Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Амулеты
  • Ольга соломенникова занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада конспекты занятий. Программа по формированию элементарных экологических представлений

Ольга соломенникова занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада конспекты занятий. Программа по формированию элементарных экологических представлений

Предварительный просмотр:

Мищенко Елена Валентиновна - воспитатель

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Детский сад №10» г. Усинска республики Коми

Предмет. Ребёнок и окружающий мир.

Тема «Прогулка в весенний лес»

Возрастная группа: дошкольный возраст 4-5 лет (средняя возрастная группа)

Учебно-методическое обеспечение:

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -6-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.;

Время реализации непосредственно образовательная деятельность в течение 20 минут.

Цель: формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы

Учить детей ориентироваться в окружающем мире

Развивающие:

Развивать речь, мышление, внимание, воображение и восприятие, мелкую моторику рук

Развивать познавательную активность посредством включения предметных моделей

Воспитательные:

Формировать бережное отношение к окружающей природе

Воспитывать культуру поведения в процессе работы

Тип НОД: обобщение и систематизация знаний.

Форма НОД: «прогулка» в лес

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мульти медийная презентация.

Оформление доски: «лесная тропинка» (деревья), игрушки – Незнайка, Медведь, Лесовичок, карточки с заданиями.

План проведения мероприятия:

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент:

(Звуковое сообщение об электронном письме)

Воспитатель:

Ребята, наш друг – компьютер спешит нам сообщить, что нам пришло электронное письмо. (слайд №1)

Вы хотите его открыть?

(дети открывают письмо) (Слайд №2)

«Здравствуйте, ребята. Я попал в беду. Гуляя по весеннему лесу, я совершил множество ошибок, за которые меня наказал Старичок – Лесовичок. Он не хочет меня отпускать, пока я всё не исправлю. Помогите, пожалуйста. Ведь я даже не знаю в чём моя вина»

Незнайка.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель:

Что же нам, ребята, делать? Как мы можем помочь Незнайке?

(Дети предлагают исправить ошибки Незнайки)

Если мы с вами увидим, какие ошибки допустил Незнайка, то Лесовичок разрешит нам пройти в весенний лес и забрать Незнайку домой.

Совместно с воспитателем дети рассматривают иллюстрации поступков Незнайки. Ищут ошибки. (Слайд №3)

(Слайд №4)

Лесовичок:

Собирайтесь скорей в необычный поход

Ждут нас тайны лесные,

В лес тропинка зовёт.

3. Основная часть – прогулка по лесу.

(Слайд №5)

Ребята, давайте закроим глаза и попробуем попасть в весенний лес.

(звучит музыка)

Что вы увидели, расскажите.

(Рассказы детей, перечисляют сезонные изменения в природе)

Дети и воспитатель передвигаются по группе по лесной тропинке.

Воспитатель:

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

Вот мы с вами и в лесу. Присаживайтесь, ребята на брёвнышко.

Что вы видите перед собой? (Деревья ) (Слайд №6)

Что происходит с деревьями весной? (Ответы детей)

А кто это к нам спешит из лесной чащи?

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я Лесовичок, хранитель лесных богатств. Слышал я, что вы о деревьях говорили.

Лесовичок:

Какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

А это, что за дерево ? (Слайд №7)

Это берёза у неё белый гладкий ствол с тёмными чёрточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти чёрточки берёза дышит, а называются они «чечевичками».

Воспитатель:

Спасибо Лесовичок, мы не знали, что они называются чечевичками. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, песен.

Лесовичок послушай, какое стихотворение дети выучили про берёзу.

(Дети читают стихотворение А. Прокофьева «Русская берёза)

Лесовичок:

А знаете ли вы ребята, какую пользу приносит берёза человеку? (Слайд №8)

Лесовичок:

Весной, когда начинается сокодвижение, люди собирают берёзовый сок.

Он очень вкусный и полезный. Из берёзы - дерева изготавливают мебель: шкафы, стулья, столы, посуду. Птицы устраивают гнёзда, и выводят потомство на ветках берёзы, а внизу можно осенью найти гриб – подберёзовик.

Воспитатель:

С приходом весны лес и все его обитатели пробуждаются от зимней спячки.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Лесовичок:

Правильно, ребята. Медведь всю зиму спал, бока отлежал, давайте поможем ему, покажем ему, как нужно делать зарядку.

Физ. минутка «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед, (наклоны)

Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся.

Воспитатель:

До свидания, Мишенька, пора нам идти дальше. (Передвигаемся дальше)

Воспитатель:

Что это за домики на деревьях? Кто их развесил?

Лесовичок:

Это гнёзда птиц.

Воспитатель:

Но, где же птицы? Почему мы их не видим?

Лесовичок:

Стало тепло, проснулись насекомые, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу.

А как вы заботитесь о птицах зимой? (Насыпаем корм в кормушки)

Воспитатель:

Птицы очень благодарны нам за это и хотят с нами поиграть. (Слайд № 9 )

(Гимнастика для глаз «Птички»)

Лесовичок:

А как выглядят ваши кормушки?

Воспитатель:

Лесовичок, тебе ребята покажут, как выглядят кормушки на нашем участке детского сада.

(Выполнение заданий)

Перед вами карточки с заданиями. Соедините все точки и покажите Лесовичку, что у вас получилось.

Лесовичок:

Замечательные получились у вас кормушки! Вижу, что вы любите природу, знаете как нужно о ней заботиться.

(Появляется Незнайка, плачет)

Незнайка:

Мне очень стыдно! Ребята, я очень много наделал ошибок. Спасибо, что вы меня выручили. Теперь я точно знаю как вести себя в лесу.

Воспитатель:

Ну что ребята мы выручили Незнайку и теперь мы можем возвращаться домой.

(Выходим из леса, подходим к экрану) (Слайд № 10)

Игра «Доскажи словечко»

Вы ребята в лес ходили? (Да, да, да)

Всех зверей там разбудили? (Нет, нет, нет)

Вы галдели и шумели? (Нет, нет, нет)

Тихо по лесу ходили? (Да, да, да)

Птицам гнёзда разоряли? (Нет, нет, нет) (Слайд № 11)

Вы ребята МОЛОДЦЫ!

Вам в подарок леденцы!

Список использованной литературы:

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологичческих представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.

Николаева С.Н. «Юный эколог». М., 2010

Иллюстрированный энциклопедический словарь ΙΙΙ-е издание из серии

«Золотой фонд Русских энциклопедий» Научное издательство «Большая

Российская энциклопедия», 2004

Интернет ресурсы:

Весенние картинки. -http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/vesna-vesennie-peyzazhi-foto-video

Сайфуллина Римма Наильевна,

Двоеглазова Валентина Юрьевна,

воспитатели

МАДОУ "Детский сад №39"

комбинированного вида г.Тюмени

Программные задачи:

Образовательная область «Познание»:

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды;

Расширять представления о лесных растениях, насекомых и животных;

Формировать элементарные представления о простейших связях в природе;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область «Коммуникация»:

Развивать речь детей, память, мышление;

Пополнять словарный запас детей.

Образовательная область «Художественное творчество»:

Продолжать учить детей рисовать методом «тычка»;

Закреплять названия цветов (красный, чёрный);

Развивать эстетическое восприятие, творчество;

Воспитывать любовь к рисованию.

Образовательная область «Безопасность»: знакомить детей с безопасными правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать насекомых, животных и т.д.)

Образовательная область «Музыка»:

Развивать желание исполнять хороводную песню и музыкальную игру;

Развивать музыкальный слух.

Оборудование: гуашь чёрного цвета, силуэты божьих коровок, «печатки – тычки», салфетки на каждого ребенка, панорама весеннего леса, игрушки (ёжик, зайчик, белка), аудиозапись голосов птиц, шум леса и дождя, аудиозапись Е. Железновой «Автобус».

Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В. Я хочу вам пожелать, пусть день сегодня будет ярким, солнечным, а настроение у вас будет радостным, веселым, как ваши улыбки. А нашим гостям мы хотим пожелать хорошего дня и хорошего настроения.

В. Ребята, вы любите загадки?

Ответы детей.

В. Хотите я вам загадаю.

Оживились ручьи, прилетели грачи.

В свой дом – улей – пчела сладкий мёд принесла.

Кто знает, когда это бывает?

Дети. Весной.

В. Дети, я вас хочу пригласить сегодня на прогулку в весенний лес. Хотите? (да) А на чем можно добраться до леса?

Ответы детей.

В. Ну, тогда, занимайте свои места в автобусе, пристегните ремни и мы отправляемся на прогулку в лес.

Проводится музыкальная игра «Автобус» Е. Железновой.

После игры дети и гости идут в музыкальный зал, в импровизированный весенний лес. Входят в зал, звучит аудиозапись голосов птиц.

В. Сейчас весна, ярко светит солнышко, вокруг много цветов. Посмотрите, как красиво кругом! Ой, кто это? Ребята, это же Лесовичок! А вы знаете, кто такой Лесовичок?

Ответы детей.

В. Правильно, это хозяин леса.

Лесовичок. Здравствуйте, дети! С чем пожаловали ко мне в лес?

Дети здороваются с Лесовичком.

В. Лесовичок, мы пришли к тебе в гости, хотим лес посмотреть да и поиграть с тобой хотим.

Л. Я старик совсем седой,

Лесовик я добрый,

Поиграйте вы со мной,

Но совсем немного.

Проводится игра с Лесовичком: «Раз, два, три, четыре, пять

Все хотим мы поиграть.

Раз ладошка, два ладошка

Потанцуем мы немножко.

Ручками похлопаем, ножками потопаем,

Покружились, покружились и остановились».

Л. Вот, какие молодцы, ребятишки!

В. Вы знаете, дети, весной у Лесовичка много работы в лесу: нужно за всеми присмотреть, всем помочь. Весной дни становятся длиннее. Ярче светит солнышко, идут весенние дожди, распускаются листья и цветы, появляется травка, поют птицы.

Дети, посмотрите, надвигается тучка, значит, скоро пойдет дождь. А зонтики – то мы не взяли, что же делать?

А вы не знаете, дети, где можно спрятаться в лесу во время дождя?

Ответы детей.

В. Давайте, спросим у Лесовичка, может быть он знает.

Лесовичок, где нам спрятаться от дождя?

Л. Вы можете спрятаться от дождя под деревом.

Звучит аудиозапись дождя, дети, воспитатель и Лесовичок прячутся под деревом.

В. А под какое дерево мы с вами спрятались от дождя?

Д. Под березу.

В. Как вы догадались, что это береза?

Ответы детей.

В. Берез в нашем лесу много, это очень красивые деревья.

Вот и дождик кончился, снова выглянуло солнышко. Как красиво стало вокруг!

Л. Ребята, раз вы у меня в гостях, я вас приглашаю в хоровод вокруг березки.

Исполняется хоровод «Березка» сл. А. Матлиной, муз. Р. Рустамовой.

Мы вокруг берёзки хороводом стали,

Яркие платочки высоко подняли.

Ты, бер ёзка, посмотри, посмотри,

Пляшут наши малыши, малыши.

Мы вокруг берёзки весело гуляли,

Весело гуляли, ножками шагали.

Ты, берёзка, посмотри, посмотри,

Пляшут наши малыши, малыши.


Л. Ай да молодцы, ай да удалые ребятушки, ай порадовали старичка, посижу – ка я пока!

Садится на пенек около елочки и, опираясь на пенек, накалывает палец еловой иголкой.

Л. Что же это за иголка уколола мне руку?

В. Может ёжик здесь бежал и иголки потерял?

Дети, как вы думаете, какой иголкой уколол себе руку Лесовичок?

Ответы детей.

В. Конечно, это совсем не ёжик, это хвоя ёлочки.

Лесовичок, ты знаешь, хвоя колючая, но если аккуратно взять её, то руку не наколешь. У ёлочки вместо листочков на веточках хвоя, острая как иголки, эти иголочки она даже зимой не сбрасывает. Поэтому про ёлочку говорят «Зимой и летом одним цветом».

Дети, а вот и ёжик! Он под деревом свернулся клубком, мы его и не заметили!

(под деревом игрушка – ёжик).

Почему ёжик свернулся в клубок?

Ответы детей.

В. Наверное, он нас испугался.

Как вы думаете, что будет, если ёжика погладить рукой?

Ответы детей.

Как вы считаете, ёжику будет лучше жить в лесу или в детском саду?

Ответы детей.

- Ёжик- житель леса, поэтому его не нужно уносить домой, ему хорошо в лесу.

(дети оставляют ёжика под деревом и идут дальше).

В. Идти нужно тихо, чтобы не распугать жителей леса! В траве притаился зайчонок (сидит игрушечный зайчик). Он совсем маленький и беспомощный, наверное, его мама – зайчиха оставила, пока ищет для него корм.

Как называют зайчика в сказках? Почему он трусливый?Кого он боится в лесу?

Ответы детей.

Давайте не будем мешать зайчику и пойдем на другую полянку.

Вон – вон, лисичка пробежала между кустиков, но испугалась, что в лесу слышны голоса людей и убежала. Теперь маленький зайчик в безопасности.

- Пушистый хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну конечно, это … (белка)

Ну, не будем мешать лесным зверям, пусть каждый занимается своим делом!

Л. Дети, у меня в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов. Только вот беда случилась…

В. Что такое приключилось?

Л. Много здесь жучков летало,

Красотою удивляло.

А теперь они бледны,

Крылышки их не видны!

В. Ребята, давайте порадуем Лесовичка – поможем жучкам вновь стать красивыми. Эти жучки – божьи коровки. Тело божьей коровки состоит из головы, груди и брюшка. (Воспитатель показывает силуэт божьей коровки). Еще у нее есть лапки. А вот крылышки божьей коровки нужно украсить! Как мы их будем украшать? Что должно быть на крылышках? Правильно, на крылышках должны быть чёрные пятнышки.

Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты божьих коровок и тычками – печатками наносят пятнышки на крылышки насекомых.

В. Теперь можно отпустить этих божьих коровок в лес. Лесовичок будет очень рад!

Дети выпускают своих божьих коровок на полянку со словами:

Божья коровка, улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого, только не горелого!

Лесовичок благодарит детей за помощь.

В. Погуляли мы в лесу,

Повидали всю красу

А теперь пора прощаться,

В детский садик возвращаться.

Дети прощаются с Лесовичком.

Л. Дорогие ребята и уважаемые гости, на прощание для вас белочка – жительница моего леса, приготовила сюрприз. Это орешки. Угощайтесь, пожалуйста!

Воспитатель с ребятами возвращаются в автобус (в группу). Проводится музыкальная игра «Автобус» с детьми и гостями.

Итог:

В. Ребята, понравилась вам прогулка по лесу?

А что вам понравилось? Еще поедем в лес?

С кем мы разговаривали в лесу? А еще кого мы видели?

Ответы детей.

А нашим гостям понравилась прогулка по лесу? Поедут они еще с нами?

Ответы гостей.

А сейчас давайте угощаться орешками.

Используемая литература:

1) Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада» Изд.: Учитель, 2009 г.;

2) Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» во второй младшей группе. Изд.: Мозаика – Синтез, 2012 г.;

3) Картотека «Хороводные игры»;

Интернет-ресурсы:

Ольга Анатольевна Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Прогулка в осеннем лесу"

Данный материал будет полезен воспитателям при проведении занятия в старшей группе. Было проведено с воспитанниками в рамках тематической недели "Осень золотая".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Прогулка в осеннем лесу» в старшей группе

Составила и провела: Аксенова Татьяна Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 95 «Росточек» г.Волжского Волгоградской области
Программное содержание: Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «Наш лесочек так хорош!».
Материал и оборудование: ноутбук; медиапроектор; слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; схема тропинок

Ход НОД:
Звучит аудиозапись звуков леса. Воспитатель загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Дети: Лес)

Воспитатель : Правильно, мы сегодня вспомним все, что знаем про лесное царство. А для чего человеку нужен лес? (Ответы детей)
Педагог обращает внимание на экран медиапроектора, где изображен лес. Подводит итог .: «Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес - это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес -верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес -родной дом животным и растениям. Лес -друг земледельца. Лес -украшение планеты!»

Обращает внимание детей на то, что на пеньке лежит письмо, адресованное им, от старичка Лесовичка.
Читает письмо вслух:
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».
Предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу и отправиться на прогулку. Воспитатель: У меня есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.
- В лесу нельзя шуметь.
- В лесу нельзя мусорить.
- Нельзя разводить огонь.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда.
- Нельзя вырывать растения с корнем.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- В лесу надо ходить по тропинкам, смотря под ноги.

Ребенок 1:
Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,
что в лесу нельзя шуметь. даже очень громко петь!
испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
ветки ели не ломай. и почаще вспоминай:
Ребенок 2:
Мусор с травки убирать! зря цветы не надо рвать!
из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать!
бабочки пускай летают, Ну кому они мешают?
здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – ель и лось.
Их покой – побереги, Ведь они нам – не враги!

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. - Надевайте пуховики, шапки-ушанки. - Что такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.). - Почему? (Тепло). - А что мы должны надеть? (Куртки, вязаные шапки). - Какую одежду? (Осеннюю). - Из обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки). - А валенки, для какого времени года? (Для зимы). Ну, что оделись? (Да). А на чем нам лучше добираться в лес? (Идет обсуждение проблемы. Приходим к выводу, что велосипед-лучший транспорт для прогулки, т.к. бесшумный, не загрязняет воздух, легко объезжать препятствия.) Садимся на велосипеды. (дети имитируют движения езды на велосипеде). На экран проецируется картинка леса. Воспитатель читает:
Наш лесочек так хорош!
Лучше леса не найдешь!
Есть у нас в лесу дела,
Нам без леса никуда.
Будем лес мы охранять И всем дружно помогать,
И зверям, и птицам Помощь пригодится.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Воспитатель: Обратите внимание, как красиво и тихо в лесу. Давайте пройдемся по тропинкам. Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной.


Спрашивает, как называется лес, где растут березы, клены, дубы, рябины? Обобщает ответы детей: «Такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники».
На экране медиапроектора лиственные деревья.
Педагог спрашивает, какие еще виды деревьев знают дети. Обобщает ответы детей:
«Хвойные деревья -это сосна, кедр, ель, пихта и другие. Такой лес называют хвойным».
На экране медиапроектора хвойные деревья.
Педагог спрашивает:
«Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? В каком лесу мы гуляем? Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу, мы гуляем в смешанном лесу. Педагог подводит детей к пониманию того, что, сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным.
На экран проецируется картинка смешанного леса.
Воспитатель:
Прогулки в лесу очень полезны для здоровья. Давайте погуляем на полянке.

Физкультминутка.
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)
Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)
Под листочки мы заглянем- (Приседают.)
Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (Шагают на месте.)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)

На экране медиапроектора кустарники.
Педагог спрашивает:
«Чем отличаются деревья от кустарников? Верно, у дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков. Какие кустарники вы знаете? Расскажите о кустарниках -боярышнике, ежевике, облепихе, сирени, шиповнике и других. (Ответы детей.) Малина и смородина -это тоже кустарники. Они растут и в лесу, и на даче. Плоды (ягоды) этих кустарников очень вкусные и полезные. Какие еще ягоды растут в лесу? (Земляника, черника, голубика, брусника.)

Педагог спрашивает: «Какие еще растения есть в лесу? Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Особенно любит грибы белка. Она даже сушит их на зиму и складывает себе в дупло».
На экране медиапроектора ягоды и грибы.
Педагог спрашивает:
«Какие еще растения есть в лесу? (Ответы детей.) У травянистых растений, одуванчика, подорожника, колокольчика, стебли мягкие, сочные. В лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут!»
На экране медиапроектора травянистые растения.
Педагог обращает внимание детей, что на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка, и зачитывает его:
«Ребята! Как же вы меня порадовали -соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю раскрасить все растения и вместе с взрослыми оформить книгу „Растения леса”. Эта книга поможет вам еще лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».
Педагог предлагает детям в свободное время раскрасить картинки с изображением растений и оформить коллаж «Осенний лес».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка по лесу»

Программное содержание:

Формировать умение составлять рассказ, с помощью схемы высказывания

Учить придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа

Учить отвечать полными предложениями на поставленный вопрос

Упражнять при подборе признаков к животному

Подбирать глаголы, обозначающие характерные признаки животных

Воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята отгадайте пожалуйста загадку: «Здесь много деревьев, кустарников, цветов. Это дом для диких зверей. Летом тут поспевает много ягод, а после осенних дождей – полным полно грибов».

О чем я рассказала?

Дети. О лесе.

Воспитатель. Совершенно верно. Скажите, как вы думаете, зачем вообще люди ходят в лес? Что они там делают?

Дети. За грибами, за ягодами, цветами, дровами, погулять, отдохнуть.

Воспитатель. Я вас сегодня приглашаю в лес. Давайте присядем на полянку и послушаем звуки леса (звучит музыка). А теперь расскажите, что вы услышали?

Дети. Пение птиц, стук дятла, шум ветра, шелест листвы на деревьях и т. д.

Воспитатель. Что может случиться с нами в лесу? В лесу можно заблудиться, можно кого-нибудь встретить, можно найти что-то. Что-то мы с вами в лесу никого еще не встретили, все звери попрятались, давайте поищем их. Игра «Найдите кто спрятался». Кого же мы нашли?

Дети. За кустом спрятался заяц.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. Потому что из-за куста торчат заячьи уши.

Воспитатель. А теперь, давайте поиграем в игру «Назовите звериную семью». Дети берут картинку и рассказывают что они видят (в лесу можно встретить лису с лисятами) .

Игра «Что делает? ». Что делает в лесу солнце? Солнце светит, греет, припекает. Что делает ветер? Ветер дует, веет, освежает. Что делает дождь? Идет, льет, накрапывает. Что делают в лесу люди? Отдыхают, слушают пение птиц, любуются природой, дышат свежим воздухом, собирают грибы, ягоды. Что делают в лесу звери? Живут, питаются, играют и т. д.

Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом,

Бабочки кругом летают, кружат, в воздухе порхают,

На полянку полетели, на цветочки тихо сели.

Дети садятся за столы. Игра «Подбери слова к картинке».

Воспитатель. Представьте себе, что Маша встретила в лесу зайца (картинка или игрушка выставляется на стол). Какой он- заяц? (пушистый, смешной, трусливый). Что умеет делать заяц? Прыгать, бегать, грызть кору. А сейчас представьте, что Маша повстречала ежа. Какой он?

Дети. Колючий, быстрый.

Воспитатель. А что умеет делать еж?

Дети. Прятаться в листве, в траве, собирать грибы.

Аналогично рассматривают лису, белку.

Воспитатель. Давайте придумаем рассказ про девочку Машу и зайца, я буду начинать рассказ, а вы его продолжите. Как-то пошла Маша в лес за…. грибами. Набрала…. (полную корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий… (заяц). Он был не один, с ним была вся заячья семья. Все они играли в прятки и Машу стали звать… («Поиграй Маша, с нами».) У старшего зайчика были самые длинные…. (уши). Он спрятался за …. (куст). Он спрятался за …. (куст). Уши выглядывали из-за куста, поэтому его сразу … (нашли). Всем было очень… (весело). Молодцы, помогли мне составить рассказ, а теперь я предлагаю вам самим составить свой рассказ о приключениях Маши в лесу. А помогут нам в этом картинки-схемы (дети выбирают картинки и составляют повествовательную схему). Молодцы, каждый из вас составил интересный рассказ.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе.

Тема : «Прогулка по весеннему лесу»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация».

Задачи :

1.Закреплять с детьми характерные особенности весенней погоды. («Познание»)

2.Расширять представление детей о деревьях и животных. («Познание»)

3.Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. («Познание»)

4.Воспитывать любовь и интерес к природе. («Познание»)

5.Упражнять в умении вести диалог. («Коммуникация»)

6.Закреплять умение употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа. («Коммуникация»)

7.Развивать интонационную выразительность речи, умение читать стихи эмоционально. («Чтение художественной литературы»)

8.Закреплять умение водить хоровод, соотносить слова с движениями. («Музыка»)

9.Закреплять умение рисовать тычком. («Художественное творчество»)

10.Развивать эстетическое восприятие, творческие способности. («Художественное творчество»)

11.Развивать координацию движений кистей и пальцев рук, взаимодействие между полушариями мозга. («Здоровье»)

12.Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения. («Социализация»)

13.Закрепить правила поведения в лесу. («Социализация»)

Оборудование :панорама весеннего леса(березки, елочки, пенечек), игрушка-ежик, костюм Лесовичка, аудиозапись с голосами птиц, магнитофон, печатки-тычки (ватные палочки), черная гуашь, силуэты божьих коровок, шапочки ежа, лисы.

Логика :

Воспитатель : ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес (звучит аудиозапись голосов птиц).Посмотрите какая здесь красота!

Тает снежок

Зеленеет лужок

Оживились ручьи,

Прилетели грачи,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Какое у нас сейчас время года? Как вы догадались? Что происходит весной в природе? (ярко светит и пригревает солнце, капает капель, тает снег. бегут ручьи, прилетели птицы, появились почки на деревьях, проснулись насекомые, появилась трава, первые листочки и цветы).Какие птицы прилетели к нам? (грачи, скворцы, жаворонки и т.д.)Мы с вами знаем много стихов о весне. Кто расскажет? (дети по желанию читают стихи)

Из-за дерева появляется Лесовичок.

Воспитатель : Ребята, посмотрите как красиво кругом! Ой, кто это? Ребята, да это же Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте дети, с чем пожаловали?

Воспитатель : Лесовичок, мы пришли к тебе в гости, хотим лес посмотреть, да с тобой поиграть.

Лесовичок : Я старик совсем седой,

Лесовик я добрый,

Поиграйте вы со мной,

Но совсем немного.

Потому что весной в лесу много работы: нужно за всеми посмотреть, всем помочь – и растениям, и деревьям, и птицам, и насекомым, и животным.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, надвигается туча,значит скоро пойдет дождь. Зонтик мы не взяли, что же делать? Куда спрятаться от дождя? (ответы детей)

Лесовичок : правильно, вы можете спрятаться от дождика под деревом, оно укроет вас своими листочками как зонтиком.

Воспитатель : А чтобы нам не скучать, поиграем в пальчиковую игру «Дождик-дождик веселей» (см. приложение)

Ребята, а под какое дерево мы спрятались от дождя? Как вы догадались, что это береза? (ответы детей) Берез в нашей стране много, это очень красивые деревья. Смотрите, пока мы играли, дождик кончился. Снова выглянуло солнышко! Как красиво стало вокруг! Давайте вокруг березки хоровод поводим. (хоровод «Ай, да березка»)

Лесовичок : Ай, да молодцы! Ай, да удалые ребятушки! Ах, порадовали старичка, посижу-ка я пока (садится на пенек возле елочки и опираясь на пенек накалывает палец еловой иголкой). Что же это за иголка уколола мне руку?

Воспитатель : Может это ежик здесь бежал и иголки потерял? А вы, ребята, как думаете, какой иголкой уколол себе руку Лесовичок? (ответы детей). Конечно это совсем не ежик, это хвоя елочки. Хвоя елочки колючая, но если ее аккуратно взять, то руку не наколишь. А хвоя у елочки это что? Правильно, у елочки вместо листочков на веточках хвоя, острая, как иголки. Эти иголки она даже зимой не сбрасывает, поятому про елочку говарят «зимой и летом одним цветом». Ой, ребята, смотрите а вот и ежик. Он под деревом свернулся клубочком, мы его и не заметили. А как вы думаете, что будет, если ежика погладить рукой? А зачем ему колючая шуба, мы с вами узнаем из мини-сценки «Еж и Лиса». (В.Фетисов)

Лиса: Ты скажи мне, милый еж,

Чем колючий мех хорош?

Еж: Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмешь!

Воспитатель : Ребята, может мы возьмем ежа в детский сад? Как вы думаете, где ему будет лучше – в лесу или у нас в саду? (ответы детей)

Лесовичок : Ежик- житель леса, поэтому его не нужно уносить домой, ему хорошо в лесу. Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (ответы детей) Правильно, в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не распугать его жителей. Ведь весной у зверей появляются детеныши, только я забыл, как они называются. Вот у лисы кто? (лисята)

У Зайца………….(зайчата)

У Волка…………..(волчата)

У Белки…………..(бельчата)

У Ежа……………...(ежата)

Не будем мешать лесным жителям, пусть каждый занимается своим делом. У меня в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов, да вот только беда случилась…

Воспитатель : Что такое приключилось?

Лесовичок : Много здесь жучков летало,

Красотою удивляло.

А теперь они бледны,

Крылышки их не видны.

Воспитатель : Ребята, давайте порадуем Лесовичка – поможем жучкам вновь стать красивыми. Эти жучки – божьи коровки. Тело божьей коровки состоит из головы, груди и брюшка (показать силуэт божьей коровки), а вот крылышки божьей коровке нужно украсить. Как мы их будем украшать? Что должно быть на крылышках? Правильно, на крылышках должны быть пятнышки. Давайте возьмем печатку-тычок и разрисуем им крылышки. (дети рисуют пятнышки на крылышках)

Теперь можно отпустить этих божьих коровок в лес. Лесовичок будет очень рад. (дети «выпускают» божьих коровок на поляну и читают потешку «Божья коровка»)

Лесовичок благодарит детей за помощь.

Воспитатель : Погуляли мы в лесу,

Повидали всю красу,

А теперь пора прощаться,

В детский сад нам возвращаться.

Приложение:

1.В.Берестов «Жаворонок»

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле - домик твой,

В ясном небе - песня!

2.А. Плещеев «Сельская песенка»

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

3.А.Плещеев «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Все весною пахнет!

5.Потешка «Божья коровка»

Божья коровка, улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

6.Пальчиковая игра «Дождик-дождик веселей»

Дождик, дождик веселей

Капай, капай, не жалей!

(Поднимите руки над головой, пальцы расслаблены, разделены.)

(Ритмично опускайте и поднимайте руки – «идет дождь»)

Только нас не замочи!

(Поднимите руки над головой, сомкните их в замок – сделайте «зонтик»

Зря в окошко не стучи –

(Сожмите руки в кулачки и ритмично постучите по коленкам.)

Брызни в поле пуще:

(Сожмите руки в кулачки, ритмично разжимайте и сжимайте их, с силой выталкивая пальчики.)

Станет травка гуще!

(Поднимите ладошки на уровне груди, тыльной стороной к себе, пальцы выпрямлены, напряжены. Покачайте кистями из стороны в сторону.)


Лучшие статьи по теме