Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Знаки зодиака
  • Русско народный фольклор для детей. План-конспект на тему: Народный фольклор в жизни ребенка. Календарный детский фольклор

Русско народный фольклор для детей. План-конспект на тему: Народный фольклор в жизни ребенка. Календарный детский фольклор

В совместном воспитании детей много положительных моментов: создается условие для организации общения, ст дети дают пример для мл. от педагога для реализации необходимо: глубокие знания программы по всем возрастным группам, правильно распределить свое внимание, весь режим дня строится на основе программы Васильевой.

Состав группы может составлять от 2 – 3 до 7 лет (3 подгруппы), или 2 – х смежных возрастов (2 подгруппы). Наиболее целесообразно воспитывать 2 смежных возраста

Режим строиться общий для всех детей, только мл начинают на 5 – 10 мин раньше, а если 3 возраста, то то вносится правило: мл – ср – ст, за исключением подъема после сна: ст – ср – мл.

При организации воспитателю необходимо соблюдать:

Все необходимое для питания готовиться когда мл идут мыть руки

Умываться и рассаживаться начинаем с мл и тех кто медленно ест

По окончании трапезы не задерживать за столами

Воспитатель руководит больше подгруппой, мл воспитатель – меньшей.

Порядок обслуживания требования к ним должны быть едины.

На прогулке воспитатель создает для двигательной активности детей, позаботясь о занятости детей. Задача воспитателя следить за физ нагрузками, следить чтобы малыши не перетруждались. П\И можно проводить как со всей группой так и с подгруппами, если игра общая необходимо учесть ее нагрузку для мл и ее достаточность для ст. несколько раз в неделю нужно планировать отдельные игры для ст. со ст п\и проводиться в начале прогулки, а с мл в конце

18. Общая характеристика форм работы по физическому воспитанию в ДОУ. Физкультурные занятия: структура и содержание. Типы физкультурных занятий.

Формы работы по физ воспитанию:

Физкультурные занятия:образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе)

Физкультурно – оздаровительная работа в режиме дня: УГ, П\И и ФУ на прогулке, физминутки, ФУ после дневного сна, закаливание в сочетании с ФУ

Активный отдых: Детский туризм, физ досуг, физ праздники, дни здоровья, каникулы.

Самостоятельнаядвигательня деятельность детей: проводится на прогулке.

Задания на дом: форма работы с родителями.

Инд работа: проводится на прогулке.

Цель и задачи занятий: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.

Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в первой младшей группе два раза в неделю; со второй младшей группы до подготовительной группы - три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе.

Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Типы физкультурных занятий: игровое, сюжетное, комплексное

Структура занятия:

1. часть: Вводная. Задачи: Повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания, подготовка организма к большой физической нагрузке в основной части занятия.

2. часть: Основная. Задачи: Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно-волевых качеств, совершенствование всех физиологических функций организма ребенка

3. часть: Заключительная. Задачи: Снижение эмоциональной и физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.

Вопросы методики

Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки..." - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками..." - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т.п. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Тема: «Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада» Левина С. В. воспитатель по физической культуре. ГБОУ СОШ № 629.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают семейные детские сады, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2 -х возрастов: - 1 подгруппа вторая младшая и средняя группы; - 2 подгруппа старшая и подготовительная группа. Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут. . Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме: I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений). II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2 -4); подвижные игры (1 -2). III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец

Пространственная ориентировка несовершенна. малышей у очень Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки. . . " - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками. . . " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т. п. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок? " - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях: - используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия); - используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия); - для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения.

Подвижные игры с бегом: «Мороз Красный нос» , «Гуси лебеди» Подвижные игры с лазанием: «Пожарные на учениях» , «Медведь и пчелы» Подвижные игры для разновозрастной группы ДС Подвижные игры с метанием: «Сбей булаву» , «Мяч через сетку» Подвижные игры с прыжками: «Удочка» , «Зайцы и волк»

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игре для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов: - Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми); - Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т. д.); - Учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить); - Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Роль воспитателя очень важна. . . Задача воспитателя сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал. . где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему, где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель внимателен к каждому ребенку, где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и решать возникшие конфликты. И если воспитатель хорош, то разновозрастная группа - это только благо.

Цель: Организовать проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста в разновозрастной группе.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают разновозрастные группы, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

В нашем детском саду функционирует 4 разновозрастные группы. Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2-х возрастов:

1 подгруппа вторая младшая и средняя группы;

2 подгруппа старшая и подготовительная группа.

Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут.

Одной из важнейших проблем в дошкольном воспитании является правильно спланированные физкультурные занятия, а особенно для детей занимающихся в разновозрастной группе. Решение данной проблемы начинается с реализации обязательных условий проводимых занятий:

– наличие спортивной формы;

– присутствие младшего воспитателя;

– отсутствие обуви и чешек, дети занимаются босиком, за исключением холодных периодов (отключение отопления);

– влажная уборка спортивного зала перед занятием, проветривание.

Учитывая все особенности двух возрастов, для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности заранее распределяется чередование отдельных видов деятельности и отдыха, который может быть активным и пассивным. Поэтому на наших занятиях для повышения полезного времени используется смена мышечной нагрузки. Например, в основной части занятия после ходьбы по гимнастической скамейке или метания проводится подвижная игра с бегом. Для более быстрого перестроения и распределения детей на занятиях выбираются поточный способ выполнение упражнений и основных видов движений, а также выполнение ОВД с помощью распределения детей по возрастам (применяется, если программное содержание подразумевает сложности в выполнении у младшей группы (рис.1)).

Рисунок 1
Пример распределения заданий на занятии
по физической культуре в разновозрастной группе

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей. Например, в упражнении ходьба, по гимнастической скамейке перешагивая через кубики, средние получают задание перешагивать, младшие идут по гимнастической скамейке без кубиков с сохранением равновесия. На занятиях активно используется крупный спортивный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Всё это помогает развитию способности быстро реагировать на новые условия.

В период дошкольного детства познавательная активность ребёнка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира. Поэтому при выполнении любого упражнения проговаривается, где те или иные навыки пригодятся в жизненной практике. Например, ребенок, выполняя упражнение – ходьба по гимнастической скамейке – на улице – это преодоление расстояния по узкой доске через ручеек и т.д. Для достижения этой цели решаются задачи содействия развитию: концентрации внимании; произвольных движений; способности делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться.

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов:

  • Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми);
  • Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т.д.);
  • учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить);
  • дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Для работы с разновозрастными детьми необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Учет индивидуальности каждого ребёнка. Занятия по физическому воспитанию проводятся таким образом, чтобы каждый ребенок получил физическую нагрузку с учетом его индивидуальных показателей. Для определения этих показателей используется система тестирования физических качеств, где определяется и контролируется нагрузка на организм детей.
  2. Обеспечения свободы развития. В течение всего занятия дети выполняют упражнения под контролем инструктора по ФВ, после предварительного показа и краткого рассказа в зависимости от возраста учащихся. В конце каждого занятия выделяется время для свободной деятельности. Ребята выбирают тот спортивный инвентарь, с которым им нравится заниматься и который вызывает у них больше положительных эмоций.
  3. Широкое использование возможностей физического воспитания как основы последующего интеллектуального развития ребёнка. Каждое занятие заканчивается подвижной игрой и игрой малой подвижности, где необходимо быстро подстраиваться под ситуацию, проявляя свои интеллектуальные способности.

На занятиях в разновозрастной группе нет четких рамок для выполнения определенных основных видов движений, так как многие малыши смотрят на старших детей и просятся попробовать выполнить упражнение более сложное. У ребенка получилось или есть, какие-то способности или он старается, нет причин запрещать ему это упражнение совершенствовать или знакомиться с ним, но все манипуляции проходят под контролем взрослых инструктора по физической культуре и младшего воспитателя, который находиться на занятии.

В заключение хочется отметить, что занятия в разновозрастной группе способствует формированию у детей способности к взаимопомощи, сопереживанию, а также формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни, оценке своих физических возможностей и путей достижения поставленных целей.

Несмотря на то, что разновозрастные группы являются самыми многочисленными в обществе, опыт разновозрастного общения детей долгое время в основном ограничивается семьей . Традиционно в большинстве детских садов дошкольников разделяют строго по возрастам. И для этого находится достаточно оснований: это, прежде всего, удобнее педагогам, т.к. облегчается процесс обучения, упрощается режим, требования выполнения программ также наиболее полно и легко может осуществиться в одновозрастной группе детей.

Ушли в прошлое большие разновозрастные компании детей во дворе, зачастую в отношениях старших и младших наблюдается или игнорирование, или жесткий авторитаризм, можно сказать, «ранняя дедовщина». Ни для кого не секрет, что во многих семьях растет один или два ребенка. Большие семьи, «родовые гнезда» сейчас редкость. Дети и родители видятся урывками, совместный досуг ограничен или заботами, или собственными интересами родителей. Таким образом, большую часть времени ребенок проводит со своими сверстниками. Но не лучше может обстоять дело и в семье, имеющей более одного ребенка. Разновозрастное общение детей в семейном контексте приобретает особое значение. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры – социальная группа сиблингов. Не зря рождение второго ребенка считается одним из стрессовых факторов для первенца, как и наличие старшего для младшего тоже становится жизненным испытанием. Независимо от разницы по ряду качеств отношения между ними дают опыт, совершенно отличный от опыта общения как со взрослым, так и с ровесниками, нередко этот опыт оборачивается психологическими проблемами, которые приходится решать уже во взрослой жизни.

Не случайно практика создания разновозрастных групп рассматривается и зарубежной, и отечественной педагогикой как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а при этом признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка, а во многих странах у педагогов формируют профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Для старших детей такая группа своей целью имеет развитие эмпатии, понимание возрастных особенностей и возможностей человека, умение договариваться и находит конструктивное решения. От младших требуется не только активное участие в играх, позволяющее развивать свои возможности, очень важно формировать у них позитивное отношение к взаимодействию со старшими, желание научиться новому, радоваться победам и не бояться проигрыша.

В целом отношение к разновозрастным группам неоднозначное, но меня как педагога, ведущего клубню работу, заинтересовало мнение о целесообразности формирования такой группы при проведении нетрадиционных форм занятий, где отсутствуют жесткие рамки учебного процесса. Опыт совместных детско-родительских физкультурных занятий дал положительные результаты и сам по себе как одна из форм детско-родительского сотрудничества, общения, и в плане удачной наполняемости игровым содержанием, которое как нельзя лучше отвечало одной из главных целей – улучшение детско-родительских отношений. Я решила попробовать организовать игровые занятия детей младшего и старшего возраста по принципу клубной работы «Навстречу друг другу». Принимая решение о занятиях, я надеялась использовать следующие особенности взаимодействия в разновозрастной группе :

Ролевое участие ребенка , особенно старшего постоянно меняется, поэтому постоянно подключаются различные механизмы, активизирующие поведение личности: если он выступает, как младший, срабатывает механизм подражания, ка старший – включается механизм «социального взросления». Для развития ребенка очень важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях.

Выполняя некоторые педагогические функции – контроль, научение – старший ребенок получает дополнительную возможность утвердить себя , получить признание, осознать свою полезность, востребованность как союзник или помощник педагога – особенно это важно для тех, кто по каким-либо причинам не может реализовать себя в группе сверстников.

Компенсаторская функция занятия – удовлетворение потребностей детей предшкольного возраста, связанных с их стремлением к взрослости: почувствовать ответственность, помочь, поддержать. Кроме того, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, ответственности, причастности к работе другого.

При этом пользу получают не только старшие дети, но и младшие ; сокращение возрастной дистанции позволяет им расти своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым, часто лишне довлеющим и опекающим.

Стимулирующая функция: благодаря совместной деятельности активизируются и проявляются индивидуальные качества, например заботливость, ответственность, которые в условиях своей группы дети могут и не проявлять.

Таким образом, характерная особенность разновозрастной группы – это расширение ролевого репертуара детей . Старшим детям предстояло заменить в играх и упражнениях взрослых. В некоторых играх и упражнениях они выполняли контролирующую функцию, например, проследить, чтобы младший ребенок забрался вверх по шведской лестнице и не упал. Это простое, на первый взгляд, упражнение многому учит: зрительный контроль требует, сосредоточенного внимания, хорошего глазомера, младший при этом получает больше свободы, чем с большим взрослым и в тоже время чувствует себя в безопасности. Старший ребенок вовлечен в свой первый педагогический и человеческий опыт ответственности. Часть игр предполагала сотрудничество, при этом старшему отводилась позиция сильного, а младшему необходимо проявлять ловкость и координацию: младший ребенок сидит у старшего на коленях и таким образом им надо передвигаться. Упражнение требует приложения достаточных усилий и стимулирует телесные контакты – чтобы не упасть младшему ребенку нужно очень крепко держаться за старшего.

Как и в детско-родительской программе, я ориентировалась не только на физическое оздоровление детей, но и на решение проблем психологического плана, как общих, так семейных и индивидуальных. Соответственно подбирались игры и упражнения. Общая особенность всех упражнений – присутствии в разной степени телесного контакта. Например, большие дети становятся в ряд и образуют своеобразный тоннель, или мост. Под мостом «едут» машинки – младшие дети. В какой-то момент мост «рушится» — падает. Нужно выбираться из-под завалов: младшему приходиться и вывертываться, и выкручиваться, проявляя силу, и ловкость, и волевые усилия. Происходит работа со страхами – темноты, прикосновения. А где еще можно безнаказанно организовать кучу малу? В игре «Бревнышки» телесный контакт сочетается с применением силового усилия. Это интересно еще и тем, что ведущую роль здесь играют младшие. Игра дает им прекрасную возможность поменяться ролями и почувствовать себя силачом. Очень важной, особенно для маленьких детей, является метафорическая составляющая игр, когда даже простое упражнение имеет волшебную историю: ребенок не просто перекатывается по полу – это бревнышко для постройки дома. На опыте первых же занятий я убедилась, что упражнение, ставшее частью игры, усваивается намного быстрее и лучше.

В игре «Мостик» телесный контакт связан и со снятием эмоционального напряжения: младшему ребенку нужно проявить немало ловкости и координации, чтобы пройти по спинам больших ребят, лежащих на полу. А что делают в этот момент большие – всегда хохочут. Сою лепту вносит нестандартность упражнений, непривычность их для детей, которые уже привыкли к жесткой регламентации. Вообще, элемент забавности очень важен в играх – он прекрасно помогает снять эмоциональное напряжение.

Есть игры, в которых и телесный, и эмоциональный контакт играют главную роль, отодвигая остальное на задний план: в игре «Хозяин и щенок» происходит смена роли для младшего ребенка. Он играет роль большого хозяина для своего щенка. Как большой и добрый хозяин обращается со своим маленьким питомцем – играет с ним, ласкает, успокаивает – проигрывая это, дети получают бесценный опыт эмпатии и доброжелательности.


Конечно, большое беспокойство вызвало первое занятие – как дети пойдут на сотрудничество друг с другом: не напугаются ли маленькие, не разочаруются большие. Ритуал встречи и прощания обязателен для каждой игры. Наши встречи начались с того, что младшие выбирали себе «дружков», а старшие приглашали их играть. Никто из старших не остался без пары, каждый пережил счастливые мгновения быть выбранным. На втором занятии младшие уже смело бежали к своим избранникам. А вскоре на прогулках дети стали «узнавать» друг друга, пропало равнодушие, они вспоминают, как играли вместе, радуются друг другу. Большую роль играет и ритуал прощания – дети говорят друг другу ласковые слова, дарят ласковые прикосновения. Иногда мы организуем танец под веселую музыку. Все это создает позитивно эмоциональный настрой. Чтобы сохранить атмосферу взаимной доброжелательности, принятия друг друга, я отказалась от соревновательных игр.


И, конечно, не обошлось без коллективных «догонялок» разного вида. После нескольких занятий стали поступать отзывы от родителей: мама старшей девочки, которая занималась с младшей сестрой отметила, что драки и споры дома пошли на спад, девочки и дома играют в игры с занятий, у старшей закрепилась модель поведения старшей, меньше стало инфантильных реакций. Мама мальчика, часто плачущего, склонного к капризам, рассказывает, что он стал гораздо спокойнее и увереннее и пытается «воспитывать» теперь уже старшего брата.

Лучшие статьи по теме