Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Знаки зодиака
  • До какого возраста дети в россии считаются несовершеннолетними. До какого возраста дети малолетние по закону? Когда и как малыш начинает сидеть

До какого возраста дети в россии считаются несовершеннолетними. До какого возраста дети малолетние по закону? Когда и как малыш начинает сидеть

Анализ мочи – важный метод диагностики, позволяющий вовремя выявить многие заболевания, в первую очередь, заболевания мочевыводящей системы. Существует несколько способов проведения данного анализа и одним из самых точных является анализ мочи по Нечипоренко. В чем же состоит данный метод, и в чем его преимущества перед другими?

Что это такое?

Метод был разработан известным советским врачом-урологом А.З. Нечипоренко. Суть его заключается в подсчете определенных биологических элементов в единице объема мочи, а не в поле видимости микроскопа, как при обычном анализе. Тем не менее, данный анализ не требует сложного оборудования и не занимает много времени.

Когда назначается данный вид анализа?

Анализ мочи по Нечипоренко назначается в том случае, если или крови у пациента показал отклонения от нормы и врачу необходимо уточнить характер патологии. Или же подтвердить ее наличие, так как общий анализ не всегда может выдавать верный результат.

Исследование по Нечипоренко в большинстве случаев не является заменой стандартного анализа по мочи, а служит лишь дополнением к нему. Чаще всего исследование по Нечипоренко назначают урологи, хирурги, терапевты, нефрологи.

Преимущества метода Нечипоренко:

  • не требует дорогой техники,
  • прост в выполнении для медицинского персонала,
  • не требует сложной подготовки пациента,
  • не требует большого количества мочи.

Какие отклонения в общем анализе мочи могут стать причиной назначения анализа по Нечипоренко:

  • Следы крови,
  • Наличие лейкоцитов,
  • Наличие белка,
  • Повышение уровня мочевины и креатинина.

Кроме того, анализ назначается при обнаружении острых или хронических заболеваний почек и мочевыводящей системы, например, во время ультразвукового исследования. Основанием для назначения анализа по Нечипоренко может быть также бессимптомное повышение температуры, системные заболевания с высоким риском повреждения почек, профилактические обследования. Также периодический анализ проводится в ходе терапии заболеваний мочевыводящих органов для контроля эффективности лечения.

Нередко анализ назначается и вынашивающим ребенка женщинам, так как он помогает выявить некоторые патологии, способные угрожать нормальному процессу беременности и родов.

Для чего необходим данный вид анализа?

Анализ имеет большую диагностическую точность по сравнению с общим анализом мочи. Его применение способно выявить ряд серьезных заболеваний мочевыводящей системы и некоторых других органов, опасные для организма состояния, оценить повреждение почек при некоторых системных заболеваниях (сахарный диабет, системная красная волчанка, травмы, амилоидоз).

Какие отклонения может обнаружить врач при помощи анализа:

  • – воспаления почечных лоханок;
  • гломерулонефрит – воспаление почечных клубочков, отвечающих за фильтрацию и очищение крови;
  • цистит – воспаление мочевого пузыря, вызванное инфекционными причинами;
  • почечнокаменная болезнь – состояние, при котором в почках обнаруживаются уролиты – плотные минеральные образования;
  • опухоли почек;
  • инфаркт почки;
  • простатит;
  • интоксикация организма;
  • гипертония.

Что нужно сделать пациенту для сдачи анализа?

Для того, чтобы данные, полученные в результате анализа, были бы верны (и анализ не пришлось бы пересдавать по нескольку раз), пациенту необходимо соблюдать ряд несложных правил:

  • Исключаются тяжелые физические нагрузки за день до анализа, посещение бани или сауны;
  • За день до сдачи анализа из рациона исключаются острые и очень сладкие блюда, алкоголь, овощные соки, особенно свекольный и морковный (так как они способны изменить цвет мочи). Количество белковой пищи рекомендуется сократить;
  • Нельзя принимать мочегонные средства за двое суток до анализа. При необходимости приема препаратов это обстоятельство следует согласовать с врачом;
  • Не рекомендуется принимать антибактериальные препараты, противовоспалительные средства (ацетилсалициловая кислота, ибупрофен, индометацин) за сутки до анализа;
  • В день, предшествующий анализу, не рекомендуется как пить слишком много жидкости, так и воздерживаться от питья;
  • Собирается первая моча после утреннего пробуждения;
  • Перед сбором мочи рекомендуется обмыть чистой теплой водой область, окружающую выход мочеиспускательного канала;
  • При сборе мочи следует использовать лишь ту жидкость, которая была получена в середине процесса мочеиспускания;
  • Для анализа достаточно взять 20-25 мл мочи;
  • Мочу рекомендуется хранить в чистом закрытом пластиковом или стеклянном контейнере. Контейнеры, предназначенные для этой цели, можно приобрести в аптеке;
  • Мочу следует доставить в лабораторию не позднее, чем через 2 часа после сбора (при длительном хранении в ней могут появиться бактерии, а также начнут распадаться некоторые важные элементы).

При сборе мочи у грудных детей можно использовать специально предназначенные для этой цели пластиковые мочесборники. Существуют мочесборники как для мальчиков, так и для девочек. Стимулировать мочеиспускание у грудного ребенка можно при помощи поглаживания по позвоночнику. При сдаче анализа следует предупредить врача о том, что он содержит всю мочу за один акт мочеиспускания.

Женщинам нельзя сдавать анализ во время менструации, так как при этом с большой вероятностью в мочу попадет кровь. При обострении воспалительных заболеваний мочеполовых органов анализ рекомендуется отложить. Не проводится анализ и при таких женских заболеваниях, как кольпит, поскольку высока вероятность загрязнения мочи лейкоцитами из области воспаления влагалища. Также нельзя проводить анализ ранее, чем через неделю после проведения ретроградной урографии, катетеризации или цитоскопии.

Методика проведения анализа

Моча перемешивается, и часть ее отливается в отдельную пробирку. Пробирка устанавливается на центрифугу и раскручивается в течение 3 минут. После чего в пробирке остается осадок. Этот осадок и подлежит исследованию. Он помещается в счетную камеру, в которой при помощи микроскопа подсчитывается количество необходимых элементов в моче. Затем количество биологических элементов умножается на коэффициент, таким образом, чтобы можно было определить их среднее количество в одном миллилитре.

Определяемые параметры

При помощи анализа мочи по Нечипоренко определяются следующие параметры:

  • количество красных кровяных клеток – эритроцитов,
  • количество белых кровяных клеток – лейкоцитов,
  • количество белковых гиалиновых цилиндров,
  • наличие других цилиндрических телец (зернистых, восковидных, эпителиальных, эритроцитарных)

Превышение допустимых норм для этих параметров, как правило, свидетельствует о различных патологиях. Имеет значение и тип различных кровяных клеток. Например, эритроциты в моче могут быть как живыми, так и мертвыми (выщелоченными).

Нормы

У здорового человека параметры не должны превышать следующих значений:

  • эритроциты – 1000/мл,
  • лейкоциты – 2000/мл,
  • гиалиновые цилиндры – 20/мл.

Также в моче не должно быть цилиндров других типов (зернистых, эпителиальных, эритроцитарных, восковидных), мертвых эритроцитов, бактерий. Эти нормы одинаковы для людей всех возрастов и полов.

Если наблюдается превышение данных параметров, то необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Что представляют собой исследуемые параметры?

Эритроциты – клетки крови, осуществляющие доставку кислорода в ткани. Теоретически они не должны содержаться в моче. Но на практике небольшое количество эритроцитов в моче все же присутствует. Это объясняется тем, что часть эритроцитов просачивается через почечный барьер или стенки кровеносных сосудов тканей мочевыводящих органов. Обилие эритроцитов может свидетельствовать о каком-либо воспалительном процессе в мочеиспускательном тракте или почках, травмах, опухолях, камнях.

Лейкоциты – клетки крови, осуществляющие иммунные функции. Они могут присутствовать в моче в небольшой концентрации. Это свидетельствует о том, что иммунная система работает в нормальном режиме. Однако при наличии инфекционных заболеваний количество лейкоцитов в организме увеличивается. Следовательно, повышенная концентрация лейкоцитов в моче может свидетельствовать о каких-либо патологиях.

Гиалиновые цилиндры представляют собой слепки почечных канальцев, в которых происходит обратное всасывание ряда веществ из первичной мочи. Они состоят из белка, который не успел реабсорбироваться в кровь. Какое-то время цилиндры находятся в канальцах, а затем вымываются вместе с мочой. Небольшое количество гиалиновых цилиндров может содержаться и в моче у здорового человека. Их число часто повышается после интенсивных физических нагрузок, эмоционального стресса.

Зернистые и эпителиальные цилиндры представляют собой остатки клеток, окружающих почечные канальцы. Эритроцитарные цилиндры образуются из эритроцитов, оказавшихся в канальцах. Восковидные цилиндры – это гиалиновые либо зернистые цилиндры, которые долго находились в просвете канальца.

Как трактовать результаты анализа?

Обычно ответ на анализ мочи по Нечипоренко, если он проводится в амбулатории, можно ожидать в течение дня. Если анализ по Нечипоренко показал норму, а общий анализ мочи – нет, то что это означает? Как правило, это означает погрешности в проведении общего анализа мочи. Поэтому в подобном случае сдается повторный общий анализ, но после более тщательной подготовки.

Какие заболевания могут соответствовать отклонениям от нормы при анализе по Нечипоренко? Отклонение от нормы одного и того же параметра может свидетельствовать о различных патологиях, и один лишь анализ мочи не сможет дать ответ на вопрос, какое именно заболевание присутствует у пациента.

Возможные патологии при отклонениях от нормы:

  • Лейкоциты выше 2000/мл – пиелонефрит, гломерулонефрит, острый панкреатит, системная красная волчанка, лихорадка, мочекаменная болезнь, опухоли мочевого пузыря, аппендицит, цистит, простатит и везикулит (у мужчин);
  • Эритроциты выше 1000/мл – камни в почках и мочевом пузыре, опухоли простаты, почек и мочевого пузыря, полипы, травмы и повреждения мочевыводящих органов, гнойный цистит, сердечная недостаточность, эндокардит, гемофилия, туберкулез почки, системная красная волчанка, дефицит витамина С;
  • Наличие мертвых эритроцитов – нефротический синдром, гипертония, нефропатии, гломерулонефрит;
  • Гиалиновые цилиндры выше 20/мл – пиелонефрит, гломерулонефрит, гипертония, прием мочегонных средств в больших дозировках, эмоциональный стресс, обезвоживание и перегрев организма, признаки токсикоза (у беременных);
  • Наличие зернистых цилиндров – активный гломерулонефрит, злокачественный пиелонефрит совместно с мочекаменной болезнью, интоксикации, инфекции, аутоиммунные и системные заболевания соединительной ткани, гидронефроз на стадии структурных изменений в почках, интенсивные физические нагрузки;
  • Наличие восковидных цилиндров – амилоидоз, нефротический синдром, хроническая почечная недостаточность, отторжение трансплантированной почки;
  • Наличие эритроцитарных цилиндров – гипертония, тромбоз почечных вен, гломерулонефрит в острой стадии, инфаркт почки;
  • Наличие эпителиальных цилиндров – острый канальцевый некроз, вирусная инфекция, интоксикации.

Точный диагноз может поставить лишь врач-уролог. При этом он будет ориентироваться не только на результаты анализа, но и на историю болезни пациента, результаты других диагностических процедур (анализ крови, рентген, УЗИ, эндоскопия, МРТ, компьютерная томография, и т.д.).

В этой статье мы собрали краткий список ответов на вопросы, начинающиеся словами «с какого возраста ребенок может...». Речь пойдет, как о естественных способностях ребенка, так и о приобретенных навыках. Надеемся, вы сочтете эту информацию полезной.

С какого возраста приучать ребенка к горшку

С какого возраста отдавать ребенка в детский сад

Детей отдают в детский сад в год, два, три, четыре года или вообще не отдают до школы. Что оптимально – решать вам, но идеальным возрастом является 3 года. К этому времени ребенок уже достаточно самостоятелен, чувствует поддержку родителей, знает, как себя вести в некоторых базовых ситуациях, в идеале – знает, как за себя постоять.

Есть родители, которые по некоторым причинам отдают годовалых детей в сад. Это тоже неплохо, так ребенок быстрее социализируется, но такие родители не смогут повлиять на некоторые стороны развития ребенка так, как если бы ребенок был до 3-х лет с мамой. Это ни хорошо ни плохо, просто работу родителей большей частью сделают воспитатели.

А отдавая ребенка в сад в 4 года, родители могут быть спокойны и не переживать за сложную адаптацию к саду , ведь к 4-м годам ребенок будет вести себя спокойнее и увереннее, чем в 3 года, он будет решительнее и опытнее. Опытнее, значит с большим багажом социальных контактов – с детских площадок, курсов, кружков – об этом нужно заботиться в любом случае – идет ли ваш ребенок в сад в год или в четыре.

С какого возраста начинать чистить зубы ребенку

Чистить ребенку зубы нужно с начала их прорезывания. Как только у ребенка появились первые зубки, чистите их каждый вечер марлечкой, смоченной в растворе воды с содой и намотанной на палец - это убъет бактерии и предотвратит ранний кариес.

По мере роста зубов, обзаведитесь щеточкой для первых зубов: обычно это очень мягкая щеточка, которая надевается на палец взрослого для удобства и надежности чистки.

Не забывайте чистить зубы каждый день, а затем и два раза в день – так вы избежите множества проблем, связанных с лечением кариеса у малышей.

С какого возраста вводить прикорм

Вводите прикорм постепенно и не спешите давать ребенку "вкусняшки" вроде соленых огурцов или сладких булок - это только навредит желудку и может привести к тому, что ребенку будет трудно покакать .

С самого рождения каждый гражданин страны наделен определенными правами и обязанностями. Если младенческий возраст ребенка подразумевает полную зависимость от родителей, то по мере взросления перечень прав растущего человека увеличивается, но и круг обязанностей тоже расширяется. Данная статья поможет понять, кто такие малолетние дети, до какого возраста продолжается этот период, также рассматриваются основные правовые гарантии, имеющиеся у ребенка и его родителей, законных представителей.

Возрастные периоды развития

Конституция Российской Федерации четко прописывает определение понятия ребенка как гражданина, не достигшего совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста, и выделяет 2 возрастных периода с юридической точки зрения:

  1. С рождения до 14 лет. Прописывание законом того, до какого возраста дети считаются малолетними, позволяет определить его статус и обозначить недееспособность перед законом. То есть в этот период от имени ребенка действуют его законные представители - оба родителя, один из них, опекуны, усыновители.
  2. С 14 до 18 лет. В этот период ребенок является несовершеннолетним. Объем прав и обязанностей у него меняется, он наделяется частичной дееспособностью. По достижении 18-летнего возраста гражданин утрачивает статус ребенка и становится совершеннолетним.

Законное определение понятия «малолетний ребенок»

Для того чтобы права и обязанности ребенка были законно урегулированы, существуют специальные правовые статьи, прописывающие определение понятий, касающихся детей:

  • Статья 54 Семейного кодекса РФ - «Ребенком называется лицо, не достигшее 18 лет».
  • Статья 28 Гражданского кодекса РФ определяется с понятием возраста малолетнего ребенка - «…несовершеннолетний, не достигший 14 лет».
  • Статья 28 Конституции РФ определяет понятие родителя как лица, обязанного заботиться о ребенке.

Права малолетних детей

Детям с раннего возраста необходимо внушать понятие гражданина, рассказывать ему о его правах, в наглядной и доступной форме доносить информацию о том, что наряду со взрослыми он должен нести определенные виды ответственности. Права детей можно разделить на несколько видов: имущественные, неимущественные и зависящие от возраста. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Имущественные права включают в себя следующее:

  • материальное содержание от родителей, других членов семьи;
  • пособия, предусмотренные законом, в том числе материнский капитал;
  • собственные доходы, имущество, приобретенное на них;
  • совместное проживание с родителями, совладение общим имуществом.

Неимущественные права включают в себя:

  • владение фамилией, именем, отчеством;
  • возможность получать образование в дошкольных, средних, специальных, высших учебных заведениях;
  • охрана здоровья;
  • жизнь в семье и общение с родственниками;
  • организация отдыха и досуга;
  • выражение собственного мнения;
  • соблюдение интересов и защита прав.

Возраст -- это еще один критерий, влияющий на увеличение и расширение детских прав:

  • В 2 месяца у новорожденного появляется право на дошкольное образование.
  • С 6-летнего возраста ребенок вправе совершать мелкие бытовые и направленные на безвозмездное получение выгоды сделки и самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему родителями или законными представителями.
  • 6,5 лет - возраст, когда у ребенка появляется право на получение начального образования в школе.
  • В детские общественные объединения ребенок может самостоятельно вступать в возрасте 8 лет.

Интересуетесь тем, до какого возраста малолетние дети в РФ не могут выражать свое мнение? До 10 лет. А вот после они имеют право на:

  • выражение своего мнения при решении внутрисемейных вопросов, затрагивающих его интересы;
  • решать, с кем из родителей он хочет проживать после расторжения брака;
  • соглашаться или нет с изменением своих фамилии, имени, отчества;
  • участвовать в восстановлении родительских прав;
  • соглашаться или нет со своим усыновлением, передачей в приемную семью, назначением опекуна.

Подводя итоги, можно утверждать, что права ребенок приобретает по мере взросления, поэтапно. В малолетнем возрасте он имеет право на жизнь и свободу, личную неприкосновенность и социальную защиту, имя и гражданство, семью и образование, первоочередную помощь и защиту, выражать свое мнение и пользоваться имущественными правами.

Обязанности детей малолетнего возраста

Следующий вопрос, который необходимо прояснить, касается того, до какого возраста малолетние дети не имеют обязанностей. Вообще, весь период с 0 до 14 протекает под девизом «Больше прав и меньше обязанностей». Тем не менее, первые юридические обязанности появляются у ребенка в тот момент, когда он начинает посещать начальную школу. Дошколятам обязанности устанавливают родители и другие члены семьи. Здесь следует говорить об уважении к старшим и домашних бытовых обязанностях, к которым ребенка необходимо приучать как можно раньше. А с 6,5 - 7 лет у ребенка появляются следующие юридические обязанности:

  • ежедневное посещение школы;
  • соблюдение устава школы, где прописаны все права и обязанности учащихся и учителей;
  • участие в образовательном процессе, выполнение домашних заданий;
  • бережное отношение к школьному имуществу (родителям следует помнить, что за порчу школьного имущества они несут непосредственную ответственность);
  • соблюдение правил внутреннего распорядка школы;
  • уважение чести и достоинства всех членов школьного сообщества.

Обязанности родителей

Поскольку малолетними считаются дети в возрасте до 14 лет, в этот период за них несут ответственность их родители, законные представители. На них лежат следующие обязанности по отношению к детям:

  • материальные;
  • воспитательные;
  • здоровьесберегающие;
  • образовательные.

Собственного представления обо всех родительских обязанностях недостаточно, они четко регламентируется соответствующими законами и их несоблюдение влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Получение паспорта в 14 лет

По достижении ребенком 14-летнего возраста, то есть в тот момент, когда понятие «малолетний» теряет свою юридическую силу, он обязан получить паспорт РФ. Срок получения документа ограничен 30-ю днями с момента наступления дня рождения. Ребенок должен иметь российское гражданство. Перечень документов, необходимых для оформления документа следующий:

  • оригинал свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий гражданство;
  • 2 фотографии;
  • квитанция об оплате гос. пошлины;
  • заявление на выдачу паспорта.

Ответ на вопрос: «До какого возраста дети малолетние?» можно перефразировать следующим образом: до тех пор, пока не получат паспорт.

Подростковый возраст

Начало подросткового возраста с физиологической точки зрения происходит в 12 лет. У юристов свое определение. На вопрос о том, до какого возраста ребенок малолетний по закону, каждый правовед ответит - до 14. А после он становится по закону несовершеннолетним подростком. Подросток получает паспорт, может начать официальную трудовую деятельность с заведением трудовой книжки, открыть в банке счет и карту на свое имя, получать заработную плату безналичным способом, обращаться в суд, участвовать в приватизации. За неправомерные действия его ожидает административная и уголовная ответственность.

Совершеннолетие

В разных мировых сообществах понимание того, до какого возраста дети малолетние, может существенно отличаться. Так, совершеннолетие происходит в различных государствах по-разному: где-то в 19 лет, а где-то в 21. В Российской Федерации ребенок становится совершеннолетним в 18 лет. Он признается полностью дееспособным и самостоятельно отвечает за свои поступки перед законом. Может пользоваться всеми правами и обязанностями взрослого человека: покупать алкогольно-табачную продукцию и голосовать на выборах, появляться в ночное время суток на улице без сопровождающих его взрослых людей и нести административную или уголовную ответственность за проступки, трудиться полный рабочий день и вступать в права наследования. Очень важно владеть исчерпывающей информацией о своих правах и обязанностях, быть грамотным и ответственным гражданином.

Конституционно-правовой статус малолетних

В РК и малолетний возраст ребенка, и несовершеннолетний четко прописаны. Юридическое значение понятия «малолетний» подразумевает причастность к отдельной категории субъектов с особенным специальным конституционно-правовым статусом. Понимание необходимости особенного отношения к малолетним детям осуществлялось на протяжении тысячелетий: начинаясь с отождествления ребенка с вещью, красной нитью проходя через насилие над ним, приводящее зачастую к необратимым последствиям. Наконец, постепенно привело к пониманию того, что только гуманное отношение к детям может сформировать в них лучшие человеческие качества, а соответственно, приведет к прогрессивному развитию всего человечества. Наделение малолетних специальным конституционно-правовым статусом, их определение в особенную группу, находящуюся под защитой государства, относится к созданию специального вида общественных отношений по защите прав, свобод и законных интересов малолетних и несовершеннолетних детей. Ими занимается ювенальная юстиция.

Немного об ответственности

Ответственность - это желание и способность принимать на себя такие обязательства, которые позволяют самостоятельно проживать свою жизнь, заботиться о себе. Ответственность бывает:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Никакой вид ответственности нельзя отождествлять друг с другом, у каждого из них своя специфика. Зная, до какого возраста дети малолетние по УК РФ, можно судить о том, какие у них обязанности перед государством и обществом. По мере взросления объем прав ребенка увеличивается, ответственность за их соблюдение возрастает. Родительская ответственность обратно пропорциональна его взрослению, то есть чем старше ребенок, тем меньше за него и его поступки отвечают родители.

Законы о правах ребенка

Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:

  • Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
  • Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
  • Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
  • Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
  • Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.

Вопросы и проблемы сна – одни из самых актуальных для родителей. Важность полноценного отдыха для детей трудно переоценить, однако несформированность нервной системы и некоторые внешние причины часто мешают малышам спать согласно «положенному» по возрасту режиму. Дневной сон порой ставит мам в тупик: ребенок категорически отказывается укладываться или, если все-таки заснет, долго не может успокоиться вечером. До какого возраста ребенку нужен дневной сон с точки зрения физиологии? Почему дети спят в детском саду и не спят днем дома? Стоит ли настаивать на укладывании или все же смириться с фактом, что ребенок «перерос» дневной сон?

Зачем ребенку нужен дневной сон?

Во время любого сна – как дневного, так и ночного, происходит восстановление нервной системы и всего организма после нагрузок в период бодрствования. Для детей сон особенно важен: фаза быстрого сна связана с запоминанием полученной информации, а значит, и с умственным развитием малыша; во время фазы медленного сна активизируется выработка гормонов роста. Кроме того, нервная система дошкольника еще не слишком устойчива, она только формируется, но при этом постоянно подвергается воздействию новых впечатлений, событий, информации. Лишь достаточное количество спокойного сна, ночного и дневного, может обеспечить качественную «разгрузку» нервной системы, и как следствие – сохранение здоровья и нормального развития ребенка. Дневной сон важен не меньше ночного, поскольку позволяет разделить насыщенный впечатлениями день на две части, что серьезно облегчает мозгу и нервной системе задачу по переработке информации.

Некоторые родители считают, что если их малыш «высыпает» суточную норму в 11-12 часов за ночь, то дневной сон ему не нужен. Однако в важности тихого часа для детей дошкольного возраста убеждены все педиатры и детские неврологи. Так, Владислав Ремирович Кучма - директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, утверждает:

«Сон - обязательный элемент жизни ребенка. И это не только свободное время для родителей, которые, пока малыш спит, могут заняться своими делами. Сон - естественное проявление цикла жизни ребенка, и для него характерна определенная частота. Если новорожденный спит 19 часов в сутки, то к дошкольному возрасту продолжительность сна уменьшается. Но полтора-два часа дневного сна остаются обязательными».

Различные исследования на тему дневного сна у детей доказывают: дошкольники, спящие днем, имеют лучшую концентрацию внимания, ведут себя более спокойно, требуют меньшего внимания взрослых, меньше устают и перевозбуждаются, реже болеют по сравнению со сверстниками, спящими только ночью.

Продолжительность дневного сна по возрастам

Примерное количество часов сна в соответствии с возрастом малыша, приведено в таблице.

Возраст

Сколько должен спать ребенок в сутки

Ночной сон

Дневной сон

Новорожденный

до 5-6 часов беспрерывного сна

1-2 часа через каждый час

1-2 месяца

4 сна по 40 мин-1,5 часа; всего около 6 часов

3-4 месяца

17-18 часов

10-11 часов

3 сна по 1-2 часа

5-6 месяцев

10-12 часов

Переход на 2 сна по 1,5-2 часа

7-9 месяцев

10-12 месяцев

2 сна по 1,5-2,5 часа

13-14 часов

10-11 часов

2 сна по 1,5-2,5 часа; возможен переход на 1 дневной сон

10-11 часов

Переход на 1 сон: 2,5-3 часа

12-13 часов

10-11 часов

Старше 7 лет

не менее 8-9 часов

не менее 8-9 часов

не обязательно

До какого возраста дети спят днем?

Сложно отвечать на вопрос, до какого возраста ребенок должен спать днем, поскольку такая постановка вопроса несколько некорректна. Большинство родителей понимают, что заставить маленького ребенка спать, если он не хочет – сложнейшая задача. Можно лишь стараться и прикладывать усилия к тому, чтобы режим ребенка был близок к оптимальному для его возраста.

Нервная система дошкольника находится в процессе формирования, поэтому ему сложно переносить обилие впечатлений целого дня без промежуточного «тихого часа». Поэтому неврологи рекомендуют укладывать детей спать днем вплоть до 6-8 лет . Чем младше ребенок, тем больше его потребность в дневном сне. Если старший дошкольник (5-6 лет) от отсутствия отдыха днем особенно не пострадает, для крохи младше 3 лет непрерывное бодрствование в течение 11-12 часов может вылиться в поведенческие проблемы (экспрессивность поведения, капризы, истерики), ухудшение обучаемости и даже снижение иммунитета. Поэтому родителям стоит постараться сохранять дневной сон как можно дольше. «Срывы» и отступления от режима возможны, но при настойчивости взрослых малыш будет уверен: спать днем – необходимо. Недаром в садиках большинство детей спят в тихий час, а дома, в выходные, их сложно уложить. Дело в дисциплине, в том числе и в самодисциплине родителей.

У детей 7-8 лет потребность в дневном отдыхе может сохраняться, особенно с учетом адаптации к новым умственным нагрузкам в школе. Не запрещайте ребенку спать после учебы, если он хочет. А если отказывается – по крайней мере, посоветуйте приступать к выполнению домашних заданий после небольшого отдыха (не у телевизора, разумеется).

Какова нормальная продолжительность дневного сна?

Несмотря на то, что врачи рекомендуют всем детям до 7-8 лет спать по полтора-два часа днем, некоторые малыши могут обходиться коротким сном – около часа, а то и 30-40 минутами. Стоит ли переживать родителям? Это зависит от поведения и состояния ребенка. Если он бодр, весел, активно играет, не капризничает, можно сказать, что непродолжительного дневного отдыха ему достаточно.

Что делать, если ребенок не хочет спать днем?

Родители детей, отказывающихся от дневного сна в раннем возрасте, обычно вполне обоснованно волнуются, не вредно ли это для их здоровья. Лишь в период младенчества еще можно быть уверенным, что ребенок «выспит» необходимое ему количество часов. Дети старше 2 лет имеют куда более сложные психические реакции – новые страхи, переживания и перевозбуждение часто мешают им заснуть. Длительное недосыпание может сказываться не только на поведении ребенка (капризы, раздражительность) и учебных способностях, но и на подверженности простудным заболеваниям и темпах физического и психического развития.

  • Действия родителей, желающих сохранить «тихий час» в распорядке дня ребенка, зависят от причин, вызвавших отказ от сна днем:
  1. Если малыш спит положенное ему по возрасту количество часов, но делает это «за один присест», ночью, становится понятно, почему он не хочет спать днем. В этом случае не стоит принуждать его к сну, ведь все мы знаем, что заснуть через силу очень сложно. Но все-таки стоит постараться разбить суточный сон (например, 12 часов) на два этапа: 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Это поможет ребенку быть спокойнее во второй половине дня. Установите четкий режим. Если малыш ходит в детский сад, старайтесь и в выходные придерживаться будничного графика. «Домашним» детям также стоит вставать и ложиться в одно и то же время – тогда и проблем с дневным сном не возникнет.
  2. Малыш увлечен какой-то игрой и категорически отказывается от сна: в таком случае нужно постараться плавно переключить его внимание на действия, обычно предшествующие дневному сну (чтение книги, переодевание).
  3. В состоянии перевозбуждения дети часто не могут заснуть, однако это им необходимо. Задача родителей в таком случае – «утихомирить» ребенка, заинтересовав его спокойной игрой, чтением или совместным занятием. Хорошим вариантом является такая игра во время чтения, когда родитель предлагает ребенку представить с закрытыми глазами то, что описано в книге. Постепенно малыш успокоится и сможет заснуть.
  4. Возможно, вы слишком рано укладываете ребенка на дневной сон, и он еще попросту не устал до такой степени, чтобы захотеть спать. Попробуйте сместить время сна на полчаса-час.
  5. У всех детей бывают периоды отказа от дневного сна. Родительская уверенность и настойчивость помогают ребенку вернуться к привычному режиму дня.

И еще несколько советов родителям:

  • Приучайте ребенка к дневному сну личным примером. Спать при этом не нужно, но прилечь рядом с малышом, когда он засыпает, и закрыть глаза будет не лишним.
  • Помните: процесс засыпания у детей длится дольше, чем у взрослых. 30-40 минут – это норма. Если ребенок не заснул за 15 минут, не сдавайтесь.
  • Для комфортного дневного сна ребенку необходима тишина и относительная темнота.
  • Следите за биоритмами своего чада: возможно, небольшое изменение режима поможет вам прийти к согласию насчет дневного сна.
  • Не ругайте ребенка, если он так и не заснул. Конечно, полуторачасовые попытки укладывания выведут из себя кого угодно, но все-таки постарайтесь держать себя в руках.
  • Объясняйте малышу, что сон нужен ему, а не вам. Он должен понимать, что спать днем – это не наказание, а возможность отдыха и обретения новых сил для игр вечером.
  • Если ребенок не спит, пусть, по крайней мере, поиграет в середине дня в тихие спокойные игры или послушает ваше чтение. Такой отдых не столь эффективен для разгрузки нервной системы, но лучше, чем активное бодрствование в течение всего дня.
  • Разовые отклонения от режима – это не страшно. Если вас пригласили на день рождения или другое мероприятие в середине дня, не отказывайтесь из-за строгого режима.

В заключение хотелось бы сказать: мало кто сможет предугадать, во сколько лет ваш ребенок перестанет спать днем. Но в силах родителей, по крайней мере, постараться сохранить столь полезный отдых подольше. Желаем вашим детям здоровья и крепкого спокойного сна!

Вопросы развития физических навыков у грудных детей являются одними из самых острых для родителей, особенно волнует своевременность появления того или иного умения. Очень часто мамы грудничков начинают бить тревогу из-за того, что их малыш не сидит в возрасте полугода, тогда как соседский ребенок уже вполне сносно справляется с этим. Стоит ли волноваться и с какого возраста можно начинать присаживать маленьких детей, мы расскажем в этом материале.


Когда и как малыш начинает сидеть?

Вопрос о том, когда ребенок должен начать сидеть самостоятельно, звучит несколько некорректно, ведь все дети - разные, а потому и сроки развития у каждого малыша сугубо индивидуальные. Однако среднестатистические нормы существуют, но относиться к ним следует исключительно как к примерным ориентирам, а не как к истине в последней инстанции.

Считается, что здоровый грудничок должен начать садиться в возрасте полугода, к 7 месяцам он должен освоить сидение с поддержкой, а без таковой свободно садиться ребенок должен в возрасте 9-10 месяцев.

Уверенному сидению обычно предшествуют длительный подготовительный этап, который начинается еще с периода новорожденности. Чтобы сесть, малышу нужно иметь достаточно хорошо развитые мышцы шеи, спины, рук и живота. Они помогут позвоночнику выдерживать новый тип нагрузки в виде собственного веса малыша в положении сидя. К тому же ребенку еще нужно научиться держать баланс.


Если вы заметили, что малыш научился переворачиваться и делает это достаточно часто и активно, то можете быть спокойны - скоро он сядет. Присаживаться малыши начинают по-разному. Но для всех первый этап является краткосрочным, то есть ребенок принимает положение сидя на попе, но не может удерживать нагрузку, поэтому снова заваливается на спину или на бок.

Примерно через месяц после начала первых попыток ребенок учится сидеть с поддержкой, а еще через месяц-полтора и без нее. Примерно в 8 месяцев ребенок может довольно долго провести сидя, играя, некоторые даже пытаются встать на четвереньки и начать ползать.

Родителям бывает очень трудно находиться в режиме ожидания, и они все время стараются вмешаться в естественные природные процессы и помочь ребенку сесть быстрее.

Торопить кроху не нужно, он развивается согласной собственной программе, вмешательство в которую может навредить его физическому развитию и здоровью.


Факторы влияния

Если природа диктует свои условия, то почему эти условия для разных детей разные: один ребенок начинает садиться самостоятельно лишь после 9 месяцев, а другой пытается сесть в пять? Дело в факторах влияния, которые накладывают свой отпечаток на скорость освоения новых умений и навыков.


Давайте рассмотрим их более подробно.

  • Состояние здоровья. Малыши, которые появились в срок, не имеющие в анамнезе родовых травм, гипоксии, ишемии, дисплазии тазобедренных суставов и врожденных заболеваний, садятся традиционно раньше. Ослабленные и часто заболевающие дети в физическом развитии могут отставать от своих более крепких ровесников. Неврологические нарушения, даже незначительные, тоже снижают скорость обучения новым навыкам. Самый сильный из этих факторов - недоношенность. Это не означает, что ослабленные или недоношенные дети отстают в развитии, им просто требуется чуть больше времени для адаптации к окружающему миру и для развития их костно-мышечной системы.
  • Вес ребенка. Пухлые детишки выглядят умилительно, но лишний вес еще никому не помогал легче выдерживать физические нагрузки. Это распространяется и на грудничков. Малыши с нормальным весом и худощавые детки (доношенные) обычно садятся и начинают ползать раньше своих пухлых ровесников.
  • Темперамент. Собственные черты характера у плода появляются еще в период беременности, а уж после рождения без труда можно определить, кто есть кто. Флегматичные и меланхолически настроенные дети садятся позднее по причине некоторой лени и медлительности, свойственных им. А вот холерики и сангвиники стремятся двигаться больше и в итоге раньше осваивают новые умения.
  • Окружающая среда и мотивация. Этот фактор - единственный, который зависит от родителей, и то частично. Так, ребенок, которому дают свободу, не ограничивая его постоянно манежем или пределами детской кроватки, начинает садиться раньше. Если у малыша нет острой потребности и желания сесть, он не будет торопиться. А потому родителям вполне по силам создать такую мотивацию, например, подвесив игрушку так, чтобы достать ее можно было только в положении сидя.
  • Влияет и наследственность. Если мама и папа в своем детстве тоже были «поздними» детьми, то рассчитывать на стахановское опережение всех мыслимых и немыслимых сроков их собственным чадом по меньшей мере неправильно.

О половых особенностях

Считается, что девочки развиваются раньше, что они менее ленивы и быстрее учатся новым движениям. В то же время считается, что мальчиков можно присаживать раньше, поскольку у девочек половая система устроена так, что присаживание до 7 месяцев может привести к последующему во взрослом возрасте бесплодию. Оба утверждения не соответствуют действительности.

Костная и мышечная системы, а также суставная и хрящевая ткани развиваются вне зависимости от пола человека. Да и вопрос о медлительности мальчиков довольно спорный. Медицина не имеет доказательств тому, что девочки развиваются быстрее. В период, предшествующий пубертатному периоду, и во время полового созревания, разница, действительно, есть, но обусловлена она разными половыми гормонами. Дети же первого года жизни развиваются одинаково.

Присаживать и мальчиков, и девочек, не рекомендуется до полугода. Многие педиатры вообще не рекомендуют высаживать детей до тех пор, пока те не сядут самостоятельно.

Если кроха сделает это рано - в 5 месяцев, например, препятствовать ребенку не нужно. Но и заставлять ребенка сидеть, если он не может, нельзя.


О присаживании

Говоря о присаживании, нужно четко понимать, что это такое. В народе ошибочно называют присаживанием и посадку чада между подушек, и вертикализацию на руках у мамы.

Правильно называть присаживанием относительную вертикализацию, при которой позвоночник ребенка не располагается под прямым углом к тазу. Иными словами, держать малыша на руках вертикально, прижимая к себе спинкой, – это вариант правильного присаживания. Уложить ребенка в коляску и примерно на 45 градусов приподнять дно коляски - это тоже правильно.


Понять, что малыш «созрел» для присаживания, несложно: карапуз начнет крутиться и пыхтеть лежа в кроватке или коляске, пытаться приподняться на локтях. Мама должна помнить, что пока чадо не готово к сидению, вертикально держать нужно с обязательной поддержкой под попу ладонью.

Если сажают малыша на колени, взрослый должен не сидеть прямо, а полулежать. И тогда нагрузка на позвоночник будет существенно уменьшена.

К сожалению, мамы не часто вдаются в нюансы словообразования, и под понятием «присаживать» подразумевают принудительную вертикализацию ребенка, посадку. Делать этого врачи не советуют вообще. На неокрепший позвоночник, суставы, мышцы, ложится несоразмерная для них нагрузка. Последствиями могут быть нарушение осанки, сколиоз, вывихи, подвывихи и переломы тазобедренных суставов, травмы костей малого таза (особенно опасно для репродуктивной функции и общего здоровья девочек), деформация конечностей, неправильная постановка стоп в будущем, возникновение компрессионных изменений позвонков, межпозвоночных грыж.

Поэтому присаживать в смысле «сажать ребенка» можно не раньше, чем он сам научится сидеть.


Запрещенные действия

Чтобы обезопасить ребенка, многие врачи, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, рекомендуют родителям оставить ребенка в покое. Он сядет тогда, когда он сам будет к этому готов, когда он сам сможет.

При желании можно делать гимнастику, включая в нее упражнения для развития спины, шеи, рук и живота. Полезны массаж и прогулки, купание и закаливание, отсутствие принуждения в приеме пищи.



Родители должны знать, что начинать вертикализацию с применением прыгунков или ходунков очень опасно. Эти устройства заставляют ребенка находиться в положении, которое нельзя считать естественным для его возраста, а потому вертикальная нагрузка будет очень существенной. Какими бы яркими и заманчивыми ни были прыгунки в детском магазине, помните о том, что они не просто вредны, они потенциально опасны для здоровья вашего чада.

Если ребенок начал присаживаться, на стадии кратковременного сидения следует обезопасить его от ударов при падении. Падать малыш будет обязательно, а потому нужно обложить его подушками или пуфиками, а также постоянно находиться рядом, чтобы исключить нештатные ситуации, например, механическую асфиксию, которая может случиться, если упавший малыш застрянет между подушками.


На что следует обратить внимание

  • Поза ребенка при попытках сесть может быть любой. Одни малыши опираются на ладошку, другие на две руки, третьи - на локти, а четвертые присаживаются только после того, как примут позу на четвереньках. Не пытайтесь исправить детский способ достижения цели - он делает это так, как ему удобно.
  • Когда ребенок начал сидеть, обратите внимание на его позу. Круглая спина с опущенными плечиками говорит о том, что у малыша слабоваты мышцы шеи и спины. Если малыш заваливается назад, нужно начинать укреплять мышцы живота, пресс. Если падает он на бок, надо укреплять мышцы живота и косые боковые мышцы. На помощь родителям придут комплексы упражнения для каждой отдельной мышечной группы. Нельзя разрешать ребенку сидеть на коленках с выворотом наружу. W-образная посадка травмирует тазобедренные суставы.
  • Если у ребенка в 9 месяцев не наблюдается даже попыток присесть самостоятельно, обязательно покажите его неврологу, ортопеду и педиатру.


О том, с какого возраста можно присаживать ребенка, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Лучшие статьи по теме