Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Зодиакальный гороскоп
  • Сформировать у детей навыки безопасного поведения. Презентация "формирование навыков безопасности поведения детей". В работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста необходимо использовать несколько методов обучения

Сформировать у детей навыки безопасного поведения. Презентация "формирование навыков безопасности поведения детей". В работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста необходимо использовать несколько методов обучения

Родительское собрание

«Формирование навыков безопасного поведения у детей»

(средняя группа)

Лубинова Светлана Владимировна,

воспитатель ДОУ №25,

г. Дубна Московской области

Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) воспитанников группы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Задачи:

  1. Формировать у родителей (законных представителей) воспитанников группы чувства ответственности за безопасность своих детей.
  2. Определить роль родителей (законных представителей) воспитанников группы в работе по формированию навыков безопасного поведения детей.
  3. Познакомить родителей (законных представителей) воспитанников группы с правилами безопасного поведения на улице, дома, в природе, с незнакомыми людьми, уделив наибольшее внимание направлению «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
  4. Дать представление о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм.
  5. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».
  6. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Предварительная работа : анкетирование родителей «Безопасность ваших детей»

План проведения собрания:

  1. Вступление.
  2. Основная часть

— Что такое «безопасное поведение»?

— Разделы работы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

— Безопасность ребёнка на улице

— Безопасность ребёнка дома

— Ребёнок и природа

— Ребёнок и другие люди (незнакомец)

— Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

— Безопасность ребёнка во время нахождения в детском саду

  1. Рекомендации родителям
  2. Памятки: №1 — «Как формировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге», №2 – «Пожарная безопасность детей», №3 – «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка»
  3. Подведение итогов

Ход собрания

Организационный момент.

Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения. Когда счастливы дети? Когда они здоровы. Когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети.

Основная часть

— Что вы понимаете под «безопасностью»? (безопасность на улице, обращение с пожароопасными предметами, поведение с незнакомыми людьми…) Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

— Важна и нужна ли эта тема, по вашему мнению? (заслушиваются мнения родителей)

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Ребёнок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания.

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой-папой, а завтра он станет самостоятельным.

Чем бы не занимался и где бы не находился человек, будь то взрослый или ребёнок, его всегда подстерегает потенциальная опасность, причиной которой может быть беспечность самого человека или беспечность окружающих. Где бы не находились наши дети — на улице, в детском саду, в гостях, дома – вы, родители, не можете быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случится, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни. Задача нас, взрослых, — предупредить и предостеречь ребенка от беды, правильно подготовить его к встрече с различными, а порой и жизненноопасными ситуациями, и при этом не просто сказать « Этого делать нельзя», а показать на личном примере или примере из литературного произведения, из жизни.

Работа по формированию безопасного поведения ведется по нескольким разделам:

-«Ребенок на улице»

-«Ребенок дома»

-«Ребенок и природа»

-«Ребенок и другие люди. Незнакомец»

-«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Безопасность ребенка на улице .

Это ПДД (закон для улиц и дорог, соблюдать который обязаны и водители, и пешеходы), правила поведения в транспорте; правила поведения, если ребёнок потерялся; ориентирование на местности. Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и сам ребёнок чувствовал себя уверенно на дороге, советуем:

  • Напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
  • Учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;
  • Учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
  • Не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

Элементарные правила поведения на дороге можно запомнить в процессе игры. Например, предложите ребёнку поиграть дома в регулировщика и пешехода. Устройте в комнате импровизированную дорогу из верёвки, бумаги, скакалки. Расставьте машинки, сделайте «зебру», сложите из кубиков светофор. Пусть ребёнок сначала побудет пешеходом, а потом станет регулировщиком. Смело «нарушайте» правила — детям нравится делать замечания «непонятливым» родителям.

Помните! Ребенок учится «законам дороги», в первую очередь, беря пример с вас, родителей. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.

2. Безопасность ребёнка дома

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Кухня – помещение, буквально напичканное опасными предметами. Бытовые, столовые приборы, газовая плита, горячая вода, пища — вот неполный их перечень. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного на кухне.

Основной источник опасности в ванной — вода, однако не стоит оставлять без внимания баночки и скляночки с гелем, шампунем, бальзамом, кремом, пастой и т.д. Ребёнок в состоянии хлебнуть того или и иного химического «сока».

Мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Но, каждое жилище – это не просто стены и крыша, это ещё и балконы, и двери, и окна .

Об окнах и говорить нечего. Независимо от этажа, на котором находится квартира, нужно не подпускать ребёнка к окнам. Даже сидение на подоконнике является опасным делом: сообразительный ребёнок может повернуть ручку и открыть окно.

Где окна, там и двери. Сколько прищемленных детских пальчиков и рук повидали они на своём веку?! А синякам и ссадинам на лбах вообще нет числа.

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время

  • Электробезопасность .

Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянув в любую квартиру, дом: мы найдем провода и бытовые приборы, представляющие при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. Объяснить детям, что:

  • к провисшим и оборванным проводам линий электропередачи прикасаться нельзя
  • опасно подходить к проводу, лежащему на земле
  • самим не включать электрические приборы
  • Пожарная безопасность

А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.

Пожары происходят не только по причине детской неосторожности, в большинстве случаев дети просто не знают о безопасном обращении с огнеопасными приборами.

Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов . Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Оставлять дошкольника дома одного — большой риск со стороны родителей. А оставлять дома нескольких детей — чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники . Научите ребенка не открывать двери незнакомым людям, обыграв эту ситуацию. Пусть несколько раз один из родителей сыграет роль «незнакомца», а другой – поможет ребенку правильно организовать свои действия: что делать, что говорить. Назовите людей, которым ребёнок может открывать дверь по именам — родственников, соседей, друзей.

  • Отравление

Когда ребёнок хотят узнать какой-либо предмет лучше, он часто пробуют его на вкус. Список предметов, которые он может проглотить, возглавляют те предметы, похожие на конфеты. Проблема в том, что дошкольники плохо отличают сладкие карамельки от таблеток бабушек и дедушек. Последствия подобных ошибок могут оказаться весьма плачевными и привести к отравлению.

Разве нужно напоминать, что лекарства сродни драгоценностям, которые хранятся в шкатулке под замком. Только взрослые должны иметь доступ к лекарственным средствам.

Наша общая обязанность, чтобы ребёнок знал наизусть свой адрес, имена-отчества родителей; начинать знакомить с телефонами экстренных служб (пожарная охрана - 01, милиция, - 02, скорая помощь, - 03, служба газа- 04). А еще лучше, если вы вместе с ребёнком составите перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с телефоном. Не забудьте объяснить ребёнку, чем чреваты необдуманные звонки в эти службы.

3. Ребёнок и природа.

Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

4. Ребёнок и другие люди (незнакомец)

Мы даём объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

5. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

Сюда относится: изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, знакомство с ролью лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также взаимоотношения между детьми (конфликты и т.д.)

Эмоциональное благополучие или психологическая безопасность ребёнка -состояние ребёнка, обеспечивающее ему успешное психическое развитие. Психика ребёнка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и лёгкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут явиться причиной нервных расстройств.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, туалетная вода и т.д.). Не разрешается приносить в детский сад игрушки из дома. В зависимости от погодных условий необходимо приносить запасной комплект одежды для ребенка. (если дождь, потеют и т.д.) Обувь ребенка должна быть удобной, соответствовать размеру и с фиксированной пяткой. Девочкам нежелательно носить обувь на каблучках.

Что касается безопасности детей во время нахождения в детском саду:

— все входные двери оборудованы электронными замками. Для каждого сотрудника и родителей изготовлены магнитные ключи для прохода в здание ДОУ.

Какие опасности могут поджидать ребёнка в здании и на территории ДОУ? Можно выделить несколько категорий:

  • Повышенная заболеваемость . Это самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Детский сад – место большого скопления детей разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Не стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, дети которых имеют ослабленный иммунитет. Но «подцепить» вирус ребёнок может не только в детском саду. Секции, студии, занятия в других местах, прогулки на детских площадках – потенциальные зоны для заражения разными инфекциями.

Напоминаю : каждый родитель любит своего ребёнка, заботится о его здоровье. Узнаёт у воспитателя о заболеваемости детей в группе. Возмущается, услышав или увидев чихающего или кашляющего чужого ребёнка. А своего ребёнка приводит с кашлем или соплями, провожает в группу, не заботясь о других детях и сотрудниках группы.

Если ребёнок не посещает в детский сад по неуважительной причине два дня, на третий день его снимают с питания. Особенно строго это происходит при обострении инфекционных заболеваний.

Родители первые должны заботиться о здоровье своего ребёнка: при повышенной температуре, рвоте, диарее обязаны оставить ребёнка дома и вызвать врача. Ставить на питание и снимать с питания своего ребёнка обязан родитель. Без справки врача после болезни или пропуске 3-х дней ребёнок в ДОУ приниматься не должен.

Все лекарства дети принимают в домашних условиях, воспитателям категорически запрещено давать лекарственные средства детям. В детских шкафах не должны находиться никакие лекарства. В единичных случаях – обращайтесь к медперсоналу.

Травматизм, несчастные случаи.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, деньги, батарейки, фонарики и т.д.). Причины травм могут быть самыми разными, их великое множество:

дети могут нанести друг другу увечья в борьбе за игрушки,

— расталкивая приятелей, спеша на прогулку или с прогулки,

— упасть с кровати во время дневного сна,

— неаккуратно прокатиться с горки, поскользнуться на льду,

— неудачно упасть на ровном месте

Если на территории ДОУ произошло травмирование ребёнка, все вопросы, связанные с происшествием решаются на месте, в ДОУ. К травме не относятся синяки, ссадины, небольшие порезы.

  • Чрезвычайные ситуации. Хотя такие явления как пожар, землетрясения и внешние (криминальные, террористические акты, невменяемые поступки взрослых) —

события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.

  • Угроза эмоциональному благополучию (психологическому здоровью ребенка. Не все родители задумываются над тем, что ребёнку в детском саду могут нанести вред не только физический, но и эмоциональный, психологический. Виной тому не только и не столько личностные особенности персонала ДОУ, сколько отношения между детьми, стресс при расставании с мамой.

Поэтому, родителям необходимо следить за психологическим состоянием своего ребёнка и тщательно разбираться в причинах, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад.

Факторы обеспечения безопасности детей в ДОУ:

Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.

— с целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях сада поддерживаются соответствующие температурный режим, уровень освещенности и проветривания.

— регулярное медицинское обследование персонала учреждения с целью исключения инфекционных заболеваний, соблюдение правил личной гигиены.

— в ДОУ непременно присутствует медсестра, контролирующая здоровье и состояние детей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Обязательными являются периодические обследования воспитанников медицинскими работниками профессиональных медицинских учреждениях.

— наблюдение за санитарным состоянием ДОУ, а, важнее всего, кухни и продуктов детей.

Родители детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо принести справки от врача с указанием диагноза и перечнем запрещённых продуктов. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, т.к. информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка. В противном случае бо льшая ответственность ложится на родителей.

— в помещениях ДОУ проводится ежедневную уборку и периодическая дезинфекция,

— техническое состояние помещений и прилегающих к садику построек подвергаются обязательному регулярному контролю.

— каждый сотрудник ДОУ владеет инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности. При этом проводятся учебные эвакуации из помещения и с территории ДОУ для отработки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

— чтобы избежать похищения детей из садика, отдавать детей можно только их мамам и папам, а также лицам, заявленным родителями ребёнка в заявлении на разрешение.

— уделять пристальное внимание противопожарной безопасности здания: проводить периодический осмотр газовых плит на кухне, электрической проводки по всему зданию. Помещение ДОУ должно быть оснащено элементарными средствами защиты от огня: огнетушителями, лопатами и песком. Необходимо наличие в здании «тревожной кнопки», с помощью которой можно быстро осуществить вызов пожарных или МЧС.

Лица, ответственные за безопасность детей, на территории ДОУ

Каждый родитель задается вопросом о том, кто несет ответственность за безопасность их драгоценного чада в дошкольном учреждении? Ответственное лицо номер один и тот, кем обеспечивается проверка безопасности на территории ДОУ – это заведующий детским садом. Как гласит основной документ любого образовательного учреждения — закон «Об образовании», заведующий несет личную ответственность за безопасность каждого своего воспитанника.

Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.

Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Это может быть добровольная финансовая и материальная помощь ДОУ, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду.

Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.

— Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.

— Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ребенка и пользуйтесь этим.

— Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.

— Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.

— Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к бо льшей ответственности.

— Определите границы дозволенного для вашего ребёнка и четко, категорически добивайтесь их соблюдения. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. От качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Подведение итогов

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

Работа по формированию у наших детей навыков безопасного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтением морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ — продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык. Работа должна быть систематической. Детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду (это беседы в режимные моменты, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и т. д.), то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи.

Чтобы помочь детям лучше усвоить правила безопасности, можно использовать рассказы из вашего личного опыта, чтение произведений художественной литературы, сказок («Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»), в которых прослеживается тема безопасности, беседы по содержанию прочитанного. Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её, оценить поступки героев. Можно вместе с детьми рассматривать иллюстрации, отгадывать загадки, играть в дидактические и сюжетные игры. В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки. Сами показывайте своим детям только положительные примеры.

Основная задача взрослых, и педагогов, и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Надеюсь, что вы с пользой провели время и примите активное участие в обучении и в передаче своего опыта детям. Ведь главная цель нашей с вами работы — формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией. Пусть каждый день будет безопасным!

Решение собрания:

  1. Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.
  2. Проводить работу по формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду, на улице и дома.

Нина Шувалова
Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста

Само понятие «безопасность » подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту . Ребёнок в силу возраста , отсутствия жизненного опыта может подвергаться различным опасным ситуациям. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей часто повторяют «не трогай» , «отойди» , «нельзя» . Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Безопасность -это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту .

Цель моей работы – формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них .

Задачи :

1. Формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту и способах правильного поведения .

2. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту .

3. Формировать навыки осторожного обращения с электроприборами.

4. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;

5. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников .

Развитие ребёнка происходит в различных образовательных областях. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту , социуме и природе.

Работа строилась в три этапа :

1. Диагностика навыков безопасного поведения детей в быту . Анкетирование родителей.

2. Система работы по формированию навыков безопасного поведения в быту .

3. Выявление навыков безопасного поведения в быту .

Первый этап.

На первом этапе был выявлен уровень сформированности навыков безопасного поведения детей в быту . Мы выяснили, что не все дети имеют полное представление о том, как правильно обращаться с электроприборами, о причинах и последствиях неправильного обращения с огнём.

Анкетирование родителей показало, что многие из них не интересуются данной проблемой, зачастую сами демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и , соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения .

Второй этап работы

Свою работу я начала с создания условий для ознакомления :

Оборудована предметно-пространственная среда . В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта реализуются принципы : доступности, безопасности , вариативности, содержательной насыщенности, трансформируемости , полифункциональности.

Для ознакомления ребенка с основами безопасности я использовала : альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.

Игровое пространство оснащено элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника . Вследствие интеграции с другими образовательными областями, происходит формирование у детей интеллектуального потенциала, формируются такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Взаимодействие с ребёнком ориентировано на его личностное развитие, создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок чувствует себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы :

Принцип системности. Работа проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Однако, тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы, поэтому я учитываю реальность событий.

Принцип интеграции. Работа по воспитанию безопасного поведения ребенка- дошкольника проводится во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Стараюсь довести до родителей, что в вопросах безопасности ребёнка мы действуем сообща, дополняя друг друга.

Методы ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту .

1. Беседа с рассматриванием иллюстраций («Дом – машина для жилья» , «Огонь – наш друг» , «Как люди овладели огнём» , «Как избежать пожара» , «Почему окно может быть опасно?» , «Таблетки – это не конфетки» , «Скорая помощь» , «Как вызвать милицию?» , «О правилах безопасного поведения возле ёлки » ); просмотр презентаций; свободное общение («Какие опасности подстерегают нас в помещении» , «В этих предметах спрятан огонь!» , «Как подружиться с электричеством» , «Использование и хранение опасных предметов» , «Поговорим о домашней аптечке» , «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» ); составление творческих рассказов; совместное изготовление коллажей («Опасные и безопасные предметы » , «Пожароопасные предметы» , «Наши помощники и враги дома» : отгадывание и заучивание загадок о бытовых предметах, профессиях врача, пожарного, милиционера, заучивание пословиц и поговорок.

2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

(игры - тренинги, «Пожарная тревога» , «Из группы исчезли все стулья» , «Плохо воспитателю – что делать?» , «Мы – спасатели» , «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?» )переделывание сказок так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации.

имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

3. Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов , повышает познавательную активность.

4. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Игры типа «Что мы знаем о вещах» , «Раз, два, три, что опасно – найди

5. Чтение художественной литературы. способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Гальченко В. «Приключения пожарного» , Житков Б. «Помощь идет» , «Что я видел» ; Маршак С. «Пожар» ; «Рассказ о неизвестном герое» . «Кошкин дом» ; Островский Б. «С огнем не шутят» и других.

6. художественно-творческая деятельность. Дошкольники лепили , рисовали, составляли коллажи о причинах травм, пожаров, о том, как они представляют себе работу спасателей, какие специальные машины помогают людям, если случилась беда и т. д. Была организована выставка детских рисунков «Домашние опасности» .

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности в семье и детском саду учитывался принцип единства требований.

Я старалась добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения , если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос решался на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности , совместными усилиями разработали план работы по профилактике безопасности .

В рамках работы с родителями и детьми проводились следующие мероприятия :

Лекции и консультации “Шалость детей с огнем” , “Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Защита ребенка в правовых документах”;

просмотр видеофильмов : фрагментов занятий, праздников,

Распространение памяток “Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны”;

оформление стендов “ Безопасность вашего малыша”-“Ребенок и дорога”, “Островок безопасности” , “Я с дорогою дружу”, “Выбираем няню”;

Выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ “На дороге не зевай!”;

Выставки и презентации совместных художественно-творческих работ : плакаты “Не шути с огнем”, “Учим детей правилам дорожного движения”, “Улица полна неожиданностей”; макеты “Транспорт будущего”, “Здоровый образ жизни”;

Своевременное информирование родителей о тех или иных мероприятиях по безопасности в группе , ДОУ, городских мероприятиях.

В ходе проделанной работы имеем следующие результаты :

У детей повысился уровень знаний о домашних предметах, ситуациях которые могут причинить вред жизни или здоровью людей (электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, открытое окно, балкон и др.);

Расширились представления о пожароопасных предметах, причинах пожара.

- сформированы элементарные представления о поведении в рассмотренных чрезвычайных ситуациях;

У родителей изменилось отношение к данной проблеме, повысился интерес к воспитанию собственных детей .

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности связан с потребностью общества в социально адаптированной личности. Современная окружающая среда требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности адекватного поведения . Дошкольный возраст - период впитывания , накопления знаний. Мы не только оберегаем ребенка от опасности, но и готовим его к встрече с возможными трудностями, формируем представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививаем ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

«Формирование навыков безопасного поведения

детей на улицах города»

В семье, в системе детских дошкольных учреждений, в школе формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей.
Практика показывает, что без специальных навыков ребенок оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. В условиях транспортной среды одних "теоретических" знаний оказывается недостаточно.
До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители ведут детей в детский сад, обратно, в первые месяцы провожают в школу. Казалось бы времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда. Сами того не замечая виной этого становятся сами родители. Ведь нередко можно наблюдать, как родители, торопясь отвести ребенка в детский сад, бегут с ним по проезжей части или выбегают из-за стоящего автобуса или автомобиля, предварительно не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств на дороге. При этом происходит обучение детей неправильному поведению самым эффективным способом - личным примером родителей. Кроме того, отсутствие какой-либо педагогической подготовки, неопытность приводит к тому, что родители, находясь на улице с ребенком, даже не ставят себе задачу использовать каждую прогулку в учебных целях. Им обычно неизвестны типичные ошибки детей, приводящие к несчастным дорожно-транспортным происшествиям, неизвестна ведущая роль навыков и сам перечень этих навыков. Многое из того, что все же делается в этом отношении в семье, делается интуитивно. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям на улице и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей. Вот простые примеры.
Уже в первой младшей группе детского сада малыши учатся ориентироваться в обычном для них окружении. Они начинают распознавать цвета светофора, различать некоторые транспортные средства. Но спросите какого-нибудь нарушителя из старшей группы, почему он бежал через дорогу на красный сигнал светофора, и вы услышите обычный ответ, что он не посмотрел на светофор, а машин по близости не было. Вот и побежал…
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, окликнули друг друга - и сразу забыли, где находятся, не замечают ни движущих на больших скоростях автомобилей, ни сигналов светофора.
Подготавливая родителей к работе с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения, следует напомнить им о некоторых психологических особенностях, свойственных детям дошкольного возраста. Имеется в виду, что дети дошкольного возраста еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Совершенно очевидно, чем раньше дети получают сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем дисциплинированнее они будут относиться к обязанностям, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Гуляя с ребенком, следует обязательно вслух комментировать все, что происходит на улице, на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, ребенку следует объяснить, почему в данный момент перейти улицу нельзя, а затем, можно, какие на эти случаи существуют правила для пешеходов и автомобилей. Если есть нарушители правил безопасного движения, то указать на них, объяснив их неправильное поведение, и чем они рискуют. Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть диафильм на эту тему. Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, в которой желательно самое активное участие родителей. Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и тем самым способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку. Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо:

    больше показывать, чем рассказывать; объяснение необходимо лишь как дополнение и усиление наблюдаемого;

    показывать и объяснять последовательно две "картинки": "кажущуюся безопасность" (ранняя стадия ситуации) и "видимую опасность" (поздняя стадия ситуации).

Основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например, желание возможно скорее перебежать улицу.
Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык. Вообще, формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все его общение с родителями. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. "Уроки предвидения" скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта.
Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:

    стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

    стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

    стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину;

    кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;

    движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;

    движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.

Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.
Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения. Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам:

    начинает переходить проезжую часть не остановившись и не осмотревшись;

    двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;

    на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом;

    играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;

    в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

Формирование навыков и предвидения опасности у детей - длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу. Целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в детский сад и обратно, в магазин, поездку в гости и тд. Весьма эффективны специальные выходы к перекрестку, чтобы "отработать" безопасное движение на сложном для перехода месте. Родители не должны жалеть сил и времени на обучения ребенка осторожности и внимательности на улице. находясь с ребенком на улице, не надо спешить. Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом, иначе ребенок учится спешить там, где надо наблюдать. При этом надо учесть, что ребенок фиксирует не только правильные действия родителей. Он замечает и единичные нарушения ими правил движения, будь это переход дороги на красный сигнал светофора или в неустановленном месте. Сделав это хоть раз с родителями, он тем более сделает это и без них, став старше и освободившись от родительской опеки.
Если подражая родителям, ребенок не будет считаться с сигналами светофора; переходить дорогу где попало, то ни детский сад, ни школа его не переучат.

«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, принципы, методы и формы работы по воспитанию безопасного поведения детей; предложены формы работы с родителями воспитанников; даны критерии оценки эффективности данной работы.

Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

Формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

Воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

Развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

Учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

Использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

Комплексные занятия, тренинги;

Экскурсии, целевые прогулки, походы;

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

Сочинение историй;

Наблюдения;

Беседы групповые и индивидуальные;

Чтение специальной детской литературы;

Анализ заданных ситуаций;

Выполнение поручений;

Экспериментирование.

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Плакаты, иллюстрации;

Настольно-печатные игры, дидактические игры;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

Разработку системы планирования;

Определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);

Разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;

Разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

Обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

В воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

Педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

7. Консультации.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

Через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

Через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

Наблюдение;

Фиксация высказываний детей;

Сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

Рисунки с заданиями, творческие рисунки;

Обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 9 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Разработал: Фирсова Анастасия Николаевна Воспитатель средней группы
Содержание:

Введение
1. Методологические основы системы работы
2. Концепция
Направления работы
Модель выпускника
Ожидаемый результат

Скачать конспект

3. Алгоритм действий по выполнению системы работы
4. Технология работы по усвоению содержания системы работы
5. Модель взаимодействия
6. Содержание работы с воспитанниками 3-4 лет
2 этап: внедренческий
3 этап: аналитический
7. Содержание работы с воспитанниками 4-5 лет
1 этап: подготовительно – диагностический
2 этап: внедренческий
3 этап: аналитический
8. Содержание работы с воспитанниками 5-6 лет
1 этап: подготовительно – диагностический
2 этап: внедренческий
3 этап: аналитический
9. Содержание работы с воспитанниками 6-7 лет
1 этап: подготовительно – диагностический
2 этап: внедренческий
3 этап: аналитический
10. Литература

Введение

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста, в работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Безопасность». Одним из важнейших задач этой области является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит задача формирования навыков безопасного поведения у детей, начиная с трехлетнего возраста. Детский сад работает по программе «От Рождения до школы», в которой вопрос обучения воспитанников безопасному поведению на дороге освещен начиная со старшего дошкольного возраста. Кроме того, программой предлагается система занятий на основе парциальной программы Авдеевой Н. Н, Стеркиной Р. Б. «Безопасность». В то время как, в Федеральных государственных требованиях формами работы становятся: игры, проектирование, образовательная ситуация.
В результате чего возникла необходимость организовать системную и глубокую работу в этом направлении с воспитанниками, начиная с младшего возраста, с включением эффективных средств, форм и методов работы.
С этой целью была разработана система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Методологические основы.
Дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Поэтому очень важно помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в дорожно-транспортной среде. Этого возможно добиться при условии четко спланированного и последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками в ходе образовательного процесса, направленного на формирование устойчивых знаний и навыков правил поведения на дороге. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.
Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге.
Навык — способность в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, путем многократного повторения.

Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения основывается на следующих принципах.

Принципы реализации системы работы

1. Принцип взаимодействия Дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

2. Принцип взаимосвязи. Причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и воспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Концепция.

Работа по воспитанию безопасного поведения на дороге не будет иметь результатов, если будет проходить в форме одноразовых акций. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно с ориентацией на четко обозначенную цель.

Цель: Воспитанник, со сформированными навыками безопасного поведения на дороге.

Задачи:
1. Формировать знание воспитанников об улице, дороге, перекрестке и элементарных правилах пешехода.
2. Формировать у воспитанников навыки и умения ориентироваться в дорожной обстановке и замечать опасные ситуации.
3. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.
5. Привлечь к взаимодействию по данному направлению родителей воспитанников.

Направление работы

С воспитанниками
-С родителями (законными представителями).

Модель воспитанника 3-4 лет.

1.Знает значение слов: улица, дорога, проезжая часть.
2. Знает работу пешеходного светофора, сигналы светофора.
3. Различает виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой), знает строение автомобиля, для чего нужны автомобили..
4. Ориентируется в окружающем пространстве (дорога, тротуар).
5. Знает элементарные правила пешехода (идти по проезжей части спокойно, за руку с взрослым. Двигаться только на зеленый сигнал светофора).

Модель воспитанника 4-5лет.

1.Знает значение слов: дорога, проезжая часть, тротуар, перекресток.
2.Знает работу пешеходного светофора (красный, зеленый сигналы) их значение.
3.Знает значение дорожного знака: «Пешеходный переход» «Пешеходная дорожка».
4.Знаком с разными видами транспорта (пассажирский, грузовой), с их особенностями.
5.Знает элементарные правила пешехода (ходить спокойным шагом, переходить дорогу по пешеходному переходу).
6.Ориентируется в окружающем пространстве (дом, дорога, тротуар, детская площадка).
7.Понимает возможную опасность при нарушениях пешеходом правил поведения на дороге.

Модель воспитанника 5-6 лет.
1.Знает основные части улицы (проезжая и тротуары).
2.Знает значение дорожных знаков «Перекресток», «двухстороннее движение», «Место остановки автобуса».
3.Знает работу светофора (трехцветный (красный, зеленый, желтый цвет)- для автомобилей, и двухцветный для пешеходов), их значение.
4.Знает движение транспорта (разделение проезжей части осевой линией, двухстороннее движение).
5.Знает правила для пешеходов (ходить по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу по пешеходному переходу, не выбегать на проезжую часть).
6.Знает правила для пассажиров (ожидать транспорт на специальной остановке, в транспорте вести себя спокойно, не толкаться).
7.Ориентируется в понятиях «движение слева», «движение справа».
8.Соблюдает элементарные правила пешехода без напоминаний, замечает ошибки других пешеходов при переходе дороги.

Модель выпускника

1.Знает значение слов: «микрорайон», «город», «проезжая часть», свой адрес, опасные участки около дома.
2. Знает значение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено».
3.Умеет ориентироваться по светофору (сигналы светофора и их значение)
4. Знает виды транспорта (водный, воздушный, подземный).
5. Знает световые и звуковые сигналы машин, их назначение (предупреждающий сигнал, световой сигнал при повороте).
6.Знает правила езды на велосипеде и роликовых коньках (ездить разрешается на специальных площадках и дорожках).
7.Знает правила для пешеходов (переходить дорогу на зелёный свет светофора, не играть на проезжей части дороги, при переходе посмотреть налево, потом направо, затем налево).
8. Избегает дорожных ловушек и понимает их опасность (не останавливаться при переходе дороги, не выбегать из подъезда и др.).
9.Знает правила для пассажиров (не высовываться из окон, не шуметь, уступать место старшим).
10. Ориентируется в направлении движения транспорта (слева, справа, двухстороннее), в окружающем пространстве (тротуар, площадка для игр, дорога, микрорайон).
11.Осознает опасность нарушения правил поведения на дороге, замечает ошибки других пешеходов, может сделать замечание товарищу.

Ожидаемый результат

1.Разработана система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
2.Определена технология усвоения содержания системы.
3.Создана развивающая среда и подобран методический инструментарий.
4.Родители – активные участники образовательного процесса по данному направлению.
5.Воспитанники имеют сформированные навыки безопасного поведения на дороге.

Технология по усвоению содержания системы работы
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Работа предполагает этапность от простого материала к сложному, в зависимости от возраста воспитанников. На каждом этапе выделены четыре основных блока работы: «Дорога», «Знаки», «Транспорт», «Пешеход – пассажир».
Младшая группа:
По блоку «Дорога» — дети учатся понимать значение слов: улица, дорога, проезжая часть.
По блоку «Знаки» — у детей формируются представления о назначении пешеходного светофора, работе пешеходного светофора.
По блоку «Транспорт» — формируются знания о видах транспорта.
По блоку «Пешеход-пассажир» — дети узнают о правилах поведения на улице, дороге.

Средняя группа:
По блоку «Дорога» — дети учатся понимать значение слов: улица, дорога, тротуар, перекресток, светофор.
По блоку «Знаки» — у детей формируется представление о значение дорожных знаков, работе пешеходного светофора.
По блоку «Транспорт» — формируются знания о видах транспорта (грузовых, пассажирских).
По блоку «Пешеход-пассажир» — дети узнают об элементарных правилах пешехода.

Старшая группа:
По блоку «Дорога» — дети приобретают представление о частях дороги.
По блоку «Знаки» — знакомятся с новыми дорожными знаками, закрепляют знания о работе светофора.
По блоку «Транспорт» — дети узнают о разделении дороги на две части, двухстороннем движении.
По блоку «Пешеход – пассажир» — дети учатся правилам поведения на дороге и в транспорте.

Подготовительная группа:
По блоку «Дорога» — дети знакомятся с микрорайоном, запоминают свой адрес, опасные участки около дома.
По блоку «Знаки» — узнают новые дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса».
По блоку «Транспорт» — закрепляют знания о видах транспорта (воздушный, водный, подземный), учатся правилам езды на велосипеде и роликовых коньках.
По блоку «Пешеход – пассажир» — дети учатся оценивать дорожную обстановку, избегать опасных ситуаций на дороге.

Модель взаимодействия участников образовательного процесса.

Воспитатель
беседы
экскурсии
конструирование
изодеятельность
досуги, развлечения
конкурсы

Родители
беседы
чтение художественной литературы
просматривание познавательных передач
изготовление атрибутов
участие в досугах

Цель: определить уровень сформированных навыков безопасного поведения на дороге и знаний о транспорте (инструментарий диагностики в приложении)

Задание №1.
Цель: определить понимание воспитанниками понятий: улица, дорога, проезжая часть.
Вопросы:
— Что такое улица, дорога?
— Для чего предназначена улица?
— Где ездят автомобили?
— Где должны ходить пешеходы?

Задание №2.
Цель: выявить знания детей о видах транспорта.
Вопросы:
— Какие бывают машины?
— Какие машины называют грузовыми?
— Где ездят машины?

Задание №3.
Цель: определить понимание воспитанниками понятия «светофор».
Вопросы:
— Что такое светофор?
— Какой цвет светофора запрещается идти?
— Для чего нужен светофор?

Задание №4.
Содержание: Чтение рассказа «Марта и Чили идут в парк»
Вопросы:
— Какие правила нарушили героини?

Характеристика ответов.
1. Владеет знаниями в полном объёме.
Дает правильные ответы на большинство вопросов. Различает элементы дорог (улица, дорога, проезжая часть.). Определяет опасные места на дороге; объясняет их, может доказать. Составляет небольшой рассказ о дорожной ситуации.
2. Владеет знаниями частично.
При ответах на вопросы допускает ошибки. Иногда проявляет неуверенность. Требуется помощь воспитателя.
3. Не владеет знаниями.
Затрудняется в ответах на вопросы, или дает неправильный ответ. Во всем требуется помощь воспитателя.

2 этап – внедренческий (октябрь-апрель)
Цель: Включить в образовательный процесс систему работы по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

3 Этап – «Аналитический» (май)
Цель: Определить уровень сформированности навыков безопасного поведения на дороге.

Цель: Определить уровень сформированных навыков безопасного поведения на дороге и знаний о транспорте.

Задание №1.
Цель: определить понимание воспитанниками понятий: «проезжая часть», «дорога», «тротуар», «переход».
Содержание: Беседа с использованием иллюстраций.

Вопросы:
— Для чего предназначена проезжая часть?
— Как называют людей идущих по тротуару?
— Где люди могут перейти проезжую часть?
— Как узнать, где пешеходный переход?

Задание №2.
Цель: выявить знание детей о видах транспорта.
Содержание: Рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта.

Вопросы:
— Какие бывают машины?
— Какими машины называют грузовыми?
— Где ездят машины?

Задание №3.
Цель: определить понимание воспитанниками понятия «Светофор»
Содержание: Предложить воспитанникам послушать стих А. Северного «Светофор»

Вопросы:
— О чем говорится в стихотворении?
— На какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу?
— Для чего нужен светофор?

Задание №4.
Цель: определить умение вести в различных дорожных ситуациях.
Содержание: Предложить дорожную ситуацию на макете (перейти дорогу).

Лучшие статьи по теме