Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Особенности старшеклассников и проблемы, которые их волнуют. – Но вряд ли родители могут на это повлиять

Задания для закрепления материала уроков по обществознанию для 10 класса к учебнику Кравченко А. И. Материал представлен в формате ЕГЭ.


«к пар 1»

Задания к пар. 1. Эволюционная цепочка человека

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человек»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных теориях происхождения человека, и одно предложение, раскрывающее сущность любого отличия человека от животного.

2.Назовите не менее трёх особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального (отличия человека от животного).

3.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Во 2 половине 19 века возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуществлённым Ч. Дарвиным в биологии. (Б) Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. (В) Дарвинисты сравнивали анатомию прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. (Г) Дарвинизм – теория происхождения человека от обезьяны, ставшая основой учения о происхождении человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий. (Д) Но, по мнению ряда учёных, теория Дарвина не может быть принята в качестве единственной версии происхождения человека.

    Фактический характер

    Характер оценочных суждений

4. Мама помогала сыну Ивану выполнять задание по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Они выписывали из учебника черты, отражающие особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к творческой деятельности

3) забота о потомстве

4) адаптация к изменениям природных условий

5) стремление к самореализации

6) способность к целеполаганию.

5. Прочитайте текст.

«(А) …… - биологическое существо со своими особенностями. Каждый человек старается проявить в обществе свою оригинальность, тем самым показать свою (Б) ………. . Чаще всего он показывает её через какой-либо самостоятельный поступок, что характеризует черты его как (В) ………Общество старается создать и иметь достойного члена, проводя (Г) ….,то есть воздействует на человека с определённой целью. Из поколения в поколение предшественники передают опыт, направленный на совершенствование человека, этот процесс вместе с воспитанием называется (Д) ………… .В процессе формирования личности формируется (Е) …….. и мировоззрение личности».

Список терминов:

1)Индивидуальность 2) социализация 3) индивид

4)воспитание 5) человек 6) общество 7) сознание

8)гуманизация 6) личность

Просмотр содержимого документа
«к пар 10»

Параграф 10. Искусство

1.В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

2.Существует представление, что творчество – это удел только учёного, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трёх примеров. Доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.

3.Составьте план по теме: «Искусство как особая форма духовной культуры»

Просмотр содержимого документа
«к пар 14-15»

Параграф 14-15. Религии и конфессии.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице

Виды религий

Национальные религии

Синтоизм, иудаизм, индуизм

…………….. религии

Христианство, ислам, буддизм

2.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой характерной черте, присущей религии, и одно предложение, раскрывающее разные классификации религий

3. Приведите любые две проблемы, рассматриваемые и разрешаемые в религии. Укажите известные вам ответы на эти вопросы.

4. Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

«Учёные создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ……..(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ……. (Б).

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всём мире. Мировых религий три: христианство, ………. (В), ………. (Г). Все религии можно также объединить в две большие группы…………… (Д), т. е. признающие существование единого Бога, и ………….. (Е), признающие множество богов».

Список терминов:

    Монотеизм 2) политеизм 3) древность 4) ислам

5) культ 6) буддизм 7) индуизм 8) суеверие 9) конфуцианство

5. Составьте сложный план по теме «Специфика и роль религии в жизни общества».

1) Религия как форма духовной культуры

2) Характерные признаки религии:

3. Функции религии

Просмотр содержимого документа
«к пар 16-17»

Параграф 16-17. Общество и его основные сферы.

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество в широком смысле слова»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках общества как системе, и одно предложение, раскрывающее значение общества в узком смысле

2.Назовите три характеристики общества как динамичной системы.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам традиционного общества:

1) натуральное хозяйство 2) технологичность 3) специализация производства 4) консерватизм 5) простое воспроизводство

6) опора на обычаи

4. Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная …….. (А), объединённая общим ………… (Б) её членов, например, дворянское общество, или общностью ……. (В). Социологи называют общество динамической ……….(Г), подчёркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе ……. (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-то сторону жизни при сохранении основ существующего …….(Е).

Список терминов: 1) система 2) структура 3) группа

4) революция 5) интерес 6) прогресс 7) социальный статус 8) строй 9) сфера

5. Выберите верные суждения об обществе:

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определённый этап исторического развития человечества.

6. Приведите три признака постиндустриального (информационного) общества, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.

7. Традиционные общества отличаются патриархальностью социальных отношений. Укажите любые три проявления патриархальных социальных отношений в традиционном обществе.

8. Подтвердите с помощью трёх примеров следующее суждение: «В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус».

9. Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?

1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.

2) В политической сфере господствует церковь и армия.

3) Экономической базой общества является промышленность

4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна.

5) Преобладает экстенсивная технология.

6) В общественных отношениях господствуют право и закон.

10. Составьте сложный план по теме: «Традиционное (информационное, индустриальное) общество и его особенности».

Просмотр содержимого документа
«к пар 18»

Параграф 18. Общественные (социальные) институты.

    Установите соответствие:

Компоненты общества как системы

1) социальный институт

Б) экономика

2) сфера жизни общества

В) государство

Г) культура

2.Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования.

3. Выберите верные суждения о социальных институтах:

1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2) Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие – появляться.

3) Социальные институты представляют собой определённые этапы исторического развития человечества.

4) Социальные институты - это определённые стереотипы человеческого поведения.

5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой функции социального института, и одно предложение, раскрывающее основные социальные институты

7. Составьте сложный план «Основные институты общества».

Просмотр содержимого документа
«к пар 19»

Параграф 19. Социальный контроль.

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах социального контроля, и одно предложение, раскрывающее значение социального контроля.

2.Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите любые две функции социального контроля, проиллюстрировав каждую из них примером.

3. В одном из сводов законов Киевской Руси – Русской Правде – предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

4.В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один из них.

5.Прочитайте текст.

(А) Социальные предписания, закрепившиеся в общественном сознании, имеют поистине огромное значение для развития социума. (Б) Запреты или разрешения, принятые в обществе, выступают в виде социальных норм. (В) Свои нормы существуют и в студенческой жизни. (Г)Российский союз ректоров предложил принять кодекс правил для студентов высших учебных заведений. (Д) Уже прошла пресс-конференция, собравшая много участников.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

6. Прочитайте текст.

«Социальный порядок требует соблюдения общих ………..(А), по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка ……… (Б) людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального ………(В). Члены общества непрерывно проходят процесс ………(Г), посредством которого они усваивают те или иные системы мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества. Социальные институты также формируют индивидуальный ………(Д).

Список терминов:

1)санкция 2)контроль 3)опыт 4)взаимодействие

5) процесс 6)социализация 7)мобильность 8)норма

9)культура

7. Составьте сложный план по теме: «Социальные нормы и социальные санкции».

Просмотр содержимого документа
«к пар 20»

Просмотр содержимого документа
«к пар 21-22»

Параграф 21-22. Глобализация.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одном позитивном последствии глобализации, и одно предложение, раскрывающее любое негативное последствие глобализации.

    Назовите и проиллюстрируйте примерами три отрицательных последствия глобализации.

    С помощью трёх примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

    Современный мир называют сетевым. Многие учёные отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование.

    Рост населения и развивающихся стран со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для её решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития с/х производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

    Составьте план по теме: «Процесс глобализации и его противоречия».

    Прочитайте текст

(А) Экономическая глобализация – одна из основных тенденций развития современного общества. (Б) Институт экономики и мира (Великобритания) составил глобальный «Индекс миролюбия», в который попали 185 стран. (В) Государства стали вести более миролюбивую внешнюю политику, чаще выбирают экономические, а не военные средства. (Г) Показатели миролюбия по отношению к другим странам улучшились. (Д) Учёные подсчитали, что если бы все страны проводили исключительно мирную политику, то мировая экономика выиграла бы до 9 трлн. долларов в год.

Определите, какие положения текста имеют

    Фактический характер

    Характер оценочных суждений

    Характер теоретических утверждений

Просмотр содержимого документа
«к пар 23»

Параграф 23. Социальные группы.

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.

    социальная группа 2) первичная группа 3) неформальная группа

4) этническая общность 5) общественный класс

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях классификаций социальных групп, и одно предложение, раскрывающее значение социальной группы для человека.

    Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

    Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

    Верны ли суждения?

А) Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки.

Б) Социальные группы можно разделить на большие, малые, квазигруппы.

6. В стране Б. в школах была введена обязательная школьная форма. Социологическая служба проводила опрос учащихся 5-х и 9-х классов об их отношении к школьной форме. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Ответы учащихся

Уч-ся 5 класса

Уч-ся 9 класса

«Мне нравится носить школьную форму»

«Я ношу школьную форму потому, что этого требуют учителя и родители

«Не люблю школьную форму, часто прихожу в школу в джинсах»

«Школьная форма сегодня не нужна, это пережиток прошлого»

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и укажите цифры, под которыми они указаны.

1)Учащиеся 5 класса от ношения школьной формы получают большее удовольствие, чем 9-классники.

2) Выводы о том, что школьная форма сегодня не нужна, делают преимущественно дети из высокообеспеченных семей.

3) Процент тех, кто чаще всего нарушает требования о соблюдении школьной формы выше среди 5-классников, чем среди 9-классников.

4) Интерес и положительное отношение к школьной форме прививают СМИ.

5) Больше половины учащихся старших классов отметили, что им нравится носить школьную форму.

7.Составьте план на тему: «Социальные общности и группы».

Просмотр содержимого документа
«к пар 24-25»

Параграф 24-25. Этнос и этнические отношения.

1.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

1) народность 2) племя 3) нация 4) род 5) каста 6) государство

2.Прочитайте текст.

(А) Исторически этносы возникли на определённой территории. (Б) Постепенно у них формировался язык. (В) Признак общего языка, по мнению ряда учёных, не может считаться универсальным, поскольку иногда (например, американский этнос) складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей. (Г) Показателем сформировавшейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. (Д) Нация – исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

3.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «этническая общность»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой предпосылке складывания этноса, и одно предложение, раскрывающее признаки племени.

4.Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

5. В пригороде Парижа в доме адвоката каждый месяц собираются потомки русских эмигрантов, живущих во Франции, Германии, Швейцарии. Они хорошо знают русский язык, поют русские песни, читают стихи русских поэтов. Они считают себя русскими и гордятся этим. К какой социальной общности можно отнести это объединение? Используя условия задачи, назовите три признака этой общности.

6. Прочитайте текст.

(А) В современном мире насчитывают несколько сотен наций. (Б) В 1993 году образован Европейский союз. (В) Национальная политика – это деятельность по согласованию интересов всех проживающих в стране народов, обеспечению правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. (Г) Учёт этнонациональных особенностей в жизни общества целесообразно осуществлять в границах соблюдения прав человека.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межнациональные отношения»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных тенденциях развития межнациональных отношений, и одно предложение, раскрывающее этническое смешивание как способ мирного сотрудничества.

8. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждый из них примером.

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межнациональный конфликт»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одной из причин межнациональных конфликтов, и одно предложение, раскрывающее пути разрешения межнациональных проблем.

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национализм»? Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом виде национализма, и одно предложение, раскрывающее суть геноцида как проявления национализма.

11. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооружённое противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите две иные причины межнациональных конфликтов.

12. Составьте сложный план

Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности.

Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно осознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.

Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, все думают о выборе профессии и т. д. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на содержании родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны, постоянно требуют от него послушания.

Это наблюдается и вне школы, где зачастую не только шестнадцатилетних, но и двадцатилетних не считают взрослыми. Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрослым, в других -- нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.

В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность.

В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

Ведущая деятельность в ранней юности -- профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни .

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферax жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития -- физического, интеллектуального.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы. Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении .

Н. Н. Загрядская называет следующие экзистенциальные проблемы старшеклассников: Проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смысла жизни, возможностей самосовершенствования, путей самореализации.

Она также отмечает, что готовность к самостоятельному решению экзистенциальных проблем (осуществлению жизненных выборов, осознанию возможностей самореализации, принятию ответственности, позитивному отношению к внутреннему и внешнему мирам и др.) влияет на возможность сохранения психического здоровья и целостности человека.

При этом одним из важных образований в смысловой сфере личности для актуализации внутренних резервов в трудных жизненных ситуациях в процессе самоопределения должно стать формирование позиции субъекта собственной жизни, когда человек выступает как организатор жизни и может оказывать влияние на ее ход.

Отмечается, что способ разрешения противоречий жизни характеризует психологическую и социальную зрелость человека .

Н. Н. Толстых различает проблемы учащихся десятых и одиннадцатых классов. Для учащихся десятого класса свойственны: проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу (как обеспечить себе высокий статус в новом классе?); установка на продление моратория детства (как интересно/ беззаботно провести свободное время, не сильно загружая себя учебой).

Для учащихся одиннадцатого класса свойственны следующие проблемы: выбор будущей профессии и построения дальнейших образовательных планов (куда пойти учиться?, кем стать?); проблема сдачи выпускных экзаменов (ЕГЭ); подготовка и сдача вступительных экзаменов (как готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетитором?, как сдавать?).

Л. Коул и Дж. Холл обозначили следующие проблемы, которые должно решить юношество:

  • 1) общая эмоциональная зрелость;
  • 2) пробуждение гетеросексуального интереса;
  • 3) общая социальная зрелость;
  • 4) эмансипация от родительского дома;
  • 5) интеллектуальная зрелость;
  • 6) выбор профессии;
  • 7) навыки обращения со свободным временем;
  • 8) построение психологии жизни, основанном на поведении, базирующемся на совести и сознании долга;
  • 9) идентификация «Я» (перцепция«Я»).

Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности .

Одну из наиболее систематизированных классификаций проблем юношеского возраста предлагает Л. А. Регуш, указывая на следующие, присущие данному возрасту, проблемы психического развития:

  • · Профессиональное самоопределение;
  • · управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций);
  • · идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.);
  • · освоение новых социальных ролей;
  • · взаимоотношения в семье (кризис авторитетов);
  • · одиночество;
  • · переоценка ценностей;
  • · экспериментирование и риск .
1

В статье представлен обзор исследований, в которых рассмотрены жизненно важные проблемы старшеклассников. Отражены результаты проведенного авторами экспериментального исследования по выявлению жизненно важных проблем старшеклассников. Поставлена задача психологической поддержки старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Даны авторские определения следующих понятий: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений, жизненно важные решения. Умение принятия решений рассматривается как сложное умение, представ-ляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат. Представлена структура умения принятия жизненно важных решений, включающая следующие частные умения: осознавать (выявлять) проблемную ситуацию, категоризовать проблемную ситуацию, формулировать запрос, выдвигать альтернативы, анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую. Предложены показатели эффективности принимаемых решений. Заявлена возможность формирования названных умений у старшеклассников в ходе элективного учебного курса.

жизненно важные проблемы

жизненно важные решения

принятие решений

умение принятия решений

проблемная ситуация

1. Адлер А. Наука жить // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php (дата обращения 30.03.2012).

2. Глобальные проблемы: Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.- 840 с.

3. Глобальные проблемы: Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

4. Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Ростов н/Д, 1999. - 22 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookw.narod.ru/part4.htm (дата обращения 30.03.2012).

6. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. - СПб.: Питер, 2000. - 547 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt02.htm (дата обращения 30.03.2012).

8. Мещерякова И. А. Изучение жизненных проблем старшеклассников - методика и результаты исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpo.ru/staff/index/1/55.html (дата обращения 30.03.2012).

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

10. Понарядова Т. В. Жизненные проблемы и способы их решения юношами - представителями разных этносов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2001. - 160 c.

11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

12. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

Совершенствование системы образования все больше связывается с целенаправленным развитием у обучающихся жизненно важных умений, компетенций, качеств и свойств личности, позволяющих активно включаться в постоянно изменяющуюся реальность, быть готовым к самостоятельному решению возникающих проблем и развитию себя в направлении, которое обеспечит наибольший успех и самореализацию. В качестве одного из таких умений выступает - умение самостоятельно решать жизненно важные проблемы, формирование которого может быть обеспечено в рамках деятельности психологической службы образовательного учреждения, в том числе - в процессе преподавания психологических дисциплин. В связи с этим рассмотрим, что такое жизненно важные проблемы, какими особенностями они характеризуются и каковы возможные пути их разрешения.

Словосочетание «жизненно важные проблемы » достаточно широко встречается в самых различных исследованиях и в самых различных контекстах. Прежде всего оно представлено в контексте понятия «глобальные проблемы», которое определяется как «совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов» ; «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху» .

В психологии одним из первых стал говорить о жизненно важных проблемах человека - А. Адлер. В своей книге «Наука жить» он назвал три жизненно важные проблемы , с которыми сталкивается молодой человек в юношеском возрасте: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака . Адлер отмечает, что решение одной из этих проблем помогает приблизиться к решению других. Они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости живых существ сохранить жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть. Решая эти проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение сути жизни .

А. Маслоу в книге «Мотивация и личность», характеризуя состояние науки, писал: «Неизбежное стремление науки к изяществу, завершенности и техничности аргументации зачастую приводит к тому, что жизненно важные проблемы, проблемы огромной значимости остаются вне ее поля зрения, а креативность - невостребованной» .

О том, что «жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни», - пишет Э. Зеер, относя к ним «способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы» .

В нашей работе внимание уделено жизненно важным проблемам старшеклассников, которые с одной стороны обусловлены значительными изменениями их самосознания и новым пониманием себя и других людей, а с другой - предстоящим переходом к самостоятельной жизни, характер которой будет во многом зависеть от качества принятых ими решений.

В различных исследованиях представлены классификации проблем, переживаемых старшеклассниками. В частности, В. С. Мухина отмечает, что если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Подросток постепенно начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Жизненные проблемы юношей различных этносов исследует Т. В. Понарядова , согласно которой жизненные проблемы связаны с различными сторонами психической организации человека. На эмоциональном уровне это проблемы, возникающие при наличии негативного отношения к значимым явлениям. На волевом уровне это проблемы, связанные с определением путей, способов, средств, а также с мотивами достижения целей. На когнитивном уровне - проблемы, связанные с познанием и осмысливанием явлений. На психосоциальном уровне - проблемы как результат рассогласования между требованиями, предъявляемыми обществом и потребностями личности, когда требования в силу разных причин не принимаются личностью.

Н. Н. Загрядская называет следующие экзистенциальные проблемы старшеклассников: проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смысла жизни, возможностей самосовершенствования, путей самореализации. Она также отмечает, что готовность к самостоятельному решению экзистенциальных проблем (осуществлению жизненных выборов, осознанию возможностей самореализации, принятию ответственности, позитивному отношению к внутреннему и внешнему мирам и др.) влияет на возможность сохранения психического здоровья и целостности человека. При этом одним из важных образований в смысловой сфере личности для актуализации внутренних резервов в трудных жизненных ситуациях в процессе самоопределения должно стать формирование позиции субъекта собственной жизни, когда человек выступает как организатор жизни и может оказывать влияние на ее ход. Отмечается, что способ разрешения противоречий жизни характеризует психологическую и социальную зрелость человека.

Н. Н. Толстых различает проблемы учащихся 10 и 11 классов. Для учащихся 10 класса свойственны: проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу (как обеспечить себе высокий статус в новом классе?); установка на продление моратория детства (как интересно / беззаботно провести свободное время, не сильно загружая себя учебой). Для учащихся 11 класса свойственны следующие проблемы: выбор будущей профессии и построения дальнейших образовательных планов (куда пойти учиться?, кем стать?); проблема сдачи выпускных экзаменов (ЕГЭ); подготовка и сдача вступительных экзаменов (как готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетитором?, как сдавать?) .

Л. Коул и Дж. Холл обозначили следующие проблемы, которые должно решить юношество: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанном на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»). Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности .

В ходе проведенного И. А. Мещеряковой сравнительного исследования установлено, что наибольшее значение для восьмиклассников имеют проблемы, связанные с будущим (профессия, семья и т.д.), а для одиннадцатого класса - переживания, связанные с отношением с родителями, по поводу своих способностей и своего духовного Я. На втором месте у восьмиклассников - проблемы построения своей Я-концепции или эго-идентичности, а у одиннадцатиклассников - отношения с учителями. И только третье место в обеих группах принадлежит учебным проблемам.

Одну из наиболее систематизированных классификаций проблем юношеского возраста предлагает Л. А. Регуш , указывая на следующие, присущие данному возрасту, проблемы психического развития: профессиональное самоопределение; управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций); идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.); освоение новых социальных ролей; взаимоотношения в семье (кризис авторитетов); одиночество; переоценка ценностей; экспериментирование и риск.

Нами также было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого старшеклассникам задавались следующие вопросы:

  1. Какие жизненные проблемы вам приходится решать в настоящее время?
  2. Удовлетворены ли вы принятыми решениями и их результатами?

Всего в исследовании приняли участие 103 человека - учащиеся 10-11-х классов школы № 30 г. Стерлитамак. Из них 43 юноши и 63 девушки. Полученные в свободной форме ответы были подвергнуты контент-анализу. В результате все ответы были объединены в несколько групп, по каждой из которых был вычислен соответствующий процент по отношению к общему числу опрошенных. Поскольку в анкетах, как правило, было несколько ответов, то общее число процентов превышает 100 %. Результаты анализа ответов на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос: «Какие жизненные проблемы вы решаете в настоящее время?»

Проблемы старшеклассников

Куда пойти учиться после окончания школы?

Как успешно сдать ЕГЭ?

Какую профессию выбрать?

Как хорошо закончить школу?

Как улучшить взаимоотношения с родителями?

Как улучшить взаимоотношения с друзьями?

Как наладить взаимоотношения с противоположным полом?

Как заработать много денег?

Как не попасть под влияние плохой компании?

Чем заниматься в свободное время?

Как удачно выйти замуж?

Как родить здоровых, красивых детей?

Будут ли дети?

Как удержать мужа от измен?

Когда рожать детей?

Сколько детей нужно иметь в семье?

Как сделать свою семью счастливой?

Будет ли любовь?

Как найти свою любовь?

Как преодолеть лень?

Как достичь цели своей жизни?

Здоровье самих старшеклассников и их родителей

Как познакомиться с девушкой?

Как поднять настроение?

Как уехать за границу на всю жизнь?

Как добиться успеха в выбранной деятельности?

Как следует из представленной в таблице 2 результатов, наиболее часто в ответах старшеклассников названа проблема: куда пойти учиться после окончания школы (65,5 % юноши и 74,6 % девушки). Значительная часть ответов касалась проблем успешной сдачи ЕГЭ (34,9 % юношей и 48,27 % девушек), выбора профессии (34,9 % юношей и 46,2 % девушек), успешного окончания школы (31,5 % юношей и 34,4% девушек). В качестве значимых проблем выделяются взаимоотношения с родителями (3,44 % юношей и 17,9 % девушек), друзьями (3,44 % юношей и 11,97 % девушек), лицами противоположного пола (6,89 % юношей и 14,92 % девушек). Отметим, что девушек эти проблемы волнуют в большей степени, чем юношей. Примечательно, что в ответах старшеклассников выделены также следующие проблемы: как заработать много денег (13,79 % юношей и 2,98 % девушек), как не попасть под влияние плохой компании (3,44 % юношей и 6,88 % девушек), чем заняться в свободное время (13,79 % и 2,98 % девушек). В ряде ответов отмечены проблемы, которые волнуют только девушек (как удачно выйти замуж, будут ли дети, как удержать мужа от измен, как родить здоровых, красивых детей, сколько детей нужно иметь в семье, как сделать свою семью счастливой, будет ли любовь, как найти свою любовь) или только юношей (как преодолеть лень, как достичь цели своей жизни, как завести познакомиться с девушкой, как поднять настроение, как уехать за границу на всю жизнь, как добиться успеха в выбранной деятельности, здоровье самих юношей и их родителей).

Результаты ответа на второй вопрос: «Удовлетворены ли своими ранее принятыми решениями и их результатами?», - представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты ответа на вопрос: «Удовлетворены ли вы своими ранее принятыми решениями и их результатами?»

Как следует из представленных в табл. 2 результатов, лишь 33,3 % юношей и 44 % девушек удовлетворены принятыми ими решениями, значительная же часть юношей (66,7 %) и девушек (56 %) в разной степени не удовлетворены принятыми ими решениями, а значит, нуждаются в помощи по решению возникающих в их жизни проблем.

Как видим, жизненно важные проблемы старшеклассников характеризуются значительным разнообразием. При этом в разрешении своих проблем старшеклассники не всегда удовлетворены своими решениями, также известно, что многие из них не имеют возможности и желания обратиться за помощью к окружающим, стремятся к самостоятельному принятию жизненно важных решений. В то же время старшеклассники не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы принять проверенное на практике решение, владеют ограниченным набором приемов и способов принятия решений и как следствие - не могут обосновать свой выбор, и либо попадают в зависимость от мнения окружающих (чаще всего сверстников), либо принимают недостаточно обдуманные импульсивные решения.

В этой связи актуальной становится психологическая поддержка старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Осуществление данной поддержки предполагает понимание сущности феноменов: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений и др. Представим их в нашем понимании.

Жизненно важные проблемы - осознаваемое субъектом переживание необходимости разрешения трудностей и противоречий, возникающих в реальной жизненной ситуации, имеющих для него значимые последствия, существенно влияющие на его дальнейшую жизнь.

Принятие жизненно важных решений - интеллектуально-волевой процесс выбора одного или нескольких вариантов действий, направленных на разрешение жизненно важной проблемы.

Жизненно важные решения - результат выбора конкретного варианта действий в ситуации переживания жизненно важной проблемы.

Умение принятия решений (в том числе и жизненно важных) - это сложное умение, представляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат.

В структуру умения принятия решений входят следующие частные умения:

  • умение осознавать (выявлять) проблемную ситуацию - это понимание субъектом возникшего противоречия и необходимости его разрешения;
  • умение категоризовать проблемную ситуацию - способность субъекта относить проблемную ситуацию (проблему) к некоторому классу подобных и уже известных;
  • умение формулировать запрос - способность субъекта ставить на основе анализа проблемной ситуации вопрос, требующий разрешения;
  • умение выдвигать альтернативы - способность генерировать различные варианты действий, способов поведения в сложившейся ситуации;
  • умение анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую - способность сопоставлять на основе определенных критериев имеющиеся альтернативы, прогнозировать последствия выбора каждой из них и выбирать наиболее оптимальную, обеспечивающую успешное разрешение проблемы.

Показателями эффективности принятых решений могут выступать следующие: соответствие принятого решения моральным ценностям, правилам и законам, принятым в обществе; оправданность (восполнимость) затрат / потерь (интеллектуальных, моральных, физических, материальных, временных) на реализацию принятого решения; экологичность - соответствие последствий принятого решения ожидаемым результатам.

Каждое из вышеперечисленных умений может быть сформировано в ходе специальных упражнений и заданий, реализация которых осуществлялась нами в ходе элективного курса для старшеклассников.

Рецензенты:

  • Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.
  • Вербицкий Андрей Александрович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Уварова С.Я., Дубовицкая Т.Д. ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6117 (дата обращения: 28.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Типовые тестовые задания по обществознанию содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2017 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2017 г. по обществознанию, степени трудности заданий. Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, непосредственно разработавшие как демонстрационную версию, так и сами тесты ЕГЭ 2017 года. В сборнике даны ответы на все варианты тестов, подробные критерии оценивания заданий части 2 и приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений. Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по обществознанию, а также учащимся-старшеклассникам - для самоподготовки и самоконтроля. Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

Примеры.
Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совершенствование техники
2) культурная унификация
3) рост влияния транснациональных корпораций
4) повышение уровня образованности населения
5) расширение рынка рекламы
6) рост продолжительности жизни людей

Выберите верные суждения об основах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рыночная экономика базируется на государственной собственности на средства производства.
2) Равновесная рыночная цена - это цена согласия продавца и покупателя.
3) В условиях рыночной экономики конкурируют производители.
4) Обострение конкуренции в условиях рынка ведет к росту цен на товары и услуги.
5) Закон спроса проявляет себя в том, что с ростом цены на товар растет его предложение.

Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК:
A) расходы на сырье и материалы
Б) плата за аренду помещения
B) расходы на коммунальные услуги
Г) расходы на зарплату сотрудников
Д) страховые выплаты
ПРИМЕРЫ ИЗДЕРЖЕК:
1) постоянные
2) переменные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы
Вариант 1
Часть 1
Часть 2
Вариант 2
Часть 1
Часть 2
Вариант 3
Часть 1
Часть 2
Вариант 4
Часть 1
Часть 2
Вариант 5
Часть 1
Часть 2
Вариант 6
Часть 1
Часть 2
Вариант 7
Часть 1
Часть 2
Вариант 8
Часть 1
Часть 2
Вариант 9
Часть 1
Часть 2
Вариант 10
Часть 1
Часть 2
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Обществознание, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Обществознание, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Банк заданий, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Тематический тренажёр, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2018, Обществознание, 30 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С.

Лучшие статьи по теме