Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Зодиакальный гороскоп
  • Формирование бесконфликтного общения детей дошкольного возраста кратко. Занятие-беседа «Общение без конфликтов. Из-за чего возникает конфликтная ситуация в группе детей

Формирование бесконфликтного общения детей дошкольного возраста кратко. Занятие-беседа «Общение без конфликтов. Из-за чего возникает конфликтная ситуация в группе детей

Коньшина Екатерина
Проблема образования детей с ОВЗ в ДОУ

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья , в том числе детей

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития : нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной , необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования , спроектировать новые формы организации образовательного пространства . Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью , детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей .

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования : недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования . Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья , часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса , даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс . Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд проблем .

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования .

К сожалению многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды и тд.

Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и тд, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей , так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ . Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей специалистов ДОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями , они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования , на включение родителей в жизнь ДОУ.

Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью .

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Публикации по теме:

Проблема преемственности дошкольного и начального образования ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального.

Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ (Опыт работы по инклюзивному воспитанию в ГБДОУ «детский сад» №57 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.) дефектолог.

«Взаимосвязь работы воспитателя и педагога-психолога ДОУ по адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению». Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребёнка, а особенно ребёнка с ОВЗ. Очень многое напрямую зависит.

Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ «Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ» Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для.

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Доклад на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ» (из опыта работы). Подготовила: Михеева Наталья Александровна, воспитатель.

Проблема изучения особенностей мотивационной сферы воспитателей ДОУ Проблема изучения особенностей мотивационной сферы воспитателей ДОУ с разным уровнем успешности профессиональной деятельности в современной.

Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ Под организационными формами образования подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, реализуемой.

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.

Выступления на педагогическом совете «Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ» Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ через воспитательную.

Библиотека изображений:

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ в ДОУ

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Рассмотрим пример. В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

№ ___ от «__» __________ 20 __ г.

о создании специальных условий для получения образования
обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидностью в образовательной организации

Ф. И. О. ребенка: ___________________________________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________________________

  1. Образовательная программа: __________________________________________________
  2. Уровень образования: ________________________________________________________
  3. Срок реализации программы: __________________________________________________
  4. Реализация образовательной программы с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий: ____________________________________

требуется/не требуется

  1. Предоставление услуг ассистента (помощника): __________________________________

требуется/не требуется

  1. Специальные методы обучения: ________________________________________________
  2. Специальные учебники:_______________________________________________________
  3. Специальные учебные пособия: ________________________________________________
  4. Специальные технические средства обучения:____________________________________
  5. Требование к организации пространства: ________________________________________

требуется/не требуется

  1. Направления коррекционной работы в образовательной организации: _______________
  2. Педагог-психолог: ___________________________________________________________
  3. Учитель-логопед: ____________________________________________________________
  4. Учитель-дефектолог: _________________________________________________________
  5. Социальный педагог: _________________________________________________________
  6. Тьютор: ____________________________________________________________________
  7. Другие специальные условия:__________________________________________________

Срок проведения обследования с целью подтверждения ранее данных комиссией рекомендаций: ____________________________________________________________________

(при переходе с одного уровня образования на следующий)

Срок проведения обследования с целью _________________________ ранее данных комиссией

уточнения/изменения

Руководитель ПМПК ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Педагог-психолог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Учитель-логопед ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Учитель-дефектолог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Социальный педагог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Претензий к процедуре обследования не имею.

______________________ ____________________________________

(подпись) (Ф. И. О. родителя (законного представителя))

Это интересно:

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:

  • обследует детей,
  • даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

Обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется по направлению образовательных организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

_____________________________________________

(Наименование образовательной организации)

от __________________________________________

(Ф.И.О. родителя или законного представителя ребенка)

адрес: _______________________________________

телефон: ________________ факс: _______________

адрес электронной почты: ______________________

Согласие

родителей (законных представителей) на проведение обследования ребенка

Я, являясь законным представителем ____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

"_____" ____________________ года рождения, обучающегося в _____________________________________________________________________________

наименование ОО)

не возражаю против обследования ребенка для получения заключения центральной/территориальной ПМПК с рекомендацией обучения ребенка в образовательной организации в соответствии с его особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении.

"_____" _____________ 20____ г.

___________________________

(Подпись )

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

Знаете ли вы? В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

В группу в группу компенсирующей направленности,

В группу комбинированной направленности.

В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

1. Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности. Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

Знаете ли вы? Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений. Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок - с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица определения количества детей в группах компенсирующей направленности в зависимости от вида ОВЗ

Вид ОВЗ

Количество детей в группах компенсирующей направленности

до трёх лет

старше трёх лет

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи

Глухие дети

Слабослышащие дети

Слепые дети

Слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью легкой степени

Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжелой

Дети с аутизмом

Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)

Дети с иными ОВЗ

Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа . И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности . Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственно адаптированную основную образовательную программу, пока на ФГОС-реестр не вывешено, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет.

Знаете ли вы? Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:

  • повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ
  • методическую составляющую;
  • изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать. Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны. Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме. Но времени в вузовской программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки недостаточна для полноценной подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Будущим воспитателям даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Собственно методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не готов, не владеет навыками, умениями, этими компетенциями, которые ему необходимы. Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникают.

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ:

  1. Создание соответствующего образовательного пространства;
  2. Создание программно-методического обеспечения;
  3. Создание предметно-развивающей образовательной среды;
  4. Создание дидактического обеспечения.

Коррекционная работа воспитателя должна быть направлен на:

  1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
  2. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели должны строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.

Работа воспитателя включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

  • создание развивающей образовательной среды;
  • воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
  • непрерывность профессионального роста воспитателя.
  • формирование взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
  • осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

В своей профессиональной деятельности воспитателю необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное - развитие личности воспитанника. Развитие речи - это важнейший компонент во ФГОСе ДОУ. Если помочь дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Задача педагога — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка, реализации индивидуального образовательного маршрута в детском саду создаётся психолого-медико-педагогический консилиум. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который включает следующие основные направления: смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания.

В процессе работы психолого-медико-педагогического консилиума идет активный поиск необходимых условий для эффективной и успешной адаптации ребенка в детском саду. Такого рода практика хорошо прослеживается в коррекционной группе, для детей с тяжелыми нарушениями речи. На заседаниях консилиума рассматриваются вопросы особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методах работы с ними и создание необходимых, благоприятных условий в группе. Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляется при помощи различных форм работы: беседы, консультации, составление индивидуальных маршрутов с учетом интересов семьи, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты». В работе с детьми возникает необходимость консультаций у психоневролога, невропатолога. Среди родителей детей дошкольников проводим просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка.

Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.

Среди воспитанников нашего образовательного учреждения высок процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно - коррекционной реабилитации детей.

Основным направлением коррекционной деятельности педагога является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).

В каждой группе и кабинетах специалистов (учителей - логопедов, педагогов - психологов) создана и оснащена оборудованием предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ, направленная на формирование интегративных качеств и освоение воспитанниками образовательных областей. Учитывая специфику нашего учреждения, в группах оборудованы коррекционные и логопедические уголки, со сменным дидактическим материалом и рекомендациями по их применению.

Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха. Для игр на развитие дыхания воспитатели используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В коррекционных уголках имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек. В логопедических уголках для выполнения артикуляционной гимнастики используется большое зеркало, в котором ребенок может видеть себя и взрослого, демонстрирующего правильную артикуляционную позу, а для подгрупповых занятий имеются индивидуальные зеркала небольших размеров.

В работе с детьми педагоги постоянно используют комплексы гимнастики для глаз, упражнений и игр, направленных на профилактику и коррекцию нарушений зрения. Группы оборудованы подвесными подвижными «мобилями», которые стимулируют зрительное восприятие, расширяют поле зрения, развивают глазодвигательные мышцы.

Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. Воспитателями подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением, релаксационные панно, пузырьковые колонны.

Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда и психолога. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непрерывной образовательной деятельности.

В структуру НОД на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.

Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. Для игр с водой в каждой группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек, фартуки, нарукавники.

Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму. В развивающую среду групп внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, панно для плетения и застегивания различными способами, книжки - раскраски, прописи для детей подготовительных к школе групп.

Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа, проводимого ребенком под контролем взрослого. Выполняются массажные упражнения с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, тактильных панно.

Таким образом, цель скоординированной работы коллектива нашего учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Лучшие статьи по теме