Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • 13 апреля православный календарь. Церковный Православный праздник апреля. Церковный праздник почитания чудотворной иконы «Живоносный источник»

13 апреля православный календарь. Церковный Православный праздник апреля. Церковный праздник почитания чудотворной иконы «Живоносный источник»

Когда-то, еще в самом начале воцерковления, мне попались слова кого-то из святых отцов о том, что, по большому счету, человеком можно назвать только лишь того человека, который обрел Бога и в Боге живет. Впоследствии я встречал эту мысль в различных святоотеческих книгах, она немного по-разному сформулирована, но по сути своей, безусловно, верна. У каждого тварного существа - от бесплотных Небесных сил до простейших микроорганизмов - есть свое предназначение, и оно ему следует. И только лишь одно существо - человек - свое предназначение, которое заключается в том, чтобы быть в общении с Творцом, пребывать в Боге, игнорирует и из-за этого находится в совершенно потерянном состоянии. Потерянном в прямом смысле слова - как заблудшая овца или как та утраченная хозяйкой драхма, которую она ищет (см.: Лк. 15:8–10).

Но при всей верности этого утверждения у него есть и оборотная сторона, о которой также пишут святые отцы: безусловная ценность каждого человека. И как раз-таки об этом мы очень часто забываем. Пытаясь принять для себя ценность людей чужих, незнакомых, посторонних, мы зачастую упираемся как бы в некий тупик, потому что нам на самом деле очень трудно дается любовь даже к самым близким. Сколько раз приходилось сталкиваться с тем, что самый обычный человек, не какой-то особенно жестокий, не какой-то бесчеловечный, который к тому же ходит в храм, исповедуется и причащается, говорит о ком-то из ближайших родственников: «Мы устали, измучились, он лежит парализованный, больной, и всё никак Господь не приберет». И это такой ужас, что даже вместить его в сердце невозможно, - человек даже сам до конца не понимает, что говорит, хотя говорит то, что действительно чувствует.

А как тогда можно любить тех, кто далек? Как можно любить тех, кто вызывает неприятные эмоции? Тем более как любить тех, кто нам причиняет какое-то зло? На самом деле сознание человека даже самой этой мысли противится, и стоит труда хотя бы сосредоточиться на ней умом. Это сопротивление возникает тогда, когда мы опираемся на свои ощущения: воображение рисует нам некую панораму людей, среди которых и те, с кем приятно находиться рядом, и те, рядом с кем трудно даже остановиться, настолько они ужасно выглядят и плохо пахнут, и те, о ком может прийти мысль, что лучше бы их просто что-то стерло с лица земли, настолько страшные злодеяния они совершили. Но ответ на вопрос о любви к человеку находится глубже, не в области ощущений,- так же, как и ценность человека заключается не в том, каков он, не в том, что он делает, не в том, каковы плоды его жизни. И за этим ответом нужно погружаться в себя и искать его там, потому что если мы его для себя не обретем, то не сможем исполнить евангельскую заповедь о любви к ближнему. Ведь ближний - это не близкий, это в принципе любой человек.

Думаю, что ответ на этот вопрос можно начать искать с понимания того, что человек в течение своей жизни может сделать с самим собой. Один человек разрушает себя и свою жизнь, пренебрегает своим достоинством, уничижает его. Другой - напротив, старается раскрыть в себе то, что было ему дано первоначально, развить все свои таланты. Но главное в этих людях будет оставаться общим: каждого из них бесконечно премудро сотворил Господь. И то, что вложил в человека Господь, гораздо больше, чем то, что человек может сделать с самим собой, потому что эта основа неуничтожима.

Если мы прочтем в Книге Бытия историю творения человека, то увидим момент, когда Господь не просто творит Адама из ничего - Он вдыхает в его лицо дыхание жизни (см. Быт. 2:7). И этот момент очень важен в осознании того, кем является человек для Бога. Мы можем изготавливать какие-то вещи, предметы, но они не будут нам дороги. Однако бывает, что вещь нам действительно внутренне дорога, и тогда мы можем сказать о ней: «Да я же в нее душу свою вложил!»

Вот человек - это тот, в кого Бог вложил душу. И человек для Бога не просто ценен - человек Богу бесконечно дорог.

Он не может перестать быть дорог - так же, как нам не перестанет быть дорога какая-то очень памятная сердцу вещь просто оттого, что она сломалась или запачкалась. И потому мы ни в коем случае, будучи людьми верующими и составляя то малое стадо, о котором говорит Господь (см. Лк. 12:32), не должны думать, что чем-то принципиально отличаемся от других.

Мы не должны полагать, что составляем некую касту избранных, а остальные люди проживают свою жизнь совершенно напрасно. На самом деле в любом человеке есть то, что достойно внимания, участия и любви других людей. И нам это воспоминание нужно постоянно в себе возгревать: если мы стремимся быть ближе к Богу, то, что дорого Ему, не может не быть столь же дорого и нам.

Конечно, кто-то может спросить: «Вот вы говорите, что нужно любить злодеев. А сами-то пробовали? Вы хоть понимаете, что за этим стоит?» Мне в жизни - так сложилось - приходилось неоднократно сталкиваться с людьми, совершившими такие преступления, которые я даже не буду здесь описывать. Могу сказать, что я представлял себе в этот момент тех, кого они лишили жизни. Могу сказать, что и во мне рождалась эта реакция ветхого человека: что сделать так, чтобы этого человека не было,- это самое естественное, что можно сделать сейчас. И я с этой мыслью боролся, говоря себе о том, что она не достойна ни христианина, ни тем более священника. А еще я думаю, что трезво мыслящий священник не будет обращаться к родственникам над гробом жертвы с проповедью о том, что в убийце тоже есть что-то хорошее. Но при всем этом меня каждый раз удивляло нечто иное, что появлялось в этот момент у меня в сердце. Я понимал, что вижу в этом человеке то, что в нем есть помимо того страшного, тяжелого, испорченного, что вышло в его жизни на первый план.

Когда-то, в советские времена, я посмотрел фильм «Иди и смотри» и на всю жизнь запомнил из него такой эпизод. Герой этого фильма, мальчик лет четырнадцати, увидев буквально за несколько дней все те ужасы, которые несет в себе война, поседевший от переживаний, замечает упавший в грязь портрет Гитлера. Он подбегает к нему и начинает, не помня себя от ярости, в него стрелять. И в то время, как он стреляет, в его сознании возникает такая панорама: вот Гитлер - глава Третьего рейха, вот он еще до политических событий в Германии, вот он просто юноша, подросток. Словно пленка отматывается назад, и в конце концов герой видит младенца, лежащего в колыбели,- тогда он приходит в себя и перестает стрелять. Возврат к тому, что это всего лишь навсего человек, который также был когда-то беззащитным ребенком, дает ему силы жить дальше и в своей ярости не погибнуть. И именно с таким пониманием мы можем научиться прощать, а простив, перерастать даже самые страшные испытания, которые могут для нас люди уготовать посредством того, какими они становятся.

Портрет Адольфа Гитлера в детстве и кадр из финальной сцены фильма “Иди и смотри”

Лететь выше встречного ветра

В своей повседневной жизни, фильмах, книгах мы можем почерпнуть примеры, являющие такую любовь к человеку, которая основывается на его безусловной ценности. Лично для меня особенно важны два таких примера, причем оба они явлены людьми, даже не просвещенными светом Святого Крещения.

Еще в детстве я узнал историю выдающегося педагога Януша Корчака, который, будучи директором еврейского детского дома в Варшаве, отказался покинуть своих воспитанников и погиб вместе с ними в концлагере Треблинка. Его книги, особенно «Король Матиуш Первый» и «Когда я снова стану маленьким», я считаю лучшими книгами, которые можно порекомендовать родителям, пытающимся понять своих детей. В суровую эпоху начала ХХ века, между двух мировых войн, этот человек писал об уникальности каждой человеческой жизни, о хрупком и бесценном даре, который заключен в каждом ребенке, родившемся в мир. «Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод из плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня».

А другой пример - это замечательный психолог, создатель так называемой логотерапии Виктор Франкл. Главным постулатом его учения является непоколебимое убеждение в том, что главной, базовой жизненной потребностью для человека является смысл. Жизнь Франкла также навсегда изменил концлагерь: там погибла вся его семья - родители, жена и брат. Это был человек, признававший бытие Бога и на протяжении всей своей жизни к Богу обращавшийся, хотя и, безусловно, не принадлежавший к христианской религиозной традиции. Несмотря на это, я убежден, что его книги для людей, ищущих Бога и пытающихся понять, что такое есть человек, могут стать своего рода детоводителем к христианству.

В работе современных психологов есть одна черта, которая очень меня смущает: многие из них видят своей задачей постараться примирить человека с тем, каков он есть в его наличном состоянии: «Прими себя таким, каков ты есть» - так, пожалуй, можно было бы сформулировать этот принцип. И другой принцип: «Тебя что-то беспокоит? Исключи это из своей жизни, забудь о нем». И самое неутешительное здесь то, что кто-то этот принцип начинает применять и по отношению к людям. Бывает, что человек приходит в храм, побывав до этого у психолога, и выясняется, что он практически ни с кем из близких не общается, потому что ему объяснили: мама-пенсионерка вас подавляет - не ездите к ней, с выросшим сыном у вас конфликт интересов - разменивайте квартиру и сводите общение к минимуму, муж (жена) не хочет вас принимать со всеми недостатками - наверное, вам лучше расстаться.

Слушая что-то подобное, я вспоминаю пример из жизни опять же Виктора Франкла: лет в семьдесят он решил научиться водить самолет. И из этой науки он вынес для себя такой образ: если ты куда-то летишь и появляется сильный встречный ветер, который тебя сносит, - нужно лететь не в ту точку, в которую тебе нужно попасть - нужно лететь выше этой точки, и тогда ты попадешь туда, куда тебе надо. То же самое, утверждал он, можно сказать и о человеке: если принять, что человек таков, каков он есть, в итоге он окажется гораздо хуже, чем он есть, и не исполнит того, что должен исполнить,- «встречный ветер» прибьет его к земле. Но если принять, что человек может и должен «лететь выше» своего нынешнего курса, в результате ему все же удастся попасть туда, где должен человек в итоге своей жизни оказаться, он сможет соответствовать своему предназначению. И это «лететь выше» предполагает не уход от проблем, не задвигание этих проблем в какой-то дальний угол ради создания себе «зоны комфорта», а перерастание их, с Божией помощью, и перерастание себя ради более высокого смысла. Кто-то увидит в этом некий идеализм, однако сказанное на самом деле является предельным реализмом.

Ценность абсолютно каждого человека обуславливается, в том числе, тем, что в любой человеческой жизни присутствует смысл. И этот смысл нельзя придумать - его можно в своей жизни только найти.

Он неповторим, однако в нем есть составляющая, актуальная для каждого человека,- это ответственность за ту жизнь, которая тебе дана. И если человек эту ответственность принимает, более христианского отношения к жизни не найти.

Любовь как состояние

Удивительные встречи людей со Христом, о которых нам повествует Евангелие, потому каждый раз и были удивительными, что в человеке при встрече с Господом вдруг оживало то, что было вложено в него при сотворении. И в человеке падшем, в человеке с точки зрения общества никуда не годном, вдруг открывалась необыкновенная красота, которая была первоначально дана ему Богом. Как писал святитель Николай Сербский, смотря на Христа, мы можем увидеть во Христе то лучшее, что есть в нас самих. И если мы научимся узнавать в людях то, что есть во Христе, а во Христе - то, что есть в людях, нам будет гораздо проще понять, как любить людей.

Безусловно, любовь должна быть не чувством, которое у нас возникает в какой-то определенной жизненной ситуации - она должна быть нашим состоянием. В христианстве любовь рассматривается именно как состояние: нам, христианам, должно быть свойственно любить других людей. Этой любви очень многое может препятствовать в нас самих, этой любви очень многое может сопротивляться в окружающей нас жизни, в какие-то моменты она может нами если не утрачиваться, то ослабевать,- но все это должно рассматриваться нами как нечто неестественное, неправильное, как то, что обязательно нужно преодолевать. Любовь не отменяет необходимости в какой-то конкретной ситуации и противостоять человеку, и ограничивать его свободу совершать зло, но это противостояние не должно приводить к обесцениванию человека.

Преподобный Силуан Афонский говорит о том, что когда ты по-настоящему строг к самому себе, ты начинаешь иначе относиться к людям. Ты понимаешь, какого колоссального труда тебе стоит быть хорошим или хотя бы стремиться к тому, чтобы быть хорошим, или хотя бы не быть совсем плохим. И тогда, глядя на других людей, ты осознаёшь, что и им требуются столь же колоссальные усилия, и у них на эти усилия не хватает сил и решимости. И ты уже не судишь их, потому что тебе абсолютно не до этого. Тебе достаточно того, что Господь в этого человека вдохнул дыхание жизни, и оно в нем пребывает. Это и есть самое главное в любом человеке, который когда бы то ни было жил на земле и будет жить.

Какой сегодня праздник в России? Этот вопрос не теряет своей актуальности, так как в нашей стране принято отмечать огромное количество праздников. Зачастую за ними проблематично следить, но на помощь приходит календарь праздников.

Сегодня, 13 октября, церковь отмечает важный православный праздник. Речь идет о Покровской родительской субботе. В свою очередь народный календарь расскажет нам о следующем празднике: Михаил Соломенный.

Какой сегодня праздник церковный, 13.10.2018: Покровская родительская суббота

Перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы, на Руси бывала особая поминальная суббота, особенности этого родительского дня, когда в 2018 году.

Покровская суббота - день поминовения усопших, всегда приходится на субботу перед праздником Покрова, в 2018 году это 13 октября. В РПЦ традиция родительского дня и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы распространена не повсеместно.

Установление этого дня произошло в XVI веке как память павших при взятии Казани на Покров Пресвятой Богородицы 1552 года православных воинов.

Эта суббота считалась родительской в Поволжье, Прикамье, Урале и Сибири - территориях, вошедших в состав России после 1552 года. Сейчас Покровская родительская суббота совершается церковным чином только в Казанской, Вятской, Ижевской и Екатеринбургской епархиях.

На Руси Покровскую субботу почитали, но придавали ей меньшее значение, чем Дмитриевской. Однако поминальная трапеза в этот день была очень обильной, так как перед окончательным загоном скота в стойло, проводился выборочный забой. Пекся и хлеб из зерна нового урожая.

В более северных районах, Покровской родительской субботой завершался годовой круг поминовения, так как на кладбища больше не ходили до весны, а это считалось необходимым действием поминок.

День посвящен памяти святого Михаила, прославленного как первый митрополит Киевский. Согласно истории его жизни, Михаил в конце 10 века прибыл по указанию патриарха константинопольского Николая II в Корсунь и крестил там князя Владимира.

Михаил также известен тем, что сделал христианами многих киевлян. Мощи святителя находятся в Киево-Печерской лавре.

К этому дню у наших предков был один любопытный обычай, заключавшийся в том, что молодые женщины бросали в огонь, хоть в печь, хоть в костер в овине свои постели, набитые соломой, веря, что это убережет от "злого" глаза.

Правда, было в этом и зерно прямой пользы - ведь крестьянская постель за лето пачкалась, солома слеживалась, в ней легко заводились насекомые, и когда еще менять постель, как не осенью, когда свежего сена сколько угодно?

А женщины в почтенном возрасте жгли свои лапти, "давая зиме ход". Солома у крестьян была в большом почете – ей приписывали способность вбирать в свое шуршащее душистое множество силу солнца и земли. Говорили также, что о здоровье человека можно узнать по соломе из его постели.

Малых детей в этот день купали на пороге, чтобы всю зиму были крепкими и не болели.

Говорили, что зима в этот раз задержится, если на Михаила ночью выпадал первый снег. Но, если в округе не осталось журавлей – все улетели на зимовку, то зима могла нагрянуть рано, с суровыми холодами.

Вопрос о том, какой сегодня праздник, не перестает быть актуальным в виду того, что практически каждый новый день в этом отношении является особенным. В России принято отмечать множество праздников, за которыми зачастую становится сложно следить.

В этом аспекте сегодняшний день не является исключением из общих правил. Дело в том, что на 13 апреля приходится сразу несколько видных праздников, а именно: День мецената и благотворительности в России. Православные отмечают Великий (Чистый) четверг. В свою очередь в народном календаре день обозначается следующим образом: Ипатий Чудотворец.

Какой сегодня праздник, 13.04.2017: День благотворительности в России

Меценатами, как известно, называют людей, вкладывающих свои деньги в развитие искусства и науки, причём безвозмездно – так может быть назван любой человек, помогающий искусству и науке материально.

С недавних пор - с 13 апреля 2005 года, в России стали отмечать День мецената и благотворителя. Дата выбрана в честь удивительного человека – Гая Цильния Мецената, жившего в Риме в I веке до н.э., и являвшегося при императоре Октавиане Августе чем-то вроде министра культуры. Меценат был ещё и другом императора, и, пользуясь своим положением, многое делал для того, чтобы облегчить жизнь людям искусства, но особенно он уважал поэтов: известно, что Вергилия он защищал от нападок властей, а Горацию даже подарил своё поместье - римляне Мецената очень уважали и любили. Благодаря этому древнеримскому аристократу, всем сердцем любившему искусство и поэзию, впоследствии всех, кто оказывал покровительство поэтам, музыкантам, актёрам, художникам, учёным и другим талантливым людям, стали называть меценатами - его имя стало нарицательным.

С 2006 года 13 апреля ежегодно в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга проводится традиционный праздник благотворителей и социально ответственных компаний – День мецената. Суть праздника - представление социально ориентированных проектов с целью формирования в обществе уважительного отношения к этой деятельности (при дефиците ее законодательной поддержки), выражение признательности бескорыстным благотворителям. За эти годы были представлены десятки социально значимых проектов из разных регионов России, реализуемых в разных сферах - реставрация памятников истории и культуры, поддержка молодых дарований, охрана окружающей среды, поддержка музеев и библиотек, взаимодействие компаний с вузами в сфере подготовки кадров, помощь детским домам и другим социальным учреждениям.

Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 3 мая 2012 года учрежден знак отличия "За благодеяние". Это общегражданская награда, присуждаемая гражданам РФ, а также гражданам иностранных государств за большую благотворительную деятельность по поддержке детских домов, домов престарелых, приютов, хосписов и медицинских учреждений, расположенных в Российской Федерации.

Как сказано в Библии, Чистый четверг является первым из трех дней, которые еще называют "Большое трехдневие" в христианстве.

Именно в четверг Иисус Христос установил Таинство Евхаристии на Тайной Вечере, а также был арестован первосвященниками и заслан в темницу.

Недаром же Чистый четверг считают одним из важнейших дней Страстной недели. Много веков назад наши предки ждали этот день, чтобы совершить различные обряды, которые укрепляли семейное благополучие и здоровье всех членов семьи на целый год.

Этот день было принято начинать с купания еще до восхода солнца, а процесс физического очищения сопровождался различными обрядами: от подстригания волос девушек и парней до разных кликаний и песен.

Еще одной особенностью в Чистый четверг считают целебную силу соли, которая называется четверговой.

Ну и конечно важным атрибутом этого дня является уборка дома. В Чистый четверг стоит начать и генеральную уборку дома, стирку вещей, уход за приусадебным участком, если он у вас есть.

Само название дня "Чистый четверг" подразумевает не только очищение тела, но и наведение порядка в своем жилище. Издавна считается, что у кого в Чистый четверг дома грязь, то и весь год он проведет в ссорах.

Наши предки верили, что в Чистый четверг поможет найти давно утерянные вещи, или же уборка сможет привлечь суженого.

Какой народный праздник сегодня: Ипатий Чудотворец

В этот день почитают память Ипатия, епископа Гангры, была которая в Малой Азии. В 325 Ипатий был на Никейском соборе, установившем многие догматы христианской веры.

Но, возвращаясь после него в Гангру, Ипатий подвергся нападению раскольников. Которые, побив Ипатия камнями и кольями, бросили его тело в болото.

Согласно легенде, в числе раскольников была одна женщина, чей удар камнем стал для епископа смертельным. И сразу же после этого нападавшая лишилась рассудка и тем же камнем принялась побивать себя. Когда позже тело святого мученика подняли из болота и предали земле со всеми почестями жители города, эта женщина на его могиле получила исцеление, и далее на этом месте христианам было явлено много чудес.

Ипатию было принято молиться о том, чтобы исцелил от бесплодия, послал супругам детей, а также о том, чтобы у матери было довольно молока, а у роженицы остановилось кровотечение.

Возносили ему молитвы и о том, чтобы изгнал бесов, и защитил от домового, ведь в этот день "дедушка" бурно проявлял не самые лучшие черты своего характера.

Кое-где на Руси этот праздник носил еще одно название – Огище. Если какой женщине случалось родиться в этот день, ее называли огнищанкой и ей следовало развести в поле костер принесенными из дома тлеющими углями, с тем, чтобы через него селяне могли пронести бороны и сохи, накладывая так на них оберег на хорошую работу.

* Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326). * Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца (1461). Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (1879).
Праведного Иосифа Прекрасного (ок. 1700 до Р.Х.). Преподобных Акакия исповедника, епископа Мелитинского (ок. 249-251); Аполлония, пустынника Египетского (IV). Священномучеников Авды, епископа Персидского, и Вениамина диакона (ок. 418-424). Мучеников Менандра; Феофила, Афинея и иных. Святых Иакова; Анны; Аменонии. Преподобных Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446); Власия Амморийского (IX); Ипатия, целебника, Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIV). Священномученика Иоанна пресвитера (1938).

Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси

Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV века в селе Одинцове близ, города Солигалича, в Костромской земле. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем возрасте он принял монашество в одном из Галичских монастырей, а затем перешел в Московский Симонов монастырь.
Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители - святого Феодора, основателя монастыря, впоследствии архиепископа Ростовского (+1394; память 28 ноября/11 декабря), и преподобного Кирилла, впоследствии игумена Белозерского (+1427; память 9/22 июня). Он подвизался в посте, молитве, чтении слова Божия. Святитель Фотий митрополит (+1431; память 2/15 июля) однажды посетил Симонов монастырь. И когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословив спящего инока, и пророчески предсказал при­сутствовавшим, что он будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на путь спасения.
В 1431 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь. В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую». Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к патриарху Иосифу II (1416-1439) для посвящения. В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству).
Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. Но, прибывши в столицу Византии, он узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван церковный Собор для избрания предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Кон­стантинополя и было положено начало автокефалии.
Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона положил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию.
Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствования своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.
Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле. Он придал особую торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты.
Живя во заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие различными недугами.
В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги будут скоро побеждены, только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.
Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. В память избавления Москвы от нашествия ногайского хана Мазовши святитель Иона в том же году соорудил храм в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.
Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года, в два часа дня во вторник Страстной седмицы. За несколько дней до того он предузнал от Господа время своей блаженной кончины. Святитель был погребен в соборном храме, за левым клиросом.
27 мая 1472 года при перестройке Успенского собора совершилось обретение нетленных мощей святителя Ионы. По молитвам угодника Божия происходили исцеления. Житие святителя и два канона (один - на обретение мощей) написаны иеромонахом Пахомием Сербом, Логофетом (+после 1484 г.). Общецерковное празднование памяти святителя Ионы установлено на Московском Соборе 1547 года, при митрополите Московском Макарии (1542-1563). В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе других Московских святителей 5/18 октября.
Память свт. Ионе отмечается 13 апреля, 9 июня (перенесение мощей в 1472), 28 июня и 18 октября (31 марта, 27 мая (перенесение мощей в 1472), 15 июня и 5 октября по старому стилю).

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
17.03.2019 -
18.03.2019 -
19.03.2019 -

Опубликовано 13.04.18 00:17

Сегодня, 13 апреля 2018, также празднуют День мецената и благотворителя в России, Всемирный день рок-н-ролла и другие события.

Какой сегодня праздник: 13 апреля 2018 года отмечается церковный праздник Ипатий Чудотворец

13 апреля 2018 года отмечается народный праздник Ипатий Чудотворец. Церковь в этот день вспоминает святого мученика Ипатия, епископа Гангрского, жившего в III-IV веках. Святой был христианским епископом города Гангры в Пафлагонии (район на севере Малой Азии). Принимал участие в Первом Никейском Соборе (325 г.), который созвал император Константин I. Собрание проходило в городе Никее более двух месяцев. На нем осудили арианскую ересь.

В 326 году епископ возвращался в свою епархию из Константинополя. По дороге идхумкз на него напали. Место было пустынным. Поэтому никто не мог помочь Ипатию. Нападавшими оказались приверженцы раскольников христианской веры. Они искололи его тело кольями и мечами, после чего сбросили умирающего мужчину в болото. Ипатий молился за своих убийц до тех пор, пока женщина-арианка не нанесла ему смертельный удар камнем по голове.

Тело спрятали в пещере, но его удалось найти. Жители с почестями похоронили останки епископа. После кончины мощи святого Ипатия восславились многими чудесами, среди которых - излечение от разных недугов и изгнание бесов.

Считается, что святой Ипатий помогает при бесплодии, трудной беременности, угрозе выкидыша.

По приметам, если ветра нет, а сквозь облака видно синий небосвод, то скоро начнется ливень.

День мецената и благотворителя отмечается в России 13 апреля 2018 года. Инициаторами праздника стали главный редактор альманаха «Русский Меценат» Аркадий Соснов и генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Дата праздника приурочена ко Дню рождения римского аристократа Гая Цильния Мецената в 70 году до нашей эры. Он поддерживал поэтов и деятелей культуры, проявлял себя миротворцем, примирял конфликтующие стороны.

Всемирный день рок-н-ролла

Всемирный день рок-н-ролла отмечается ежегодно 13 апреля. Праздник возник с целью почитания рок-н-ролла, его деятелей и поклонников. Выбранная дата имеет символическое значение. Она связана с записью в 1954 году песни «Rock Around The Clock». Композиция получила высокую популярность за пределами США и способствовала популяризации жанра.

День рождения троллейбуса

История создания троллейбуса началась в 1880 году. Идея конструирования подобного транспорта принадлежит двум братьям Зименс, более знакомым публике как Сименс.

Слово "троллейбус" переводится с английского как "трамвайный автобус". В России троллейбус появился благодаря партнерской инициативе конструктора, изобретателя и предпринимателя П. А. Фрезе и инженера В. И. Шуберского. Первыми чудо-транспорт увидели жители северной столицы России. Произошло это 13 апреля 1902 года.

Анна, Вениамин, Иван, Иннокентий, Иосиф.

  • 1742 - в Дублине впервые исполнена оратория «Мессия» Георга Фридриха Генделя.
  • 1895 - при раскопках Помпей были найдены горы сокровищ.
  • 1902 - в Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса.
  • 1934 - завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике.
  • 1944 - Симферополь освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
  • Гай Цильний Меценат 70 до н.э. - римский аристократ, покровитель художников.
  • Екатерина Медичи 1519 - королева и регентша Франции.
  • Томас Джефферсон 1743 - 3-й президент США.
  • Джозеф Брама 1749 - английский изобретатель.
  • Уильям Беннетт 1916 - английский композитор.
  • Демьян Бедный 1883 - русский и советский писатель и поэт.
  • Александр Александров 1883 - советский композитор.
  • Юрий Кашлев 1934 - советский и российский дипломат.
  • Ирина Хакамада 1955 - российский политик.
  • Гари Каспаров 1963 - российский шахматист.

Лучшие статьи по теме