Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Амулеты
  • Условия воспитания в семье. Общая характеристика семейного воспитания. Педагогические проблемы в воспитании детей

Условия воспитания в семье. Общая характеристика семейного воспитания. Педагогические проблемы в воспитании детей

Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье .

В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей .

П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. “Во время семейного периода жизни ребенка,-- писал Лесгафт,-- складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании”.

П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. .

Воспитание моральных качеств у детей -- дело сложное и кропотливое. Но оно вполне доступно каждой матери, каждому отцу в условии, если им заниматься серьезно и систематически, если своевременно - предупреждать недостатки в поведении детей. Нужно помнить, что воспитывать детей легче, чем потом перевоспитывать их, преодолевать вредные навыки и привычки в их поведении. Перевоспитание детей требует большого терпения и большого знания психологии детей. .

Дети отличаются высокой восприимчивостью. Благодаря этому формирование и закрепление у них навыков и привычек поведения происходят более успешно, чем в старшем возрасте. Эти навыки и привычки потом долго сохраняются, причем не только положительные, но, к сожалению, и отрицательные. Если ребенка дошкольного возраста приучили бояться темноты, «леших» и «домовых», то он и в зрелые годы будет бояться войти в темную комнату, испытывать чувство страха перед «нечистой силой.). Если ребенка научили говорить неправду, обманывать товарищей, старших он и в более поздние годы может остаться неправдивым, лживым .

Пример и авторитет старших. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым ив первую очередь родителям.

А поэтому поведение родителей -- важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.

Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей. .

Основными путями для развития нормального типа Лесгафт считал: личную инициативу ребенка в. размышлениях и в действиях, возможность проверить у близкого и любящего лица свои сомнения и недоразумения и стремление преодолеть препятствия собственными силами. Он писал: “Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом”.

В книге “Семейное воспитание ребенка и его значение Лесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком. “Вся тайна семейного воспитания,-- писал Лесгафт,-- в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности...”

Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. “Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,-- писал Лесгафт. -- Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией”. .

Физические наказания глубоко оскорбляют детей, портят отношения их с родителями. Конечно, проще побить ребенка, чем доказать, что его поступок нехорош. Чтобы убедить ребенка в чем-либо, нужно проявить большое терпение, выдержку, и уменье.

Чтобы осудить отрицательные поступки детей, можно ограничить некоторые желания и удовольствия их: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки и т. п. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков.

Внушительно сделанное замечание часто является вполне достаточным средством для того, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребенка. Нужно только это замечание делать так, чтобы слово родителей дошло до сознания детей, а не превращалось в надоедливое повторение однообразных фраз, вроде: «Тише!», «Не шуми!», «Перестань!") и т, п.

Замечание или порицание со стороны родителей не должно принимать форму грубых окриков пли ругани. Не следует также без конца «пилить» ребенка, ворчать на него по каждому поводу. Надо объяснить детям, почему их поведение не удовлетворяет родителей, и выразить надежду на исправление.

После замечания не следует сразу же ласково относиться к детям. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей.

Иногда в практике семейного воспитания применяется и такая мера наказания: родители некоторое время не разговаривают с провинившимися детьми. В тех семьях, где дети любят и глубоко уважают своих родителей, они тяжело переносят эту меру наказания и стараются вести себя лучше.

Особенно осторожно следует применять наказания по отношению к капризным детям. Иногда полезно не обращать на них внимания до тех пор, пока они не перестанут капризничать. Если такого ребенка уговаривать или наказывать, он будет продолжать капризничать, плакать. Если же родители оставляют его в покое и как бы не замечают его капризов, он обычно перестает плакать и ведет себя лучше. На капризных детей лучше воздействовать добрым словом, чем суровым наказанием.

Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым. Несправедливые, необоснованные наказания отдаляют детей от родителей. Разочарование в справедливости взрослых накладывает неизгладимый след на психику ребенка. В особенности родителям не следует срывать на детях свое плохое настроение или раздражение собственными неудачами.

Дети часто жалуются друг на друга, ссорятся между собой, дерутся. В таких случаях сплошь да рядом родители не пытаются трезво разобраться, в чем дело, кто прав кто виноват. Обычно им кажется, что виноваты чужие дети, а вовсе не их ребенок. Надо помнить, что дети насколько вспыльчивы, настолько и отходчивы и так же быстро мирятся, как и ссорятся.

Бывает и так, что родители в приладке вспыльчивости сурово наказывают своих детей, но потом, через несколько минут, ласкают их, дарят им подарки, чтобы подчеркнуть свое раскаяние. Есть и такие родители, которые сначала покричат на своих детей, побранят их, а потом все же уступят и разрешат все, чего требуют дети. В результате такой непоследовательности в характере ребенка появляются черты упрямства. Добиться послушания от него становится все труднее, и в этом виновны сами родители.

Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требовании к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок и т. д., недопустимы в присутствии детей. Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они не поступали .

Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли “жить жизнью ребенка”, Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.

Лесгафт указывал, что родителями и педагогами при выборе средств воспитания должны учитываться такие ценные качества ребенка, как впечатлительность, восприимчивость, стремление к самостоятельной переработке воспринятого, к разнообразно деятельности и играм. “Все это возможно только тогда, когда при воспитании ребенка не преследуется определенная тенденция, не ломают ребенка системою, не предупреждается всякий его почин... “Ни в каком случае,-- писал он,-- нельзя согласиться с тем, чтобы первоначальные игры и первые его занятия были систематизированы или были подведены под шаблон воспитателями и родителями, совершенно незнакомыми с природой и индивидуальностью ребенка”.

Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, приучать к чистоте и опрятности, к вежливости и почтительности к старшим.

Для повышения культуры детей надо развивать у них хороший вкус. Например, с самых ранних лет надо прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде.

Чистоплотность в быту, опрятность в одежде и аккуратность важные навыки культурного поведения.

Надо приучать детей и подростков, чтобы они, начав работу, доводили ее до конца, не отвлекались во время занятий, всегда убрали за собой вещи, учебники и учебные пособия после того, как работа закончена. Эти навыки легче всего выработать путем систематических упражнений.

Поощрение детей. Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Вовремя поддержанное стремление детей к лучшему может дать гораздо больший, эффект, чем применение различных мер наказания. Серьезную ошибку допускают те родители, которые без конца напоминают ребенку о его недостатках, не замечают положительных моментов в его поведении, не одобряют его хороших поступков .

Умело, применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку. Обычно поощрения за хорошее поведение детей применяются в форме похвалы и награды. Поощрение, разумеется, должно быть заслуженным. Некоторые родители злоупотребляют этим методом воспитания и за каждое, даже незначительное достижение осыпают детей похвалами и наградами. Это приводит к тому, что дети перестают ценить поощрения, привыкают к ним. Не следует поощрять детей за каждый хороший поступок. Они должны хорошо вести себя не из-за похвалы и награды, а потому, что такое поведение привычно для них .

Конечно, правильное воспитание детей не исключает и подарков. Подарки детям надо давать без предварительной договоренности, они должны быть неожиданной радостью для них. В первую очередь нужно дарить детям игрушки, книги, коньки, лыжи и другие предметы, которые помогают умственному и физическому развитию детей.

Подчеркивая чрезвычайную важность семейной жизни ребенка, П.Ф. Лесгафт уделял большое внимание его первым и главным воспитателям - родителям. При этом он особенно высоко ценил роль умной, толковой, правдивой, любящей матери. П.Ф. Лесгафт был солидарен со своим предшественником Н.И. Пироговым, который писал: "Пусть женщины поймут свое высокое назначение в вертограде человеческой жизни. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая уста его лепетать..., делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками". В связи с этим П.Ф. Лесгафт добивался того, чтобы женщины наряду с мужчинами могли получать полноценное образование. По его мнению, родители должны быть внимательны к ребенку, всегда стремиться выяснять мотивы каждого его поступка, избегать поспешного обвинения и порицания, предъявлять только четкие и обоснованные требования. Любовь к ребенку должна стать стимулом к нравственному совершенствованию самих родителей . Заслуживают быть особо отмеченными ценные взгляды П. Ф. Лесгафта на важную роль игры и игрушек в воспитании детей дошкольного возраста в семье и детском саду. Он высоко ценил игры как средство физического, умственного и нравственного воспитания детей. Он рекомендовал родителям и воспитателям широко использовать стремление детей дошкольного возраста к изготовлению игрушек-самоделок, которые доставляют им большое удовольствие и удовлетворение. “Гораздо выгоднее для ребенка, если все предметы своих занятий или развлечений он сам себе приготовит, чем, если ему поднести приготовленные и различным образом украшенные игрушки с различными непонятными для него механизмами и превращениями; они только поразят его, и он их сейчас же разломает, чтобы доискаться причины замеченных им явлений”.

Вывод: Итак, решающую роль в развития ребенка на том или ином возрастном этапе играет семья.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого .

Введение

Семья не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она - главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются основы социального «Я», фундамент будущей жизни человека.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

В связи с чем, считаю актуальным рассмотреть основные методы и приемы семейного воспитания.

Целью работы является теоретическое исследование методов и приемов семейного воспитания. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

Дана характеристика условиям воспитания ребенка в семье;

Приведены методы и приемы семейного воспитания;

Исследованы неправильные методы семейного воспитания.

Условия воспитания ребенка в семье

Семейное воспитание всегда было наиболее значимым в жизни каждого человека. Как известно, воспитание в широком смысле этого слова - это не только направленное и намеренное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т.п.

Анализ литературы по проблемам семейного воспитания показывает, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи - это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Как правило, в памяти каждого человека остается особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Поэтому одним из ведущих условий благоприятного воспитания в семье мы можем выделить - благоприятный психологический климат. Как известно, одним из важных условий является семейная атмосфера, которая определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом, тем социально-психологическим климатом, характерным для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Вторым условием воспитания в семье являются те воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего - это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, - это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Третье условие - авторитет родителей, взрослых в воспитании детей. Анализ современной ситуации показывает, что родители с уважением относятся к потребностям и интересам своих детей, их взаимоотношения более демократичны и направлены на сотрудничество. Однако, как известно, семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что - нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером.

Следующее важное условие, которое необходимо учитывать в семейном воспитании - роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что - нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания чаще всего свидетельствуют о бессилии воспитателя, они вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и поэтому чувство вины, является сильным регулятором его поведения. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута.

Следующее условие, влияющее на воспитание в семье - это отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить. Школа большой семьи - это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего, это взаимная ревность детей. Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т.п.

Большую или меньшую роль в семье часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего, это помощь, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.

Однако не всегда она положительна, так как нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону.

В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы» - они вольно или невольно подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Таким образом, воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня - это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Развод может стать серьезным стрессом не только для родителей, но и для их малыша. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, как обеспечить оптимальное воспитание детей в условиях развода и подсказывает:

Как уберечь свое дитя от страданий из-за развода родителей?
Как избежать опасных ошибок в воспитании ребенка в ситуации развода?
Как пройти развод безболезненно, сохранить психологическое равновесие и передать его малышу?

Какая реакция на стресс возможна у вашего ребёнка и на чем акцентировать его воспитание в период развода родителей?

Ответы зависят от набора векторов ребенка, которые задают ему определенные врожденные психические свойства и реакции на жизненные обстоятельства. Понимая их, можно успешно проходить самые сложные моменты жизни, сохраняя благоприятную модель воспитания ребенка.

Воспитание эмоционального и чувствительного малыша в условиях развода

Малыши со зрительным вектором (чувствительные, эмоциональные) могут реагировать на стресс печалью, слезами, истериками. Такой ребенок может ощущать утрату любви ушедшего родителя, страх потерять оставшегося родителя.

Сильный стресс способен вызывать у зрительного ребенка падение зрения, снижение иммунитета. Также возможны ночные кошмары и появление страха темноты. Для зрительного вектора – потеря эмоциональной связи с одним из родителей - это большое горе, которое переживается сильно и глубоко.

Как помочь ребенку избежать такого психологического ущерба?

Можно объяснить, что папа продолжит участвовать в воспитании ребенка, и папиной любви он вовсе не лишится. Что папа любит его по-прежнему независимо от того где живет. И самое главное, поддерживайте сами с ребенком крепкую эмоциональную связь. Учите его сопереживать другим, тогда он из состояния страха сможет переключиться на сострадание людям. Читайте литературу на сострадание. Можно предложить нарисовать рисунок или написать письмо и отправить в детский дом, объяснив, что там ребята живут совсем без родителей. Или помочь бабушке-соседке донести сумку, проведать больного друга.

Воспитание маминой умницы

Малышу с анальным вектором тоже может быть трудно адаптировать развод родителей. Для него семья - это высшая ценность. Когда на глазах рушится самое святое, малыш с таким вектором рискует получить колоссальный стресс. Из послушного ребенка и лучшего ученика в классе, он может превратиться в упрямца, стать агрессивным и обидчивым.

Может испытывать чувство вины, что родители разводятся из - за него. Часто возникает страх перед будущим. А вдруг придется переезжать на новое место или в другую школу, садик?

На уровне психосоматики, сильный стресс у анального малыша может проявиться в заикании, проблемах со стулом и с желудком. Иногда такие детки испытывают обиду на маму и проносят ее через всю свою жизнь, бессознательно обвиняя ее в том, что не смогла или не захотела сохранить семью.

Как свести к минимуму ущерб от распада семьи для такого ребенка?

Объясните, что его семья никуда не делась, просто папа теперь живет в другом месте. Например, как кто-то из ваших родственников, бабушка, тетя. Живете в разных местах, но все равно являетесь семьей для него.

Постарайтесь как можно меньше вносить изменений в жизнь ребенка, начиная от новой мебели и заканчивая новой школой. Все новое, любые перемены – для анального консерватора всегда стресс. Для начала дайте ему время адаптировать хотя бы изменения в укладе жизни семьи.

Воспитание шустрого и юркого малыша

У малыша с кожным вектором при стрессе может повыситься раздражительность, нервозность. Может возникнуть склонность к воровству. Не пугайтесь, если вдруг заметите такое в своем ребенке и ни в коем случае не бейте его. Такое поведение – типичная, обусловленная природными свойствами кожного вектора, реакция на стресс.

На уровне психосоматики может появиться нервный тик, проблемы с кожей, аллергия, проблемы с позвоночником.

Чтобы помочь ему справиться со стрессом, добавьте в воспитание ребенка с кожным вектором больше новизны. Начиная от новых игрушек с возможностью искать, добывать, создавать конструкции, считать, и до новых форм совместного время препровождения. Возможно, стоит найти новые места для прогулок или игр. Природное стремление кожного вектора к изменениям поможет немного облегчить состояние малыша.

Используйте в общении с ним больше нежных прикосновений, поглаживайте спинку, ножки, ручки, делайте массаж.

Маленькому кожнику важен режим и организация времени. Ему будет намного легче адаптировать уход отца, если он будет знать точный график встреч с ним.

Воспитание маленького молчуна в условиях стресса

Если ваш ребенок – обладатель звукового вектора , то его реакция на стресс - еще большая замкнутость в себе, снижение успеваемости в школе, проблемы со сном. Он и так не слишком общительный и мало эмоциональный. Но сила его переживаний ничуть не меньше, чем у других людей, только вся буря чувств проживается внутри.

Ни в коем случае, нельзя кричать при таком ребенке или, например, употреблять оскорбительные слова в адрес ушедшего из семьи отца. Как бы вам ни было плохо – постарайтесь сдержать себя. Помимо головных болей и неспособности воспринимать информацию на слух, у звукового малыша в таких условиях возможно и развитие психических заболеваний, от аутизма до шизофрении.

Что привнести в воспитание ребенка с такими особенностями? Этому молчуну очень нужна тишина и возможность уединиться. Пробуйте разговаривать с ним очень тихим голосом, и дайте ему возможность находится почаще в тишине. Можно включать тихим фоном классическую музыку, чтобы он вслушивался в звуки. Этот навык вслушивания поможет звуковичку частично нивелировать стресс.

Знание об устройстве психики вашего ребенка помогает выбрать оптимальную модель воспитания и подход к малышу в период развода родителей. Но есть еще один важнейший фактор –
психологическое благополучие матери .

Большинство из нас даже не подозревает, насколько сильно мы влияем своим психическим состоянием на еще не созревшую психику малыша.

Системно – векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что до 6 лет ребёнок на 100 % психически зависит от мамы, от 6 до 16 уже в меньшей степени, но все - таки зависит.

Все тяжелые состояния и негативные эмоции бессознательно считываются ребенком с матери и лишают его самого важного, что родитель может передать своему чаду, – ощущения защищенности и безопасности.

Антонина Коструб
Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения

Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение , ему должно быть обеспечено своевременное гармоническое развитие. Однако условия жизни и воспитания детей в семье и детском учреждении различны , поэтому, хотя задачи воспитания одни и те же , организация жизни и приёмы воспитания во многом различны .

В хорошей, дружной семье ребёнок с первых дней жизни развивается под влиянием частного индивидуального общения с родителями, богатства впечатлений, которые он получает от окружающей жизни и в результате разнообразной самостоятельной деятельности. Частое положительное эмоциональное общение родителей с ребёнком создаёт интимный контакт между ними, воспитывает любовь и привязанность ребёнка к родным. Очень рано на поведение ребёнка начинают оказывать влияние разговоры и характер взаимоотношений родителей с окружающими и всё и их моральное поведение. Для правильного воспитания в семье необходимо следующее.

1. Ознакомить родителей с задачами и принципами воспитания . Родители должны знать оптимальный ход и особенности физического и нервно – психического развития ребёнка, правильно понимать стоящие перед ними задачи, знать, как нужно воспитывать ребёнка на каждом возрастном этапе и какими приёмами этого можно достигнуть. Одинаково вредны недооценка возможностей ребёнка и переоценка их. Все приёмы должны основываться на достигнутом уровне развития и в то же время вести развитие ребёнка вперёд.

2. Уклад жизни семьи с рождением ребёнка должен быть изменён, подчинён интересам и задачам воспитания , чтобы, прежде всего, обеспечить маленькому ребёнку правильный режим и создать условия для его активной деятельности.

3. Нужно обеспечить полную согласованность в воспитательных приёмах со стороны всех взрослых, имеющих отношение к воспитанию ребёнка . Несогласованные, а тем более взаимно противоположные подходы к детям не только замедляют образование каких-либо устойчивых привычек, но и отрицательно влияют на нервную систему ребёнка, ведут к возникновению капризов, упрямства и даже ранней детской нервности .

4. Поведение окружающих взрослых должно быть примером для ребёнка. Родители обязаны помнить, что дети легко подражают всему, что видят и слышат, поэтому надо следить за своим поведением, считаться с присутствием ребёнка, начинающего многое понимать, не допускать таких действий и разговоров, которые не должны повторяться в поведении их ребёнка.

5. Не все впечатления окружающей жизни доступны пониманию ребёнка и не всегда полезны, то из разнообразных впечатлений и явлений окружающего необходимо отобрать те, которые могут способствовать развитию положительных форм поведения, и по возможности изолировать ребёнка от того, что может закрепить отрицательные формы поведения, вызвать сильное нервное возбуждение или утомление.

6. В семье, особенно при наличии единственного ребёнка, надо заботиться о том, чтобы избежать формирования эгоистических черт, избалованности, болезненных привязанностей к матери или отцу. Уже в раннем возрасте необходимо обеспечить общение ребёнка с другими детьми в целях своевременного формирования у них положительных взаимоотношений.

7. Родители должны систематически заниматься с ребёнком – играть с ним, разговаривать, читать, вместе с ним рассматривать картинки, показывать ему, как рисовать, лепить и т. д. В то же время важно научить ребёнка играть самостоятельно, а не только со взрослыми.

Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, как считают возможным ещё многие родители. Оно должно начинаться с первых дней, иначе у ребёнка могут рано закрепиться отрицательные формы поведения, бороться с которыми в дальнейшем будет очень трудно.

Существенным отличием условий воспитания детей , посещающих группу раннего возраста , является прежде всего то, что наряду с семейным дети получают общественное воспитание , находясь в течение сравнительно длительного времени в коллективе детей . Их воспитанием занимаются не только родители, но и специально для этого подготовленный персонал детского учреждения . Воспитание детей строится по определённой рабочей программе, составленной на основе научных исследований, в которой определены задачи, основное содержание воспитательной работы и программный материал.

Воспитание в коллективе создаёт большие возможности для формирования у детей многих нравственных качеств, положительных взаимоотношений. В коллективе у детей возникает много поводов для общения. Появляется интерес к действиям других детей . Общаясь друг с другом во время игр и занятий, дети учатся играть вместе, оказывать помощь, сочувствовать, понимать состояние другого. Совместное пребывание детей с разным уровнем развития оказывает положительное взаимовлияние друг на друга. Путём подражания усложняется и деятельность детей , скорее наступает переход к более сложным действиям, новому характеру игры. Наряду с этим следует учесть, что при большом контакте детей из разных мест и сосредоточении значительного числа детей в одном помещении возможны более частые инфекционные заболевания, чем в семье. Перед работниками детского учреждения ставятся специфические задачи, на решение которых должно быть обращено серьёзное внимание.

Публикации по теме:

Особенности детей раннего возраста (2–3 лет) Каждый родитель воспитывая своего ребенка, хочет знать «А правильно ли я его воспитываю, как правильно мне с ним общаться на понятном.

Беседа-практикум с воспитанниками детского дома «Поступление в учреждения профессионального образования» Направление деятельности: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, повышение уровня ответственности за предпринимаемые действия.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения Актуальность интерактивных игр: - помочь ощутить единение с другими (стеснительные, одинокие, пережившие потерю близких, друзей ощущают.

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному.

П. И. чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. (Г. М. Коджаспирова).

Особенности семейного воспитания:

 органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

 непрерывность и длительность воздействия;

 многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

 интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

 относительная замкнутость;

 общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

 взаимная направленность формирующих воздействий.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненны пути.

Каковы же задачи семейного воспитания?

Они состоят в том, чтобы:

 создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

 передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

 научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

 воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.

В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье.

Воспитание осуществляется в определённых условиях.

Г. М. Коджаспирова выделяет следующие условия семейного воспитания :

 семейный быт, уклад;

семейные традиции;

 семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

 общение и совместная деятельность;

 понимание и принятие ребенка;

 чувство долга и ответственности за воспитание детей;

 педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;

 организация жизненного пространства ребенка.

Исходя из условий семьи, проявляющихся как факторы развития и воспитания личности ребенка (его позитивные и негативные стороны), может быть построена система принципов семейного воспитания (Е. В. Головнева):

 дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

 родители обязаны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

 воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

 диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней необходимо положить в основу семейного воспитания;

 личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

 воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

 все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, целесообразно построить на игре;

 оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом . От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.

Воспитательный потенциал семьи – совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, стриктурой, традициями и др.) (Г. М. Коджаспирова).

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

 факторы макросреды и те изменения, которые вней происходят;

 структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная илималодетная);

 материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

 личныехарактеристики родителей (социальныйстатус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

 психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

 помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

По мнению И. Клемантович, существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей.

1. Так, благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.

2. Менее благоприятные условия для развития и ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные, где ребенку зачастую уделяется чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит атмосфера сверхопеки или вседозволенности.

3. Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1–2 ребёнка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положительная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой. Материальное положение среднее, выше или ниже среднего.

4. Неблагоприятны для формирования личности ребёнка семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство, что и делает ущербным развитие детей; чаще всего в такой семье 1–2 ребенка. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу, выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к авторитарному стилю общения, взаимному непониманию. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Материальное положение полярное – иногда сверхблагополучие, иногда нищета.

5. Выделяют нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное воспитание», так как дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки, родившие детей в очень молодом возрасте или разведенные женщины, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием детей. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

6. К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием па развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетные. Материальное положение тяжелое. Пикапом заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.

7. В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. Образование родителей ниже среднего. В семье систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют.

Л. И. Маленкова утверждает, что семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки, подчас становясь негативным фактором развития ребенка. Наиболее распространенные негативные факторы семейного воспитания таковы:

 неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

 бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитие детей;

 безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни;

 отсутствие нормального психологического климата в семье;

 фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);

 безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

 неумение (а иногда и нежелание) понять и принять ребенка (подростка) таким, каков он есть.

Некоторые педагогические явления семейного воспитания подчас выступают как квинтэссенция перечисленных выше причин.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты семейного воспитания, наиболее типичными из которых выступают следующие:

1) неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;

2) гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;

3) непоследовательность и противоречивость воспитания (разрыв между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованность педагогических действий родителей и бабушки и т. п.);

4) непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;

5) негибкость родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет ситуации, запрограммированность требований и отсутствие альтернатив в решениях, навязывание ребенку собственного мнения, резкая смена отношения к ребенку в различные периоды его жизни);

6) аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье атмосферу суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;

7) тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляя их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;

9) категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к установлению строгой дисциплины и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка;

10) гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среда («уличных компаний» и др.).

Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского засилия, они могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.

Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский отмечал, что страх – самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Смалых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими.

Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Важной задачей является формирование верных взаимоотношений с детьми, которые способствуют развитию их личности. Необходимо постоянно интересоваться их делами, их проблемами. Тот дефицит общения, который сегодня возникает между родителями и детьми, влечет за собой тяжелые психологические последствия. Ускорившийся ритм нашей жизни, дела, работа, поток информации, домашние хлопоты – все это ни в какой мере не должно сокращать дозы общения с ребенком. Вместе с тем, исследования свидетельствуют о том, что духовные контакты родителей и детей разных возрастов испытывают сегодня значительный голод – голод непосредственного общения, которого не заменит ни экран телевизора, ни друзья, ни музыка. Помните, систематическое общение с собственными детьми – важное условие благополучного развития ребенка.

По мнению В. И. Андреева, среди различных вариантов межличностных взаимоотношений между родителями и детьми можно выделить семь стилей :

1. Сотворчество – идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.

2. Сотрудничество – для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.

3. Паритетные – т. е. равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.

4. Независимые – каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.

5. Конкурентные – характеризуют стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.

6. Конфликтные – любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – вот залог эффективного семейного воспитания.

Неверно организованное взаимоотношение детей и родителей часто выступает причиной возникновения разнообразных психологических барьеров , которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье. Вот наиболее типичные из них.

Барьер «занятости» характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом, и им «некогда» обратить внимание на собственных детей, которые просто им мешают. Это вызывает отчуждение ребенка, автономизацию его личной жизни от жизни семьи, ведет к некоторому отстранению от собственных родителей. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды, но на любом этапе развития личности ребенка он отрицательно сказывается на системе семейных взаимоотношений. Так, в возрасте до шести лет ребенок, которым не занимаются родители, как правило, характеризуется некоторыми задержками эмоционального развития. Возникновение психологического барьера в подростковом возрасте чревато тем, что от родителей ускользают важнейшие изменения в личности ребенка: в характере, в системе отношений с друзьями и др. В конечном счете, данный психологический барьер ведет к тому, что дети и родители живут как бы разной жизнью, в результате семья как воспитательная система «не работает», даже если родители в общем положительные люди.

Барьер «взрослости» . В данном случае понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая «высота взрослости». Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интереса, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком, для ребенка иногда составляет смысл жизни, то, что важно и жизненно необходимо детям, порой нами воспринимается как мелочи. Возьмите такую ситуацию: ребенок семи лет приходит домой и со слезами сообщает, что поссорился с приятелем, переживает. А мать говорит: «Ну ничего, помиритесь». Она даже не дослушивает до конца рассказ о ссоре. Ее можно понять, ей некогда. Да и детская ссора – в общем-то несерьезно. Но для взрослых. Для ребенка же – это постоянно открывающийся сложный мир человеческих взаимоотношений. Очень верно об этом говорил когда-то выдающийся педагог Я. Корчак, подчеркивая, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки.

Барьер «старого стереотипа». Сущность его заключается в том, что родители как бы не видят и не ощущают возрастной динамики развития личности собственного ребенка. Скажем, родители привыкли видеть своего ребенка маленьким, несмышленым, неприспособленным и по-прежнему воспринимают его как малыша, которому постоянно надо подсказывать, руководить поведением, давать оценки и др., а сын или дочь уже выросли и требуют совершенно другого уровня отношений, но родители этого не понимают, объятые родительским оптическим обманом: раз ребенок, значит все равно еще маленький.

На основе этого противоречия между привычным характером восприятия собственного ребенка и объективно изменившимся его внутренним миром и возникает данный психологический барьер, который нередко вызывает непонимание, раздражительность, конфликты, неверные методы психологического воздействия (родители стремятся воздействовать, а надо взаимодействовать). Позиция отношений «по вертикали» должна сменяться позицией «по горизонтали», но родители этого не понимают, что дестабилизирует обстановку в семье и мешает плодотворному воспитательному процессу.

Этот психологический барьер особенно часто вредит родителям, когда их дети выбирают профессию.

Барьер «старого стереотипа» привязчив. Он преодолевается с трудом и иногда ведет к тому, что родители, в общем-то, мешают будущей взрослой жизни сына или дочери: стремятся диктовать стиль взаимоотношений в их семье и т. п.

Барьер воспитательных традиций , который иногда тяготеет над родителями. Его психология сложна, поскольку органично впитывает в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Смысл этого психологического барьера, его отрицательные воспитательные последствия заключаются в том, что родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в их семьях, в период их детского бытия; пытаются воспроизвести, так сказать, продублировать, педагогическое воздействие собственных родителей и не учитывают изменившиеся ситуации воспитания, уровень развития детей и т. п. В результате возникает некоторое несоответствие между педагогическими средствами в семье и изменившейся личностью ребенка. Все мы, взрослые, ощущаем, что дети стали более информированными, изменилась система их потребностей, культурная ситуация в семье, возникли новые средства информации. Так, раньше отец или мать были для ребенка важнейшими источниками информации в течение многих лет. Согласитесь, что сегодня ситуация изменилась, и претензии родителей на абсолютный авторитет в сфере информации несостоятельны. Значит, надо утверждать собственный авторитет в другой области, а не просто механически насаждать его, создавая этот барьер воспитательных традиций.

Барьер дидактизма. Он характеризуется тем, что родители постоянно, по каждому поводу поучают собственных детей: «Не делай так, а делай этак, поступай так, а не этак, это правильно, а это – нет» и т. п. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. Если взять малыша, то его это приводит в состояние постоянной напряженности, что, в свою очередь, формирует нервозность. Возьмем такую модель поведения родителей: ребенок звонит в дверь, мать открывает ему и тут же говорит: «Не хлопай дверью». Далее следует другая рекомендация: «Вытри обувь» (или сними туфли), далее: «Не топай!», потом: « Мой руки «, а после этого: «Руки помыл как следует?», «Не ерзай за столом», «Не смотри по сторонам», «Не болтай ногами», «Почему ты чавкаешь – это некрасиво» и т. д. до бесконечности. В зависимости от возраста ребенка проявления дидактизма меняют свою форму, но тем не менее, имеют место в системе отношений с детьми.

В результате все наши родительские воспитательные отношения дидактируются, из них, порой, исчезает очень важный для семейного воспитания аспект – личностный. Подобные родители-воспитатели выглядят довольно занудливо, реальная ткань воспитательных отношений, которую надо постоянно и несуетно создавать, просто подменятся здесь постоянными нравоучениями, что, в общем-то, формирует воспитательный процесс, формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений.

Влияние взаимоотношений родителей и детей на всю систему семейных отношений огромно. Иначе говоря, модели отношений родителей к ребенку нередко выступают в качестве некоего образца для организации общения его с другими людьми. Вот почему преобладающие в отношениях с детьми эмоциональные установки часто копируются ими, утверждаются в собственном опыте общения.Родительская установка – система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним.

Следующая схема поможет определить родительские установки и их влияние на эмоциональное развитие ребенка.

Типы установок Словесная характеристика Способ общения с детьми Последствия в развитии ребёнка
Благосклонность, доброжелательность и любовь Ребёнок – центр всех моих интересов Ласковое обращение, непринужденная игра с ребёнком Чувство безопасности, нормальное развитие личности
Явное отчуждение Ненавижу детей, не стану из-за них расстраиваться Отчуждение, избегание контактов, жесткие поступки Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития
Чрезмерная требовательность (максимализм) Не хочу иметь такого ребёнка, каков есть. Можно было бы сменить на лучшего Никогда не хвалит, отсутствует система поощрений, «ищет дырку в целом», часто ругает Фрустрация, неуверенность в себе, страх
Чрезмерная опека Делаю все для ребёнка, всего себя посвящая ему Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности Замедление социализации, неспособность проявлять самостоятельность, инфантильность

Неверные установки в семейном воспитании:

 предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей;

 страх утраты ребенка;

 проекция на детей собственных отрицательных качеств;

 амбиции родителей в отношении собственных детей;

 внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Ю. Гиппенрейтер считает, что существует общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка. Что он означает? Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он вот такой, какой есть!

Принятие ребёнка – признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами (Г. М. Коджаспирова).

Настрой на принятие ребенка требует большой душевной работы, но результат стоит затраченных усилий. Принять безоценочную позицию означает для родителей стать в каком-то смысле психотерапевтами для своих детей. Такая позиция сильнее, так как она и помогает, и воспитывает, а точнее, «питает» ребенка – его духовное развитие, его эмоциональное благополучие.

Принять ребенка – значит проявить к нему терпимость и одновременно стремиться понять его и по необходимости помочь ему. И очень важно сообщать ребенку о его принятии. Но в то же время скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом:

 можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком как таковым;

 можно осуждать его действия, но не его чувства, какими бы отрицательными («непозволительными») они ни были. Раз уж они у него возникли, значит, для этого есть основания;

 недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие.

Специфика семейного воспитания выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, базируется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга...

Лучшие статьи по теме