Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Хилтунен Елена. Практическая Монтессори-педагогика. Поиск клада на домашней территории

Мы знаем, что на Земле четыре океана – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. В последних атласах, учебниках, на «свежих» глобусах – полный разнобой, от трех (без Северного Ледовитого, поделенного между Тихим и Атлантическим) до шести, когда вместо Тихого и Атлантического выделяются пары (Северный и Южный Тихий, Северный и Южный Атлантический). В материале «Наша планета Земля» представлена последняя научная версия: в «Приантарктическом» океане сливаются Атлантический и Тихий, но на карте появляется новый – Южный океан.

На последних этапах работы с материалом мир «обрастает» водорослями, кустами и деревьями; заселяется рыбами, животными, людьми, застраивается хижинами, пагодами, домами. Планета Земля, собранная ребенком из деталей, постепенно оживает.

«Пространство детства существует совершенно параллельно со взрослым миром, имея свои собственные физические законы. Вопреки запретам и предосторожностям, дети совершают бесконечные перемещения, как бы существуя одновременно в нескольких реальностях. Пространство расширяется и сжимается, множится. Вряд ли стоит говорить о совершенной реальности всех тех мест жизни детской души, где происходят игры с построением собственного пространства, начиная от простейших «домиков» до создания в воображении целых государств и народов.

«Поедем в воскресенье в Африку!» – говорит пятилетний внук бабушке. Для него это абсолютно реальная возможность, хотя он прекрасно осведомлен о необходимости покупки билетов на самолет. Пространство дошкольного детства – дом, двор, и Африка, и все миры книжек и мультиков. Пространство школьного детства – двор, школа, квартал, книжные и киномиры, места летних приключений, те же самые точки жизни лучшего друга. На пороге отрочества, около десяти лет, происходит новый существенно важный скачок во взаимоотношениях с пространством – первый обмен воспоминаниями с друзьями, и, главное, обмен территориями жизни, законсервированным в воспоминаниях, и их присвоение как своих. Недаром с этого момента начинается систематическое преподавание географии и истории в школе – ребенок по своим внутренним мотивам готов к полноценному присвоению миров, существующих лишь на картинках или в воображении тех мест, где он вряд ли когда-нибудь окажется в действительности. С этого момента начинается для бывшего ребенка, теперь подростка, настоящее вхождение в большую культуру, когда его личное пространство может совпасть с пространством национальной и общечеловеческой Культуры», – пишет Елена Литвяк.

О познании мира с помощью чувств

Вы никогда не удивлялись тому, что ваш малыш с момента, когда научился держать что-то в руках, и почти до полутора лет все тянет в рот? Какая-то магическая сила заставляет его ухватить пальчиками крошечку на столе или укатившуюся бусинку и отправить в рот. Эта магическая сила называется – «развитие». Ребенок развивается через познание мира и делает это с помощью собственных чувств. В данном случае – через тактильные, зрительные и вкусовые ощущения. С рождения и почти до шести лет малыш «утончает», как говорила М. Монтессори, свои чувства. Процесс этот естественный, а потому очень сильный. Никто и ничто не может ему помешать.

Ребенок познает мир через физический контакт с окружающими его предметами. И никаких других способов он пока не знает.

Взрослый имеет огромный арсенал возможностей познания мира, он может читать энциклопедии, смотреть видеофильмы, слушать рассказы друзей, путешествовать и прочее.

Если мы понимаем, что ребенок впитывает окружающий его мир с помощью чувств, то почему бы не поспособствовать этой работе?

Маленьким детям не обязательно выбирать специальное время для игр и занятий. Распорядок их жизни и так довольно плотный: спать, гулять, есть, купаться; опять спать, гулять, есть, купаться. Можно придумать дидактические материалы, развивающие то или иное чувство ребенка, занятия, которые не нарушат принятого в семье порядка. Малыш непроизвольно будет упражняться, например, сидя за столом, в своем высоком стульчике, дожидаясь, когда мама сварит кашу.

Мешочки на резинке

Для детей с 5 месяцев

Материал

Обычная плоская резинка по ширине детского столика. Через нее продеты пять полотняных мешочков, одинаковых по цвету и величине, но разных на ощупь. Они плотно зашиты со всех сторон, так что немного похожи на маленькие подушечки. Первый мешочек набит горохом или фасолью, второй – кусочками пенопласта, третий – бумагой, четвертый – целлофаном, пятый пустой. Можно набить мешочки и чем-то другим. Резинка с мешочками закрепляется на столике от высокого стульчика, на котором ребенок обычно сидит за едой.

Прямая: трогать и перебирать мешочки. Косвенная: утончение тактильных ощущений, развитие умения различать предметы на ощупь, тренировка пальцев и кисти руки.

Презентация

Перед тем как заняться приготовлением еды на плите, мама закрепляет резинку с мешочками на столике высокого стульчика и сажает на стульчик ребенка. Она показывает ему, как можно трогать пальцами мешочки, сжимать их в кулачке, передвигать по резинке. Ребенок повторяет ее движения. На несколько минут мама может отойти к плите и дать возможность ребенку работать с мешочками самостоятельно. Разумеется, когда малыш ест, резинку с мешочками следует снять со столика и убрать до следующего раза. Мешочки всегда должны быть чистыми, так что маме надо изредка стирать их.

Тесемка с геометрическими формами

Для детей с 5 месяцев

Материал

Тесемка или шнурок по ширине сиденья прогулочной коляски. На него нанизаны деревянные геометрические формы, выкрашенные в красный, синий или желтый цвет: шар, куб, треугольная призма. Важно, чтобы все фигуры были выкрашены одним цветом.

Презентация

С этим материалом ребенок может заниматься на прогулке. Мама привязывает концы шнурка (или один его конец) к перильцам прогулочной коляски и предлагает ребенку перебирать руками шарик, кубик и призму.

Каждый раз, когда малыш берет в руки одну из геометрических фигур, мама называет ее: «Куб, призма, шар…» Детей постарше затем можно спросить: «Где шар? Где куб? Где призма?» Вряд ли они ответят словом на ваш вопрос, но очень скоро без труда будут показывать пальчиком нужную фигуру.

Называть геометрические фигуры лучше их полным названием, а не уменьшительным, хотя, произнося шесть слов вместо трех, мы расширяем словарный запас ребенка.

Если фигуры одного цвета, ребенок и зрительно, и на ощупь распознает именно форму фигуры, а не ее цвет.

Три колечка

Для детей с 5 месяцев

Материал

Цепочка разноцветных погремушек, которую привешивают над кроваткой или коляской, в которой спит младенец. В любом магазине игрушек можно найти такую, выкрашенную самыми разными красками. Вы обнаружите голубых, розовых, желтых медвежат или зайчиков на резинке вперемешку с разноцветными колечками или шариками. Разобрав эти погремушки и собрав по-новому, можно сделать полезный дидактический материал для детей постарше.

Отрежем тесемку длиной в две ширины столика от высокого детского стульчика. Выберем и нанижем на нее три пары одинаковых по величине колечек (пластмассовых или резиновых): два красных, два синих и два желтых. Материал готов!

Презентация

Мама сажает ребенка на высокий стульчик за обеденный стол. Но есть он будет лишь через несколько минут, так как овощной супчик, который варится на плите, еще не готов. Мама натягивает тесемку с цветными колечками на перильца стульчика, снизу завязывает его на узел, собирает колечки на тесемке слева от ребенка и медленно передвигает их по одному направо. «Красное, красное. Синее, синее. Желтое, желтое», – говорит она, двигая колечки. Затем возвращает все колечки на место и предлагает ребенку передвигать их самостоятельно. Через несколько дней ребенка можно спросить: «Где красные колечки? Где синие колечки? Где желтые колечки?», малыш легко определит основные цвета, взяв в ручки то или иное кольцо.

Мария Монтессори называла свой метод работы с детьми методом научной педагогики. Она считала, что любые практические действия, теории, модели оценки сущего могут строиться, прежде всего, на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке, антропологии человеческой жизни.

В отличие от своих предшественников, она интересовалась именно жизнью ребенка, которого отличала от взрослого человека. Это был научный подход, потому что все выводы делались не на теоретических рассуждениях, мистических предположениях или интуитивных догадках, а на основе строгих научных наблюдений, сделанных в лабораторных условиях. Ее научные наблюдения ясно показывали, что существуют процессы, которые нельзя обнаружить у взрослых – у них они протекают иначе, чем у детей. «Научный подход позволяет увидеть совершенно особый тип жизни, отличающийся от того, какой мы привыкли принимать во внимание. На первый план выходит личность самого ребенка», – писала М. Монтессори.

В работе «Разум ребенка», вышедшей в 1913 году, Мария Монтессори определила фундаментальный закон своей антропологии. Малыш, в отличие от взрослого человека, развивается не по направлению к смерти – он движется к жизни, потому что его задачей является построение человека во всей полноте его жизненных сил. Как только взрослая личность оказывается сформированной, ребенок исчезает. «Таким образом, вся жизнь человеческого детеныша – это движение к совершенствованию себя, к завершению создания в себе человека. Движение по жизни означает для ребенка рост и расширение возможностей личности: чем больше малышу лет, тем он становится умнее и сильнее. Его собственный труд, его собственная активность помогают добиваться интеллектуального роста и физического совершенствования, в то время как у взрослых с годами интеллект и физические силы ослабевают».

Ребенка можно образно назвать линией, соединяющей два поколения. Изучение его жизненного пути, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, Мария Монтессори ставила в основу педагогической антропологии.

…Мама с дочкой уехали учиться в другую страну, не зная иностранного языка. Каждая из них пыталась научиться понимать и говорить на новом языке. Мама накупила словарей, учебников. Чтобы объясниться с продавщицей в магазине, преподавателем в академии, хозяйкой квартиры, она то и дело листала разговорник. Дочка ничего этого не делала. Два месяца она просто молчала, слушала и наблюдала. А потом вдруг сразу заговорила на иностранном языке. Да так ясно и точно, что никто не мог отличить ее речь от речи других детей этой страны. Надо сказать, что мама так и не научилась хорошо говорить на иностранном языке, а дочка и теперь знает его в совершенстве.

Проявилось впитывающее сознание ребенка. Взрослый таким свойством сознания, к сожалению, не обладает. Мы, взрослые, приобретаем знания с помощью книг, лекций, тренингов, анализа и обобщения ситуаций. А многое стремимся просто запомнить.

Природа одарила ребенка абсорбирующим разумом, который «впитывает» жизнь целиком. Причем от рождения примерно до трех лет такой тип разума является доминантным в развитии малыша. Затем медленно угасает, замещается настоящей памятью. Впитывающий разум ребенка работает главным образом через органы его чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому. Для этого ребенку не требуется почти никаких усилий. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают: нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три первых года жизни. Природа словно охраняет каждого малыша от воздействия человеческого знания, отдавая предпочтение его внутреннему наставнику – впитывающему разуму.

К трем годам ребенок формирует в себе основы человеческой личности, и, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана, ему уже требуется специальная помощь обучающего воспитания.

«Было бы чудесно, – писала М. Монтессори, – если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим бо́льших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть. Сначала мы бы не чувствовали ничего необычного, а потом внезапно приобретенные нами понятия засветились бы в нашей памяти, как яркие звездочки знаний. Тогда бы мы почувствовали их присутствие, и они без усилий стали бы нашим достоянием…

Необыкновенно важно разумным обращением с малышом, пониманием его жизненных потребностей – продлить период, когда в нем действует абсорбирующий разум. Мы оказали бы огромную услугу человечеству, если бы смогли помочь человеку впитывать в себя знания, не испытывая усталости, если бы человек обогащался знаниями, словно по волшебству, не задумываясь, какой ценой они были приобретены».

О чувстве времени

Замечали, наверное: когда идешь незнакомой дорогой, тратишь времени гораздо больше, чем, если спешишь по знакомой, потому что постоянно оглядываешься по сторонам. Вот и ребенок, для которого все дороги новые, движется медленно. Это признак не отсталости, а глубины его желания как можно более внимательно осмотреться в новых обстоятельствах, чтобы быть абсолютно уверенным в правильности своих действий.

«…Что ты делал сегодня в детском саду?», – спрашиваем мы ребенка. В ответ – кислое молчание или ответ, чтобы отделаться: «Ел!» При этом малыш теребит за руку: «А тут экскаватор работает или грейдер?» Очевидно, для ребенка не существенно то, что происходило в его жизни некоторое время назад, но необыкновенно важно то, что происходит в данный момент. Он вообще не в состоянии обсуждать то, что не наблюдает сию минуту. Планировать свою жизнь, как это делаем мы, взрослые, он тоже не может. Правда, в последние годы все стало столь переменчиво, что и взрослым-то трудно загадывать на завтра. Мудрецы советуют учиться жить у детей – сегодняшним днем. Помните, миссис Бентли в повести Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков» никак не могла доказать маленьким девочкам, что когда-то ей тоже было девять лет? «Время гипнотизирует людей. Человек живет в настоящем, будь то молодое настоящее или старое настоящее, но иного он никогда не увидит и не узнает».

Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее, чем у нас. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, тогда как взрослые постоянно пытаются планировать свое время и выделять самые срочные и необходимые дела.

Дети не любят торопиться. Им невозможно объяснить, почему надо так срочно застегивать пальтишко и натягивать сапоги. Зачем вместо обычного завтрака, не успев умыться, надо быстро съесть яблоко и бежать в детский сад? Почему мы опять куда-то спешим? Разве нельзя все делать размеренно, спокойно?

Мальчик медленно шнурует ботинки, потому что еще только учится это делать, и для него важно повторять каждый раз этот процесс во всех подробностях. А мама торопит: «Давай быстрее, опаздываем!»…И завязывает ему шнурки сама. Ботинки или непослушные пуговицы на курточке – это еще что! Настоящий пробный камень терпения взрослых – тридцать три буквы русского алфавита. Очень немногие дети, да и то на короткий промежуток времени, добровольно согласятся осваивать грамоту лишь через книжки и тетрадки. Это привлекательно, пока необычно. Такое учение быстро становится частью повседневной жизни, и интерес пропадает, а необходимость осваивать навыки остается. Начинается непонимание, а следом – и отставание. Папа выходит из себя, видя пустые глаза сына, которому он уже в десятый раз объясняет правило. Глаза наполняются слезами. Папа уходит из комнаты, хлопнув дверью.

А долго ли ждать, чтобы ребенок самостоятельно научился тому или этому? Если долго, то придется проявить терпение, которого у нас, взрослых, маловато. А если недолго, то почему мы стремимся сделать все сами, вместо того чтобы понаблюдать со стороны?

Часто родители, да и многие учителя, забывают, что ребенок совершенно по-другому живет в потоке времени. У него почти еще нет памяти о прошлом и туманны представления о будущем, что уж говорить о каких-то целях, весьма неясных, про которые все время твердят взрослые. Чувство времени в том виде, в каком оно присуще взрослым, возникает у человека годам к девяти. Зато с самого рождения у ребенка есть огромное желание освоить премудрости взрослого мира как можно лучше и желательно самому. Это трудно, получается не сразу, но если поддерживать и не ограничивать жесткими временны́ми рамками, ребенок обязательно всему научится в свой срок. Поэтому так важно поверить в это, запастись терпением и иногда просто подождать.

Но труд настоящего терпения – тяжелый труд, он требует не пассивного ожидания, а неустанного поиска ходов, которые помогали бы ребенку в движении саморазвития.

Ребенок что-то уже может делать сам, и на эту отвоеванную им территорию взрослому лучше не вторгаться, а в чем-то ему еще нужна помощь. Но в том-то и дело, что помощи этой надо знать меру. Альвин Апраушев, который много лет вел исследовательскую работу со слепоглухонемыми детьми, называет это совместно-разделенной дозированной деятельностью. Именно дозированной, ведь нам, взрослым, очень трудно бывает вовремя остановиться.

В педагогической культуре есть (и немало!) систем обучения, при которых и учебная среда, и атмосфера занятий способствуют воспитанию терпения, самостоятельности, а в конечном итоге – человеческого достоинства. Это системы, основанные на педагогике саморазвития. В школах М. Монтессори, например, отсутствует классно-урочная система, и дети работают по индивидуальным программам. В классной комнате в шкафах и на полках собрано множество книг, дидактических и лабораторных материалов. Причем каждого по одному экземпляру. Нельзя мешать другим, а потому часто приходится ждать необходимую книгу или коробку с карточками. То есть на занятиях создаются такие условия, что без специальных бесед о нравственности и других воспитательных приемов человек становится терпеливым и деликатным, начинает уважать работу других.

Первый коврик времени

Для детей с 3 лет

После трех лет дети любят рассматривать альбомы с домашними фотографиями. «Это кто такой маленький?» – спрашиваем мы сынишку, глядя на него в голубых ползунках с погремушкой во рту. «Это я», – узнает ребенок. Значит пришло время сделать для него несложный Коврик времени.

Материал

Полоска плотной материи длиной 1 м и шириной 30 см. На всю длину материи сверху пришита ленточка. Коврик вертикально разделен, например, фломастером, на три или четыре части. Частей столько, сколько лет ребенку. Каждая часть обозначена вышитой на ленточке цифрой: 1 год, 2 года, 3 года. Из домашнего альбома подбираются фотографии ребенка и вырезаются разной формы и размера: квадратные, прямоугольные или круглые. На обратной стороне фотографий пишутся большие цифры: 1, если фотография относится к первому году жизни ребенка, 2, если она относится ко второму году, и 3, если – к третьему. В общей сложности фотографий может быть не больше 10. Затем фотографии раскладываются на Коврике в соответствии с годом жизни ребенка и обводятся фломастером прямо по ткани. Если фотографии убрать, на коврике останутся соответствующие каждой фотографии рамки.

Прямая цель (цель, которую преследует ребенок, занимаясь с материалом): малыш стремится разложить свои фотографии по Коврику времени соответственно рамочкам. Косвенная цель (цель, которой он достигает спонтанно, незаметно для себя, и которая значительно продвигает его в развитии): малыш постепенно начинает ощущать течение времени. Спонтанно вводятся понятия «раньше» и «теперь», появляется ощущение себя «большого» и представление о себе «маленьком». Развивается концентрация внимания, утончается зрение, координируются движения.

Взрослый и ребенок берут с полки коробку, в которой сложены Коврик времени и набор фотографий, расстилают Коврик на полу. Все фотографии переворачиваются изображениями вниз. Те, на которых написана цифра «1», кладутся рядом с первой частью коврика, а все остальные – соответственно своей части. Затем взрослый начинает «вкладывать» фотографии в рамки на Коврике. Ребенок продолжает эту работу самостоятельно. Каждая фотография должна соответствовать своей рамочке. Но пока они лежат изображениями вниз. Взрослый медленно переворачивает фотографии. Ребенок обнаруживает последовательность их расположения. Он замечает, что в первой части коврика фотографии изображают его совсем маленьким, во второй – чуть старше, а на третьей «совсем большим». Это является главной точкой его удивления, а значит, толчком к развитию мышления.

Календарь

Для детей с 3 лет

А вот еще один материал, важный для развития у ребенка чувства времени. Его обычно вешают на стене в детских садиках М. Монтессори. Родители могут сами изготовить его из тонкой фанеры и повесить в детской. Это несколько необычный календарь. Он «заработает» только в том случае, если родители будут подводить к нему ребенка утром, стараясь не пропустить ни одного дня в году.


Материал

Четыре полоски фанеры, прибитые горизонтально на стену на высоте глаз ребенка. Первая полоска окрашена в белый цвет (зима), вторая – в голубой (весна), третья – в красный (лето) и четвертая полоска – в желтый (осень). На каждой полоске закреплены золотистые гвоздики так, чтобы их расположение было похоже на расположение цифр на настоящем календаре. Всего таких гвоздиков 365. Также потребуется корзинка с разноцветными тесемками и несколько маленьких игрушек на нитках, которыми надо сразу пометить знаменательные даты, повесив их на гвоздики. Такими датами могут быть не только общенародные праздники, но и дни рождения ребенка, мамы, папы, других близких и пр.


Прямая цель: каждый день, начиная с 1 января, вешать на один из гвоздиков тесемку, считать дни до ближайших праздников и других знаменательных дат. Косвенная цель: развитие чувства времени, упорядочение сознания, подготовка к изучению астрономии и других естественных наук.

Презентация


Взрослые знают, что детей надо научить правильно сидеть, правильно стоять, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к не нужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным? Но кто, когда и где научит этому наших детей?

В группах, которые работают по системе Марии Монтессори, проводятся короткие уроки. Они называются - УРОКИ ТИШИНЫ и длятся от 1 до 5 минут. Уроки тишины представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли. Наставница показывает, как надо правильно сидеть, обращая внимание, как лежат руки и как спокойно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми. Это прекрасная тренировка воли и одновременно гимнастика для мышц. Упражнения в тишине будут эффективны, если дети выполняют их с желанием и удовольствием.

В нашей группе есть мальчик (Коля Л., 6 лет), который во время свободной работы вдруг сам сел на корточки, замер и долго сидел, так глядя только одними глазами на свои постройки из цветных цилиндров. Он сохранял неподвижность в течение 7 минут!
Задумайтесь, часто ли вы слышите звуки шагов в коридоре, тиканье часов, чириканье воробьев, лай собаки, шум листьев? Наверное, многие из вас ответят «нет». Это потому, что мы привыкли все время жить в шуме, и воспринимаем звуки в хаосе.

Уроки тишины - прекрасное средство воспитания внимания. Если спокойно сидящие дети вдруг обращают внимание на какой-то малейший звук, у них на лицах появляется выражение удивления. После урока тишины дети рассказывают, что они слышали, и многие говорят: «Слышал, как кто-то ходит», «в коридоре кто-то разговаривает». Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца. А есть дети, которые говорят:
- «Я ничего не слышал. Я думал о музыке»,
- «Я смотрел на облака и думал о том, откуда они берутся и куда плывут»,
- « А я вспоминала стихи»,
- «А я слушал, как воет ветер».

Значит, во время уроков тишины дети учатся слушать и движение собственной души.

При условии покоя и тишины они дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, которые оставляют в его сознании глубокий след. Вот несколько упражнений для уроков тишины.

«ДОГОВОРИМСЯ ГЛАЗАМИ»


Первый вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог: «Я сейчас тому прокачу мяч, с кем «договорюсь глазами». Выбирает ребенка, смотрит ему в глаза и катит мяч. Предлагает тоже самое сделать ребенку, у которого оказался мяч.
Второй вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог предлагает поменяться местами с тем, с кем он «договориться глазами» (посмотрит в глаза). После чего предлагает то же самое сделать остальным.

СЛУШАЕМ ТИШИНУ

Детям предлагаем закрыть глаза и послушать тишину. Обсудить, кто что услышал.
Слушаем тишину внутри себя
Детям предлагается закрыть глаза, уши прикрыть ладонями. Если ребенок спокоен, он слышит биение сердца, собственное дыхание.

СЛУШАЕМ ХРУСТ

Материал: казинаки или сухарики (кукурузные хлопья).
Предлагаем детям отломить кусочек от казинаков, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить, на что похож звук.
Дотронуться до ладошки
Материал: колосок, перышко и т.п.
Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т.п) Обсудить, кто что почувствовал.

ЛЕПЕСТОК

Материал: лепестки роз (не сухие).
Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Каждому ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу вам в руки, а вы должны догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Тот, кто догадается что это, протягивает руки вперед. До кого я дотронусь, тот открывает глаза». Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить, кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.

УГАДАЙ-КА

Материал: любой фрукт или овощ, лучше две штуки: один целый, а другой порезанный на кусочки.
Дети закрывают глаза. Учитель по кругу около каждого ребенка проносит фрукт, просит отгадать по запаху. Обсуждают запах. Затем снова все закрывают глаза, педагог каждому по очереди кладет в руки фрукт. Открыв глаза, дети продолжают обсуждать и выдвигать предположения какой это фрукт. Дети снова закрывают глаза, учитель дает каждому попробовать кусочек фрукта. Открывают глаза, узнают фрукт.

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО

Материал: любой предмет небольшого размера (фрукт, овощ, геометрические тела, деревянные фигурки и т.п.), поднос, салфетка.
Педагог показывает накрытый под салфеткой предмет и предлагает узнать что там, не поднимая салфетку. Проходит с подносом по кругу, давая каждому ребенку обследовать предмет. Дети высказывают свои предположения. Педагог поднимает салфетку, демонстрируя предмет.

«ПЕРЕКАТИ ШАРИК»

Материал: шарик или маленький мячик.
Педагог и дети садятся в круг. Педагог выкладывает шарик и предлагает передать его (рукой, ногой, другим способом) по кругу. Способ повторяют другие дети.

«ПОЛЕЙ ВОДУ»

Материал: кувшин с водой, миска, полотенце.
Дети садятся в круг. Педагог выставляет в центр круга миску, кувшин и полотенце. Приглашает одного ребенка в центр. Поливает водой из кувшина руку ребенка над миской. Затем промакивает руку полотенцем. Тот ребенок, которому поливали руку приглашает другого и делает тоже самое. Заранее договориться, чтобы воду из кувшина всю не выливать.

«КАРТИНА ИЗ ШНУРКОВ»

Материал: шнурочки разного цвета.
Дети садятся в круг. Педагог раздает шнурочки. Педагог выкладывает из своего шнурка в центре фигурку. Детям предлагается по кругу дополнить фигуру, подкладывая свои шнурочки. Можно включить фоном тихую музыку. По окончании дети любуются получившейся картиной.

«ПОЙМАЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Материал: колокольчик.
Каждому ребенку по очереди предлагают закрыть глаза. Педагог звонит около ребенка в колокольчик. Задача ребенка поймать колокольчик закрытыми глазами.

«КОЛОКОЛЬЧИК»

Материал: колокольчики разного размера, разные по звучанию.
В игре участвуют столько детей, сколько колокольчиков. Дети садятся в круг. Педагог в центр выставляет колокольчики. Каждому ребенку по очереди предлагается взять колокольчик, поставить его на то место в группе, на которое ребенок захочет. Перед тем как поставить, ребенок звонит в колокольчик. После того, как все колокольчики расставлены, педагог предлагает детям по очереди принести колокольчик на место, но не тот, который уносил.

Материал: прозрачная миска с водой, свечи плавающие по количеству детей. колпачок для тушения свечи.
Педагог зажигает свечу и опускает её в воду, предлагает ребенку зажечь свечу от уже горящей свечи, затем следующий зажигает свечу от предыдущего участника игры. При этом педагог дает инструкцию, каждому ребенку следить за той свечой, которую он зажег. Когда все свечи горят, педагог может покрутить миску с водой. Затем каждый ребенок по очереди берет колпачок и гасит свою свечу.

«ТИХАЯ ВОДА В ЦЕНТРЕ КРУГА»

Материал: чаша с водой, полотенце.
Дети садятся в круг. Педагог ставит в центре круга чашу с водой, которая не колышется. Дети смотрят на поверхность воды и стараются не шелохнуться. Педагог предлагает одному из детей выйти в круг и опустить руку в чашу с водой, нарушив её спокойствие. Дети тоже начинают двигаться, как только вода затихает, дети тоже стараются не двигаться. Игра повторяется несколько раз.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующем номере журнала.

КОЛОНКА ЭКСПЕРТА

ЧТО ТАКОЕ КРУГ?

Кто-то из Монтессори-педагогов назвал его атмосферным явлением. Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из жизни. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают о том, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга вмещается все на свете: личные проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет наставница, но она лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Наставница ведет счет словам своим. Она скорее похожа на провокатора, профессионально разжигающего костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни детской Монтессори-группы.

Журналист, педагог, писатель, монтессори-тренер. Инициатор продвижения монтессори-педагогики в России, руководитель первой в России начальной школы Монтессори в Москве. Эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, председатель московского педагогического клуба «Монтессори-сити», автор книг о воспитании детей в духе педагогики Монтессори. Обладатель международного педагогического сертификата немецкой Академии развивающей реабилитации. Директор краудфандингового издательства «Народная книга», главный редактор журнала «Монтессори-клуб».

Елена Хилтунен родилась в Москве 12 декабря 1947 года в семье партийного работника и инженера. Дед Елены по линии отца был московским дворянином, поручиком царской армии, старшим врачом Сибирской дивизии, участником Первой мировой войны.

Хилтунен окончила московскую школу № 59 им. Гоголя, в 1966 году поступила в МГПИ им. Ленина на факультет русского языка и литературы. В течение трех лет руководила кружком юных корреспондентов в Московском городском Дворце пионеров. В институте участвовала во Всесоюзном коммунарском движении и в кружке «Макаренковские среды».

Защитив диплом по теме воспитания трудных подростков, Елена уехала по распределению в Ярославскую область. Там она в течение нескольких лет работала в Красноборской специальной школе для педагогически запущенных девочек.

В 1976 году Хилтунен стала старшим научным сотрудником лаборатории семьи и быта в ИКСИ АН СССР. В конце 80-х заведовала школьным отделом «Учительской газеты». В 1989 году во время зарубежной поездки в Нидерланды ей удалось впервые попасть в школу Монтессори. Она признается, что тогда еще не знала, кто такая Мария Монтессори, но ее «удивило и вдохновило, что дети в этой голландской школе учились абсолютно самостоятельно, без видимой помощи взрослых. Учителя лишь изредка подходили то к одному, то к другому, откликаясь на их просьбы». Такой подход к обучению показался Хилтунен необычным – она привыкла к другим взглядам на процесс воспитания, которым учили в МГПИ.

Некоторое время Елена Хилтунен была членом редакционной коллегии общепедагогической газеты «Первое сентября», в 1998-2005 заведовала школьным отделом издания. Позже работала научным сотрудником Федерального института развития образования, в течение 11 лет преподавала в Российском государственном педагогическом университете им А.И. Герцена в Санкт-Петербурге курс «Основы педагогики Марии Монтессори».

Елена Хилтунен – инициатор и родоначальник возрождения Монтессори-движения в России. В интервью интернет-журналу «Монтессори Press» на вопрос «За что вы благодарны Марии Монтессори?» она ответила: «Она открыла для меня удивительный мир детей».

  • «Дети Монтессори»
  • «Воспитываем детей по методу Марии Монтессори»
  • «Детский сад по системе Монтессори. Группа 0-3 года. Методические рекомендации»
  • «Толкование детства. Книга дневников Монтессори-педагогов»
  • «Уроки на корточках: Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори»
  • «Практическая Монтессори-педагогика. Книга для педагогов и родителей

Можно начать с конца и гордо сказать, что Монтессори-педагогике в России, как и газете «Первое сентября», уже 10 лет, если не считать еще тридцати в начале ХХ века, после которых она была разгромлена и запрещена. Поверим статистике: за последние годы более 1,5 тысячи российских педагогов заинтересовались и стали работать с детьми, используя метод итальянского психолога и учительницы Марии Монтессори. Открыта специальная фабрика дидактических материалов в городе Омске (на всю Европу есть еще только одна такая). Создана Ассоциация Монтессори-педагогов России, которая каждый год собирает на свои конференции до 400 учителей и воспитателей детских садов. Издано 47 книг о педагогике М.Монтессори (переводных и российских авторов). Защищены диссертации, разработаны программы. Казалось бы, все славно. Но не так все просто…

Год 1926-й. Из проекта резолюции научно-педагогической секции ГУСа о системе Монтессори:
Отрицательное отношение советских педагогов к системе Монтессори до последнего времени обуславливалось почти исключительно идеологическим содержанием этой системы (витализм, мистицизм, христианский социализм и т.д.).
Между тем помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучет биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…”

На этом заседании ГУСа из известных нам педагогов присутствовали Н.К.Крупская, А.Б.Залкинд, П.П.Блонский. Секретарем была С.Луначарская. Юлию Ивановну Фаусек – главного вдохновителя Монтессори-педагогики в России того времени и организатора большинства питерских и московских детских садов Монтессори – на заседание не пустили. Только через несколько дней после официального запрета на ее работу она придет к Крупской и с горечью попросит денег хотя бы на поездку в Европу в гости к своему кумиру – великой итальянской учительнице и ученой Марии Монтессори. Крупская разрешила ей ехать и денег дала…
В те времена постановления Государственного ученого совета выполнялись в обязательном порядке. Никто, кроме Юлии Фаусек, и не пытался воспротивиться в высшей степени неточному (сейчас сказали бы – некультурному) пониманию сути педагогики Монтессори. Закрыть, значит, закрыть. Значит, не переводить итальянские тексты на русский, не упоминать имя в лекциях для студентов педвузов, вычеркнуть соответствующие главы из учебников и энциклопедий. Вот почему спустя семьдесят лет на Международном фестивале новых школ в Крыму и случилась всех насмешившая история.

Летом девяносто первого состоялась встреча выдающихся российских и европейских педагогов, организованная по общественной инициативе без какого бы то ни было участия государственных чиновников. И на этот фестиваль голландцы привезли кроме своих собственных чемоданов два ящика с Монтессори-материалами. Наши учителя, в том числе и самые знаменитые, встречали гостей в аэропорту и усаживали в автобусы. Главное – не потерять вещи! На всех чемоданах авиационные бирочки с именами хозяев. Например: Элизабет ван Сантен, Мартин Кляйн, Уте Роэль. Все уже расселись по автобусам, вещи на месте.
– А это чьи два ящика остались?! Кто тут Мария Монтессори?! Вот растеряха!.. – заволновались наши педагоги-новаторы.
Улыбнемся и простим их. В тот год никто еще не знал и не мог знать имени Марии Монтессори. Но спустя всего несколько месяцев этому имени суждено было вновь возродиться на российской земле и заставить наших учителей исследовать детскую жизнь, сделать собственные педагогические открытия, сомневаться и отстаивать позицию, верить в правоту новых для современной России идей и вдохновлять ими других.

Елена ХИЛТУНЕН

Десять лет Монтессори в России

История, представленная в письмах, документах и личных свидетельствах с августа 1991 по сентябрь 2002 года, начавшаяся гораздо раньше...

Протокол о намерениях

Год 1991-й

«Творческий союз учителей СССР и научно-методическое объединение «Творческая педагогика» в лице своего представителя Елены Хилтунен предлагают создать Центр Монтессори в Москве. Член Международной ассоциации Монтессори Элизабет ван Сантен заявляет о своем намерении помогать в создании центра.
В состав центра войдут: школа, постоянно действующий семинар по подготовке учителей для детских учреждений Монтессори, выставка методических материалов, научно-исследовательская лаборатория и группа по подготовке менеджеров школ Монтессори…»

Протокол был отправлен в Нидерланды, где находится главный офис Международной ассоциации Монтессори.

Уважаемая госпожа Хилтунен!
Комитет проинформирован об усилиях, предложенных Вашим центром для представления Монтессори-педагогики в России, и о важности задачи закладки прочного фундамента, на котором сможет быть сохранено и процветать новое для вашей школы педагогическое направление. Это колоссальная задача, и наша организация сможет выступить в качестве советчика в этом деле…»

Монтессори-дети и их первая учительница

«…Я пришла к заведующей ведомственного детского садика в Москве около ВДНХ (садик этот был продан через два года) и спросила: можно поставить в детскую группу дидактические материалы Монтессори? Заведующая, милая женщина, знавшая моих собственных детей и догадывавшаяся, что сад все равно скоро будет закрываться, разрешила. Очень смешно теперь вспоминать, как все первое время происходило. Книжки, которые я тогда просматривала, весьма мало места уделяли технологии работы, но много тому, чем занималась сама Монтессори в группе детей. А она вроде бы раскладывала материалы по полочкам и наблюдала, что делали с ними ребятишки. Отсюда рождался ее метод научной педагогики. Я тоже попробовала наблюдать: дети принялись этими материалами кидаться, лупить друг друга по головам… Понаблюдав за подобным безобразием некоторое время, я пришла к выводу, что Монтессори-педагогика – очень плохая педагогика. Допускать к ней российских детей ни в коем случае нельзя. И собралась спрятать ящики обратно под кровать».

Все-таки в тот год случилась пусть одна, но очень важная удача: был сделан перевод с немецкого книжки классических презентаций дидактических пособий М.Монтессори. На обложке российского издания впервые за 70 лет стояло имя их автора. Книжка так и называлась: «Монтессори-материал. Школа для малышей». А иллюстрирована она была фотографиями первых российских детей, взявших в руки эти замечательные коробочки и кубики. Рисунки в книжке делали их учителя.

«Пришлите книги за любые деньги»

Интерес к Монтессори-педагогике в России начала девяностых рос, можно сказать, со скоростью света. На опубликованный в газете фоторепортаж о московском детском садике Монтессори пришло более трехсот писем. И это несмотря на то, что его организаторы почти разочаровались в этой педагогике. Все буквально требовали: хотим учиться методу Марии Монтессори.
Вот характерное письмо:

«Десять лет я проработала в Абаканском педагогическом училище преподавателем дошкольного отделения и уже там поняла, что нет ничего важнее сенсорного воспитания детей. Чувственное восприятие жизни в маленьком возрасте дает великолепные результаты работы в последующие годы. Особенно сильно заинтересовалась работами Марии Монтессори. Но литературы о ней и ее собственных трудов разыскать не смогла.
Волею судьбы оказалась в Саяногорске, открыла большой, хорошо оборудованный детский сад, появилась возможность работать, как мечтала. Но опять стала проблема номер один: где взять литературу, как познакомиться со специалистами?
Очень прошу Вас, милая Елена Александровна, выслать мне книги Марии Монтессори за любые деньги. Можно ли приехать в Москву в Ваш Монтессори-центр?
Нина Петровна Власенко, город Саяногорск».

Под влиянием неизбывного энтузиазма

Прежде чем начинать работу с детьми, надо многому научиться самим – это понятно. В том-то и состояли гипотеза тех лет и главный нерв педагогического экспериментирования. Правда, такую работу экспериментом тогда никто не называл – не было никаких федеральных экспериментальных площадок, грантов, конкурсов. Не было даже официальных запретов или разрешений. Все происходило стихийно, самодеятельно, подчинялось течению времени и неизбывному энтузиазму российских учителей.
Некоторые из них поехали учиться в Германию, в Академию развивающей реабилитации профессора Хельбругге.
Международный курс Монтессори-педагогики там был устроен таким образом, что 90% всех занятий приходилось на практическую и очень дотошную работу с дидактическим материалом и только 10% – теория. Так что фрау Род, главный тренер курса, каждый день садилась за стол, на котором уже был приготовлен тот или иной материал, и начинала показывать, как и что делать, объясняя при этом, зачем и почему. Кто-нибудь из студентов становился «ребенком» и помогал ей. Остальные писали свои конспекты и делали рисунки. К концу первого месяца жизни в таком режиме у каждого скапливалась толстая папка с описанием работы с Монтессори-материалом, который помогал ребенку, например, ориентироваться в практической жизни. Впрочем, не такой уж это был особый дидактический материал – обычные чашки, ложки да кувшинчики на подносах. Работая с ними, ребенок учился один, без мамы, без бабушки, казалось бы, нехитрым вещам: цветы в вазу ставить, ботинки чистить, руки мыть, со стола крошки сметать, переливать, пересыпать. Но, развивая в себе точность каждого движения, малыш тренировал и свое сознание, настраивая его на аккуратность и точность в любом деле. Причем происходило это в высококультурной, специально организованной среде, где каждый кувшинчик – чудо фарфорового или керамического дизайна, а каждая щеточка подобрана по цвету к подносу и салфеткам. Такие вещи не разобьешь, не сломаешь – будешь беречь в благодарность рукам, которые их создали.

Да, мы учились в Германии!

Год 1994-й

Международные сертификаты, которые привезли наши российские Монтессори-педагоги, пришлось сложить в домашние архивы. Кто-то до сих пор пытается набивать себе цену их корочками, но на самом деле оказалось, что в России они почти ничего не значат. Наоборот, порождают миф о том, что Монтессори-педагогика – западная, а у нас-де есть свое, российское: Выготский, Ушинский, Толстой… Видите? Мы опять ошибаемся, как и в начале двадцатых! Ведь наука о воспитании человека не может быть по сути своей ни западной, ни восточной, ни российской, ни американской. Она лишь принимает особые черты страны, где живет. Не станем же мы снимать с себя одежды зарубежного производства или выкидывать в помойку голландский сыр да индийский чай! Наука о воспитании или есть – и тогда она скорее мировоззрение, вера, к которой человек идет совершенно определенным точным путем, или ее нет – и тогда она ничего принципиально не меняет в человеке и не удерживается с его рождения до гражданской зрелости.

Требуется Монтессори-педагог

Год 1995-й

Объявление в московской газете «Работа для вас».
«УВК “Детский сад – начальная школа” срочно требуются:
воспитатель в детский сад,
Монтессори-педагог,
логопед.
230-08-05, 230-08-27
М. “Добрынинская”».

Выходило, что «Монтессори-педагог» понимается теперь уже как особая педагогическая профессия наравне с логопедом, учителем-предметником или воспитателем детского сада, но пока она не записана ни в какие государственные реестры профессий. Историки запишут: профессия возникла в России случайно, самодеятельно, сложилась стихийно.
Так что же это за профессия?

Вот один из документов, разрабатывавшихся в те годы в УВК №1641 в Москве.

К положению о профессии «Монтессори-учитель»

МОНТЕССОРИ-УЧИТЕЛЬ

Должен иметь диплом об окончании высшего или среднего специального педагогического учебного заведения, а также курса «Основы Монтессори-педагогики» и государственный сертификат о сдаче квалификационных экзаменов. Раз в три года подтверждать свою квалификацию, проходя аттестацию.
Должен знать:
– общепедагогические требования к учителю и стандарты российского образования;
– основы теории педагогической системы М.Монтессори и основные принципы воспитания и обучения детей;
– особенности построения специально подготовленной культурной развивающей среды Монтессори-школы;
– правила и способы презентации школьного дидактического материала, составляющие развивающую среду соответствующего уровня обучения.
Должен уметь:
– организовывать свободную учебную деятельность детей при отсутствии в Монтессори-школе классно-урочной системы;
– проектировать и создавать специально подготовленную развивающую среду для детей школьного возраста;
– наблюдать и анализировать индивидуальную учебную деятельность детей и класса в целом;
– осуществлять индивидуальную работу с каждым ребенком в условиях группы;
– постоянно осуществлять диагностику учебных достижений детей, их интеллектуального, творческого и социального развития».

Этот документ, кстати, так и не был признан официальным, рекомендованным к исполнению Министерством образования, хотя слова, которыми он написан, больше похожи на принятые в мире чиновников. Но что именно стоит за этими словами? Кем на самом деле были люди, увлекшиеся Монтессори-педагогикой?

Из статьи Елены Хилтунен в газете «Татьянин день» университета Российской академии образования:

«Это была очень странная педагогическая конференция. Два дня подряд более сотни симпатичных воспитательниц детских садов ползали по коврикам, расстеленным в центре зала, и с блеском в глазах рассматривали бусинки, коробочки, таблички с картинками, которые вызывали у них восторг, а посторонних корреспондентов вводили в сомнение – туда ли они попали. Честно говоря, у меня самой, человека, привыкшего ко всяким педагогическим приключениям и сумасшествиям, пару раз за эти дни сжималось сердце. Это случилось, например, в первое же утро конференции, когда я вошла в освещенный весенним солнцем зал, где вдоль стен, в центре и в любом свободном месте на столах и ковриках лежали сотни изумительно красивых развивающих предметов, похожих и непохожих на детские игрушки и сделанных специально для детей. Каждый был придуман, изготовлен и опробован в работе российскими Монтессори-педагогами и свидетельствовал о попытках взрослых понять мир ребенка, проникнуть в его потребности, главная из которых – потребность в развитии, в познании окружающего мира. Педагоги хотели бы помочь детям в их работе, не вмешиваясь в нее, а предоставив возможность действовать через предметы культуры, созданные человеческим разумом.
Ах, неистребимый российский энтузиазм! За год натворили такого, чего весь мир не напридумал за полвека! И ради чего? Чтобы избавиться самим и показать другим людям, сколь несовершенны, порочны наши представления о младшем мире, о детях, которые в природной сущности своей только и стремятся быть свободными от взрослых и делать все самостоятельно…»

Свободная школа в кольце авторитарной педагогики

Год 1997-й

Итак, второй раз в истории российского образования учителей увлекают идеи М.Монтессори. Но не покажутся ли они кому-то опасными?
В Монтессори-школах мира не существует единых программ обучения и воспитания, в них претворяют в жизнь идею о том, что каждый человек имеет данное природой и Богом право на собственный уникальный путь развития. И пусть эта идея уникальности человеческой жизни не нова, но мало кто в педагогике брался за воплощение ее в жизнь. Мало кто нашел способы реального ее достижения.
Наши учителя кинулись в библиотеки в поисках хотя бы каких-то источников. Те, у кого были деньги, заказали за границей классические Монтессори-материалы и расставили их по полочкам. Любой заезжий иностранец, который хоть что-то мог сказать на тему Монтессори-педагогики, был нарасхват. Информационные и учебные семинары и конференции собирали сотни людей. Редкие заметки в печати вырезались и складывались в личные архивы.
Этот период можно было с полной откровенностью назвать учебным. Все хотели учиться и учились любыми способами.

Из «Послесловия» Елены Шустовой (город Тольятти) к тренингу, проходившему в Академии повышения квалификации работников образования в 1997 году:

«С большими надеждами возвращаюсь в свою школу и с уверенностью могу сказать, что заразилась идеями Монтессори-метода в полной мере. Не могу еще утверждать, что мне кажется, будто весь дидактический материал придумала я сама, а не Мария Монтессори, но уверена, что к такой педагогике я интуитивно стремилась все десять лет предыдущей работы. Большое спасибо за знания, радушный прием, за любовь к Монтессори, которой вы нас оделили…»

В России почти все начинали с детских садов. Воспитатели создавали специально подготовленную развивающую среду из классических Монтессори-материалов. Все расставляли по полкам точно так, как учили иностранные специалисты. Организовывали свободную работу детей в этой среде и ревниво следили, чтобы все-все происходило правильно. Скрупулезно заполнялись дневники наблюдений, сделанные по образцу американских или немецких. Словом, после изучения теории начинался период трансляции метода. На этой ступеньке и по сей день остались десятки Монтессори-групп. Жаль, если такое происходит. Ведь, остановившись на этой фазе развития, можно превратиться в догматика, который вызывает лишь ироничные взгляды, справедливые шутки и насмешки коллег, потому что Россия – это не Германия и не Америка.
Подобная критика не заставила себя ждать.

Фрагмент из отзыва С.Л.Новоселовой, кандидата психологических наук, зав. лабораторией игры и развивающей предметной среды Центра «Дошкольное детство» им. А.Б.Запорожца, на материалы проекта «Монтессори-школа в Москве»:

«…Привнесение образовательных идей на ниве исторически сложившегося образовательного пространства требует такта и осторожности. Именно это следует иметь в виду применительно к любым попыткам обогатить российское образование, а тем более приблизить столичное образование к миростоличному. Мы реанимируем “старую” Монтессори в московских детских садах и вместе с тем миримся, что дидактические системы, рожденные талантами Тихеевой, Хачапуридзе, Поддъякова и ряда других отечественных ученых, канули или канут в Лету из-за небрежения современников… Нужно иметь в виду, что существует известное во всем мире объединение «Мировая дидактика», которое может поставлять любые дидактические материалы в любую страну, город, село, школу, детский сад. Это не означает, что тем самым навязывается какая-то педагогическая система – каждый учитель и воспитатель может адаптировать материал и к дефектологическим нуждам, и к потребности обучения, и к задачам коррекционной работы. Однако делать из системы Монтессори своеобразную «педагогическую религию» нецелесообразно…»

Российские Монтесори-педагоги не обижались на критику нынешних кандидатов и докторов наук, потому что большинство практиков к тому времени уже рассеяли в своем сознании не один миф, сложившийся в нашей стране по поводу педагогики, которая поднимала их на много ступеней выше обычного детсадовского воспитателя и ставила вровень с настоящими исследователями детской жизни. Они и сами видели существенные противоречия между содержанием образования в современной российской педагогической культуре и в западных Монтессори-школах. Учебные программы, планы, акценты и смыслы воспитательного процесса, стиль взаимоотношений взрослых и детей не совпадали с западными.
Начался период активной адаптации педагогической системы Монтессори к условиям России. Учителя увлеклись изобретением российских дидактических материалов для самостоятельных занятий детей. Они активно включали в жизнь своих Монтессори-групп коллективную творческую деятельность, опыт семейного воспитания, образовательные путешествия, проектную работу с детьми. Выдержала несколько изданий с их описанием книга «Упражнения с Монтессори-материалом». Уникальными для мирового опыта оказались развивающие пособия по русскому языку и «космическому воспитанию» (термин М.Монтессори), которые придумали наши учителя. Многие пытались разрабатывать специальные учебные тетради для детей 5–7 лет. В этот же период были созданы варианты программ для российского детского сада и начальной школы М.Монтессори. Число инициатив в создании детских групп, работающих по ее системе, неуклонно росло.

Велика Россия…

Год 2002-й

Письмо воспитателей детского дома города Анадыря заместителю начальника управления образования Чукотского автономного округа Светлане Анатольевне Горченко:

«Уважаемая Светлана Анатольевна!
Просим Вас оказать содействие воспитателям нашего детского дома в получении образования Монтессори-педагогов. Дело в том, что мы уже не один год бьемся над проблемой самостоятельности детей в условиях повседневной жизни детского дома и после выхода из него. Нам с большим трудом удается приспособить наших ребят к самостоятельной жизни в обществе. Далеко не всегда, особенно в экстремальных условиях Крайнего Севера, неблагополучных браков, повсеместного нездорового образа жизни и усилившихся в последние годы иждивенческих настроений коренного населения, нам удается выпускать в жизнь самостоятельно думающих и принимающих решения молодых людей. Видимо, известные нам педагогические подходы в наших условиях не работают. Мы хотели бы научиться педагогике великого итальянского психолога и педагога Марии Монтессори, поскольку ее система саморазвития и самообучения детей в специально подготовленной развивающей среде, как нам представляется, могла бы помочь в решении наших проблем.
Просим прислать к нам с материка специалиста, который изложил бы курс основ Монтессори-педагогики, провел тренинг и помог построить развивающую среду хотя бы в младшей группе нашего детского дома.
12 подписей»

Все произошло именно так, как просили чукотские учителя. Управление образования Чукотского автономного округа откликнулось на их просьбу. В Омске были заказаны классические Монтессори-материалы, из Москвы привезены необходимые предметы для самостоятельных упражнений детей в практической жизни и в русском языке. Участники курса, на который, кстати, собрались педагоги не только детского дома, но и со всей Чукотки, прослушали курс лекций и поработали в тренинге. Модельную развивающую среду для детей 3–5 лет они тоже общими усилиями обустроили. (Модельную потому, что решили: теперь таких детских групп на Чукотке будет семь). А потом они вышли на улицу и сфотографировались вместе с детьми на память. Фотографию так и назвали: «Первые Монтессори-учителя и дети Чукотки. Анадырь 2002 год».

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Лучшие статьи по теме