Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Заговоры
  • Экспериментально исследовательская деятельность в старшей группе. Исследовательская деятельность в детском саду. Пример исследований о хлебе в ДОУ

Экспериментально исследовательская деятельность в старшей группе. Исследовательская деятельность в детском саду. Пример исследований о хлебе в ДОУ

Оформление зала: (см. Приложение «Оформление зала»)

· театральные афиши,

· фотографии детей в театральных костюмах,

· на заднике – имитация занавеса и 2 театральные маски.

Оборудование:

· театральные костюмы для героев,

· лотки с товарами для торговцев,

· ширма для Фомы и Ерёмы,

· деревянные ложки,

· билеты для зрителей и участников (см. Приложение «Билеты»),

· театральные программки (для каждой команды),

· 5 коробок с реквизитом к спектаклям,

· 5 кроссвордов (см. Приложение «Кроссворд»),

· палочка,

Видео:

· Интернет ресурсы

· Отрывки из мультфильма «Приключения Буратино». Авторы сценария: Н. Эрдман, Л. Толстая. Композитор: А. Лепин. Режиссер: М. Ботов.

· Отрывки из мультфильма «Царевна лягушка». Автор сценария и режиссер: Ю. Елисеев.

· Отрывки из балета «Лебединое озеро». Сценарий: И. Гликман, А. Дудко, К. Сергеев. Режиссер: А. Тубеншляк.

· Отрывок из телеспектакля «Огниво» (Телепередача «В гостях у сказки»). Сценарий и постановка: В. Обогрелов.

· Д/ф «Русский народный театр». 1 серия. Год выпуска : 1975. Режиссер-постановщик : Леонид Купершмидт.

Музыка:

· Алексей Рыбников - Бу-ра-ти-но

· Алексей Рыбников - Шарманка. Титры

· Алексей Рыбников - Явление Золотого ключика

· Народные частушки

· Фонограмма к песне «Ой, калина. Ой, малина»

· Фонограмма к песне «Заиграй, жалейка»

· Григорий Гладков - Песня о картинах.

· Музыка с диска «Одинокий пастух» (для проведения заданий)

Программа сопровождается показом презентации (прилагается).

Дети разделены на 3 команды, сидят за столами. Для участия в конкурсах будут приглашаться родители детей и гости.

Познавательно-игровая программа "Как хорошо, что есть театр!"

Ход мероприятия.

Учитель. А любите ли Вы играть?

Сегодня мы посетим чудесную страну, полную тайн и волшебства, где могут играть как взрослые, так и дети. А как называется эта страна, вы узнаете, собрав пазлы.

Дети собирают пазлы на тему "Театр": здание театра, фрагменты спектаклей, зрительный зал.

Какие изображения у вас получились? (ответы участников)

Какое слово объединяет эти изображения? (Театр.)

Наша программа называется – «Как хорошо, что есть театр!»

Выходят 2 ученика.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Всё, что на свете человечно.

Здесь всё прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Учитель. О театре и его тайнах можно говорить бесконечно. А что бы вы хотели узнать о театре? (Ответы детей.)

Учитель. Конечно, сегодня мы сможем найти ответы лишь на некоторые ваши вопросы. Театр называют храмом искусства. А почему? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце нашей программы.

Помогут раскрыть некоторые тайны театра герои сказки "Золотой ключик".

Появляются Арлекин и Сверчок.

Арлекин . Всем известна эта сказка

И знаком её герой.

Знает каждый, без подсказки

Всё про ключик золотой:

Что в каморке папы Карло

Там, за дверью потайной,

Спрятан был чудесный театр.

Поспешу туда….

Сверчок. Постой….

Вдруг не знает кто-то в зале

Про театр ничего

И хотят, чтоб рассказали

Мы сегодня про него.

Арлекин. А знаете ли вы, что слово "театр" в переводе с греческого языка - место для зрелищ, зрелище. Театр – это род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Истоки современного театра как искусства можно найти еще в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, а также в массовых народных обрядах. (Видеоролик.)

Сверчок. Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. (Видеоролик.)

Сверчок. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. Считается, что первыми артистами на Руси были торговцы на ярмарках.

Выходят лотошники, расхваливают свой товар.

1. Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад –

Разбирайте нарасхват!

Подходи, дружок Вавила!

Заворачивай, Гаврила!

Заворачивай, Матрёна!

Набивай карман, Ерёма!

2: Ай да пирог! Этот пирог

Сам Иванушка пёк!

Сколь горячий – губки жжёт,

Одно масло – к ручкам льнёт!

С сахарным примесом,

С полпуда весом.

3.Платки, гребешки,

Расписные петушки!

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

Стою на краю,

Чуть недаром отдаю:

За загадки и шутки

За песни, прибаутки!

Учитель. Как вы думаете, почему торговцев считали первыми актерами на Руси? (ответы участников)

Сверчок. В 11 веке на Руси появились бродячие актёры – скоморохи (в переводе с греческого "игрец, смехотворец"), которые исполняли сценки, героические песни, танцы, цирковые номера. Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий.

Арлекин. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. В это же время появился первый кукольный театр, в котором исполнялись сказки, былины, шутки, небылицы.

Выносят ширму, выходят два мальчика, изображающие кукол.

Фома и Ерёма: Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба:

Фома да Ерёма.

Ф.: Людей посмотреть

Е.: Себя показать

Ф. и Е.: Да небылиц вам рассказать.

Ф. Вы послушайте, ребята,

Чепуху вам будем петь.

На дубу коза пасётся,

В бане парится медведь.

Припев: Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших, у ворот,

Всё идёт наоборот.

Е. Сидит ёжик на сосне –

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

Припев.

Ф. По реке плывёт корова,

Обогнала пароход.

На рогах сидит ворона

И соломинкой гребёт.

Припев.

Е .Черти вилами поели

Из баранины уху,

Не пора ли, в самом деле,

Нам закончить чепуху.

Припев.

Выходят 2 ученика.

1 ученик. По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам.

2 ученик. Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Декорации и костюмы были выполнены русскими умельцами.30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра.

Учитель. А вы знаете, что театры бывают драматические, кукольные, музыкальные. (Показать фрагменты из разных спектаклей).

Драматические - это театры, в которых актёры - люди.

Кукольные – это театры, в которых артисты – куклы.

Музыкальные – это театры, в которых звучит много музыки (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Каким театром руководил Карабас-Барабас? Почему?

Сверчок. Поспешим теперь в театр, чудесную страну, полную тайн и волшебства. А вот и хозяева театра.

Появляются Буратино, Мальвина, Пьеро. Танец "Буратино"(А. Рыбников, Ю. Энтин)

Буратино. Был я очень непоседлив,

Я везде свой нос совал.

За холстом в каморке Карло

Чудо - театр отыскал.

Пьеро. Он открыл театр папе,

И себе, и всем друзьям,

Это значит - мне и вам!

Мальвина. И в театре новоселье,

Пусть царит вокруг веселье.

Смех и радость для детей!

Дружно жить всем веселей!

Буратино. Ребята, помните, как я вместо того, чтобы пойти в школу, попал на представление в театр Карабаса-Барабаса, продав свою чудесную "Азбуку"? Давайте посмотрим, как всё было (отрывок из мультфильма).

Буратино. А кто знает, что нужно купить, чтобы попасть в театр? (Билеты.)

А где можно купить билеты? (В кассе.)

Как называют человека, который продаёт билеты? (Кассир.)

А кто проверяет билеты при входе в театр? (Контролёр или билетёр)

Пьеро. Билетёр проверил билеты, и мы попадаем в фойе театра. Фойе – это помещение в театре, в котором зрители могут отдохнуть перед спектаклем или во время антракта. Здесь можно познакомиться с фотографиями артистов театра, приобрести театральную программку. У вас на столах лежат театральные программки. О чём может рассказать театральная программка?

1 задание. Рассмотрите театральные программки. О чём они вам рассказали? (Ответы детей.)

Звенит первый звонок.

Мальвина. Прозвенел первый звонок – вас приглашают в зрительный зал. Где же ваши места? На одних билетах написано: партер, на других – амфитеатр, балкон.

Давайте осмотрим зрительный зал: внизу, посредине, – ряды стульев и кресел. Эти места называются партером , что в переводе с французского языка означает «на земле». По бокам партера, внизу, расположены ложи , что переводится как «помещения». В каждой такой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается четыре или, если ложа большая, шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуаром , он обычно находится на одной высоте со сценой. Вот заполнены ряды бельэтажа, которые находятся выше бенуара, а места еще выше называются балконом , и там тоже уже расположилась публика в ожидании представления.

Мальвина. Звенит второй звонок. Давайте вспомним правила поведения в театре.

7 учеников читают правила.

Ты в театр взял билет,

В первый раз, однажды,

Что тут можно, а что нет,

Помнить должен каждый.

Для того, чтоб смог ты в срок

Занять место в зале,

Раз-два-три звонит звонок,

Чтоб не опоздали.

Так что знай наверняка,

Взрослый или кроха –

После третьего звонка

В зал врываться плохо.

Если в зале ешь поп-корн,

Запивая "Колой",

То позоришь ты при том

И себя и школу.

Взял с собой ты телефон –

Тут не место спорам -

Быть он должен отключен,

Не мешать актерам.

Вот спектакль завершен,

Не спеши на выход –

Вышла труппа на поклон,

Им скажи "Спасибо".

Если правила вот эти

Будешь строго выполнять,

То театры все на свете

Можешь смело посещать!

Мальвина. Итак, все заняли свои места, и взоры зрителей обращены к сцене, которая закрыта занавесом.

3 ученик. А вы знаете, что занавес существовал уже в театре Древнего Рима. При открытии сценической площадки он опускался в специальную щель в полу, в конце представления - снова поднимался из пола.

Занавес может быть как поднимающимся, так и раздвигающимся. Ему отводится немаловажная роль в спектакле.

Занавес – это, прежде всего, вступление, увертюра к спектаклю, его символ.
Но многие современные театры работают без занавеса.

Пьеро. Ребята, а вы знаете, кто принимает участие в рождении спектакля?

Буратино. Спектакль (от латинского зрелище) – произведение театрального искусства. В создании спектакля участвует большой театральный коллектив : актёры, художник-декоратор, композитор, костюмеры, гримёры и другие под руководством режиссёра-постановщика.

Песня "Театр" (муз. Г. Гладкова, сл. Ф. Резника). Танец с зонтиками.

Кто какую роль играет,

Каждый должен знать актёр.

Роли всем распределяет,

Ставит пьесу режиссёр.

Он на сцене самый главный,

Пусть не видим мы его.

Без него никто в театре

Не сыграет ничего.

Видишь город тына сцене

А потом зелёный лес,

То вдруг бал в далёкой Вене,

То дворец в Стране Чудес.

Знает каждый в зале зритель –

Никаких тут нет чудес,

Это сделал оформитель,

Он на эти штуки спец.

Кто для вас весь день на сцене:

То он нищий, то король.

Грим с костюмом только сменит,

И гляди – другая роль.

Он для зрителя играет

Так сложилось с давних пор.

И, конечно, каждый знает,

Что зовётся он – актёр.

Мальвина. Давайте заглянем за кулисы. Для того, чтобы спектакль получился зрелищным, необходимо построить декорации, подобрать бутафорию , придумать и создать костюмы, грим для актёров. Как много новых слов!

4 ученик. Мальвина, ничего сложного. Декорация (от латинского, украшение) - оформление сцены для определённого спектакля.

Бутафория – предметы, которые употребляют в театральных постановках вместо настоящих: части костюмов, оружие, мебель, посуда, еда и другое.

Грим – искусство изменения внешности актёра с помощью красок, наклеек, парика для того, чтобы актёр соответствовал своей роли.

Учитель. Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду – бутафору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене, и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В театре Дягилева эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.

Ребята, вам предстоит сейчас самим побывать в роли художника-декоратора и выполнить макет декорации к спектаклю.

2 задание.

Наклейте аппликацию и отгадайте, к какому спектаклю эта декорация (каждая команда получает набор деталей для аппликации и планшет).

1 набор к сказке "Кошкин дом".

2 набор к сказке "Маугли".

3 набор к сказке "Свинопас".

5 набор к сказке «Теремок»

Учитель. Перед каждым спектаклем нужно подготовить реквизит: костюмы, бутафорию и т. д.

Задание 3. Каждая команда получает набор предметов – реквизит к спектаклю. Нужно определить, для какого спектакля подготовлен данный набор.

1 набор к спектаклю "Винни – Пух" (колокольчик с привязанным хвостом; горшочек, на котором написано "мёд"; воздушный шарик , вывеска с надписью "Посторонним В.").

2 набор к спектаклю "Аленький цветочек" (аленький цветочек; туалет; макет парусника; перстень).

3 набор к спектаклю "Старик Хоттабыч" (бутылка; борода; учебник "География"; коврик).

4 набор к спектаклю "Дюймовочка" (горшочек с тюльпаном, скорлупа грецкого ореха с лепестком цветка, лист водяной лилии с привязанной к нему бабочкой).

5 набор к спектаклю «Сказка о царе Салтане» (бочонок, лук, стрела, белка, золотые орешки, венец Царевны - лебедь, шмель)

Звенит третий звонок.

Буратино . Спектакль начинается. На сцене появляются актёры.

Древней Греции ремесло актера было одним из самых престижных. Имена знаменитых актеров были известны всей Греции, а зрителям на их спектаклях зачастую не хватало места. В те времена лица актеров, одетых в одинаковые просторные белые плащи, закрывали маски, изображавшие в трагических спектаклях горе, а в комических – радость. В распоряжении актера оставался только голос, которым и следовало выразить все эмоции, передать напряженный ход действия.

Первым профессиональным русским актёром считается Фёдор Григорьевич Волков ().

Учитель . Известный режиссёр -Данченко сказал: "Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и всё же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актёра, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актёр – царь сцены".

Учитель. Артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Но главная тайна театра – превращения.

Давайте поиграем в игру "Наши ладошки превращаются в цветочек".

Помните сказку Г.- Х. Андерсена "Дюймовочка"? Колдунья дала женщине волшебное зёрнышко, из которого вырос прекрасный цветок, похожий на тюльпан, лепестки, которого были плотно сжаты. Покажите с помощью рук момент появления цветка (ладони сложены вместе и опущены вниз, медленно поднять сжатые ладони на уровень груди). Женщина поцеловала цветок, сделайте также. Лепестки цветка медленно раскрылись, покажите, как. И, о чудо, в чашечке цветка оказалась маленькая девочка Дюймовочка, покажите удивление и радость. Улыбнитесь ей и подарите свою любовь. А теперь наши ручки превратились в ласточку, которая унесет Дюймовочку к прекрасному Эльфу.

Игра "Превращение предмета".

От каждой команды приглашается по одному человеку и даётся задание: "превратить" мячик, стул, палочку в любой предмет (изобразить с помощью мимики и жестов), а зрители должны угадать, в какой предмет превратился мячик.

Учитель. Артисты должны понимать друг друга, работать сообща. Слаженная работа актёров зависит от режиссёра.

5 ученик. Режиссёр - в переводе с латинского языка, управляю – управляющий актёрами, раздающий роли. Главная задача режиссёра – это поставить данный ему спектакль. От таланта режиссёра зависит успех спектакля, фильма. Во время учёбы перед будущими режиссёрами ставят трудные творческие задачи.

Театр – экспромт. От каждой команды приглашается по 2 человека и 2 родителя. Выбирается режиссёр, распределяются роли (жребий). Даётся 2 минуты для подготовки.

Ночь. Завывает Ветер . Раскачиваются Деревья . Между ними пробирается Похититель , он ищет конюшню, где спит Конь …вот и конюшня. Конь спит, ему что-то снится, он перебирает копытами, тоненько ржёт. Недалеко пристроился Воробей , он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице спит Пёс… Деревья шумят, поэтому не слышно, как Похититель пробирается в конюшню. Вот он уводит Коня. Воробей тревожно зачирикал. Пёс заливается лаем. Из дома выбегает Хозяин . Похититель убегает в лес. Хозяин ведёт Коня в стойло. Пёс радостно лает и прыгает около Хозяина . Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер, завывая, летает между деревьями. Хозяин гладит Коня , кормит его сеном. Хозяин уходит в дом. Пёс ложится на место и засыпает. Дремлет Воробей . Стоя, засыпает Конь . Всё успокаивается. Занавес.

Учитель. Пока спектакль готовится, мы с вами поиграем, а заодно подготовимся к встрече актёров. Актеры должны быть очень внимательными.

Игра на внимание "Дружные ребята".

Дети шагают на месте с речёвкой: "Вместе весело шагаем и друзей изображаем!" Учитель называет героя сказки, дети должны выполнить определённое движение: "Буратино" – приставить руки к носу, подразнить; "Мальвина" – руками схватиться за голову, покачать головой; "Пьеро" – голова опущена, руки болтаются внизу.

Игра "Рыбка". Я превращу руки в аквариум с рыбкой. Если рыбка плавает в воде, вы сидите спокойно, а как только она вынырнет, нужно громко хлопнуть в ладоши. И у нас получились аплодисменты. Вот так нужно приветствовать всех артистов, режиссёров, оформителей, суфлёров, всех театральных работников, которые дарят нам это чудо – театр.

6 ученик. АПЛОДИСМЕНТЫ (от латинского – рукоплещу), рукоплескания в знак одобрения, приветствия. Еще в Древнем Риме существовала целая система аплодисментов, выражавших разные отношения к спектаклю. Позднее аплодисменты сохранились преимущественно как знак одобрения удачному номеру, или как знак приветствия актера в момент его выхода. В России аплодисменты вошли в обиход с конца 18 века.

Выходит группа ребят и показывает мини-спектакль. Аплодисменты.

Учитель. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

Отгадайте кроссворд.

1. Кого на Руси считали первыми артистами? (Торговцы.)

2. Человек, который управляет спектаклем. (Режиссёр.)

3. Человек, который исполняет в спектакле какую-нибудь роль. (Актёр.)

4. Предметы, которые используют в спектакле вместо настоящих. (Бутафория.)

5. Бродячие актёры. (Скоморохи.)

Прочитайте слово, которое у вас получилось (театр).

Учитель. Театр учит трудиться и побеждать. Мы с вами сегодня поговорили лишь о некоторых театральных тайнах, на себе испытали, что значит быть актёром. Мы, конечно же, на наших занятиях продолжим этот разговор.

· Как вы думаете, почему театр называют храмом искусств? (ответы участников и зрителей)

Хочется верить, что посещая театр - храм искусства - вы будете помнить о правилах поведения в театре и с уважением относиться к труду работников театра.

Дети читают поздравление ко Дню театра.

Какое чудо - оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют...
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их - театр, не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,
Поздравить с Днем театра их спешим,
Гримеров, костюмеров и суфлеров -
Мы всех за волшебство благодарим!

Выходят Буратино, Мальвина, Пьеро, Сверчок и Арлекин.

Буратино. Любить театр - волшебный сон,

Вам куклы от души желают!

Мальвина. На представленья приглашают,

И их не раз для вас сыграют!

Пьеро. Вас ждут приятные моменты!

Ну, а сейчас - аплодисменты

Сверчок и Арлекин. Артистам и родителям,

А также чудо - зрителям!

Занавес.

Литература.

1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

2. Коблова О. Художник и зрелище. Начальная школа. 2005. № 1

3. Михайлова в зрители. Начальная школа. 1995. № 3, 4, 39, 43.

4. Михайлова поиграем. Начальная школа. 1995. №3.

5. Резник песни о театре и правил поведения в театре.

6. Чурилова и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

7. Интернет ресурсы.

Татьяна Новикова
Сценарий мероприятия «Как хорошо, что есть театр!»

Из опыта работы Новиковой Т. А. музыкальный руководитель МДОУ №70, г. БРАТСК.

Как хорошо , что есть театр !

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно!

В нашем детском саду вошло в традицию проведение театрального фестиваля «Буратино» ,

где спектакли готовят родители вместе с детьми, что помогает установить хорошие взаимоотношения с родителями, совместно изготавливаем театральные афиши , театральные куклы . Для театральной деятельности мы стараемся создать все необходимые условия. В каждой группе есть театральные уголки , ширмы, разные виды театра . На занятиях я объясняю детям, что такое реквизит, декорации и как нужно с ними обращаться. Дети знают, что костюмы нам шьют в костюмерной, а грим накладывает художник по гриму.

В процессе работы над спектаклем решается много задач. Активизируется речь ребенка, театр побуждает думать , анализировать, делать выводы и обобщения, дети учатся чувствовать, передавать эмоции, общаться друг с другом.

Занимаясь театром , мы ставим перед собой цель - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить жизнь детей радостью творчества.

Открытие театрального семейного фестиваля «Буратино»

Дети и взрослые входят в зал под песню «Сцена » (исполнитель А. Миронов) .

Звучит музыка «Давайте негромко» слова Ю. Ким, музыка Ген. Гладкова из к/ф «Обыкновенное чудо» .

Дама :

Поднялся занавес и вот

На сцене Золушка живет .

Грустит, смеется и поет

И после бала принца ждет.

Кавалер :

Со злом сражаться без оглядки,

Ломать нелепые порядки

И верить в жизни чудеса

(Хотя б на эти два часа) .

Пока спектакль длится!

В них только выдумка - нет фальши.

Кавалер :

Они нас учат честно жить,

Любовью, дружбой дорожить

Звенит театральный звонок (3 раза, (за ширмой звучит веселый смех) .Звучит песня «Буратино» , слова Ю. Энтин, музыка А. Рыбникова (ребенок в костюме Буратино танцует) .

Буратино - ребенок убегает за ширму, там появляется игрушка - Буратино. Буратино «Светлячок» театральный фестиваль «Буратино» театральные игрушки театре !

Дети выглядывают из-за ширмы : В театре ?

Буратино : Да, да в театре , в семеДети : Вот здорово! (выбегают, с клубковым театром )

Трубочка на палочке. Усики на мордочке

Юбочка на баночке, Трусики на жердочке

Ушки вместо крышки – Хвостик из рогожки

Это кукла мышки! (показывает мышку) Это кукла кошки! (показывает кошку)

Слышится стук, звучит музыка «Полька – Карабас» , слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова - ПАРАД КУКОЛ, КОСТЮМОВ.

Звучит музыка «Бродячие артисты» (ансамбль «Веселые ребята» )

Садятся в балаган– Лиса, Баба – Яга, Клоун, Дама, кавалер и дети, с собою чемодан с реквизитом). Под музыку «едут и поют»

Звучит финальная песня «Ах, этот вечер» , слова Л. Дербенева, музыка м. Дунаевского из к/ф «Ах, Водевиль» .

Из чемодана достается реквизит, одевают зрителей и выводят на сцену , наносят грим зрителям – детям. Музыка стихает.

Дама : Как хорошо , что есть театр !

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Кавалер : Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки,

И с ними светлый мир добра!

Все : Наш фестиваль открыт! Ура!Буратино : - Здравствуйте, почтеннейшая публика! Большие и маленькие! Слушайте и глядите, и не говорите, что не слышали! В детском саду «Светлячок» праздник! А какой знаете? Сегодня мы открываем семейный театральный фестиваль «Буратино» ! Праздник необычный. Ваши мамы, папы, бабушки и дедушки всю неделю будут разыгрывать представления, шить театральные игрушки , изготавливать афиши, играть в театре !

Как хорошо, что есть театр!

Воспитывать у детей интерес к театральному искусству, уточнять и расширять знания детей о театральных профессиях;

Совершенствовать у детей пантомимические навыки, воображение, исполнительское мастерство в театральных этюдах и играх;

Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться, поощрять желание быть непохожими на других;

Прививать детям чувство дружбы, товарищества, партнёрства;

Предварительная работа:

  • Цикл познавательных занятий: «Пермь театральная» ;
  • Цикл занятий: «Театральные профессии» ;
  • Цикл музыкальных занятий: «Сказка в музыке» (П.И.Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ) ;
  • Развитие речи. Обыгрывание мини-сценок на развитие интонационно-выразительной речи; Театральные игры с пиктограммами;
  • Цикл-занятий по танцевальной ритмике. «Постановка сюжетно-игрового танца «Бабка Ёжка» ;
  • Лепка. «Пальчиковый театр» ;
  • Конструирование. Изготовление декораций для русской народной сказки «Привередница» (театр би-ба-бо) ;
  • Ручной труд. Изготовление кукол марионеток.
  • Аппликация. «Украшаем театральный занавес» ;
  • Рисование. Оформление персонажей театра би-ба-бо к сказке «Привередница» ;
  • Сюжетно-ролевая игра «Театр» ;
  • Досуг «Приглашаем к нам в театр»
  • Театр-подушки. Показ сказки детей подготовительной группы для малышей «Теремок» . Отв. воспитатель Бондаренко О.А.
  • Показ сказки детей подготовительной группы для детей и взрослых «Привередница» . Отв. воспитатель Вертипрахова М.И., муз. рук-ль Пермякова И.В.

Работа с родителями:

  • Активно привлекать родителей к участию в театральной жизни группы;
  • Привлечь родителей к изготовлению костюмов сказочных театральных героев;
  • Семейный конкурс: «Кукла для театра своими руками» ;
  • Конкурс творческих семейных работ «Что за прелесть эти сказки» .

Как хорошо, что есть театр!

Зал оформлен в форме театральной гостиной. Есть небольшая сцена с занавесом и декорациями. В зал входят, воспитатель и дети, приветствуют гостей.

1-й ребёнок. (Обращается к воспитателю.) Вы обещали, что мы будем

играть, а мы пришли в музыкальный зал.

Воспитатель. Да, ребята, конечно, мы будем играть, но это будет особенная

игра, и называется она «Театр» , у нас есть сцена, зрители (показывает на гостей)

2-й ребёнок. Знаем, мы были в театре.

3-й ребёнок. А я знаю, что в театре играют актёры.

Муз. рук-ль. А кто такие актёры? А что они делают? Дети. Они играют в

спектаклях различные роли.

Муз. рук-ль. А какие театральные профессии вы ещё знаете?

Дети. Костюмер - художник по костюмам,

Режиссёр, человек, который ставит спектакли.

Гримёр - он гримирует актёров для роли.

Осветитель, электротехник, который освещает сцену и т.д.

Муз. рук-ль. Сегодня в страну театра поможет нам открыть дверь Золотая

(Показывает детям маску, рассматривает её с ребятами) .

Звучит волшебная музыка, воспитатель надевает маску.

Золотая маска. Я, вас приветствую друзья!

Золотая маска я!

В страну театра я вам открою дверь

Страны на свете лучше, чем театра нет!

Ведь я в театр давно уже играю.

Прошу присесть я вас друзья,

И занавес открою я! (Открывает занавес под музыку.)

В моей стране всё ново, интересно!

Но и конечно неизвестно?

Золотая маска. Сегодня в нашей театральной гостиной на сцене в декорации

использована маска. Вам нравится эта картина? (Да)

Ребята, как вы думаете, откуда она появилась?

(Ребята высказывают, свои предположения)

Ребята, я открою вам секрет, эту картину создал

наш художник-оформитель Попова Надежда Федоровна.

Муз. рук-ль. Ребята, а зачем актёру нужна маска?

Дети. Маска помогает актёру скрыть своё лицо. С помощью маски можно

превратиться в другого человека и сыграть его роль.

Золотая маска. В стране театра живут удивительно добрые и талантливые

жители. Они умеют играть, представлять, перевоплощаться, двигаться

красиво, любят музыку и стихи. Эти люди - актёры.

Золотая маска. Актерскому мастерству надо учиться, и для этого есть

учебные заведения. У нас в Перми - это Институт Культуры.

Обращает внимание детей на фотоснимок на экране.

В этом Институте готовят артистов, режиссёров, музыкантов,

дирижёров, художников оформителей....

Муз. рук-ль. Мы с вами тоже учимся быть артистами в детском саду, играем

сценки, ставим спектакли, у нас есть театр песни, шумовой

музыкальный театр, мы знаем, что такое мимика (выражение лица) .

Просит детей удивиться, испугаться, обрадоваться.

Что такое жесты? (движение тела)

Золотая маска. Вот у меня в руках веер. Веер тоже может играть в руках

актёра. Смотрите, с его помощью можно показать (Показывает)

волнение, недовольство, лукавство, спокойствие.

Золотая маска предлагает попробовать детям показать....

В конце сценки гости аплодируют.

Золотая маска. А теперь расскажите, как вы играете в «театр» в детском

саду. Дети. У нас в группе есть разные виды театра..., мы

показываем сценки..., играем сказки..., учимся управлять куклами,

на музыкальных занятиях показываем театр песен.

Дети предлагают посмотреть гостям слайд-шоу: «Мы играем в театр» .

Золотая маска. А вы можете для меня и для гостей что-нибудь показать?

Дети рассказывают гостям, как они создавали театр песни «Паровозик» и предлагают посмотреть об этом фильм.

Театр-песни «Паровозик» .

муз. и сл. И. Русских

Дети исполняют песню, на фоне видеоролик с детьми «Играем в театр» .

Золотая маска. Ребята, в вашем фильме мне очень понравилась кукла

Баба-Яга. Кто изготовил вам эту куклу?

Дети рассказывают, историю создания куклы, показывают её.

Муз. рук-ль. Ребята, как можно назвать мастера, который создаёт

театральные куклы?

Дети. Кукольник.

Золотая маска. (Берёт в руки театральный словарь) . Ребята, сегодня вы

попробуете себя в некоторых театральных профессиях. Мы

откроем в зале две театральные мастерские:

В первой будут работать художники декораторы. Если мы

откроем театральный словарь и найдём там слово декорация, то

видим: «Декорация - художественное оформление театральной

Значит, наши художники-декораторы будут оформлять на сцене

сказочную полянку для Бабы-Яги.

Во второй мастерской будут работать драматург и режиссёр с

артистами.

Золотая маска рассуждает с детьми, что будет делать драматург и режиссёр с артистами (Драматург придумывает реплики артистам, а режиссёр обговаривает с артистами как это сыграть.

Примерные варианты реплик артистов:

Дети по очереди, каждый по-своему с разной интонацией зовут Бабу-Ягу.

  1. Кто в домике живёт?
  2. Выходи, поиграй с нами.
  3. Бабка-Ёжка, выгляни в окошко! Баба-Яга: Кто меня звал? Кто мой покой нарушил? Дети: (каждый отвечает по-своему) .
  4. Бабулечка-Ягулечка, не сердись, не злись.
  5. Тебе одной, наверное, скучно?

Золотая маска: Выходи скорей гулять,

Будем петь и танцевать!

Ритмический танец «Бабка-Ежка»

муз. и сл. Т. Морозовой

Танцевальная композиция Т. Суворовой («Танцевальная ритмика» выпуск 5)

Зрители аплодируют артистам после выступления.

Муз. рук-ль. Ребята, как вы думаете, в каком театре может выступать

наша Баба-Яга? Дети. В театре кукол.

Золотая маска. Внимательно посмотрите на фотографии театров города

Перми и покажите нам Пермский театр кукол.

Дети показывают и рассказывают о театре.

Муз. рук-ль. Где находится театр кукол?

Золотая маска. Наше небольшое путешествие в страну «Театр» подошло

к концу. Ребята, я не знаю, кем вы станете, когда будете

взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется,

чтобы вы всегда оставались добрыми, интересными,

талантливыми и любили Театр. Что вы скажете всем на

прощанье?

Муз. рук-ль. Как хорошо, что есть Театр!

Всегда он есть и с нами будет!

Кто посмотрел хоть раз спектакль,

Тот никогда уж не забудет!

Дети прощаются с гостями и покидают зал.

Эксперимент в детском саду.

Материал подготовила воспитатель подготовительной к школе группы Столика С.Е

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Поставив перед собой цель - развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.

На этом этапе мы использовали разнообразные методы и приемы, применяли технологию ТРИЗ, организовывали экспериментирование, широко использовали метод проектов.

Использование моделей и схем, по нашему мнению, позволяют осмыслить и систематизировать полученные знания.

В процессе использования моделей, схем дети овладевают символической деятельностью: учатся замещать, кодировать, моделировать. Дети с удовольствием кодируют сказки, играют в игру «Найди клад», где используют нарисованную карту - схему, рисуют план группы, детского сада, нашего района и задают друг другу разные вопросы. Например, как быстрее добраться от нашего детского сада до детского парка? Скажи словами, как дойти из книжного уголка к центру экспериментирования и т.д. Мальчики часто моделируют, зарисовывают придуманные модели машин, самолетов и т. д.

Карта интересов для дошкольников.

Уважаемые родители!!!

Выявление интересов и склонностей ребенка - дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Воспитатель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов до школьников. Это в свою очередь даст ему возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов дошкольников следует учитывать, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может стать причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно также и то, что несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь, которая уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно. Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка - с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и для вас родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для родителей.

Чтобы дать Вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей Вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке (-); если нравится - (+); очень нравится - (++). Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли...»

1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

3. Петь, музицировать.

4. Заниматься физкультурой.

5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Играть с техническим конструктором.

9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми

10. Самостоятельно рисовать.

11. Играть в спортивные, подвижные игры.

12. Руководить играми детей.

13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насеко¬мыми.

14. Ходить в магазин за продуктами.

16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными ви¬дами художественного творчества.

26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спо¬рить, доказывать свое мнение).

27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, ле¬чить их и др.

28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подме¬тать пол и т. п.).

30. Знакомиться с общественными явлениями и международными собы¬тиями.

31. Принимать участие в играх-драматизациях, в постановке спектаклей.

32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Помогать другим людям.

34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника; гуманитарная сфера; художественная деятельность; физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и естествознание; домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где наибольшее число плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировании выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены; при этом у ряда детей иногда наблюдается отсутствие выраженных склонностей; в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика не только диагностическая, она может содействовать в решении и коррекционно-педагогических задач; с ее помощью можно активизировать работу с вами родителями в данном направлении, подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность по крайней мере задуматься над этой сложной проблемой. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для наблюдений за детьми. Интересно также сопоставление ответов воспитателей и вас родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявить зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с вами родителями.

«Познавательная активность старшего дошкольника».

Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Важнейший вид поисковой деятельности - экспериментирование.

Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь Дети фиксируют в строке «погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.). В строке «цветы» отмечается день первого появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия. В строке «уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением также с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). В календаре информация кодируется, и затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Для того чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена зорьки, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени зорьки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая и очень хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.

В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию. Наблюдая за изменениями, происходящими в течение нескольких дней на дереве, одна девочка в моей группе задала вопрос: «Почему листочки свернулись?» Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины: появление куколки бабочки. Что же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений: опрыскать растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми.

Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение: какие условия необходимы для роста растений.

Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел при помощи весов, с агрегатными изменениями вещества, прямолинейностью распространения света и пр.

Определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;

Разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);

Определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);

Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений. Например, в средней группе - круговую диаграмму.

Каждый сектор окрашен в определенный цвет: желтый - осень, белый - зима, зеленый - весна, красный - лето. На этом «волшебном круге» отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребенку обобщать и сохранять информацию.

Мы используем, например, такие условные обозначения:

Значки вводятся только после наблюдений.

В старшей группе дети фиксируют наблюдения за ростом высаженных растений, за животными в календаре природы с помощью символов Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т.е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними мы начинаем с 4-х лет. В этом возрасте мы развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро-вечер, день-ночь и т.д.), а также знакомим с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.

Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др.Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю, стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - поглощение солнечного света. Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения.

Способы передвижения (как и с помощью каких органов оно происходит);

Облик: части тела, особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер) внешних органов;

Ориентировка в пространстве (как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются);

Как реагируют на окружающее;

Среда обитания - особенности местности, корм, другие животные - соседи (враги, нейтральные);

Взаимоотношения с людьми - реакция на их появление;

Жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске в переходные сезоны, гнездостроение, запас кормов, их поиск зимой.

Помимо содержания, чрезвычайно важно определить организационно-методические формы проведения наблюдений за объектами природы. Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей к обитателям уголка возрастал, представления о них постоянно расширялись, а к концу учебного года любой ребенок мог бы быть экскурсоводом по уголку природы. Этим требованиям отвечает циклическое наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной жизни.Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у малышей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Требования к проведению наблюдений.

1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Вдоль грядки можно разместить всю группу (если грядка большая), а вокруг аквариума не более пяти человек.

Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей - 3-10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.

3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

Призыв вместе посмотреть что-то интересное;

Ласковая интригующая интонация;

Загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая часть - основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2-3 секунды. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать, как открывает и закрывает рот рыба, как прикрывает глаза птица, спросить, что ощущают дети. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.

4. Необходима специальная подготовка к наблюдениям. Например, перед тем, как наблюдать за тем, как птица отдыхает и спит вечером, нужно включить свет с одной стороны, соблюдать тишину и т.д. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения: послушать, как птица поет, какие звуки издает, что означает пение птицы и пр.

Проведение экспериментально - поисковой деятельности в детском саду”

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуга и т. д.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящие растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно - следственных связей.

Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Опыты, которые можно провести в детском саду:

Опыт №1.Рекордный вес

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.

1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.

2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".

3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.

4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.

5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!

Опыт №2.Соломинка-пипетка Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Опыт №3.Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт №4."Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли. Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук. 1. Опустим лёд в воду

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Опыт №5.Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы

основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Опыт №6.Невидимые чернила

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.

2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой. 3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Лучшие статьи по теме