продолжаем тренировать дыхание. Звуки произносим ровно, не кричим. (Аааа – ооо – ууу – иии – ээээ - ыыы).

Артикуляционная гимнастика:

Над дыханием мы поработали, сейчас надо сделать гимнастику для щёк, губ, языка. Как вы думаете, для чего нужна такая гимнастика? Да, для того чтобы разогрелись мышцы и актёр мог чётко, правильно и красиво говорить.

1. «Пузырь» «Пятачок»..

2. «Лошадка», «Маляр»

3. «Зевающая пантера», «Удивлённый бегемот».

Сейчас мы готовы красиво и громко говорить, но оказывается, актёру ещё не обойтись без жестов и мимики. Что такое жесты ?

Это телодвижения, без слов. Представьте, что вы разучились говорить.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

"Иди сюда", "уходи", "привет", "до свидания", "тихо", "нельзя", "думаю", "нет", "да".

Молодцы. Вам теперь понятно, что такое жесты? Саша, что это, повтори ещё раз. А сейчас давайте разберём что же такое мимика ?

- Мимика - это эмоции, которые мы можем показать на наших лицах.

Я буду называть разное настроение, а вы, попробуйте его показать мимикой и жестами.

Покажите: (радость, удивление, спокойствие)- картинки; (горе, страх, восторг)- ситуации; (ужас, счастье гнев)- индивидуальный показ.

Молодцы!

А сейчас, звучит музыка вальса, все мы превратимся в дам, и кавалеров, дамы одеты в бальные платья, кавалеры во фраки (длинные пиджаки). Вставайте будем танцевать. Но вот на бале появилась королева. (выбирается из взрослых)

Ваше величество присаживайтесь на трон. И теперь каждый из вас представится королеве (дети представляются). Ребята, обратите внимание, я смотрю в глаза королеве, не опускаю голову, говорю громко, чётко.

Ребята, присаживайтесь на свои места.

Вот сейчас мы с вами превратились уже в настоящих актёров, научились дышать, приготовили мышцы щёк, губ и языка, чтобы правильно и чётко говорить, научились показывать своё настроение при помощи мимики, общаться жестами, посылать свой голос в зал, и смотреть на зрителя. Но если актёр не узнает, что он будет показывать и не выучит тест, то, как он будет выступать? Именно поэтому я вам прочитаю уже знакомую песенку и расскажу, кого мы с вами сейчас будем изображать.

Итак, слушайте: английская песенка (воспитатель читает стихотворение и по ходу комментирует действия героев)

«Потеряли котятки на дороге перчатки…».
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:

Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!

Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!

Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога! (английская песенка)

Как вы думаете, что делали котята на дороге?

Как котята дрались, умывались, баловались?

Ребята, как котята плакали, когда прибежали к маме?

Катя как бы ты сказала, если бы была котёнком. Изобрази (Ответы 2-3 детей)
- А какая кошка в этом стихотворении?

Как вы думаете, мама улыбалась, когда котята сообщили, что потеряли перчатки?

Как котята радовались? Серёжа скажи радостно. (2 ребёнка изображают)

А когда котята нашли перчатки, мама обрадовалась?

Я предлагаю роль мамы отдать Даше, я уверенна, из неё получится замечательная мама - кошка. А все остальные будут непослушные, маленькие котятки.

А сейчас, пора превратиться в котят, выбирайте маски и подходите ко мне, я нарисую вам усики.

Под весёлую музыку дети одевают маски, воспитатель рисует усики и носик детям.

Ну вот, мы и превратились в артистов. Мы с вами познакомились со всеми премудростями актёрского мастерства и пришло наконец время открыть сцену. Итак, вот наша сцена. (воспитатель вместе с детьми взявшись за руки входят на сцену, разворачиваются) а вот и зрители. Уважаемые зрители попрошу поприветствовать начинающих артистов, а вас уважаемые артисты поприветствовать зрителей, поклонитесь. Исполняется впервые инсценировка английской песенки «Котятки и перчатки».

Воспитатель читает стихотворение по ходу, которого дети и воспитатель изображают все действия.

Инсценировка английской песенки «Потеряли котятки на дороге перчатки…»

В конце инсценировки воспитатель показывает детям пирог.

Аплодисменты. Поклон детей.

Ну, вот и побывали мы с вами в театре, а сейчас пора возвращаемся в детский сад. Закрываем глазки. Раз, два, раз, два вот и закончилась игра.

Ребята, вам понравилось быть актёрами? И вы мне тоже очень, очень понравились, а сейчас я приглашаю вас всех пить чай с пирогом.

Работа осуществляется по тем же направлениям, что и в предшествующих группах, а именно:

1. Дети продолжают осваивать технические приемы работы с кукольным материалом.

2. Знакомятся и упражняются с приемами вождения персонажей театра би-ба-бо (театра Петрушек, театра пяти пальцев) и его основной атрибутикой, теневым театром, где на экранной плоскости ширмы при специальном подсвете дается плоскостное линейно-контурное изображение всех картин развертываемого действия. Дети улавливают причину появления теней на ширме и понимают особенности вождения плоскостных фигурок.

Этот вид театрализации требует со стороны воспитателя постоянного контроля и руководства. (Техника инсценирования - при помощи контурных персонажей подробно изложена в книге Г.В.Генова “Театр для малышей”).

Доводятся до уровня самостоятельного пользования - приемы работы (вождения и постановки) с куклами театра игрушек, плоскостного, пальчикового, перчаточного.

3. Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческого воображения, фантазии, критического, образного мышления.

Например, детям предлагается;

— самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состояний, движения через позу, походку, мимику. Окружающие должны по предложенной пантомиме догадаться кого ребенок представляет;

— представить и показать, как увидели впервые цветы (ягоды, мяч) сказочные героя: медвежонок, котенок, зайчик, и т.п.

— как делают зарядку Шустрик и Лежебока. (Двое детей договариваются между собой, кто кем будет);

— как хвалят (пугают, успокаивают) заяц, лиса, волк плачущую девочку; - как обращается голодный (сытый, веселый, грустный) заяц к Колобку;

Исполнить песенку (стихотворение), проговорить фразу голосом капризного (возмущенного, удивленного и т.п.) героя;

— представить и изобразить, как идет семейство медведей на прогулке. (Для этого дети должны самостоятельно объединиться, распределить между собой роди, обсудить и симпровизировать перед товарищами эту сценку).

4. Дети учатся быть в роли ведущего, режиссера-постановщика, художника-декоратора».

В старшей группе дети активно осваивают под руководством взрослого основные закономерности постановка спектакля: выбор хорошо знакомого детям сюжета, разбор (распределение) ролей, обсуждение каждого действующего лица, упражнения в возможных диалогах, решается вопрос о ведущем, подробно уточняются возможные атрибуты, костюмы, декорации, наконец, при помощи каких кукольных персонажей он будет поставлен.

При самостоятельной постановке детьми театрального представления взрослый является консультантом. Он незаметно для них, не снижая самостоятельности, творческой мысли детей, направляет их деятельность.

В этой группе дети учатся быть ведущими, рассказчиками. Для этого на занятиях по родному языку они упражняются в рассказывании повествовательных сюжетов, учатся говорить не торопясь, спокойно, с паузами.

Чуть позже дети старшей группы учатся быть режиссерами: предлагают варианты решения каждой сцены, самостоятельно распределяют роли, помогают “актеру” найти наиболее выразительные способы передачи образа, ведут обсуждение декораций, костюмов, реквизита.

5. Формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки и проведения театрализованных представлений. В книге Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр дошкольникам”, Г.В.Генова “Театр для малышей” представлены разнообразные виды кукольного театра и показана специфика каждого вида, дана упражнения для освоения техники кукловождения, легкие, небольшие сценки для работы с ними в более сложные пьесы для последующей работы, рассказывается о том, как работать над некоторыми спектаклями.

Министерство образования и науки Астраханской области

Астраханский педагогический колледж

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Выполнила Матвеева Н. П. студентка 4 «В» гр.

Специальность: 0313 «Дошкольное образование»

Квалификация: «Воспитатель детей дошкольного

возраста с дополнительной подготовкой в

области театрализованной деятельности»

Форма обучения: очная

Руководитель: Л.С. Клепчинова

Рецензент: Королёва Марина Вадимовна –

педагог-организатор детского сада-школы № 106.

Астрахань, 2006 г.

Введение

I. Эстетическое развитие как одна из сторон разностороннего воспитания личности ребёнка старшего дошкольного возраста.

1.1. Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка.

1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

II. Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания

2.1.Понятие театрализованная деятельность.

2.3.Формы театрализованной деятельности применяемые в дошкольном учреждении

III. Организация театрализованной деятельности в старшей группе ДОУ №108

Заключение

Литература

Приложение

Введение

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславского

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Всё выше сказанное помогает сформулировать цель работы:

изучить особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет следующие особенности:

Является целенаправленной;

Имеет определённые формы организации;

Имеет определённое содержание (в соответствии с программой «Арт – фантазия»);

Имеет специфические методы работы воспитателя – руководителя ТИД (индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности).

В соответствии с этим можно сформулировать задачи исследования:

1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Изучение особенностей организации театрализованной деятельности детей в старшей группе;

3. Определение значения правильной организации театрализованной деятельности в старшем возрасте;

4. Определение наиболее эффективных методов и приёмов руководства театрализованной деятельности старшего возраста

5. Подбор конспектов театрализованной деятельности способствующих решению определённых задач развития личности детей дошкольного возраста.


Глава 1. Эстетическое развитие как одна из сторон разностороннего воспитания личности ребёнка старшего дошкольного возраста

1.1 Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятие «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности подразумевает воспитание трудолюбия, общей культуры, развитие чувства красоты. Эстетическое начало входит в общую систему воспитания. Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Современные исследования педагогов и психологов показали, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно – волевых качеств детей, которые проявляются уже в раннем возрасте.

Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребёнка - дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы и в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д.

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественного развития ребёнка необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений.

Конспекты занятий по театрализованной деятельности в старшей группе

Задачи:

  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  • закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, гапит); - знакомить с театральной куклой на гапите, обучать элементарным навыкам управления куклой;
  • воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
  • активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, гапит, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, гапит, театральнаяальная маска, режиссёр.

Материал: ширма, куклы на гапите 10 шт., магнитофон, аудиокассеты, театральные маски на палочке 15 шт. (грустные и весёлые), бутафория (подарки для кукол).

Ход занятия

1 часть.

(дети входят под музыку в группу)

Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга.

Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться.

Я знаю игру, которая так и называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

И Наталья Михайловна здесь! И... Танечка здесь!

Вот мы и познакомились! А теперь проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!

Ну, что согласны? Вот и замечательно!

Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).

А вы любите сказки?

А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

А где их можно увидеть? (в театре).

Ребята, а в нашем городе есть театры?

Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)

Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)

А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.

Этюд: “Котята”.

Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!

А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Этюд: “Снеговики”.

Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

2 часть.

Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)

Что это, ребята? (маски)

Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.

Они одинаковые или разные? (разные)

Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)

Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.

Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски

Ой, вас совсем не узнать!

Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.

Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)

Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)

Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

А можно я поприветствую вас?

“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?

Почему не правильно?

Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно бьшо узнать!

3 часть.

Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)

Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?

Конечно, куклы!

А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?

Помогают люди.

А как называют людей, которыми управляют куклами?

Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!

Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы на гапите.

Что такое гапит? Это палочка, на которую надета кукла, палочка называется - Г АПИТ. от этого и название - куклы на гапите!

Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.

Кукла на гапите появляется постепенно, как-будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?

Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?

Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол на гапите, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.

У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!

Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы... (кукловоды)

Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!

Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Сказка “День рождения Машеньки”

Жила - была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!

И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.

Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме)

Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно)

Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.

Котик прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе... ”

Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.

Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке.

Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!”

Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”

Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. и тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шеё за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.

Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем... Вот подарки от нас!”

Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом м Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.

Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Козочка.

Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.

Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”

Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!”

Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.

Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”

Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!

Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?

В каких театрах мы с вами побывали?

Кем мы были в театре?

В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?

А в кукольном театре кем мы были?

С какими куклами познакомились?

Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)

А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)

Мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада была с вами познакомиться. И на память я хотела бы вам подарить от наших ребят, настольную игру, которая называется “Буратино”. Спасибо, ребята, за работу!

Лучшие статьи по теме