Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Хиромантия
  • План по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Тихая Наталья Сергеевна

План по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Тихая Наталья Сергеевна

О. Ю. Мельникова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подго­товив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и обществен­ной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети ‑ это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

С помощью игр можно донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счёт.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не всё покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко»

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребёнку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Услуги и товары»

Цель : закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал : предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несёт корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход игры: Из-за театральной ширмы слышен голос героя: «Ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?». Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы «Товары» и «Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: мама печёт пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Список информационных источников

  1. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / Л. И. Галкина. - Челябинск, 2006.
  2. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно - методическое пособие [Текст] / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А. Г. Гогоберидзе; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцево. - СПб. : Питер, 2013.
  4. Поиграем в экономику [Текст] / Н. И. Аксенова (и др.). – Ростов н/Д:Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники, 2003.
  5. Полиманская, Т. И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности [Текст] / Т. И. Полиманская // Нравственно - трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1987.
  6. Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей. Программа образовательного курса [Электронный ресурс] / С. В. Герасименко (и др.). – Режим доступа: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
  7. Стахович, Е. В. Говорим с детьми о финансах [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  8. Стахович, Е. В. Играем вместе [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  9. Стахович, Е. В. Методические рекомендации для воспитателя [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  10. Стахович, Е. В. Мини - спектакли [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  11. Стахович, Е. В. Рассуждаем и решаем [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  12. Стахович, Е. В. Читаем и обсуждаем [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  13. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Д. Шатова. - М., 2005.

Разработчик:

Воспитатель МКДОУ Детский сад 7 с. Красное

Тихая Наталья Сергеевна

Проект
по экономическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Финансовая грамотность»

Актуальность и социальная значимость

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Вид проекта : познавательный, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : в течение года.

Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, узкие специалисты.

Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.

Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующих игр: "Ярмарка игрушек", "Аукцион".

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  • Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • Создание обогащённой развивающей среды в группе;
  • Проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
  • Совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
  • Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Ожидаемый результат:

  • Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • Видят красоту человеческого творения;
  • Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
  • Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный.

Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики:


II этап. Планирование реализации проекта.

  • определение задач воспитательно - образовательной работы;
  • планирование деятельности педагогов;
  • разделение на творческие группы реализации задуманного;
  • объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта.

  • ОД с детьми по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: «Юный финансист»

IV этап. Презентация результатов.

Результатом реализации педагогического проекта по экономическому воспитанию дошкольников стало проведение ОД «Юный финансист» на городском методическом объединении старших воспитателей.

1

финансовая грамотность

экономическое воспитание

купля-продажа

семейный бюджет

1. Арефьева Т.А. Дети и деньги. – СПб.: Речь, 2006. – 246 с.

2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

3. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. – 3-е изд. – М.: Росмэн, 2011. – 90 с.

4. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом: пособие для детского чтения. – М.: Педагогика-Пресс, 2010. – 341 с.

5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 255 с.

Масштабные экономические и политические преобразования, личные устремления и требования общества - все это создало мир, в котором каждый обязан учиться азам финансовой грамотности и сознавать последствия самостоятельных решений. Родители, которые пострадали в эпоху перемен, виртуальной коммерции, роста кредитных обязательств, хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни.

Жизненная практика семейного и общественного воспитания очень сложна, в том числе и в плане экономического образования и воспитания детей. Неслучайно задача воспитания умелого потребителя, разумного хозяина, хорошего семьянина - одна из определяющих направлений экономического воспитания. В формировании потребительских интересов с детства активное участие принимают не только общественные институты, но и семья.

Подъемы и спады, здоровье и болезни, браки и разводы - вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Мудрые родители знают, что финансово самодостаточный ребенок менее уязвим в жизни. Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А финансовая грамотность - оружие экономической самообороны.

Семья - реальная экономическая академия, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в процессах купли-продажи, поэтому экономическое воспитание детей невозможно без участия родителей, их заинтересованности. . В российских семьях исторически сложилось так, что о понятиях бизнеса, выгоде и непригодности, о купле и продаже не принято говорить, при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости».

Именно в семье ребенок соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги. Приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа работают и получают деньги), узнает, для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает деньги, получает чек, сдачу). Часто старшие дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот.

При новом механизме хозяйствования человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству, особой экономической культурой. Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, рациональное использование сбережений. Область экономической действительности - одна из жизненно важных областей, в которую ребенок включается с детских лет.

К сожалению, в условиях «коммерческого» образа жизни окружающую предметную среду, уклад экономических отношений между людьми нельзя рассматривать как образец экономического воспитания, формирования экономического образа мышления, а в целом - становления ценностных ориентаций молодого поколения.

Необходим поиск путей и методов воспитания у детей нравственно-ценностного отношения к предметному окружению, к рукотворному миру, т.е. формированию у детей нравственного поведения в пространстве экономических ценностей.

Проводя анализ психолого-педагогической литературы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), можно отметить, что авторы рассматривают экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания. Хотя проблема организации трудовой деятельности в семье заслуживает особого анализа. Дети от своих родителей получают сознательные и бессознательные внушения. Например, мнение взрослых о том, что труд по дому (гигиена игрушек, уход за одеждой, работа няни, домработницы, бабушки и старших братьев, сестер) является несущественным делом или вообще этому не стоит обучать детей, так как в будущем они сами научатся это делать. Исследования доказывают, что для разностороннего развития ребенка роль практической деятельности - труд вместе со взрослыми - велика. Это должен быть такой труд, который дает ребенку возможность отразить свои творческие способности в действительной форме, понять и доказать практические связи и зависимости предметов и явлений, видеть возможный результат, показать ответственность, деловитость ребенка. Любое практическое дело требует определенных знаний и практического опыта.

Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. В обсуждениях семейного бюджета дети могут принимать участие с семи-восьми лет. Польза от этого многогранна. Во-первых, ребенок приобретает полезный жизненный навык. Во-вторых, он учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями, исключая тем самым свои бесконечные «Я хочу». В-третьих, ребенок ощущает за собой право голоса в решении семейных финансовых проблем. Так можно направить ребенка к важному самостоятельному шагу - добровольно внести часть своих сбережений, когда недостает денег на покупку, необходимую семье. Можно привести пример участия ребенка в планировании бюджета после просмотра мультфильма «Каникулы в Простоквашино», где кот Матроскин очень выразительно рассуждает на эту тему, предложив ему разделить стоимость игрушки на две части - на одну часть отложить с этой зарплаты, а на другую - со следующей. Если ребенок хорошо знает цифры, пусть поучится счету.

Другой пример - поход в магазин. Для младших дошкольников своеобразной эффективной шкалой правильного обращения с деньгами является магазин. С шести лет можно посылать детей за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность, самоконтроль, внимательность, навыки счета, навыки общения. Сложить цены, не проворонить сдачу, не забыть товар в магазине - это хорошие стимулы для развития качеств дошкольника. Отсутствие же опыта в распределении семейных доходов и расходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.

Как научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своим «состоянием», должны ли дети иметь карманные деньги и должны ли они отчитываться - вот нерешенные вопросы для многих взрослых.

Стремление научить своего ребенка обращаться с деньгами возникает у многих родителей, когда они понимают, что сами не сумели в юности овладеть этими навыками. В процессе учебы рекомендуется объединиться с детьми: помните, речь идет о развитии, а не о возрасте. Помогая детям делать открытия, можно с успехом отточить собственные навыки.

Известно немало случаев, когда расточительными вырастали дети, родители которых были образцами финансового здравомыслия и бережливости. Тем не менее, положение родителей будет более прочным, позволяющим выдвигать конкретные требования или возлагать на детей конкретные надежды, если у семьи есть четкая система финансовых ценностей и разговоры о деньгах не считаются запретными. Если система слишком сложна и не имеет должной четкости, в процессе обучения ребенок наверняка запутается. Попробуйте ответить на вопросы анкеты: имеете ли вы ясные представления о том, как надо тратить, вкладывать и отдавать деньги? Вы учите детей тратить деньги с умом, но каждый месяц у вас возникают долги по кредитам? Вы призываете детей помнить об ответственности, но сами привыкли избавляться от проблем с помощью денег? Вы хотите, чтобы дети хорошо понимали разницу между потребностями и желаниями, но сами часто пускаетесь в разгул? Ваши дети ни в чем не знают отказа, но вы тревожитесь и мучаетесь угрызениями совести оттого, что бесконтрольное потакание детским прихотям может иметь необратимые последствия? Какой бы ни была семья, не стоит рассчитывать, что когда-нибудь ее члены полностью сойдутся во мнениях по поводу финансовых ценностей. Главное - не замалчивать разногласия, а осознавать их, чтобы заслужить доверие детей в денежных вопросах.

Финансовое образование маленького ребенка можно начинать вместе с прочим обучением. Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.

Большинство детей в возрасте от пяти до восьми лет любознательны, деятельны и склонны все понимать; они быстро впитывают информацию, переходя от субъекта к объекту, а затем и к идее. Какую бы информацию о деньгах вы ни передали, следует учитывать свойственные детям неусидчивость и эгоцентризм. Устраивайте дома фестиваль просмотра финансового кино, например «Федорино горе», «Муха-цокотуха» К. Чуковского; сказки «Три поросенка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро и другие. Вовлекайте детей, их друзей в предметный разговор о деньгах, ценностях и мечтах. Например, вопросы: какое отношение сюжет имеет к деньгам? Как характеризует героев их отношение к деньгам? Разделяете ли вы финансовые ценности героев? Что запомнилось вам в этой истории? Что вызвало у вас грусть, негодование, зависть, радость) и т.д.?

Существует интересная теория, построенная на аналогии пищеварительной деятельности организма с процессами получения и расходования денежных средств (М.Ф. Горлова, Р.П. Ефимкина). Ключевой момент теории заключается в том, что ребенок аналогично получаемой и перевариваемой пище получает и тратит деньги. Разница заключается в среде. В первом случае - это естественная среда, во втором - искусственно созданная социальная, называемая учеными «джунгли». В первом случае объект изучения - пища, во втором - деньги. При анализе особенностей и нарушений пищеварительного процесса можно поставить диагноз общего состояния человека. Аналогично и с процессом получения - расходования денежных средств: родитель может составить общую картину будущей состоятельности своего ребенка, используя тест «Стратегия получения и расходования денежных средств» .

Нам показалась интересной позиция немецких ученых, выдвигающих проблему формирования психологической устойчивости к жизни в обществе, к разным, в том числе и неблагоприятным, жизненным обстоятельствам. Каким должно быть воспитание ребенка, чтобы оно способствовало жизненному успеху? Предусмотреть это так же сложно, как и предвидеть то, какие социально-экономические условия ожидают ребенка. Зависимость устойчивости ребенка к жизни в обществе от воспитания требует научного доказательства, но авторы чувствуют эту взаимосвязь и считают, что уже на ступени дошкольного возраста необходимо развивать у детей такие личностные качества, как социобильность и коммуникативность, чувство собственной ценности, убежденность в собственной способности к результативному действию, успешности. Следует обеспечить ребенку социальную отзывчивость в группе и в особенности эмоциональную поддержку в ситуации стресса; последовательно и надежно структурировать требования к ребенку и его социальные отношения. В этом случае дети оказываются более защищенными от трудностей развития и превратностей жизни.

Самодисциплина - важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу. В качестве предпосылок экономического воспитания мы рассматриваем доступные знания из области экономики и экономической деятельности, называемые в экономической науке базисными: бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентации ребенка, начал его финансовой грамотности.

Обогатить работу по освоению детьми экономики более сложным содержанием помогут сюжетно-ролевые игры, наглядно-иллюстративный материал, например «Оптовичок», «Супермаркет», «Турагентство», «Дороже - дешевле», «Семейный бюджет», лабиринт «Найди невыключенный прибор», карта-схема «Путешествие в городе» и другие. Деловые игры выявляют определение перечня и цены вещей, выделяют обязательные, желательные и престижные вещи. Точно так же можно рассмотреть обувь, посуду и мебель .

По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда» .

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» .

Отмечая вышесказанное, можно подвести итог: о приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

Библиографическая ссылка

Горная Т.И. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 128-131;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36291 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция

Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

  1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте . Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
  2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть : карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
  3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника . Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
  4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии , а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
  5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции . В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J

Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

  1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
  2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть . Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, и т.д.
  3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
  4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».

Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.

Лучшие статьи по теме