Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Талисманы
  • Когда можно начинать рисовать с ребенком. В каком возрасте ребенок начинает рисовать? Из наблюдений психологов

Когда можно начинать рисовать с ребенком. В каком возрасте ребенок начинает рисовать? Из наблюдений психологов

“Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, - утверждал В.А.Сухомлинский.
Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать .

6-7 месяцев

Начинать показывать ребенку, как мама рисует, можно месяцев с шести-семи, когда он уже хорошо сидит и может манипулировать предметами. Можно наклеить, например, на шкаф, большой лист бумаги. Сядьте вместе с малышом рядом с расположенным вертикально листом, возьмите в руки кусочек воскового мелка и покажите, как проводить линию. Наверняка ребенок захочет повторить, дайте небольшой кусочек и ему, только следите за тем, чтобы он не попал в рот. Зато такой небольшой мелок сложно взять в кулак, его можно держать только щепоткой, тремя пальчиками, именно так, как нужно держать карандаш или ручку, и впоследствии вам не понадобится его переучивать. Ребенок сразу возьмет ручку правильно! Не рисуйте пока малышу человечков или зайчиков, покажите разные линии: прямые, кривые, нарисуйте круг, квадрат, треугольник, обязательно проговаривая, что и как вы делаете. Называйте цвета мелков, которые вы используете, возьмите с ребенком мелки разных цветов, покажите ему, где ваша линия, где его. Обязательно похвалите, и не сразу снимайте этот шедевр со стены или шкафа, пусть до прихода папы это будет выставка. Деткам и в более старшем возрасте очень важна эмоциональная значимость их деятельности. Пусть папа придет и похвалит!
«Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Общаясь с ребенком, называйте вещи своими именами. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с легкостью, без труда, все это запомнит.

9 месяцев

С 9 месяцев можно переходить к настоящему творчеству. Рисовать нужно на больших листах бумаги, на обоях, так как дети в этом возрасте рисуют от плеча. Лучше начинать с маркера, затем, до года, добавить ручки, карандаши.

Для первого раза ребенка надо похвалить не меньше 20 раз. Помните: первое движение карандашом по листу бумаги это замечательный процесс познания ребенком и взрослым картины мира.

Около 1 года

«Первый рисунок или первая стадия процесса рисования, часто именуется «маранием» или « каракулями». Для ребенка это процесс игры карандаша и бумаги. Главное для него то, что в процессе игры виден результат – из движений карандашом по бумаге «что-то» выходит, создается.

Созидание линии – без «рисунка» в хаосе и нагромождении – волнует ребенка. Здесь закладываются основы творческой психологии. Главная ценность – в переходе за грань «переживаний», в создании объективного, как бы отделяющегося от творца бытия, всем доступного, для всех открытого. Еще линии не становятся материалом для «изображения», изобразительная сила и функция линий еще не предчувствуется. Эти «каракули» радуют появлением нового бытия, отделяющегося от работы ребенка, застывающего, приобретающего таинственную самостоятельность. Творить бытие, вызывать его к жизни, накопляя, нагромождая линии одну за другой – вот что влечет к себе ребенка на этой стадии.

Все зависит от того,когда близкие ему люди дадут первый в его жизни карандаш или краски. Многие современные родители доверяют эти “развивающие” пособия очень рано своему малышу,еще до года. И правильно делают! Не сомневайтесь,польза от рисования огромная! Рисование – это своеобразная игра для вашего малыша, это игра в творчестве, это развитие его органов чувств, эмоций,сенсорных способностей, фантазии и интеллекта.

Чем раньше вы предоставите малышу возможность развивать себя в таком творчестве,тем лучше.Не бойтесь давать крохе краски или карандаши;не бойтесь,что он будет пробовать их на вкус….это все временно.
Сегодня можно купить абсолютно безопасные краски и материалы для вашего совместного первого рисования.
Рисование в таком юном возрасте принесет несомненную пользу не только крохе,но и вам.Многие современные психологи подчеркивают,что в таких совместных играх и занятиях налаживается эмоциональный и творческий контакт.Рисование снимает стресс,переутомление и напряжение,оно помогает справиться с д ией у молодой мамы после родов.

А теперь давайте вернемся к детскому рисунку…
Что же такое детский рисунок?Как малыши учатся рисовать?
Создание сложной картинки шестилетним непоседой - это целая история творения “шедевра”.
Чтобы научиться рисовать такой “шедевр”,малыш обязательно проходит все этапы эволюции “учебы” рисованию. Сложно? Странно? Да - это Учеба,это Труд для малыша!Давайте понаблюдаем,как создается рисунок вашим крохой месяц за месяцем,год за годом……..

Если вы дали первые краски малышу раньше года,то,скорее всего,ваше совместное рисование начнется не кисточкой,а ладошками или даже ножками (стопами) малыша.Это абсолютно нормально для начала,не стоит переживать,что кроха измажется или у него ничего не получится.А многие психологи подчеркивают,что такое рисование полезно для развития тактильных ощущений – на ладошках и стопах располагается множество активных чувствительных точек!
Что делает малыш? Он с огромным удовольствием размазывает гуашь по белому листу и наблюдает своими внимательными глазенками за процессом появления красивых разн ных пятен.Эти пятна и следы наносятся еще, как попало,но с огромным восторгом.Рисование у младенцев занимает всего пару минут,но это огромный труд для них.Не поленитесь разложить на полу побольше листов бумаги,дайте крохе выбрать краску (может быть ему понравится красная или ярко желтая краска – не мешайте в выборе!) и пусть он творит свои произведения.Не надо напрягаться сложностью рисунка или идеей будущего произведения,дайте волю вашей фантазии!Творите вместе!

После года,когда ручки крохи окрепнут,ему можно предложить порисовать кисточками и карандашами.Первые кисточки должны быть толстые,чтобы их легко было удержать.
Размашистые и свободные движения вашего малыша карандашом или кисточкой на листе бумаги уже можно считать рисунком.А первый рисунок - это первые каракули.
Именно к полуторам годам он начинает чиркать по листку,на котором появляются скопления из множества штрихов и точек.Ваш ребенок постепенно будет совершенствовать моторику речи и с карандашом в руках – движение кисти.Вы должны понимать,что развитие речи,моторики и рисование – это единый и очень важный процесс развития интеллекта у малыша.
Позаботьтесь,чтобы первые карандаши были средней мягкости,а грифель коротко и кругло очинен.Бумагу подберите плотную (ватман),иначе она порвется под размашистым и энергичным ударом-натиском вашего непоседы!После года, уроки рисования можно проводить за столиком,на полу или просто на стенах – как вам удобнее.Например, известные педагоги Никитины, рекомендуют прикрепить листы или рулоны бумаги по периметру комнаты малыша,и пусть себе рисует!Так создается развивающая обстановка в доме…….Легко и просто,ненавязчиво и без напряжения ваши уроки продвигаются все дальше и дальше.Главное,создайте творческую атмосферу в вашем доме и не ругайте малыша,за обрисованные обои (кстати,психологи считают это вредным!).Дайте малышу подрасти,а потом вы сделаете ремонт в квартире……

Малыш растет и к двум годам он уже начинает исследовать и пытаться осознавать связь между различными движениями руки и получающимися на листе изображениями.В этом возрасте чаще всего малыши изображают многочисленные кругообразные каракули,точки и палочки.Иногда появляется прямая линия,как оборванный кружочек, или кривая,которая легко прерывается.
Кроха уже способен замечать границы листа бумаги и даже понимает,что его рисунок может переместиться на стол. Но,конечно,пока его главный интерес заключается в самом процессе рисования,а не в его конечных результатах.
Дети учатся отображать действительность в символах.Малыши рисуют кружочки и палочки,в которых они видят - “машинку”,“маму”,“собачку” и другие предметы.Все эти элементы изображений уже можно назвать “Образами”,но только на данном,начальном этапе создания рисунка.Для ребенка эти элементы составляют полный и законченный рисунок.
Начальный этап создания рисунка,все эти элементы - это основа для будущего обучения письму.Со временем из таких кружочков и палочек составятся буквы,слова и фразы.

К трем годам ваш кроха начинает осознавать себя индивидуальностью и его “Я” выходит на первый план.Именно с этого возраста,с возраста трех лет – начинается время настоящего рисования.
Давайте понаблюдаем за трехлетним ребенком…
В отличие от двухлетнего малыша,он уже свободно и достаточно крепко держит карандаш,ручку или кисточку,а линии у него получаются более четкими.Конечно,рисует он еще плохо,непонятно,размашисто... Малыш еще сжимает карандаш в кулачке,вместо того,чтобы держать его между большим и указательным пальцами.
К тому же,непоседа будет стремиться выбрать такое положение,в котором ему будет удобно творить рисунок,– и это не обязательно будет столик (его рабочее место),он не всегда садится на стульчик.Малыш может устроить свою художественную мастерскую на полу,на диване,и….. даже на столе! Мешать творческому процессу,конечно же, не надо,но лучше всего определиться с рабочим местом для малыша и спокойно предлагать ему именно это место для “ творческой работы”.Таким образом,вы будете приучать малыша к порядку.
Просто прекрасно,если Вы поучаствуете в совместном творении.Малыши обычно любят участие взрослых в своих играх.А рисование - это именно игра для крохи.Это творческая игра фантазии ребенка,это перенос событий и ситуаций на лист бумаги.В данном случае,содержание рисунка малыша- это игра.Ребенок не просто живет своим рисунком,он живет в той ситуации,которую он изображает! В рисунке как бы сливаются воедино игровой и эстетический моменты.
Трехлетки уже лучше контролируют свои движения и способны работать почти 20 минут.Большинство детей отдают явное предпочтение или правой или левой руке.И многие из них,которые не спешат с выбором,становятся левшами. Это важный момент для родителей!Понаблюдайте за крохой,за его предпочтениями и выбором.
В этом возрасте в картинах чаще всего появляются круги.Малыш соединяет кружки линиями и испещряет их точками, создает клубки и пучки.Из штрихов он делает пятна.Малыш может нарисовать кружок,так как способен в этом возрасте ограничить движения своей руки до одного оборота,и изобразить этот кружок на определенном месте листа бумаги.

Именно здесь,следует остановиться на таком удивительном элементе в детском рисунке,как спираль.Спираль появляется в рисунке в тот момент,когда малыш приходит к такому понятию,как “абстракция”.Он пытается нарисовать кружки одной непрерывной линией,чтобы они не совмещались и не накладывались друг на друга.Это новое и удивительное открытие!
Спираль для крохи - это новая геометрическая форма или фигура,такая же,как и круг,и треугольник и пр. Появление этого элемента в рисунках говорит о том,что у ребенка развивается абстрактное мышление,потому что в этом возрасте он еще не способен к копированию или срисовыванию каких-то объектов.Вы можете попросить ребенка срисовать простую фигуру,но для него это еще будет очень сложно,и, скорее всего,ничего не получится.Он еще не дорос до такого сложного действия,как “копирование”,потому что для этого необходимы более сложные навыки в рисовании.Копирование – это слишком “чуждо” для трехлетнего ребенка.Копирование – это уже не творчество,это своеобразное завершение эволюции детского рисунка.И об этом поговорим позже……
В этом возрасте постарайтесь привлекать внимание малыша к возникающим контурам,формам,и старайтесь объяснять малышу,что он изобразил.Малыш что-то начеркал,поставил несколько штришков,а вы покажите ему в этих элементах - “дорожку”,“дерево”,“тучку”,“солнышко” и пр.… Такие совместные игры понравятся крохе,будут развивать,и укреплять у него фантазию и элементы “эйдетики” (фантазию и мышление в образах).

А теперь остановимся на еще одном важном этапе эволюции детского рисунка.
В тот момент,когда ваш малыш начинает осознавать свою принадлежность к человеческому роду,он начинает изображать на бумаге образ-символ а.Это первый человеческий рисунок – рисунок человека - рисунок "Головонога".В детском рисунке наступает период “Головоногов”.Теперь,этот символ встречается все чаще и чаще в рисунках вашего малыша.
“Головоног” - это голова и ноги.Посмотрите,он рисует овал или кружок – голову,а две линии вниз – это ноги. Как все верно подмечено у него в рисунке - его человек имеет голову (иногда он пририсовывает точки- глаза и палочку- рот) и ноги,он умеет ходить!Это важный творческий прогресс!Это важный шаг творческого развития вашего ребенка!Посмотрите,как точно изображена суть человека.Вспомните,как,по-научному,изображены женщина и мужчина?
Женщина О+,а мужчина О->.
Что рисует малыш? Он рисует человека О=
Правда,интересно?

И вот,к трем с половиной годам ребенок начинает осваивать симметрию…..На рисунках возникают симметричные узоры.
Малыш учится передавать цвет.Если раньше,ему было все равно,что трава и человек были одного цвета,то теперь…. он старается нарисовать травку зеленую.Не всегда,но он уже замечает эту разницу!

На четвертом году жизни малыш внезапно понимает,что абстрактные каракули на листе бумаги ему что-то напоминают.“Ой,как же похоже на солнышко!А вот это на маму! А это пятнышко на курочку!”, - думает он.
Фантазия развивает эмоции малыша.Ему нравится фантазировать и придумывать все новые сюжеты!Очень интересен тот факт,что именно небольшая схожесть “творения” с настоящим образом,побуждает малыша называть один и тот же рисунок по-разному.Все эти кружочки и линии,уже завтра могут стать совсем другими образами.Вчерашняя “курочка”,сегодня становится машинкой или еще чем-либо.Удивительно,но многие,ранее усвоенные элементы на рисунках,могут забываться.Например,в изображении человека,очень часто,на лице могут исчезать глаза,нос и рот, хотя раньше,малыш иногда их рисовал.Это нормальное явление,нормальный ход событий.

Ближе к четырем годам,в рисунке малыша,появляется усложненная форма человеческого образа.К кружку-голове он пририсовывает палочки,обозначающие руки и ноги.Эта классическая форма называется "Солнце".
Конечно,человеческое изображение еще очень упрощенное,но надо заметить,что оно все же усложняется,потому что теперь мы наблюдаем новый элемент – это руки.Малыш понимает и ему важна эта деталь.Руками он может творить! И этот факт появляется в его рисунках.
Ближе к четырем годам он сможет нарисовать квадрат или прямоугольник с узнаваемыми углами.Он учится срисовывать и копировать фигуры и старается изобразить их самостоятельно.Эти изображения уже более точны. Таким образом,малыш готовится к школе писать буквы и цифры.Именно в этом возрасте детей больше всего привлекают геометрические,а не человеческие фигуры.

Вашему малышу уже четыре года… У него все более совершенствуется мелкая моторика рук,и он,все увереннее, справляется с карандашом и кисточкой.Присмотритесь,как малыш активно и легко воспринимает художественные образы,через которые он познает окружающий мир и активно выражает себя в рисунках!
Рисование дает возможность малышу проявить свои чувства и эмоции.Некоторым детям,рисование помогает снять нервное напряжение и уйти от действительности в мир сказок и грез.
Характерная особенность рисунков малышей этого возраста – это их отношение к содержанию рисунка. Присмотритесь,как тщательно они прорисовывают детали и как эмоционально воспринимаются цвета.Если годовалому крохе и двух-, трехлеткам еще все равно,каким цветом размазывать фигуры на листе,то в этом возрасте,малыши уже более серьезно относятся к цветам своего творения.Четырехлетка различает много цветов,в том числе называет уже и такие цвета,как голубой,оранжевый,фиолетовый…..Он уже может себе позволить небрежно нарисовать какой-либо отрицательный персонаж,применяя темные краски,и очень тщательно прорисовывать любимого героя, используя яркие цвета и нарядные орнаменты.
И все же,как правило,в этом возрасте малыш,обходится двумя - тремя карандашами,и к цвету,он относится свободно.Например,солнышко он может изобразить зеленым,если под руку попался такой карандаш.Эта деталь для него еще не столь важна,по сравнению с самим объектом.

В четыре года ваш кроха уже настолько умен,что его внимание к человеку глубинно.
Изучая работы четырехлетних художников,бросается в глаза новая деталь в изображении человека – у него появляется туловище!Руки и ноги теперь,он пририсовывает к туловищу – время “головонога” закончилось!
Малыш растет,он все более осознает свое тело,он изучает его детали,он понимает свою принадлежность к определенному полу…..Все это воссоздается в рисунках и образах.
На лице человека появляются глаза и рот.И не случайно именно глаза и рот!Он смотрит в ваши глаза, или в глаза говорящего человека…… Что больше всего ему важнее при общении? Конечно же !Общение глаза в глаза,и рот для выражения эмоций…..
А вот носа на лице еще нет,или он появляется лишь иногда.Взрослому человеку такое изображение кажется нелепым,а малышу нос в характеристике человека ни к чему.Он не понимает его функции – в общении нос не играет никакой роли…,а раз так,нос игнорируется.Если обратить внимание на нос,то кроха его дорисует…. А уши,скажете вы? Неужели уши не играют роли в общении? А вот уши тоже появятся позже.Потому,что слушать научиться малышу намного труднее,чем говорить……..
И пальцев на руках и ногах пока нет - частности малышу ни к чему.Он схватывает и рисует саму суть.Но вот, ближе к пяти годам,когда ЕГО собственные пальчики станут ловче,и он осознает их значимость,вот тогда,малыш пририсует их к рукам своего человека.А на голове будет уже шляпа,а на теле одежда,через которую будут проступать линии тела,а на ногах обувь…….
В этом возрасте ребенок уже старается дать картинке название,но только после того как ее закончит.
Обратим внимание на важный факт в рисунках маленького творца.Иногда,часть предметов,которые для взрослого человека важны для раскрытия смысла,в рисунках просто исчезают.Они как бы остаются “по ту сторону” творения, но они значимы.Это свидетельство развития фантазии у вашего малыша,он учится уже импровизировать.
Вот кроха рисует яркие кривые линии и он,непременно,расскажет вам,что это волны и буря в огромном океане.А дальше,в своей фантазии,он может дополнить,что там плавает большое чудовище или акула,летит птица,а вдалеке плывет корабль….
Все более усложняя свой рисунок,малыш ищет название для него.Он пытается дать более точное название своим образам.Иногда,получается даже так,что первоначальный замысел рисунка может резко измениться.Например, неудачно нарисованного человека,малыш может назвать “Страшилой”,“чужим” и пр.

Только после пяти лет он берет чистый лист бумаги и заранее решает,что ему нарисовать… Созрел ум,развита фантазия,есть план и замысел.Содержание рисунка указывает на уровень психического развития ребенка.
Вы попросили нарисовать маму,папу и себя?Что вас удивляет в рисунке вашего малыша? Все одинаковы,только разной величины?А вы укажите на эти различия.И вот,постепенно,шаг за шагом он начинает отражать то,что видит. У папы борода,у мамы большие глаза,а у себя…. А у себя - в зависимости от того,кого ребенок больше любит в семье.Больше привязан к отцу - лицо ребенка похоже на отца.,если к матери - на мать.
Психологи установили,что чем глубже ребенок интеллектуально,эмоционально,творчески,тем неожиданнее рисунок и тем выразительнее использованы краски.Развитый ребенок все с большей точностью будет отражать реальный мир, ибо все более наблюдателен.Он передает весь опыт зрительного восприятия,графические шаблоны,все,что усвоил, действуя с предметами.На цветке он изобразит пчелку оранжевого цвета с полосочками,а сам цветок с лепестками и тычинками.Рисунок все более детализируется.Посмотрите,у его коровки появляются рожки,потому что она бодается,а у машинки фары и руль…..
Находясь на прогулке с малышом,обращайте внимание на детали и строение предметов,цветов,деревьев,окружающего мира.В возрасте 5-6-7 лет,малыши уже учатся описывать предметы,у них развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью.Именно поэтому,очень важно подчеркивать составляющие и отличительные признаки предметов,потому что дети этого возраста их могут не замечать еще.
После пяти лет,малыш начинает задумываться над тем,как правильно разместить рисунок на листе.Это тоже умение, которое в дальнейшем поможет ему понять,как текст располагается на странице - сверху вниз и слева направо.
Еще одна важная деталь появляется в детском рисунке именно в этом возрасте. Мы замечаем,что детали рисунка перестают накладываться одна на другую.…. Разные предметы или элементы теперь могут располагаться свободно, отдельно друг от друга,мы можем их подробно и внимательно изучить.Эта важная деталь – свидетельство того,что малыш старается показать все свои знания о данном предмете,его свойства и значимость.Присмотритесь повнимательнее к рисункам вашего ребенка,наверняка там есть и такие,которые могут изображать предмет как бы изнутри, насквозь…..Девочка рисует вазочку с цветами и мы видим даже длинные тонкие стебельки,которые погружены в воду.В реальности,мы не можем этого видеть,а малышка это передает в рисунке,потому что для нее это важный факт – цветочки пьют воду и мама их ставит в вазу.Некоторые психологи называют такие рисунки “Рентгеновским изображением”.
Иногда,на рисунках можно заметить совсем несопоставимые факты или свойства,явления….Это свойственно малышам. Ребенок может запросто разместить в одной композиции разные явления,например,снег и жаркое солнце,лето и зиму….Старайтесь спокойно реагировать на такие выражения фантазии малыша,не делайте ему замечания,не требуйте правильных изображений!Ваш малыш только приближается к фантастике,но это еще не сама фантастика.Стремление ребенка к выражению на бумаге такого разнообразия и фантазии – это свидетельство потребности малыша выразить и показать свои знания и умения.

А теперь мы вернемся к теме “Копирования” в детском рисунке.
Если завершением детского рисунка является реалистическая копия,то,возникает вопрос:“Почему же ребенку так сложно делать копии в более младшем возрасте?”
Как уже подчеркивалось,копирование – это очень “Чуждо” для малыша в возрасте до 4 лет… При срисовывании, ребенку очень сложно представлять в едином целом и оригинал и его копию на рисунке.Когда малыш только учится копировать,он постоянно смотрит на оригинал (предмет) и почти не смотрит на свой рисунок….Чуть позже он обращает больше внимания на свое отображение оригинала.Очень удивительно,но факт - копируя предмет,малыш делает его полное зеркальное отображение.И ему это не доставляет никакого неудобства.Кстати,исследователи утверждают,что это своеобразная подсознательная “хитрость”,которая направлена против копирования.

Ребенок растет и к ближе к 6-7 годам он воссоздает полную копию предмета-образа.Конечно,это еще своеобразная пародия на оригинал,но очень похоже!Считается,что создание полной копии предмета в рисунке ребенка- это завершение эволюции детского рисунка.
Вы должны помнить,что копирование ребенком рисунков или предметов,не формирует изобразительное умение у малыша.Детские фантазии,кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни,на самом деле являются з шем творчества.Фантазии ребенка необходимо всячески поощрять и развивать.Например,вы подарили малышу меховую игрушки-зверька,так помогите ему подробнее ее рассмотреть,сочините вместе целую игру-сказку,историю про это животное,помогите малышу идентифицировать себя с этим зверьком.
Еще одна интересная особенность просматривается в детских рисунках с самого начала детского творчества.
Вы когда-нибудь задумывались над вопросом:“Влияет ли пол малыша на тематику его рисунков?”.Вы не обращали внимание на то,что больше все рисуют мальчики,а что девочки? Ну,конечно же!Самая любимая тема для девочек - это солнышко, цветы,природа,куклы,бантики и украшения,орнаменты и сказки.В этих рисунках много ярких и солнечных образов,стремление приукрасить окружающий мир.Девочки рисуют с невероятными прическами и оригинальными платьями,огромными яркими глазами с ресницами и с обязательными атрибутами- бантиками и коронами.
А вот для мальчика,на первый план,выступает техника в полном ее разнообразии,всевозможные военные события, битвы….
Почему же так происходит? Почему с такого раннего возраста у мальчиков все естественное отодвигается на второй план и заменяется техникой? Психологи приходят к выводу,что таким вот образом,мальчики,подсознательно приходят к образам,в которых проявляется сила,мощь и движение,а девочки – ко всему тому,в чем они видят з и проявление жизни.

Многим малышам очень нравится,когда их работы выставляют на всеобщее обозрение.Длинный коридор,или стена в детской комнате может послужить художественной галереей для рисунков вашего ребенка.Желательно подписывать даты рисунков,чтобы проследить за художественным развитием малыша.
Рисуя,малыш готовит себя к жизни,он учится самостоятельно трудиться,решать все свои проблемы самостоятельно, развивает свою фантазию и интеллект,эмоции и формирует свой характер.

Для малышей,рисование – это,прежде всего игра,которая подчинена всем законам детских отношений.Рисование - это еще и развлечение для ребенка,и способ его самовыражения.Постарайтесь понять это и не мешать творческому развитию,дайте ему возможность реализовать себя в рисовании.Пусть у вашего малыша будет свое рабочее место и наборы для художественного творчества.Краски,кисточки,карандаши,бумага,фломастеры,мелки,пластелин – все это должно быть доступно для крохи.Пусть он в любое время,когда ему захочется,сможет выразить свои эмоции и чувства к окружающему миру.Ведь детский рисунок – это еще и психологический тест настроения и внутреннего мира малыша.В рисунках он передает то,что больше всего его волнует….

Внимательные родители вовремя заметят в них радость и страх,наивность,и горький опыт,тревогу или оптимизм,раскованность или зависимость, одаренность или заурядность.

Доброго времени суток, дорогие родители!

Детки каждую минуту познают этот мир. Каждую минуту для него открывается что-то новое и новое, что-то увлекает, что-то увлекает меньше.

С возрастом ребенок все свои эмоции передает в игре, в общении, в рисунке. Когда малыш рисует , он пытается передать увиденное, что он почувствовал, как воспринял ту или иную ситуацию, предметы. Это его видение этого мира.
Привлекать ребенка к рисованию нужно обязательно. Это формирует у него развитие эстетического вкуса, он формируется как личность.
Довольно важно в самом младшем возрасте подвести ребенка к пониманию прекрасного, научить его самому делать что-то красивое, приятное глазу. Ребенок быстрее научиться понимать цвета, формы, композиции. Научится применять многогранность линий и штрихов. Знакомится с такими предметами для рисования: как кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Когда ребенок рисует — он увлечен своим собственным делом — он творит. Это имеет очень большое значение, именно созидать, а не разрушать. Учится быть самостоятельным, внимательным, усидчивым. Развивается умственная деятельность, он старается передать на бумагу очертания реально увиденных предметов. Задействованы такие мыслительные процессы: как анализ, оценка, сравнение.

К рисованию дети тянутся довольно рано. Особенно, если есть старшие братья или сестры, которые тоже рисуют или пишут, то и маленький ребенок будет тоже тянуться покалякать вместе с ними. Если таковых нет, ничего страшного, нужно просто регулярно показывать малышу, что можно рисовать. У разных деток по-разному, но обычно это происходит в возрасте от 1 года до 2 лет.

Не забудьте создать для юного художника необходимые условия для ваяния. Пусть это будет светлое, или хорошо освещенное место, пусть ему будет удобно и комфортно сидеть за столом, он должен быть выше стола, чтобы мог хорошо видеть свое творение.

Каждый ребенок рисует по-своему. Сначала, конечно же, у малыша ничего не получается — карандаш выпадает из руки, бумага куда-то постоянно съезжает. Мой ребенок даже психует постоянно из-за этого неудобства, что локтями сам двигает бумагу.

Первое время рисование длится совсем недолго, всего несколько минут. Малышу не хватает терпения, он еще не может сосредоточиться и постоянно отвлекается по любому поводу, это нормально. Если каждый день рисовать по несколько минуток, сколько малыш позволяет, то он быстро к этому привыкнет и начнет концентрировать свое внимание на более продолжительное время и ему уже будет интересно.

    lapyshka 13/02/2008 в 18:49:09

    С какого возраста можно начинать рисовать

    • uma 14/02/2008 в 12:22:29

      у нас поздно проснулся интерес

      почти в 2,5 года. до этого сколько не предлагала - ноль интереса, карандаши любили складывать-выкладывать из коробки. Сейчас бешеный интерес, рисует чем прийдется и на чем прийдется...все комментирует. С 2-х лет еще нравилось рисовать мелками на мольберте.

      halusha 14/02/2008 в 12:49:52

      Почитайте,может вам это будет интерестно.Из раннего развития.

      ФАНТАСТИКА ЛИ ЭТО???

      Дети семи-восьми месяцев не только могут активно рисовать, но оказываются глубоко погруженными в этот процесс. Это реальность, описанная уже многими родителями и преподавателями у нас и за рубежом.

      Вообще существуют миф, что малыш в возрасте 6-7ми месяцев - «несмышлёныш» - это слово кочует по родительским журналам, отражая распространенное мнение. Или вот еще факт: многие (даже очень хорошие) отцы, считают, что ребенок до года – это «кусочек розовой плоти» и общение с ним невозможно. А это не так: дети в этом возрасте, если заниматься их развитием активно и правильно, - совершенно контактные и вполне сознательные люди. Мы не раз замечали, что когда в 4-4,5 месяца учишь ребенка вставать в кровати, интонацией ты легко передаешь ребенку смысл своих слов. Предположим, ему не встать, и раз за разом повторяешь: «да возьмись ты за следующую рейку, положи руку повыше!», - и на двадцатый раз он эти слова уже просто понимает! Разговаривайте с ребенком, объясняйте с рожденья всё, что вы с ним делаете, и ребенок будет прекрасно разбираться в том, что вы от него хотите.

      Но это в четыре месяца, а к шести-семи месяцам опыт ребенка увеличивается несказанно: он давно сидит за общим столом и почти участвует в разговоре, путешествует по квартире, пробует делать первые шаги без поддержки, он знает, как работают дверцы шкафов, и изучил уже множество низких полок, с которых можно сбрасывать книжки и щетки. Он знает, где живут гремящие кастрюли, да всего просто не перечислить! И такие дети прекрасно могут понять, что за занятие вы им предлагаете. Мы хотим сказать, что рисование – это новое сложное действие, оно выглядит совершенно фантастически, но никакого качественного отличия от того, что ребенок в этом возрасте уже умеет делать – нет!

      Подготовительный этап. (На коленях). Сажаем художника на руки: перед нами белый лист и баночка с краской. Реально начинать этот этап в 4,5-5 месяцев. Ученик вполне созрел – ему интересно всё новое, он уже сам встает в кровати и с удовольствием оглядывает окрестности. Вот в этот момент мы начинаем вводить в его жизнь краски.

      Причем можно выделить несколько принципиальных шагов. Мы начинаем с того, что при ребёнке рисуем сами. Мажем палец краской и делаем на его глазах несколько мазков. Делайте это по минуте хоть каждый день, и пусть этот этап занимает месяц. Но в какой-то момент, вы мажете его собственный палец или ладонь краской и ведёте по бумаге его рукой. Но так, чтобы ребёнок за этим активно наблюдал! Провели его рукой по бумаге, вытерли пальцы – полуминутная сессия рисования окончена. И пусть такие занятия – с минимальным поступательным движением – занимают полтора-два месяца, и не меньше. Никуда не торопитесь! Вы должны донести до ребёнка загадочный принцип: с руки на белый лист можно перенести краску!

      Не сажайте ребёнка сразу к полной банке с краской. Такое бурное начало может кончиться только тем, что первое занятие будет ещё и последним. И произойдет это и из-за ребенка, и из-за нас. Мы сами первыми решим, что рисование – это слишком трудоёмкое и пачкающее квартиру занятие. Поэтому всё первое время стоит брать крошечное количество краски, её хватит на несколько минут вашей художественной деятельности. Или можно придумать для краски что-нибудь типа чернильницы-непроливашки (спросите своих бабушек – они помнят, что это такое).

      СЪЕДОБНА ЛИ ГУАШЬ???

      На этом этапе мы отучаем ребёнка употреблять художественный материал в пищу. Или даже пытаться это делать! Любая краска – это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Мы пробовали различные краски и остановились на гуаши, так как она менее всего ядовита. Гуашь – это клей и белила.

      (Самая безобидная краска, конечно, белая, но она нам, увы, меньше всего и нужна. Хоть можно обдумать варианта работы белой краской на цветной бумаге!)

      Первое, что должен сделать интеллигентный художник шести месяцев – он попробует краску на вкус. Это естественный, самый ожидаемый исследовательский поступок ребенка. Он пробует на язык не потому, что он маленький или глупый, а потому что он уточняет. Или переуточняет. (Ему нужно будет еще несколько раз снова попробовать, чтобы убедиться, что он не ошибается). Вот в этот момент (со своей стороны) мы подключаем в дело раствор английской соли или горчицу – все-таки это лучше, чем пробовать гуашь. Сернокислая магнезия (английская соль) стоит в аптеке три рубля и это самый легкий способ проиллюстрировать слово «горько» и проиллюстрировать слово «нельзя»! Это природная соль, а не продукт химической промышленности России. Попробовал, поморщился – запили водичкой, горечь исчезла. Старайтесь не переусердствовать, чтобы эта горечь не отвадила ребенка от самого рисования.

      (В какие-то моменты, опасаясь что ребенок будет лизать гуашь, мы пробовали ограничивать движение рук в локте, пока, к счастью, не поняли, что такая закрепощенность исключает свободную деятельность. В этом случае всё наше рисование не будет иметь смысла!)

      Сама по себе гуашь достаточно неприятна на вкус, чтобы ребенку не захотелось налопаться этой краски! Поэтому успокойтесь – у вас умный ребенок и он такую невкусную вещь есть не будет. А от того, что разочек случайно лизнет свой покрашенный палец, ничего случиться не может (вы, конечно, знаете, что у художниц есть привычка, от которой их не отучить, облизывать кисточки – правда это касается вкусной акварели и поэтому акварелью с грудничками рисовать мы не будем). Но никогда ни один художник от этого не отравился.

      НАЧАЛИ РИСОВАТЬ

      По густоте гуашь должна быть как жидкая паста из тюбика.

      Иногда мы наносим немного краски на бумагу, или можно в виде хранилища использовать ладошку.

      Рисовать можно на картоне или на больших кусках обоев. Шероховатая поверхность очень хорошо подходит для наших рисунков. Лист бумаги может быть на столе или на стене, иногда на клеенке на полу.

      Очень важно давать ребенку рисовать и правой и левой рукой – левая рука обязательно должна участвовать в этом процессе.

      Во время подготовительного этапа мы начинаем показывать ребенку краски, называть их, демонстрировать сочетания цветов. Рисуем при нем разными красками.

      Даем два-три цвета, меняем цвета, даем выбирать. Начинаем обычно с теплых цветов, или даем два теплых – желтый, оранжевый и один холодный – зеленый или голубой.

      Мы стараемся не использовать яркие ядовитые «кислотные» цвета, считая, что они не из окружающего мира – в природе с ними человек не сталкивается – они искусственные, синтетические, выдуманы людьми.

      В 7-10 месяцев мы занимаемся рисованием 2 раза в неделю, чтобы сохранить интерес и не превращать игру в обыденность, и длится каждая сессия не больше минут 10-15ти. Но с самого начала придаем большое значение ритуалу. По тому, как мы готовимся, объясняя свои действия, ребенок точно понимает, что сейчас произойдет чудо и мы будем рисовать!

      Чтобы сенсорное восприятие было объемным, мы обязательно связываем рисование с музыкой! Важно, чтобы у ребёнка всегда создавалось ощущение праздника.

      Но в любом возрасте (а тем более грудничков) мы не учим рисовать!

      Обучение рисованию – прагматическая цель. Такая цель не может идти от ребенка. Мы просто даём ему возможность возиться с красками.

      Что-то он делает, подражая вашим движениям, когда вы, держа его на руках, с удовольствием несколько минут стараетесь насладиться этим процессом.

      РАДИ ЧЕГО ЭТО РАННЕЕ НАЧАЛО РИСОВАНИЯ?

      Трудно определить это несколькими фразами. Но, во-первых, детям это очень нравится, и их хорошее приподнятое настроение – уже достаточный успех любого занятия.

      Но главное другое: все авторы, которые пишут о рисовании в грудничковом возрасте, подчеркивают, что дети как-то быстро на глазах взрослеют, становятся менее зависимыми от родителей. Мы читали, что есть методики, которые помогают рисованием сгладить стресс у ребенка, которого по каким-то причинам мать вынуждена отлучить от груди.

      Но есть еще одна вещь, которую лучше не произносить при психологах: кажется, что у ребенка появляется …. самоуважение. Мы провоцируем его на осознание себя как личности: но психологи, считают, что этот процесс происходит значительно позже. Пусть даже они правы, но ощущение себя личностью не появляется из ничего – оно складывается из маленьких кирпичиков, сначала появляется прообраз личности, а потом уже личность. И вот, в этом процессе становления человека, рисование – это очень удачная продуктивная деятельность.

      И пусть по психологической теории ребенок еще не выделяет себя из окружающего мира, но этот мир для него становится все больше и шире, и мы помогаем ему не бояться делать следующий шаг.

      А кроме всего, в любом возрасте рисование – это истинное удовольствие, и это ни с чем не сравнимо! Большинство из нас никогда не рисует, и этим мы себя очень обедняем. Может быть, нам тоже нужно было начать рисовать пораньше!

      Учителя рисования рассказывают, что в 4-5 лет некоторые дети боятся белого листа. Учителю приходится изображать какую-нибудь «загогулину» на листе, чтобы ребенок решился начать свой рисунок. А вот с детьми, которые начали рисовать в районе года, боязни белого листа никогда не бывает.

      ТВОРЧЕСТВО ИЛИ НЕТ

      Когда о грудничковом рисовании говорят, что это творчество, мы, к сожалению, не готовы с этим согласиться. Всё-таки это не в полном смысле «творчество» - это пока просто деятельность, способ познания мира. А творчество – это должен быть момент осознанной деятельности, самовыражения, чего ни в 6, ни в 9 месяцев, конечно, нет.

      И то, что такие картины грудничков иногда выставляют на выставках, мы не считаем оправданным (но и не осуждаем родителей за это). Для нас такие рисунки, в каком-то смысле, проявление области подсознательного, но старик Фрейд уже давно умер, и с кем ещё в этой области можно посоветоваться, мы не знаем. Интересно, что и годовалые и более взрослые дети воспринимают свои картины как законченные – хоть взрослым их картина никогда такой не покажется, то есть там есть смысл, доступный одним грудничкам. И спекулировать на эту тему излишне. Иногда нам даже кажется, что это не созидание на белом цвете, а разрушение белого цвета – вот что преследует ребенок. Но, в любом случае, называть это творчеством мы не рискнем.

      Да и не важно, как называть процесс, если он дает ощутимую пользу. Ведь задействованы зрение, осязание, может быть, даже обоняние (красочки вкусно пахнут), а значит занятие это полезное и развивающее!

      ЧТО ЕЩЁ ДАЁТ РАННЕЕ НАЧАЛО

      Есть ли разница – начинать в 3 года или в шесть месяцев? Для чего вы спрашиваете? Для живописи или для развития ребенка? Для развития ребенка разница есть. Для чистой живописи – не знаю. Но живопись – это странная область творчества. Ведь для живописца, в отличие от музыканта, раннее появление техники – только помеха. А важно что-то другое (специальное видение мира, цветов, форм).

      РИСОВАНИЕ УКРЕПЛЯЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ ребёнка - ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

      Независимость даёт больший простор для развития.

      Последнее время нам часто попадаются высказывания детских психологов, что САМОЕ ГЛАВНОЕ, чтобы мать как можно больше держала ребенка на руках. Такие слова можно писать только с громадной осторожностью. Если не учить ребенка и привязать его к себе, то эта ситуация «рук» становится вынужденной. Но если ребенок все умеет и любит гонять по квартире, то вовсе не следует держать такого ребенка на привязи. Делая ребенка самостоятельным, вы просто меняете его связь с матерью, она (эта связь) становится интереснее и богаче, потому что ребенку интересно жить. И «побольше держать на руках» – для нас верно только в ситуации, когда ребенок зовет, когда ему нужна помощь, и он должен в такой ситуации чувствовать, что мать рядом и она его не бросила.

      Теория и практика. Разумеется, в рисовании ничего волшебного нет. Но польза от рисования не равна все-таки сумме важных компонентов, из которых рисование состоит. Практически польза оказывается непропорционально больше. Понимаешь головой, что задействована мелкая моторика, и влияют яркие цвета, и активность, и чудо того, что ты сам что-то умеешь делать (Я МОГУ!). Но на практике есть еще сверх-эффект, и объяснить это может быть можно теориями «обучения правого мозга» (подробнее смотри в главе «Правое творческое полушарие»).

      Рисование осваивает и закрепляет связи между правым и левым полушарием, и отсюда тот скачок в развитии, который сразу виден и родителям и воспитателям, использующим рисование в игре с грудничками.

УЧИТЬСЯ, КАК ИЗВЕСТНО, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО. НО РЯД ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗАЛ: ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧНЕШЬ, ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ ПРОЦЕСС И ЛУЧШЕ РЕЗУЛЬТАТ. И СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. А ВОТ СО СКОЛЬКИ ЛЕТ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ, ЧТЕНИЕМ, РИСОВАНИЕ ИЛИ ЯЗЫКАМИ, МЫ ПОДСКАЖЕМ.

Большинство родителей озадачиваются вопросом образования своего чада загод-два до школы. Берутся за него по полной программе - учат читать и писать, различать геометрические формы, решать несложные логические задачки. И даже пробуют вместе с ним заучивать английские слова.
А вот создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста Масару Ибуки уверен: после трех уже поздно! Если хотите, чтобы в школе ваш ребенок демонстрировал высокие результаты и радовал талантами, развивать их надо с самого рождения.


ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ


Суть : до 7-летнего возраста правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление, задействовано у ребенка гораздо активнее, чем левое. Поэтому больше музыки-хорошей и разной! Желательно, конечно, вечной классики - Баха, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Штрауса, Чайковского. По мнению ученых, она оптимизирует деятельность мозга.
Впрочем, до года ребенка не стоит перегружать мелодиями - достаточно 20 минут в день, да и то с небольшими перерывами. Хотя если ему нравится Вивальди, почему бы и нет?

Минусы : нет.
Плюсы : - раннее регулярное прослушивание музыки прививает ребенку музыкальный вкус;
- эксперименты, проводимыеучеными Шеффилдского университета, показали: «музыкальные дети» начинают раньше и лучше читать, демонстрируют хорошие способности к точным наукам;
- у детей, с младенчества приобщавшихся к классике, скорость мышления выше. Кроме того, они способны обрабатывать большее количество информации одновременно.


ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ РИСОВАНИЕМ

КОГДА НАЧИНАТЬ: с 6-8 месяцев, когда ребенок научился сидеть.
Суть : рисовать любят все дети без исключения. Необязательно ждать, пока кроха научится держать в руках кисточку или карандаш. Дайте большой лист бумаги, краски - и он сам придумает, как их применить. Можно макать в краску ладошку. А можно делать более тонкую работу - рисовать каляки-ма-ляки пальцем. Лучше всего заниматься коллективным творчеством. Вы рисуете воздушный шарик -малыш ниточку к нему, вы-солнышко, он-лучики.
Естественно, юному художнику захочется попробовать краски на вкус. Поэтому вам понадобятся особые - пальчиковые, совершенно безвредные. Съедобные краски можно приготовить и в домашних условиях (заварить в течение 20 минут смесь из половины стакана крахмала, 50 г сахара, щепотки соли и 400 мл воды, остудить и смешать с пищевыми красителями).

Минусы : вам придется намного чаще стирать вещи юного художника. Хотя это не так страшно -пальчиковые краски хорошо смываются.
Плюсы : - рисование развивает воображение;
- укрепляется мускулатура пальчиков, оттачивается мелкая моторика плюс движения руки синхронизируются
со взглядом, что облегчает в будущем обу-чение чтению и письму;
- в конце концов этот процесс поднимает ребенку настроение и снимает стресс!


ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ЧТЕНИЕМ

КОГДА НАЧИНАТЬ: с 1 года.
Суть : одной из оптимальных методик обучения детей чтению считаются кубики Зайцева, которые различаются по размеру, цвету, звучанию (благодаря разным наполнителям). Процесс обучения основан на принципе сочетания слогов, а не отдельных звуков.
Поскольку в таком возрасте ребенок не может сидеть спокойно даже пару минут, кубики надо использовать в процессе игры. Например, спрятать в песке и, «случайно» откопав, прочитать надпись: «ду». Или, подвешивая их на ниточке, пытаться достать и тоже комментировать: «А это - «ма»!».

Минусы : - когда ребенок учится писать, он может пропускать гласные;

Работа с кубиками Заицева-механическии процесс, поэтому творческие способности абсолютно не развиваются.
Плюсы : - малыш быстро учится складывать слоги в слова;
- кубики - хороший тренинг для памяти;
- чем раньше ребенок овладеет чтением, тем выше будет уровень его интеллектуальных способностей.


СО СКОЛЬКИ ЛЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ

КОГДА НАЧИНАТЬ: с первых дней жизни.
Суть : с одной стороны, кажется логичным, что ребенок должен начинать учить испанский или китайский язык после того, как освоит родной. То есть лет с пяти. Но психологи утверждают, что он готов к этому с первых дней жизни. Познавая окружающий мир, кроха налету впитывает информацию. Пытаясь научиться разговаривать, он запоминает все, что слышит вокруг! И, что особенно важно, не прилагает к этому никаких усилий.
Максимального эффекта в обучении можно добиться, когда родители общаются с малышом на разных языках: мама - на родном, папа - на английском. Причем не время от времени - постоянно! Очень важно, чтобы человек, взявший на себя функции «англичанина», владел языком в совершенстве -тогда у ребенка с самого начала будет формироваться правильная речь. Если у папы с мамой с иностранным туго, можно нанять англоговорящую няню. В крайнем случае регулярно «погружать» его в соответствующую языковую среду (например во время прогулки). Или включать детские песенки и мультики на английском.

Минусы : - года в 3-4 ребенок может начать смешивать языки;

Употреблять слова на русском и английском вперемежку или создавать неологизмы;

Его словарный запас на родном языке в этом возрасте меньше, чем у сверстников;
Плюсы : - «мешанина» слов быстро сойдет на нет. Зато когда другие дети будут только учить французский алфавит, ваш уже будет на французском свободно общаться;
- произносить слова ребенок тоже должен более бойко, чем его сверстники. Существует мнение, что раннее изучение второго языка активизирует часть мозга, отвечающую за скорость речи;
- у ребенка, рано начавшего осваивать иностранные языки, хорошая память. Обычно ему легко даются и точные, и гуманитарные науки, он опережает сверстников в умственном развитии.

ПСИХОЛОГИ ПРЕДПОЛАГАЮТ, ЧТО РЕБЕНОК ГОТОВ К УСВОЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ


ПОСТИГАЕМ МИР ПО КАРТОНКАМ

Американский ученый-нейрофизиолог Глен Доман, возглавляющий Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии, после длительных исследований сделал два важных вывода. ПЕРВЫЙ - годовалого ребенка обучать намного легче, чем шестилетнего. ВТОРОЙ - быстрее всего мозг развивается (и, следовательно, растет) в возрасте от рождения до трех лет. А это значит, та информация, которую вы дадите ребенку в этот период, принесет свои плоды в будущем: уровень интеллекта напрямую зависит от интенсивности нагрузки.
Учить ребенка читать, считать, осваивать родной и иностранные языки, помогать ему познавать окружающий мир Доман предлагает уже с 3 месяцев - с помощью тематических подобранных карточек. Показываете отпрыску карточку из подборки «Фрукты» - грушу с соответствующей надписью - и проговариваете: «Это груша». Или слово «мама»...
Кстати, карточки можно купить уже готовые. Или же сделать самим.

Лучшие статьи по теме