Конспект НОД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Бережём природу, ведь она бережёт наше здоровье!»
Программные задачи:Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное дело, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: картинки со знаками «Правила поведения в природе», воздушные шары на каждого ребенка, резиновые перчатки и атрибуты для игры «Рассортируй мусор»Воспитатель: Здравствуйте ребята, отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она - огромный шар.
О каком шаре говорится в этой загадке? Он настолько огромный, что на нем помещаются все люди!
Дети: Земля.
Воспитатель: Расскажите какого цвета наша планета Земля, если на нее смотреть из космоса?
Дети: Голубого и зеленого.
Слайд 1.
Воспитатель: Что обозначают эти цвета?
Дети: Зеленый цветом изображена суша со всеми растениями. А голубой цвет на планете-это все водоемы, реки, моря и океаны.
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода?
Дети: Пить, купаться, вода нужна животным.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает?
Дети: Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная.
Воспитатель: Где живет вода?
Дети: В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т.д.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. А ведь люди, чтобы быть здоровыми, должны пить только хорошую, очищенную воду. А знаете почему это происходит?
Слайд 2
Воспитатель: Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря. Если мы будем пить воду, которая загрязнена, как вы думаете, что с может произойти?
Дети: Мы заболеем!
Воспитатель: Правильно. Ребята послушайте еще одну загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет».
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Какой он, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому?
Дети: Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям.
Воспитатель: Давайте проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло?
Дети: Нечем дышать, не хватает воздуха.
Воспитатель: Чем мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: А что выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Проведем опыт. (Дети надувают шарики: воспитатель объясняет, что шарик похож на наши легкие, надутый шар -это легкие на вдохе, спущенный на выдохе).
Воспитатель: Вот как работают наши легкие.
Воспитатель: Чем мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: А что выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? Дети: Воздух на земле очень загрязненный.
Слайд 2.
Воспитатель: А происходит это потому, что заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами.
Слайд 3
Воспитатель : А еще люди вырубают огромные площади лесов, а ведь мы с вами знаем, что лес- это легкие Земли.
Слайд 4
Воспитатель: Но даже в тех лесах, что остались не вырубленными, люди ведут себя неправильно! Они губят природу! Ловят и уносят домой здоровых птиц, зверей, и их детенышей. В лесу не стараются ходить по тропинке, а вытаптывают траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.
Оставляют после себя мусор, рубят ветви деревьев и кустарников, разжигают костры, от огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Воспитатель: А ведь бросать мусор нельзя, почему ребята?
Ответы детей: Могут поранится животные.
Воспитатель: А можно сжигать мусор?
Ответы детей .
Воспитатель: Пластмассовые, полиэтиленовые и металлические предметы сжигать нельзя! Потому, что они не сгорают, не исчезают полностью, не разлагаются долгое время. А можно ли закопать в землю?
Ответы детей.
Воспитатель: Закопать можно только пищевые отходы, шкурки, очистки, огрызки, они даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества.
Что же делать с остальным мусором? Оставлять мусор после себя нельзя, если бросить мусор в лесу после пикника, он может пролежать на этом месте очень много лет. Представляешь бумага может пролежать 3года пока полностью не исчезнет, консервная банка будет разлагаться - 90 лет, полиэтиленовый пакет -200 лет, а пластиковая бутылка 500 лет.
Вот почему мусор нужно собрать и выбросить в специальные баки-контейнеры или специальные пункты приёма. Потом его отправят на вторичную переработку, то есть повторное использование.
Давайте поэкспериментируем.
Воспитатель: В одну коробку соберем весь металлолом. Что называется, металлоломом?
Дети: Все металлические вещи. Все, что сделано из металла.
Воспитатель : А во вторую коробку соберем всю макулатуру. А что называю макулатурой?
Дети: Это все бумажные отходы: картон, старые газеты.
Воспитатель : В третью коробку соберем всю стеклотару. Что называют стеклотарой?
Дети: Стеклянные банки, бутылки. Это упаковка для продуктов, только сделанная из стекла.
Воспитатель: В четвертую коробку соберем весь пластик, а в пятую все пищевые отходы.
Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети надевают перчатки и складывают в отдельные коробки:
бумага, картон – макулатура,
пластиковые бутылки – пластмасса,
баночки, жесть – металлолом,
яблоко, картофель – пищевые отходы,
бутылки, банки-стеклотара
Воспитатель спрашивает у детей: Что вы поняли, ребята?
Дети: Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор.
Слайд 5
Воспитатель:
Люди истребляют животных, ведут на них охоту, многие виды животных исчезли, многие занесены в красную книгу.
А каких животные считаются вымирающими в нашем крае?
Ответы детей.
Слайд 6
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Воспитатель:
Что бы быть здоровыми нам с вами нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и кушать экологически чистые продукты.
Но из-за действий людей наша планета заболевает, а если она погибнет, то с нею погибнет все живое. Но мы еще можем ее вылечить. И все мы должны стремиться, чтобы наша голубая планета не превращалась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.
Чем же мы с вами можем помочь нашей планете, как мы можем позаботится о ее природе?
Воспитатель:
Я давала вам домашнее задание нарисовать экологические знаки, давайте посмотрим, как вы справились с ним.
Дети объясняют экологические знаки.
Воспитатель: Некоторые ребята выучили стихотворения, давайте мы их послушаем.
Дети читают стихи.
Презентация на тему: Бережём природу, ведь она бережёт наше здоровье!
Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»
Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой
Ход занятия:
Воспитатель: Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою -
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)
Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).
Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).
Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.
макет лес
Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:
- Какие животные живут в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
- Чем питаются животные?
Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.
- Как готовится к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме белка?
- Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)
макет водоема
Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:
- Кто живет в воде?
- Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
- Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)
Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.
Физминутка Изобрази животного
Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.
собака(бегает),
заяц (прыгает),
ласточка(летают),
змея(ползает)и. т. д.
Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.
Воспитатель: Подумайте и скажите:
- Есть ли жизнь в воздухе?
- Кто живет в воздухе?
- Чем отличаются птицы от животных?
- Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
- Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
- Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).
Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).
Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)
Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.
Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений), «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное творчество» (рисование).
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1) Образовательные
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить решать проблемные задачи;
- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
2) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
- приобщать к действенному отношению к природе.
3) Воспитательные
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Используемые методы:
Словесные: беседа, задачи-шутки, проблемные вопросы, экологическая разминка.
Практические: дидактические игры — «Звери, птицы, растения», «Ученое сообщение», «Дорисуй фигуру», «Закончи предложение», «Кто есть рядом?», «Угадай, чье объявление», «Посадим дерево» (на ковре), психогимнастика «Зернышко», опыт «Посадим зернышко», аудиозаписи.
Наглядные: рассматривание картинок живой и неживой природы, схема роста дерева.
Предварительная работа: заучивание сообщений юных экологов, народных изречений о растениях, активизация словарного запаса: юный эколог, ученый совет, зал заседаний.
Материалы и оборудование: мяч, телеграмма, мольберт, картинки «Живая и неживая природа», листы бумаги с изображением геометрических фигур, обручи, картинки «Животные», «Растения», «Насекомые», газета, схема роста дерева, стаканчики с водой и землей, семена фасоли, клеенки, памятные значки, аудиозапись.
Ход занятия:
Дети под музыку в белых халатах заходят в группу и встают в круг:
Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руками описать большой круг над головой)
Здравствуй, милая земля! (плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья! (взяться за руки и поднять их)
Собрались все дети в круг:
Я — твой друг (показать руками на себя) и ты — мой друг (показать на соседа)
Вместе за руки возьмемся (взяться за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбнуться)
А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями и согреем их своими улыбками. А теперь подарите свои улыбки мне.
Ребята, вы сегодня будете юными экологами. А кто это — юный эколог? (ответы детей — «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).
А как вы думаете — как можно стать юным экологом? (ответ детей — «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Юные экологи много знают о природе. Давайте проверим ваши знания.
Игра «Звери, птицы, растения» (с мячом)
Я сейчас кому-то буду кидать мяч, и называть понятие, а у кого мяч в руках, тот называет, что в это понятие входит.
1. Овощи… (огурец)
2. Фрукты… (апельсин)
3. Птицы … (ворона)
4. Домашние животные…(кошка)
5. Дикие животные…(волк)
6. Насекомые… (комар)
7. Ягоды… (малина)
(Приносят телеграмму)
Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет… Прошу вас — заходите в зал заседаний (стулья стоят полукругом, два мольберта, картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)
Воспитатель: Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, поиграем в умные экологические игры, узнаем, как растет растение, поставим опыт.
(Стук в дверь, заходят юные ученые, встают к мольбертам)
Игра «Ученое сообщение»
Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Данил нам расскажет о живой природе.
Данил: Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). Все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается.
А София расскажет нам о неживой природе.
София: Неживая природа — это все то, что нас окружает — звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки)
Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.
Игра «Дорисуй фигуру»
Детям предлагается дорисовать геометрические фигуры (круги), чтобы они превратились в предметы живой и неживой природы (вызываю 2 ребенка).
Игра «Закончи предложение»
А пока экологи выполняют задание, я проверю, как вы внимательно слушали сообщения. Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.
Неживая природа — это… (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа — это… (растения, животные, насекомые, рыбы)
Игра «Кто есть рядом?» (с обручем)
Детям раздаются карточки «Животные», «Птицы», «Насекомые», которые они должны разместить в соответствующем обруче («Животные»-в зеленый обруче, «Насекомые» -в желтом, «Птицы»-в синем)
Рассматривание рисунков «Дорисуй фигуру»
Игра «Угадай, чье объявление»
Воспитатель (берет газету): Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.
1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
— Молодцы, угадали.
Игра «Посадим дерево» (на ковре)
— Давайте, на этом волшебном ковре посадим дерево. Сначала возьмем… (зернышко) и посадим его в…(землю).
— Чтобы зерно взошло, надо его… (полить).
— Еще растению нужно… (солнце)
— Пройдет время и появится… (росток)
К весне росток окрепнет, и мы посадим на свой участок. Со временем, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.
— Посмотрите на схему, как дерево растет (семя — росток – молодое деревце — взрослое дерево)
А зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).
Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:
— Растение — земли украшение (София Е.)
— Сломать дерево — недолго, вырастить – годы (Маша Ш.)
— Одно дерево погубил, посади сорок (Даша С.)
— Старые деревья молодые охраняют (Егор Ш.)
Психогимнастика «Зернышко» (звучит спокойная музыка)
Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза… Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх … Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле.
Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)
Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
Опыт «Посадим зернышко»
Ребята, подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.
Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт).
На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам — молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья!
Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.
Уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;
Познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;
Углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;
Познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);
Углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
Формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.
Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:
- Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
- Юрий Панцырев «Березовый лес»;
- Иван Шишкин «Корабельная роща»;
- Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
- Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
- Иван Шишкин «Еловый лес»;
- Михаил Кугач «Солнечный лес».
Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.
Ход занятия:
Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный … (олень).
Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)
Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)
Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.
Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)
Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы?... (Дети отвечают.)
Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)
- высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
- молодые деревья (подрост);
- подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
- полукустарники и травы;
- мхи, грибы, лишайники.
Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?
Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.
Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).
Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» - встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» - встают мальчики, а если «смешанный лес» - девочки и мальчики встают врассыпную.
Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»
Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).
Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.
Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)
- Не разоряйте птичьи гнезда!
- Не разоряйте муравейники!
- Не забирайте из леса домой животных!
- Не обижайте лесных насекомых!
- Не рвите полевые цветы!
- Не рвите редкие цветы!
- Не ловите бабочек и стрекоз!
- Не шумите в лесу!
- Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
- Не оставляйте мусор в лесу!
- Не бейте стекло в лесу!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
- Не портите несъедобные грибы!
- Не вырывайте кустарники с корнем!
- Не обижай змей!
Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.
Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».
Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.
Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.
Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.
Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.
Ирина Горлова
Конспект НОД по экологии «В гости к фее природы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Ишимский детский сад №1»
Конспект НОД по экологии
«В гости к фее природы »
Подготовила : воспитатель I
Филоненко Ольга Витальевна
Усть – Ишим – 2014 г.
Образовательная область : Познание.
Интеграция образовательных областей : Познание, Чтение Художественной Литературы, Коммуникация, Социализация, Художественное Творчество.
Цель НОД :
Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
Формировать навыки правильного поведения в природе .
Задачи НОД по образовательным областям :
Познание : Закрепить знания детей о природе и заботливое отношение к природе .
Коммуникация : Активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь детей.
Чтение художественной литературы : Закрепить стихи о птицах – ласточке.
Социализация : Развивать умение быстро отвечать на блиц – вопросы; отгадывание загадок.
Художественное творчество : Развивать творческие способности детей – смекалку и сообразительность.
Методы и приемы : сюрпризный момент – появление почтового голубя, показ, вопросы, аудио – запись, рефлексия.
Формы детской деятельности : беседа, дидактическая игра с правилами, отгадывание загадок, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, слушание, экскурсия, решение проблемной ситуации.
Виды детской деятельности : двигательная, игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование из бумаги , речевая, познавательно – исследовательская.
Предварительная работа : беседа, дидактические игры, чтение стихов и потешек, игры, наблюдение.
Материалы и оборудование для педагога : конверт с письмом, речка с мусором, пакет, дерево с перелетными птицами, карточки (зеленого, белого, желтого и красного цвета,экологические схемы по игре «Стань другом природы » , цветик семицветик бледный и яркий.
Материалы и оборудование для детей : карточки (красного, желтого, зеленого, белого цвета, ватман, заготовки для аппликации, ножницы, клей карандаш, фломастеры.
Ход НОД
Дети заходят в зал и становятся полукругом (на стульях у каждого лежат карточки желтого, зеленого, белого, красного цвета).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель : Это кто же к нам стучится
Просится к нам в дом?
Влетает почтовый голубь (ребенок в маске) .
Ребенок : Я полсвета облетел
В садик к вам я залетел
Сообщенье вам из леса
Это очень интересно! (улетает)
Воспитатель : Дети что мы будем делать с этим письмом? (ответы детей)
Хорошо давайте его вскроем и прочитаем :
«Здравствуйте, дорогие дети Усть-Ишимского детского сада №1. Обращаюсь к вам я - Фея природы . В моем природном государстве есть клуб любителей природы . В этом клубе растет цветик семицветик - он исполняет добрые желания. Но вот беда цветик семицветик был яркий красивый и вот он стал бледный. Его заколдовала злая Тетушка Непогодушка. А расколдовать его можете только вы. Для этого вам нужно выполнить 7 заданий и вступить в клуб знатоков природы . Дети вы хотите там побывать и помочь цветику семицветику стать опять прежним ярким цветком. Жду вас в своем государстве. До встречи Фея природы !»
Воспитатель : дети, что будем делать?
Дети : Надо помочь?
Воспитатель : Как мы ему поможем?
Ответы детей.
Воспитатель : приготовились, мы отправляемся в гости к Фее природы . Закрывайте все глазки.
В королевство природы попасть легко
Не надо ехать далеко
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так
Один хлопок - еще хлопок
И вот уже виден сена стог
И вот уже поле колосится
Шумит- волнуется пшеница
Над ней синеют небеса
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель : Вот мы попали в клуб любителей природы . А вот и цветик семицветик. И, правда, он совсем бледный. Посмотрите ка дети здесь на лепестках что-то написано. Да это же задания. Выполнив, их все мы расколдуем цветик семицветик, и он опять станет яркий - красивый.
Воспитатель : Берет красный лепесток, отрывает. Читает задание «Назови художника» . Дети возьмите карточки на стульчиках. Я буду читать строки из стихов - а вы должны поднять правильно карточку. Если о зиме белая, о весне зеленая, о лете красная, об осени желтая :
Четверо художников
Столько же картин
Белой краской выкрасил
Все подряд один
Лес и поле белые, белые луга
У осин заснеженных ветки как рога (зима белая) ;
У второго синие небо и ручьи
В синих лужах плещутся стайкой воробьи
На снегу прозрачные льдинки кружева
Первые проталинки. Первая трава (весна зеленая)
На картинке третьего красок и не счесть
Желтая, зеленая, голубая есть
Лес и поле в зелени. Синяя река
Белые пушистые в небе облака (лето красное)
А четвертый золотой расписал сады
Нивы урожайные – спелые плоды
Всюду бусы - ягоды. Зреют по лесам
Кто же тот художник. Догадайся сам (осень желтая)
Воспитатель : Замечательно справились. Продолжаем путь дальше. Вот мы и у речки (отрывает синий лепесток) «Помоги речке» .
Дети, а что же случилось с речкой. Вся в мусоре, в банках, бутылках. Как же нам помочь речке (ответы и предложения детей) .
Давайте очистим речку от мусора. Собрать весь мусор в пакет. Дети давайте послушаем, как весело зажурчала наша речка (фонограмма журчания воды) .
Воспитатель : продолжаем наш путь дальше. Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, какое замечательное дерево, а на нем птицы :
Что это за птицы?
Как назвать одним словом? (отрывает оранжевый лепесток) .
Задание назови птиц, что прилетают в марте, в апреле, в мае (ответы детей) .
Вспомните стихотворение про ласточку - дети читают стихотворение Плещеева «Травка зеленеет» .
Воспитатель : Дети послушайте, как птицы поют в весеннем лесу (лечь на палас, закрыть глаза и послушать) .
Воспитатель : Замечательно отдохнули. Продолжаем наш путь дальше. Мы оказались на экологической полянке . Посмотрите здесь знаки «Поведение людей в природе » (отрывает желтый лепесток) .
Дети выберете по одному знаку и расскажите о поведении людей в природе . Рассказ детей по экологической схеме .
Воспитатель : Молодцы ребята – что ж надо дальше продолжать путь. Вот мы очутились на лугу. Посмотрите сколько здесь цветов, трав (отрывает зеленый лепесток) .
Дети выберете любой цветок или лекарственную траву и расскажите о ее пользе. Как человек использует травы, цветы в каких целях (рассказ детей о лекарственных травах) .
Воспитатель : Ребята у нас осталось всего два лепестка - голубой и фиолетовый (отрывает голубой лепесток) .
Здесь ребята «Блиц – вопросы» . Отвечать необходимо быстро :
Кто на себе носит дом (улитка)
Не птичка, а с крыльями (бабочка)
У какого зверя деревья на голове (лось)
Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб)
Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (прячутся - впадают в спячку)
Перечислите хвойные деревья (ель, сосна, пихта)
Какие животные впадают в спячку (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)
Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)
Какую птицу называют лесным доктором (дятел)
Без чего не сможет расти растение (свет, вода, тепло)
Воспитатель : Все-то вы знает. Просто замечательно. Нас уже можно принимать в клуб любителей природы .
Остался один лепесток фиолетовый (отрывает фиолетовый лепесток)
Аппликация : Доделай аппликацию в клуб любителей природы «Мое чисто село» .
Дети делают аппликацию все вместе.
Воспитатель : Дети пока вы делали аппликацию Цветик семицветик, опять стал ярким и красивым. Кому мы сегодня помогали? Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Какие вы, испытали, трудности выполняя задания? Что вам больше всего понравилось?
За то, что вы легко справились, с заданиями вам вручаются, дипломы «Любитель природы » .
Всем спасибо наше путешествие закончено.
Используемая литература :
Программа «Детство» - Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
Журнал «Дошкольная педагогика»
Программа «Мы» экологического образования детей – Н. Н. Кондратьева и др. – 2 изд.