Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • Дидактические игры по нравственному воспитанию своими руками. Учебно-методический материал на тему: Игры на формирование нравственных качеств ребенка. Примеры педагогических ситуаций

Дидактические игры по нравственному воспитанию своими руками. Учебно-методический материал на тему: Игры на формирование нравственных качеств ребенка. Примеры педагогических ситуаций

Наталья Носкова
Картотека игр по нравственному воспитанию

Данные игры помогут подтолкнуть ребёнка к дружбе; воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, гуманное отношение к людям; пополнят словарь детей волшебными, вежливыми словами.

Жизнь в лесу.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как- то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ).Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только проснулись… дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Добрые эльфы.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… разыгрывается бессловесное действо.

Птенцы.

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через время он разбивает ее своим маленьким клювиком и постепенно полностью вылезает наружу. Ему открывается большой и неизведанный мир, для него он пока страшен и загадочен. Все для него ново: и деревья, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он впервые смотрит на все это». Далее воспитатель предлагает поиграть в птенцов. Дети присаживаются на корточки и начинают разбивать воображаемую скорлупку. Потом они исследуют окружающий мир – знакомятся друг с другом, нюхают и клюют предметы. При этом дети не разговаривают, а только пищат.

Ожившие игрушки.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

Муравьи.

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя:«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьи засыпают в своём теплом домике. Им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы потому, что они вместе. Когда наступает весна, муравьи просыпаются. В первый день весны, муравьи проводят весёлый праздник. Перед тем как начать трудиться, они приветствуют друг друга после сна и веселятся». Далее воспитатель предлагает ребятам сыграть роль муравьишек в день праздника. Нужно показать, как муравьи приветствуют друг друга, как радуются приходу весны и рассказывают о своих зимних снах. Самое главное, нужно напомнить детям, что муравьи не умеют разговаривать. Задача: общаться жестами. Воспитатель с детьми разыгрывают пантомиму.

Комплименты.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Волшебный клубочек.

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока очередь не дойдёт до воспитателя.

Садовники и цветы.

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры:

«Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой-они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая-садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.

Доброе животное.

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: «Мы-одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дыши!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе». Вдох-все делают шаг вперёд, выдох-шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук-шаг вперёд, стук-шаг назад и т. д.»

Выбрасываем злость

Дайте ребёнку чёрные тучки или тёмные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребёнка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идёте выбрасывать её.

Пирамида любви.

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

Только хорошее.

Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в строну педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.

Копилка добрых дел.

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

Совместный рисунок.

Дети делятся на группы по 2-4 человека. На каждую группу 1 лист бумаги. Каждой группе воспитатель даёт тему рисунка и подсказывает, что вначале они должны договориться между собой, распределить, кто на каком участке листка что будет рисовать. (Практика показывает, что дети 5-6 лет сразу начинают рисовать. Им трудно понять, что надо договориться. Дети 7 лет легко договариваются друг с другом).

Найди пару.

Звучит весёлая музыка, дети танцуют, но как только музыка смолкает, надо быстро найти своего друга.

Друг без друга нам нельзя.

Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и преодолевают препятствие (перешагивают через кубики, подлезают под гимнастическую палку и т. д). Воспитатель: «Молодцы, я вижу вас ничего не может разлучить».

Тайный друг.

Правила: записать имя и фамилию ребёнка на листочках и свернуть так, чтобы нельзя было прочитать рядом сидящему. Сложить в коробку и предложить каждому ребёнку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Следует объяснить, что тот человек, чьё имя они вытянули, становится их «тайным другом», и в течение последующих трёх дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Через несколько дней тайные друзья открываются друг другу, посте чего проводится беседа о дружбе.


«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ детского

сада №8 «Зоряночка»

С.Ю. Месикова _________________2014год

Воспитатель:

Горячкина Валерия

Владимировна
г. Ессентуки

Дидактические игры.

Тема: «Доброта!»
Игра № 1

«Поможем Федоре».

Дидактическая задача: учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.

Игровая задача. Помочь Федоре.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.

Ход игры.

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К.Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (ответы детей). Вам жалко Федору?(жалко). Почему? Она сама во всем виновата? (ответы детей). А когда вы за нее порадовались? (когда в доме она навела порядок). Какая сначала была Федора? (дети показывают злую, неопрятную Федору). А какая Федора стала потом? (дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору). Посмотри, Федору, как наши дети соблюдают чистоту.

Игра «Кто чем занят?» : дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, вытирают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).


Игра № 2

«Приходите в гости»

Дидактическая задача: учить детей оценивать поступки других.

Игровая задача. Быть вежливым.

Игровые правила. Выражать свое эмоциональное состояние в мимике, позе и жестах так, чтобы было понятно.

Ход игры.

Воспитатель инсценирует потешку Н. Палагуты «Пирог».

Масло, яички, мука и творог –

Вот и готов у лисицы пирог.

Корочка сверху поджариста.

Входите, зверюшки, пожалуйста.

Мишка притопал вразвалку,

Волк опираясь на палку.

А зайчик сказал Лисавете в ответ:

Простите, дорогая, я плохо одет,

Сошью вот кафтан да пару сапог,

Тогда непременно приду на пирог.

Воспитатель. Дети, скажите, какими были гости, как встречала их хозяйка лиса? (ответы детей). Самыми вежливыми были лиса и зайчик. Что они говорили? (пожалуйста, простите). Давайте разыграем сценку.

Дети разыгрывают сценку, пожеланию играя роль хозяйки и гостей. Потом можно сыграть в игру «Веселый - грустный»: дети показывают пантомиму под грустную и веселую музыку. Если музыка веселая – показывают, что можно делать в веселом настроении (прыгать, играть, бегать, танцевать). Если музыка грустная – показывают другое настроение (грустят, жалеют кого – то, провожают, скучают).

Дидактическая задача. Создать условия для актуализации нравственных норм ; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.

Игровая задача. Научить пса не жадничать, делиться с другими.

Игровые правила. Не жадничать, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.

Ход игры.

Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и рассказывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:

По переулку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал – погадал,

Пожевал – пожевал…

Кошка – Мяушка,

Попросила Кошка

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

Подошла курочка.

Попросила Курочка

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

И сказал:

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объяснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть щедрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.

Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: малыши играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для куличиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.

Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предлагает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а товарищу предлагает быть мастером по её ремонту и т.д. Дети, поставленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.

Игра №4

«Книжкины помощники»

Правило и ход игры:

Воспитатель рассказывает сказку о добром и злом волшебнике.Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун. Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния. Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям, Злой Колдун вредил. И если Злой Колдун насылал засуху, то Добрый Волшебник вызывал Дождь. В своих молитвах Добрый Волшебник обращался к Светлым Силам, а Злой Колдун к Силам Тьмы. Но люди не знали, что Добрый Волшебник и Злой Колдун приятели. Они частенько собирались либо в Светлой Башне Доброго Волшебника, либо в Черном Замке Злого Колдуна и играли в игру. И тот, кто выигрывал, получал право сделать что-нибудь. Доброе, если побеждал Добрый Волшебник и злое, если побеждал Злой Колдун. А так как играли они примерно на одном уровне, то добра и зла в мире было примерно одинаково. Но вот однажды Добрый Волшебник побеждал чаще, и разозлил злого. И когда злой волшебник победил, он превратил сердце доброго в камень. И чтобы исцелить доброго волшебника люди должны стать добрее внимательнее, без помощи волшебства.

И детям дается задача. Разрушить камень своими добрыми словами , сочувствием, добрыми поступками. Только тогда сердце доброго волшебника оживет.

Игра № 16

«Эмоциональные «Ферби»

Цель: развитие эмоциональной сферы, учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Материал: Игрушка «Ферби» с разными эмоциями: Радость, Грусть, Страх, Гнев, Спокойствие, Удивление, Стыд, Безразличие, Робость, Усталость. Маленькие карточки с пиктограммами, карточки с названием эмоций и описанием внешних признаков проявления эмоций (движение тела, выражение лица) .

Серый – Усталость

Голубой – Спокойствие

Зеленый – Стыд

Красный – Гнев

Желтый – Удивление

Оранжевый – Радость

Синий – Грусть

Фиолетовый – Страх

Коричневый - Безразличие

Игровые правила.

1 вариант «Изобрази такую же эмоцию». Предложить детям внимательно рассмотреть «Ферби», обратить их внимание на разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходство. Предложить каждому изобразить данную эмоцию на своем лице. Пофантазировать из-за чего у него бывает такое настроение. Выигрывает тот, чьи выражения эмоций были понятными.

2 вариант «Узнай эмоцию». В игре используются игрушки «Ферби» разных цветов и эмоций, карточки с пиктограммами, карточки с описанием внешних признаков проявления эмоций (движение тела и выражение лица). Ведущий раздает картинки. После этого читает карточки с описание движения тела или выражением лица, а игрок должен найти такую эмоцию у себя и забрать карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для своих «Ферби» нужное описание.

3 вариант «Найди эмоцию». В игре используются игрушки «Ферби» и карточки с названием эмоций. Игроки по очереди выбирают себе карточки с названием эмоций, и подбирают подходящую к ней игрушку «Ферби». Выигрывает тот, кто верно подберет названия к эмоциям.

Игра № 17

«Приветствие»

Цель: познакомить детей и родителей друг с другом, познакомить с ритуалом приветствия.

А теперь назовем имена друг друга. Мамы (папы) называют имя своего ребенка, а дети - своего родителя.

Ребята, а давайте научим пап и мам здороваться так , как мы это делаем на занятиях.

Ритуал приветствия:

Здравствуй друг, (здороваются)

Как дела? (кладут руки на плечо)

Где ты был? (трогают мочку уха)

Я скучал!

Ты пришёл?! (удивляются)

Хорошо! (обнимаются)

Вот какие мы молодцы! А теперь сделаем большой круг.

Ребята, скажите, пожалуйста, как можно нас всех назвать? (группа)

Да, мы группа! Мы все вместе играем, занимаемся, нам очень важно любить друг друга и называть по имени. Это очень приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят и уважают.
Игра № 18

«Круг знакомства»

Цель: закрепить знание имен детей и родителей.

Ребята у меня в руках сердце. Это сердце даёт тепло, дружбу, любовь. Я предлагаю его вам и называю своё имя. Меня зовут Валерия Владимировна. А теперь передавайте сердце по кругу и называйте свои имена (дети и родители передают сердце по кругу и называют свои имена).

Ну вот, сердце вернулось ко мне.
Игра № 19

«Пожелания»

Цель: способствовать сближению детей и родителей, формировать умения

слушать и слышать друг друга, выражать свои чувства.

Ребята, мы с вами по очереди пожелаем нашим мамам и папам что-нибудь хорошее и начнём своё пожелание с таких слов: «Дорогая моя (мой) мамочка (папочка), я желаю тебе…». Вместе с пожеланиями мы будем передавать сердце. (Дети говорят пожелания и передают сердечко друг другу). Молодцы! Пожелания ваши просто замечательные! Сердце снова у меня!
Игра № 20

«Доброе животное»

Цель: развивать чувство единства, научить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать.

Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.
Игра № 21

«Найди своего ребёнка»

Цель: повысить самооценку, развитие тактильных ощущений.

А вы, родители, хорошо знаете своих детей? Сможете узнать своего ребенка закрытыми глазами?

Сначала пощупайте ладошки своего ребенка. Теперь попробуйте узнать своего ребенка с завязанными глазами по ладошкам. А вы, ребята, стойте тихо и не подсказывайте своим родителям. (Взрослый ищет своего ребенка с завязанными глазами).
Игра № 22

«Доброе сердце»

Посмотрите, это - сердце. (Ведущий показывает большое сердце из бумаги). Вот оно, какое большое «доброе сердце»! Мы все вместе поместимся в нём! Ведь каждому из нас есть в нём место, и мы сейчас это увидим (раздаёт маленькие сердечки).

Ребята, нарисуйте на своём сердечке подарок для своей мамы (папы), а родители – для своего ребенка (дети и родители рисуют).

Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества ребенка.

Мы уже писали о том, как организовать нравственное воспитание в семье . В дополнение к этому предлагаем подборку игр для выработки нравственных качеств у ребенка.

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

Если вы знаете другие игры на развитие нравственности у ребенка, напишите в комментариях.

Цель: упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, . Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог».

Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

Игровые действия : дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

ИГРА «КРУГ ЖЕЛАНИЙ»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия : дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

ИГРА «ВСПОМНИ СКАЗКУ»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

ИГРА «ДОБРО - ЗЛО»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

ИГРА «ТАЙНЫЙ ДРУГ»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.

Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитию черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопониманию в процессе общения, а также овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

1. «Знакомство»

Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

2. «Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу

3. «Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

4. «Не выпустим шарик из круга»

Цель: Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.

Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача - любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.

5. «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

6.«Помоги слепому дедушке»

Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Количество игроков - не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры - до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

7. «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

8. «Цвета эмоций»

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая - отгадывать.

9. «Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств - честности ребенка.

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом, под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

10. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2–3 минуты):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят поми¬риться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.

11. Игра «Воздушный шар»

Цель: Формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры: Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)

12. Лото «Доброе дело»

Цель: Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.

13. Игра «Птица счастья»

Цель: Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки. Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Ход игры: Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.

14. «Добрая тучка»

Цель: Формировать понятие "Доброта," доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям. Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки.

Ход игры: Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.

Для того, чтобы эти игры были успешными, они должны быть прожиты и прочувствованы взрослыми.


Лучшие статьи по теме