Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Развиваем логику для 3 4 лет. «В саду, в огороде или в лесу». Упражнения-игры для малышей

Развиваем логику для 3 4 лет. «В саду, в огороде или в лесу». Упражнения-игры для малышей

В этой статье:

С 2 до 3 лет у детей начинается новый период в жизни - время предельного интереса ко всему, что их окружает. Дети задают тысячи вопросов и часто даже не дожидаются ответов на них, придумывая для родителей всё новые и новые. В этом возрасте у малышей начинает развиваться логика, и задача взрослых - не пропустить момент и поспособствовать этому процессу.

Для того чтобы понимать, на чём должно строиться развитие логики у малышей от 2 до 3 лет, нужно точно знать, к чему они питают яркий интерес. На основании интереса детей можно проводить увлекательную и эффективную работу с ними, которая будет строиться на специальных упражнениях, играх-упражнениях и просто играх.

С детьми 2-3 лет нужно много и продуктивно разговаривать, давая им возможность высказываться и выразить собственную точку зрения.

Существуют негласные правила, на которых должно быть построено развитие логики у малышей в раннем возрасте. Соблюдая следующие правила, родители поспособствуют развитию заложенного от природы потенциала детей.

  1. Не ограничивайте пространство малыша манежем, кроваткой, ограждениями. Познавая мир, кроха научится логически мыслить.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок регулярно получал новые впечатления и ощущения, благодаря им он сможет воспитать в себе любознательность.
  3. Дайте малышу почувствовать себя в полной безопасности, это чувство подарит ему возможность не бояться новых открытий.
  4. Будьте уверены в силах малыша, отказавшись от мысли, что его выбор не обоснован. Если ребёнок проявил к чему-либо живой интерес, то, скорее всего, он в состоянии справиться и с освоением этого.
  5. Не ограничивайте фантазии малыша некими правилами. Дайте ему возможность импровизировать, например, если он изображает яблоко синим, а собаку - превосходящую по размерам человека.

Дополнительно родителям нужно помнить, что на развитие логики у малышей 2-3 лет положительно влияют упражнения и игры, построенные на задействовании обеих рук. В этом случае будут работать сразу оба полушария мозга.

Кроме того, обязательно нужно стараться давать ребёнку возможность как можно больше общаться с новыми людьми, особенно сверстниками, не ограничивая его круг общения одними лишь родственниками.

Особенности развития логического мышления

Для детей в 2-3 года абсолютно естественным является познавать мир через общение и помощь взрослым. Именно поэтому малыши столько времени проводят, наблюдая за родителями, старшими братьями и сестрами и предлагая им свою помощь.

Не стоит ограничивать подобных порывов малышей, помня о том, что таким образом они знакомятся с действительностью, а также что это положительным образом влияет на развитие у них логики в раннем возрасте.

Важно, чтобы родители не пожалели времени и объяснили малышам причинно-следственные связи, начиная от следов мокрых лап кошки на асфальте и заканчивая песком, который в сухом состоянии не подходит для строительства башни.

Не нужно думать, что эти вещи очевидны для детей и не требуют пояснения. Развитие логики у малышей раннего возраста находится на начальном этапе, поэтому многие логические цепочки они пока не в состоянии отследить самостоятельно.

Игры и упражнения для развития логического мышления у детей 2-3 лет нужно выбирать такого уровня сложности, чтобы мозг детей активно работал и при этом им не было слишком сложно. Дополнительно стоит подумать о правильном рационе питания для малыша, так как число витаминов и минералов, получаемых им ежедневно, сказывается на процессе развития логики и общего развития в целом.

Упражнения-игры для малышей

Упражнения-игры для детей 2-3 лет обязательно должны увлекать и побуждать действовать. Так, например, с малышом можно позаниматься:


В конце упражнений, если малыш справился с заданием, необходимо поговорить с ним о том, почему он поступал именно таким образом.

Упражнения для развития логического мышления

На четвертом году жизни для детей можно подбирать игры, базируемые не только на наглядном, но и на словесно-образном восприятии. Именно поэтому задания могут носить устный характер.


Не забывайте о диалоге с малышом. Задавайте ему как можно больше наводящих вопросов касательно всего, с чем ему приходится сталкиваться в жизни, начиная от простых «Зачем есть кашу утром?» и «Почему нужно мыть руки?» и заканчивая более сложными «Почему идёт дождь?» и «Куда пропадает снег весной?».

Ниже представлены интересные варианты игр для детей 2-3 лет, стимулирующие развитие логики в этом возрасте.

Найди шар в руке

Взрослый рисует на листе фигурку человечка или животного, героя мультфильма или самого ребёнка. Над ним рисует несколько воздушных шаров со спутанными нитками, одна из которых доходит до руки главного героя рисунка. Задача малыша - провести пальчиком по нитке и найти нужный шар.

Если для ребёнка задание не представляет особой сложности, можно его усложнить увеличением числа шаров или предложением отыскать правильный без использования пальца в роли помощника.

Отыщи правильный цвет

На листе изображают предметы разных цветов - например, три-четыре мяча, квадрата или треугольника. Малыша просят найти не красный и не зелёный предмет, не синий и не жёлтый и так далее. Такая игра не только ускоряет развитие логики малышей 2-3 лет, но и помогает им закрепить знания цветов.

Что понадобится?

Эта игра имеет два варианта.


Найди пару

Интересная игра для самых маленьких, хорошо стимулирует развитие логики. На листе бумаги рисуют животных и разные варианты продуктов, которые они могли бы съесть, после чего просят детей подобрать подходящие пары, например, кот - молоко, кролик - морковка, медведь - мёд и так далее.

Дорисуй-ка

На листе бумаге рисуют разнообразные предметы с недостающими деталями, после чего просят малыша найти эти детали и дорисовать. Это может быть дом без двери, кошка без усов, собака без хвоста и так далее. Если ребёнку сложно сразу обнаружить недостающие элементы, то можно нарисовать их рядом, предлагая выбрать нужные.

Памятка для родителей

«Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет»

Дружные фигурки

Игра развивает образное мышление, произвольную память, готовит руку к письму.

◈ Как играем: вы в дороге и вам нечем занять ребенка? Нарисуйте на листе бумаги 7-8 любых фигур, какие придут вам на ум. Например: круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них - две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как - пусть придумает сам. Самое главное - не выходить за контуры.

◈ Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много. А главное - ваш ребенок будет занят с пользой для вас и для него.

Пригласим на день рождения

Игра учит соотносить группы предметов по их количеству, развивает наглядно-образное мышление

Необходимый инвентарь: бумага, ручка или карандаш.

◈ Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах - это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.

◈ Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество - больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Делим - собираем

Игра учит вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)

◈ Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, - машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

◈ Играем наоборот: стул - спинка, ножки, сиденье. Телефон - кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?..

◈ Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, - попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик), и дорисовать предмет. Покажите часть предмета - ребенок должен определить, что это такое.

Тук, тук, кто в домике живёт?

◈ Как играем: спросите ребенка, что снаружи, что внутри: котлета или сковорода, сок или кувшин, краска или ее тара, квартира или дом, мягкая игрушка или вата река или песок?

◈ Закрепляем: нарисуйте комнату - в ней мебель, банку с компотом - в ней фрукты и т. д.

Сортируем картинки

Игра учит классифицировать предметы

Необходимый инвентарь: вырезанные картинки из старых книг, журналов, фантики от конфет и т. д.

◈ Как играем: вместе с ребенком сложите картинки в коробочки и положите их в определенное место. Эти картинки вам пригодятся и для развития речи, и для игр по математике. И не надо покупать лото! В дождливую погоду достаньте коробки с карточками. Сами вернитесь к своим делам, а ребенок пусть занимается сортировкой карточек.

◈ Группировать и сортировать можно как угодно: цветы и кустарники, времена года, части суток, одежду и обувь, буквы и цифры и т. д. Есть картинки с игрушками и мебелью - разделите их на деревянные и на пластмассовые и т. д.

◈ Закрепляем: раскладывать можно зимнюю и летнюю обувь, тяжелые и легкие предметы, игрушки для зимы и для лета и т. д.

Квартирный счет

Игра учит сравнивать группы предметов по их количественному соотношению, формирует логическое мышление.

◈ Как играем: вы путешествуете с ребенком по квартире и выясняете, каких предметов в ней много, мало, один. Задаете вопросы, требующие логического объяснения: а может ли быть ваз, полок, холодильников больше, чем цветов, обуви, продуктов? Страниц меньше, чем книг? И т. д. Пусть ребенок обоснует свой ответ.

◈ Закрепляем: на улице сравниваем дома и людей, живущих в них, деревья и цветы, машины и пассажиров и т. д.

Нужные вещи

Игра знакомит с многофункциональностью некоторых вещей

◈ Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» - «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» - «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?

◈ Поощряйте ребенка за интересные ответы: бумага для бумажного змея, кораблика.

◈ Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» - «Рисовать, для постового, для флажка».

◈ Чем интереснее ответы, тем лучше. А если завести альбом «Нужных вещей» и зарисовывать их? Поверьте, ребенку это понравится.

Сообразилки

Игра помогает формировать понятийное мышление - вычленять подгруппу из целой группы

◈ Как играем: путешествуем по квартире, по улице. Чего больше: столов или мебели, кастрюль или посуды, одежды или футболок, медведей или животных в лесу, рыбы или пескарей в реке?

◈ Закрепляем: посмеемся: чего больше - коров или молока, квартир или жильцов? Куриц или яиц?

◈ Такие вопросы развивают образное и логическое мышление.

Изображалки

Игра подводит к пониманию того, что схемой можно изобразить любые предметы

Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.

◈ Как играем: попытайтесь вместе изобразить на бумаге снег, ветер, дождь и даже настроение - радость, обиду. Вы говорите - ребенок изображает, и наоборот.

◈ Закрепляем: в кармашке погоды каждый день отображайте схемой ее явления.

◈ Задавайте больше заданий на абстрактные понятия - как изобразить тяжесть, верх, легкость и т. п.

◈ А если попробовать на одну изображенную схему найти как можно больше подходящих предметов?

Заколдованные сказки

Игра развивает наглядно-образное мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.

◈ Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их - определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом - оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал - придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

◈ Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки - ищите в них героев сказок. Фантазируйте. Например, зеленый кружочек - это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра», - остальное придумаете сами с ребенком или с членами семьи.

"Нелепицы" Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны.

Дети должны показать, что нарисовано неверно.


Доброго дня! Я, Татьяна Сухих приветствую вас и предлагаю поговорить на интересную тему о том, какие игры на развитие мышления 3-4 года важны для детей. Рассмотрим в какие игры необходимо играть младшим дошколятам?

    Цель данной забавы — развитие навыков классификации, внимания, памяти. Игровыми материалами, наглядными пособиями служат карточки с рисунками животных, предметов.

    Игра начинается с выкладывания карточек. Карапуза попросите отделить карточки с рисунками животных, потом их разделить на домашних и диких. Затем выбрать животных с копытами, далее перебрать тех, кто без рогов и кто с рогами. Можно систематизировать их и по признакам: травоядный –хищник, гладкошерстный – пушистый, плавающий – не плавающий, летающий – не летающий.

    1. «Кто в каком месте спит»?

    Развитие умственных способностей, представлений о геометрических фигурах, закреплений названий цветов, формирование действий подбора по образцу — цель данного развлечения.

    Наглядными пособиями, игровыми материалами являются карточки, которые разбиты на секторы, в каждом из которых есть геометрическая фигура.

    Игра начинается со вспоминания названия фигур – человечков. Воспитательница дает деткам карточки с изображениями «кроватки» для фигурок. Дети должны разложить фигуры на карточки таким образом, чтобы они совпадали с нарисованными. Так, человека с квадратной формой должны положить в кровать такой же формы.

    1. «В саду, в огороде или в лесу»

    Целью игры является усовершенствование навыков классифицирования, изучение порядка вещей. Игровыми материалами являются карточки с рисунками сада, огорода, леса, картонные фигуры ягод, овощей, грибов, фруктов.

    Начинать игрище нужно следующим образом: деток предложите вырезанные фигуры разложить правильно, то есть вспомнить, что растет в огороде, в лесу, в саду, а затем разложить фрукты в саду, грибы, ягоды в лесу, овощи в огороде.

    1. «Найди рисунок»?

    Развитие памяти, внимания является целью данной игры. Игровыми наглядными материалами служат рисунки с одинаковым форматом, но с разными изображениями.

    Игру начинайте с показа картинки детке. Он должен внимательно изучить ее. Попросите малютку отвернуться или закрыть глазки, а вы выложите картинки, в том числе и рассмотренную. Предложите найти ранее увиденную картинку.

    1. «Какие действия я делаю»?

    Усовершенствование внимания, воображения преследует данная потеха, которая начинает воспитательница с имитации определенных действий. Кроха должен предугадать, что под этим подразумевается. К примеру, воспитательница складывает пальцы таким образом, как будто ручку или карандаш держит и водит по мыслимой бумаге рукой. Детка должен предугадать, что педагог пишет или рисует. Покажите также простые жесты, например, как выпить из чашки, как кидать мячик. Затем можете поменяться ролями.

    1. «Кто это может делать»?

    Развитие речи, наблюдательности, логического мышления является целью данной игры. Ребенок должен угадать, о ком пойдет речь в беседе. Воспитатель должен перечислить действия человека. К примеру, возвращается с работы домой, играет с тобой, гуляет с нами в парке. Ребята говорят мама или папа? Делает красивые прически, стрижет волосы. Кто это? – парикмахер. Лечит людей, надевает белый халат. Это врач.

    1. «Что дает корова»?

    Эта игра преследует следующую цель: развивать память, внимание. Игровыми материалами являются рисунки с животными и продуктами, которые получаются от них, например, молоко, яйца, шерсть.

    В произвольном порядке разложите карточки. Попросите ребенка рядом с рисунком каждого животного положить картинку продуктов, которое дает это животное. Образец: корова — творог, молоко, кефир, сметана; курочка – яйцо, перья, коза – носки, пуховая пряжа, варежки.

    1. «Широкое – узкое»

    Ознакомление с понятиями широкое — узкое, развитие навыков сопоставления преследует данная игра. Игровым материалом могут служить два мяча различного размера.

    Начинайте такое развлечение с предложения ребенку прокатить мячи по дороге, которые огорожены кубиками. Сделайте две полоски: одна для большого мяча, а другая — для маленького. Прокатите большой мяч по узкой дорожке, а маленький мяч – по широкой. Объясните ребенку, почему большой мяч не может поместиться на узенькой дорожке, и введите в словарь ребенка понятия «широкая – узкая». Сделайте такой эксперимент: проведите по дорожкам игрушки различного размера. Затем, в конце игры можете обобщить и сказать, что узкая дорожка для маленьких игрушек, а широкая дорожка – для больших.

    1. «Величины и их сравнение»

    Целью этой игры является сравнительный анализ величин, развитие логического мышления. Наглядными пособиями являются узкая и широкая полоска бумажки, различные кубики.

    Предложите крохе построить дома для зайчика и мышки. Затем спросите его о том, сможете ли построить одинаковые домики по размеру. Пусть ребенок сделает вывод, что домик мыши должен быть меньше домика зайчика.

    После построения домиков, скажите, что звери попросили проложить тропы для гостей перед их домами. Но, дорога перед домом должна быть узкой, а перед домом зайки – широкой. Путем наложения полосок друг на друга, покажите детке, какая из них шире. После чего предложите малышу самостоятельно распределить дороги между домами.

Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

План урока:

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Упражнение 2. Словоразбиватели

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

  • тюль;
  • ключ;
  • клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и .

Упражнение 4. Анаграммы

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма- литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

  • «карета» улетела к звездам;
  • «слово» выросло на голове;
  • «шнурок» научился летать;
  • «атлас» стал съедобным;
  • «насос» поселился в лесу;
  • «соринка» стала прозрачной;
  • «валик» положили на стол перед обедом;
  • «плюшка» научилась плавать;
  • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
  • «парк» не мог прожить без воды.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет . А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 10. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

Про два квадратика из семи.

Получаем три квадрата.

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

Поворачиваем рыбку.

И про два равносторонних треугольника.

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!

В период дошкольного детства ребёнку предстоит многое узнать и многому научиться. Психическое, физическое, творческое, интеллектуальное развитие проходит в этот период очень интенсивно. При разработке плана развивающих занятий, очень важно не забывать про задания на развитие логики. Адаптированные для малышей 3–4 лет специальные игры и упражнения создадут прочный фундамент для формирования логического мышления.

Особенности мышления в младшем дошкольном возрасте

К трём годам большинство детей, пережив кризис трёхлетнего возраста, начинают осознавать себя как отдельную личность и чутко реагируют на то, как эту личность оценивают окружающие.

Не утратив детский интерес к простейшим играм, трёхлетки постепенно осваивают сюжетно-ролевые игры, а переход от предметно-действенного мышления к мышлению наглядно-образному помогает им играть «понарошку», заменяя одни предметы другими или манипулируя вымышленными аксессуарами.

Стремительно развивающийся словарный запас, формирование навыков составлять правильные грамматические конструкции и активная познавательная деятельность помогают карапузу осмысленно использовать в речи различные понятия, заменяя ими конкретные объекты. Всё это в совокупности создаёт базу, необходимую для включения отвлеченного, или логического мышления.

Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, человек обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:

  • выделять части целого;
  • группировать объекты и явления по заданным признакам;
  • находить общее в группе предметов;
  • выделять лишний предмет из представленной группы;
  • определять связи между предметами;
  • находить причинно-следственные связи;
  • строить гипотезы, предлагая аргументы в их защиту.

Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая карапузу интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, вы приучаете ребёнка мыслить, анализировать, обобщать. Регулярные систематические занятия - залог педагогического успеха!

Что должен знать и уметь ребёнок 3–4 лет:

  1. Собирать простые пазлы из 2–4 фрагментов.
  2. Замечать и обсуждать ошибки в картинках.
  3. Объединять предметы в группы.
  4. Обоснованно указывать на картинке лишний предмет.
  5. Выделять сходства и отличия в предложенной группе предметов.
  6. Находить парные предметы, устанавливать между ними логическую связь.
  7. Знать основные свойства и признаки разных предметов.
  8. Уметь объяснять назначение разных предметов: одежды, мебели, посуды и т. д.
  9. Правильно расставлять порядок действий в привычных ритуалах (одевание, приём пищи, уборка в комнате и пр.).
  10. Не отвлекаться от выполнения задания на протяжении 5 минут и более.

Логические игры и упражнения для детей 3–4 лет составлены с учётом возрастных особенностей и учитывают возможности и интересы ребёнка.

Развитие логики в 3–4 года: задания с картинками

Задание 1
  • Закрась самый высокий цветочек синим цветом, а самый маленький - розовым. Остальные цветочки закрась жёлтым.
  • Сколько всего цветочков надо полить Ёжику?
  • Сколько жёлтых цветочков у тебя получилось?

Задание 2
  • Рассмотри внимательно картинки.
  • Что делает Мишка? Как ты думаешь, какое время суток нарисовано на этой картинке? Почему ты так думаешь?
  • Сколько вагончиков у поезда? Кто в них сидит? В каком вагоне больше всего пассажиров? Кто сидит в последнем вагоне? Как ты думаешь, куда едут друзья?
  • Найди отличия в каждой паре картинок.

Задание 3
  • Сколько персонажей нарисовано на картинке?
  • Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему ты так думаешь?

Задание 4

· Соедини линией листочек с его тенью.

  • Сколько листочков на картинке? Сколько из них жёлтого цвета?
  • Каких листочков больше: красных или зелёных?

Задание 5
  • Обведи красным карандашом все предметы одежды.
  • Обведи синим карандашом посуду.
  • Оставшиеся рисунки обведи зелёным карандашом. Как назвать одним словом все картинки, которые обведены зелёным цветом?

Задание 6
  • Соедини предметы из левого и правого столбиков.
  • Расскажи, с чем ты соединил барабан. Почему?
  • Расскажи, зачем нужна зубная паста. С каким предметом из правого столбика ты её соединил?
  • Расскажи, с чем и почему ты соединил оставшиеся предметы из левого столбиков.

Логические игры для детей 3–4 лет

Пазлы

Пазлы отлично развивают внимательность и способность видеть целое как совокупность фрагментов. Первые пазлы для малыша вы можете приготовить самостоятельно, распечатав на плотной бумаге любой яркий несложный рисунок (один или несколько понятных ребёнку предметов) и разрезав картинку на 2 части.

«Верю - не верю»

Игра привлекает простыми правилами и отсутствием дополнительных материалов. Вы можете развивать логику ребёнка во время прогулки, в очереди, в дороге. Нужно задавать разнообразные вопросы, на которые малыш может ответить одним из двух способов: «верю» или «не верю».

  • Солнце зелёное?
  • Листья желтеют весной?
  • Все воздушные шарики красного цвета?
  • Некоторые воздушные шарики красного цвета?
  • Дом больше кошки?
  • Кошка больше дома?
«Крестики-нолики»

Это одна из самых простых игр на развитие логического мышления. Думаем, правила напоминать не нужно? Правда, если вы будете раз за разом выигрывать, ребёнок может быстро потерять к игре интерес. Мы, конечно, ни на что не намекаем, но полагаем, что иной раз поддаться будет не лишним.

  1. Друзья, чтобы научить ребёнка мыслить логически, чаще общайтесь с ним на самые различные темы.
  2. Задавайте вопросы обо всём на свете и не игнорируйте детские вопросы, даже если не находитесь сразу, как верно сформулировать ответ.
  3. Смотрите с ребёнком развивающие мультфильмы и передачи, с их обязательным последующим обсуждением.
  4. Привлекайте для развития логики возможности современных технологий: игры для компьютеров, планшетов и смартфонов могут стать вашими верными помощниками при условии их разумного использования.
  5. Играйте, читайте и творите с искренней вовлечённостью в процесс, заражая ребёнка своим неподдельным желанием развиваться, больше знать и уметь.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Лучшие статьи по теме