Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Лекала современной косоворотки. Русский народный костюм своими руками. История русской рубахи

Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.


Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.


Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий на Западно-Европейском ТВД против Франции и Бельгии Германия развернула 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (1,6 млн. чел. и 5000 орудий). Этим силам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (1,6 млн. чел. 4640 орудий).


Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

v предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

v уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

v развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

v личностный подход педагогики сотрудничества;

v комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь ;

v последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: -Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), . История России. ХХ век., . Истрия России (в таблицах и схемах), . Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

3. Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г. Уэллс).

v Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

v Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

v Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

v Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

3. Назвать причины войны.

4. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено 67 млн. чел. Почему столь масштабной оказалась война?

5. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России , настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов и) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э. Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В. Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик, выдающийся микробиолог. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

v передача всех колоний;

v сокращение численности вооруженных сил до;

v Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

v оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

v демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

v передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

v репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

v разделение Венгрии и Австрии;

v передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

v признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

v репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

v передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

v Словакия переходит к Чехословакии;

v Трансильвания передается Румынии;

v Банат передается Югославии.

v установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

v сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до;

v передача территорий.

6. Вашингтонская конференция гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

v Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Пригласили нас однажды на день рождения в русском стиле. По этому случаю было решено сшить мальчишкам по рубахе косоворотке. Можно конечно и купить, но в нашем маленьком городе таких вещей не найдешь.

В этом мастер классе я показываю, как сшить рубаху косоворотку для мальчика 7 лет.

За основу выкройки я взяла выкройку русской рубахи для взрослого мужчины. Измерив своего ребенка и изменив размеры, у меня получилась такая схема:

Рубаха по этой схеме шьется достаточно быстро, даже если вы часто не шьете и рука у вас не набита. У меня ушло два вечера, в общей сложности не больше 5 часов.

Для того чтобы подогнать выкройку под свой размер, нужны следующие мерки без припусков на швы:

  • Ширина рубахи – 38 см + 2 см на швы
  • Длина рукава – 34 см + 8 см на подгибку
  • Длина рубахи – 50 см + 8 см на подгибку
  • Горловина (шея) – 32 см + 2 см на швы

Материалы для рубашки:

  • Льняная ткань – 1 х 1,2 м.
  • Тесьма с узором – 1,10 м. широкая и 1,10 м – узкая тесьма.
  • Липа – 10 см.
  • Нитки в цвет.

Русская народная рубаха косоворотка для мальчика своими руками:

Выкройка очень простая, поэтому можно кроить сразу на ткани или предварительно нарисовать ее на газете. Только обязательно закладывайте припуски на швы и на подгибку рукавов и низа рубахи.


После раскроя мы имеем: Одну основную часть, два рукава и две ластовицы.


Сшивать начинаем с рукавов. К краю рукава пристрачиваем ластовицу.


Теперь рукав с пристроченной ластовицей прикладываем к основной детали рубахи и пришиваем на машинке. Чтобы ткань не съезжала рукав предварительно закрепляем иголками или наживляем швом «вперед иголкой».


После этого рубаху складываем как на рисунке и сшиваем рукав и ластовицу.

Так же сшиваем боковую часть основной детали.


Таким же способом пришиваем второй рукав. С помощью оверлога или вручную обрабатываем швы.

Загибаем края рукавов и низ рубахи.

Проглаживаем и прострачиваем.

Косоворотка почти готова. Осталось обработать горловину и застежку с левой стороны. Это небольшая, но хлопотная и тонкая работа.

Горловина косоворотки

Начнем с застежки. Длина застежки 15 см. Чтобы ее обработать вырежем два прямоугольника. Один 20 х 5,5 см. Второй более широкий 20 х 10 см.


Узкую полосу пришиваем с левой стороны (левая сторона если смотреть на фотографию).

Заворачиваем ее внутрь рубахи.


Широкую полосу пришиваем к правому краю выреза (право, если смотреть на фото. Если одеть рубаху на себя, то это будет левая сторона). На ней будет крепиться липа.

Широкую полосу сворачиваем пополам и заворачиваем внутрь рубахи.


Закрепляем все детали наружным швом.


Теперь обработаем горловину — стойку. Вырежем деталь 8 х 40 см. Подогнем края по 1 см. и прогладим утюгом.

Свернем вдвое и еще раз прогладим.


Ручным швом «вперед иголкой» пришьем стойку к горловине.


Прострочим ее на машинке. Воротник стойка для рубахи в русском стиле готова.


На данном этапе косоворотка выглядит таким образом.


Осталось украсить рубаху лентой с русским узором. Если есть какие-то неровности, лента скроет это.

Ее называют исконно русской одеждой, старообрядцы носят, подчеркивая связь с русской стариной, а все экспортные фолк-коллективы не выходят на сцену ни в чем другом. Но настолько ли косоворотка исконно русская?

Косой vs прямой

Исследователи так и не сошлись во мнении, в том числе и у нас в редакции, как и почему эта разновидность рубахи вошла в обиход у наших предков. Есть довольно сильная версия, но по порядку.

Косой ворот значит «неравнобежный с тем направлением, о котором идет речь», по Далю, то есть со срединным направлением разреза для сорочки, более древней формы русской рубахи, которую скорее всего и можно назвать исконной.

Собственно, и кроили сорочку по «серединному» принципу: домотканое полотно складывали пополам и делали надрез для надевания. Затем к уже получившимся переду и спинке добавляли рукава и ластовицы (подмышечные вставки).

Что могло заставить отказаться от этого простого и естественного пути, продиктованного природой и физиологией (разрез соответствовал линии шеи), в пользу косого ворота? Как раз на этот вопрос нет четкого ответа. Версий, зачем, собственно, косоворотка, а не "прямоворотка", несколько. Есть знаменитая версия академика Лихачева, который объяснял подобный выбор разреза тем, чтобы во время работы наружу не выпадал нательный крест. Гипотеза красивая, но совершенно ничем не подтверждаемая.

Другие версии

Этнограф Дмитрий Зеленин в объяснении, почему косоворотка стала так популярна, исходил из принципа практичности. Ученый считал, что рубаха с разрезом сбоку лучше защищает от холода, поскольку не распахивается, и позволяет свободно двигаться. Действительно, в косоворотку требовалось вшивать несколько дополнительных элементов - клинья и боковины - чтобы сделать рубаху пригодной для движения. Зеленин, как и многие другие исследователи, относит время появление косоворотки к XVвеку.

Тут мы сталкиваемся с противоречием. Одежда, напоминающая косоворотку, у тюркских народов была известна еще задолго до того времени. Возможно, этим и объясняется появление более ранних свидетельств ее существования на Руси, например в XII веке в Новгороде. Торговые и другие контакты с иноземцами оказывали достаточно сильное влияние на костюм русских, поэтому в летописях XIIи XIIIвеков даже есть упоминания о том, что среди них уже встречалось иногда немецкое короткополое платье.

Для изменения подхода к крою требовались серьезные основания. И они появились одновременно с нашествием Орды. Именно тогда разрез рубахи стал делаться слева, как у татар, у которых запах всегда был на левую сторону.

Тут как раз и становится объяснение Зеленина на свое место, ведь именно кочевым, степным народам требовалась одежда, защищающая их от ветра при верховой езде. Ученый, впрочем, не считает наличие подобных вырезов для воротников у татар достаточным основанием, чтобы связать появление косоворотки с их культурой.

Обрусение косоворотки

Свидетельств однозначного преобладания косого воротника над серединным вплоть до XVIIвека нет, рубахи шили и с левосторонним разрезом, и с обычным. О чем можно говорить точно, так это о том, что окончательно вытеснила косоворотка свою древнюю, восточнославянскую конкурентку-рубаху только в XIXвеке, став частью традиционного праздничного наряда.

Вероятнее всего это связано с кавказскими и русско-турецкими войнами XIX века - в то время косоворотки были в тех местах в обиходе. Трендсеттером здесь, как часто бывает, выступила униформа.

Вероятно, из соображений удобства при реформе военной униформы 1880-ых годов косоворотки вошли в обмундирование солдат.

Соответственно, началось массовое фабричное производство таких рубах. Их стали шить из самых разных тканей, а разнообразие вышивок и украшений обеспечило народную любовь. Первый парень на деревне, а скорее даже на посаде, который и был законодателем моды, обязательно выступал в свет в косоворотке, картузе и с гармонью. Кстати, откуда пришли на Русь эти два последних якобы исконных атрибута мы еще посмотрим.

Лариса Волкова

Красота русского народного костюма доставляет людям радость, учит чувствовать и понимать эту красоту. Поэтому даже сейчас, в 21 веке, все народные праздники мы отмечаем именно в народном костюме .

В нашем детском саду мы решили обновить наши народные костюмы . Сначала мы сшили новые сарафаны и рубахи для девочек , а в этом году, к празднику Пасхи, я сшила рубахи-косоворотки для мальчиков .

Косовортка - рубаха с косым воротом , то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек . Разрез сбоку на косоворотке, по версии академика Лихачёва, создавался специально для того, чтобы нательный крестик у мужика не выпадал во время работы. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.

Сначала я сняла мерки с моих мальчишек . Не стала я делать все рубахи одинакового размера (одному - как раз, другому – маловато, а третий и вовсе «утонет» в ней) – группа у меня разновозрастная (5-7 лет) . Расскажу в мастер-классе об одной рубахе .

А теперь посмотрим на наши мерки :

Ширина = 44 см,

Длина рукава = 47 см,

Обхват бедер = 70 см,

Длина рубахи = 60 см .

Расход вышел такой :

Ткань атлас белый : шир. 150 см - 1, 20 м

Ткань атлас красный : шир. 150 см - 0,5 м

Тесьма с узором - 2,40 м,

Липучка - 5 см красный цвет.

Кроим :

Белая часть

Спина = 42х52 см (не забываем про швы по 1см) .

Перед = 42х30 см, две боковые полочки 10х24 см.

Красная часть :

Вставка на груди (24х24 см, на рукавах (28х9см = 2 шт) и низу рубахи (44х12 см = 2шт) .

Воротник-стойка (40х8 см) .

Планки : 2шт 20х7,5 см.

На белой части спинки и на красной части грудной вставки вырезаем горловину.

Пошив :

Ну а теперь смотрим на наши детали, вроде все просто, надо определить с чего начать.

Застёжка косоворотки обрабатывается до стачивания плечевых швов, то есть это самая первая операция после раскроя рубашки .

А втачивание воротника – завершающая операция пошива этого изделия.

Итак, застёжка. Обработаем её как втачную планку.





и оставшуюся белую часть переда (вниз) .

Обшиваем красную вставку тесьмой.


Стачиваем спинку с передом по плечевым швам.

Пришиваем на спинку и перед нижние красные вставки, отделываем их по низу тесьмой.

Пришиваем к белой части рукавов красные манжетные вставки, отделываем их по низу тесьмой. (Низ рукавов и нижний край рубахи обрабатываем тесьмой : подгибаем на лицевую сторону и накладываем сверху тесьму, прошиваем).


Пришиваем рукава к рубахе и стачиваем боковые швы.




Вшиваем воротник-стойку. Застежка – липучка.

Вот и все. Наша косоворотка готова.


Буду рада, если кому пригодится мой МК.

Публикации по теме:

Цель: передать личный профессиональный опыт коллегам, создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению куклы оберег «Отдарок-на-подарок» Из истории:кукла «Отдарок-на-подарок» бытовала.

Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

Предлагаю вашему вниманию простой вариант изготовления настольной игры, в которую играли ещё наши бабушки и дедушки. Игра эта будет интересна.

Лучшие статьи по теме