Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Эмоционально личностное взаимодействие детей в разновозрастной группе. Разновозрастное общение в детском саду. разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях

Эмоционально личностное взаимодействие детей в разновозрастной группе. Разновозрастное общение в детском саду. разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях

В отечественной и зарубежной дошкольной педагогической практике широко распространены разновозрастные группы. В отечественной педагогике изучение разновозрастных групп, как правило, сводят к рассмотрению отдельных феноменов (Давидович Е.Б., 1991; Доронова Т.Н., 1985 и др.) либо к методическим рекомендациям организации образовательных занятий по возрастным подгруппам (Гербова В.В., 2001, 2002).

Е.А.Вовчик-Блакитная (1988) изучала взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного периодического общения детей. Согласно ее наблюдениям характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению. Е.А.Вовчик-Блакитная выделяет смыслообразующий мотив общения - стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым. Ею были выделены типы взаимодействия старшего с младшим: активно-положительный (демократический), активно-отрицательный (авторитарный); безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Из исследования следует, что о пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению.

Е.Н.Герасимова (2000) изучала разницу во взаимодействиях детей, имеющих опыт разновозрастного общения и не имеющих его. Согласно результатам исследования дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия - ограничительную и запретительную.

В работе Т.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г. (1985) исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. По мнению авторов, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. Но на практике необходимы специальные усилия по организации подобного взаимодействия. Авторы предлагают способы выстраивания совместной деятельности, логика которой порождала бы потребность детей взаимодействовать. Через анализ составляющих совместной деятельности (соотношение общего продукта и составляющих его частей) была выделена разная степень зависимости детей при совместном творчестве, и на примере занятий по изобразительной деятельности авторы разработали программу поэтапного формирования отношений сотрудничества у детей разного возраста.

Работа Н.Я. Михайленко., Н.Я. Кустовой (1987) посвящена изучению условий, способствующих формированию элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Наблюдение за игрой сверстников и детей разного возраста обнаруживает их существенное различие. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появились организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т.д.

Согласно обзору Л.А. Парамоновой (2001) работ, посвященных изучению зарубежной практики разновозрастных детских объединений, во многих странах, в частности Германии, у педагогов формируют особую профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Практика разновозрастных групп рассматривается как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а также признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка. В целом в зарубежной педагогической практике существует неоднозначное отношение к разновозрастным группам. Отмечается, что отрицательное отношение связано с нетерпимым отношением старших по отношению к младшим; с низкой саморегуляцией поведения младших: они мешают, разрушают деятельность старших. В пользу разновозрастных групп служит возможность большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей.

В зарубежной педагогике, в частности в Германии, перед старшими детьми ставят следующие задачи: развитие эмпатии, понимание возрастных возможностей каждого, умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях, понимание воздействия своих слов на окружающих, умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в играх, позволяющих развивать свои возможности. Важно у младших формировать позитивный взгляд на взаимодействие со старшими, чтобы они радовались, когда у них получается то, чего они раньше не умели, и верили, что могут научиться новому, умели переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру.

В обзоре был отмечен ряд феноменов, наблюдаемых в разновозрастных группах. Один из них заключается в том, что воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса. Другой обнаруженный феномен отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. В ходе наблюдений было замечено, что дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрение усилий младших детей, поддержка стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. При организации группы рекомендуется предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Очень важная рекомендация заключается в индивидуализации процесса воспитания детей, которая заключается в непрерывном наблюдении за детьми, выстраивании всех процессов жизнедеятельности детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, а также стимулирование сотрудничества детей в разных видах деятельности. Проведенные исследования показали, что в результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга.

Научные эксперименты, проводившиеся, прежде всего, в Германии, показали, что регулярные игры с младшими по возрасту способствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Отмечено, что при обращении особого внимания на такого ребенка он может совсем отказаться от контактов с детьми. Воспитателю рекомендуется проводить регулярное наблюдение всех контактов детей, выявляя аутсайдеров (детей, находящиеся в стороне от основных событий), которые боятся незнакомых ситуаций, рассчитывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от других, отвергают дружбу, чувствуют себя беспомощными и т.д.

В Европе и США воспитатели знакомы с явлением, когда раз в год, чаще всего в конце учебного года, вся группа вдруг разделяется на противостоящие друг другу команды, причем чаще всего это противоборство старших и младших. Старшие перестают слушаться взрослых, не принимают других в свою компанию, обижают, дразнят, ругают остальных. В большинстве случаев в этой подгруппе происходит разделение ролей, создается определенная иерархия. Причины возникновения феномена «банды» усматривают в стремлении воспитателей организовать для всех детей одинаковые развлечения и занятия, в особенности если они недооценивают уровень развития старших. Рекомендуется поддерживать сложившиеся ролевые позиции, чтобы «большие» имели возможность демонстрировать «маленьким» свое реальное превосходство в силе, выносливости, знаниях.

В обзоре приведены наблюдения того, что дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связывают, прежде всего, с большой регламентацией активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склоны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Скрытое наблюдение показало, что сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым предлагается больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. В целом отмечается, что организацию разновозрастных групп нельзя рассматривать как альтернативу одновозрастным объединениям детей. Значение для детского развития имеет организация как тех, так и других типов групп детского сада. Основная задача заключается в понимании специфики каждого варианта объединения детей в группы. Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве, но и в этом случае, несмотря на все положительные моменты, остается много проблем, игнорирование которых отрицательно сказывается, по мнению авторов обзора, на развитии младших детей.

Особое значение разновозрастное общение детей приобретает в семейном контексте. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры, образующие особую социальную группу - группу сиблингов. Независимо от разницы по ряду качеств (возрасту, полу, способностям, внешним качествам), отношения между ними дают ребенку опыт, совершенно отличный от опыта общения со взрослым.

Изучению влияния опыта разновозрастного общения детей в практике семейного воспитания посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Общение считается сложной структурой социального взаимодействия, помогающей детям удовлетворить стремление к самопознанию и самооценке. По данным многих психологических исследований ребенок с самого раннего возраста проявляет желание общения с другими детьми. При этом развитие способностей к общению развивается поэтапно и во многом зависит организационной способности взрослых.
Чтобы понять специфику взаимодействия детей, стоит определить, как развиваются навыки ребенка, и какие потребности он испытывает в каждой возрастной группе.


От рождения до 1 года


До определенного момента круг общения ребенка составляют в основном взрослые, с которыми взаимодействие происходит по средствам общения на простейшем уровне: обмен эмоциями и жестами. Примерно к 10 месяцем малыши проявляют внимание к другим детям, начинают наблюдать за их деятельностью, могут становиться участниками игры.


От 1 года до 3 лет

У ребенка активно развивается речь, возникает яркий интерес к общению с другими детьми. Малыш активно вступает в совместные игры, учится меняться игрушками и находить друзей, выделяя некоторых детей от остальной группы. При этом даже самые добродушные дети проходят период сдержанности в общении, могут проявить агрессию и эгоцентризм, в отношении к вещам и родителям, вступить в драку отстаивая свое.

подготовка к общению с другими детьми


От 3 до 5 лет

У ребенка появляется уверенность, но он все еще нуждается в руководстве и внимании. В этом возрасте дети учатся наблюдать и взаимодействовать друг с другом, каждый из них может выступить как инициатор общения. Они готовы делать что-то по очереди с другими и все больше увлекаются играми с четкими правилами.
Вместе с тем развивается желание сопереживать, и соответствовать мнению других. Дети много разговаривают и делятся своими чувствами, мыслями, историями.


От 6 до 10 лет

Ребенок стремится к контролю собственного мира и начинает отстаивать свое мнение, способен участвовать в длительных играх и даже остаться на ночь в гостях. Появляется лучший друг, но этот статус может передаваться разным детям. Ребенок подражает своим друзьям, ищет их одобрения и перенимает привычки.
В большей степени именно в это время дети делятся на группы по половому признаку, компании мальчишек и девчонок противопоставляют себя друг другу. Ребенок познает себя как личность, проводит больше времени в одиночестве, старается стать хорошим гражданином и товарищем.


От 11 до 14 лет

Сложный период полового созревания и определения социальной значимости. Происходит противопоставление себя взрослым, установление новых позиций. Здесь же имеет место пик значимости общения в компании сверстников единомышленников. Появляется половое влечение, соответствующие мысли чувства, интерес к противоположному полу. Ребенок ищет сопереживания и сам учится сопереживать. Именно в этом возрасте подростки начинают отвергать свою принадлежность к детям и ждут принятия своей взрослости окружающими.

проблемы подросткового возраста
Видно, что стремление к общению с другими детьми появляется у ребенка уже в один год и к четырнадцати годам достигает своего пика, когда группа друзей становится на первое место. Определяется это тем, что человек изначально социальное существо, которое не может жить вне общества, это основная задача при овладении навыками взаимодействия. В таком контексте общение детей между собой приобретает особую значимость.


Важность общения разновозрастных детей

общение очень важно
Общаясь между собой, дети стремятся реализовать свое положение «старшего», «взрослого». Небольшая разница в возрасте позволяет ребенку казаться старше в собственных глазах, ему проще представить себя большим.
Дети в разновозрастных группах чаще считаются с предпочтения младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания, контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

взаимодействие детей разных возрастов
Преимуществом разновозрастного общения является то, что в таких компаниях гораздо проще осваиваются дети «одиночки». При этом они значительно чаще решаются общаться в отсутствие взрослых.
Обычно характер подобных взаимоотношений определяется готовностью более старшего ребенка к общению. В тоже время большую роль играет то, как взрослые организуют занятия и насколько сами внедряются в этот процесс, т.к. в любом случае они остаются первоочередным примером с кого дети копируют свое поведение.


Так, игра, способствующая получению награды, провоцирует у старшего ребенка применять более «жестокие» способы достижения цели. Поэтому необходимо помочь детям выстроить отношения, учитывая особенности развития в каждом возрасте, и стимулировать сотрудничество детей в разнообразных видах деятельности. При организации важно предлагать формы взаимодействия понятные любым детям, использовать предметы подходящие всем возрастным группам без ограничений.
Разновозрастное общение способствует индивидуализации личности ребенка, стимулирует вербальное развитие, развитие нравственности у детей. Не зависимо от разнообразия качеств, отношения между детьми разного возраста дает им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе.

Олеся Григорьева
Доклад «Условия работы в разновозрастной группе в соответствии ФГОС»

Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть проблема разновозрастных групп . Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе , по сути, попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы .

Очевидно, что перед педагогом разновозрастной группы стоит сложная задача – подобрать такие формы работы , чтобы иметь возможность организовать их одновременно для всех детей. Идей проведения мероприятий в разновозрастной группе , приводимых в литературе много :

Младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;

Старшие дошкольники иначе мотивируются к работе , чем младшие;

Одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой;

Младшие дети получают более простые задания, чем старшие.

Основная образовательная программа по развитию детей разновозрастной группы от 3 до 7 лет обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3-5 лет; 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям : физическому; социально-коммуникативному; познавательному; речевому и художественно-эстетическому.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Устав учреждения.

Программа направлена на создание условий развития ребёнка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание пространственной, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Благодаря этому программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребёнок в детском саду, имеют образовательное значение : на прогулке и во время режимных моментов ребёнок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решение, использовать своё мышление и воображение. (ФГОС )

Организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. При организации образовательного процесса в разновозрастной группе , воспитатель должен заранее определить состав группы , выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу . К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, педагогу необходимо создать условия для того , чтобы дети могли бы самостоятельно занять себя в течение 10-15 минут, не отвлекая тех, которые занимаются. Если есть возможность, следует вывести детей в другое помещение, где они будут находиться под присмотром помощника воспитателя.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей группы , создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние : хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога , однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста .

Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений. Большие и маленькие не соперничают между собой, так как стало законом : ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.

При планировании и организации занятий необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики : о соблюдении времени проведения занятий, их последовательности, о сочетании занятий. Воспитатель организует проведение образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы для каждой возрастной категории.

Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу , определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала .

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети - играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста , для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы , однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа , работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) - на занятиях с одной подгруппой .

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе , должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе .

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные ) - на занятиях с одной подгруппой детей .

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие) . При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем , чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы . Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп , учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп , что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями : под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей ) .

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе . Создавая развивающую среду группы , воспитатели учитывают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках : «Кухня» , «Поликлиника» , «Магазин» , «Салон красоты» , «Библиотека» ; «Музыкальный уголок» , для развития творческих способностей «Центр творчества» .

Немаловажное значение имеет размещение мебели. Столы и кровати расставлены по возрастным подгруппам . Кровати младших детей расположены в спокойной части спальной комнаты, старшие дети, вставая первыми, не нарушают сна младших дошкольников. Правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста .

Реализуя взаимодействие детей, мы применили следующие правила :

1. Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.

2. В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации. Ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе .

3. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии , что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатели заботятся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

Литература :

1. Аванесова В. Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе » . – М., 1979.

2. Доронова Т. Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях» . ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.

3. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие) . – М, «Академия» , 1998 г.

4. Акперова, Л. Ч., Здыбель Е. Н. Нравственное воспитание детей в разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. - №1 - 2012.

Особенности организации работы в разновозрастной группе

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах, как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

В разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более старших к младшим. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например, интересуются более сложным материалом.

Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит младшими детьми, или помогает что-то сделать.

Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы воспитателя, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

Дети 6-7 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

Хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

Способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

Стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

Тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:

Дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;

Они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;

Ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;

Они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;

Способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.

В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 10-11 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий.

Особенности поведения:

Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;

Часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности

Любят коллективные игры;

Боятся поражения, чувствительны к критике;

Интересы постоянно меняются;

Пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг.

В подростковом возрасте ребенок впервые начинает осознавать свою уникальность и неповторимость. Постепенно вырастая, он обнаруживает гибкость мышления, креативность, умение творчески подходить к решению множества задач. Во взрослой жизни используются навыки, полученные именно в раннем подростковом возрасте. Под влиянием коллектива проявляются способности к определенным видам деятельности, которые можно развивать.

Интересы обретают глубину и устойчивость – это может быть спортивные тренировки, занятия музыкой, рисованием. Развиваются организаторские способности. Учась выражать свои чувства, младший подросток меняет свое самосознание, появляется желание самовыражения и положительной оценки его творческих успехов. Важно поощрять творчество детей и находиться с ними всегда рядом, одобрять их увлечения.

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями взрослых.

Именно поэтому воспитатель, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации занятий, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

1. Воспитатель в разновозрастной группе должен четко определить цель, задачи, содержание занятий.

2. На фронтальных занятиях лучше решать более общие задачи, а более конкретные (разные) - на занятиях с одной подгруппой детей.

3. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

4. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

5. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

6. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей.

Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

Жерновая С.В.


(Лекция)

  • Дипломная работа - Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков (Дипломная работа)
  • Дипломная работа - Влияние иппотерапии на работу внутренних органов и систем детей 6-16 лет (Дипломная работа)
  • Дипломная работа - Развитие слуха у детей с помощью методов Марии Монтессори (Дипломная работа)
  • Любина Г.А. Использование элементов Монтессори-педагогики в развитии речи детей разновозрастной группы детского сада (Документ)
  • Практические занятия - конспекты занятий для дошкольников (Лабораторная работа)
  • Дипломная работа - Развитие творческих способностей ребенка (Дипломная работа)
  • Интегрированное занятие в 1 мл. группе д/с (Документ)
  • Курсовая работа - Формирование чувства сотрудничества у детей дошкольного возраста (Курсовая)
  • Дипломная работа - Коррекция осанки у детей с ЗПР 7-8 лет (Дипломная работа)
  • Курсовая работа - Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ (Курсовая)
  • Дипломная работа - Водоснабжение и водоотведение (Дипломная работа)
  • n1.doc

    Введение 3

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6

    1.1 Понятие разновозрастной группы и ее особенности 6

    1.2 Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе 9

    1.3 Психолого-педагогическая характеристика разновозрастной группы 13

    ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 20

    2.1 Анализ передового опыта по проблеме взаимодействия детей разного возраста 20

    2.2 Педагогический эксперимент 25

    2.2.1 Организационный этап 25

    2.2.1 Практический этап эксперимента 27

    Заключение 48

    Список использованных источников 51

    Карта психологического изучения ребенка 57

    Анализ игровой деятельности 59

    Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми и детьми старшего возраста» 61

    Введение

    Многочисленные советских и современных педагогов посвящены вопросам организации и планированию занятий с детьми раннего возраста (Г.М. Лямина, Э.Г. Пилюгина, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, С.И. Якименко, Л.П. Голян).

    В дошкольной педагогике разработано значительное количество методических пособий (Аванесова, Мищенко, Шиянова, Подласый) по проблемам организации малокомплектных детских садов. Однако проблема состоит в том, что эта педагогическая литература периода 70-х-80-х годов, ориентированная на реализацию «типовой программы» обучения в детском саду. Современный же педагог оказался в затруднительном положении, при нехватке пособий и учебно-методических рекомендаций по организации работы с разновозрастными группами детей в дошкольных учреждениях, специфике работы в таких условиях, ее «сезонности». Решение воспитательно-образовательных задач, формирование основ для развития полноценной личности, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

    Анализ межличностного общения разновозрастных детей в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр.

    Целью настоящего исследования является определение специфических особенностей эмоционально-личностного взаимодействия детей в разновозрастной группе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач :


    1. определить понятие и сущностные характеристики разновозрастной группы в дошкольном учреждении;

    2. проанализировать возможные трудности, возникающие при организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе;

    3. описать психолого-педагогические особенности разновозрастной группы;

    4. в ходе эксперимента проанализировать особенности взаимодействия дошкольников различных возрастов.
    Объектом исследования выступает процесс организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников в разновозрастных группах.

    В качестве предмета исследования выступают особенности межличностного взаимодействия дошкольников, специфические черты их поведения в рамках учебно-познавательной деятельности.

    Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации особенностей эмоционально-личностного взаимодействия дошкольников различных возрастов и специфической организации учебно-воспитательного процесса.

    Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования на практике, при организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников, составлении учебно-методических пособий, а также при дальнейшем написании научных работ.

    Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, теоретической и двух теоретико-практических глав, заключения, библиографического списка и приложения.

    Во введении обусловлена актуальность исследования, приводятся цель и задачи исследования работы.

    В главе 1 рассматриваются теоретические основы взаимодействия детей в разновозрастной группе детского сада, определено понятие такого рода групп, причины их формирования, и трудности организации учебно-воспитательного процесса в таких условиях.

    Глава 2 посвящена описанию поставленного эксперимента. Здесь приводится анализ передового опыта по выбранной проблеме, пошаговое выполнение задач эксперимента.

    В заключении приводятся результаты исследования.

    Библиографический список состоит из 40 источников.

    В приложении представлены таблицы и диаграммы, иллюстрирующие результаты проведенных исследований.

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    1.1 Понятие разновозрастной группы и ее особенности

    Одним из наиболее значимых направлений модернизации современного образования является формирование образовательных учреждений различных возрастных ступеней, проектируемых в соответствии с представлениями о возрастном развитии ребёнка и ведущих типах деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков).

    Осознание того, что среднему и старшему дошкольному (В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова), возрастным этапам должны соответствовать свои уникальные дидактические и методические системы, учебные программы, принципы психологической диагностики, приводит к необходимости поиска путей построения адекватных и эффективных форм образования.

    В современном мире дошкольное образование представляет собой первую ступень общего образования, на которой закладываются основы для дальнейшего формирования полноценной личности.

    Учитывая специфичность учебно-воспитательного процесса с детьми различного возраста, при организации групп в дошкольных учреждениях существуют определенные возрастные и количественные критерии. В Республике Беларусь наполняемость групп детей одного возраста в дошкольных учреждениях должна составлять:

    Для детей возрастом до одного года – до 10 человек;

    Для детей возрастом от одного года до трех лет – до 15 человек;

    Для детей возрастом от трех лет до шести (семи) лет – до 10 человек;

    Разновозрастные группы до 15 человек;

    С кратковременным и круглосуточным пребыванием детей - до 10 человек;

    В оздоровительный период до 15 человек.

    Однако в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы.

    В самом общем смысле слова разновозрастная группа – объединенная группа детей с различным уровнем физических и умственных способностей, образованная в силу сложившихся обстоятельств либо целенаправленно, с целью осуществления конкретной коррекционной работы. В качестве основных причин, обусловливающих данное явление, можно назвать следующие:

    1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);

    2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу);

    3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп;

    4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;

    5) необходимость решения определенных коррекционно-педагогических задач.

    В разновозрастных группах общеразвивающей направленности максимальная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

    Двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;

    Любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;

    Любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей .

    Многочисленные исследования, посвященные изучению особенностей развития общения ребенка с взрослыми и сверстниками показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими людьми проходит ряд качественных ступеней в своем развитии. Во время пребывания ребенка в детском саду реализуют себя две основные потребности:

    Потребность в уважительном отношении взрослого –3 года – 5 лет;

    Потребность во взаимопонимании и сопереживании – 5 лет – 7 лет .

    Общение со сверстником от момента его возникновения на третьем году жизни ребенка и до конца дошкольного детства проходит 3 этапа:

    1) практически – эмоциональное общение– 2-4 года;

    2) ситуативно-деловое общение – 4 – 6 лет;

    3) внеситуативно-деловое общение – 6 лет .

    Безусловно, изменяется и содержание потребностей в совместных забавах, в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти моменты находятся под постоянным контролем воспитателя, однако отношения между детьми в разновозрастных группах имеют свою определенную специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.

    Соответственно, организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе значительно усложняется, она требует от педагога, прежде всего:

    Знания программ всех возрастных групп;

    Умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

    Понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

    Обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями и возрастными характеристиками .

    Лучшие статьи по теме