Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Порча и сглаз
  • Конспект занятия праздники в нашей жизни. Занятие по внеурочной деятельности: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни. Советы тем, кто готовит подарки

Конспект занятия праздники в нашей жизни. Занятие по внеурочной деятельности: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни. Советы тем, кто готовит подарки

Вспомним знакомую с детства сценку. Мальвина говорит Буратино: «У вас в кармане два яблока». «Врете, ни одного…» - отвечает озорной деревянный мальчишка. Эта сценка в полной мере отражает возрастную особенность детского мышления, а именно конкретность. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика. Однако к моменту поступления в первый класс образное мышление детей перестает быть сугубо конкретным и ситуативным. Ребенок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это особый вид мышления, который выражается в том, что ребенок понимает и успешно использует различные схематические изображения предмета (план, макет, простейший чертеж). Дети начинают понимать и условные изображения значительно более абстрактных взаимосвязей: отношений между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами и т.д. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядно-условные отображения основных закономерностей внутри учебного материала. Начинают закладываться основы словесно-логического мышления. Этот вид мышления окончательно формируется только в подростковом возрасте (13–14 лет) и является ведущим у взрослого человека.

Процесс отвлечения в возрасте 7–8 лет совершается не только при восприятии ряда предметов, но и под влиянием словесных описаний и объяснений. Однако ребенок все еще находится в плену образов конкретных предметов. Зная из опыта, что железные предметы тонут в воде, он говорит, что гвоздь утонет, но этот вывод он подкрепляет не общим положением («Все железные предметы тонут»), а ссылкой на единичный случай: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

Об активности мышления детей красноречиво говорят их многочисленные вопросы, в которых ребенок выражает любознательность к тому, что его окружает: «Почему теперь ночь? Почему капель падает? Отчего огонь в спичке, где он спрятан?» и т.д. Мысль почемучки теперь направлена на различение и обобщение предметов, явлений, событий, наблюдаемых ими.

В протекании мыслительного процесса также выступает наметившийся еще у пяти-, шестилетних детей способ мышления методом «короткого замыкания». Ребенок не анализирует всю задачу в целом (житейскую, орфографическую или математическую), т.е. не выделяет всех ее условий, всех данных и не видит связи между ними. Он выхватывает какое-то одно условие и устанавливает прямую связь с любым другим условием или с заданным вопросом. Так, отгадывая загадку «Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу», первоклассник часто отвечает, что это учительница. Фразы «Я все знаю, всех учу…» достаточно, чтобы найти решение, т.е. подставить знакомый образ. И хотя дальше следует дополнение - «…но сама всегда молчу», - т.е. налицо как будто прямо противоположное условие найденной отгадке, ребенок просто отбрасывает это условие.

Поступление в школу меняет содержание деятельности детей. Значительно расширяется круг предметов и явлений, о которых они должны думать, повышаются и требования к самим процессам мышления. Преподаватель учит детей внимательно следить за ходом рассуждения, точно выражать мысли в словах, сначала думать, а потом делать что-либо и пр. Хотя мышление младших школьников в целом остается еще конкретно-образным, элементы абстрактного мышления выражены все заметнее. Дети могут мыслить на уровне общих понятий о том, что им хорошо известно, о знакомых животных, растениях, людях и их труде.

Темп развития мышления детей школьного возраста в значительной мере зависит от того, как их обучают. Опытное обучение младших школьников по специальным программам повышенной трудности доказывает, что уже у детей 7–8 лет способность к отвлеченному рассуждению и последовательному выполнению умственных действий достаточно высока. Применение научно разработанных методов обучения детей убыстряет развитие мышления.

Таким образом, в формировании мышления школьников решающее значение принадлежит учебной деятельности, постепенное усложнение которой ведет за собой развитие умственных способностей учащихся.

Однако для активизации и развития мыслительной деятельности детей бывает целесообразно использовать неучебные задания, которые в целом ряде случаев оказываются для школьников более привлекательными. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки. Пусть ребенок отгадывает загадки и придумывает их сам. Знакомьте его с пословицами, но не в абстрактной форме, а применительно к жизненной ситуации (например, если ребенок разбросал игрушки, скажите: «Любишь кататься - люби и саночки возить», и объясните обобщенный смысл пословицы).

Сделайте занятия по развитию мышления ребенка не только полезными, но и увлекательными. В этом вам обязательно поможет наш сайт!

Удачи и гордости за достижения вашего ребенка!

Задания для детей возраста 7 8 лет должны быть направлены на комплексное развитие его психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения и мышления.

Важной задачей развивающих занятий также является подготовка ребенка к сложным предметам школьной программы (например, математика, чтение и т.д.)

Дети 7-8 лет с удовольствием включается в интеллектуальные игры

Интеллектуальные игры


Младший школьный возраст - особенности

Цель: развитие зрительного восприятия, обогащение представлений ребенка о цвете

Для занятия понадобится набор гуашевых красок чистых цветов (красный, жёлтый, синий, зеленый). Желательно также, чтобы в наборе присутствовал черный и белый цвет.


Игра Цветовая угадайка

Необходимо выбрать несколько красок и при помощи палитры смешать их между собой. Задача ребенка – определить, из каких цветов составлен тот или иной оттенок, а затем – получить точно такой же. Если в игре принимает участие несколько человек, можно предложить им поочередно составлять различные оттенки одного и того же цвета. Такие в возрасте 7-8 лет также хорошо развивают зрительную чувствительность.

«Шумящие коробочки»

Цель: развитие слухового восприятия

Для занятия нужно подготовить два набора одинаковых коробочек по шесть штук в каждой. Каждая из коробок имеет определенный наполнитель – это может быть песок, мелкие камни, различные крупы. Они способны издавать различный шум – от самого тихого до громкого. Задача ребенка – послушать как шумит коробочка из первого набора и подобрать к ней аналогичную из другого, сравнивая их и предлагая найти похожую. В конце игры каждая из коробочек должна иметь свою пару.


Шумовые коробочки могут быть и баночками

«Составь слово»

Цель: развиваем логику и грамотное мышление детей 7 8 лет, а также навыки буквенного восприятия слова. Логическое мышление также является базой для подготовки ребенка к таким предметам, как математика, информатика и т.д.

На листе бумаги записываются буквы, из которых ребенку предстоит составить цельное слово. Для этого разрозненные буквы необходимо будет выставить в правильной последовательности.


Игра Составь слово из предложенных букв

Например:

  • з, а, в, а (ваза);
  • с, а, р, о (роса);
  • к, о, р, у (урок);

Цель: развитие внимания, навыков счета. Расширение представлений ребенка об алфавите

Ребенок последовательно называет буквы алфавита и соответствующие им цифры (например – А1, Б2, В3, Г4 и т.д.). Занятия для детей младшего школьного возраста 7 8 лет такого типа также можно усложнить, называя последовательно то только четные, то только нечетные числа. Это позволит детям подготовиться к устному счету - математика для детей 7 лет является одним из самых трудных предметов.


Игрушечные буквы и цифры помогают в школьной учебе

«Где прячутся игрушки?»

Цель: развитие пространственно-временных представлений

Для задания игрушки расставляются по комнате. Задача ребенка – сначала найти спрятанные вещи, а затем сказать, где они находятся, указав их местоположение относительно других предметов мебели и используя понятия «сверху», «снизу», «над», «под», «в», «на».

«Составь предложение»

Цель: развитие форм нестандартного мышления

Ребенку предлагаются наборы по три слова, из которых ему нужно будет составить предложения. Детям младшего возраста можно предложить простые слова; ребенок более старшего возраста может получить в свое распоряжение для задания абсолютно не связанные между собой понятия. Это активизирует его мышление, заставляя мыслить нестандартно.


Игра Составь предложение с этими словами

«Расскажи, что ты запомнил»

Цель: развитие памяти, внимания

Ребенок получает картинку, на которой изображено большое количество мелких предметов. Задача – в течение определенного времени запомнить все предметы и спустя некоторое время ответить на вопросы по картинкам.


Карточки на запоминание изображений надо показывать несколько минут

«Сосчитай предметы»

Цель: задания служат для подготовки ребенка к усвоению точных наук (таковыми являются математика, информатика и т.д.)

Родитель демонстрирует ребенку изображение, на котором нарисовано большое количество различных предметов. Задача ребенка – запомнить их, а затем сказать, что именно было изображено на картинке и в каком количестве.


Особенности памяти младших школьников

Нравственное воспитание младшего школьника

Проявляя заботу об интеллектуальном развитии ребенка, не стоит забывать о том, что нравственное развитие играет ничуть не меньшую роль в его воспитании.

«Азбука хороших манер»

Цель: расширение представлений ребенка о хороших манерах, моральных качествах

Ребенку предлагается вспомнить все известные ему «добрые» слова, обозначающие положительные человеческие качества, начинающиеся на ту или иную букву алфавита. Например, «А» - аккуратный, «Б» - бодрый и т.д. После того, как весь алфавит будет проработан, ребенку можно предложить сказать эти добрые слова друзьям, близким и т.д. Или проработать ситуации, в которых их можно употребить.


Игра Хорошие манеры нравится всем детям

«Карусель»

Цель: развитие позитивного восприятия окружающих

Упражнение удобно проводить в небольших группах детей. Участники встают парами друг напротив друга (если в игре участвует небольшое количество детей, одного можно вывести вперед). Задача – представить партнера в виде какого-либо предмета искусства, приписать ему необычные способности или силы

Пример: «Если бы я нарисовал тебя на картине, ты был бы…», «Если бы я написал тебе песню, она была бы…», «Если бы ты стал волшебником, ты был бы…».


Игра Карусель - для группы детей
  1. Развитие ребенка в возрасте 7 8 лет проходит достаточно интенсивно. Поэтому очень желательно чтобы задания, которые даются им, затрагивали не одну конкретную функцию, а целый комплекс (например, внимание и память, мышление и восприятие). Благодаря этому даже такие сложные для восприятия предметы как математика, русский язык и т.д. будут даваться ребенку значительно легче.
  2. Поскольку ребенок еще не отошел от игры как ведущего вида деятельности, важно проводить занятия в непринужденной, максимально комфортной для него обстановке.

Простые развивающие занятия для детей 7, 8, 9 лет не требующие наличия специальных навыков, очень легко провести в домашних условиях.

Организовывая досуг ребенка, они как нельзя лучше способствуют его комплексному и всестороннему развитию. И школьные предметы – русский язык, чтение, математика – будут легко поддаваться ему в будущем.

Задачи на логику — это задания, которые направлены на развитие мышления, умения думать, улавливать связь между понятиями. Они учат детей находить взаимосвязь между причиной и последствием, предугадывать результат.

Интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраставажный шаг для подготовки к школе. Мышление-это познавательный процесс, подход к которому существенно отличается у взрослых и детей. Взрослый человек обладает набором готовых знаний, а ребёнок все познает впервые, поэтому ему все интересно и занимательно. В этом незнакомом мире ребёнку еще не все понятно, он задаёт много вопросов, исследует самостоятельно, делает собственные выводы. Именно поэтому развитие логического мышления у детей играет не малую роль в подготовке к школе.

Развитие логического мышления через задачи и загадки .

Логическое мышление — это мышление, основанное на рассуждении, объединение разных областей знаний, чтобы в итоге сформулировать ответ на поставленный в задаче вопрос. Все виды логического мышления тесно связаны с речью. Игры и задачи на логику имеют большое значение в воспитании и обучении детей. Они интересны ребёнку, затягивают его и заставляют задуматься.

Логические задачи для детей

В этой статье я хочу предложить логические задачи с ответами для детей. Это легкие задачи на логику, некоторые из них знакомы нам с детства. Попробуйте с детьми найти ответ на эти задачи-загадки. Они подобраны для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), ведь в этом возрасте ребёнок уже хорошо умеет рассуждать и думать.

Как найти прошлогодний снег?
Выйти на улицу сразу после начала нового года.
***
Каких камней в море нет?
Сухих
***
Чем оканчиваются день и ночь?
Мягким знаком
***
Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?
Он станет мокрым.
***
Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть?
Да, собака сидит на собственном хвосте, рядом сорока летает
***
Сколько орешков в пустом стакане?
Нисколько. Стакан пуст.
***
Что надо сделать, чтобы пять парней остались в одном сапоге?
Каждому из них снять по сапогу
***
Сколько будет 2+2*2?
Шесть

***
В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего?
В феврале - самом коротком месяце
***
Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
Ваше имя
***
Какое слово всегда звучит неверно?
Неверно
***
У человека - одно, у коровы - два, у ястреба – ни одного. Что это?
Буква -О-
***
Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?
На Ваших коленях
***
Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и менше 5-ти?
Запятую
***
Как в решете воду принести?
Заморозив ее.
***
Может ли петух назвать себя птицей?
Нет, т.к. он не умеет говорить.
***
Какой болезнью на земле никто не болел?
Морской
***
Можно ли предсказать счёт любого матча до его начала?
Да, 0 - 0
***
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Уроки
***
Что становится на треть больше, если его поставить вверх ногами?
Цифра 6
***
У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола?
Пять.

***
Какой узел нельзя развязать?
Железнодорожный
***
Что у коровы впереди, а у быка позади?
Буква -О-
***
Какая река самая страшная?
Тигр
***

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?
Температуру, время
***
Что все люди на земле делают одновременно?
Становятся старше
***
Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно?
Оба человека играли разные партии с другими людьми.
***
Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
Нужно бросить яйцо более, чем на три метра, тогда первые три метра оно пролетит целым.
***
Мужчина вел большой грузовик. Фары на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее?
Был яркий солнечный день.
***
Где край света?
Там, где кончается тень.
***
Человек научился у пауков строить подвесные мосты, у кошек перенял диафрагму в фотоаппарате и светоотражающие дорожные знаки. А какое изобретение появилось благодаря змеям?
Шприц.
***
Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?
Тополиный пух.
***
Каким гребнем голову не расчешешь?
Петушиным.
***
Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
Якорь.
***
Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
Почтовая марка.
***
Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?
На карусели
***
Какими нотами можно измерить расстояние?
Ми-Ля-Ми.
***
Что не войдёт в самую большую кастрюлю?
Её крышка.
***
Русская загадка. Деревянная река, деревянный катерок, а над катером струится деревянный дымок. Что это?
Рубанок.
***
Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой за 100 минут. Как такое может быть?
Один час сорок минут равно ста минутам.
***
Назовите хотя бы трёх животных, которых Моисей взял в свой ковчег?
Пророк Моисей не брал животных в ковчег, это делал праведный Ной .
***

В одной руке мальчик нёс один килограмм железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести?
Одинаково.
***
В 1711 году в каждом полку русской армии появилось новое подразделение численностью в 9 человек. Что это за подразделение?
Полковой оркестр.
***
Известна история о маленьком мальчике, который, получив новогодний подарок, попросил маму: «Сними, пожалуйста, крышку. Я хочу подарок погладить». Что же это за подарок?
Черепаха.
***
Какие животные всегда спят с открытыми глазами?
Рыбы.
***
Известно, что в свое время под страхом смерти из Китая были вывезены яйца тутового шелкопряда. А какое животное было вывезено в 1888 г. с таким же риском из Афганистана?
Афганская борзая.
***
Какие насекомые одомашнены человеком?
Пчёлы.
***
Задача, придуманная ученым монахом и математиком из Ирландии Алкуином (735–804).
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
Решение 1.: Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезши козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.
Решение 2.: Вначале крестьянин опять-таки перевозит козу. Но вторым можно взять капусту, отвезти ее на другой берег, оставить там и вернуть на первый берег козу. Затем перевезти на другой берег волка, вернуться за козой и снова отвести ее на другой берег.

***
В старину на Руси замужние женщины носили головной убор кокошник, название которого произошло от слова «кокошь», означающий животное. Какое?
Курица (помните, что она произносит, когда несется?).
***
Почему дикобраз не может утонуть?
У него иголки полые.
***
Чтобы сделать глоток воздуха, дельфины вынуждены всплывать каждые 15-30 минут. Почему же они не задыхаются во сне?
Они не спят ночью.
***
83. Назовите пятую по площади страну после России, Китая, Канады и США.
Бразилия.
***
Мужик пошел на базар и купил там лошадь за 50 рублей. Но вскоре он заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом он сообразил, что ехать ему не на чем, и купил ту же лошадь за 70 рублей. Затем он задумался, как бы не получить от жены нагоняй за такую дорогую покупку, и продал ее за 80 руб. Что он заработал в результате манипуляций?
Ответ:-50+60-70+80=20
***
Единственная птица, у которой есть ушные раковины?
Сова.
***
Двое одновременно подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, выдерживает только одного человека. И все же без посторонней помощи каждый переправился на этой лодке на другой берег. Как им это удалось?
Они плыли с разных берегов.
***
В китайском языке сочетание трех иероглифов «дерево» означает слово «лес». А что означает сочетание двух иероглифов «дерево»?
Роща.
***
Жители штата Канзас очень любят русские орешки. Что это такое, если известно, что у нас их можно встретить на любом рынке?
Семечки.
***
Римляне внесли в конструкцию вилки революционное новшество – все последующие модели стали лишь вариациями найденного решения. А какой вилка была до этого новшества?
Однозубой.
***
Китайские мастера боевых искусств говорили, что драка - для дураков, для умных - победа. А что, по их мнению, - для мудрых?
Мир.
***
Назовите язык, являющийся родным для наибольшего количества людей.
Китайский.
***
В Древней Руси их называли ломаными числами. Как их называют в настоящее время?
Дроби.
***
Кирпич весит два килограмма и пол кирпича. Сколько килограммов весит кирпич?
Если пол кирпича весят два килограмма, то целый кирпич весит четыре килограмма.
***
Эти люди для чего-то, возвращаясь к себе на родину, привозили с собой ветви экзотических растений, за что и получили свое прозвище. Что это за люди?
Паломники, они привозили листья пальмы.
***
По объему производства бананы занимают первое место в мире, на втором месте - цитрусовые. Какие фрукты на третьем?
Яблоки.
***
В американском штате Аризона начали охранять пустыню от воров. Крадут то, без чего пустыни угрожает запустение и опустошение. Что же вывозят воры из пустыни?
Кактусы.
***
Назовите растение, у которого самые большие плоды.
Тыква.
***
Ни рыба ни мясо - о чем эта русская поговорка была первоначально?
У раков.
***
В Испании их называют португальцами, в Пруссии - русаками. А как их называют в России?
Тараканы.
***
Из какой посуды невозможно ничего есть?
Из пустой
***
Кого ловят малайцы с помощью запертой бумбуковой клетки с живым поросенком внутри?
Питонов, они,съев поросенка, уже не могли вылезти из клетки.
***
У ежа 4 г, у собаки - 100 г, у лошади - 500 г, у слона - 4-5 кг, у человека - 1,4 кг. Чего?
Масса головного мозга.
***
В 1825 году улицы Филадельфии очищались от мусора домашними животными. Какими?
Свиньями.
***
Бабушка связала на зиму внукам шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки?
Трое внуков
***
Какое блюдо придумал в 17 веке Марко Арони?
Макароны.
***
Что теряет в полёте любой космонавт?
Вес.
***
Как известно, все исконно русские женские (полные) имена зканчиваются либо на А, либо на Я: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно женское имя, которое не оканчивается ни на А, ни на Я. Назовите его.
Любовь.
***
Галльские жрецы нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны. Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого?
Пришедшего последним.
***
Однажды в городе Ницце провели конкурс на самого выносливого курильщика. Один из участников установил рекорд, выкурив 60 сигарет подряд. Однако приза он не получил. Почему?
Он умер.
***
У человека тринадцать пар ребер. А у кого ребер более трехсот?
У змеи.
***
Всем известно, что «нельзя выносить сор из избы». А что все-таки с ним полагалось делать, если выносить нельзя?
Сжигать.
***
В каком месте русские мужики надевали шапки и рукавицы, независимо от времени года?
В бане.
***
Чем рыба корюшка похожа на птиц?
Она вьёт гнёзда, откладывая туда икру.
***
Назовите сельскохозяйственную культуру, которая на 90% сгорает, а на 10% выбрасывается.
Табак.
***

Греки использовали это для защиты определенных частей своего тела. Это изготавливалось из коры сандалового дерева. Назовите это.
Сандалии.
***
Первые оранжереи появились во Франции. Как вы думаете, для чего?
Для выращивания апельсинов (оранж - апельсин) .
***
Обладателем самого большого рога является белый носорог (до 158 см). А у какого животного самые мягкие рога?
Улитка.
***
Именно это использовали футбольные арбитры до того, как стали применять свисток.
Колокольчик.
***
Что считается грязным, когда оно белое, и чистым, когда оно зелёное?
Классная доска.
***
На практике при движении по кривой этот шарик делает 5000 оборотов в минуту, а при движении по прямой более 20000 оборотов в минуту. Где этот шарик находится?
В шариковой ручке.
***
У великого Гиппократа спросили: «Правда ли, что гениальность - это болезнь?» «Безусловно, - ответил Гиппократ, - но очень редкая.» Какое еще свойство этой болезни отметил с сожалением Гиппократ?
Не заразная.
***
Как назывался город в Англии, где в 1873 году впервые была продемонстрирована, популярная и по сей день, индийская игра?
Бадминтон.
***
Где, судя по названию, древние славяне крепили чехол для охотничьего холодного оружия?
На ноге. Это ножны.
***
У трёх маляров был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Как это могло быть?
У Ивана были три сестры.
***
Итальянский флаг красно-бело-зеленого цвета. Какая ягода в разрезе помогла итальянцам выбрать эти цвета?
Арбуз.

Игра «Почему это произошло?»

Цель: Научить детей находить причину событий.

Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование — кто из детей назовет большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.

Для старших дошкольников можно брать простые причинно- следственные связи событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, а для младших школьников — многовариативные связи, предложить называть им не только реальные причины, но и необычные, сказочные.

Играя с группой детей, можно предложить каждому найти причину, затем выяснить, какой вариант наиболее правильный или интересный.

Предлагаемые в пособии варианты можно развивать, придумывать другие.

В игре детям дается задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.

На участке детского сада все растения летом засохли, потому что...

Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому что...

Утром на земле появились лужи, потому что...

Ребенок потерялся в магазине, потому что...

Башня, которую строил мальчик из кубиков, развалилась, потому что...

Мальчик попал под машину, потому что... Петя надел ботинки не на ту ногу, потому что... Воспитатель раздала за обедом хлеб, поставила тарелки с супом, а дети не едят, потому что...

Все игрушки в группе оказались сломанными, потому что... У ребенка заболело горло, потому что...

Девочка утром в детском саду не стала завтракать, потому что... Мама повела дочку к зубному врачу, потому что... С Сашей никто из детей не хотел играть, потому что... Во время игры в песочнице у всех детей запорошило песком глаза, потому что...

После обеда у детей были испачканы губы, потому что... На музыкальном занятии воспитатель похвалила детей, потому что...

Мама похвалила сына, потому что...

Мама обиделась на дочку, потому что...

Мама наказала детей, потому что...

Мама рассердилась на детей, потому что...

Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что...

Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что...

Прохожие на улице подняли воротники пальто, потому что...

Лед на реке растаял, потому что...

Мальчик шел по улице и упал, потому что...

Солнце появляется редко, греет очень слабо, потому что...

Из ванной вода потекла на пол, потому что...

Все ветки деревьев покрылись инеем, потому что...

Река вышла из берегов, потому что...

Насекомые и ласточки кружатся низко над землей, потому что... Розы зимой все вымерзли, потому что... Ученик получил двойку, потому что... В квартире запахло газом, потому что... Зимой в квартире было холодно, потому что... Настольная лампа не горит, потому что... Весной птицы вьют гнезда, потому что... На огороде овощи этим летом не выросли, потому что... В саду плоды не созрели, потому что... В саду яблоки и груши опали на землю, потому что... Мебель в комнате вся не уместилась, потому что... На мебели пыль лежала толстым слоем, потому что... Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы, потому что...

Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами, потому что...

Подойдя к дому, можно было увидеть, что из окна валит дым, потому что...

Все электроприборы в доме не работают, потому что...

Птицы улетают на юг, потому что...

Рыбы зарылись в донные ямки, потому что...

Дикие животные остались без воды, потому что...

Весь лес сгорел, потому что...

В этом году в лесу много грибов, потому что...

Человеку нужна разная обувь, потому что...

Не было слышно, что говорили актеры в театре, потому что...

Утром на траве еще лежала роса, потому что...

Цветы надо срезать рано утром, потому что...

Овощи на огороде поливают рано утром или вечером, потому что...

Высотный дом развалился, потому что...

Игра «По какой причине произошли два события?»

Цель : Научить детей младшего школьного возраста находить общую причину.

Ребенок может найти одну или несколько общих причин произошедших событий.

Папа раскрыл книгу. — Комната наполнилась дымом. (Возможные общие причины: папа захотел приготовить по кулинарной книге обед; загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом, папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.)

Котенок подошел к блюдечку. — Мальчик не выучил уроки.

Утром отключили воду. — Папа опоздал на работу.

Дворник весь день чистил дорожки от снега. — Мама опоздала на работу.

Произошло много аварий на дороге. — Мужчина упал.

Все прохожие промокли. — Наконец-то вылезли первые ростки из земли.

Мама купила вкусный арбуз. — Папа наконец поменял колесо у машины.

Многие ученики заболели. — Окна покрыты инеем. Все мороженое раскупили. — У девушки обгорела спина. Мама устроила дома праздник. — Ученик ответил на уроке хорошо.

Игра «Учимся представлять последствия событий»

Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей.

В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а вы назовите как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.

Целое лето не было дождя:

а) засохли все растения;

б) погиб урожай;

в) животные остались без корма;

г) земля высохла, потрескалась;

д) много пожаров;

е) пересохли водоемы. Каждый день летом лил дождь:

а) не вызрел урожай овощей и фруктов;

б) у растений подгнили корни;

в) невозможно было загорать, купаться;

г) все лето пришлось ходить в плаще;

д) наводнение, аварии на дорогах.

Зимой снег почти не накрыл землю:

а) зима более холодная;

б) не будет паводка;

в) многие растения замерзли;

г) весной растениям не хватило влаги;

д) плохая всхожесть озимых;

е) плохой урожай;

ж) у дворников мало работы.

За зиму выпало очень много снега:

а) растения хорошо перезимовали;

б) весной всем растениям хватило влаги;

в) хороший урожай;

г) много работы дворникам;

д) застревал транспорт;

е) поломалось много веток;

ж) трудно людям передвигаться;

з) много снега для зимних игр.

Несколько дней подряд дул сильный ветер:

а) облетели листья на деревьях и лепестки цветов;

б) сорвало крыши с домов;

в) повалились деревья;

г) невозможно передвигаться;

д) поднялись пыльные бури;

е) аварии.

После теплых майских дней ударил мороз:

а) замерзли цветки и завязи плодов;

б) не будет урожая ягод;

в) погибнут ранние посевы, посадки.

Охотник выстрелил в воздух:

а) из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;

б) ружье дало отдачу в плечо, и охотник упал;

в) пуля попала в пролетавшую утку.

Девочка уронила карандаш на пол:

а) стала поднимать и больно ударилась головой о стол;

б) карандаш закатился в щель;

в) из норки выбежала мышка и унесла карандаш;

г) у карандаша сломался грифель, и девочка не смогла нарисовать рисунок.

Из окна выбросили кусочек булки:

а) собаки подрались из-за него;

б) слетелась стая воробьев;

в) собралась целая куча муравьев;

г) женщина очень ругалась, потому что булка попала ей по голове.

Садовник из шланга стал поливать клумбу:

а) шланг прорвало, и водой облило всех;

б) оставил шланг на земле и залил все цветы;

в) цветы так и не полил, так как отключили воду.

На улице кто-то разбил банку варенья:

а) прохожие падали;

б) собаки с удовольствием слизывали;

в) дворнику пришлось убирать.

Мальчик чиркнул спичкой:

а) сгорел дом;

б) стало светло на минуту в темноте;

в) загорелся костер;

г) зажегся газ;

д) обжегся.

Учитель открыл классный журнал:

а) ученик получил двойку;

б) вызванный ученик заболел;

в) нет списка учеников;

г) проставил оценки за контрольную.

Упражнения в стихах «Установи причину и следствие»

Цель : Научить старших дошкольников устанавливать причину и следствие.

Ветер

Вчера был очень сильный ветер,

Он поломал большие ветки.

Они дорожки перекрыли.

Все утром ветки обходили.

Вопросы

1. Почему утром люди не могли пройти по дороге?

2. Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Цветы

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

А к концу недели

Все цветы завяли.

Вопросы

1. Почему завяли цветы?

2. Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?

Авария

Перебегал дорогу мальчик

Не там, где светофор стоит.

Машины ехали так быстро,

Что не смогли затормозить.

Попал тот мальчик под машину.

Найди аварии причину.

Вопросы

1. Почему мальчик попал под машину?

2. Почему машина не смогла затормозить?

3. Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину?

Мороз

На улице такой мороз,

Что щиплет уши он и нос.

На улицу Наташа вышла

Без шапки, шарфа, нараспашку.

А вскоре Ната заболела.

Лежит теперь, хрипит и кашляет.

Вопросы

1. Почему Наташа заболела?

2. Как надо одеваться в мороз?

Сластена

Маша ест одни конфеты,

Шоколадки, пастилу.

Очень любит она сладкое,

Не уступит никому.

А недавно у Марии

Заболели зубы все.

Плачет девочка, ей больно.

Ела сладкое зачем?

Вопросы

1. Почему у Маши заболели зубы?

2. Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

3. Какие продукты полезны для зубов?

4. Какие продукты вредны для зубов?

Качели

Во дворе качался Витя.

Высоко летят качели.

Руки Витины разжались,

Вверх качели полетели.

С них в песок свалился он.

Слышен только Витин стон.

Вопросы

1. Почему Витя упал?

2. Какие правила надо соблюдать, когда вы качаетесь на качелях?

Озорник

Не послушал мальчик маму

И по лужам бегал долго.

Намочил все туфли, ноги.

Догадаться нам не сложно —

Он простыл и заболел.

Слег в постель с температурой.

Больше в лужу не хотел.

Вопросы

1. Почему мальчик заболел?

2. Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?

3. Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?

Белым-бело

Всю ночь на землю падал снег.

Его хватило бы на всех.

А утром все белым-бело,

Дома, дороги замело.

Снег на деревьях и домах,

Он на крылечке и кустах.

Вопросы

1. Почему утром все стало белым-бело?

2. Что засыпал снег?

3. Почему хорошо, когда зима снежная?

Снег

Снег валил всю ночь, весь день

И замел дороги.

Ни проехать, ни пройти

Люди все не могут.

Вышли дворники, машины,

Чтоб заносы все убрать,

Чтоб машины на дорогах

Перестали застревать.

Вопросы

1. Почему машины не могли проехать?

2. Почему люди не могли пройти?

3. Как решили эту проблему?

4. Какие машины помогают расчищать тротуары?

Драчун

Саша драться любит очень,

Обижает всех подряд.

В детском садике ребята

С ним водиться не хотят.

Не хотят на день рожденья

Сашу в гости приглашать,

Слово доброе сказать.

Вопросы

1. Почему с Сашей дети не хотят играть?

2. Почему не приглашают его на день рождения?

3. Почему не делятся с Сашей ничем?

4. Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?

Щенок

Своего щенка Андрюша

Покормить не захотел.

К вечеру щенок Андрюшин

Погрустнел и заболел.

Стало мальчику так стыдно.

Он щеночка пожалел,

Накормил его сметанкой,

И щенок повеселел.

Вопросы

1. Почему щенок заболел?

2. Почему Андрюше стало стыдно?

3. Как надо ухаживать за животными?

Камнепад

В горах туристы заблудились,

От страха громко закричали.

Вдруг сверху камни покатились.

Чего туристы те не знали?

Вопросы

1. Почему в горах начался камнепад?

2. Почему нельзя громко кричать в горах?

3. Что нужно было сделать туристам?

Пришла весна

Пришла весна, и птицы прилетели.

Им вновь пора детишек заводить.

Скорее стали гнезда себе вить,

Чтоб в них яички отложить.

Вопросы

1. Почему прилетели птицы с юга?

2. Почему стали вить гнезда?

3. Где вьют гнезда птицы? Почему?

4. Чем выстилают птицы гнезда, чтобы яичкам было мягко и тепло?

Осень

Осень. Холодно. Нет больше мошек —

Насекомые оцепенели.

Птицам нечего есть, и они спозаранку

Стаей-клином на юг поскорей полетели.

Вопросы

1. Почему птицы улетели на юг?

2. Почему исчезли насекомые?

3. Что происходит с насекомыми осенью?

4. Почему птицы на юг улетают большими стаями?

Весна

Наступила весна,

И подул южный ветер.

Солнце светит все ярче,

Припекает сильней.

Тают быстро сугробы,

И ручьи, словно реки,

Разливаются шире

И бегут все быстрей.

Вопросы

1. Почему стали таять сугробы?

2. Почему подул южный ветер?

3. Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?

Пожар

Мальчик дома развлекался:

Спички чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол,

Не заметил ее он.

И сгорел от этой спички

Деревянный старый дом.

Вопросы

1. Почему сгорел дом?

2. Почему детям нельзя играть со спичками?

3. Как надо обращаться с огнеопасными предметами?

Шла по улице Алена

Шла по улице Алена и бананы уплетала.

Кожура упала наземь, поднимать ее не стала.

За Аленой шел прохожий,

Не заметил кожуру. Наступил

И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.

Вопросы

1. Почему прохожий разбил коленку?

2. Почему он упал?

3. Как попала кожура на тротуар?

4. Какие правила поведения на улице вы знаете?

Паводок

Дружно таяли снега,

Затопили все луга.

Сильно разлилась река

И закрыла берега.

Вопросы

1. Почему разлилась река?

2. Почему луга оказались затопленными?

3. Почему снега стали дружно таять?

Жадина

Мальчик Петя жадным был,

Одного себя любил.

Не делился ни конфетой,

Ни игрушки не давал.

Сам все ел, во все играл

И себе все забирал.

С ним ребята перестали

И делиться, и играть.

Жадиной его прозвали.

Видеть Петю не хотят.

Вопросы

1. Почему дети прозвали Петю жадиной?

2. Почему дети перестали делиться с Петей?

3. Каким вам нужно быть, чтобы дети хотели с вами играть?

Обжора

Один пузатый здоровяк

Съел десять булок натошак.

Запил все булки молоком,

Съел курицу одним куском.

Затем барашка он поджарил

И в брюхо бедного отправил.

Раздулся здоровяк, как шар.

Обжору тут хватил удар!

Вопросы

1. Почему здоровяка хватил удар?

2. Почему нельзя сразу есть столько пищи?

3. Почему вредно есть столько булок?

4. Почему пищу нужно тщательно пережевывать?

Смелый капитан

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали.

За канат держусь я крепко.

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал,

С мостика чуть не упал.

Вопросы

1. Почему сначала качка была тихой?

2. Почему потом все упали?

3. Почему сорвало кепку?

4. Почему капитан чуть не упал с мостика?

Облака

Облака, как паруса,

Мчит их ветер, гонит.

Если много облаков,

Будет точно дождик.

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,

Будет солнышко с утра,

Защебечут птицы.

А столкнутся лоб об лоб,

В тучу превратятся.

И тогда грохочет гром —

Это тучи злятся.

Вопросы

1. Почему облака передвигаются?

2. Что будет, если на небе очень много облаков?

3. Какая погода будет, если на небе мало облаков или они, как перышки?

4. Что происходит, когда облака собираются в тучи?

Лужи-зеркала

Ночью дождик сильно лил

И всю землю намочил.

Утром солнце рано встало,

Посмотрело сверху вниз.

Что с землею за ночь стало?

Вот удача, вот сюрприз!

Сто зеркал внизу лежали

И на солнышке сияли.

Отражались в них деревья

И прекрасные цветы,

Фонари, дома, заборы —

Всем хватило красоты.

Солнцу лужи-зеркала

Очень приглянулись.

И от всей души оно

Жарко улыбнулось.

От такой улыбки лужи

Сразу изменились.

И к обеду, обмелев,

Вовсе испарились.

Вопросы

1. Почему утром на земле образовались лужи?

2. Почему в лужах все отражается?

3. Почему к обеду лужи испарились?

Сосулька

Вниз головой висит сосулька.

От солнца насморк у нее.

То от тепла она заплачет,

То платьице ушьет свое.

Придет мороз, и закалеет,

Немного за ночь подрастет,

Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет — упадет.

Вопросы

1. Почему сосулька висит вниз головой?

2. Почему тает сосулька?

3. Почему ночью она подрастает и становится толще?

4. Почему сосулька может упасть?

5. Что может случиться, если упадет большая сосулька?

Проказник ветер

Проказник ветер прилетел,

Густой листвой зашелестел.

Подул немного посильней

И ветки закачал быстрей.

Совсем, плутишка, разошелся

И по стволам уже прошелся.

Тут закачался целый лес.

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы.

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным сразу стал.

Вопросы

1. Какой по силе ветер шелестит листвой?

2. Почему закачались ветки?

3. Почему стали качаться стволы? Целый лес?

4. Почему ветер перестал дуть?

Мороз

Вчера были лужи,

Сегодня — мороз.

Он всюду развесил

Сосульки из слез.

Он талые лужи в каток превратил

И всю обстановку за ночь изменил.

Вопросы

1. Почему после оттепели появились сосульки?

2. Почему лужи превратились в каток?

Засуха

Все лето не было дождя.

Трава вся пожелтела,

Потрескалась кругом земля,

И листья облетели.

Вопросы

1. Почему пожелтела трава и облетели листья?

2. Почему потрескалась земля?

3. Что еще может случиться в засушливое лето?

Беспечные туристы

В лесу туристы были,

Костер не затушили.

Затлела рядышком трава,

Деревья загорелись.

И вот пылает целый лес,

Огонь поднялся до небес.

Вопросы

1. Для чего туристы развели костер?

2. По чьей вине загорелся лес?

3. Что не сделали туристы?

4. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дождь

Дождь льет с неба, хлещет с крыши.

Посмотри вокруг, малыш,

Наl каждым прохожим зонтик цветной.

И мы зонт откроем и спешно домой

Направимся, чтобы нас дождь не мочил,

Чтобы тебя он не застудил.

Вопросы

1. Почему люди раскрыли зонты?

2. Почему они спешат домой?

3. Почему в дождь вода с крыш льется сильно?

Ветер

В песочнице играли дети.

Вдруг начался сильный ветер.

Запорошил глаза песком,

Игрушки разбросал кругом.

Вопросы

1. Почему песок попал детям в глаза?

2. Почему игрушки оказались разбросанными?

3. Что нужно сделать, если песок попал в глаза?

4. Когда песок попадает в глаза даже без ветра?

Неудачный обед

Дети, за обедом сидя,

Стали спорить громко вслух.

Подавился мальчик хлебом

И издать не может звук.

Вопросы

1. Почему мальчик подавился?

2. Почему нельзя разговаривать, когда ешь?

3. Как надо вести себя за обедом?

Мама спит

Мама спит, она устала,

Ну и я играть не стала.

Я волчок не завожу,

А уселась и сижу.

Вопросы

1. Почему девочка не стала играть?

2. Почему она не стала заводить волчок?

Можно набрать и другие варианты из стихов, стихотворных сказок.

Упражнения по методике А.Э. Симановского

Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста устанавливать последствия событий.

Ребенку (6—8 лет) предлагается представить, что он может уменьшиться до размера муравья, а затем придумать историю о своем чудесном превращении, используя следующие вопросы. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался?

Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Множество таких вариантов можно найти в книге Е.А. Алябьевой «Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет» (М., 2009).

Ребенку (7—10 лет) предлагается представить себя ростом в 3 метра и придумать историю своей жизни в роли великана с помощью наводящих вопросов.

Какое бы у тебя было любимое занятие? Что бы тебе не понравилось?

С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось?

Через какое время ты бы захотел снова стать нормальным?

Ребенку (7—10 лет) предлагается представить, что произошло бы и что он сделал бы, если:

— из крана на кухне полился апельсиновый сок;

— из тучи вместо дождя стал падать изюм;

— люди придумали таблетки от сна;

— вместо снега на землю начали падать игрушки;

— все можно было бы купить без денег;

— взрослые разрешили делать детям все;

— всегда было бы только лето;

— можно было бы летать, как птица;

— вместо снега землю покрыл пух;

— все машины поехали задом наперед и т.п.

Ребенку (6—8 лет) предлагается выбрать одну из причин, объяснив свой выбор.

Колобок не сумел уйти от лисы потому, что:

— он был простофилей;

— лиса была хитрая;

— лиса перехитрила Колобка;

— лиса съела Колобка.

Такие варианты можно составить по любой сказке.

Вариант упражнения для детей 8—10 лет.

Слово «Марина» пишется с большой буквы потому, что:

— это имя девочки;

— все имена пишутся с большой буквы;

— так принято писать;

Лучшие статьи по теме