Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Знаки зодиака
  • Святочные гулянья. Ртбчпумбчоще упвщфйс тпцдеуфчеоулйе учсфлй. Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

Святочные гулянья. Ртбчпумбчоще упвщфйс тпцдеуфчеоулйе учсфлй. Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

Православное Рождество Христово

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю, встретят Рождество Христово 7 января.
Армянская апостольская церковь, живущая по собственному календарю, встречает Рождество в ночь на 6 января.
В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.

В Церквах Восточных до IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе Божественной Благодати, отчего и назывался Богоявлением. Первоначальным основанием праздновать Рождество 6 января служило не историческое соответствие этого числа дню Рождества Господня, который и для древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между Первым Адамом и Вторым Адамом. Второй Адам, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в те же дни, в которые родился и умер первый Адам (т.е. родился 6 января)... С IV века между Восточными и Западными Церквами устанавливается единство относительно времени празднования, именно - 25 декабря. Впервые праздник был введен в Церкви Константинопольской около 377 года по указанию императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святому Иоанну Златоусту, а отсюда он распространился по всему Востоку.

Во многих странах Рождество остаётся государственным праздником, либо этот день объявлен выходным. Правительства этих стран подвергаются критике за декларативный характер приверженности принципам свободы вероисповедания и отделения церкви от государства.

Рождение Иисуса

Прежде чем достичь вочеловечивания, которое бы вполне отразило Его сущность, великий Дух (Кришна в эпоху Коляды) исполнил подготовительный спуск, воплотившись около 7000 лет назад в Гондване (острова в Индийском океане). Там он был великим учителем. Однако человечество ещё не было готово принять духовность, низливающуюся через воплощённый Логос. Было основано лишь глубокое и чистейшее эзотерическое учение, брошены первые семена, перенесённые ветрами истории на почв других стран и культур: в Индию, в Египет, в Китай, в Иран, в Вавилонию. Воплощение Логоса в Гондване ещё не носило характера такой полноты, какая позднее проявилась в Иисусе Христе; оно было, в сущности, подготовкой...

Народ, культура, страна, долженствовавшие стать ареной жизни Христа, определились не сразу. Как необходимое условие нужен был чёткий монотеизм, исповедуемый не единицами, а воспринятый уже массой народа. Без этого отсутствовала бы психологическая почва, необходилюбовмая для восприятия откровения Бога-Сына. Географические и исторические условия, определившие культурный и религиозный характер народов Индии и Китая, не дали монотеистической идее способов проникновения в сознание народных масс. Монотеистическое учение Лао-Цзы, и такие же тенденции в брахманизме остались почти эзотерическими доктринами. Всё ограничивалось духовными восхищениями отдельных высоких душ и уединёнными теософскими спекуляциями. Будда, как и Махавира, считал, что в деле спасения человек должен полагаться только на самого себя.

В XIV веке до н.э. была произведена первая в мировой истории попытка сделать отчётливо формулированный солнечный монотеизм всенародной религией. Это произошло в Египте фараоном-реформатором Эхнатоном. Он до сих пор возвышается над горизонтом минувших веков, как образ одного из первых пророков в истории. «И никто не знает Тебя, кроме сына Твоего, Эхнатона!» Попытка Эхнатона претерпела, как известно, крушение. Не только основанный им культ, даже само имя реформатора было стёрто с анналов египетской истории. Вместе с крушением этого замысла и с длительным, устойчивым господством многобожия выпал из числа возможных арен воплощения Христа также и Египет.

Для ясного единобожия не смог развиться и маздеизм в Иране. Вина в этом лежит на государстве Ахеменидов, которое сумело затормозить всякое духовное развитие, вызвать окостенение религиозных форм маздеизма, заглушить его мистику, окаменить этику, направить не на религию, а на себя поток эстетики, а душевную энергию сверхнарода переключить на создание великодержавной государственности. Когда эта империя наконец пала и Соборная Душа Ирана была на короткое время освобождена, сроки были уже упущены.
© Даниил Андреев - "Роза Мира"

"Дух Господень на мне; ибо Он помазал меня нести благую весть нищим, и послал меня исцелять разбитые сердца, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное"

Марии подыскали жениха – 48-ми летнего плотника Иосифа, родом из города Вифлиема. У Иосифа умерла жена, и у него было четверо детей. Иосиф обручился с Марией, подписав брачный контракт. По обычаю до свадьбы невеста ещё жила в доме своих родителей, то есть в данном случае Мария оставалась жить при храме. До свадьбы жених с невестой не вступали в интимные отношения.

Когда Иосиф увидел Марию, то её беременность уже была видна. Мария стала объяснять Иосифу, что произошло непорочное зачатие, её посетил святой человек, которого она видела в снах. Иосиф ей не поверил, он был взбешён и рассержен. Он хотел разорвать брачный контракт и отказаться от невесты, бросить её и уйти от неё подальше. И тут ему приснился сон. Тот же самый мужчина, который приходил в видениях Марии – Илья-пророк, сказал ему, что он должен взять эту женщину себе в жёны. Она родит необыкновенного ребёнка, который станет Иосифу ближе собственных родных детей,- это будет божественный мальчик…
Иосиф был человеком верующим, богобоязненным. Он воспринял этот сон как знамение свыше и дал соглашение на брак. В те времена люди верили в вещие сны, считая, что таким образом Бог сообщает человеку о своей воле, и полностью им доверяли.
Марии в тот момент было 14 лет, Иосифу – 48.

Иосиф в полудрёме лежал на топчане во дворе дома, когда ему неожиданно приснился сон – неведомый человек сообщил Иосифу, что скоро у того родится сын и этому сыну в младенчестве будет сильная угроза жизни. Чтобы избежать этой опасности, Иосиф с женой должны скрыться от людей.

В Библии же говорится, что: - Иисус родился в иудейском городе Вифлиеме во время правления царя Ирода. Евангелие Матфея 2.

Иосиф немедленно перевёз жену из города Назарета в его окрестности – в летний домик на пастбище. Мария должна была рожать в обстановке полной секретности. Никому не следовало знать точно – где и когда появится на свет этот ребёнок.
Симеон посетил Иосифа и Марию в Назарете, он предсказал, что роды будут очень тяжёлыми, болезненными, но мальчик выживет.

Роды начались внезапно. Трое суток Мария находилась на грани жизни и смерти, не было никакой гарантии, что ребёнок выживет. Бабка-повитуха Гелома позвала буквально спасли новорожденное дитя, которое появилось на свет ровно в 4 часа утра 7 января 4 года до н.э. Иисус родился не в Вифлееме, а в 7-ми километрах от Назарета. Чтобы доказать, что Иисус претендовал на царский престол в Евангелия были добавлены якобы настоящие родословные Иисуса, из которых следовало, что он принадлежал к царскому роду и мог претендовать на иудейский трон. На самом же деле Иисус был родом из простой семьи, в его жилах не текла царская кровь, и он никогда не хотел стать Царём Иудейским.


Икона Рождество Христово
Сюжет рождественских икон почерпнут из Евангелий и апокрифов. Благочестивой Эммерих (ее почитали католики), было видение: когда пришел час рождения, Мария встала на колени, скрестила руки на груди, обратила лицо к востоку. Вдруг ее объяло пламя, грот озарил ярчайший свет – Марии открылся путь, ведущий на небо, а в небесах – ангельские хоры. Пораженная зрелищем, она опустила глаза вниз и увидела на своих коленях младенца. Богоматерь спеленала его, положила в ясли-кормушку для вола и осла.
Рождество Иисуса Христа, каким видела его благочестивая Эммерих, писали западно-европейские живописцы, например, великие немецкие художники Грюневальд, Дюрер и др.; русские иконописцы придавали событию не столько мистическое, сколько символическое значение.
В центре композиции они представляли пещеру в виде горок с большим темным входом, указывая тем, что событие происходило внутри пещеры; в проеме ее белели ясли с младенцем, а над ними – склоненные головы вола и осла. Однако осел на Руси животное редкое, его мало кто видел, поэтому рисовали вола и лошадь. Мария возлежала на ложе, на иконах конца XVII – нач. XVIII века – сидела в знак безболезненного рождения младенца.
С рождением Иисуса Христа, как сказано в Евангелии, на небе появилась огромная звезда, она сияла с такой силой, что вызвала удивление. Отцы церкви считают, что звезда эта была ангелом и вела поклониться родившемуся Богу «мудрость» - волхвов и «простоту» - пастухов. Над пещерой завезда остановилась.
Композицию иконы венчает «вифлеемская звезда». Волхвы изображались пешими или конными, с дарами. В выборе даров толкователи Евангелия видели таинственное предзнаменование. «Принесоша ему, - объяснял митрополит Дмитрий Ростовский,- - злато, яко царю; ливан, яко богу; смирну, яко человеку смертну». Пастухам на иконе, в соответствии с евангельским тесктом, благовестил Ангел. Не отказались иконописцы и от апокрифической бабы Соломии с помощницами. Ее представляли в правом нижнем углу ковчега, вместе с девушками-прислужницами она готовилась мыть новорожденного. Правда в XVIII веке, когда в русской иконописи появилась новая иконография Рождества, утверждающая безболезненное рождение младенца, надобность в повитухе отпала, Соломия исчезла из иконописных композиций.
Благочестивого Иосифа «обручника» представляли объятого сомнениями; сомнения олицетворял старец-пастух, одетый в шкуру.

Мальчик родился очень слабым и болезненным, весом 1900 граммов. Две бабки-повитухи натёрли его специальным настоем из трав и завернули в овечью шкуру так, что наружу выглядывало только сморщенное личико малыша.

О Рождестве в Канонических текстах

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея 1 глава):
Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк.2:4-7)

Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сириейуправлял Квириний (Лк.2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары - золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф.2:16).

Кстати, царь Ирод умер в 4 г. до н.э., и никакого побега Иосифа с Марией и Иисусом в Египет не было. А вся история о царе Ироде была позднее вставлена в Святое Писание римскими священниками. История о приказе царя Ирода была взята из жизнеописания индийского Кришны.

Пастухи навещают новорожденного Иисуса

В момент рождения Иисуса небо озарилось непонятными яркими вспышками. Пастухи, работавшие у Иосифа, напуганные столь необычным зрелищем, поспешили к дому хозяина. Там они и узнали благую весть спустя всего лишь два часа после рождения. Иосиф выставил на радостях угощение для гостей.


Пастухи навещают новорожденного Иисуса
В XVIII столетии иконописцы одевают волхвов в пышные иноземные платья, пастухам вручают затейливые музыкальные инструменты и заставляют так жестикулировать, что изображаемое на иконах напоминает театральное действие. И не удивительно: Рождество Христово – один из любимых сюжетов школьной драматургии. «Рождественская драма» митрополита Дмитрия Ростовского с большим успехом шла на сценах духовных семинарий.

Пастухи носили непривычные для иудейского уха имена - Мельхиор, Балтазар и Гаспар. Это были германцы, доставшиеся Иосифу при распределении пленных рабов.
Мельхиор на самом деле была женщиной, но с очень мужеподобной фигурой. Она доила коров и коз, а двое мужчин, Балтазар и Гаспар, работали пастухами, пасли скот.

Индийский царь делает подарки Иисусу

В то самое время в Назарете гостил один из индийских царей, возвращавшийся из путешествия в Египет. Индия в то время не была единым государством и состояла из множества мелких царств.
Старец Симеон встретился с этим царём, долго с ним беседовал и предсказал ему будущее. Индиец был поражён тем, с какой точностью иудейский пророк описал царю его жизнь прошлое и настоящее. После этого Симеон сказал царю следующее: "Сейчас в Назарете родился ребёнок по имени Иисус, который в будущем станет Мессией и объединит многие народы одной верой. Этот человек будет путешествовать по всему миру и однажды будет у вас в гостях в Индии. Он придёт в ваш дворец тогда, когда вас постигнет великое горе. Ваш сын будет умирать от страшной болезни. И только Иисус сможет его спасти и вылечить".
Эти слова проивели синое впечатление на царя. Многое из того, что говорил Симеон ранее, соответствовало правде, поэтому царь с большим доверием отнёсся к словам старца.
Царь взял с собой четырёх человек из свиты, и Симеон повёл всех к месту рождения Иисуса. Старцу было видение о рождении Иисуса, и он знал, где именно его следует искать.
Индиец сделал Иисусу поистине царские подарки - золото, богатые наряды и дорогие благовония. Самым главным подарком стал драгоценный перстень с родовым гербом царя.
Когда Иисус будет в Индии и зайдёт к царю, именно по этому кольцу он и будет опознан.
Мария убедила Иосифа никому не говорить о родившемся сыне. Все свидетели рождения понимали, что эту тайну следует хранить надёжно.

Появление Иисуса в храме

По прошествии 8 дней согласно иудейскому обычаю младенца обрезали и дали ему имя - Иисус.
По законам Иудеи женщина после родов не могла даже прикасаться к священным предметам. На сороковой день после рождения мальчика по закону полагалось провести обряд очищения матери. Родители вместе с ребёнком должны были посетить храм в Иерусалиме и принести жертву Богу. Богатая женщина должна была принести однолетнего агнца и молодого голубя; жертва бедной выглядела скромно – два молодых голубя.
Когда Иосиф и Мария с Иисусом пришли в храм, их там уже ожидал старец Симеон, 113-летний праведник.
Увидев Иисуса, Симеон воскликнул: "Хвала Господу, что я дождался этого!"
Вместе с Симеоном находилась 84-летняя пророчица Анна, которая также возрадовалась встрече с Иисусом. Анна предсказала, что у этого ребёнка будет тяжёлая судьба и ему уготовано спасти мир.
Анна сделала ещё одно пророчество - когда Иисусу будет три с половиной года, то Иосифу с семьёй нужно будет совершить поездку в Египет. Это путешествие принесёт им удачу, и они вернутся оттуда с крупной суммой денег.
Это событие произошло 15 февраля в 4 году до н.э. (праздник Сретение Господне).


Икона «Сретение»
Был другой обычай: если в семье рождался первенец, над ним свершали обряд посвящения Богу, в память изведения евреев из Египта. Священник принимал дитя на руки, обратившись к алтарю, поднимал его, как бы вручая Богу. Этот древний иудейский обычай и запечатлен на иконах «Сретение»
На иконе «Сретение» живописцы писали Марию с младенцем, Иосифа с горлицами, Анну пророчицу, старца Симеона (иногда младенца держит он, приняв его с рук Марии). Со второй пол. XVII века композиция «Сретения» усложняется обилием бытовых деталей.

Поездка в Египет

Иосиф взял Иисуса и Марию, и они ночью ушли в Египет. Там они пробыли до тех пор, пока Ирод не умер. Евангелие Матфея 2. Весь рассказ о том, что царь Ирод Великий, узнав о рождении Иисуса, приказал убить всех младенцев в городе Вифлиеме, изложенная в Евангелии от Матфея был полностью выдуман римлянами. Ироду было в то время около 70 лет, и через несколько месяцев после рождения Иисуса он умер от страшной болезни.
Иосиф со своим семейством совершил поездку в Египет, но она никоим образом не была связана с Иродом и состоялась спустя несколько лет после рождения Иисуса и смерти Ирода (умер в 4 г. до н.э.).

Когда Иисусу исполнилось три с половиной года (1 году до н.э.), Иосиф, помня о пророчестве Анны, собрался в поездку в Египет. Он к этому времени уже перестал сомневаться в предсказаниях и относился к ним серьёзно. Он взял с собой и Марию, которая в это время была беременна вторым ребёнком.


Икона «Вифлеемские младенцы»
11 января - день памяти четырнадцати тысяч Вифлеемских младенцев.

Икона «Избиение Вифлеемских младенцев»

Икона «Явление Ангела Иосифу»

Икона «Бегство в Египет».
Иконы конца XVII-XVIII веков подробно рассказывали не только о самом Рождестве, но и событиях, связанных с ним. К их числу относятся «избиение младенцев», рассказывающее о том, как царь Ирод (умер в 4 г. до н.э.), узнав о рождении Божественного младенца, которому суждено стать «царем иудейским», приказывает воинам убить всех новорожденных в Вифлееме. Воины исполняют приказ Ирода; их злодейства показывает сцена «плач жен». Однако Иосифу явился Ангел, повелел взять Марию, новорожденного Христа и, спасаясь от Ирода, бежать в Египет. Композиции так и называются: «Явление Ангела Иосифу», «Бегство в Египет».

В одном египетском городе они попали на интересное, не виданное раньше зрелище: бои гладиаторов с дикими животными – львами и тиграми,- которые проходили на арене местного колизея. В деревянном амфитеатре на первых рядах сидели рабы и слуги, а знать располагалась на верхних ярусах. Арена с дикими животными была огорожена слабеньким забором, и в любой момент какой-нибудь зверь мог броситься на публику, поэтому сидевшие в первых рядах служили как бы живым щитом между хищниками и знатью. Иосиф и Мария, сидевшие на первых рядах, настолько были увлечены захватывающим зрелищем, что напрочь забыли об Иисусе. А тот, затерявшись между зрителями, неожиданно пролез сквозь дырку в ограждении и вышел на арену к диким хищникам. Весь колизей просто ахнул от страха – маленький трёхлетний ребёнок стоял возле разъярённых тигров и львов, которые могли разорвать его в мелкие клочья. Однако произошло невероятное чудо. Звери вопреки всем ожиданиям не стали трогать ребёнка. От Иисуса исходило сияние необычайной силы, незаметное для человеческого глаза, но животные в отличие от людей это сияние видели и чувствовали силу и энергию, исходящую от этого мальчика. На глазах у многотысячной толпы зрителей львы и тигры подошли к Иисусу и мирно улеглись у его ног. Свидетели этого чуда были в полном замешательстве и восторге. Правитель города, видевший всё это своими собственными глазами, приказал щедро одарить удивительного мальчика. Иосиф с семьёй вернулся из Египта с большой суммой денег.

В этой поездке Мария родила ещё одного мальчика, которого назвали Иудой. Это событие произошло в небольшом селении Кариот. Позже, когда мальчик вырос к нему пристало прозвище – .

ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Накануне Рождества

Назван этот день по обычаю строго поститься "до звезды" и вкушать вечером (для подкрепления сил перед дивной и торжественной службой) сочиво - сваренные в меду зерна пшеницы. Варились в этот день кисели и компоты, и дети, нетерпеливо поглядывая на вечереющее небо, искали звезду, по-детски принося свои первые жертвы являющемуся в мир Богомладенцу. Красивы и благочестивы эти обычаи русской старины. Но не это составляло суть праздника для православной души. Не очень разбираясь в премудрости богословия, не всегда зная во всей полноте Священное Писание, знали и глубоко переживали на Руси, храня в самой глубине души, великую истину: нас ради, человек, и нашего ради спасения. Присносущный и Вселюбящий Бог сходит в эту святую ночь с Небес, покидая невообразимо светлое и прекрасное Свое Царство, чтобы стать на земле Младенцем, вырасти, испытав все немощи человеческого тела, принести людям Благую весть об искуплении - и умереть за них: за каждого в отдельности и за всех вместе. И воскреснуть, взойти на Престол Славы - и открыть дорогу обновленному, рожденному для Вечной жизни человеку.

День навечерия Рождества Христова проводится в строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные водой, либо постная каша и овощи. Пост хранится до вечерней звезды, в знак воспоминания звезды Вифлеемской.

Сочельник - это прежде всего семейной ужин. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе; и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно быть двенадцать. Непременным украшением была праздно-наряженная елка с зажженными свечами и подарками под ней.

Сочельником заканчивается Рождественский пост; в самый день праздника Рождества верующие разговляются (то есть вкушают скоромную, не постную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - пост в среду и пятницу отменяется.

Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками.

В светской культуре Рождество связывают прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний.

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них - «Славим Его!».

СВЯТКИ

Они наступали после Рождества Христова и длились две недели. По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Во время святок устраивались веселые маскарады. Этот обычай завез в Россию из Европы Петр I.

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились. Собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

Как проводить святки

12 дней Святок - святые дни , а не время безудержного разгула. Это гостевой период, когда мы все ходим друг к другу в гости, навещаем родственников, близких, духовника, например.
В некоторых приходах в святочные дни принято ходить по домам немощных, больных людей - петь рождественские песнопения, колядки, приносить небольшие подарки, гостинцы.
Святки - это особое праздничное время после Рождества и до Крещенского сочельника. Но, к сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения.
Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Ту, от которой родился Спаситель.
Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова.
На Святки отменяются все посты, трапезы обильны, разнообразны. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки.
По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями": гаданиями переодеваниями в шутовские костюмы и т.д.

Дорогой мой человек!
С Рождеством Христовым!
Пусть твой мир и пусть твой век,
Будет не суровым.

Божья хлынет Благодать,
С Рождеством Христовым,
Славим праздник Рождества,
Каждый век мы снова,

В Храмах звон колоколов,
Слышны песнопенья,
И молитвы всех псалмов,
Твой славят День Рожденья!

Ты отраду нам принес,
Свое Благословенье,
И в жару,в лютой мороз,
Всем принес Спасенье!

Молим-Господи прости,
Наше нераденье,
Все грехи нам отпусти,
Для душ наших Спасенье!

© Copyright: Инесса Белобородько

Что подарить на Рождество?
Стихи детям о Рождестве. Католическое Рождество Христово.





Copyright © 2015 Любовь безусловная

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Рождество Христово - это день примирения, доброты, миролюбия

две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (06.01) до Крещения (19.01).

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, дата которого приходится на середину святочного периода. Отличительной особенностью СВЯТОК является повсеместно соблюдаемый запрет работать (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла - «святые вечера».

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет СВЯТКИ из всего календарного года. Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день СВЯТОК на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения .

Языческие святки сопровождались гаданиями , которые со временем превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий -), а такузнать о девичьей судьбе. Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баняже снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос).

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий .

Как священные гости и посланники с неба воспринимались и участники святочных колядных обходов. Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров. Известные у всех славян представления о том, что благосостояние семьи в текущем году находится в прямой зависимости от одаривания колядующих, определяли характер взаимоотношений между ними и хозяевами посещаемых домов.

Мнение церкви о святках

Как проводить святки.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова .

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления . Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя , бывших в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака.

Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь , заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".

Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Это период радости и веселья, массовых гуляний и народных традиций. Как правильно, «по-православному», провести святки? Какие святочные традиции соблюдать нужно, а какие нет? Какие из них соответствуют церковному Преданию, а какие имеют откровенно языческое происхождение? Давайте разбираться.

Достойно встретить Рождество

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, цель которого – подготовить верующих к достойной встрече родившегося в мир Спасителя. Ушедший XX век усугубил этот пост тем, что теперь он стал включать в себя и столь любимый многими Новый год. Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество?

Самое важное в праздновании дат церковного календаря – это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь – вот главное, что необходимо сделать в этот праздник.

Нести свет Рождества

Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!

Не впадайте в крайности

Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Радоваться и веселиться – хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста – это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем.

Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья». И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека?

Не гадайте

Святки – это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам.

Всем, кто хочет погадать на святках (да и вообще в любое время), напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».

Такие вот последствия у «безобидной народной забавы».

Колядовать или нет?

Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся.

Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам. Но есть колядки с явно нехристианским содержанием. Например:

Кто даст пирога ,
Тому двор живота ,
Овин с овсом ,
Жеребца с хвостом .
Кто не даст пирога ,
Тому куричья нога ,
Гроб да лопата ,
Корова горбата !

Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи».

Еще одна вещь, которая смущает православного христианина в колядках. Все-таки славление Христа по домам – это шествие христиан. Есть странная традиция надевать самые странные и страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. Такое «колядование» – это уже не прославление Христа, а настоящий парад нечисти!

Всегда радуйтесь

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18) – говорит нам Священное Писание. Всех ещё и ещё раз с великой радостью Рождества Христова! Главное только, в любой радости быть внимательным. Иначе можно «по случайности» предать родившегося в мир Спасителя.

Вконтакте

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад – в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, – Рождество. В детстве таким явилось – и осталось.

Иван Шмелев. «Лето Господне»

Святки – с 7 по 17 января

– Отец Александр, расскажите, как правильно проводить святки? Часто получается, что это время становится временем духовного расслабления за телевизором и невнимательной духовной жизни…

– Святки – это время от до праздника Крещения Господне. Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает праздник развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, . Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова.

Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» – говорит пророк Давид. И Господь это приветствует.

А вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.

– Как святки проводят в вашей семье?

– Нам сейчас уже вместе собраться непросто (в семье протоиерея Александра и матушки Марии 12 детей и уже 34 внука – прим. ред .), но мы стараемся собираться на святках чаще.

Рождество – это детский праздник, и радость этих дней обязательно нужно передать детям. Как тонко заметил Достоевский, даже если жизнь развернет человека в другую сторону, то в минуту трудную может, как озарение, всколыхнуться детское впечатление и оказаться спасительным и поможет принять правильное решение.

«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).

Поэтому яркие детские впечатления должны быть соединены с праздниками, несущими духовную нагрузку.

Святочные гуляния

– А как вы относитесь к возрождениям традиций народных гуляний, святочного веселья, представлений?

– Сходить в театр на хороший спектакль – вполне уместно. А народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные. Народные традиции давно умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а что – нет. Например, кулачные бои – всегда ли они будут безобидными играми, не станут ли они чрезмерно жестокими, не превратится ли праздник в трагедию?

– Святки – это еще и время дел милосердия?

– Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост, венчания совершают уже после Крещения… Почему так?

– Святки – это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки – это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках.

Речь идет о тех людях, кто живет полноценной церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех. Важно понимать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С другой стороны апостол Павел говорит, что муж и жена должны воздерживаться до времени: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7).

Это очень реально, это учитывает человеческие возможности и не загоняет человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограммов, то можешь понести груз в 50 кг, а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести 50–килограммовый груз?

Святочные гадания

«Cвяточные гадания, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу - они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели - в обратном направлении» – диакон Андрей Кураев .

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают» (61 правило VI Вселенского собора).

Лучшие статьи по теме