Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Знаки зодиака
  • Отношение к детям в детских домах. Жестокий детский дом: советское прошлое и российское настоящее. Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Отношение к детям в детских домах. Жестокий детский дом: советское прошлое и российское настоящее. Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Cитуация сиротства накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка, а потом и взрослого человека. Проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в "сиротских" учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы и в их социальном становлении. Среди них - низкий уровень социальной и личностной активности; низкий уровень социальной компетентности; неумение принимать решения, брать на себя ответственность за свой выбор, за свою жизнь; смутное представление о своих способностях и возможностях и - как следствие - неадекватная самооценка; сниженный уровень учебной, школьной и в целом - познавательной мотивации и многие другие. Негативные тенденции развития личности воспитанников в старшей возрастной группе ярко проявляются в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в которой каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.

Особую тревогу вызывают проблемы социальной адаптации и постинтернатного становления выпускников интернатных учреждений. Сегодня выпускник детского дома, испытывающий по выходе из него глубочайший кризис, порожденный трудностями социализации, не подготовлен стать полноценным членом общества. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть пополняет ряды правонарушителей. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.

Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.

В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Так же существует проблема формирование психологического пола и подготовка к семейной жизни воспитанников.

Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего "детского" этапа онтогенеза, т.е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступлением взрослости. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину и женщину, но подростковый возраст как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психо-сексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т.e. все то, что составляет основное содержание понятия "психосексуальная идентичность", выходят на первый план как в формировании личности детей данного возраста, так и в тех направлениях воспитательной работы, которые требуют наибольшего внимания педагогов.

Осознание и переживание человеком своей половой идентичности предполагают наличие у него сформированных образцов, эталонов мужского и женского образов, моделей маскулинности и фемининности. Они включают в себя представления о наиболее значимых и привлекательных качествах личности, особенностях взаимоотношений и формам поведения мужчин и женщин. В детских домах, где в основном работают женщины, возможности идентификации по полу бывают затруднены. Поэтому для формирования эталонов мужского и женского образов у воспитанников детского дома необходима организация специальной деятельности.

Котикова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГОБУ "Детский дом № 3"
Населённый пункт: с. Валдгейм, Биробиджанский район, ЕАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание-детей сирот в условиях детского дома"
Дата публикации: 20.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Духовно-нравственное

воспитание-детей сирот

в условиях детского дома

Е.А.Котикова, воспитатель областного

государственного образовательного

бюджетного учреждения для детей-

сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей

«Детский дом № 3» с. Валдгейм

«Богатство духовной жизни начинается там,

где благородная мысль и моральное чувство,

сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».

(В. А. Сухомлинский)

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью

и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение

мужественно

переносить

трудности

закладывается

В.А.Сухомлинский

писал: «Детство –важнейший период человеческой жизни, не

подготовка

настоящая,

самобытная,

неповторимая

жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников детского дома

является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение

нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад

алкоголизм,

наркоманию,

бродяжничество,

способствует

семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей,

снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.

В.А.Сухомлинскому

принадлежит

определения

приоритетов

нравственного воспитания ребенка в семье, именно он обратил внимание на то,

лишенные

родительского

вырастают

жестокими, но и заболевают такими заболеваниями как «детский госпитализм»,

который приводит к потере «иммунитета жить в семье». Следовательно, когда

ребёнок попадает по тем или иным причинам в детский дом и связь с семьёй

теряется. Перед педагогами детского дома встаёт задача передачи детям семейно-

нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и

творческой

деятельности,

духовной

становится школой подготовки к жизни.

Целью в работе окружающих ребёнка

взрослых

является

способность

невосприимчивой к безобразиям окружающего мира, помочь создать идеал для

подражания осознанно, на основе истинных духовно – нравственных знаний и

достойных

исторических

примерах.

нравственного

воспитания детей-сирот, является одной из ключевых задач в нашей работе.

Необходимым

условием

формирования

нравственной

становится

организация

совместной

деятельности

способствующая

развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых

усваивает

социально-исторический

получает

представления

другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Дети не

проводят

детского

посещают

деятельность воспитателя должна являться логическим продолжением работы

педагогов школы.

Планируя

деятельность

воспитателю

необходимо

воспитательный

планироваться

строиться

взаимосвязи

духовного и светского направлений,

учитывая

при этом возраст воспитанников.

Обязательно должна прослеживается последовательность в развитии личности

ребенка, так как детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие

школьники

убедительных

примеров

Подростка

убеждает

глубокая

взрослых.

обратимся

В.А.Сухомлинскому, то он с ребятами старшего школьного возраста советует

размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая

непринужденность

утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

Каждый ребенок, живущий в семье, а тем более в детском доме должен быть

любимым независимо от того, красив он или нет, развит индивидуально или не

очень. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких,

сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной

привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает

сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления

формирования

реализации

нравственных

потребностей.

духовно-нравственного

воспитания

говорим о формировании у воспитанников таких качеств личности как: гуманизм,

милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение

управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С.А. Соловейчик

пишет: «Нравственность - граница дозволяемого совестью, а верхней границы –

нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка

духовность;

нравственности

никакого

воспитания».

планировании

нравственному

воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный.

Эмоционально-чувственный.

Рациональный или умственный.

элементов,

составляют

нравственного мира человека. Рассмотрим, что включает в себя каждый из этих

Мотивационно

побудительный

уровень

содержит

поступков,

нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда

носит правильный характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию,

когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то

есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно

здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые людьми, и обществом,

приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

известно,

отрицательными

положительными.

положительным эмоциям мы относим: радость, благодарность, нежность, любовь,

восхищение и т.п. Человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции: гнев,

ненависть.

необходимо

облагораживать,

окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость,

сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связанны с

эмоциями.

приобретаются

человеком

результате

воспитания

являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый

человек не состоится. Не для кого ни секрет, что именно чувства способны

подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному

проявлению

мужества,

героизма

бесстрашия.

взрослые

должны помнить о том, что наши чувства по отношению к детям – сиротам могут

совершить

изменить

изменить

приказом,

наказанием,

нотациями, бранью.

Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания –понятия о

смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве, долге. Кроме понятий,

к моральным знаниям относятся так же принципы, идеалы, нормы поведения,

моральные

Первейшая

взрослых

воспитать

глубокое

надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного

Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира. Все важно.

Нравственные

потребности

человеку

необходимо

воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. К сожалению,

многие дети, которые находятся у нас в детском доме уже в ранние годы были

лишены семейного тепла, любви, ласки, лишены доброго человеческого общения.

В своей неблагополучной семье они развивались одностороннее, что привело к

ущербности

личности.

потребность,

злобность,

жадность,

безразличие и многое другое формируют

сегодня нравственную сторону наших

воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагога детского дома – научить

вежливости,

правилам

хорошего

выработать

принятые

поведения,

«непременное

соблюдение

вежливости,

любознательности,

отсутствие

эгоизма».

стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении «породу»

воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому

воспитательной

педагога

заключаться

воспитании

духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно:

Развитие потенциала души ребёнка;

Развитие природного чувства красоты;

Способствовать формированию желания познать мир и приобретать знания.

На первом этапе своей работы с детьми младшего возраста приемлемо

обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а также донести до

них понимание того, что их любят, ценят, им доверяют, надеются на них. С этой

целью можно использовать в работе такие методы, как:

взаимодействие

убеждение

поощрение

рассуждение

личный пример

коллективная работа

ситуация успеха

совместный анализ поступка и др.

формированию

духовно-нравственных

показывает практика нашего детского дома, необходимо строить параллельно с

такими направлениями в работе, как:

отношение воспитанников к своему здоровью;

отношение воспитанников к собственной учебной деятельности;

отношение воспитанников к дому, где проживает;

отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим,

сверстникам, друзьям;

отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической

памяти своего народа;

отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей

принадлежности мировой цивилизации;

отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в

собственной жизни.

Этому способствуют различные мероприятий проводимые во внеурочное время:

воспитательские

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных

отрицательных

поступков

ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценирование небольших

Организованные

тематические

мероприятия

способствуют улучшению психологической и социальной комфортности ребят в

группе. Занятия должны проходить закономерно, соблюдая последовательность. В

плане можно их разделить на разделы. Приведу примерный план такой работы.

Раздел «Азбука этики и морали»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Основные понятия этики и морали»

Деловая игра

«Азбука этики»

Ситуативный

практикум

«Речевой этикет»

«Школьный этикет»

Деловая игра

«Этикет в общественных местах»

Деловая игра

«Праздничный этикет»

Инсценирование

различных ситуации

«Культура поведения»

Раздел «Красота души»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Умей чувствовать красоту»

Ситуативный

практикум

«Красота и безобразие»

Громкое чтение

Тема рассказов: «Красота души»

Этическая беседа

«Красота жизни»

Познавательная беседа

«Гармония – основа красоты»

Раздел «Нравственный мир сказок»

Форма проведения

Тема мероприятия

Беседа-презентация

«Мир света – мир сказок»

Познавательная беседа

«Сказка о вежливости, о дружбе и взаимопомощи

Познавательная беседа

«Добро и зло в сказках»

Раздел «Чем богат человек»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Красивое начало в человеке»

Громкое чтение

«Горячее и холодное сердце»

Громкое чтение

«Как красивые дела сердца исцеляют»

Этическая беседа

«Каждый видит мир по-своему»

Познавательная беседа

«О наблюдательности и внимательности»

Громкое чтение

«Правило человеческого счастья»

Духовно-нравственное

воспитание

строиться

порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных

черт и качеств характера, которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств

способствует

воспитанников

тематических

творческих

фестивалях,

конкурсах различного уровня, на которых дети могут не только показать свои

получить

поднимает

самосознания

значимости

обществе.

мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.

«Серость

детского

возраста,

подростка

являются

настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний» -

С.Т.Шацкий.

Положительными

отрицательными

переживания

взрослых,

находятся

ребёнком

протяжении всего времени его нахождения в детском доме. Поэтому мы должны

постараться,

воспоминания

проводимая нами работа с детьми в стенах детского дома оставила свой добрый

след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию,

способствовала их дальнейшему развитию.

Список литературы:

1.Амоношвили Ш.А.Размышление о Гуманной педагогике. – М: Издательство Дом Шалвы Амонашвили,

2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания.

Т.2 – М., 1992.

3. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание школьников - №3,

4. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901.

5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в её отношении к среде //Русская школа, 1912.Кн.

Ограничены время, эмоциональная насыщенность и величина отношений «взрослый - ребенок»;

— взрослые часто сменяют друг друга, и их программы поведения редко совпадают;

— снижена интенсивность и доверительность связей с ребенком;

— эмоциональная отстраненность взрослых сочетается со склонностью подавлять, навязывать свое мнение и отказывать детям в способности самим судить о различных предметах, явлениях, людях;

— преобладает не индивидуальная, а групповая отнесенность к каждому ребенку;

— общение взрослого с ребенком содержит обедненное оценочное воздействие, преобладает отрицательное, которое в свою очередь смещено в сферу дисциплинарных моментов.

В целом общение ограничено по эмоциональной наполняемости, сконцентрировано на отрицательном полюсе оценивания, смешано из сферы практической активности в дисциплинарную:

— в условиях групповой жизни регламентация поведения ребенка более жестокая, поскольку содержание и формы общения взрослого с детьми определены режимом и необходимостью его четко соблюдать и т.д. (Минкова).

Результаты исследований, проведенные академиком B.C. Мухиной, свидетельствуют о слабой выраженности потребности к общению, общей задержке развития детей-сирот уже с дошкольного возраста. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться.

Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. У него появляется огромное количество непродуктивных движений (раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла); значительно позже усваивает навыки продуктивного общения.

Как доказывают многочисленные исследования у детей, воспитывающихся в условиях депривации, ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт (забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку) — это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям.

Исследователи указывают на то, что активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослым у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. . Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка, и впоследствии проецируется на формирование его деятельности и коммуникативной деятельности в частности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе.

В человеческих общностях индивид, проявляя и предъявляя себя как личность, рассматривает возможность оценить себя в системе отношений с другими. Все проявления индивидуальной активности ребенка формируются в ходе совместной деятельности. Посредством совместной деятельности реализуются отношения детей друг к другу, опредмечиваются в конкретных действиях, обмене информации, взаимопомощи. Установлено, что в целом,

потребность в общении со сверстниками у детей, воспитывающихся в условиях депривации, менее напряженная. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.) . Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей. Она не зависит от возраста и положения ребенка в группе. Нет и постоянно изолированных детей. Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями.

События часто драматизируются. Ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил игры обусловлена тем, что уже общение детей с взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к пошаговому выполнению чужих указаний.

Серьезные нарушения наблюдаются в формировании структуры самосознания детей — сирот. В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя сочетается с фамилией. Часто имя

используется для приказа и почти никогда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени.

Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу, через адекватную для воспитанников агрессию, а порой -через асоциальные формы поведения, что свидетельствует о несформированности у них навыков коммуникации, коммуникативного поведения, нарушении эмоционально-волевой сферы. Невозможность реализации потребности в признании приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, к сужению диапазона сопереживания. Обращается внимание еще на одну важную проблему — феномен «мы» в условиях детского дома. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам.

У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.

Нравственное развитие является одной из основных проблем полноценного личностного роста и во многом зависит и является следствием нарушений общеинтеллектуального и эмоционально-волевого развития личности. Проблемы нравственного развития воспитанников сиротских образовательных учреждений начинаются с младшего школьного возраста (кражи, безответственность, подавление и оскорбление более слабых, снижение эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, недостаточное понимании или непринятие моральных норм, правил и ограничений) и в дальнейшем приводит к серьезным последствиям. К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений исследователи относят и трудности социализации детей-сирот.

Особую тревогу вызывают проблемы социальной адаптации и постинтернатного становления выпускников интернатных учреждений. Недостаток самоорганизованности и целеустремленности, снижение мотивации достижения успеха, чувствительности к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению, нарушение эмоциональных контактов с окружающими, недоверчивость, эмоциональная несдержанность и непродуктивная сверхактивность приводит к глубочайшему кризису, порожденному трудностями социализации. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть пополняет ряды правонарушителей. Одна из причин подобного положения кроется в несформированности у выпускников детских домов и интернатов системы ценностей и ценностных ориентации, включаясистему социальных ценностей.

Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

Государственное воспитание - гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые - временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период - один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность - в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть...

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно - практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле - ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов - это головная боль всей современной воспитательной системы.

Лучшие статьи по теме