Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • Выступление на рмо воспитателей «современные формы взаимодействия с семьей в контексте фгос до. Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Формы и методы работы с неблагополучными семьями»

Выступление на рмо воспитателей «современные формы взаимодействия с семьей в контексте фгос до. Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Формы и методы работы с неблагополучными семьями»

Тема: «Формы и методы работы с неблагополучными семьями»

Педагог-психолог МБОУ Мальчевская СОШ

Миллеровского района Ростовской области

Головнева Татьяна Владимировна

Общие критерии неблагополучия семьи:

1. Асоциальное поведение

2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)

3. Насилие в семье.

Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Существуют такжефакторы , которые могут привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска.

1) медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2) социально-экономические: многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители;

3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;

4) факторы социального риска:как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;

6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

через художественное слово

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим поведением.

В каждой детской деятельности я создаю определенные условия для решения следующих задач:

- в игре - формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств.

в культурно - гигиенических моментах - доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших.

День начинается с « Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:

- «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают…

- «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду

Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…».

Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».

Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно - образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись...», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо, зарядке? Дети отвечают: «Спасибо, зарядке»!

В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук не мыл...». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя.

Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются, и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:

«Я напомню об одном:

не кривляйся за столом,

всем пора бы научиться,

кушать вилкой,

кушать, а не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

«За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте, как угодно!»

Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам мы используем стихи А. Барто «Игрушки».

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Не бросать и не ломать

А на место убирать»

Напоминаю детям правила: «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».

«Лиза с куколкой играла

Платье куклу разорвала.

Дима взял себе машинку разобрал наполовинку.

Данил мячик маленький нашел

Этот мячик проколол.

А когда конструктор взял

Все детали растерял!

Чем играть теперь другим

Нет, не надо быть таким?

Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Мы предлагаем использовать разные короткие считалки для решения спора. Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:

«В споре кулаки мешают,

Они проблемы не решают!

Драчун понять и не пытался

Чуть что - он сразу с кем-то дрался.

И вот теперь один сидит

Вздыхает тяжко и грустит

Никто с ним больше не играет

К себе его не приглашают.

Все просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться»

Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают выводы.

Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываем у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: «Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность.

«Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников»

Подготовила воспитатель МАДОУ№17«Чебурашка »

Аверьянова Ольга Юрьевна


Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова. Тихеева Е. И.


Игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.

Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.


При наличии заботливого взрослого словесные игры входят в жизнь человека, как только он начинает говорить: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…», «По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, в ямку бух!» - развитие мелкой моторики, двигательной активности, координации, формирование умения соотносить действия и их словесное выражение.

Словесных игр великое множество, которое можно разделить на несколько групп.


Первая группа: игры – действия или подвижные игры с определёнными правилами и произносимыми во время игры словами, определяющими действия. Это игры типа «У медведя во бору», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и тому подобные.


Вторая группа – так называемые дидактические игры, проводимые в детском саду воспитателями во время непосредственной учебной деятельности, на занятиях. Игры эти построены на взаимодействии воспитателя и детей, в процессе выполнения детьми различных заданий, озвучиваемых воспитателем. Взрослый побуждает детей к вербальной коммуникации. В ходе таких игр можно решить задачи, касающиеся различных аспектов развития мышления и речи детей.


Третья группа – игры, непосредственно связанные с созданием и преображением слов на различной основе: ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы. Задача, решаемая этими играми – развитие активного словарного запаса, творческого мышления, внимания.


Словесные игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей ;

  • они активизируют, обогащают их словарный запас,
  • улучшают фонематический слух у детей,
  • прививают интерес и любовь к языку.
  • Основная цель словесных игр для детей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. Воспитатель группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя
  • Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо - и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу». Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть .

  • развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать мысли.
  • Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.
  • Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий («Назови одним словом»).

Словесная игра «Говори наоборот» учить детей подбирать антоним –слово противоположное по значению.

  • Выучите с детьми стихотворение: Скажу я слово «высоко», А ты ответишь – «низко». Скажу я слово «далеко», А ты ответишь – «близко». Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты – «храбрец». Теперь скажу «начало», А ты скажи – «конец» Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребёнку, называете слово, а ребёнок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов: Весёлый – грустный Быстрый – медленный Красивый – безобразный Пустой – полный Худой – толстый Умный – глупый Трудолюбивый – ленивый Тяжёлый – лёгкий Белый – чёрный Твёрдый – мягкий Шершавый – гладкий.

  • Подбор материала для словесных игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы и т. д.).
  • В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста: «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино, «Подбери посуду для куклы» и другие.

Словесная игра «Пять маленьких детишек» Программные задачи : развивать математическое мышление.

Расскажите детям следующее стихотворение, а они хором должны продолжить пропущенные слова. Пять маленьких детишек напились вдруг кефира, Один пошёл гулять, осталось их (четыре) Четверо детишек пускали пузыри, Один пошёл на улицу, осталось только (три) Три маленьких ребёнка пошли играть в слова, Один пошёл на кухню, осталось только (два). Два маленьких ребёнка делили апельсин, Один домой отправился, остался лишь (один). Один ребёнок маленький играет без друзей, Пойдёмте, одинокому поможем поскорей.



Словесные игры – замечательное средство привить детям любовь к родному языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству.

Главное - правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям.

Выступление на РМО

учителей иностранного языка

Создание личностно- ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности.

В настоящее время очень актуальна идея личностно-ориентированного образования. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем образования.
Школа с личностно-ориентированным направлением создает равные стартовые условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития с момента поступления в школу. Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.
Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, разработаны доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. И. С. Якиманская – доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела “Проектирование личностно - ориентированного образования в средней школе” Института педагогических инноваций РАО.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

ЛОО это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно ориентированное обучение это:

      признание учителем приоритета личности перед коллективом;

      создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;

      признание учителем того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;

      отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;

Развитие способностей ученика - основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс. Эффект создания и управления личностно ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным. Проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:

Признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;

Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели
посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания . Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим). Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности,
становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников
образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-
третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

Основным принципом создания личностно-ориентированной образовательной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

    Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

    Использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;

    Оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

    Поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

    Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированное обучение призвано адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

    Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

    Использование проблемных творческих задач;

    Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

    Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

    Обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

    Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

    Оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

    Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

    При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В основе сознательного учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению, без чего невозможны ни успешное обучение, ни самообучение.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста .

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникативные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе педагогический коллектив активно использует основные технологии в системе ЛОО:

    Технология разноуровневого обучение

    Игровые технологии

    Информационно-коммуникационные технологии

    Технология проектной деятельности

    Личностно-ориентированная направленность всего педагогического процесса обеспечивает оптимальные стартовые возможности для каждого выпускника. Таким образом, для подготовки школьников к самостоятельной жизни нужно по мере возможностей создавать в школе все условия для активного участия учащихся в разнообразных видах деятельности, переводить ребят в позицию субъектов познания, труда и общения, поскольку деятельность является связующим звеном между личностью и объективным миром, и посредством нее человек, изменяя мир, изменяется сам.

Педагогический коллектив работает, следуя принципам гуманистической психологии: полное принятие каждого ребенка, бережное отношение и уважение его личности.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса образования. Оно предполагает активное включение ребенка в процесс познания и направлено на его развитие на всех этапах обучения с целью продвижения учащихся на более высокую образовательную ступень. Главное в личностно-ориентированном обучении – создание ситуации успеха. Кроме того, необходимо помнить:

    мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности;

    ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям, он любит как индивидуальную работу, так и работу в коллективе, где царит дух сотрудничества;

    никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит, чтобы ему приказывали;

    необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным;

    в основе воспитания лежит достоинство личности, взаимное уважение учителя и ученика.

И закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.

Выступление

на районном методическом объединении

старшего дошкольного возраста.

Тема: «Развитие коммуникативных способностей

дошкольников через игровую деятельность»

Форма проведения: семинар – практикум.

Выполнила : музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР «Сказка» Косаренкова Н.А

2014 г

Умение ребёнка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению, ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Наблюдая за современными детьми, которые посещают детские сады, мы все чаще отмечаем неумение детей общаться между собой. Более того, многие из них страдают нарушением речи, не могут полноценно выразить свои мысли, эмоции, и как следствие чувствуют себя скованно.

Всё чаще дети любят играть самостоятельно, изолированно от других. Многих сверстники не принимают в свои игры, есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми.

Без понимания другого человека, без учёта его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявлены следующие:

Агрессивность;

Обидчивость;

Застенчивость;

Замкнутость;

Демонстративность.

Свойства, объединяющие эти формы – неумение видеть и понимать другого, неумение общаться, порою даже просто вступить в контакт с другими детьми, со взрослым.

Что же такое коммуникация?

Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре: « Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности». Понятие «общение» - это так называемый «русский продукт», практически совпадает с понятием «коммуникация».

Основные составляющие (стороны) :

1.Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между индивидами)

2. Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами)

3. Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению взаимопонимания)

В процессе общения выделяют:

Вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи.

Невербальную , в которую входят:

  • Визуальная (жесты, мимика, позы, контакты глазами)
  • Акустическая (тембр голоса, диапазон, тональность, паузы, покашливания, смех, плач и т.п.)
  • Тактильная (поглаживания, прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи)
  • Ольфакторная (приятные и неприятные естественные запахи человека).

В общении можно выделить такие этапы:

  • Установление контакта
  • Ориентация в ситуации
  • Обсуждение вопроса, проблемы
  • Принятие решения
  • Выход из контакта.

Наша с вами задача способствовать развитию следующих коммуникативных навыков:

  • Легкость установления контакта
  • Поддержания разговора
  • Умения слушать
  • Умения высказывать собственную точку зрения
  • Умение аргументировать и отстоять свою позицию
  • Умение прийти к компромиссному решению.

Игры на развитие коммуникационных способностей.

Психологические игры

Цель: повышение психологического статуса и сплочение детского коллектива

Твои достоинства.

Дети сидят в кругу и говорят соседу справа о его достоинствах. Тот к кому обращаются, отвечает: «Да, это у меня есть. А вот у Тани ……»

Дарим добро

Вариант 1 - Дети сидят в кругу и дарят добрые пожелания (по часовой стрелке): «Я желаю тебе… Пусть мама купит…»

Вариант 2 - Дети дарят добрые слова и гладят друг друга по голове. (действие по кругу по часовой стрелке)

Пальчиковые игры

Упражнение «Приехала бабушка»

Упражнение «День рождения пальчика»

День рожденья у мен я Указ.палец кланяется

Приходите все друзья «зовет»

Здравствуй, пальчик, ты нас звал?

Звал! «кланяется»

Ты нас в гости приглашал? Пальцы другой руки «кланяются»

Приглашал! «кланяется»

Здравствуйте, гости мои дорогие ! «манит»

Проходите! Проходите!

Никуда не уходите! Из стопроны в сторону

Я к вам сейчас приду и вас всех повеселю . Вращение всей кисти.

Упражнение «Звонок»:

«пришли домой и позвонили в дверь: «Ма-ма» (громко). Я – при – шел.

Упражнение «Варит мама кашу» (мама-зайчиха, медведица и т.д. и каша морковная, медовая)

Варит мама кашу, кашу малашу

Сахар добавляла, солью посыпала

Вкусная каша, каша-малаша.

С гонзиками любую скороговорку проговаривать по слогам.

Игры на визуальный контакт «Переглядки»

Стоя в кругу, взглядом ищем пару, как только нашли меняемся местами. Далее с усложнением – кренделек, березка, здороваемся, пугалочки, смешилки.

Игры на тактильный контакт

Упраженение «Иди сюда» (дети встают парами)

Иди сюда – манят указательным пальчиком

Тебя прошу – по плечу собеседника

Или сюда - манят

Секрет скажу – по плечу

Шу-шу-шу, - Ладошку к уху товарища

Да ши-ши-ши

Поменялись малыши – ищут себе пару

(последний раз и обнялись малыши)

Что в горбу?

Дети стоят «паровозиком».

Упражнение Рыбки (руки за спиной)

МОЖНО ВЫПОЛНЯТЬ В ПАРЕ

Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать подружку. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую сторону. Поплыла вверх,… вниз… Не нашла свою подружку и поплыла к себе в домик.

Выплыла другая подружка (то же)…

И вот выплыли обе рыбки из домика и встретились… (обе руки задействованы) … и поздоровались

Здравствуй, рыбка!

Здравствуй, рыбка!

Стали подружки танцевать, плавать, играть. Поплыли вверх, вниз, вправо, влево. Плавали вместе и вместе устали (на грудь), полежали, отдохнули, хвостиком махнули и уплыли в домики.

Игра «Рыбки – рыбешки»

Звучит музыка, все дети – рыбки. . Музыка затихает ищем пару. Одни остаются рыбками, а другие камушками. Камушки присаживаются и сидят, обхватив колени.

Все произносят слова:

Рыбки, рыбешки, все хороши

Папы и мамы и малыши…(звучит музыка рыбки начинают плавать, музыка затихает, рыбки присаживаются около камушка. Гладят его по спине и произносят слова:) «Самый хороший, самый родной, самый любимый, камушек мой! Я немнрожко посижу, с тобой рядышком посплю. (обнимает). А ночью произошло превращение. (меняются ролями)

Игра на внимание «Рыбка»

____________ (левая рука поднята в горизонтально на уровне груди) - берег

Праваяя рука выполняет волнообразные движения – рыбка плавает

Прыгает над водой - дети хлопают

Рыбка прячется за спину – дети спрашивают «Ты где?»

Сравнялась с берегом – Ай-ай-ай!

Замерла вверху – Кыш! И топнуть ногой.

Загорает на берегу – Ничего себе!

ГОНЗИКИ

Одной лапкой 1,2,3,

Другой лапкой 1,2,3,

Третьей лапкой 1,2,3,

А четвертой помаши.

Вместе вправо побежали

Вместе влево побежали

И немножечко устали.

Комарики

Мы шагаем, мы шагаем

Вместе лапки поднимаем

Мы немножко посидели,

головою повертели

Оттолкнулись, полетели.

Разговор друзей.

  • Здравствуй, друг, что делал ты?
  • Я искал в лесу цветы.
  • Нашел цветы?
  • Нет, не нашел. К тебе за помощью пришел.
  • Тебе я, друг, не помогу. И я цветочков не найду. Потому что все цветы спать давно уже ушли.
  • Зима торопиться идет, снег с собою принесет
  • Как жаль, придется подождать. Придет весна – пойду искать.

Упражнения с бусами. Коллективная работа.


Лучшие статьи по теме