Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Приметы и суеверия
  • Социокультурные ценности в доу. Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников. Ребенок и социум

Социокультурные ценности в доу. Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников. Ребенок и социум

Formation of the basic cultural values of senior preschool children in the conditions of development of the information society.

  • Т.С. Горошникова,
  • М.Н. Егорова

МАДОУ «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида», Киселевск

T.S. Goroshnikova,

MADOU “Kindergarten №2 «Rays» combined type “ Kiselevsk

В данной статье рассмотрены источники информации, с помощью которых происходит формирование базовых культурных ценностей дошкольников. В статье предлагается описание важнейших источников информации. Особое внимание уделяется работе с информационными технологиями.

This article describes the sources of information in which is formed the basic cultural values of preschool children. The paper proposes a description of the most important sources of information. Particular attention is paid to work with information technologies.

Ключевые слова: воспитанник, культурные ценности, межличностное общение, информационные технологии, наблюдение, книга.

Pupil, cultural values, interpersonal communication, Information technology, observation method, book.

В ходе реализации основной образовательной программы ФГОС, педагог сталкивается с множеством вопросов, которые требуют решения. Как способствовать тому, чтобы мир, окружающий ребенка стал для него понятен и интересен? Какие условия необходимо создать, чтобы воспитанник захотел познать этот мир? Как довести современный мир информации до понимания ребенком? Как научить его отбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна, и пользоваться ею? ДОУ, в соответствии с существующим законодательством, призвано обучить ориентированию детей в информационных потоках, дошкольники должны уметь работать с информацией, полученной различными способами, то есть искать, получать и фиксировать информацию и использовать ее в своем познавательном развитии. Базовые ценности выступают как система координат, которая необходима, чтобы оценить себя, других, выразить свое отношение, сделать выбор. Система ценностей, которая изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения, социума, необходимо учитывать этническую и религиозную принадлежность семьи, профессии родителей, традиции и обычаи, эстетические, нравственные и познавательных потребностей близких людей. Ценностный компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ценностную направленность, которая является основой общей культуры.

В настоящее время при формировании базовых культурных ценностей старших дошкольников главными путями получения необходимой информации являются изучение книг, межличностное общение, постоянные наблюдения, работа с компьютером.

Книга, книжный текст - представляет собой наиболее доступный источник знаний для детей в детском саду. Обращение к книгам способствует раскрытию перед детьми всего мира, красочные издания, которые так привлекают детское внимание, рассказывают обо всём, что необходимо знать об окружающем мире в данном возрасте. В течение осуществления образовательной деятельности ребенок черпает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационное взаимодействие. При рассматривании и изучении книги детям легче осмыслить полученную учебную информацию, перенося её в реальный мир, как бы сравнивая происходящее, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление, учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, таблицами, анализировать полученную информацию, выделять главное и второстепенное в тексте, осуществляют библиографический поиск, реализуют простые проекты. С помощью различных энциклопедических изданий воспитанники запасаются новыми знаниями, пополняют свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением новых слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Здесь роль педагога заключается в том, чтобы научить детей правильно пользоваться энциклопедиями и отбирать нужную для себя информацию.

Ещё одним важнейшим источником информации является межличностное общение. Коммуникативное взаимодействие воспитанников между собой, со взрослыми, с родителями. В процессе общения происходит обмен информацией. Возникает вопрос, а всегда ли дети готовы к тому, чтобы правильно использовать информацию, которой они овладевают при осуществлении образовательного процесса? Во время своей деятельности, педагог учит дошкольника общаться, обмениваться информацией, формировать умение взаимодействовать с полученной информацией, выбирать жизненно важное в ней для решения каких-либо трудностей. Дошкольники вступают во взаимодействие тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают смысл межличностного общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Словарный запас дошкольников достаточно богат, однако умение вести диалог у многих детей развито слабо, тем не менее типичным в этом возрасте является информационный диалог. Тематика разговора детей друг с другом обуславливается главным образом обсуждением игр, игрушек, кинофильмов, телепередач, коллекций, домашних животных, отношений между детьми и семейных событий. Межличностное общение дает дошкольнику возможность принять на себя черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного и духовного поведения.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит в основном эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник принимает на себя роль маленького исследователя, опытным путем получая ответы на свои вопросы, испытывающий чувство радости от своих открытий и тем самым пробуждая ещё больший интерес. Ребенок стремится к активной деятельности. Экспериментирование и наблюдения в данном возрасте являются наиболее близкими и естественными для дошкольника. Наблюдение - особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Наблюдения детей должны быть научными, доступными, увлекательными и интересными. Наблюдение обогащает кругозор, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Наблюдение выступает как ещё один способ извлечение информации.

Сегодня дети быстро осваивают новую информационную технику, в том числе компьютеры, поэтому работа на персональных компьютерах, которые являются наиболее доступными дома, прежде всего, оживляет процесс обучения и вовлекает его в познание окружающего мира. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. Развивается стремление познать и увидеть большее. В процессе компьютерных игр у ребенка развивается самостоятельность и чувство ответственности за те или другие действия.

С помощью технических средств можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку воспитанников и высвободить время для их творческого развития. Приобщение дошкольников к работе с компьютерными технологиями способствует совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.) . При использовании компьютерной презентации, образовательная деятельность становится более насыщенной, яркой, появляется возможность увеличения темпа. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе образовательной деятельности привлекают большее внимание дошкольников. Помогают развивать и автоматизировать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, флешкартами, учат рационально использовать своё время.

Все эти возможности позволяют увлечь дошкольников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. Таким образом, занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников. Так как дети в среднем дошкольном возрасте обладают широкой фантазией и огромным желанием проявить себя с помощью любых средств доступных в данном возрасте, то педагогу следует учить его как можно чаще выносить во внешний мир свои собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование на занятиях в ДОУ дает возможность проявить себя любому из воспитанников, при этом ребенок самостоятельно выбирает форму работы, доступную именного для его понимания.

Современное общество характеризуется как информационное, что порождает значимость информации в современном мире, ее особую роль и ценность, а также диктует необходимость совершенствования способов и методов получения, обработки, систематизации и передачи информации. Область образования в этом плане является самой актуальной: одним из приоритетных направлений развития образования в России становится создание образовательной информационной среды, которая важна для усвоения ребенком социального опыта, выражения собственной позиции, проявления самостоятельности, индивидуальности, а также для сотрудничества ДОУ и семьи.

Литература

  1. Михеев, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников [текст] / Е.В. Михеев, - Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.
  2. Соколова Т.Е. Информационная культура ребенка. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1, Самара: Учебная литература, Федоров, 2008.
  3. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста / С.В. Гурьев
  4. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. - № 9. -С. 32-38
  5. Фарафуллина В. Х. Развитие информационной культуры младших школьников. http: //festival. 1september. ru/authors/102-622-032

Основные понятия: «социокультурный подход»; «виды компетентности» дошкольника; «педагогическое качество» деятельности образовательного учреждения; «динамический аспект педагогического качества»; «структурный аспект педагогического качества»; «аксиологический аспект педагогического качества»; «развивающаяся система отношений ребенка,»; «сензитивный период развития»; «личностно ориентированное образование»; «здоровьесберегающие технологии»; «психологический комфорт»; «педагогическая помощь»; «поддержка»; «процесс социализации»; «процесс индивидуализации»; «самоактуализация»; «культуроосвоение и культуротворчество».

Литература:

Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника, М.,2000.

Cтратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации // Вестник образования. - 1994. - № 11.

Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6..

Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 8.

Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - с. («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 41).

Что же должно измениться в содержании обучения? Нужно уйти от узкопредметной направленности, характерной для традиционного обучения. Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.

Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Сегодня каждому педагогическому коллективу необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения, и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы ребенка в освоении и применении знаний.

Известно, что подрастающее поколение формируется не только под влиянием педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, личностно ориентированной социокультурной среды сопровождения каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

В процессе духовного становления личности особую роль играет содержание образования, которое максимально способствует формированию общекультурной компетентности мировоззренческой позиции. Невозможно воспитывать, не обучая, нельзя обучать, не воспитывая. Образованность, по В. Далю, значит «улучшать духовно». Цель образования на современном этапе - воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности.

Обращение к отечественным традициям должно происходить в непрерывном единстве с работой на всех ступенях обучения, на материале народных обрядовых и православных праздников. Главное здесь не «натаскивание» детей на ограниченный объем конкретных знаний о народной культуре, а организация чувственного опыта детей, так как личная сопричастность - ведущая мотивация восприятия.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, так как полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить впоследствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.

Научно-гуманистическая система образования позволят осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества), творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

По мнению С.И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия.

В соответствии с концепциями С.И. Гессена, Д.И. Фельдштейна, В.Т. Кудрявцева присвоение культуры может быть представлено как творческий процесс, не ограничивающийся усвоением определенных знаний и их интериоризацией во внутренние убеждения и ценности. Подлинное образование, по мнению С.И. Гессена, заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.

Социальное развитие представляет собой сложное и противоречивое явление, согласно концепции Д.И. Фельдштейна - постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон - социализации и индивидуализации. Социализация выступает здесь как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.

Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности.

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л.С. Выготский), подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В.Т. Кудрявцев). Смысл успешного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. В процессе приобщения к культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность со-творения культуры.

Культуротворческая функция является одним из важнейших механизмов социального развития, ведущим критерием развитого детства. Рассматривая сам феномен культуры как «универсум опредмеченных творческих способностей человека, составляющий пространство развивающего общения субъектов разного масштаба и уровня», В.Т. Кудрявцев убедительно доказывает, что сама историческая культура не является объектом дидактического интереса или носителем субъективной для ребенка новизны. Превращаясь в содержание детской деятельности, она приобретает объективно новую, дотоле не свойственную ей функцию материала, на котором ребенок производит «опробование» целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере человеческих отношений по поводу них. А значит, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному.

Итак, основными линиями развития ребенка являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающий социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самости индивида, реализации его культуротворческой функции.

Развертывание этих линий как поступательно осуществляемого процесса («от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности») является, по мнению Д.И. Фельдштейна, одним из важнейших моментов целеполагания в социальном развитии.

Следующая чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования, связана с освоением и сменой педагогом различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свой методический инструментарий в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество образования.

И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка . Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности Ш.А.Амонашвили: знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

Главное в этой ориентации - формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте неоценимо.

Вместе с тем, исключительная ориентация педагогов на действие этого механизма в качестве универсального в процессе социального развития дошкольника, чревата доминированием когнитивного компонента в становлении развивающейся личности, что порой приводит к стереотипизации, приспособленчеству, конформизму, к отсутствию диалектики в понимании сущности социальных явлений. В этом отношении весьма ценной является концептуальная посылка Н.Н. Поддьякова («парадоксальная», по его же определению) об иерархизации социальных норм и правил поведения: «если возникает необходимость нарушения правил и норм, то важно, чтобы такое нарушение было глубоко нравственным».

Другим механизмом, обеспечивающим интеграцию в область себе подобных, является механизм идентификации социальных ценностей в сознании индивида. В соответствии с концепцией Е.М. Калашниковой под идентификацией понимается «механизм сближения, интеграции людей в общность на базе общего социального содержания, выраженного во взглядах, нормах, интересах, ценностях, интериоризированных (внутренне принятых) в ходе освоения мира человека». Применительно к процессу социализации детей дошкольного возраста данное определение требует конкретизации и дополнения. В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

Ребенок чаще идентифицирует себя с объектом, вызывающим яркие эмоциональные реакции. По отношению к социальному развитию дошкольников более приемлемым будет определение Л.И. Папкина, согласно которому идентификация рассматривается как акт интерперсонального отождествления, в котором переживания других даны как собственные. Процесс интериоризации в данном случае может быть рассмотрен как отдельный механизм социализации, порожденный и обусловленный действиями механизмов подражания, нормативной регуляции, идентификации.

Идентификация, по мнению Е.М. Калашниковой, выступает как единство в антиномии: приобщение и обособление, что не противоречит содержательной характеристике процесса социального развития Д.И. Фельдштейна (социализация и индивидуализация). Каждый индивид усваивает социальный опыт через приобщение, но осуществляет это, индивидуально обособляясь.

Существенным механизмом, опосредующим как восприятие человеком социальных ценностей, так и их воспроизведение в коммуникативном акте, является индуктивная регуляция, рассматриваемая в психологии как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия. Влияние данного механизма тем более ощутимо, чем менее значительна смысловая нагрузка действий, представленных в принятых нормах и правилах поведения. Данный механизм, как ни один другой, связан с позицией социально значимой группы (семьи, сверстников), а его игнорирование или несвоевременная коррекция могут привести к негативным последствиям в социальном развитии ребенка. Действие этого механизма тесно связано с доминирующими ценностями социального окружения, с общими ориентирами в оценке поведения ребенка во взаимодействии с другими людьми. Ярче и чаще всего этот механизм «срабатывает» в процессе восприятия людей, имеющих отклонения в физическом развитии, представителей другого пола, национальности, в силу существующих социальных стереотипов. Педагогическая значимость данного механизма проявляется в зависимости от уровня осознания ребенком социальных смыслов используемых способов, от ценностных ориентаций ближайшего социального окружения.

Существенное значение в процессе социализации-индивидуализации уже в дошкольном возрасте приобретает социальный опыт как некая «априорная» сущность, как результат усвоения общественного опыта. Н.Ф. Голованова рассматривает социальный опыт как результат активного взаимодействия с окружающим миром, становление которого не может быть ограничено лишь усвоением определенной суммы сведений, знаний, навыков, образцов, так как оно связано с овладением способами деятельности и общения. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста достаточно ограничен, однако он является механизмом регуляции социально приемлемого поведения в тех случаях, когда не «срабатывает» ни один из вышеперечисленных механизмов, так как именно в нем находит отражение субъектная сущность индивида.

Не менее значимым в аспекте социализации-индивидуализации ребенка является механизм культуротворчества. По мнению В.Т. Кудрявцева, культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится субъектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих отношений. Ребенок не только присваивает, но и творит культуру. «Все достижения человечества, - пишет Н.Н. Поддьяков, - вся его культура - это результат поисковой деятельности… Овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасытный поиск, который выступает как основа детского творчества». Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребенком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Культуротворчество состоит в порождении ребенком «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества» (В.Т. Кудрявцев).

Завершающей фазой деятельности, направленной на коммуникацию, является контроль, включающий механизмы оценки как способа установления значимости социального контакта для субъекта, самооценки как способа установления собственной значимости для других, рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Обозначенные механизмы (за исключением рефлексии) имеют место в поведении детей уже в младшем дошкольном возрасте, однако они в значительно большей мере зависят от позиций социально значимого окружения, актуализируются и транслируются, как правило, взрослыми людьми.

Гузь Надежда
Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования , в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества , снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей.

Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. Ребенок – человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь помощник, защитник, наставник, даже образец для подражания.

Главная роль педагога – создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе – своего внутреннего мира. Вторая основополагающая идея : ребенка не надо переделывать. И здесь для педагога встает основная задача : своими «воздействиями» на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.

Ближайшее окружение ребенка - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияет на его развитие, но и сами меняются под воздействие этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией .

Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка с взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания :

Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций;

Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей .

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление :

Культурно-нравственное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности , традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности в тесной взаимозависимости четырех компонентов :

Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.

Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью.

Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой . Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами.

Социальные качества , которые можно объединить в пять комплексных характеристик : сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность , открытость и социальная гибкость .

Все компоненты развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентах.

Все отклонения в социально-культурном и нравственном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер .

Как способствовать социально-культурному и нравственному развитию дошкольника ? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя и детей с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества :

Часто обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

Подчеркивать сходство между разными людьми;

Предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

Вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

Не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

Ясно формулируйте правила поведения .

Социальный опыт , к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре . Усвоение культурных ценностей , их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

В работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции.

Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и их родители с большим интересом открывают для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего, становясь активными участниками.

Учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть «трудолюбивыми» , все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость – вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных , нравственных проявлений детей .

Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего города и края, в нашем детском саду ведется большая работа. Сразу после новогодней елки мы проводим два-три занятия, на которых рассказываем о Рождественских праздниках на Кубани, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.

Накануне Рождества вместе со старшими детьми мы делаем рождественскую звезду, разучиваем колядки. Дети рядятся в различные костюмы, ходят из группы в группу, поздравляют с Рождеством Христовым детей и сотрудников детского сада.

Следующий большой праздник – Масленица. По древнему календарю масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Один из смыслов праздника в том, что все имеет конец : конец зимы – конец года, конец жизни. Православная церковь особенно поддерживает прощальную часть Масленицы, это находится в соответствии с учением Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним. В прощальном воскресенье заложен глубокий нравственный , воспитательный смысл. Праздники Масленицы, проведенные нами, оформились в тему «Прости» , где подчеркнут общечеловеческий нравственный смысл . Тематические занятия, ориентированы на формирование некоторых умений и навыков, таких как необходимость признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого сам обидел; умение прощать своего обидчика; умение понимать смысл покаяния – верующие люди просят прощения у Бога за плохие поступки,мысли.

Особенно любимый детьми в нашем саду Праздник Празднеств – Пасха. В преддверии праздника мы проводим пасхальные чтения. Читаем библейские рассказы о воскрешении Иисуса Христа. Слушаем рассказы для священника Александра Меня, цикл рассказов «Ангелы детства» протоиерея Сергея Николаева, используем видео и аудио записи. Помимо того, разучиваем стихи и песни о Пасхе, народные игры и игры с яйцами, такие как «Крутько» , «Катки» , «Битки» и так далее. Традицией стало изготовление различных поделок определенной тематики, расписывание яиц, проведение утренников.

Празднуя День Победы, не забываем отмечать, что этот праздник не только ликования, гордости за свой народ, победивший в войне, но и день поминовения погибших героев. В честь павших воинов организовывается возложение цветов к памятникам погибших, разучиваются стихи и песни «Вечный огонь» , «Журавли» , «Алеша» . Традиционно проводится акция «Посылка солдату» .

Еще один праздник – Троица (другие названия Духов День, Семик, Березка) . Он соединяет весну с летом. Символом праздника является Березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде ярмарки, веселых посиделок. Дети с удовольствие поют песни о березке, играют в народные игры. В этом году проводился праздник «Яблочный спас» .

Проблему социально-культурного и нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте . Известно, что основой воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей , закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей . Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Подготовила Шадрина М.В. воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 40», г.Братск

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.

Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, Главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная деятельность взрослых, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников.

Взрослый должен стать примером подражания для своего ребёнка. А также в семье должны быть семейные ритуалы: поход в театр, музей, спортивные виды отдыха, просмотр кинофильмов, чтении художественной литературы и многое другое. Это все — коммуникативное событие, которое обеспечивает дошкольникам познание культурных ценностей.

У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.

Список использованной литературы

  1. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69 – 74.3.
  2. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] /http://www.maam.ru/detskijsad

Лучшие статьи по теме