Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Порча и сглаз
  • Карточная игра по духовно нравственному воспитанию подростков. «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, - презентация. Примеры педагогических с

Карточная игра по духовно нравственному воспитанию подростков. «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, - презентация. Примеры педагогических с

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. При чтении отмечайте непонятные места, новые слова, даты, имена.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументы автора.
4. Перечитай ранее отмеченные места, их краткую последовательную запись.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Рецензия на ответ товарища

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он по намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужных повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Составление плана при работе с текстом

1. Прочитай текст про себя, продумай прочитанное.
2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Оценка исторического события

1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп.
3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т. д.).
4. Установите связь с другими подобными событиями.
5. Определите значение:

    А) для участников события;
    Б) для последующего исторического события.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля

1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге для чтения): когда и в какой стране жил и действовал; к какому классу (общественной группе) принадлежал; его цели, планы; какой класс был заинтересован в них; какими средствами он добивался цели.
2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах каких классов он действовал.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс, развитию культуры).
6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?

Требования к характеристике и оценке исторического деятеля

1. Раскрывать исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека.
2. Раскрывать черты характера человека в зависимости от его воспитания, выдвинувшей его общественной среды, идеалов его класса.
3. Определять какие качества личности человека помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
4. Раскрывать связи между целями и мотивами его деятельности.
5. Оценивать его значение и роль в истории: по результатам его деятельности; по ее значимости для определенного класса, страны, народа.
6. Оценивать личность выдающегося исторического деятеля и его решающие поступки; выражать свое отношение к нему.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

    А) противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
    Б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в решении противоречий;
    А) важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
    Б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:

    А) разрешение данным явлением назревших противоречий;
    Б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений

1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста ил гражданского неповиновения и т. д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:

    А) глава государства, его полномочия;
    Б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
    В) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
    Г) судебные органы;
    Д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
    Е) местные органы власти.

Характеристика войн

1. Причина войны, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):

    а) планы сторон в начале каждого этапа;
    б) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.

Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно прочитайте условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно докажите.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ?
6. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?
7. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи?

Памятка для анализа политической карикатуры

1. Какова главная идея данной карикатуры?
2. Что высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение; политическое событие или явление)?
3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Свой ответ аргументируйте.
6. Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
7. Подумайте, с какой целью была создана карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на существенные его ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т. п.). Аргументируйте свою точку зрения.

Памятка для анализа документа

Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т. д. 1. Когда, где, почему появился этот документ?
2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
3. Объясните основные - новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь документ в целом?
5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?/td>
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д. 1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему?
7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п. 1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
2. Каковы исторические условия его создания документа? Где и когда он появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он выражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?
7. Дайте историческую характеристику оценку документу.
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения 1. Какие исторические факты излагаются в документе?
2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.
4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических событий?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить?
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев 1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других участников по данному историческому факту?
5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира. Крылатые выражения и пр. 1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п. определите примерное время действия или написания произведения./Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение создано в эпоху…
3. Какие образы исторических героев, событий создает автор?
4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

Требования к написанию и оформлению контрольных работ

Письменная контрольная работа, предусмотренная учебным планом является одним из видов контроля за качеством изучения дисциплины. Контрольная работа дает возможность получить дополнительную информацию по интересующим их проблемам из тех источников, которые используются для ее подготовки. Выбор темы контрольной работы производится по согласованию с преподавателем, читающим курс. При написании контрольной работы должен быть освещен весь комплекс проблем.

Объем работы до 10 страниц машинописного текста (Times New Roman, кегель 14, 1,5 - интервал). В конце работы приводится список использованной литературы. Контрольная работа рецензируется преподавателем. По результатам рецензирования проводится собеседование и зачет.

Если работа не зачтена, то с учетом замечаний преподавателя она должна быть переработана. Повторную работу рецензирует тот преподаватель, который рецензировал ее в первый раз. Лица, не выполнившие контрольную работу или не получившие зачета по ней, к экзамену не допускаются.

Схема написания состоит из 5 элементов: плана, введения, основной части, заключения, списка литературы и источников:

Введение (объемом 1–2 стр.) - четко, коротко обосновывается выбор темы, актуальность проблемы, ставятся цели написания работы, дается обзор литературы и источников.

В основной части излагается содержание проблемы, эта часть обычно состоит из глав (разделов). Можно, если есть необходимость, разбить главы на параграфы. Работа в этой части должна представлять логичную систему доказательств, аргументов, раскрывающих основную тему, в соответствии с его главной целью, ее основными аспектами. (5–6 стр.)

Заключение. Здесь излагаются выводы, к которым пришел автор в результате изучения проблемы, раскрывается практическое значение проделанной работы. Заключение составляет по объему - 1–2 страницы.

Список литературы и источников. Оформляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (названий, если это сборник) с указанием места, издательства и года издания (место и год издания по правилам оформления научных работ указывать нужно обязательно, издательство). Сколько названий должно входить в список литературы? Ответить на этот вопрос очень сложно. Здесь следует руководствоваться одним критерием - тема должна быть раскрыта.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: страницы пронумерованы, сокращение слов не допускается, обязательны сноски. Работу не следует перегружать цитатами, цифрами, иллюстрациями, таблицами.

В оформление титульного листа входят: название учебного заведения, факультет, курс, группа, тема контрольной работы, фамилия, имя и отчество автора работы, фамилия, имя и отчество преподавателя, осуществляющего научное руководство.

В контрольной работе обязательно должны быть ссылки на используемую литературу и источники.

Список использованных источников и литературы должен состоять из следующих разделов:

  1. Источники (документы, нормативные акты и т. п.)
  2. Энциклопедические издания.
  3. Библиография (монографии, коллективные труды, сборники и т. п.)
  4. Учебники и учебные пособия.
  5. Статьи периодических изданий.
  6. Другая литература.

При необходимости к работе оформляется приложение (приводятся тексты документов, таблицы, карты, иллюстрации и т. п.) все входящие в состав приложения материалы оформляются по списку в конце реферата в соответствии с логикой текста.

Правила оформления библиографии

1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:
Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков,2007.
2. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:
Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. - М.,1990.
3. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:
Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петразаводск,1992.
4. Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:
Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М., 1996.
5. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т., например:
Камнский Я. А. Соч.: В 2 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 201–242.
6. Если цитата взята из статьи газеты, журнала или сборника, то указывать необходимо не только фамилию и инициалы автора, но и название издания, место и год издания, номер тома или выпуска, и страницы статьи (если это издание - многотомное или сборник). При цитате статьи из газеты или журнала нужно указывать название источника, год выпуска, номер и страницы (для журнала) или название, год и дату выпуска (для газеты).
Например:
Гагерн Ф. Дневник путешествия по России в 1839 году // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1991. - С. 642;
Водарский Я. Е. Петр I // Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С. 64.

Памятки для учащихся, помогающие писать эссе

Как писать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1. Изучите заданный на дом теоретический материал;
2. уясните особенности заявленной темы эссе;
3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2. Проанализируйте содержание написанного;
3. Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и мысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должен содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Памятка участнику дискуссии

1. Прежде, чем выступить, определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии.
2. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Не забывай, что отличным способом убедить противника является стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.
5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
6. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами, а не " по бумажке».
7. Если доказали ошибочность твоего времени, умей мужественно признать правоту своего оппонента.
8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Правила ведения дискуссии

1. Нельзя критиковать людей, только их идеи.
2. Цель дискуссии - не в определении победителя, а в консенсусе.
3. Все должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организовано, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Все позиции должны быть рассмотрены и привлечены к обсуждению.
7. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
8. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
9. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.
10. В заключении всегда должны подводиться итоги.

Задание 33 ориентировано на проверку умения анализировать конкретную историческую ситуацию, соотносить отдельные исторические факты и масштабные исторические процессы.

В условиях заданий этого типа значимое историческое событие показано через ситуацию, в которой отразилась жизнь простого человека, обычных граждан.

Экзаменуемый должен, проанализировав предложенную ситуацию, определить, о каком событии (процессе или явлении) идёт речь, и ответить на вопросы, два из которых нацелены на атрибуцию исторической ситуации (определение времени, когда происходили события, названия данного периода в истории, действующих лиц в данной ситуации, руководителей страны и т. д.). Третий вопрос предполагает установление причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами определённой исторической эпохи.

В рамках выполнения этих заданий полноценный анализ исторической ситуации не проводится, но для успешного их выполнения учащийся должен уметь её анализировать. Историческая ситуация - это сочетание условий и обстоятельств, создающих определённую историческую обстановку, положение. Для анализа исторической ситуации необходимо выделить и указать её элементы. Набор этих элементов может быть сведён к следующему списку:

Время действия ситуации (хронологические рамки, исторический период или год/месяц/день);

Место действия (страна, регион, город/село);

Событие или совокупность событий, определивших содержание конкретной ситуации;

Люди, причастные к этой ситуации как участники или очевидцы событий / творцы или жертвы сложившихся обстоятельств / защитники или противники создавшегося положения;

Материальные предметы, имевшие отношение к деятельности людей в данной ситуации как цель, средство или результат;

Источники, в которых засвидетельствована данная ситуация и её последствия, часто противоречащие друг другу и расходящиеся в изложении деталей и комментариев 2 .

1. В ночь с 30 на 31 августа забойщик одной из шахт Донбасса, благодаря усовершенствованию технологии добычи угля, установил рекорд, добыв за смену 102 т угля, что соответствовало 14 нормам выработки. Своим трудовым подвигом он положил начало движению ударников-новаторов социалистического производства, которое активно поддерживалось властью. Однако это движение часто вызывало негативную реакцию в рабочей среде.

1. Укажите десятилетие, когда произошли события, о которых идёт речь.

2. Назовите фамилию забойщика, о котором идёт речь.

3. Почему движение новаторов социалистического производства часто вызывало негативную реакцию в рабочей среде? Укажите одну любую причину.

Баллы

1) десятилетие - 1930-е гг.;

2) фамилия - Стаханов:

Стахановское движение приводило к повышению норм выработки для остальных рабочих:

Рабочие были недовольны тем, что уровень жизни стахановцев был значительно выше уровня жизни обычного рабочего.

Может быть указана другая причина

3
2
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

2 Стрелова О. Ю. Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки. - Хабаровск: Частная коллекция, 2006. - С. 37.

2. Жители Москвы были возмущены тем, что свадебные торжества, устроенные молодым царём, женившимся на дочери польского воеводы, проходили с нарушением русских обычаев. Через несколько дней в результате боярского заговора царь был объявлен самозванцем и убит. На престол был избран Василий Шуйский, стоявший во главе заговора, но его власть многие жители России считали незаконной.

1. Укажите год, когда произошли описанные события.

2. Назовите убитого царя.

3. Укажите одну любую причину, по которой многие жители России считали власть Василия Шуйского незаконной.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год - 1606;

2) царь - Дмитрий (Лжедмитрий I, Григорий Отрепьев);

3) могут быть названы причины, например:

Василий Шуйский был избран наспех собранным Земским собором, на котором присутствовали в основном москвичи;

Василий Шуйский не был представителем царской династии.

Может быть указана другая верная причина

Правильно указаны три элемента ответа 3
Правильно указаны два любых элемента ответа 2
Правильно указан один любой элемент ответа 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Анализ исторической ситуации предполагает перечисление по возможности всех элементов. После такого перечисления и осмысления названных элементов (желательно, чтобы их было названо и осмыслено как можно больше) может быть поставлено задание, предполагающее указание причинно-следственных связей. Например, конкретное задание на анализ исторической ситуации может быть таким:

«Проанализируйте историческую ситуацию по данному плану и ответьте на вопрос.

После смерти Петра II были попытки ограничить власть новой императрицы - Анны Иоанновны. Но Анна Иоанновна разорвала предложенные ей Кондиции и стала самодержавной правительницей.

а) Укажите время действия.

б) Укажите место действия.

в) Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией.

г) Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть.

д) Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации?

Почему попытка ограничения власти Анны Иоанновны не удалась?»

Проанализировав все названные элементы, несложно самостоятельно вывести причины неудачи ограничения власти Анны Иоанновны.

Сравнение исторических событий и явлений с развёрнутым ответом

Задание 34 ориентировано на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления. От экзаменуемого требуется продемонстрировать не только знание материала, но и способность критически мыслить, проводить аналогии, устанавливать отличия. Отметим, что задание сформулировано таким образом, что полноценного сравнения не требуется, необходимо указать только сходство или только различие. Рассуждения общего характера, не содержащие конкретных черт сходства или отличия, не являются верным ответом. Наиболее типичной ошибкой при выполнении заданий данного типа является сравнение по несопоставимым или несущественным характеристикам.

В задании 34 могут сравниваться исторические события, явления, процессы, различные этапы этих процессов, памятники духовной и материальной культуры, причины и последствия исторических событий и явлений. Объекты сравнения могут относиться к одной или разным историческим эпохам, истории одной страны или разных стран. Систематическое включение заданий на сравнение в процесс подготовки помогает школьникам научиться выделять более тонкие черты отличия и менее очевидные сходные черты сравниваемых событий, явлений и процессов.

Для успешного выполнения данного типа заданий необходимо формировать умение сопоставлять исторические явления, находить их однородные существенные признаки. Сравнение должно быть целенаправленным, т. е. происходить на основании конкретного признака. Одним из продуктивных способов развития данного умения является заполнение сравнительных таблиц, например:

Сделайте вывод:

В зависимости от стадии освоения умений заполнение таблицы может быть облегчено тем, что в первой колонке могут быть заранее предложены линии сравнения. По мере освоения умения можно предлагать школьникам самостоятельно формулировать основания сравнения.

1. Существует точка зрения, что, несмотря на определённые различия, внутренняя политика Александра I до Отечественной войны 1812 г. и после неё имела черты сходства. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Могут быть приведены следующие факты, положения:

1) в оба периода разрабатывались проекты реформ государственного управления в России (проект М. М. Сперанского, «Уставная грамота» Новосильцева - Вяземского);

2) в оба периода отдельным территориям империи было предоставлено самоуправление (Финляндия, Польша);

3) в оба периода шёл процесс создания военных поселений;

4) в оба периода предпринимались попытки решения крестьянского вопроса (указ о «вольных хлебопашцах», отмена крепостного права в Прибалтике).

Могут быть приведены другие факты, положения

Правильно приведены два факта (положения) 2
Правильно приведён один факт (положение) 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2

2. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в организации образования и просвещения в начале XIX в. появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Могут быть приведены положения:

1) был открыт Царскосельский лицей;

2) создан центральный управляющий орган - Министерство народного просвещения;

3) увеличено количество университетов;

4) созданы учебные округа;

5) введён принцип непрерывности образования;

6) появились педагогические вузы.

Могут быть приведены другие положения

«Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский МБДОУ ЦРР 23 «Родничок» Ст.воспитатель Нуждова Т.В. Воспитатели: Тюрина Л.М – 2015 учебный год


Актуальность Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.


Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно- ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственно-духовное развитие ребенка дошкольника.


Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.


Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, играть сообща. Воспитывать через сюжетно-ролевую игру заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, справедливость и скромность. Развивать волевые качества: - умение договариваться при распределении ролей, - выполнять установленные нормы поведения, - следовать в своих игровых действиях положительному примеру. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, у девочек – скромность, заботу о других). ЗАДАЧИ


Роль дидактических игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.


Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.


Роль строительных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников Строительные игры детей - увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.


Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Роль игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников


Роль сюжетно-ролевых игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника В сюжетно-ролевой игре закладываются основы будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей духовно-нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств будущих родителей приобретает все большее значение.


Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми). По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.




Уровень сформированности гуманных проявлений у детей не соответствует их возрастным возможностям, эмоциональный опыт их беден. Одни дети даже не умеют замечать состояние сверстника, другие, видя затруднительное положение товарища, не сочувствуют ему и не стараются помочь, утешить. Третьи, сопереживая, не умеют оказать действенную помощь. Разная эмоциональная чувствительность детей по отношению к другим людям требует от педагогов учета индивидуальных особенностей и более «прицельного» проектирования формирующих воздействий.


Например: «врач» пришел на дом к «больному» и почти с порога спрашивает: «Что у вас болит?». «Больная» назидательным тоном перебивает его: «А «здравствуйте» забыл сказать?». Наташа, желая включиться в игру «Больница», подходит к играющим с громким стоном: «Я больная, ой, ой!». На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Аня (врач) строго и довольно равнодушно говорит: «Не мешай, видишь, я делаю операцию». Но Наташа продолжает жалобно стонать: «Ой, ой, мне плохо!». И врач, наконец, сжалился: «Ну, ладно, подожди немного, полечим».


Вот в больницу на «скорой помощи» привезли больную Таню. К ней подходит врач Оксана со стандартным вопросом: «Что у тебя болит?». Таня: «Очень болит горло». «Сейчас я тебя послушаю». Внимательно слушает трубочкой. Обращается к «маме» (Ане): «У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла». Услышав об уколе, Таня громко стонет: «Ой, я боюсь уколов!» (имитирует плач). Аня и Оксана совершенно не реагируют на это. Лишь когда Таня стала настойчиво и громко стонать и плакать, Оксана прикрикнула на нее: «Тихо, я тебе сказала!» и «сделала укол». Таня: «Ой, больно, больно!» Врач (строго): «Зато ты скоро выздоровеешь». Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий. В ней отсутствуют эмоциональные проявления: нежность, жалость, ласка та основа, на которой у ребенка складывается гуманное отношение к людям.


Итак, сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми. Развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений.


Для формирования у дошкольников гуманных проявлений можно использовать следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.


Вова («врач»), приехав по вызову к «больной», строго спрашивает: «Что у вас случилось?». Денис («папа»): «Дочка заболела». Врач: «Сейчас посмотрим. Надо первым делом поставить градусник и горчичники». Сам молча выполняет все процедуры. В это время папа и брат Маши (Валерий) готовят обед. Врач обращается к ним: «У Маши температура 39 градусов. Вы слышите?». Валерий: «Ну и что? Я варю суп». А Денис настолько увлечен приготовлением обеда, что даже не отреагировал. Вова заявляет, что Машу необходимо забрать в больницу, Валерий молчит, а Денис отвечает: «Я пеку пирожки».


В кабинет «врача» входит Вова с мишкой. От имени мишки он обращается к Антону, исполняющему роль врача: «Полечи меня, доктор, у меня ангина». Антон наклоняется к нему, сочувственно спрашивает: «Тебе очень больно? Да, сразу видно, что заболел, голова опущена, глаза грустные. Покажи горло». Внимательно рассматривает горло больного: «Очень, очень красное». Треплет мишку за ухо, говорит ободряюще: «Ну, ничего, потерпи, вылечим тебя». Обращается к Вове: «У вас есть дома синька? Когда болит горло, его надо мазать синькой, мне мама так всегда делает». Склоняется над мишкой, говорит, улыбаясь: «Ты не бойся, это совсем не больно»..Протягивает Вове лист бумаги: «Вот вам рецепт, получите в аптеке синьку. Если мишке будет хуже, положим его в больницу. Сейчас по телефону узнаю, есть ли в больнице свободное место». Обращается к Лене, исполняющей роль медсестры: «Ты пока займись мишкой, я должен договориться с больницей» (серьезный вид, деловой тон). По телефону: «Это больница? Звонят из поликлиники. У меня здесь на приеме больной мишка, у него ангина. У вас есть свободное место? Через два дня? Хорошо, я позвоню позже. Придите через два дня, мы положим его в больницу. А пока не волнуйтесь, лечите его, как я вам сказал. До свидания».


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений: - направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»). - направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты») - направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.). Для того чтобы дети закрепили представления « хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников можно порекомендовать игру: «Добрые превращения». Познакомить детей с выдуманной игрушкой, которая наблюдает за поступками детей. Этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, персонаж становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший. «Волшебная вода» Н.М.Метенова.


В систему задаваемых действий можно включить эмоциональные проявления в их развернутой форме. Например, «мама» мягко успокаивала свою «дочку»-куклу: «Не плачь, маленькая, не плачь, хорошая», укладывая спать, обращалась с ней ласково, гладила, целовала, тихонько напевала колыбельную песенку. Можно разыграть определенные сюжетные линии: «Кукла Наташа заболела, ее надо полечить», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Какого врача любят все», «Как работают смотрители зоопарка», «Рассказ врачу о больном члене семьи».


Речевое общение, беседы этического содержания Цель - побуждать думать и говорить, дает ребятам возможность высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью беседы дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и так далее.


Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье. Просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков. Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».


Приведем отрывок из инсценировки «Как работают смотрители зоопарка», демонстрирующей заботливое отношение смотрителя зоопарка к своей подопечной обезьянке. Здравствуй, Чапа! Дай свою лапку. Вот, так. Как самочувствие? Ничего у тебя не болит? (Гладит.) Моя хорошая Чапочка. Сейчас я тебя покормлю. Вот тебе яблоки, семечки, орехи. Ешь, Чапочка, ешь, лакомка. (Гладит обезьянку, семечки дает с руки.) А теперь попей чистой водички. Вкусно? Наелась, Чапочка? Сейчас я тебя почищу, и ты станешь чистой, красивой обезьянкой. (Чистит щеткой.)


Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия. Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.


Наблюдение за действиями и отношениями взрослых (повар, няня, врач, дворник, воспитатель) При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдаётся экскурсиям, то есть непосредственному активному наблюдению. Детям не только показывают действия, которые люди выполняют, но и объясняют значимость их труда для окружающих. Обращать внимание на личные качества человека- труженика. Например, объяснять что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; при знакомстве с трудом врача, подчёркивать что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям.


Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками. Например: проведение дидактических игр «Отгадай, кто это делает врач или медсестра», «Что как лечить?»; Игре «Зоопарк» предшествовали проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.


Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например: чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница», чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.


Эстетический фон занятиям придают стихи, загадки, песни, включенные в работу с детьми. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки работ. Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; Составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; Драматизация литературных произведений;


Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье). Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно- практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.


Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых. Для объединения детей в совместную игру, выработки доброжелательного отношения друг к другу, умения договариваться, во что и как они будут играть, необходимо использовать различные приёмы. Например, Антон возит грузовую машину, а Женя начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предложите Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключите к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратить внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинают что-то строить, они уже объединяются.


Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий: - правильная организация и руководство игрой; - правильно сформулированная мотивация; - многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность; - учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.


1. «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников. Это помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи в игровой деятельности). 2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей). 3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления). 4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств). 6.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье). 7.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников). Литература

Елена Гаврилова


Дорогие коллеги разрешите представить игры на формирование духовно - нравственного воспитания.

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Занимаясь по программе "Истоки" я сделала вывод, что словесный материал, который даётся ребёнку, должен закрепляться, не только посещением экскурсий в "Музей Старины", расположенный в детском саду, посещением библиотек, а также в предметно - развивающей среде (в игре).

Я предлагаю игры, которые придумала сама на формирование духовно - нравственного воспитания.

[Игра № 1 Классификация

"Воздушный шар"

Цель:

формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры:

Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)







Игра № 2 Классификация

Лото "Доброе дело"

Цель:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.



Игра хороша ещё и тем, что дети сами принимали участие в её создании






Игра № 3

"Птица Счастья"

Цель:

Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Описание игры:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.




Игра № 4 Воспитание доброго отношения к окружающим,оказание помощи, поддержки.

"Добрая Тучка"

Цель:

Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём,оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.





Лучшие статьи по теме