Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Хиромантия
  • Как казнили женщин в средневековье за измену. Как и за что наказывали женщин в разных странах. Наказания за более тяжкие преступления

Как казнили женщин в средневековье за измену. Как и за что наказывали женщин в разных странах. Наказания за более тяжкие преступления


Средневековье овеяно дымкой романтики. Отчасти в этом виноваты современные фильмы и книги, в которых храбрые рыцари готовы на все ради прекрасной дамы. Однако если заглянуть в настоящую хронику событий, средневековое общество ужасало своей жестокостью в отношении прекрасного пола. Юридически женщины были гораздо незащищеннее мужчин, и в случае любой провинности им угрожала немедленная расплата.

Внебрачная беременность? Отправляйся в сумасшедший дом!

Внебрачная беременность порицалась не только в Средневековье, но еще буквально в прошлом столетии. В Британии, заметив чрезмерно выпирающий живот у незамужней девушки, семья незамедлительно отправляла ее в специальный родильный дом. Там несчастная была обязана стирать белье, драить полы и выполнять другую черновую работу вплоть до самых родов. А после - когда ребенка забирали на усыновление - еще долго отрабатывать дорогостоящие услуги родильного дома. Но даже после выплаты всех долгов выбраться из спецзаведения было не так просто. Большинство родивших до брака женщин признавали асоциальными личностями и закрывали в сумасшедших домах на десятки лет.


Забыла похвалить бороду мужа? Получай удары палками!

Одним из самых нелепых, пожалуй, был закон средневекового Уэльса о неуважительном отношении к бороде или зубам мужа. Женщин, забывающих похвалить растительность на лице своих супругов, или обвиняющих их в чрезмерной грязи на зубах, наказывали битьем палкой.


Процесс четко регламентировался: законом предопределялись длина и толщина орудия возмездия, а также количество допустимых ударов. Согласно правилам, провинившуюся жену можно было хлестнуть не более трех раз, используя для этого палку толщиной в средний палец мужа, а в длину не превышающую его руку.

Хочешь остаться с носом - не изменяй мужу!

Нельзя сказать, что в прошлом браки были более крепкими и счастливыми, однако супружеская неверность действительно встречалась реже. Все дело в том, что женщины неохотно вступали во внебрачные связи, опасаясь наказания.


На Сицилии времен правления Фредериго II замужней даме за адюльтер отрезали нос, а также отбирали все имущество и детей. С аристократками церемонились немногим больше. Им не наносили физических увечий, однако могли отправить в монастырь, а уже там подговорить нужных людей подсыпать в бокал яду или придушить изменницу во сне. Что интересно, похождения женатых мужчин никак не обнородовались и, более того, негласно поощрялись.

Вступила в связь с нехристианином - на костер!

Испанский король Альфонсо X Кастильский испытывал невероятную страсть к созданию новых законов и кодексов. Самый наглядный пример - свод правовых норм под названием Семь партид. Им регулировались не только гражданское, правовое и каноническое право, но также отношения женщин с мужчинами.

Согласно кодексу Семи партид, испанкам запрещалось делить ложе с иудеями и маврами. Приятные минуты в обществе мужчины-иноверца грозили им большими неприятностями. Если незамужняя девушка или вдова была впервые замечена в порочной связи, у нее сразу же отбирали половину всего имущества. Для проституток, несмотря на характер их заработка, наказание ужесточалось: избиение розгами.


Обычно этого было достаточно, чтобы отбить у женщин охоту влюбляться не в тех мужчин. Если же чувства вспыхивали с новой силой, второй раз становился последним. При повторном уличении в нарушении закона род деятельности и сословие женщины не играли никакой роли: их осуждали на смертную казнь через сожжение на костре.

К замужним дамам Альфонсо Мудрый был более милосердным. Их личное имущество не конфисковалось, а решение о выборе наказания полностью перекладывалось на плечи супруга. Многие видели в этом спасение и надеялись дома выпросить помилование. Однако мольбы раскаявшихся блудниц редко вознаграждались прощением. Обманутые мужья считали себя опозоренными и зачастую после первого же раза отправляли неверных жен на костер.

За рождение ребенка с отклонениями психики - лишить родительских прав!

На фоне историй о жестокости, царившей в средневековой Европе, зверства современников выглядят еще более ужасно. Буквально в двадцатых годах прошлого века американские женщины панически боялись обнаружить у своих детей психическое заболевание. В диагностированной шизофрении или аутизме ребенка ученые незамедлительно обвиняли мать и, как следствие, лишали ее родительских прав. Вердикт был един для всех и без того несчастных матерей: к болезни привела их излишняя холодность.


За сварливость - пытки ледяной водой или железный колпак с кляпом

В средневековой Европе серьезным женским проступком считалась излишняя сварливость. За разжигание склок с соседями, ругань на рынке или недовольство мужем женщине грозила страшная расплата. Подозреваемую в провинности силой волокли в суд, а там осуждали на позорное наказание. Для этого даже существовал специальный юридический термин: communis rixatrix.


В темные средневековые времена казни и экзекуции возводились в ранг народных забав, поэтому их выполнение проходило публично. Обвиненную женщину на глазах толпы привязывали к специальному стулу, обмазывали грязью и нечистотами. Затем ее, на потеху городским зевакам, протаскивали по главным улицам к ближайшей реке и резко скидывали в ледяную воду. Одним разом дело не ограничивалось - в зависимости от серьезности проступка судья назначал разное количество погружений. Однако больше десяти обычно никто не переживал, так как женщины погибали от шока и переохлаждения.


Альтернативный вариант наказания был не лучше, хотя и менее радикальным. На осужденную в сварливости женщину надевали тяжелый металлический колпак с импровизированным острым кляпом в области рта. Конструкция колпака была разработана таким образом, что снять его самостоятельно не представлялось возможным, и женщине приходилось всюду носить позорную маску до того момента, пока судья не признавал ее исправившейся.

Внебрачная беременность - повод отправиться в исправительный дом.

Внебрачная беременность порицалась не только в Средневековье, но еще буквально в прошлом столетии. В Британии, заметив чрезмерно выпирающий живот у незамужней девушки, семья незамедлительно отправляла ее в специальный родильный дом. Там несчастная была обязана стирать белье, драить полы и выполнять другую черновую работу вплоть до самых родов. А после - когда ребенка забирали на усыновление - еще долго отрабатывать дорогостоящие услуги родильного дома. Но даже после выплаты всех долгов выбраться из спецзаведения было не так просто. Большинство родивших до брака женщин признавали асоциальными личностями и закрывали в сумасшедших домах на десятки лет.


Удары палкой за порицание мужниной бороды.

Одним из самых нелепых, пожалуй, был закон средневекового Уэльса о неуважительном отношении к бороде или зубам мужа. Женщин, забывающих похвалить растительность на лице своих супругов, или обвиняющих их в чрезмерной грязи на зубах, наказывали битьем палкой.

Процесс четко регламентировался: законом предопределялись длина и толщина орудия возмездия, а также количество допустимых ударов. Согласно правилам, провинившуюся жену можно было хлестнуть не более трех раз, используя для этого палку толщиной в средний палец мужа, а в длину не превышающую его руку.


Наказание за измену - отрезание носа.

Нельзя сказать, что в прошлом браки были более крепкими и счастливыми, однако супружеская неверность действительно встречалась реже. Все дело в том, что женщины неохотно вступали во внебрачные связи, опасаясь наказания.

На Сицилии времен правления Фредериго II замужней даме за адюльтер отрезали нос, а также отбирали все имущество и детей. С аристократками церемонились немногим больше. Им не наносили физических увечий, однако могли отправить в монастырь, а уже там подговорить нужных людей подсыпать в бокал яду или придушить изменницу во сне. Что интересно, похождения женатых мужчин никак не обнородовались и, более того, негласно поощрялись.


За связь с иноверцем - костер.

Испанский король Альфонсо X Кастильский испытывал невероятную страсть к созданию новых законов и кодексов. Самый наглядный пример - свод правовых норм под названием Семь партид. Им регулировались не только гражданское, правовое и каноническое право, но также отношения женщин с мужчинами.

Согласно кодексу Семи партид, испанкам запрещалось делить ложе с иудеями и маврами. Приятные минуты в обществе мужчины-иноверца грозили им большими неприятностями. Если незамужняя девушка или вдова была впервые замечена в порочной связи, у нее сразу же отбирали половину всего имущества. Для проституток, несмотря на характер их заработка, наказание ужесточалось: избиение розгами.

Обычно этого было достаточно, чтобы отбить у женщин охоту влюбляться не в тех мужчин. Если же чувства вспыхивали с новой силой, второй раз становился последним. При повторном уличении в нарушении закона род деятельности и сословие женщины не играли никакой роли: их осуждали на смертную казнь через сожжение на костре.

К замужним дамам Альфонсо Мудрый был более милосердным. Их личное имущество не конфисковалось, а решение о выборе наказания полностью перекладывалось на плечи супруга. Многие видели в этом спасение и надеялись дома выпросить помилование. Однако мольбы раскаявшихся блудниц редко вознаграждались прощением. Обманутые мужья считали себя опозоренными и зачастую после первого же раза отправляли неверных жен на костер.


У «холодных» матерей отбирали детей.

На фоне историй о жестокости, царившей в средневековой Европе, зверства современников выглядят еще более ужасно. Буквально в двадцатых годах прошлого века американские женщины панически боялись обнаружить у своих детей психическое заболевание. В диагностированной шизофрении или аутизме ребенка ученые незамедлительно обвиняли мать и, как следствие, лишали ее родительских прав. Вердикт был един для всех и без того несчастных матерей: к болезни привела их излишняя холодность.


Погружение в воду за излишнюю сварливость.

В средневековой Европе серьезным женским проступком считалась излишняя сварливость. За разжигание склок с соседями, ругань на рынке или недовольство мужем женщине грозила страшная расплата. Подозреваемую в провинности силой волокли в суд, а там осуждали на позорное наказание. Для этого даже существовал специальный юридический термин: communis rixatrix.

В темные средневековые времена казни и экзекуции возводились в ранг народных забав, поэтому их выполнение проходило публично. Обвиненную женщину на глазах толпы привязывали к специальному стулу, обмазывали грязью и нечистотами. Затем ее, на потеху городским зевакам, протаскивали по главным улицам к ближайшей реке и резко скидывали в ледяную воду. Одним разом дело не ограничивалось - в зависимости от серьезности проступка судья назначал разное количество погружений. Однако больше десяти обычно никто не переживал, так как женщины погибали от шока и переохлаждения.


Наказанная женщина в «сварливом» колпаке.

Альтернативный вариант наказания был не лучше, хотя и менее радикальным. На осужденную в сварливости женщину надевали тяжелый металлический колпак с импровизированным острым кляпом в области рта. Конструкция колпака была разработана таким образом, что снять его самостоятельно не представлялось возможным, и женщине приходилось всюду носить позорную маску до того момента, пока судья не признавал ее исправившейся.

Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный вид наказания смертная казнь появилась при переходе общества к правовым отношениям. Позднее возник «принцип талиона» , по которому наказание должно быть равно преступлению. Далее смертная казнь была связана с ритуальным убийством и принесением жертвы богам. Во многих древних и средневековых государствах вид смертной казни зависел от личности и положения осужденного. Многие виды казней были направлены не на облегчение, а на продление страданий.

Публичные казни для толпы превращались в род спортивного состязания: аплодисментами встречали и выходки осужденного, говорящие о презрении к смерти (неприличный жест, адресованный девушкам, просьба священнику вместо креста поднести выпивку, заявления типа "для меня смерть не страшнее клизмы" и т.п.), и мастерство палача - удачный удар есть удачный удар и на стадионе, и на эшафоте. Случалось, истероидные личности намеренно совершали преступления, чтобы оказаться в центре столь лестного внимания.

В смертной казни было столько демонстративного, зрелищного, в ней было столько условностей, аллегорий, символов, и юмора, хотя и первобытного: запекать человека в полом медном быке, чтобы его крики имитировали рев животного, поджаривать на вертеле, как зайца, жарить в муке, как карася.

1. «Железная дева»
«Железная дева» — орудие смертной казни или пыток эпохи средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в реку и уносилось её течением.

При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого её судьи имели возможность продолжать допрос.

По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом . Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался «Апегой» , по имени жены тирана. С приближением осуждённого Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части.

2. Пытка голодом
Плохо работающих в бедном доме поднимали в корзине над столом, где ели более трудолюбивые.

3. Пытка и казнь водой
Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду, если утонет, то невиновна, а если нет, то её вешали.

4. Закапывание живьём
Ещё в Древнем Риме и в Древнем Китае закапывание живьем в землю применялось к весталкам за потерю девственности.
В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.

5. Четвертование
Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.

6. Колесование
С 1450 по 1750 годы на территории Европы каждый день по меньшей мере один человек умирал на колесе. Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.

7. Заливание горла
Заливание горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам. Также заливали другие жидкости.

8. Посажение на кол
Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России и Османской империи.

9. Подвешивание
Один из зверских методов убийства рабов. Их вешалина крюк, чтобы те умерли от жажды и голода.

10. Обезглавливание
Очень долго применялось как основной вид казни на протяжении почти всего второго тысячелетия нашей эры.

Смерть Короля Чарльза I.

Казнь Леди Джейн Грей, 1557

Если в Англии отрубали головы простым «топорным» способом, то во Франции пошли дальше и изобрели специальное приспособление - гильотину .

Казнь Людовика XVI, 1793

11. Виселица
В средневековой Франции стационарная виселица служила знаком могущества сеньора: у герцога она была о шести столбах, у барона о четырех, у шателена о трёх, а у прочей мелюзги всего лишь о двух. В Древнем Риме рабы имели отдельного палача. Во многих странах вора вешали выше или ниже в зависимости от размеров кражи.

Повешение считалось бесчестной казнью, а отсечение головы - привилегированной, хотя в Китае, например, всёобстояло наоборот: там считается зазорным утратить какой-либо член, и, может быть, именно поэтому возникла такая хирургическая, требующая высокой квалификации казнь, как рассечение на тысячу кусков - намраморном столе, при помощи ножей разнообразной формы, каждый из которых предназначен для одной операции: для вырывания глаз, для удаления половых органов, «для рук», «для ног».

Палачи, работающие на виселицах, часто гордились тем, что могут сделать все как надо с первой попытки. Они придумали формулы для определения длины люка, которая учитывала вес осужденного. Руки и ноги связывали, чтобы тело падало вниз отвесно. Палачи также экспериментировали с толщиной веревки и с местом размещения петли с единственной целью - добитьсямгновенной потери сознания с помощью смещения позвоночного столба и разрыва спинного мозга. Капитана Кидда подвергли казни в 1701 году, веревка порвалась, и он упал на землю, но его подняли и повесили снова, на этот раз удачно. Примечательно, что тела повешенных оставляли на виселице на некоторое время, установленное в приказе о казни. На причалах для казней в Англии XVIII века тела пиратов оставались висеть, пока их не смывали приливы.

12. Гаррота
Гаррота (исп. «garrote», «dargarrote» — закручивание, затягивание; казнить) — испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умерщвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.

Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.
В период завоевания Америки конкистадорами гаррота получила распространение в испанских колониях.

В 1828 году Король Фердинанд VII отменил казнь через повешение и ввёл гарроту как единственный законный способ казни в Испании для уголовных преступников. Казнь отменена только в 1974 году.

12. Сожжение на костре
Сожжение активно применялось в древности во многих странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. Наиболее известен пример сожжения Жанны Д’Арк.

В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.

Пейзаж с человеком на костре, и солдаты вокруг него; иллюстрация, Флоренция, 1619

13. Пытки и казни при помощи животных
Один из самых древних видов казни. Римляне, ассирийцы и вавилоняне устраивали публичные зрелища, помещая заключенных в ямы с львами. На Востоке преступников убивали, позволяя слонам раздавливать их головы и разрывать на куски ногами и хоботами. В книге «Человек жертва» Джеймс Кларк пересказывает историю о гражданских беспорядках в Бразилии, во время которых местные жители сделали надрезы на коже местных заключенных и привязали их по пояс в реке, кишащей пираньями.

В Индии преступника раздавливали при помощи дрессированного слона. Ну а пожирание преступников дикими зверями в Древнем Риме действительно происходило в цирке и было любимым зрелищем римского народа.

Травля собаками

Пытка кошкой, Лондон, 1651

Разрывание на части лошадьми

14. Пытки и казни за веру
Одни из самых жесточайших пыток были в средневековье при разладе в различных течениях христианства.

Пример: Пытки католиков Гугенотами на юге Франции

A - пыткиголодом скованных gпарами в кандалы так, чтобы они ели друг друга.
B -голыхтянут вдоль плотно натянутой веревки, которая действует как нож, разрезая тело пополам.
C - медленное поджаривание на вертеле.

Роль палача совпадала с ролью жреца - именноэто окружало палачей почтением, обаяние которого не вернуть никаким чистым сердцем и холодными руками. Только отблеск священнодействия позволял массовые сожжения еретиков превращать в атрибуты государственных торжеств: по случаю вступления на престол или в брак, по случаю рождения наследника и т. п. Работа шла по нескольку дней, жгли сотнями и тысячами, для пущей яркости обряжая «средства иллюминации» в пропитанные серой рубахи и набивая горючие вещества «в секретные части тела».

Ролью палача не брезговали и монархи: Дарий собственноручно отрезал нос, губы и уши мидийскому царю, Иван Грозный тоже любил потешиться, Петр I самолично отрубил головы пятерым стрельцам (а Александр Меншиков похвалялся, что управился аж с двадцатью). Именно благодаря мистическому, царственному отсвету, а не палаческим добродетелям, в некоторых местностях Германии палачи обретали дворянский титул, а во Франции занимали почетное место в торжественных процессиях. Падать же их престиж начал тогда, когда казни стали придавать лишь земное, утилитарное значение. Палачи по-прежнему окружались суевериями, но уже нелестными. С ними боялись жить рядом, боялись даже принимать у них деньги, выискивая на них кровавые пятна. В России стало трудно находить помощников палачей, которых прежде просто выдергивали из толпы, а в 1768 году был издан указ, вообще запрещающий привлекать в палачи на общественных началах - из-за «неустройств и обид».

Если у тебя есть подружка, которая скучает по настоящим рыцарям, когда мужчины были настоящими добытчиками и защитниками, а женщинам нужно было только одеться женственно, и освещать свой дом любовью, покажи ей этот текст.

За пристрастие к иноверца – костер

Испанский кодекс XIII века под названием Семь Партид, составленный при короле Альфонсо X Мудрого, строго запрещавший женщинам иметь отношения с иноверцами, конкретно же с иудеями и маврами.

Мудрость короля, видимо, проявлялась в том, что наказание зависело от статуса женщины. Вдову или девицу за первый грех просто лишали половины собственности. За второй сжигали (вместе с мавром или иудеем, понятное дело). В женатой испанки отнять было нечего, все и так принадлежало мужчине, поэтому и наказание оставалось на усмотрение мужа. Он мог жену сжечь сам, если хотелось. Наконец, проститутку первый раз били плетьми, а на второй убивали.

За споры с соседями – позор и топка в воде

В средние века в Европе признавался особый, именно женский проступок, который назывался communis rixatrix или сварливость.

Если женщина громко ругалась с соседями, ее приговаривали к позорному стулу. Люди тогда любили повеселиться, глядя на наказание, так что привязанную женщину на радость всем тащили через населенный пункт. Затем начинали резко сбрасывать в воду и вытаскивать обратно. Некоторые умирали от шока. В английских законах это наказание сохранилось до 1967 года! А последний раз применяли его в 1817.

Правда, там пруд оказался небольшой, и женщину пришлось отпустить. Как вариант можно было надеть позорный колпак – железную маску с заостренным кляпом. Выясняя отношения с соседями через забор, подумай о том, какое все-таки счастье, родиться в наше время.

За измену – отрубить нос и отобрать денги

Думая о наказание женам за измену, люди прошлого проявляли фантазию. В одних странах топили, в других вешали. Аристократку можно было отправить в монастырь, а там распорядиться подавить, например.

При Фредерику II Сицилийском неверным женам отрубали носы (а мужчинам-предателям, кстати, ничего не отрубали). И везде, везде их лишали всего имущества и детей. Так что если обходилось без смертной казни, то дорог у преступницы обычно оставалось две: воровство или проституция.

За невыполнение семейного долга – взятие под стражу

Зазвичай за выполнением женами своих домашних обязанностей следили мужчины. Но если жена попадалась уже очень упрямая, государство спешила на помощь мужу. В Барселоне, например, в XVIII в. существовал Коррекционный дом для плохих жен.

Содержались в нем две группы женщин. В одну входили воровки и проститутки, в другую жены, которых супругам не удалось наставить на путь истинный самостоятельно. Например, рассказывали про одну даму из высшего общества, которая как-то напилась и неприлично себя повела – семейство сдало ее на исправление. В коррекционном доме женщины постились, молились, трудились с рассвета и до заката и подвергались телесным наказаниям.

За неодобрение мужниной бороды – биение палицей

Средневековые законы Уэльса приказывали, что муж имеет право побить жену за последующие ужасные проступки:оскорбление его бороды, пожелания грязи его зубам и неправильное распоряжение его имуществом.
Причем по правилам бить жену можно было только палкой не толще среднего пальца мужчины и длиной с его руку. Надо нанести три удара по любому месту, кроме головы. Последний раз на эту норму общего права британский судья сослался в 1782 г Его, кстати, потом обозвали “Судья палец” и высмеивали до самой смерти.

За голодовку – пищевое насилие

Английских суфражисток начала XX в. правительство пыталось напугать заключением. Всего посадили около тысячи женщин.

Активистки боролись за то, чтобы их считали не обычными кримінальницями, а политзаключенными, и когда им в этом отказывали, протестовали мирно – устраивая голодовки. Сначала власть их выпускала, а то вдруг кто-то еще умрет. Но потом решили пойти другим путем. Женщин начали кормить насильно.

Это была настоящая пытка (собственно, ООН сейчас это пытками и признает). Зонд для еды вводили, как правило, через нос. Женщин держали, они сопротивлялись, трубки попадали не туда, обдирали слизистую, многие приобрели потом пневмонию или плеврит. Продолжалось это до 1913 г, когда парламент принял закон, позволяющий отпустить женщину из тюрьмы и вернуть ее обратно, когда она снова начнет есть. Закон этот обозвали в народе “Игрой в кошки-мышки”.

За любовь к своим детям – мучения со своим мужем

Идея, что детям лучше с родной мамой, исторически довольно свежая.

Раньше люди думали не о благе ребенка, а о том, кому должна принадлежать ценная собственность в виде ребенка. Понятное дело – отцу! Очень долго женщины, каким бы негодяем не был человек, получив церковный развод, лишались детей. В Великобритании мужчина не только забирал детей к себе, но еще и мог запретить бывшей жене к ним приближаться.

Очень многих женщин такая перспектива удерживала дома, даже если муж дрался, пил, забирал ее деньги и водил любовниц. Только в 1839 г англичанкам разрешили оставлять у себя детей до 7 лет, а старших – посещать. И то, если женщина получила специальное разрешение у лорда канцлера и имела “добрую удачу”. Традиция разлучать матерей с детьми перебралась и в Новый Мир, и там тоже потом пришлось принимать законы, защищающие женщин.


За внебрачную беременность – разлука с ребенком, дурдом

Британцы с американцами не в каком-то там мрачном средневековье, а лет так 60-70 назад наказывали женщин за внебрачную беременность. Таких несчастных, как бы для их же блага, чтобы скрыть “позор”, отправляли в специальные родильные дома.

Не надо представлять себе современный родильный дом. В этих заведениях беременные, например, ежедневно драили полы и лестницы, стирали все белье, отстаивали на коленях молитвы. Если женщин вели в церковь, им могли выдать дешевенькие колечки, чтобы они изобразили замужних. Но, конечно, все кругом знали и показывали пальцем: вот они, плохие девочки. Детей же забирали и отправляли на усыновление. Если повезло.

Если не повезло, младенец мог погибнуть из-за плохого ухода. Бедные пациентки нередко застревали в роддоме надолго, потому что были обязаны отработать его ценные услуги. А некоторые на десятки лет переселялись оттуда в психушку, так как психиатры тех времен объявляли незамужних матерей асоциальными личностями, которые требуют радикального лечения.

За мужскую работу – штраф

Не удивительно, что от такой жизни многие женщины с завистью посматривали на мужчин. И не на каких-то богачей или дворян, а даже на грузчиков, солдат или сборщиков лягушек. Время от времени какой-то Джейн или Джульетте приходила в голову идея переодеться в мужское и записаться, например, во флот.

И, конечно, это было запрещено. Наказывали таких женщин за непристойное поведение, за обман, за надевание мужской одежды. Но наказания были сравнительно мягкими: женщины происходили штрафами и требованием одеться прилично. Скорее всего, дело было в том, что работницы, солдаты и моряки из них получались неплохие.Трудолюбивые, не пьют и полны рабочего энтузиазма.

За рождение ребенка с пороками – разлука с ребенком, клеймо фашистки

Мы знаем, что многие девушки сегодня сетуют на парней и утверждают, что мужчины обмельчали, принца на белом коне уже не встретишь. Мол, прошли уже времена рыцарей в железных доспехах, готовых броситься в смертный бой только за один благосклонный взгляд его дамы сердца. Что, девчонки, романтических фильмов насмотрелись? А знаете ли вы, как жилось женщинам в разных странах, в те самые времена, когда бродили рыцари на белых конях? Ну, мы вам сейчас расскажем...

За страсть к иноверцу – костер

Испанский кодекс XIII века под названием Семь партид, составленный при короле Альфонсо X Мудром, строго запрещал женщинам совокупляться с иноверцами, конкретно же с иудеями и маврами. Мудрость короля, видимо, проявлялась в том, что наказание зависело от статуса женщины. Вдову или девицу за первый грех просто лишали половины собственности. За второй сжигали (вместе с мавром или иудеем, ясное дело). У женатой испанки отнять было нечего, все и так принадлежало мужу, поэтому и наказание препоручали супругу. Он мог жену сжечь сам, если хотелось. Наконец, «проститутку» на первый раз били плетьми, а на второй, да, убивали.

За споры с соседями – позор и макание в воду

В Средние века в Европе признавался особый, именно женский проступок, который назывался communis rixatrix или сварливость. Если женщина громко ругалась с соседями, ее приговаривали к позорному стулу. Люди тогда любили повеселиться, глядя на наказания, так что привязанную женщину на радость всем тащили через населенный пункт. Потом начинали резко скидывать в воду и вытаскивать обратно. Некоторые умирали от шока. В английских законах это наказание сохранилось до 1967 года! А последний раз применяли его в 1817. Правда, там пруд оказался мелкий, и женщину пришлось отпустить. Как вариант, на спорщицу можно было надеть позорный колпак – железную маску с заостренным кляпом. Выясняя отношения с соседями из-за парковки, подумай о том, какое все-таки счастье, родиться в наше время.

За измену – отрубить нос и отобрать деньги

Придумывая наказания женам за измену, люди прошлого проявляли фантазию. В одних странах топили, в других вешали. Аристократку можно было отослать в монастырь, а там распорядиться придушить, например. При Фредерике II Сицилийском неверным женам отрубали носы (а мужчинам-изменщикам, кстати, ничего не отрубали). И везде, везде их лишали всего имущества и детей. Так что если обходилось без смертной казни, то дорог у преступницы обычно оставалось две: воровство или проституция.

За невыполнение семейного долга – заключение

Обычно за исполнением женами своих домашних обязанностей следили мужья. Но если жена попадалась уж очень упрямая, государство спешило на помощь мужчине. В Барселоне, например, в XVIII в. существовал Коррекционный дом для плохих жен. Содержали в нем две группы женщин. В одну входили воровки и проститутки, в другую жены, которых супругам не удалось наставить на путь истинный самостоятельно. Например, рассказывали об одной даме из высшего общества, которая как-то напилась и неприлично себя повела – семейство сдало ее на исправление. В Коррекционном доме женщины постились, молились, трудились с рассвета и до заката и подвергались телесным наказаниям.

За неодобрение мужниной бороды – битье палкой

Средневековые законы Уэльса предписывали, что муж вправе побить жену за следующие чудовищные проступки: оскорбление его бороды, пожелание грязи его зубам и неправильное распоряжение его имуществом. Причем по правилам бить жену можно было только палкой не толще среднего пальца мужа и длиной с его руку. Полагалось нанести три удара по любому месту, кроме головы. Последний раз на эту норму общего права британский судья сослался в 1782 г. Его, кстати, потом обозвали «Судья палец» и высмеивали до самой смерти.

За голодовку – пищевое изнасилование

Английских суфражисток начала XX в. правительство пыталось припугнуть заключением. Всего посадили около тысячи женщин. Активистки боролись за то, чтобы их считали не обычными уголовницами, а политзаключенными, и когда им в этом отказывали, протестовали мирно – устраивая голодовки. Сначала власти их выпускали, а то вдруг кто еще помрет. Но потом решили пойти другим путем. Женщин начали кормить насильно. Это была настоящая пытка (собственно, ООН сейчас это пыткой и признает). Зонд для еды вводили, как правило, через нос. Женщин держали, они сопротивлялись, трубки попадали не туда, обдирали слизистую, многие заполучили потом пневмонию или плеврит. Продолжалось это до 1913 г., когда парламент принял закон, позволяющий отпустить женщину из тюрьмы и вернуть ее обратно, когда она снова начнет есть. Закон этот обозвали в народе «Игрой в кошки-мышки».

За любовь к своим детям – муки со своим мужем

Идея, что детям лучше с родной мамой, исторически довольно свежа. Раньше люди думали не о благе ребенка, а о том, кому должна принадлежать ценная собственность в виде ребенка. Ясное дело – отцу! Очень долго женщины, каким бы негодяем не был муж, получив церковный развод, лишались детей. В Великобритании муж не только забирал детей к себе, но еще и мог запретить бывшей жене к ним приближаться. Очень многих женщин такая перспектива удерживала дома, даже если муж дрался, пьянствовал, отнимал ее деньги и водил любовниц. Только в 1839 г. англичанкам позволили оставлять у себя детей до 7 лет, а старших – навещать. И то, если женщина получила специальное разрешение у лорда канцлера и имела «добрый нрав». Традиция разлучать матерей с детьми перебралась и в Новый Свет, и там тоже потом пришлось принимать законы, защищающие женщин.

За внебрачную беременность – разлука с ребенком, сумасшедший дом

Британцы с американцами не в каком-то там мрачном средневековье, а лет так 60-70 назад наказывали женщин за внебрачную беременность. Таких несчастных, как бы для их же блага, чтоб скрыть «позор», отправляли в специальные родильные дома. Не надо представлять себе современный роддом. В этих заведениях беременные, к примеру, ежедневно драили полы и лестницы, стирали все белье, отстаивали на коленях молитвы. Если женщин вели в церковь, им могли выдать дешевенькие колечки, чтобы они изобразили замужних. Но, конечно, все кругом знали и показывали пальцем: вот они, плохие девочки. Детей же забирали и отправляли на усыновление. Если повезло. Если не повезло, младенец мог погибнуть из-за дурного содержания. Самые бедные пациентки нередко застревали в родильном доме надолго, потому что были обязаны отработать его ценные услуги. А некоторые на десятки лет переселялись оттуда в сумасшедшие дома, так как психиатры тех времен объявляли незамужних матерей асоциальными личностями, нуждающимися в радикальном лечении.

За мужскую работу – штраф

Неудивительно, что от жизни такой многие женщины с завистью посматривали на мужчин. И не на каких-то богачей или дворян, а даже на грузчиков, солдат или сборщиков лягушек. Время от времени какой-нибудь Джейн или Джульетте приходила в голову идея переодеться в мужское и записаться, например, во флот. И, конечно, это было запрещено. Наказывали таких женщин за неприличное поведение, за обман, за надевание мужской одежды. Но наказания были сравнительно мягкими: женщины отделывались штрафами и требованием одеться прилично. Скорее всего, дело было в том, что работницы, солдаты и моряки из них выходили неплохие. Трудолюбивые, малопьющие и полные рабочего энтузиазма.

За рождение ребенка с особенностями – разлука с ребенком, клеймо фашистки

Чтоб вы не решили, что все эти истории – предания старины глубокой, расскажем об обвинении, которое и сегодня не полностью снято. В 50х годах XX века американские психологи предположили, что в аутизме и шизофрении у детей виноваты родители, конкретнее, холодные матери. Активнее всего идею поддержал очень популярный и харизматичный ученый Бруно Беттельгейм. Он основал в Чикаго заведение, куда помещали на лечение детей с особенностями, и издал модную книгу, в которой сравнивал матерей своих пациентов с надзирателями концлагеря. 30 лет работала его школа. А когда Беттельгейм покончил с собой, внезапно, выяснилось, что его биография сомнительна, научная карьера не вполне подтверждена, теория основывалась на частных случаях, а главное - в школе практиковались побои и издевательства, и родительниц он просто запугивал...

Лучшие статьи по теме