Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Знаки зодиака
  • Как человек расплачивается за предательство. Расплата за измену: самые жестокие наказания за неверность в разных странах. Любовь прощает все

Как человек расплачивается за предательство. Расплата за измену: самые жестокие наказания за неверность в разных странах. Любовь прощает все

В отечественных местах не столь отдаленных все заключенные подразделяются на четыре тюремные касты (их еще называют мастями), по мере значимости в зековской иерархии – блатные, мужики, козлы и петухи. Существуют еще и «ответвления» от этих мастей, но принципиального, самостоятельного значения они, по большому счету, не имеют.

Скатиться вниз по тюремной иерархической лестнице можно запросто, а вот подняться наверх практически нереально.

Блатные

Это короли в тюремной иерархии, выше блатных только воры в законе. Но «законников» несколько сотен, а блатных десятки тысяч. Именно они «держат» зону или тюрьму. Блатные обычно не работают, но в любом случае официальная должность на зоне для них западло, иначе неминуем перевод в «козла». Любая должность на воле, так или иначе связанная с обслуживанием (таксист, официант, парикмахер), служит запретом для получения на зоне (в тюрьме) статуса блатного. Блатным также не может стать прошедший армейскую службу. Блатные вправе расходовать деньги из «общака» на «целевые» нужды – подкуп, «подогрев». Они также разбирают внутритюремные конфликты «по понятиям» и назначают наказание виновным.

«Мужики»

Их на зоне количественно больше, чем представителей остальных мастей. Удел «мужиков» – работать. Нормальный «мужик» не встревает в разборки блатных (да «мужики» и не имеют в них права голоса), не сотрудничает с администрацией МЛС. В основном «мужики» – это не «профессиональные» сидельцы, главная их задача – отбыть срок и возобновить нормальную жизнь на воле.

«Козлы»

Те, кто пошел на сотрудничество с «хозяином» (администрацией МЛС) – завхозы, коменданты и т.п. В «черных» зонах, где верх держат блатные, «козлов» могут даже изолировать от остальных зеков. В «красных» МЛС у «козлов» есть режимные послабления и другие привилегии, отличающие их от других осужденных. Фраза «за «козла» ответишь» – из зоновского лексикона: назвать в тюрьме человека «козлом», если тот таковым не является – тягчайший косяк, за такое должна последовать незамедлительная «ответка», иначе обозванный в действительности рискует быть переведенным в ранг «козлов».

«Петухи» или «опущенные»

Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши. «Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету. Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно.

«Шестерки», «шныри», «шерстяные» и «фуфлыжники»

«Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти. «Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина». Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес. Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.

Козлами в местах лишения свободы принято называть осужденных, открыто сотрудничающих с администрацией исправительного учреждения. Это одна из низших каст в арестантской иерархии.

Уже с XIV века на Руси бранное слово «козёл» применялось по отношению ко всякого рода подлецам и мошенникам. С начала 1960-х годов это слово стало означать человека, активно сотрудничающего с администрацией колонии. Статус козла для заключённого был практически постоянным в течение всего времени пребывания его в месте лишения свободы.

Заключенные, принадлежащие к группе козлов, предпочитают называть себя активистами, красными, независимыми мужиками или положительными. Но и арестанты никогда не зовут их козлами.

Слово «козёл» является одним из самых серьёзных оскорблений для заключённого, не принадлежащего к этой группе. Он обязан отреагировать немедленно и жёстко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса. Так что само слово «козёл» и производные от него (козья, козлик, козлиный и рогатый) запрещено использовать в повседневной речи.

Многие полагают, что эта категория арестантов является стукачами. На самом деле это не так. Никто из зэков не станет болтать в их присутствии. Тем более что и держатся они обособленно. Начальники оперативной части зоны – народ очень хитрый, у них всегда есть такие «содействующие», на которых меньше всего падает подозрение. Поэтому следует признать, что козлы, красные, активисты (называйте как угодно) на зонах, где налажен воровской ход, бесполезны. Они не стучат и порядок от администрации поддерживать не могут. Ну а на «красных зонах», где влияние администрации сильно, у них задача простая, как у дедов в армии, – подавлять остальных заключённых силой, чтобы сотрудники колонии не утруждали себя заботами о дисциплине.

Заключённый автоматически становился красным при вступлении в секцию внутреннего порядка или в так называемые «самодеятельные организации осужденных», или если соглашался занять должность нарядчика, бригадира, завхоза, дневального. Работа на данных должностях предоставляет ряд льгот от администрации и даёт возможность перейти в категорию лиц, «твёрдо вставших на путь исправления», что обеспечивает попадание в число кандидатов на досрочное освобождение или помилование. А вот козлом человека можно считать только тогда, когда он открыто вредит другим осуждённым.

Один из бывших авторитетов рассказывал: «Красный — это образ жизни. За образ жизни спроса нет. Спрос за поступки. Но если красный совершает хороший поступок, то он всё равно красный. Красные ведь разные бывают. Есть те, которые стенгазету выпускают, спортивные мероприятия организовывают. Это безобидные красные. Но есть и козлы. Для меня – козлы это те, кто помогает ломать людской ход. Жизнь в лагере устроена таким образом, что мусора не могут ничего сделать без помощи зэков. И если на должностях завхозов, бригадиров, нарядчиков оказываются настоящие козлы, то это настоящая беда для лагеря. Все люди разные. У каждого своё мировоззрение. Для кого-то быть красным хорошо. Для кого-то быть красным – это продаться за лишний черпак каши. Часто бывает так, что положенец ставит на «своих» людей, и порой бывает так, чтобы на ШИЗО [штрафной изолятор – Авт.] передать грев, нужны красные, потому как только они имеют туда доступ».

Свою точку зрения высказал в интервью известный вор в законе Александр Северов (Саша Север): «У категории этих людей свой «правильный путь» – побыстрее выскочить на свободу. Они одевают повязку, вступают в секции, начинают сотрудничать с администрацией. Последняя их характеризует как «вставших на путь исправления». А они: здесь на одного донёс, там — на другого. И ушёл на УДО. Сижу я в зоне, два месяца проходит, Вася приходит, тот, что на УДО ушёл. Администрация радуется. А ведь по нормальной логике вещей она должна ему сказать: «Ах ты негодяй! Ты нас подвёл. Ты встал на путь исправления. Мы за тебя поручились, а ты через месяц снова преступление совершил». Северов уверен, что такие люди только причисляют себя к вставшим на путь исправления, в действительности же они обыкновенные приспособленцы, обманывающие администрацию: «По их рапортам людей сажают в карцер. Вместо того чтобы помогать попавшему в беду, они на нём своё благополучие строят. Предавай ближнего ради выгоды».

В нашем тюремном мире несколько каст, то есть групп заключенных разного "достоинства". Главных каст четыре, а промежуточных на каждой зоне может быть гораздо больше (кстати, среди зеков именно так и говорится: на тюрьме, на зоне).

Первая, высшая каста - блатные; вторая, самая многочисленная - мужики; третья, более или менее большая (в зависимости от зоны) - козлы; четвертая, низшая - петухи, отверженные. Не знаю, можно ли считать отверженных отдельной кастой, но это уже вопрос академический. А мы будем считать, что каст четыре. Начнем сверху.

Блатные.

Сами они себя называют не так. Слово “блатной” они заменяют на “братва”, “арестанты”, “босяки”, “бродяги”, “жулики”, “путевые”, а полвека назад называли себя “жиганы”, “люди”.. Это профессиональные преступники. Тюрьмы и лагеря для них - обязательные этапы их профессиональной карьеры. Наш преступный мир - особенный мир, попасть туда постороннему очень трудно, практически невозможно. Совершить преступление, самое что ни на есть профессиональное - банк ограбить, к примеру, - еще не значит быть принятым в этот мир. Любое, даже случайное отношение к структурам власти, ее политическим институтам (например, членство в партии или в комсомоле) навсегда закрывает перед человеком дорогу в “блатной мир”, каким бы профессиональным преступником он впоследствии ни становился. Кроме “чистой анкеты”, кандидат в блатные должен придерживаться “правильных понятий”, со временем эти понятия также меняются (об этом мы еще будем говорить). Элита преступного мира - воры в законе. Так называют не обязательно тех, кто зарабатывает себе на жизнь кражами. Это скорее неформальные лидеры, своего рода “посвященные”, признанные известными авторитетами и получившие их рекомендацию, избранные в “действительные члены” на сходке (на “сходняке”) всех воров, находящихся в данной тюрьме, лагере или регионе. По разным оценкам, сейчас воров в законе на территории бывшего Союза всего несколько сотен. Они объединены в несколько группировок.

Если на зоне нет настоящего вора, воровской мир старается послать туда "смотрящего", то есть своего представителя, который будет следить за тем, чтобы зеки соблюдали воровской закон и воровские наказы. Воровские наказы - это обычно новое правило, созданное в результате какого-то спора между зеками, или в качестве ответа на новую МВД-шную акцию. Из наказов и продолжает постоянно составляться неписаный тюремный закон. Воля смотрящего для других зеков - такой же закон, как воля вора. Смотрящего или вора окружает группа помощников. Это и есть высшая каста в лагере - блатные. Конечно, в каком-то лагере настоящего вора или смотрящего может и не быть. Но в каждом лагере есть люди, считающие себя профессионалами, тюрьму родным домом, а всех прочих ее обитателей - пришельцами.

В касте блатных есть главный - "пахан", "авторитет". При пахане - что-то вроде президентской команды, несколько блатных, каждый из которых занимается своим делом: один присматривает за мужиками, другой - за "общаком" (так называется общая арестантская казна), третий - еще за чем-нибудь. Их тоже могут называть "авторитетами". У пахана и его приближенных есть гвардия - "атлеты", "бойцы", "гладиаторы".

Стать блатным может не каждый заключенный. Прежде всего, он должен быть чист по вольной жизни. Раньше, например, путь в высшую касту был закрыт для тех, кто отслужил в армии, кто хоть раз вышел в зоне на работу. Сейчас эти требования кое-где отменены. А в некоторых зонах блатные могут выходить на работу - в том случае, правда, если это не работа бригадиром, нарядчиком и т.д., то есть если она не дает ему хоть какую-то официальную власть над остальными. Не могут стать блатными и те, кто на воле работал в сфере обслуживания, то есть был официантом, таксистом. Бывшее начальство - тоже. Есть еще масса других требований к претендентам на статус блатного. На каждой зоне могут быть свои, особенные требования.

Блатные - это реальная власть на некоторых зонах, власть, которая борется с властью официальной, то есть с администрацией зоны. Кроме власти, блатные имеют привилегии - право не работать, право оставлять себе из общака все, что они сочтут нужным. У блатных есть и обязанности. Правильный пахан обязан следить за тем, чтобы зона "грелась", то есть получала нелегальными путями продукты, чай, табак, водку, одежду. Он обязан также решать споры, возникающие между другими заключенными, и вообще не допускать никаких стычек между ними, следить за тем, чтобы никто не был несправедливо наказан, обижен, обделен. Все это не означает, конечно, что для пахана правильный порядок на зоне важнее личных благ. Часто его забота о братве - только предлог для того, чтобы давить ее и грести все под себя. Но и зон, где пахан не вылезает из ШИЗО (штрафного изолятора) и весь срок проводит на хлебе и воде ради того, чтобы братва жила мирно и не впроголодь, тоже хватает.

Тех, кто придерживается на зоне или в тюрьме правильных понятий, тюремного закона, администрация называет отрицаловкой, отрицаловом. Сюда попадают не только блатные, а все, кто оказывает активное сопротивление администрации. Бывает, человек просто оказался в немилости у отрядника (начальника отряда), отказался от левой работы, которую его заставили выполнять. В общем, случай тут тоже много значит.

Специально для отрицаловки была придумана и статья 1883 УК РСФСР - “Злостное неподчинение законным требованиям администрации ИТУ”. Это статья андроповская, введена в 1983 году. По ней человеку могли бесконечно добавлять к сроку от одного года до пяти лет. Многих так и раскручивали. Сейчас такой статьи в уголовном законодательстве нет. Статья 321 УК Российской Федерации называется “Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества”, но речь в ней идет о насилии либо угрозе применения насилия в отношении сотрудников мест заключения или других заключенных.

Бывают и зоны, где блатные работают заодно с администрацией, точнее, с оперчастью. Иногда делаются специальные “прокладки” - вновь прибывшего авторитетного блатного опер убалтывает на сотрудничество и начинает ему во всем помогать, прежних блатных дисекредитирует или убирает с зоны, а новому “смотрящему” оказывает помощь (естественно, негласно). Становится он главным, все ему катит: водка, анаша, чай, курево. А за это он наводит на зоне тот порядок, который нужен администрации.

Именно такой тип блатных распространен сейчас на зонах больше всего. Преступный мир изменился не меньше, чем мир большой. Когда-то блатным нельзя было иметь документы, подписывать бумаги, жениться, выходить в лагере на работу. Сегодня преступный мир активно занимается бизнесом и политикой. Как же в бизнесе без бумаг обойтись? Что это за политик без семьи, то есть без заложников? Перекати-поле, никто ему не поверит... Начиная примерно с 70-х годов почетное, для преступного мира, звание вора в законе стали покупать и, что гораздо важнее, продавать. Появилось даже название для таких новоявленных воров в законе - “апельсины”. Люди это, в общем-то, уже не такие идейные, как прежние воры. Те, бывало, умирали, на костры шли, но отказывались поцеловать суке нож (был такой способ ссучивания во время сучьей войны). Почет и уважение - это ведь тоже огромная ценность. Ну, а потом уважать стали вещи конкретные - деньги, возможность делать деньги. Изменились нравы в преступном мире - изменились они и в тюрьме.

Мужики

Это следующая каста. Она состоит из случайных, в общем-то, на зоне людей. Одного жена посадила за пьянки, другой мелочь какую-то украл, тот сидит за драку, а этому дело пришили - под руку попался. У нас ведь вообще от пятидесяти до девяносто процентов зеков - люди, которых в какой-нибудь западной стране просто оштрафовали бы, и дело с концом. Там ведь тюрьмы только убытки приносят, а у нас они много лет приносили прибыль, в этом все дело. Это только если считать легальную прибыль. А уж как на зонах администрация лагерная наживалась, да ее начальство, да мафия, да те же вольняшки, что в лагеря на работу ходят, да те, кто возле лагерей живут, - лучше и не рассказывать.

Сегодня лагеря в России тоже приносят в основном убытки, безработица там - почище чем на воле. Рабский труд мог заменить вольный, только когда на воле делались сравнительно простые вещи, которые не требуют инициативы, творческой фантазии. Времена эти прошли - на рынке выживает лишь тот, кто реагирует мгновенно. Но наша система уголовного правосудия продолжает жить по инерции гулаговских времен. И многих людей по-прежнему сажают напрасно, во вред и им, и обществу, и потерпевшим, которым они даже ущерб возместить не могут - безработица. Вот эти люди и образуют касту мужиков.

Мужики ни на какую власть в зоне не претендуют, никому не прислуживают, с администрацией не сотрудничают. Вмешиваться в дела блатных они не могут. Права голоса на их "разборках" мужики не имеют. Но есть, конечно, среди них уважаемые люди, к которым блатные прислушиваются, не говоря уже об остальных мужиках. Словом, мужики - это арестанты, которые собираются после отбытия срока вернуться к нормальной жизни.

Козлы

Это открытые сотрудники лагерной администрации. Те, кто согласились принять какую-нибудь должность - завхоза, заведующего клубом, библиотекаря, коменданта зоны. Те, кто надели "косяки" - нарукавную повязку. Те, кто вступил в СПП - "секцию профилактики правонарушений", то есть во внутреннюю полицию лагеря. Еще их называют "суками". "Ссученный" - согласивший работать на ментов. Администрация называет козлов "активом", "лицами, твердо вставшими на путь исправления". Конечно, зеки относятся к ним плохо. К предателям везде плохо относятся, а если учесть, что на каждой зоне между администрацией и заключенными война идет - то "холодная", то настоящая, - такое отношение станет понятным.

В козлы разными путями попадают: кто по доброй воле, кого-то заставят, кого-то запугают. На некоторых зонах прибывшему этапу вообще телогрейки с уже пришитыми повязками выдают. Наденешь - ссучишься. Не наденешь, сорвешь повязку - посадят в ШИЗО, а по выходе получишь ту же телогрейку, то же предложение и то же ШИЗО за отказ. И так много месяцев подряд. Некоторые выдерживают - через голод, через туберкулез. Ну а если не выдержишь, станешь козлом. Будешь делать то же, что и все козлы, - дежурить на КПП между "локалками" - оградами внутри зоны, или между "жилухой" и "промкой" - жилой и промышленной частями зоны. Будешь "куму", начальнику оперчасти, таких же зеков, как сам, сдавать. И даже если ты не запишешься в СПП, а будешь, например, работать в библиотеке, все равно ты - козел, и братва тебя к себе не примет. На зоне вообще движения вверх, от низшей касты к высшей, нет.

С козлами можно здороваться, общаться с ними, прикасаться к ним, но в общак их не пускают. В лагерях, кстати, такая легенда бытует: есть секретный приказ, по которому в случае войны всех козлов должны расстрелять как потенциальных предателей. Но это, конечно, только легенда. Хотя во время войны немецкие карательные отряды составлялись не из армейских солдат и даже не всегда из эсэсовцев, а прежде всего из полицаев. Не были немцы настолько безумными, чтобы свою армию такими делами растлевать.

Петухи

Последняя каста - ПЕТУХИ, они же "обиженные", "опущенные", "пидеры" и так далее. Это каста изгоев, неприкасаемых, отверженных, среди них находятся и пассивные гомосексуалисты. На том же уровне в зоне находится промежуточная каста - "чушки", "черти". С той только разницей, что в качестве пассивных педерастов они не используются - это просто неприкасаемые.

Гомосексуализм в тюрьмах существовал всегда, был он, как правило, делом добровольным. Но с какого-то времени - по некоторым сведениям, с реформы "исправительно-трудовой" системы 1961 года - на зонах начал распространяться обычай: наказание в виде насильственного обращения виновного в педераста. Некоторые ветераны ГУЛАГа считают, что этот обычай придумали опера - он стал их оружием в борьбе с отрицаловом. Есть похожий обычай у некоторых отсталых племен в Африке - там мальчиков, не выдержавших испытаний при посвящении в мужчины, нарекают женскими именами, наряжают в женскую одежду и отселяют на задворки стойбища. То есть делают их как бы немужчинами. Подобное встречается и у некоторых видов обезьян - вожак стаи в знак победы над провинившимся самцом насилует его.

В правильных понятиях существует закон: "х...м не наказывают". То есть тюремный закон прямо запрещает наказывать кого бы то ни было таким способом. Если человека признают виновным - причем виновным только по тюремной жизни, а не по вольной, - с него можно получить штраф - пачку "Беломора", миллион рублей и т.д. Его можно, если на разборке так решат, избить, переломать ему кости, убить, наконец. Но опустить нельзя.

Я уже говорил, что опущенные появились в сообществе заключенных после реформы 1961 года. До этой реформы был один вид лагерей для всех зеков. Реформа поделила лагеря на режимы: общий, усиленный, строгий, особый. В результате первоходочники, которых стали сажать в лагеря общего режима, были отделены от рецидивистов. Те оказались на других режимах - чтобы на первоходочников "не оказать дурного влияния". Отделили первоходочников тем самым и от выработанного многими поколениями опыта принудительной совместной жизни, которым рецидивисты, кроме всего прочего, владели. Этот опыт позволял (речь идет о второй половине пятидесятых годов) худо-бедно, но жить в мире. В прежних лагерях сидели к тому же люди всех возрастов. И борьба за превосходство там в какой-то степени смягчалась существованием большого числа людей пожилых и старых. Их, конечно, могли не бояться и не уважать, но все-таки есть вещи, которые люди не делают или стараются не делать в присутствии старших - это в каждом человеке сидит. А теперь представь: орды молодых мужиков (а первоходочники, как правило, люди одного и того же возраста, лет 20-22), которых сама природа обрекла на постоянное соревнование и выяснение, кто главнее, сильнее, умнее. Естественно, между ними постоянно будет грызня, раз они не могут хотя бы на время разойтись, отдохнуть, пообщаться с теми, с кем состязаться смысла не имеет, - со стариками, женщинами, детьми. На малолетке, кстати, дела еще хуже именно потому, что там старших нет. Даже тюремная администрация это понимает и подсаживают в камеры малолеток "батю" - взрослого арестанта. А эти "бати", случается, малолеток грабят, почему и считается должность "бати" косячной.

Больше всего людей опускают в зонах для малолеток, то есть там, где не знают тюремного закона, пусть страшного и жестокого, но единственного, при котором люди могут остаться людьми, да и просто выжить. После малолетки больше всего опущенных дают тюрьмы. По той же причине, по которой прописку устраивают, - считают, что так положено. В лагерях опускают гораздо реже, чем в тюрьмах. Чем режим жестче, тем реже. Вообще, чем тяжелее в лагере режим, тем легче тем, кто в нем сидит.

Говорят, лучше умереть, чем стать "петухом". Обращаются с ними очень жестоко: заставляют на деревьях жить, мышей жрать, лампочки им в задницы засовывают - кто во что горазд. Но это, опять же, от режима зависит. Самые дикие вещи с ними на общем режиме творят, не говоря уже о малолетке. Вот на строгом им полегче. Там каждый зек знает свое место. Обычно на строгом режиме, да и вообще в любой правильной зоне петух - это просто отторгнутый человек. У него все отдельное, и прикасаться он ни к кому не смеет. Но если его обидели, несправедливо с ним поступили, он может пожаловаться авторитетам, и его защитят, потому что опытные люди понимают: замордованный своими пойдет искать защиту у чужих. То есть станет работать на администрацию, стучать.

У петухов места отдельные, посуда отдельная, работа отдельная - плац мести, сортиры мыть. Брать у них ничего нельзя. А дать, бросить, чтобы случайно не прикоснуться, можно. Хотя здесь есть исключения. Когда их "употребляют", это оскверняющим контактом не считается. В ШИЗО иногда только через петуха что-нибудь передать можно - если между ШИЗО и жилой зоной лежит "запретка", запретная полоса. Находиться на ней можно только тому, кто ее разравнивает, то есть петухам - это их работа. Вот через них грев и передают. Считается, что в такой ситуации ни вещи, прошедшие через руки петуха, ни тот, кто их получил, не "зашквариваются", то есть не оскверняются.

На тюремном режиме, в колонии особого и строгого режима петухов, как правило, немного - от одного до пяти процентов. На усиленном и общем режиме их доля может доходить до 10-12%, а на малолетке - до 20. Чем мягче режим, тем их больше. На некоторых зонах их целые бараки - "обезьянники", "обиженки". А в нормальных зонах они просто у входа в барак спят и дальше не ходят. У петухов обычно есть свой "пахан" - главпетух. Это фигура влиятельная. Он ведь может приказать какому-нибудь петуху, чтобы тот поцеловал, скажем, кого-нибудь на глазах у всех. Петуха, конечно, за это убить могут, но тот, кого он поцелует, сам автоматически становится петухом. Главпетух одновременно является посредником между кастой неприкасаемых и всем лагерным сообществом. Все претензии опущенных, все их предложения доводятся до авторитетных (сходняка) через этого лидера. Через него же эта группа отверженных и формально выведенных из нормальной жизни людей управляется авторитетными. Главпетух фигура необязательная, иногда лидеров бывает двое (“папка” и “мамка”) или еще больше. Следует отметить, что лидеры петухов - это весьма информированные о внутренней жизни зоны люди. Им известны многие интриги, они могут знать, кто является настоящим “смотрящим” (нередко представляющийся “смотрящим” заключенный - это фигура подставная, а настоящий лидер зоны не засвечивается), и многое другое.

Петухами становятся на всю жизнь. Если петух приезжает на зону, где его никто не знает, - когда его туда переведут, или с воли, если посадят второй раз, - он обязан сообщить братве о своем статусе. Скрывать это бесполезно, рано или поздно прошлое петуха становится известным, и тогда раскрытых петухов наказывают, избивают, часто убивают. Ведь считается, что такой петух "зашкварил" всех тех, кто его за равного себе считал.

С начала 90-х годов, с тех пор, как тюремные нравы начали стремительно распространяться на воле, опущенные стали приходить и оттуда, с уже готовым статусом.

Кстати, среди опущенных пассивных гомосексуалистов и “проституток”, вопреки распространенному мнению, не так уж и много. В основном, как я уже говорил, в опущенные попадают за грубейшие нарушения тюремного закона, например, за стукачество, за крысятничество (воровство у своих), за беспредел, неуплату карточного долга. Те, кто сам опускал либо был паханом камеры, в которой кого-то без вины опустили, тоже очень вероятные кандидаты в петухи. Впрочем, опустить могут за что угодно. За красивые глаза опустить могут. Насиловать взрослого мужика сложно - он же сопротивляться будет. Поэтому существует целый ряд замещающих ритуалов. Например, дотрагиваются до губ спящего человека х...м. Либо смачивают спермой полотенце и проводят им по лицу. Иногда обманывают первоходочников: давай я тебя трахну - пачку сигарет получишь. Есть ведь такие курильщики, что без воды и хлеба жить могут, а без курева - нет. Вот и продаются за курево, а то и просто бычки с земли подбирали - сами себя зашкварили.

Могут за “услуги” обещать и поддержку, и защиту - что угодно. Называется это "уболтать на х...й". Такой обман считается крупным косяком: обманщиков этих самих потом опускают наравне с насильниками и дербанщиками. Могут - и это тоже крупнейший косяк - подставить неопытного зека-новичка, который приглянулся кому-то. Скажем, займут в парикмахерской все стулья за исключением одного, зашкваренного. Человек, не чуя беды, заходит в парикмахерскую и садится на единственный свободный стул. "Земляк, ты куда сел?! - А что такое? - Да это ж для пидеров место! - А я не знал... - Ну, мало ли, что не знал!"

Карточные должники часто в опущенные попадают. Не выплативший долг (да хотя бы и в виде курева) на зоне может быть попросту убит - это не воля, за долги там серьезно взыскивают. И вот, чтобы избежать кары, человек добровольно становится петухом. Берет ночью свой матрас и перебирается на петушиную шконку. Теперь у него, как у всякого петуха, взять ничего нельзя.

- Если фамилия зека Петухов, например, это влияет на его положение в зоне?

Сама по себе фамилия никак не влияет. Вот если человек чем-то не понравился другим, это ему жизнь испортит.

- Я слышал, в опущенные обычно попадают нечистоплотные люди или страдающие кожными болезнями.

Вранье. Или типичный образец и "исследования Фан Фаныча". Тюремный закон, увиденный через глазок.

Кожные болезни причиной "опускания" быть никак не могут. Конечно, прокаженный сам будет спать отдельно и пить из своей кружки, чтобы братву не заразить. Но никакого отторжения от братвы не будет - он ее полноправный член.

Что же касается нечистоплотных, то это уже следствие, а не причина. Петуху личную гигиену соблюдать очень трудно, ему же нельзя пользоваться общим умывальником. Да и работу он выполняет самую грязную. Нечистоплотность - тоже нарушение тюремного закона. Но только за это человека вряд ли опустят. Ведь это сплошь и рядом бывает - где нечистое тело, там нечистые мысли и дела либо просто неуважение к окружающим. Ну, а где грязь, там и кожные болезни - это естественно.

Чтобы закончить с кастами, надо упомянуть еще про несколько групп. Кроме “чушков” и “чертей”, есть на зонах также "шестерки" - прислуга. В шестерки попадают слишком слабые или услужливые люди. И в тюрьмах, и в лагерях излишняя услужливость не в чести. Если тебя попросят что-нибудь сделать, скажем, носки чужие постирать, а ты согласишься, - быть тебе шестеркой. Даже если ты сделаешь это за плату. В тюрьме принято обслуживать себя самостоятельно. Тот, кто не может вынести трудностей, кто за кусок хлеба начинает все делать и выполнять, не заслуживает уважения. Но, сам понимаешь, это не означает, что ты вообще не должен выполнять никаких просьб. Все зависит от ситуации, в которой просьба выполняется, и от того, кто и как ее выполняет. Иногда даже человек, подавший кружку с водой, становится шестеркой.

От петухов отличаются другие пассивные гомосексуалисты - личные любовники блатных, все эти Галки, Светки, Машки. Их не бьют, в черном теле не держат, наоборот, от работы отмазывают - чтобы мягонькие были. Но и лишнего им тоже не позволяют. С этими личностями лучше не связываться.

Особняком держатся на зонах "шныри" - дневальные в отрядах, уборщики в штабах, столовых, санчастях и т.д. Это тоже публика малоуважаемая, что-то вроде козлов последнего разбора.

Говорят, в тюрьме и лагере особенно не жалуют тех, кто сел за изнасилование. Какие еще статьи, кроме 131 УК Российской Федерации (изнасилование), считаются позорными? Если я сел по какой-нибудь из “грязных” статей, есть ли смысл скрывать это?

К "изнасилованию" вообще-то на зоне уже привыкли. Есть более страшные статьи. Например, за уклонение от лечения венерических болезней. Еще за гомосексуализм, за развратные действия в отношении малолетних.

Что же касается изнасилования, то отношение к тем, кто сел по этой статье, не всегда одинаковое. Бывает ведь, что и изнасилования никакого не было - просто человека хотели посадить и посадили, пусть и по статье за изнасилование (в старом УК это была знаменитая 117-я, “молодежная” статья). Это случай довольно частый.

Раньше считались непрестижными и статьи за бродяжничество, за хулиганство, за проживание без прописки. Вообще уважением в преступном мире пользуется тот, кто делает свою “работу” без трупов, без насилия и так далее.

Не знаю, стоит ли скрывать свою статью. Обычно такие вещи со временем становятся известными.

Настоящие хозяева зоны не люди в погонах, а «козлы»!
Всем известно слово «козел». Не в смысле парнокопытного и рогатого животного с бородой и мерзким запахом, а как ругательное. Многие несудимые люди наверняка слышали, что это ругательство за решеткой является страшным оскорблением и означает стукача, сдающего своих же братьев-зеков. Происхождение такого термина таково. Раньше на скотобойнях держали дрессированного козла, который водил ничего не подозревающих животных на убой, сам при этом оставаясь целым и невредимым.

Разбор по породам

На самом же деле понятие «козел» в неволе очень непростое и неоднозначное. Начнем с того, что в исправительных колониях есть официальные «козлы»-активисты, которые не шифруются, а наоборот, даже носят отличительные знаки на одежде. Есть еще стукачи. Их еще называют «наседками» и подсадными. С ними как раз все ясно. Живут они как порядочные, а сами сдают своих ближних.

С активом все намного сложнее. Есть целые колонии, в которых осужденных сразу делают активистами, принуждая их к этому угрозами наказания и побоями. Вконец запуганные зеки писали заявления о вступлении в секцию. После такой заявы путь им в уголовные авторитеты был закрыт навсегда. Но если осужденный из этой колонии попадал в другую, после повторного осуждения, то он мог скрыть от братвы то, что когда-то был активистом. Другое дело, если зек занимал должность и открыто служил ментам. Этого никак не скроешь.

Что дает осужденному должность? Какие плюсы и минусы это ему приносит, мы разберем ниже. Начнем с дневального отряда. Их два - старший и младший. Старшего еще называют завхоз или старшина. В его обязанности входит следить за порядком в отряде, производить там ремонт, поддерживать чистоту. Сам завхоз не убирается. Этим занимается младший дневальный (если в зоне воровской ход). Но если в «черной» зоне в отряде живут «мужики»-работяги, или если зона «красная», то они убираются по очереди. Что абсолютно законно по правилам внутреннего распорядка.

Но блатным убираться в падлу, даже в свое дежурство. Иначе сразу потеряешь статус. Так же блатной не должен ходить на еженедельные хозработы по уборке территории. Блатота и порядочные арестанты решают вопрос по-разному. Где-то всеми уборками и работами занимаются «опущенные». Но есть колонии, где воры и «смотрящие» не против того, чтобы всех (кроме них, естественно) вносили в список дежурства. Когда подходит очередь того, кому брать швабру или метлу в падлу, он должен заплатить (пачку сигарет или заварку чая) работяге, который за него отработает. Ведь иначе все грязью зарастут.

Помимо наведения чистоты в обязанности завхоза входит все, что касается жизни барака. Плюс старший дневальный напрямую контачит с сотрудниками. У него в оперчасти есть особый день для доклада. Завхоз - правая рука начальника отряда. Здесь все от человека зависит. Если завхозом становится сильная личность, то он может держать себя очень независимо, заставить с собой считаться даже воров на «черной» зоне. Ну а на «красной» завхоз вообще единолично руководит жизнью отряда, и его все боятся.

Он распределяет спальные места, может помочь избежать наказания за нарушение или снять ранее наложенное взыскание, что открывает дорогу на условно-досрочное освобождение. Естественно, осужденные носят завхозу подарки с передач, а за помощь с УДО дают деньги. У завхоза обычно есть отдельная комната, с хорошим ремонтом, телевизором, магнитофоном. Младший дневальный живет в баульной, где заключенные хранят свои сумки.Стать дневальным - верный путь к досрочному освобождению. Потому среди завхозов много бывших блатных, «смотрящих» и даже воров. Но удержаться на этой должности не так-то просто. Надо умудриться быть хорошим и для ментов, и для зеков. Иначе или снимут, или покалечат. Открыто трогать «козла» опасно - могут завести на тебя уголовное дело.

Банно-прачечные «смотрилы»

Помимо дневальных отряда, есть и другие дневальные - в штабе, например. Там работают особо доверенные осужденные. Они видят, кто из зеков часто ходит к операм и начальству. Им доверяют убираться в кабинетах в отсутствии ментов. Обычно эти дневальные и живут в штабе. Делается это для того, чтобы в бараках на них не наехали и не выпытали информацию.

Есть дневальные в бане. Они же отвечают и за прачечную. Эта должность тоже приносит доход. В прачку можно сдать белье вместе со всем отрядом. Но мало приятного, когда твои простыни и другое белье будут стирать вместе с бельем полутора сотен осужденных. За пачку хороших сигарет твои вещи постирают отдельно. Так же, за плату пустят помыться не в свой день. Курево - главная валюта в зоне. Его можно поменять на деньги, продукты, хорошие шмотки. Цены на сигареты выше, чем на свободе.

Дневальные есть в штрафном изоляторе, строгих условиях содержания, помещениях камерного типа. Бывает, что такие завхозы постоянно живут в такой зоновской тюрьме, выходят они под надзором сотрудника, чтобы получить продукты в столовой. Или продукты для них привозят из пищеблока.

Дневальный ШИЗО все время находится в помещении. Он убирается в коридоре и раздает пищу. В своей камере не в падлу убраться даже блатному. Если завхоз ШИЗО выходит в зону и спит в бараке, ему приходится трудно. Блатные просят его передать в камеры запретное. Если «смотрящие» этого не сделают, значит, карцера «заморожены» и «смотрящие» никудышные. Но если завхоз ШИЗО попадется с запрещенным куревом, чаем, вольными продуктами или запиской, его побьют вертухаи и снимут с должности. Совсем отказаться от ношения запрета завхоз тоже не может. На него наезжают в бараке блатные. Да и арестанты в камерах могут прессануть. Крикнет авторитет, что завхоз «петух», от него никто пищу не возьмет. Тогда тоже с должности снимут. Вот и крутится такой дневальный. Если голова есть, без подарков от осужденных не живет.

В клубе колонии тоже есть дневальные. Младшие прислуживают старшему и поддерживают чистоту. Завхоз осуществляет руководящие функции и отвечает за культурную жизнь. За клуб от начальства отвечает замполит. Он старается и подобрать себе завхоза творческого.

Хлебные места

Но самое козырное и в то же время хлопотное - быть завхозом столовой. Продукты для приготовления пищи осужденным разворовывают еще на воле. Зампотылу надо кормиться и делиться с начальством. Завхозу столовой нужно набрать поваров, чтобы они из бедного набора ингредиентов сготовили съедобное варево.

Ладно в «красной» зоне - там заключенные запуганы. А в колониях, где есть нормальный «смотрящий» завстоловой, за плохое питание и в котле сварить могут.

Ну это, конечно, крайности. Смотрящим или «козлам» (смотря кто из них правит) готовят питание на уровне хороших заводских столовых, или даже ресторанов. Сухие продукты завстоловой и повара продают за наличные и курево с чаем или фирменные шмотки. «Мужиков» же кормят совсем погано.

Встречаются колонии, где завстоловой, вместе со «смотрящими», распродавал все что можно и менял деньги на героин. Простые арестанты дистрофией болели. Но если кто рисковал пожаловаться, то блатные избивали такого храбреца, объявив его врагом общего движения. Здесь все от начальника колонии зависит. Если он контролирует пищеблок, то зеков кормят нормально. И наоборот.

Дневальные есть в комнате свиданий и выдачи передач, в лабазе учреждения. Словом, там, где при полуголодном существовании осужденных дело касается продуктов, должность всегда хлебная. Дневальный комнаты для свиданий иногда прямо на свиданке живет, или приходит из зоны. Он может пронести в комнаты свиданий спиртное, ему достаются все продукты, которые запрещено проносить в зону. Он же может эти запреты за плату доставить в отряд.

В некоторых исправительных учреждениях между жилой и промышленной зоной есть пост с калиткой. Там часто тоже дежурят дневальные, полностью заменяя сотрудников и осуществляя контроль за тем, чтобы на промку не проникали зеки, не работающие в бригадах. Такие завхозы тоже берут взятки. Нужно кому-то пройти на промку, чтобы помыться или в гости к земляку, - плати. Работяга хочет пронести продуктовую передачу, что запрещено, - плати. Короче, на сытное существование хватает. Главное же ладить с начальством, иначе быстро схавают. Пропустишь тунеядца - инспектор рапорт напишет. И все.

Стилист с биркой

Помимо дневальных существует еще много должностей для осужденных. Нарядчики колонии тоже весьма доверенные лица сотрудников. Нарядчики ведут картотеку спецконтингента - кто прибыл , кто освободился, кто вышел на промку и в какую смену, сколько человек в отряде днем и сколько ночью, кто из зеков ночует по объектам. Без нарядчика сотрудники не смогут сосчитать на поверках заключенных. Нарядчик может долго покрывать ушедших в . Вот почему нарядчиками должны быть осужденные, досконально проверенные оперчастью.

В каждой колонии есть парикмахер. Бесплатно он стрижет только наголо. Хочешь носить прическу, заплати. Бывает, что в колонии не один цирюльник. Среди осужденных попадаются известные стилисты. Они обслуживают начальство, делают прически и завивки их женам и детям.

В зонах должна работать библиотека, где тоже правят осужденные. Встречались библиотекари, которые подвязали с начальством и сажали за ведение картотеки и выдачу книг младшего помощника. Асами жили в отдельной комнате. Библиотекарь тоже должен быть предан сотрудникам, он относит книги в СУС, ЕПКТ, ПКТ и может передать сидельцам запрет. Многие осужденные любят читать. Потому они дают библиотекарю взятки, чтобы получить не рваную макулатуру с общего стеллажа, а целую интересную книгу из запасников библиотекаря.

Есть в колонии и сапожник. В каждом бараке сидят мастера, умеющие подшить или подлатать ботинки. Но на официальной должности состоит один сапожник. Он обязан чинить бесплатно только положняковую обувь осужденных. Но не все носят то, что выдали на вещевом складе. Если дать сапожнику ништяков, он починит вольную обувку, или сошьет теплые тапки, которые можно зимой и на улице таскать.

Бывает, что рядом с сапожной мастерской располагается швейка, где осужденные могут подлатать одежду. Только портные не штопают дыры и не подгоняют робу по росту и размеру.

Еще одна должность - каптер. Он выдает этапу матрасы, подушки, одеяла, простыни Каптера тоже часто подмазывают, чтобы выдал матрас потолще, одеяло не рваное, а простыни поновей. Неимущие и неблатные получают то, что осталось.

Комендант в законе

В жилзоне есть комендант. Он ведает ремонтами в колонии. Каждый блатной осужденный хочет благоустроить спальную секцию. Каждому завхозу надо делать на своем объекте ремонт. Не всегда удается получить от заключенных гуманитарную помощь в обмен на УДО. Если дать взятку коменданту, то он может отпустить левый материал в огромном количестве. Должность хлебная, но надо уметь ловчить.

Комендант есть и на промзоне. Он отвечает за все цеха, подсобки, склады, за ремонт и сохранность всего. Часто в ущерб промке комендант помогает с ремонтов жилки. В каждой рабочей бригаде есть бригадир. Бригадир - «козел». Он зачастую не работает, а осуществляет надзорные функции. Ему же достаются все лавры за выполнение заказов и заданий. Он получает плату от кооператоров, он продает халтуру работяг и материалы, используемые на производстве. Есть колонии, где, чтобы стать бригадиром, надо заплатить ментам большие деньги и ежемесячно отстегивать за «крышу». Зато доход бригадира не слабый. Например, в той же сувенирке, где десятки осужденных делают мебель из красного дерева, режут шахматы из кости, изготавливают прочие предметы роскоши. Плюс у бригадира отдельная комната, душ, сауна, хорошее питание, УДО.

Бригадиры назначаются к пожарным из числа осужденных. Эти пожарные в некоторых колониях даже специальную машину обслуживают. Они следят за огнетушителями и живут в отдельном помещении, превратив его в спортзал. Не везде так, но встречается.

Бригадиры есть у электриков. Они наживаются на продаже розеток и проводов или на установке скрытой проводки в спальной секции блатных, маскируя розетки в плинтусе или в стене, чтобы блатные не вставая со шконки кипятили чаи или жарили еду на запрещенной плитке. Плитки тоже самодельные, их так же продают электрики. Они же за отдельную плату чинят осужденным телевизоры, магнитофоны, ставят на отрядах антенны.

Но официальными «козлами» считаются не только те, кто занимают должности с определенными обязанностями. Есть еще общественники, состоящие в секциях и возглавляющие их. «Главкозлом» называют председателя совета коллектива колонии. В его подчинении находятся председатели совета коллектива отряда. Иногда «главкозел» имеет большую власть. В одной зоне такой осужденный печатал все приказы за начальство, вел документацию. Он своей властью сажал в ШИЗО нарушителей. Зная, что решило начальство, председатель СКК брал с осужденных большие взятки за положительное решение вопроса о представлении на УДО. Достаточно упомянуть, что когда «главкозел» уезжал в отпуск, у него на вахте изъяли семьдесят тысяч долларов. Для сравнения - тогда однокомнатная квартира в Питере стоила пятнадцать тысяч баксов.

Они ушли, чтобы вернуться

В неволе существует ото масса секций физкультурная, культмассовая, санитарная. До недавнего времени существовала секция дисциплины и порядка. Но ее упразднили, хотя это только пока на бумаге. Эсдэпэшников переименовали в физкультурников, и они по-прежнему следят за поведением осужденных.

В обязанности членов СДП входит совершение обходов спальных секций. Даже в «черных» зонах такие «козлы» записывают нарушителей, вроде тех, кто спит после подъема или курит в неположенном месте. Естественно, записывают только тех. кто не отобьет им потом голову, наплевав на последующее наказание. Но в колониях большинство осужденных запуганы. СДП подает списки нарушителей начальству. Начальство выносит нарушителям взыскания, что закрывает путь на УДО.

Часто спалившиеся нарушители подкупают эсдэпэшников, чтобы их не записывали. СДП дежурит у столовой и запрещает выносить оттуда продукты. Блатным лень ходить на пищеблок, и пищу им носят «шныри».

Эсдэпэшники дежурят у продуктового лабаза. Туда вечная очередь. Нормальные продукты быстро кончаются. Если заплатить СДП, то они пропустят без очереди и ты сможешь отовариться. СДП дежурит у калиток локальных участков и следит, чтобы осужденные не выходили без надобности на плац или в другие локалки. На вышках СДП, установленных на жилзоне, есть прямой телефон в дежурную часть. Активист сверху следит за территорией колонии, и если видит нарушение режима, звонит ментам.

Эсдэпэшники делают почти все работу за сотрудников. Где-то дело дошло до того, что они у явки с повинной выбивают, заставляя писать о нераскрытых преступлениях. Или ломают отрицательно настроенных авторитетов, «опуская» и избивая их. Сотрудники идут на это потому, что по понятиям арестант не может писать жалобу на арестанта. Сами вертухаи как бы в стороне и не рискуют нарваться на разборки с прокуратурой и правозащитниками. Весь беспредел творят активисты. Недаром, несмотря на прямое запрещение СДП Минюстом, на местах ничего менять не собираются. Слишком много «козлы» пользы приносят, себя при этом не забывая.

В отношении официальных «козлов» у арестантов остались еще советские понятия - презирать всех спекулянтов, начальников, продающих свое мастерство или имеющих близость к начальству. Но с каждым годом «козлов» в неволе становится все больше.

По материалам газеты
"За решеткой" (№3 2010 г.)

Тюремный жаргон и воровские понятия распространены в России и за ее пределами в кругу определенных слоев населения. Неписаные правила и порядки в течение многих десятилетий регламентируют уклад жизни осужденных на зоне и вне ее. В тюрьме существует своя иерархия, где руководит делами вор в законе, низшие касты подчиняются высшим мастям, а своеобразная лексика является единственно возможным способом общения.

Тюремные понятия и законы

Отправляясь по этапу, человеку сложно представить атмосферу, в которой он окажется. Представленный в фильмах, книгах и прочих источниках образ жизни урок на деле выглядит по-другому.

На зоне соблюдают тюремный закон - правила, обязательные для исполнения осужденными. Он регулирует уклад жизни заключенных, их поведение, общение, взаимодействие между друг другом и представителями правоохранительных органов. Документа, где четко прописаны его положения, не существует, некоторые моменты меняются или добавляются, в зависимости от конкретной зоны.

При этом важно разделять понятия «тюремный закон» и «воровской». Первый выступает частью второго.

Воровской закон представляет собой более обширный свод правил и установок, некоторые его моменты распространяются только на жизнь воров в законе и лиц, стремящихся быть «коронованными». Он включает положения:

  • соблюдать и распространять идеи криминального мира;
  • не вступать в отношения с правоохранительными органами;
  • быть честным;
  • не участвовать в политике;
  • обеспечивать порядок в ИТУ (исправительно-трудовом учреждении), СИЗО (следственном изоляторе);
  • уметь играть в карты.

Среди дополнительных правил выделяют:

  • не давать показаний и не признавать вину;
  • нельзя иметь семью, собственность и сбережения;
  • не пользоваться оружием;
  • не работать;
  • регулярно пребывать в местах лишения свободы и другие.

Дополнительные положения в современных исправительных учреждениях преимущественно не соблюдаются, но еще несколько десятилетий назад имели большую значимость.

Тюремный закон чтят не только воры в законе, но и другие представители криминала. К его положениям относятся:

  • выделять долю в общак (делиться для общего блага);
  • не материться, не оскорблять;
  • не доносить;
  • не поднимать руку на вора в законе;
  • почитать родителей;
  • не обвинять безосновательно;
  • отвечать за сказанное;
  • не воровать у своих.

Тюремный закон создан упорядочить жизнь людей в ограниченных условиях. Без него 10-20 человек в тесной камере способны перегрызть друг другу глотки из-за малейшей неурядицы. Нарушителей кодекса наказывают, ошибки здесь не прощают.

Оскорбительное или не к месту сказанное словечко или фразочка могут опустить человека до самого низшего ранга, что наложит отпечаток на его дальнейшее существование на зоне.

Тюремный жаргон используется за решеткой и в повседневной жизни. Однако на зоне он имеет основополагающее значение и обойтись без него невозможно. Блатной язык подозреваемый начинает осваивать, находясь еще в камерах предварительного заключения, часто благодаря «опытным» товарищам.

Виды

Условно тюремные понятия классифицируются на 2 группы:

  • положительные - правильные для самих зеков;
  • отрицательные - характерные для низших мастей.

При этом положительные понятия делятся на:

  • Людские - фундаментальные положения, которых придерживаются и братва, и мужики. Понятия стремятся к взаимодействию, взаимопомощи, сочувствию и обязательны для каждого.
  • Воровские - противостояние власти и обществу, прежде всего, правоохранительным органам. Когда говорится «жить по понятиям», это значит именно по воровским, добровольно принимая положения кодекса. Если, например, обиду можно простить по людским понятиям, исходя из сочувствия, то по воровским - ни в коем случае.

Отрицательные подразделяют на:

  • гадские - когда человек пошел против людских понятий (кража у сокамерников, осуждение по статье за изнасилование, преступления против детей и так далее);
  • ментовские - представляют собой противоположность воровским.

Что нельзя делать и говорить

Важно правильно разговаривать (ботать) с сокамерниками, следить за речью - это зачастую становится основополагающим моментом в присвоении человеку статуса (масти). Взгляд, блатные фразы, ушлость, поза, внутренняя сила помогают понять окружающим, что представляет собой заключенный.

Правильные пацаны должны знать:

  • Нельзя никого посылать. Даже незаконченная фраза «Пошел ты…» указывает на обвинение в принадлежности к гомосексуалистам, за что тот, кому адресовано выражение, может опустить, избить и даже убить сказавшего. Не отвечать на оскорбление нельзя - это воспримется как согласие и станет причиной определения в низшую касту.
  • Нельзя материться и допускать беспочвенных обвинений (предъяв). Даже ругательство «твою мать» может быть расценено как оскорбление смекалистыми сокамерниками, особенно при отношениях «на ножах». Поэтому, слова, какие нельзя говорить в камере, включают мат и другую оскорбительную лексику. Все обвинения должны быть обоснованы, их нужно пояснить и подкрепить фактами.
  • В тюремных условиях сила и навыки единоборств практически не пригодятся, поскольку находятся под запретом. Физическое насилие разрешено, если тебя послали. В этом случае расправа должна быть обязательной. Бьют друг друга осужденные редко, и на это должны быть весомые основания.
  • Нужно отвечать за свои слова. Это касается важных вопросов и мелочей. По этой причине, если утверждение под сомнением - лучше промолчать.
  • Правильно не вмешиваться в процессы, которые тебя не касаются. Например, нельзя ничего делать или препятствовать самоубийству. Даже если сокамерник просит дать лезвие - это нужно сделать.
  • Нельзя ничего отбирать или красть (крысятничать) у заключенных - это расценивается как беспредел.
  • Не следует никому доверять. Обычно к новичкам относятся нейтрально - без агрессии или симпатии. Чрезмерная доброжелательность должна насторожить, при этом душу изливать не стоит.

В конкретной тюрьме могут присутствовать дополнительные ограничения, особенно, если сядешь в учреждение для малолетних преступников: не поднимать упавшие с пола вещи, не докуривать сигареты за представителями более низших каст, не зашивать носки, не иметь в кармане одежды ложку, не мыть одной мочалкой верхнюю и нижнюю части тела и так далее.

Как правильно здороваться

Первое впечатление, которое произведет осужденный на окружающих, войдя в камеру, зависит и от его приветствия.

Важно усвоить - зеки не здороваются за руку. Это обусловлено отсутствием информации, кем является человек, страхом «зашквариться» - поздороваться с представителем низшей касты (опущенным).

Поэтому на рукопожатие никто не ответит. Зашквар (означает «позор») после соприкосновения с «петухами» позволяет причислить осужденного к их рангу. Также пожимать руку «западло» (унизительно) сотрудникам лагерной администрации, ментам и так далее.

Не следует говорить «здравствуйте» или «привет» - это расценят как приравнивание к одной масти и низших и авторитетных каст.

Приветствуют в тюрьмах обычно на арабском: можно сказать «салам алейкум» или «общий салам».

В тюрьме не здороваются с «петухами».

Попав в камеру, невооруженным взглядом видно принадлежность к масти. Чем ниже шконка (койка) на нарах и более удалена от туалета (параши), тем престижнее каста. Главный человек пребывает в дальнем углу на нижнем ярусе по диагонали от места справления нужды. Нужно пойти к нему и обязательно поздороваться.

В общих хатах (камерах) приветствие произносится громко, затем проходят в блатной угол. Новички обычно живут отдельной семьей - именно к ним лучше сесть поговорить, обратиться, чтобы спросить информацию об укладе, кто кем приходится. Общение происходит исключительно на «ты», даже при наличии значительной разницы в возрасте.

С каждым новым человеком в камере проводится разговор(базар), своеобразный тест или собеседование. Исходя из ответов на вопросы, выдвигают решение, кто ты и куда будешь определен. Часто новичкам приходится отгадывать смешные зоновские загадки, которые задают для забавы, но при этом результаты могут повлиять на положение заключенного.

В тюрьме не принято обращаться по именам и фамилиям, для этого используются клички (погоняло). Для новичков их выбирает каста авторитетов.

В дальнейшем рукопожатие практикуется, но только со знакомыми людьми, к которым есть доверие. Целесообразно наблюдать за «старожилами» - по их поведению видно, кого можно допустить ближе, а кого нет.

Масти

В русских тюрьмах все входят в какую-либо масть (группу) заключенных. При этом попасть из высшего ранга в низший из-за косяка (серьезного проступка) возможно, а вот наоборот практически невозможно. Оказавшись, к примеру, в касте опущенных, человек остается в ней навсегда.

Авторитеты (блатные)

Высшая привилегированная масть, к которой относятся преступники со стажем, отлично владеющие понятиями и их исполняющие в тюрьме и на свободе. Они также себя называют «арестантами», «путевыми», «братвой», «бродягами», «босяками».

Эта группа следит за порядком на зоне, устанавливает правила, решает конфликты и назначает наказание.

Попасть в касту сложно, поскольку требования высоки - путь закрыт тем, кто служил в армии, занимал руководящую должность, пребывал во власти, трудился как обслуживающий персонал (официантом, таксистом и так далее).

Особого внимания заслуживают воры в законе - общепризнанные криминальные авторитеты, соблюдающие воровские законы.

Мужики

Обширная группа, куда входит более половины всех осужденных (60-70%). Определение, кто такие мужики, включает заключенных, отбывающих срок за стандартные преступления: драки, кражи и так далее.

При этом мужики не прислуживают блатным, но и не связываются с администрацией тюряги.

В этой нейтральной группе встречаются личности, к которым прислушивается высшая каста уголовного мира.

Козлы

Такое обозначение дается группе, чьи представители сотрудничают с лагерной администрацией: добровольно или по принуждению. Они занимают должность библиотекаря, завхоза, коменданта и прочих.

Стоит отметить, что стать козлом может легко человек со слабым характером, поскольку отказаться от работы на администрацию сложно, осужденных запугивают и принуждают.

На зоне они становятся предателями, их не допускают до общака, не дают права голоса и участия в разборках.

Однако заключенным разрешено с ними общаться, базарить (разговаривать), прикасаться. Многие из «козлов» активно доносят начальству о происходящем в камере, выполняют его поручения.

Петухи

Низшая каста, которую на тюремном сленге также именуют «обиженные», «опущенные», «неприкасаемые». Представителей этой группы на зоне не считают за людей.

Сюда относятся те, которых опустили по какой-либо причине или пассивные гомосексуалисты. При этом половой акт необязателен. Символический обряд, как на зоне опускают, представляет проведение половым органом по губам заключенного (переводится «парафин»).

Изгои тяжело живут на зоне, с ними не разговаривают, к «петухам» запрещено прикасаться, садиться рядом. С ними не здороваются, чтобы передать предмет, его бросают на пол. Опущенные питаются из отдельной посуды, не трогают вещи других осужденных.

По статистике многочисленные группы «неприкасаемых» присутствуют в тюрьмах для малолетних преступников. Иногда для них организованы отдельные камеры - обиженки.

«Петушки» выполняют грязную работу - чистят туалеты. Для унижения им делают дырки в посуде. Во время трапезы они вынуждены затыкать дырявую емкость пальцем. Тюремные законы крайне строги к представителям группы. Однако использовать их для акта мужеложства не считается позорным поступком.

Некоторые представители из касты «петухов» не дотягивают до конца срока, заканчивают жизнь самоубийством.

Промежуточные касты

Исходя из конкретного места лишения свободы, структура каст может меняться. Иерархия в таком случае включает дополнительные промежуточные группы. Особенно это проявляется в тюрьмах для малолетних преступников.

Приблатненные (шестерки, двигающиеся, стремящиеся, стремяги)

Касту составляют преимущественно гопники, попавшие на зону после малолетки (тюрьмы для несовершеннолетних). Это уличная шпана, мелкие бандиты, жулики, барыги.

Их ранг выше мужиков, им покровительствуют высшие (пока в них представляется нужда). Сами себя шестерками не зовут и не разрешают другим, в противном случае спрашивают за это.

Приблатненные следят за связью между камерами, осуществляют прогон и сортировку маляв (записок), чая, конфет, наркотиков.

Различают торпед, обычно проигравшихся в карты - они выступают исполнителями суровых поручений (заказных убийств), когда чалятся (отбывают наказание) или после завершения срока. Защищают местных важных персон быки (муфлоны) - также представители из касты приблатненных.

Шерстяные (Шерсть)

Относятся к группе «козлов», по поручению администрации тюрьмы творят беспредел. Выделяют пресс-хату (камера в СИЗО), населенную «шерстяными», творящими насилие над подсаженным туда заключенным. Последний после этого становится обиженным, несмотря на то, что его опустили не по воровской команде.

Касту составляют преимущественно бывшие блатные, обратившиеся за защитой к администрации (вследствие угроз от своих).

Форшмаки

Промежуточная каста относится к группе «петухов». У опущенных может присутствовать определенная иерархия: главпетухи, рабочие, форшмаки. Однако последние считаются по статусу выше гомосексуалистов.

Происхождение жаргонного глагола «зафоршмачиться», «зафаршмачить» обусловлено именно названием касты. Это значить осквернить, обесчеститься. Например, взять предмет у опущенного или уронить его на парашу.

Черти (Шныри)

Также человек может называться «конь», «чушка», «чушок», «чушпан», «чертила». Относятся к низкой касте, но не являются опущенными. Выполняют грязную работу: стирают, подметают и так далее. Они не могут перечить и обязаны выполнять поручения.

К группе относятся новички слабой воли, склонные к подчинению, мужики и блатные, совершившие серьезный косяк, а также зэки, не следящие за личной гигиеной.

Почему «черт» не хуже и не лучше «петуха», определено его положением раба. Они также как опущенные делают работу, которую по пацанским понятиям выполнять западло. Обиженные не стирают вещи, иначе они станут законтаченными, этим занимается «чушка».

«Шнырь» («шестерка») пребывает в личной собственности блатного, чем отличается от простого «черта». Без хозяина он возвращается к «коням» или становится опущенным.

Тюремная иерархия

Главным на зоне считается вор в законе - к пребыванию за решеткой он готов и воспринимает это как закономерный этап жизни. При этом в тюрьме могут присутствовать несколько представителей данной касты. Однако положенец (главарь) всегда один - он определяет или снимает смотрящих, помогает решить проблемы, конфликты. Обычно имеет отдельные комфортные апартаменты, снабжается продуктами, связью и так далее.

В условиях рыночных отношений статус можно купить за деньги, но такие «неидейные» представители называются «апельсинами».

За порядком в камере или части тюрьмы, соблюдением понятий следит смотрящий (пахан), который назначается вором, их сходкой или блатными. Часто он является кандидатом на «коронацию».

Далее в иерархии следуют блатные - профессиональные уголовники, не первый раз отбывающие наказание. Отрицалам (не принимающим тюремный режим) условия существования определяет смотрящий, ограничивая их беспредел.

Приблатненные являются шестерками предыдущих, хоть на зоне их так называть нельзя. Выполняют функцию связи, охраняют блатных и исполняют серьезные поручения.

«Средний класс» иерархии принадлежит многочисленной группе мужиков. При этом человек, поднявшийся с малолетки, может иметь преимущества - не работать, проигрывать в карты вещи «козлов» и «чертей» и так далее. Обычному мужику-«первоходке» это недоступно. К касте относятся уважительно, принадлежащие к ней работают, соблюдают тюремные понятия, часть нажитого передают в общак.

«Козлы» (активисты, повязочники и так далее) сотрудничают с лагерной администрацией за определенные послабления или поощрения. Особенно стараются «верблюды» за УДО (условно-досрочное освобождение). Сюда часто попадают простые граждане, готовые на любые подлости, чтобы выйти на волю. Они обычно осуждены по бытовым причинам (взяточники, скинхэды, любители драться, мелкие жулики, алкоголики и так далее). В категорию «козлов» относятся и шерстяные, действующие по спецпоручениям.

«Черти» и «петухи» составляют низшие касты, выполняющие грязную работу на зоне: мытье полов, сортиров. «Шныри» стирают робу и другую одежду заключенных, опущенцам это не положено.

Кроме названных, в тюремную структуру входят своеобразные «звания»:

  • Мусора - бывшие полицейские, прибывшие на общую зону. По понятным причинам становятся главными врагами урок, опустить их считается за честь.
  • Фуфлыжники - зэки, не отдавшие карточный долг. Могут относиться к чертям или к опущенным. Первоходкам, чтобы не войти в группу, нельзя играть «на интерес» или на «просто так».
  • Крысы - воруют вещи других осужденных.
  • Политики - политзаключенные.
  • Сумки - богатый заключенный, часто мажор или сын высокопоставленной личности, которого хорошо снабжают с воли. Каста считается прикольной, таких уважают, поскольку они делятся с урками и вертухаями (надзиратель, пупкарь).

Женская тюрьма

Относятся к «красным» зонам, поскольку воровайки немногочисленны для создания «черной». Масть здесь держат мыши (повязочницы).

Устоявшихся иерархии и каст нет, тюремный жаргон включает понятия:

  • Коблухи (Кобла, Кобел) - активные лесбиянки, но в отличие от петухов, условия их жизни и отношение сокамерниц нормальное. Могут «жениться» или драться за «центровых шкур», «красючек» (красивых девушек).
  • Босячки - синоним «блатных» у мужчин, представительницы «отрицалова». Однако из-за немногочисленности авторитетом не пользуются.
  • Старшая - смотрящая по бараку, камере. Их выбирают зэчки или администрация.

Наказания за нарушения

Несоблюдение положений тюремного закона карается со строгостью и жестокостью, бесследно не проходит для всех каст.

Наказания за проступки бывают легкие и тяжелые, среди них выделяют:

  • Избиение . «Удар по ушам» блатного переводит его в касту «мужиков», при этом совершить его допустимо только представителям высшей масти (вор в законе, авторитеты).
  • Переломы конечностей . Обычно так наказывают карточных должников или за избиение другого заключенного.
  • Опущение . Проводится актом мужеложства или символическим.
  • Убийство . Наказание за особо тяжкие проступки - воровство из общака, связь с правоохранительными органами. Решение принимает местная сходка авторитетов.

Вору в законе за мелкие провинности (безосновательные высказывания) равный по званию может дать пощечину, за более выраженные - удар по ушам, за тяжкие положена смерть.

Зона

В зависимости от того, чьи понятия преобладают в тюрьмах: ментовские или воровские, они делятся на красные и черные соответственно. При чрезмерных давлении, гнете администрации возможен бунт заключенных. Его организуют авторитеты в виде акций протеста. Например, это выражается в массовом бунте, когда осужденные зашивают себе рот, отказываются от еды и воды.

Красная

Здесь царят порядки администрации, поощряется взаимодействие осужденных с ней. Положенец в красной тюрьме - первый представитель кума (начальника оперативной части).

Варианты такой организации проявляются в дотошном соблюдении режима: ежедневном построении, тотальном выводе на работу, в столовую, передвижении только строем, одежда - черная роба, обязательны бирочки, таблички по шаблону.

За нарушения - отказ в передаче, свиданке, отправка в ШИЗО (аббревиатура расшифровывается штрафной изолятор), ПКТ (помещение камерного типа), крытый (крытка) режим (закрытый), дополнительный срок, и так далее.

Черная

Порядок в тюрьме строится по воровским понятиям, весомое значение отводится мастям. Сотрудничать с администрацией не принято и считается позорным. В России преобладают черные зоны, особенно в крупных городах.

При организации таких тюрем важна поддержка братвы с воли. Она заключается в наказании беспредельщиков среди ментов (погон), налаживании договорных отношений с администрацией, часто на платной основе. При этом деньги могут идти легально в виде благотворительного взноса на медикаменты, гуманитарной помощи и так далее.

Подарки осужденным на Новый год, дни рождения, женщинам и малолетним преступникам способствуют поднятию «черных» авторитетов и продвижению идеологии.

Словарь блатного жаргона (феня)

Представленный список-переводчик включает некоторые блатные слова, выражения, жаргонизмы, аббревиатуры из сленгового тюремного языка (арго).

Автоматная рожа - военный.

АУЕ - акроним значит на жаргоне «арестантский уклад един»

Баклан - хулиган, мелкий вор, жертва мошенников.

Баландер - раздает пищу.

Бандерлог - случайный человек в преступном мире.

Бес - согласно Википедии, это хорошо работающий человек или готовый взять на себя вину за преступление.

Бламба - штамп, печать.

Блудняк - подстава.

Босота - отсутствие денег в бумажнике.

Брать на мопса, на собаку - преступление путем усыпления жертвы.

Бугор - бригадир в тюрьме, старший в камере.

БУР - барак усиленного режима.

Буцкать - избивать.

Валет - человек с психическими отклонениями.

Вафля - половой орган мужчины.

Вата - постельные принадлежности. «Черт, закатай вату!»- «Черт, убери постель!»

Взять карман - украсть из кармана.

ВТК (ВК) - воспитательные колонии.

Главшпан - главный в воровском сообществе.

Глиномес - активный гомосексуалист.

Гребень - пассивный гомосексуалист.

Грохотульки - конфеты.

Гусь - имеющий связь с органами полиции.

Гумозница - грязная, венерически больная проститутка.

Дичь - человек без прописки.

ДПНК - дежурный помощник начальника колонии.

Дубак - охранник, сторож.

ЕПКТ - единое помещение камерного типа.

Жиган - вор-рецидивист.

Закеж - покажи.

Заряжать фазана - врать.

Зек - осужденный, произошло от з/к (расшифровка букв-заключенный каналоармеец, пошло из истории строительства Беломорканала).

ИТК - исправительно-трудовая колония.

Кича - тюрьма.

Ковырялка - женщина, ласкающая другую.

Козлить - нарушать воровские понятия.

Крышует - обеспечивает защиту, прикрывает.

Ксива - документы.

Лайба - шприц.

Лепень - пиджак.

Лепила - медицинский работник.

Локалка - отгороженные участки жилой зоны, где находятся бараки 1-2 отрядов.

Лярва - плохая женщина, воровка,сдающая своих.

Маромойка - нечестный человек в тюрьме и на свободе.

Медвежатник - взломщик сейфов.

Мокруха - убийство.

Моросить - бояться. «Не мороси!» - «Не бойся!»

Мышиный туз - выражение, оскорбляющее полицейского.

Наездник - криминальный доставщик украденного.

Ништяк - хорошая оценка чего-либо.

Носил шляпу на буче - имел сексуальные отношения с мужчиной.

Общак - общий воровской фонд, регулярно пополняемый преступными элементами.

ОПГ - организованная преступная группировка.

Параша - место, унитаз для испражнений в камере.

Переобуться - передумать.

Погоняло, погремуха, кликуха - прозвище, кличка.

Подельник - соучастник.

Полупокер - на жаргоне определяется как подозреваемый в гомосексуальных наклонностях (по манерам или внешности).

Попасть на кукан - оказаться в безвыходном положении, в подчинении у кого-то.

Прохоря - сапоги.

Псарня - казарма, учебное заведение МВД.

Рамс - карточная игра.

Редиска - женская сумка, ненадежный человек.

Скакарь (Скокарь) - перевод с тюремного сленга значит как вор, прибегающий для кражи ко взлому.

СУС - строгие условия содержания.

Сэмэн - сыщик.

Телега - заявление с жалобой.

Терпила - потерпевший, жертва преступления.

Фармазонить - сбывать поддельные золото и другие драгоценности. Того, кто этим занимается, называют соответственно фармазонщик, фармазонщица.

Ферзь - кто много из себя строит, но при этом ничего не представляет.

Форточник - вор, проникающий через форточку.

Фраера, фраерки - люди, не имеющие отношения к блатному, уголовному миру. Так могут звать приблатненных, тогда блатные именуются «козырными фраерами».

Фрейфея - человек, которому сопутствуют удача и богатство.

Фуфел - лгун, болтун.

Ход воровской - характерная идеология и образ жизни.

Хозный - находящийся в чьей-то собственности.

Чепушить - произошло от чепушило, что значит морально ничтожный, презренный человек.

Чернуху раскидать - темнить, обманывать.

Чмошник - неприятный человек, сотрудничающий с администрацией тюрьмы.

Шконка - лежанка, койка.

Чувак - парень.

Шакал - забирающий вещи у других заключенных.

Шельма - проститутка.

Шмакодявка - девочка-подросток.

Шмоха - деревенская женщина.

Шмырь - сторож, дневальный.

Шнифер - сейф или вор, проникающий в нежилые помещения путем взлома стен, потолков.

Шнифты - глаза.

Шобла - группа воров или проституток.

Штрибан - пожилой человек.

Татуировки

К выбору наколок (партачек) нужно относиться со всей ответственностью, понимая их смысл и отдавая себе отчет, что за некоторые придется отвечать. Это относится, прежде всего, к аббревиатурам и категорическим отметинам (в виде звезд, куполов, перстней).

Сейчас не практикуется спрашивать за татуировки, но все же следует быть готовым ответить на возникшие вопросы у сокамерников.

Расшифровать значение некоторых поможет представленный список.

Перстни

Количество и фасон наколок на фалангах пальцев весьма разнообразны и заключают в себе систему тайных символов и знаков.

По ним можно определить биографию, масть, характер и прочее.

В таблице представлено описание татуировок, которое позволит научиться читать их смысл.

Показана наколка в виде аббревиатуры МИР - меня исправит расстрел.

КОТ является символом воров и представляет собой цитату «коренной обитатель тюрьмы». Но за такую татуировку, ровно как за «БОСС» (был осужден советским судом), ЗЛО (за все легавым отомщу) нужно отвечать.

Распространенную тату в виде точек также обычно рисуют на кисти. Позволено наносить всем мастям при пребывании даже нескольких дней в СИЗО.

Также пишется аббревиатура СЛОН с указанной на рисунке расшифровкой, ЛХВС, СЭР, различные карточные масти - бубновые, пиковые, крестовые, червовые.

На теле

Здесь представлено большое разнообразие. Распространено изображение животных: волка, тигра, барса. Обозначают они обычно «оскал на власть» или «человек человеку волк».

Изображение яблока означает «буду любить одного, как обещала».

Последняя звезда, набитая на коленях, также гласит, что ее носящий ни перед кем не встанет на колени. За нее возможны испытания на крепость на зоне.

Нанесенные изображения церквей также символ тюремного заключения, количество куполов соответствует годам, сколько сидел человек. При этом с новым сроком татуировка «достраивается».

У низших каст

Такие масти характерно метить татуировками, представленными на рисунке, аббревиатурами (ИРИС - и раб, и стукач).

Особенно это касается касты опущенных (зашкваренных). Это могут быть розочки, петухи или характерные надписи (ЖОВМ), наносимые на части тела, которые визуально хорошо просматриваются (руки, голова, лицо и так далее). Татуировка «глаза на животе» также означала принадлежность к гомосексуальности.

При выходе из тюрьмы человек старался свести подобные наколки, но часто оставались шрамы, по которым можно было определить низшую масть

Лучшие статьи по теме