Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Виды вышивки бисером. Творческий проект "вышивка бисером"

Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера.

Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Первоначально изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из костей, зубов животных, раковин моллюсков, камней и защищали древних от злых духов.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где–то в горах есть пещера – жилище Дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер. Так гласит легенда .

В еще одной древнегреческой легенде рассказывается о возникновении стеклоделия: ,Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло”. Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в 1 веке, то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина 3 тысячелетия до нашей эры); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.

Археология Древней Месопотамии, в особенности – Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака – цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её – около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает – есть все основания считать,что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет”.



Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от,фальшивого жемчуга”, изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по–арабски назывался бусра или бусер .

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 16 – века. В 1670–1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из–за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт–Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по–прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания – изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть–Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть–Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине 19 века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля,стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле”.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник – сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный – поневный, состоящий из рубахи, поневы и,сороки”. Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатством отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем что полностью скрывали волосы, так как. по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с 10 века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения.

С середины 18 века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения .

В светском искусстве распространилось шитье,в прикреп”. Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках.

Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье,в прикреп” можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну–две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы.

Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно. Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. С 1830–х годах использовалась и бумажная канва – тонкий картон с рядами мелких отверстий, не вышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносы. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце 19 – начале 20 века бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер – материал нетленный, но ветшает ткань основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала 20 века бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски .

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце 19 веке древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891году М. Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально–ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий. В наши дни сохраняется интерес к вышивке бисером среди многих мастеров, которые изготавливают картины, иконы, украшают одежду.

В 30–50–е годы 20 века искусство бисероплетения и вышивки возродилось. В моде были, расшитые бисером, сумочки и кошельки, платья. В 60–е годы стали популярны фенечки (в движении хиппи).

К большому сожалению, на данный момент утрачено множество старых секретов мастеров. Но интерес к бисероплетению окончательно не угас.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. В настоящее время создаются уникальные курсы и кружки по вышивке бисером и бисероплетению, так же часто можно встретить украшения из бисера на прилавках магазинов, выставках.

Большое вниманием пользуются картины, вышитые бисером. В них отображается разная тематика, такая как: духовное направление (иконы, церкви); копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский); мир животных и птиц, природа (пейзажи, натюрморты) .

Тех, кто сегодня стремится приобщиться к этому виду рукоделия, иногда смущает трудоемкость вышивки и ее кажущаяся сложность. Но, если разобраться, то при достаточном усердии и усидчивости необходимый опыт и мастерство быстро накапливаются, а, значит, и результаты не заставят себя долго ждать.
Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий как и столетия, назад женщина хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка – это то что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду .

Традиция расшивать одежду , предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.

И с чего же она начиналась, эта самая история бисера?

Подумать только, как давно это было. Но сначала получилось стекло.

Да-да, начнем со стекла, без него бы бисеринка не получилась.

Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.

А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла.

И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив


Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих. Бисером украшали себя в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии. Впечатляющая география, не правда ли?

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:

В Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе -миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве - кароляй, в Узбекистане - зебигардан, в Белоруссии - пляценки и горлячки, в России - ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Что было потом?

Конечно, в мире не сидели, сложа руки. Конечно, искали секрет изготовления бисера. Пытались его разгадать. И в XIV веке нашей эры в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали древесную золу, (отсюда его название - «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла.

А в конце XVII и начале XVIII века уже богемский бисер находится на пике популярности.

В результате конкуренции между Венецией и Чехией в выигрыше оказалась все та же бисеринка. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме.

Появился металлический бисер: медный позолоченный стальной.

Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.

С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века.

В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года.

Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.

С чего начинается работа с бисером?

Вы уже знаете, что он бывает разный: прозрачный, непрозрачный, с серебряной линией внутри, с цветной линией внутри, радужный, перламутровый, гальванизированный, матовый, "снежок", и много всяких разных вариантов, включая их комбинации. Разный снаружи бисер еще и по-разному себя ведет: некоторые покрытия бисера устойчивы к влаге и солнечному свету, а некоторые теряют свои краски и становятся тусклыми при воздействии солнца или воды.
Именно поэтому рекомендуется перед использованием тестировать каждый "неопознанный" тип бисера, который вы покупаете. Это особенно важно, если вы делаете изделия из бисера на продажу: никому не хочется получать негативные отзывы и недовольных покупателей из-за некачественных или неподходящих материалов, использованных в изделии из бисера. Поэтому если вы хотите, чтобы ваше украшение или картина из бисера сохранило свою первозданную прелесть несколько лет (а то и десятилетий), то рекомендуется провести с ним следующие опыты, которые помогут прокрутить время вперед и посмотреть, что станет с этим бисером через некоторое время.

ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

* Возьмите небольшое количество "испытуемого" бисера и поместите его на пару дней в майонез. По истечении 2-х дней выньте его, промойте и просушите, а затем сравните с бисером, который не подвергался "майонезной обработке": если бисер, обработанный майонезом, потерял свой блеск - то весь такой бисер со временем потеряет свой блеск.
* Потрите испытуемый бисер шкуркой или пилочкой для ногтей, и посмотрите, слезает ли с него краска. Если краска слезает легко, задумайтесь, стоит ли использовать такой бисер в украшениях, которые будут постоянно тереться о тело или одежду.
* Положите испытуемый бисер на подоконник так, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Через несколько дней сравните испытуемый бисер с тем, который солнечному воздействию не подвергался.
* Поместите испытуемый бисер в мыльную воду на несколько часов. Потрите его, промойте, высушите, а затем сравните с тем, который не подвергался мыльной обработке.
Нужно сесть и подумать, в каких условиях изделие из бисера будет эксплуатироваться, и протестировать его на устойчивость к этим условиям. Например, нет необходимости проводить тест на прямой солнечный свет, если вы делаете украшение к вечернему туалету. Плохого бисера не бывает: бывают неподходящие для каждого конкретного вида бисера условия. Так, из разнокалиберного "линяющего" Тайваньского бисера невозможно сделать красивое украшение в мозаичной технике, но зато его можно пустить на крону бисерных деревьев. Не стоит считать, что какой-то вид бисера плохой, только лишь потому, что у него облезает краска. Точнее будет сказать, что он не пригоден для украшений, но зато может быть пригоден для бисерной вышивки или другого изделия, которое не будут много трогать и усердно тереть Тем не менее, перед осуществлением каждой новой задумки не поленитесь и протестируйте свой бисер на пригодность к предполагаемым условиям эксплуатации: а вдруг именно эта ваша работа окажется шедевральной? Будет очень обидно, если бисер облезет или потускнеет.
Теперь, когда Вы определились с видом используемого бисера, самое время подумать о сочетании цветов в Вашем будущем изделии.

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ ИЗДЕЛИЯ

В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия. Именно поэтому мы решили ознакомить вас с основами Цветоделения и Гармонии цвета.
Человек постоянно находится в окружении цвета, который сопутствует ему всю жизнь, Цвет помогает человеку различать предметы, воспитывает его вкус, оказывает воздействие на его настроение, способствует его труду и отдыху.
Следовательно, цветоведение - наука о цвете, играет важную роль во всех видах творчества.
Каждому народу с его многовековыми традициями свойственны свои предпочтения цветовых сочетаний. Колорит изделий является визитной карточкой республики, области и даже отдельного села.
Под цветовой гармонией понимается впечатление от взаимодействия двух и более цветов. У каждого человека свои цветовые предпочтения, поэтому понятие цветовой гармонии весьма субъективно. Как правило, субъективные гармоничные цветовые сочетания лишены сильного контраста, и построены на сочетании различных цветов близких по светлоте, либо на сочетании цветов, близких по своему характеру. Оценка гармоничного сочетания цветов вызвана ощущением "нравится - не нравится", и лишена всякой объективности.
Посмотреть на цветовую гармонию с другой, физиологической, стороны, нам поможет следующий опыт: если некоторое время смотреть на желтый квадрат, а потом закрыть глаза, то возникнет изображение фиолетового квадрата. И наоборот, закрыв глаза после наблюдения фиолетового квадрата мы увидим желтый. Подобный опыт можно производить со всеми цветами, и всякий раз, закрывая глаза, мы увидим цвет, дополнительный к тому, что мы только что рассматривали. Это и есть естественная потребность человеческого глаза достичь цветового равновесия. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. То есть, гармоничным считается то произведение, сумма цветов которого даст нам нейтральный серый цвет. Но нет никакой необходимости утверждать, что цветовые произведения обязательно должны быть гармоничными.

Цвета, располагающиеся на цветовом круге по соседству друг с другом, очень хорошо смотрятся вместе, но не образуют никакого контраста. Если вы хотите, чтобы ваша работа вызывала у зрителя ощущение умиротворения и комфорта, используйте цвета, находящиеся по соседству друг с другом.

Теплые цвета

Желтый

Практически во всех культурах желтый, наряду с золотым, обозначат солнце и является символом мудрости и познания. В древнем Китае носить желтые одежды разрешалось только Императору и его семье. Желтый - самый яркий, самый светлый и самый заметный цвет, он как бы выдвигается на первый план, и кажется больше, чем все остальные. Попробуйте взглянуть на полку с книгами, или на коробку с карандашами: если там есть желтый цвет, он, несомненно, привлечет ваш внимание первым. Поэтому используйте желтый цвет, когда хотите привлечь внимание зрителя к определенной точке.

Оранжевый

Оранжевый - активный, дружелюбный цвет. В цветовой терапии используется как антидепрессант. В красно-оранжевом оттенке достигает максимума активной, теплой энергии. Затемненный черным превращается в коричневый и теряет свой экспрессивный характер. При осветлении коричневого белым получаем бежевые оттенки.

Красный

Красный - цвет страсти, цвет действия. Любовь, ярость, самые сильные эмоциональные состояния ассоциируются у нас с красным цветом. В красный окрашены знамена революций, одежды древних воинов. Выразительность красно-оранжевого цвета меняется в контексте изменения контрастирующего цвета. Так, на оранжевом фоне красно-оранжевый кажется безжизненным. На темно-коричневом красно-оранжевый пылает сухим жаром. Пика своей драматичной выразительности красно-оранжевый достигает в контрасте с черным. На зеленом фоне он действует очень агрессивно и раздражающе. На сине-зеленом выглядит разгорающимся огнем, а в контрасте с розовым выглядит тусклым, угасающим.

Холодные цвета

Синий

В земной атмосфере синий цвет разлит начиная от нежнейшего голубого, ассоциирующегося с возвышенным и духовным, до глубочайшего темно-синего, граничащего с черным и вызывающего чувство одиночества, боязни. В Китае синий символизирует бессмертие, в Индии - мудрость, у Друидов - правду и гармонию.

Зеленый

Если бы эликсир жизни существовал, он, несомненно, был бы зеленого цвета: цвета зарождающейся жизни. Желто-зеленые оттенки напоминают нам цвет весенней природы. После операции пациенты выздоравливают быстрее, если в их палате присутствует зеленый цвет. Сине-зеленый является самым холодным цветом на цветовом круге, и, в противоположность к желто-зеленому производит впечатление холодной агрессивности.

Фиолетовый

В качестве антипода желтого цвета - цвета познания - фиолетовый выступает символом бессознательного и таинственного. Чистый фиолетовый несет в себе мрак, смерть и одновременно благочестие. Сине-фиолетовый вызывает чувство отрешенности, а красно-фиолетовый ассоциируется с духовным величием.
Нейтральные цвета

Серый

Серый не сражается и не доказывает. Серый - цвет умиротворения. Подобно каменной глыбе, его сила тихая и вневременная.

Коричневый

В оттенки коричневого окрашена кора деревьев, камни, песок, ракушки, скорлупа орехов.. Коричневый вызывает ощущение защищенности и комфорта.

Созвучие двух цветов

На цветовом круге два диаметрально противоположных цвета являются дополнительными и образуют гармоническое сочетание.

Созвучие трех цветов

Если из цветового круга выбрать цвета, которые находятся на вершинах равнобедренного треугольника, мы получим гармоничное трезвучие. Желтый, красный и синий - самое сильное трезвучие. Сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желтый - более мягкое трезвучие.

Созвучие четырех цветов

Во внутреннюю окружность цветового круга можно вписать как квадрат, так и прямоугольник, на вершинах которого будет четыре цвета, образующие гармоничное созвучие четырех цветов: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый и сине-зеленый; желто-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-оранжевый, и так далее.

Созвучие шести цветов

В наш двенадцатичастный цветовой круг можно вписать два различных шестиугольника: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый; желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Количество доступных цветовых сочетаний существенно расширится, если мы будем использовать цветовой круг не из 12 цветов как у нас, а, например, из 24 цветов.

Вышеизложенные примеры показывают, что теория гармоничных созвучий не стремится ограничить наше воображение, а скорее открывает более широкие возможности достижения различных выразительных проявлений цвета.
Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, темных и светлых. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета бусинок. Он может быть ярким, красочным или сдержанным и блеклым.
В цветовых соотношениях имеют значения контрасты, возникающие от взаимного влияния цветов, расположенных рядом. Красный рядом с зеленым усилит свой цвет, а зеленые еще больше зазеленеет.
Помешать проявлению контраста можно добавлением к взятым в узоре теплым цветам дополнительных теплых цветов, к холодным добавить дополнительные холодные цвета. Например, теплые красные цвета можно соединить с теплыми зелеными, а холодные фиолетовые цвета дополнить холодным желтым цветом.
Ослаблению или уничтожению контраста помогут разделительные контуры (окантовки).
Кроме цветового контраста соседство цветов, имеющих разную светлоту, может вызвать светлотный контраст. Так, зеленый цвет рядом с белым становится темнее, а желтый светлее; с черным цветом синий цвет темнеет и теряет свой цветовой тон, а группа цветов, состоящая из светло-синего, оранжевого и зеленого рядом с черным, светлеют, но мало изменяются по цвету.
Рядом с желтым цветом все цвета темнеют, приобретают дополнительные оттенки. Например, серый смотрится синеватым, песочный (бежевый) становится холодным с фиолетовым оттенком, красный - малиновым и т.д.
Количественное соотношение играет большую роль в сочетании цветов. Например, немного зеленого на красном фоне вызывает неприятное сочетание, а небольшая красная деталь на зеленом смотрится спокойно и оживляет изделие.
Насыщенные цвета, расположенные рядом с малонасыщенными, теплые цвета рядом с холодными выигрывают от соседства друг с другом. Но насыщенных цветов должно быть меньше, а теплые цвета должны уравновешиваться холодными.
Однако, никогда не забывайте, что законы и каноны в творческих вопросах важны в моменты неуверенности. В моменты вдохновения доверяйтесь своей интуиции.
Ну, что ж, достаточно теорий, пора начинать творить!

Допустим, Вы хотите использовать схему для вышивки крестом, но не знаете, сколько бисера какого цвета Вам надо купить. Рассчитать это довольно легко.

Для 11/0: 1 г = 100 бусин (т.е. можно вышить 100 клеток схемы)

1 моток мулине (8м) = 3720 крестиков (вышьем именно столько клеток схемы)
1 моток мулине = 38 г бисера
1 метр мулине (из мотка) = 4,75 г бисера
Используя эти простые соотношения, легко высчитать необходимое количество бисера. Но помните, что равенство примерное, поэтому берите бисер всегда с небольшим запасом. Обратите внимание, что расчет проводился для вышивки крестом в две нити. Обратите внимание, что, как правило, бисеринки с металлической отделкой (радужные и металлизированные) веся больше простого бисера, поэтому на 1 г их приходится меньше. При обработке матовых бусинок верхний слой слегка соскабливают, поэтому такой бисер несколько легче и в 1 г бусинок содержится больше. И конечно, не надо забывать поправку на брак. Всегда лучше купить с запасом, чем в процессе работы обнаружить, что бисера не хватает.

Кроме бисера Вам также понадобятся:

МАТЕРИАЛЫ

Стеклярус, бусины, стразы, камни, блестки, пайетки.

Перед началом работы проверьте, не смоется ли краска, не сойдет ли перламутр с бусинок, не расплавятся ли бусинки во время стирки, отпаривания или глажения, если возникнет необходимость в таких операциях с тканью.

Рассмотрим ДВА ВИДА РАБОТЫ С БИСЕРОМ: вышивание и ткачество.

ВЫШИВКА БИСЕРОМ: ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ

Закрепление одиночной бусинки

Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик. Вместо нижней бусины можно вставить пайетку. Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бусинок. Очень красиво смотрятся бусины разных цветов и разных размеров, пришитые по одиночке близко друг к другу. Их можно поместить внутри металлической фигуры, внутри контура из контрастных бусин или нанести хаотичной россыпью на канву, создав яркие пятна на вышивке.

Шов "Вперед иголку"

Шов "Вперед иголку" знаком нам еще с уроков труда в школе. Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять нанижите бусину.

Шов строчной

Этот шов по исполнению может быть похож как на шов "Вперед иголку", так и на шитье вприкреп - вы сами варьируете расстояние между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии, то после завершения стежка пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее.

Шов стебельчатый

При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.

Шов арочный ("Назад иголку")

По исполнению похож на предыдущий стежок, только на иглу нанизываются 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой.

Чтобы арочный шов был более жестким, можно вернуться назад не на одну, а на две-три бисеринки.

Шов вприкреп

Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название "Ленивая жена". Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину (см. рисунок) или через 2-3 бисерины:

Такой шов используют тогда, когда нужно заполнить вышиваемое пространство бисерными рядами вплотную друг к другу.

Шов "Вперед иголку" двусторонний

Шов стебельчато-строчной двусторонний

Этот шов получается из двух вышеописанных швов: строчного и стебельчатого. При этом способе шитья вышивка получается жесткая. На рисунке изображен порядок работы:

Шов вприкреп двусторонний

На нить, пришивающую низку бисера к ткани, с изнаночной стороны нанизывается бисеринка, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую чать на нить снова нанизывается бисеринка:

Шов "Монастырский"

На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные:

При вышивании бисером по канве (по схеме для вышивки крестом, например)бисеринку нужно пришивать в клеточку канвы по диагонали (с уголка на уголок, как полукрестик) Важно, чтобы длина бисеринки примерно совпадала с размером клеточки канвы (по диагонали клеточки) Тогда изображение не деформируется.

Шов обметочный

Шов выполняется как обыкновенный обметочный, а в каждую верхнюю петельку вставляется бисеринка:

Бисер можно вставлять практически во все известные швы. Не бойтесь фантазировать!

ТКАЧЕСТВО

ТЕХНИКА ТКАЧЕСТВА БИСЕРОМ
Ткачество бисером было очень популярно в Англии в викторианскую и эдвардианскую эпохи, а также играло существенную роль в ритуальных одеяниях индейцев Северной Америки (причем, цвета и узоры имели символический смысл). Южноафриканские зулусы также использовали тканые бисерные ленты, пояса и накидки в праздничных церемониях. Каждый цвет бисера, используемого в изделии, имел свое значение, а их сочетание позволяло как бы разговаривать на языке цвета. Зулусы плели пояса-письма и отсылали их с гонцом в соседние поселения. Взгянув на сочетания цветов, адресат понимал, дурные или хорошие вести пришли. Теперь ткачество бисером имеет в основном декоративный характер, и используется для изготовления бижутерии (колье, серег, браслетов), картин и панно из бисера, и прочих милых сердцу безделушек.
Ткачество бисером немыслимо без специального приспособления - станка для ткачества. Его можно купить в магазине, где продается бисер, или изготовить самостоятельно. Также для ткачества вам понадобится иголка, катушка ниток, схема и ровный бисер. Не используйте в одном изделии бисерины разного размера, иначе оно не будет ровным: будет сжиматься и топорщиться, и у вас не получится ровного бисерного полотна. Поэтому перед тем, как приступить к работе, откалибруйте свой бисер, или запаситесь японским, который славится своим постоянством в размере.
Натяните на станок необходимое количество ниток. Эти нити мы будем называть нитями основы. Нитей основы должно быть на одну больше, чем бисерин. Например, изделие будет шириной в 5 бисерин, поэтому нам необходимо натянуть 6 нитей. Теперь возьмите поперечную (рабочую) нить и прикрепите к крайней нити основы узлом (имейте ввиду, что в конце нам надо будет этот конец отвязать и заделать в изделие, поэтому не переусердствуйте Далее наберите необходимое количество бисерин на поперечную нить согласно схеме рисунка, который вы хотите выплести. Бисерин при этом должно получиться на одну меньше, чем число нитей основы. Уложите нить с бисеринами под основой так, чтобы между двумя нитями лежало по одной бисеринке. Далее пройдите в обратном порядке сквозь все бисерины поперечной нитью так, чтобы рабочая нить оказалась над нитями основы. Вот как это выглядит:

Слегка постучите по ряду бисера линейкой, чтобы он встал ровно по прямой линии. Начинайте плести второй ряд точно так же, как первый: наберите необходимое количество бисера, пропустите его под нитями основы, расположив по одной бисеринке между двумя нитями. Выведите рабочую нить наверх и пройдите сквозь все бисеринки в обратном направлении над нитями основы. Постучите линейкой. Продолжайте работать по этой схеме пока не дойдете до конца изделия.
Чтобы закончить изделие нужно привязать рабочую нить к одной из внутренних нитей основы, провести еще раз через пару рядов бисера, периодически завязывая невидимые узелки между нитями, и обрезать нить близко к бусине после очередного узелка. Для заделки начального конца его нужно отвязать, затем точно так же заделать нить в изделие.
Самое сложное и самое трудоемкое занятие в ткачестве бисером - заделка нитей основы. Отвяжите их от станка, и по одной заделайте в изделие. Если вы делаете картину из бисера, равномерно пристегайте изделие к ткани по местам пересечений продольных и поперечных нитей, чтобы бисерное полотно не топорщилось и было хорошо зафиксировано. Нити основы вытащите на изнанку фиксирующей ткани и там закрепите стежками и узелками. Из нитей основы также можно сделать бахрому.
На одном из сайтов предлагается также вот такой совет, который, вероятно, многим будет полезен.

КАК СОБРАТЬ РАССЫПАННЫЙ БИСЕР???

Я думаю, что все кто хоть раз притрагивался к бисеру, обязательно рассыпал бисеринки (ну или наши детки или домашние питомцы помогали в этом) на пол или, не дай бог, на длинношерстный ковер. А потом часами ползал и собирал все это богатство обратно в тарелочку или в пакетик.
Наверняка при этом все жутко плюются, но ползают и собирают, а то как же драгоценный бисер на полу!!! Совесть не позволит там его оставить (да и домашние наверно не в восторге будут от этого ) Как это можно сделать быстро? Как сделать так, чтобы не болели колени и спина от долгого ползания по полу?
Все очень просто, как все гениальное. А пылесос на что???
Берем обыкновенный пылесос, снимаем насадку с него и оставляем голый шланг, на котором обычно торчит кусочек круглой трубы (на которую все насадки и насаживаются). Берем небольшую, но глубокую мисочку, т.е. мисочку (кастрюльку, коробку, баночку и т.д.) с высокими краями. И еще одно... помните такую фразочку "если у вас порвались колготки - не выбрасывайте", но лучше всего для этой цели подходят не колготки, а гольфики капроновые, или носочки, в принципе я пожертвовала для этой цели новый носок (но конечно и колготки подойдут, просто придется немного обрезать их до нужного размера)...
Резинку носка натягиваем на трубу (раструб пылесоса), сам носок запихиваем внутрь, когда вы включаете пылесос, придерживайте носок на трубе, чтобы его не засосало совсем и начинайте собирать бисер. Как только начинает плохо сосать, значит в носке накопилось уже достаточно собранного бисера и он уже мешает нормальной работе пылесоса. Подносим трубу пылесоса к мисочке не очень низко и выключаем пылесос.
Весь собранный бисер, который оказался в носке высыпается в мисочку, для верности можно вытрясти носок, а лучше вытащить его из трубки и вывернуть, тем самым высыпав бисер в мисочку. Вот почему нужны высокие борта у миски, чтобы при резком высыпании бисера из трубки он не сыпался на пол. Даже 300 грамм бисера собирается с пола всего минут за пять.
Удачного вам собирания бисера!! (но конечно лучше его не рассыпать…)

История развития вышивки бисером

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга.
Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.
Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.

Вышивка бисером - это рукодельное искусство украшения, получившее свое распространение еще с древних времен. Различными узорами украшались холст, кожа, полотно, батист, тюль, хлопок и другие материалы. Вышивка создавалась в разных техниках с помощью нитей, бисера, камней, используя такие инструменты, как иглы, пяльцы, ножницы, наперстки. И это далеко не весь перечень инструментов и материалов. В современном мире мы сталкиваемся с различными видами вышивок, которые через столько лет сохранили для нас наши предки.

Увлечение именно вышивкой бисером достигло своего апогея в конце 18 века. Стеклярусом украшалась одежда и обувь, аксессуары, вышивали панно и картины. Изображали различные пейзажи, бытовые сцены, военные события и религиозные мотивы, вышивали иконы и церкви. В современном мире бисер по-прежнему не выходит из моды, многие ведущие модельеры разных стран не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер имеет неограниченное количество цветов и по своей цене доступен каждому. Для многих женщин и тогда и сейчас вышивка бисером стала любимым хобби. Это рукоделие требует хорошего терпения, сосредоточенности, аккуратности и сноровки. Вышивают, как и прежде картины, аксессуары и одежду.

Это очень красивые изделия, но кропотливый труд. Новичку в этом деле стоит набраться терпения и усидчивости. Как и в любом рукодельном искусстве, вышивка бисером должна соответствовать определенным правилам:

  1. число бисера в ряду соответствует числу клеток в строке схемы
  2. бисер обязательно должен быть одинакового размера
  3. бисер должен быть пришит с одинаковым наклоном и располагаться строго ровно
  4. основной элемент рисунка обязательно должен выделяться отделкой и быть в центре вышивки
  5. вышивка по канве выполняется рядами
  6. многие пользуются леской, либо синтетическими или хромированными нитками
  7. цвет канвы и нити должен совпадать
  8. длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки
  9. нужно использовать пяльцы или гобеленовые рамы, чтобы полотно для вышивания было очень плотно натянуто

Новичкам рекомендуется приобрести вышивку в наборе, которая продается в специализированных магазинах. В ней находится все самое необходимое: канва, схема для вышивания , бисер, игла и инструкция по вышиванию. Также процесс работы облегчает заведомо нанесенный на ткань рисунок. Рядом со схемой находится информация по соответствию цветов бисера с обозначениями на схеме. Перед началом работы ткань нужно натянуть на пяльцы.

Это определенные руководства для того, чтобы новичку было проще начать работу с бисером, а уже опытные рукодельницы смогут составлять индивидуальные схемы на свое усмотрение.

Чтобы закрепить бусинку, ее можно пришить стежком к ткани, либо использовать бисеринку поменьше, чтобы образовался небольшой столбик. Также можно вставить пайетку. Будут красиво смотреться пришитые бусины разных цветов, размеров, пришитые близко друг к другу или поодиночке. Для придания объема вышивке можно делать столбики из двух или более бисеринок.

Основные швы при вышивке бисером по схеме :

  1. Шов "Вперед иголку". Он известен нам еще со школы, с уроков труда. Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять, нанижите бусину.
  2. Шов строчной. Похож по исполнению на шов "Вперед иголку" и на шитье вприкреп. Вы сами выбираете и изменяете расстояние между бисеринками. Чтобы зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии или прямой, придать вышивке жесткость, то после завершения стежка еще раз пройдите в обратном направлении иглой. В этом случае бисер встанет ровнее.
  3. Шов стебельчатый. Такой способ придает вышивки жесткость, причем достаточно сильную. Наберите 2 бисеринки и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжать нужно до тех пор, пока в результате не достигнете желаемой длины строчки.
  4. Шов арочный ("Назад иголку"). Он похож на предыдущий шов, но здесь мы на иглу нанизываем 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой. Чтобы арочный шов был более жестким, можно вернуться назад не на одну, а на две-три бисеринки.
  5. Шов вприкреп. Бисер сначала нанизываем на нитку, которую затем пришиваем к ткани короткими стежками между бусинами. Такое шитье позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы окрестили этот способ словосочетанием "Ленивая жена". Укладываем нить с бисером на ткань. Другой нитью пришиваем низку бисера через каждую бусину или через 2-3 бисерины. Этот шов используется, когда нужно заполнить вышиваемое пространство бисерными рядами вплотную друг к другу.
  6. Шов "Вперед иголку" двусторонний. Похож на "Вперед иголку", с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается длиннее и на него также нанизывается бисерина.
  7. Шов стебельчато-строчной двусторонний. Этот шов получается из строчного и стебельчатого. При таком способе вышивка получается жесткая.
  8. Шов вприкреп двусторонний. На нить, пришивающую бисер к ткани, с изнаночной стороны нанизываем бусину, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую часть на нить снова нанизывается бисеринка.
  9. Шов "Монастырский". На лицевой стороне на каждый стежок нанизывается по одной бусинке, далее делаем диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусинке. Делаем вертикальный стежок на изнаночной стороне, нить снова выходит на лицевую сторону и делаем еще один диагональный стежок с бусинкой. В итоге с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные. При вышивании бисером по бисеринку нужно пришивать в клеточку канвы по диагонали. Важно, чтобы длина бисеринки примерно совпадала с размером клеточки канвы по диагонали. В таком случае изображение не деформируется.
  10. Шов обметочный. Выполняется как простой обметочный шов, только в каждую верхнюю петельку вставляем бисеринку.

Бисер может принимать непосредственное участие практически в любом шве. Не бойтесь экспериментировать, фантазируйте!

Лучшие статьи по теме