Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Амулеты
  • Экологические загадки для средней группы. Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий. Загадки по экологии для взрослых

Экологические загадки для средней группы. Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий. Загадки по экологии для взрослых

Конспект «В лесу родилась елочка».

Цель: - научить детей изображать елочку в технике пластилинография;

Задачи:

Учить раскатывать комочек пластилина между ладонями прямыми движениями в цилиндр (колбаску);

Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновую колбаску, прикрепляя ее к основе, располагать на равном расстоянии друг от друга;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе.

Воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус.

Материал:

- ½ листа картона голубого, синего цвета с контуром елочки;

Пластилин зеленого и коричневого цвета;

Доска для лепки;

Влажные салфетки;

Макет елочки.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением елочки;

Чтение стихов о елочке;

Отгадывание загадок.

Ход занятия:

Ребятки, хотите поиграть?

Подвижная игра «Снег-снежок» .

Снег-снежок, снег-снежок,
Белый и пушистый, - плавные взмахи руками вверх-вниз
Снег пошел, снег пошел,
Свежий и искристый. – махи руками сверху вниз
Снегири, снегири.
Снегу очень рады. – руки на поясе, покачивание головой
Снегири, снегири
Сели на ограду. – присели
Мы в снежки, мы в снежки
Поиграть решили. – имитация бросков снежками
Снежных баб, снежных баб
Мы соорудили. – круговые движения рук
Снег-снежок, снег-снежок,
Белый и пушистый, - взмахи рук вверх-вниз
Снег-снежок, снег-снежок,
Легкий, белый, чистый. – опускаем руки вниз.

А теперь отгадайте загадку:

На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки…

Правильно. А это что за дерево такое?

Посмотрите не ее веточки, колючие, пушистые, но елочка у нас не простая, а пластилиновая. Она к нам пришла из волшебного пластилинового леса. Вот у елочки ствол, он прямой, коричневого цвета, а это что такое?

Веточки, они зеленые.

Хотите нарисовать елочку, только не карандашами, а пластилином?

А что нам нужно сделать, чтобы приступить к рисованию?

Размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раскатаем коричневую колбаску между ладошками. Вот так. Теперь положим ее на полосочку, которая нарисована на картоне и прижмем большим пальчиком. Получился ствол. Теперь сделаем веточки. Отщипнем от зеленого пластилина кусочек и раскатаем между ладошками в колбаску. Опять положим ее на полосочку и прижмем большим пальчиком, повторим действия.

А сейчас мы с вами отправимся гулять в лес, но на улице холодно. Что нам нужно сделать?

Одеться тепло.

Очень холодно зимой - дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам.

Но мы с тобой гулять пойдем – «пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам.

Я надену шубку – проводят ладонями от плеч по груди вниз.

Я надену шапку – двумя руками поглаживает голову.

Я надену шарфик и еще платок – поглаживает шею одной ладонью, затем другой ладонью.

А потом красивые, теплые, пушистые,

Крошки- рукавички на ручки натяну- поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы.

И хотя я маленькая, у меня есть валенки – выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую.

Мы отправимся в сказочный лес на санках. Становитесь за мной, возьмите друг друга за ручки и поехали.

Скрип, скрип, скрип

Скрипит снежок

Погуляй со мной дружок

По морозу, по снежку

И по бывшему лужку.

Очень весело зимой.

По тропе идем с тобой.

Мы с тропиночки сойдем,

В детский сад свой попадем. Вот мы и дома! Давайте полюбуемся нашими елочками, какие они красивые, пушистые. Молодцы, ребята.

Вера Золотарёва

Цель : Познакомить детей с видом работы пластилином - пластелинография . Закрепить умение аккуратно работать с пластилином .

Задачи :

Развивать у детей фантазию, творческое воображение;

Закреплять знание цвета, умение правильно подобрать цвет,

Закреплять навыки составления целого из частей;

Подводить к эмоциональной оценке готовых работ.

Материал : картон, кусочки пластилина 7 цветов , стаканчики с водой, салфетки, доски для лепки, стеки, часть листа картона на каждого ребёнка.

Образец работы.

Предварительная работа : рассматривание фотографий и развивающих картинок о цветах, беседа о признаках весны.

Ход занятия.

Дети становятся в круг. Проводится диалог о весне.

Вступительное слово.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть, по-моему, вели…

В. Катаева

2. Беседа.

У каждого из нас есть желание, да еще и не одно.

А у вас есть желания? (ответы детей)

Стук в дверь. Появляется кукла Оля.

Здравствуйте ребята. Я услышала от сороки, что в вашей группе сегодня будут исполняться желания. Ребята, мне тоже очень хочется, что бы мои желания исполнились.

Воспитатель - Ах, как нам хочется, чтобы все они исполнились. Если бы у каждого из нас был цветик-семицветик, исполнились бы наши семь желаний.

А что если нам попробовать сделать такой цветочек своими руками из пластилина ?

3. Показ, объяснение и выполнение работы.

А для того, чтобы у нас всё получилось, мы с вами сделаем разминку.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

(сгибание пальцев, повороты

кисти вверх – вниз).

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).

Дети выбирают цвета пластилина , по очереди выполняют каждый лепесток. Серединку и лепестки цветка аккуратно размазывают на картоне. Ровно располагают лепестки на основе вокруг серединки цветка, чередуя их по цвету.

Звучит тихая музыка. Дети выполняют работу.

В процессе занятия оказывается помощь .

4. Итог занятия .

В конце занятия остается только прикоснуться к лепестку и загадать желание.

Игра с цветком. (Ребенок загадывает свое желание, притрагиваясь к лепестку.)

Кукла прощается с детьми, хвалит их и благодарит их за хорошую работу.

Публикации по теме:

Программное содержание: - продолжать формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе; - учить детей отражать.

Конспект открытого занятия по изодеятельности в технике пластилинографии в средней группе «Подарок для Хрюши» Тема: «Подарок для Хрюши». Техника: пластилинография. Цель: Создание выразительного образа домашнего животного средствами пластилинографии.

Конспект открытого занятия по пластилинографии в старшей группе с использованием ИКТ «Бабочки»

Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Бабочки» по пластилинографии.

Занятие по пластилинографии в младшей группе. Цель: способствовать эстетическому развитию детей 3 – 4 лет Задачи: 1. Знакомить детей с.

Занятие с детьми средней группы 4-5 лет. Милой мамочки портрет. Цель: способствовать эстетическому развитию детей 4 -5 лет Задачи: 1. Продолжать.

Одной из любимых техник декоративно-прикладного искусства у дошкольников является пластилинография. Большинство малышей вообще очень любят рисовать, а рисование пластилином привлекает их вдвойне. Ведь, это очень просто, и, кроме того, подобные изображения легко корректировать. Педагоги детских садов также ценят пластилинографию: такие занятия не требуют специальной предварительной подготовки и оказывает благотворное воздействие на нервную систему детей.

Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей - бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения дошкольников

  • В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
  • Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
  • Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию - это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
  • Пластилинография - достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
  • Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику - происходит подготовка детской руки к письму.
  • Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
  • При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
  • При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.

Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание , которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант - пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.

Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста - для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем - так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

Прямая пластилинография

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками - получится подобие рамки.

Обратная пластилинография (на стекле)

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

Модульная пластилинография

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь - красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

Мозаичная пластилинография

При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

Контурная пластилинография

Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций - изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков - получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

Многослойная пластилинография

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Фактурная пластилинография (барельеф)

Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок

Младшая группа

Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте - начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы - скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант - ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.

Вторая младшая группа вторая младшая группа пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)

Средняя группа

К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более

Средняя группа

Средняя группа

,

В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы - коллективные композиции.

подготовительная группа

подготовительная группа

Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» - золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)

Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).

Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).

В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.

Хохломские узоры Мозаичная техника Модульная техника с эффектом объема Пластилинография с использованием дополнительных материалов (фольга) Совместная работа Барельеф Подарок маме (модульная техника) Барельеф Барельеф Барельеф Пейзажная композиция Натюрморт Портрет Пластилинография с использованием природных материалов Модульная техника Модульная техника Мозаичная техника Подарок папе пластилинография Подарок папе

Шаблоны для пластилинографии в детском саду

Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.

Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон

Видеоролики по теме «Пластилинография»

Видеоурок для дошкольников - пластилинография «Снегирь»

Мастер-класс в детском саду по пластилинографии «Рыбки в аквариуме»

Мастер-класс по изготовлению панно с лилиями в технике пластилинографии

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Бехтерева Л.Н., Суровикова А.Г. «Яблонька»
(средняя группа)
Образовательные задачи : учить создавать образ дерева с помощью пластилинографии, включать в композицию дополнительный природный материал (горошины),
Развивающие задачи : закрепить знания о строении дерева, развивать мелкую моторику, оттачивать навыки работы с пластилином.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: листы цветного картона, пластилин, горох, салфетки, досточки для лепки.
Предварительная работа: рассматривание деревьев во время прогулки, чтение сказок, в которых фигурирует яблоня или яблоки («Гуси- лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Яблоко»), занятие по аппликации на тему «Яблоня», дидактические игры подобной тематики.
Ход занятия
Загадка про яблоко.
Сюрпризный момент - появление вороны Каркуши, которая сидит на нарисованной яблоне. Она беседует с детьми о строении дерева.
Педагог предлагает дидактическую игру «Найди такое же» (сортировать бумажные яблоки по размеру).
Мотивация - показать Каркуше, что яблоньку можно нарисовать пластилином.
Воспитатель демонстрирует этапы выполнения поделки. Ствол формируется из пластилинового жгутика коричневого цвета. Крона - расплющенный зеленый шар, который нужно размазать пальцами на картоне в разные стороны. Травка внизу композиции - мелкие кусочки зеленого пластилина. В качестве яблок используются горошины, которые вдавливаются в крону дерева.
Перед продуктивной деятельностью дети самостоятельно делают массаж рук с помощью шишки.
В конце занятия ребята показывают свои работы Каркуше, и она угощает их настоящими яблоками.
Дрынкова А.
(младшая группа)
На прогулке накануне занятия педагог с детьми рассматривает солнышко.
Занятие начинается с чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», малыши делятся своими впечатлениями.
Мотивация - бедным зверюшкам из сказки не хватает солнышка, нужно нарисовать его для них. Интересный момент: воспитатель сообщает детям, что у них закончились краски, а остался только пластилин.
Демонстрация приемов изображения: контур солнышка заполняется маленькими кружочками (мозаичный способ), лучики солнца формируются из колбасок.
Перед продуктивной деятельностью детей проводится подвижная игра «Солнце вышло из-за туч…»
Триллер Р.Н. «Подарки цветочным феям»
(рисование пластилином на стекле, подготовительная группа)
Вначале занятия проводится мини-беседа о том, что дети раньше мастерили из пластилина. Педагог закрепляет знание цветов, спрашивает что будет, если смешать определенные цвета пластилина.
Необычная мотивация: воспитатель рассказывает дошкольникам сказочную историю. В волшебном лесу на полянке росли самые прекрасные в мире цветы, за ними ухаживали цветочные феи. Но однажды появилась злая колдунья, которая заколдовала фей - цветы стали гибнуть, так как нуждались в уходе. Задача детей - изготовить для фей волшебные цветы, чтобы их расколдовать.
Работа выполняется на стекле, дети смешивают пластилин разных цветов для получения интересных оттенков.

Проект по пластилинографии: цели, задачи, планирование, отчетность. «Подарки осени» как пример проекта - тематика и фото работ

Пластилинография, одно из любимых детских занятий, предоставляет большие возможности для проектной деятельности.

Проект должен иметь подробную теоретическую основу. Прежде всего, воспитатель должен придумать для него запоминающееся название, например, «Творим волшебство!» или «Пластилиновая сказка».

Педагог должен кратко сформулировать основную идею работы, например «Волшебство с ребёнком вместе сотворим - в этом поможет нам пластилин!»

Сироткина Татьяна Владимировна

http://tutmama.ru/obshhee-razvitie/plastilinografiya-v-detskom-sadu.html

Подробно обосновывается актуальность проекта (польза пластилинографии для всестороннего развития детей). Намечается основная цель деятельности и составляющие ее задачи. Воспитатель четко обозначает возрастную категорию детей, задействованных в проекте, а также его срок (краткосрочный либо долгосрочный). В документации педагог четко расписывает пути и этапы реализации проекта (подготовительный, основной и итоговый), а также предполагаемые результаты деятельности.

По окончании проекта педагог в обязательном порядке составляет отчет: указывает, были ли достигнуты поставленные задачи. Организуется фотовыставка по тематике проекта.

Если рассматривать конкретные примеры, то очень интересная тема для проекта – «Подарки осени» (может проводиться в любой возрастной группе, изменяется только сложность заданий). В рамках данной темы педагог может предложить дошкольникам следующие работы: «Осенние березы», «Лукошко с грибами», «Листья клена», «Чудо-плоды» (овощи и фрукты), «Астры».

Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени»

Кружок по пластилинографии

ресурсы для самообразования воспитателя

Пластилинография вполне может стать областью для отдельной кружковой работы. Такая деятельность обычно проводится с детьми, начиная со средней группы.

Конечно же, педагог сам должен быть увлечен данной техникой художественного творчества, изучать необходимую методическую литературу, тема его самообразования должна соответствовать этому направлению. Желательно посещение семинаров именно по пластилинографии.

Для создания кружка необходимо позаботиться о необходимых материалах и инструментах (в данном случае это не потребует особых затрат). Педагог заранее продумывает, какие игрушки и наглядные пособия понадобятся для занятий.

В процессе работы кружка педагог делится своими знаниями с родителями, предлагает им консультации, проводит беседы, дает рекомендации по домашним занятиям с детьми.

Перед началом деятельности кружка по пластилинографии будет уместно провести анкетирование среди родителей по изучению интересов и потребностей детей.

Программа кружка. Фрагмент программы для старшей группы

Перед началом работы кружка педагог составляет программу, в которой обосновывает теоретические аспекты темы: ее актуальность, новизна, основные цели и задачи. Воспитатель намечает формы и методы работы. Четко обозначается возраст детей, которые будут посещать кружок, и срок реализации (как правило, программа составляется на один год). К программе прилагается также список детей.

Основная часть программы - это тематическое планирование с описанием цели каждого занятия. В качестве примера приведем фрагмент программы кружка по пластилинографии для старшей группы (автор Бабакехян А.Г.):

Месяц Тема Цели
Октябрь Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки. Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.
Грибы-грибочки выросли в лесочке Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.
Мой сад и огород Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь - дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда.
Совушка - сова. Большая голова Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики).
Ноябрь Золотая рыбка Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).
Червячок в яблочке Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
Кашалотик - кашалот Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
Осьминог Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда

Мониторинг по пластилинографии, особенности

Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.

Особенно актуален этот вопрос для кружковой деятельности - помогает более эффективно организовать занятия.

Педагог оценивает следующие параметры.

1.Творческая активность
а) Повышенный интерес,творческая активность - высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог - средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания - низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски - средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность - низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами - средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер - низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание

-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень

Пластилинография заключает в себе массу возможностей для раскрытия творческого потенциала дошкольников, а также для самообразования воспитателя. Эта техника - прекрасная база для проектной деятельности и кружковой работы. Малыши любят заниматься с пластилином, а когда находят этому материалу оригинальное применение, получают истинное удовольствие и способны творить настоящие шедевры.

Обратная аппликация из пластилина «Веселый снеговик». Мастер класс с пошаговым фото.

Обратная аппликация - это аппликация наоборот. Она выполняется на прозрачной основе, и её изнанка становится лицевой стороной.

Матвеева Любовь Викторовна, учитель начальных классов.
Назначение: мастер-класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, воспитателям коррекционных школ-интернатов, учителям начальных классов, а так же педагогам дополнительного образования. Работу можно выполнить индивидуально или в парах.
Цель: учить изготавливать из пластилина обратную аппликацию «Веселый снеговик».
Образовательные задачи:
- познакомить с новой техникой обратная аппликации из пластилина;
- развитие навыков и умений в работе с пластилином и стекой;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений.
Развивающие задачи:
- развитие мыслительной деятельности у учащихся в процессе ориентировки в задании, планирования хода работы;
- развитие координации мелкой моторики рук и пальцев.
Воспитательные задачи:
- воспитание эстетического вкуса, самостоятельности, аккуратности.

Материалы и инструменты:

пластилин, стека, ламинированный лист (склеенный) (или плотная прозрачная пленка, стекло, пластмасса), раскраска.

Можно начать занятие или урок так:

О каком времени года говорится в загадке?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(о зиме).


-А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
- Какая погода бывает зимой? (холодная, морозная)
- Чем покрыта земля зимой? (снегом)
- Какой бывает снег? (белый, пушистый, легкий, холодный, липкий, мокрый).
-Дети, что вы любите делать зимой, когда гуляете на улице? (Кататься на санках и лыжах, играть в снежки, делать горки из снега и т. д.)
- Что мы будем сегодня делать на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной,

У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык.
Наш приятель... (снеговик)


- И к нам в гости сегодня пришел снеговик. Вот он, но наш снеговик очень грустный, у него нет друзей. Поможем ему.
- Скажите, а вы любите лепить снеговиков? Конечно, это интересно и смешно.
- А из чего лепят снеговика?
- Как это делают?
- Правильно, сначала катают из снега большой-пребольшой ком - это будет туловище снеговика. Потом на этот первый ком кладут сверху второй ком, это будет голова. А с боков прикреп¬ляют два круглых комка поменьше - это будут руки.
- А наш Снеговик из чего сделан, как вы думаете, что нам понадобится? (показ образца).


Итак, для работы понадобятся: пластилин, стека, ламинированный лист, раскраска, скрепки.


Распечатать раскраску.


- Прежде чем начать работу, выполним физминутку
«Снеговик»:
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий будет голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос морковка,
А глаза два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.

План работы:

1.Снизу раскраску закрепляем скрепками к ламинированному листу.


2. Делаем нос-морковку, нанося пластилин оранжевого цвета, края подравнивая стекой.


3. Пластилин черного цвета наносим на глаза.


4. Делаем рот: для начала скатываем жгутик из пластилина черного цвета, затем по контуру рта прижимаем (как бы приклеиваем) к ламинированному листу.


5. Наносим пластилин белого цвета, делая голову снеговика, края подравниваем стекой.


6. Приступаем к изготовлению шапочки (можно сочетать другие цвета).


7.


8. Приступаем к изготовлению шарфа, чередуя красный и фиолетовый цвета.



9.Делаем пуговицы из пластилина черного цвета.


10. Делаем туловище снеговика пластилином белого цвета, подравнивая края стекой.


11. Пластилином желтого цвета делаем варежки.


12. Пластилином с оттенками синего цвета делаем сугроб вокруг снеговика.


11. Убираем раскраску, и переворачиваем. Вот что получилось.


12. Далее можно проявить фантазию и творчество.
Я под низ положила картон голубого цвета.


Вставила в рамочку, оформленную снежинками в технике квиллинг.


Вот такая заламинированная аппликация из пластилина получилась.
Меняйте сочетания цветов на шапке и шарфе, измените цвет варежек, снеговика можно сделать голубым, фон можно тоже изменить и у вас получится свой снеговик. Творите, фантазируйте. Желаю успехов!

Загадки о природе возникли самыми первыми.

Уже в давние времена человек следил за движениями Луны и Солнца, наблюдал, как появляется туман, образуется гроза.

В самой же древности люди начали поклоняться Солнцу, пытались как-то общаться и даже разговаривать с ветром и другими явлениями природы.

Они полагали, что в природе есть что-то живое, способное к общению.

Загадки того времени олицетворяли природу живую и неживую. В них природные явления сравнивались, анализировались.

Каждому явлению природы придавался какой-то особый смысл и характер.

Я постаралась пособирать самые интересные загадки о природе. Рядом с каждой загадкой прописан ответ.

Некоторые загадки о природе легкие. Они под силу самым маленьким деткам. Другие загадки потребуют от малыша немного поразмышлять. С ними справятся старшие дошкольники.

Родители деткам в помощь.

Загадки о природе я разделила на три блока: про явления в природе, загадки о природе живой и неживой также разделила в разные блоки.

Приятного вам всем препровождения за разгадыванием загадок вместе с вашими малышами.

Явления природы

  1. Листья осенью летят,
    Наступает… (листопад)
  2. Если Луна Солнца свет закрывает,
    То на Земле темнота наступает.
    И это вот явление
    Зовем мы все… (затмение)
  3. Друг за другом ходят гномы:
    На одном - кафтан зеленый,
    В белый плащ другой одет,
    Третий листья взял в букет,
    А четвертый с солнцем дружит,
    Ходит с зонтиком по лужам.
    Водят за собой погоду,
    Каждый гном тот - … (время года)
  4. Вырос мягкий стебелек,
    Он и ростом невысок,
    Достает до ног едва,
    Называется… (трава)
  5. Высоченный великан
    Будто угодил в капкан,
    Никуда он не идет,
    На одной ноге растет.
    Как огромными руками,
    По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
  6. Он деревьев младший брат,
    Только ростом маловат,
    А еще стволов полно
    У молодчика того. (Кустарник)
  7. Я думал, это леденец,
    Ее я полизал,
    Потом с температурой
    Неделю пролежал.
    Ледышки эти по весне
    На крышах вырастают.
    Скорее отвечайте мне,
    Как все их называют? (Сосульки)
  8. Красные, черные глазки видны,
    Значит, уже подоспели они.
    Спрятались в травке, притихли и ждут,
    Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)
  9. Двенадцать парней
    Друг друга меняют,
    По тридцать дней
    Землей управляют. (Месяцы)
  10. Пришла весна, мы ждем грачей,
    А вдоль двора потек… (ручей)
  11. Снежный тулуп на нем, валенки, иней,
    Он ледяной, ну а сам он не стынет.
    С него начинается год, календарь.
    Скажите, какой это месяц? (Январь)
  12. Несется вьюга вдоль дорог,
    Ветра любого сдуют с ног.
    Метель помчалась с вьюгой вдаль,
    Уж ветреный пришел… (февраль)
  13. Снег не тает, но чернеет,
    Стало чуточку теплее.
    Дан весенний славный старт.
    Что за месяц это? (Март)
  14. Бегут ручьи, сосульки тают,
    Весна в свои права вступает.
    А птиц заливистая трель
    Нас извещает: вот… (апрель)
  15. Солнце с неба не уходит,
    Этот месяц к нам приходит.
    Куртки поскорей снимай,
    Наступает месяц… (май)
  16. Ну, вот и лето прилетело.
    Зазеленело все, запело.
    На одуванчик белый дунь…
    Сейчас цветет он. Ведь… (июнь)
  17. На термометре жара,
    Всюду зелена трава.
    Загораем на песке,
    Видно катер вдалеке.
    Небо - словно синий тюль.
    Ну а месяц тот - … (июль)
  18. Лето близится к концу,
    Уж грибов полно в лесу,
    Под ногами веток хруст.
    Что за месяц? Это… (август)
  19. Спеют ягоды в лесах,
    Зреют яблоки в садах.
    Лето где-то позади,
    Ты тепла уже не жди.
    Небо сыплется дождем,
    Месяц кличем… (сентябрем)
  20. Пасмурно, серо, тоскливо,
    Низкое небо уныло,
    Птицы на юг улетают,
    С дерева лист облетает,
    Лужи у нас во дворе…
    В месяце всё в… (октябре)
  21. Последний месяц пред зимой,
    Он очень нам знаком с тобой.
    И первый снег, и холода,
    На лужах корочка из льда.
    Я месяц все равно люблю.
    За снег спасибо… (ноябрю)
  22. Этот месяц к нам идет,
    С ним шагает Новый год,
    И каникулы шагают.
    Кто же месяц угадает?
    Последний он в календаре.
    Я говорю о… (декабре)
  23. Ватные хлопья по небу плывут,
    Это вот башня, а то вон верблюд.
    Прыгнуть бы в вату, она высока.
    Над нами по небу плывут… (облака)
  24. С неба льет поток воды,
    Мокнут люди и сады,
    Мокнут все дома и двор,
    Мокнет пес цепной Дозор.
    Что такое? Что случилось?
    Небо, может, прогневилось?
    Вывод делать подожди,
    Просто третий день… (дожди)
  25. Это облако темного цвета,
    Зимой может быть и летом.
    Когда оно в небе явится,
    Что-нибудь да случается.
    Может снег вдруг пойти, град.
    Отчего? Кто же в том виноват?
    Погода без облака лучше,
    Ведь темное облако - … (туча)
  26. Грохочет в небе голубом
    Раскатистый июньский… (гром)
  27. Снег идет, идет, идет…
    А весною дождик льет…
    Град нашли мы на траве
    В наступившем сентябре.
    А потом в свою тетрадку
    Пишем: «Снова шли… (осадки»)
  28. Им мы дышим, газы в нем.
    Как его мы назовем? (Воздух)
  29. На улице метет листву
    И в воздух мусор поднимает.
    Опять по нашему двору
    Никто сегодня не гуляет.
    Все говорят, что непогода,
    Что вновь бушует мать-природа.
    Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.
    Что за силища такая? Сила… (ветра)
  30. Каждый цвет друг перед другом встал
    И ее одну разрисовали.
    Только-только дождик перестал,
    В небе мы красавицу узнали.
    Разноцветная она дуга.
    Называется дуга та… (радуга)
  31. Белая крупа усыпала весь двор.
    Может быть, ее всю собрать ведром?
    Нет, того не выйдет - лишь ее возьмешь,
    Сразу исчезает так, что не найдешь.
    Той крупе волшебной я был очень рад.
    Рассказал ребятам, что такое… (град)
  32. Кораблик из бумаги плывет, на месте кружит.
    Его я сделал сам и запускаю в… (лужу)
  33. Дождь все утро моросил,
    Только стих, я поспешил
    На прогулку поскорей,
    Чтоб увидеть всех друзей.
    Ничего, что по дороге
    Сразу промочил я ноги.
    Во дворе с друзьями дружно
    Вместе мерили мы… (лужи)
  34. Была жара,
    И дождь был нужен.
    Вот он прошел,
    Остались… (лужи)
  35. Дождь моросил,
    Ночь настала, и вот -
    Лужи замерзли,
    Везде… (гололед)
  36. Рукавичкой их ловлю
    И смотрю на них, смотрю…
    Как узорчатые льдинки,
    С неба падают… (снежинки)
  37. Сами гнезда они вьют
    И заливисто поют.
    Могут быстро в небо взвиться.
    Кто же это? Это… (птицы)
  38. Предметы природы, которые дышат,
    Растут, размножаются, бегают, слышат,
    Могут ходить и вертеть головой, -
    Это предметы природы… (живой)
  39. Падает со склонов гор река,
    Слышен шум воды издалека.
    Спросим мы давайте у ребят,
    Как зовется это? (водопад)
  40. Бежит по равнине река,
    Красива она, глубока.
    Откуда бежит этот шумный поток?
    Начало реки называют… (исток)
  41. Там, где реку море впустит,
    Называют, дети,… (устье)
  42. Летом долго шли дожди,
    Льды и снег в горах сошли,
    Вышла речка с берегов,
    Огородов и садов.
    Не найти - кругом вода.
    Людям горе да беда.
    Все в воде и, без сомненья,
    Наступило… (наводненье)
  43. Перед тобой фонтан чудной,
    Ведь он с горячею водой.
    Бьет кипяток из-под земли.
    Фонтаны эти назови. (Гейзеры)
  44. Раскаленный шар из газа,
    В небе он заметен сразу,
    Дарит нам тепло и свет,
    Без него и жизни нет. (Солнце)
  45. Я расскажу наверняка,
    Какие знаю облака.
    Если с кружевами схожи
    Да на перышки похожи,
    В небе высоко плывут,
    Как, ребята, их зовут? (Перистые облака)
  46. А эти облака, как горы снега,
    В них поваляться и попрыгать мне бы.
    Облака такие
    Зовутся… (кучевые)
  47. Если небо хмурое, у нас над головою
    Облака понурые повисли над землею.
    Серые и низкие, Облака… (слоистые)
  48. Что такое, не пойму?
    То во сне иль наяву?
    Дом не виден, дуб в реке,
    Все как будто в молоке.
    Сказка это? Сон? Обман?
    Это утренний… (туман)
  49. От воды он шире станет
    И расти не перестанет.
    Яма выросла большая,
    Будто постарался маг.
    Он полям, садам мешает,
    А зовут его… (овраг)
  50. Мне подружка рассказала,
    Что равнин везде немало.
    Больше нету ничего,
    Лишь трава, кустов полно.
    Разговоры эти - вздор,
    Есть в ландшафтах много… (гор)
  51. Горы идут подряд,
    Получается горный ряд.
    Знаешь, наверное, ты,
    Что эти ряды - … (хребты)
  52. Есть опасная гора,
    Может вдруг ожить она.
    Дымом, пламенем дышать,
    Магму может извергать.
    Люди в мире разных стран
    Знают, что она - … (вулкан)
  53. Запомните, дети:
    Терпенье и труд
    Помогут создать
    Искусственный… (пруд)
  54. Здесь кикимора живет,
    Кто наступит - пропадет.
    Нет тут суши, только тина,
    Ноги вязнут по трясине.
    В книжках - дом для бегемота.
    Догадались? То… (болото)
  55. Весна пришла, не топят уж печей,
    И вдоль полей бежит, журча,… (ручей)
  56. Босиком хожу все лето,
    Под дождем гуляю, ветром.
    И всегда пешком хожу,
    Я к врачам не попаду.
    Спортом много занимаюсь.
    Я, ребята,… (закаляюсь)
  57. Самый верхний слой земельный.
    В ней растут трава, деревья,
    Плодородием обладает,
    Как ее все называют? (Почва)
  58. Осенью идут дожди,
    Осенью тепла не жди.
    Летом жуткая жара,
    Душ спасет тебя едва.
    В декабре снега идут,
    А весною ливни льют.
    У любого время года
    Характерная… (погода)
  59. Он пушистый, белый-белый.
    То не зверь, не человек.
    Он зимою то и дело
    Сыплется на землю. (Снег)
  60. Ноги промочил с утра -
    Мокрая была трава.
    Дождь не шел, а сыро всюду.
    Что такое? И откуда?
    Эта в капельках вода
    Называется… (роса)
  61. Вода испаряется из водоема,
    Потом выпадает на землю дождем.
    Она попадает в моря и озера
    И вновь испаряется солнечным днем.
    Это явленье - движение вод -
    В природе зовется… (круговорот)
  62. Пять царств, в которых организмов много,
    Мы называем матушкой-… (природой)
  63. Птицы спят в нем и живут,
    Яйца здесь свои несут.
    Из веток сделано жилье
    И называется… (гнездо)
  64. Водная большая гладь,
    Берегов не отыскать.
    То не речка и не море,
    В нем в сотни раз воды поболе. (Океан)
  65. Неизвестно, где живёт,
    Налетит — деревья гнёт,
    Засвистит – по речке дрожь,
    Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
  66. Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)
  67. Крашеное коромысло через речку повисло.
    (Радуга)
  68. Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
  69. Летит птица – орёл,
    Несёт в зубах огонь,
    Огневые стрелы пускает, Никто её не поймает.
    (Молния)
  70. Летит орлица по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)
  71. Похож я с виду на горох,
    Где я пройду – переполох. (Град)
  72. Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)
  73. Одеяло бело, всё поле одело. (Снег)
  74. Голубой ковёр всю Землю покрыл. (Небо)
  75. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)
  76. То он — клин, то он — блин,
    Ночью на небе один. (Месяц)
  77. Красная девушка по небу днём ходит. (Солнце)
  78. Поле — не меряно,
    Овцы — не считаны,
    Пастух рогат. (Небо, звёзды, месяц)
  79. Старик – шутник
    На улице стоять не велит,
    За нос домой тянет. (Мороз)
  80. Тает снежок,
    Ожил лужок,
    День прибывает,
    Когда это бывает? (Весной)
  81. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
    В дом свой, улей, пчела
    Первый мёд принесла.
    Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
  82. Гуляет в поле, да не конь,
    Летает на воле, да не птица.
    Снег раздувает, всё заметает. (Вьюга)
  83. Через нос проходит в грудь,
    И обратный держит путь.
    Он невидимый и всё же
    Без него мы жить не можем. (Воздух)
  84. На дворе переполох:
    С неба сыплется горох.
    Съела шесть горошин Нина,
    У неё теперь ангина. (Град)
  85. Вот по небу мчится конь –
    Из под ног летит огонь.
    Конь копытом бьёт могучим
    И раскалывает тучи.
    Так он тяжело бежит,
    Что внизу земля дрожит. (Гром)
  86. Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает
    И бормочет и поёт, убаюкивает?
    Его просят, его ждут,
    А как придёт, прятаться идут. (Дождь)
  87. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила. (Зима)
  88. На чёрный платок просыпано просо.
    Пришёл петушок, а склевать непросто. (Звёзды)
  89. За бесчисленной отарой
    Ночью шёл пастух усталый,
    А когда пропел петух –
    Скрылись овцы и пастух. (Звёзды и месяц)
  90. И не снег, и не лёд,
    А серебром деревья уберёт. (Иней)
  91. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)
  92. Какой это мастер на окна нанёс
    И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
  93. У чего днём один глаз, а ночью много? (У неба)
  94. Что за потолок?
    То он низок, то высок.
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый –
    Кружевной и синий – синий. (Небосвод)
  95. Без крыльев летят,
    Без ног бегут,
    Без паруса плывут. (Облака)
  96. Над лугами, над водой
    Хлынул дождик проливной,
    А потом повисло в небе коромысло. (Радуга)
  97. Утром бусы засверкали
    Всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днём –
    Ищем, ищем, не найдём. (Роса)
  98. Среди поля голубого –
    Яркий свет огня большого,
    Не спеша огонь тот ходит,
    Землю-матушку обходит.
    Светит весело в оконце,
    Что же это? (Солнце)
    Одеяло белое не руками сделано.
    Не ткалось и не кроилось,
  99. Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжёт,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печёт. (Солнце)
  100. Пушистая вата плывёт куда-то,
    Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
  101. Над тобою, надо мною
    Пролетел мешок с водою.
    Наскочил на дальний лес –
    Прохудился и исчез. (Туча)
  102. Летит орлица по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)
  103. Агукало, агакало,
    Аукало и плакало,
    И рассыпалось смехом.
    Что же это? (Эхо)
  104. Я всегда со светом дружен
    Если солнышко в окне – я от зеркала, от лужи
    Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)
  105. Над домами у дорожки
    Висит кусок лепёшки. (Луна)
  106. Живёт без тела, говорит без языка.
    Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

Живая природа

  1. Водяные мастера Строят дом из топора,
    Дом из хвороста и тины
    И надёжную плотину. (Бобры)
  2. Работящие зверьки
    Строят дом среди реки
    Если в гости кто придёт,
    Знайте, что из речки вход! (Бобры)
  3. Стоят столбы белые,
    На них шапки зелёные,
    Летом мохнатые,
    Зимой сучковатые.
  4. На нём бурый колпачок,
    Колпачок – набочок.
    Кто в лесу бывает – тот его и знает. (Боровик, белый гриб)
  5. Глубоко в землю спрятан он,
    Раз, два, три и вышел вон,
    И стоит он на виду.
    Белый, я тебя найду! (Боровик)
  6. На них шапки зелёные,
    Летом мохнатые,
    Зимой сучковатые.
    Где они стоят, там и шумят. (Берёзки)
  7. Был тугим он кулачком,
    Распустился – стал цветком. (Бутон)
  8. Не заботясь о погоде
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей. (Берёзка)
  9. Колосится в поле рожь…
    Там во ржи, цветок найдёшь.
    Ярко-синий и пушистый,
    Только жаль, что не душистый. (Василёк)
  10. Я животное, с двумя горбами
    И шагаю я песками. (Верблюд)
  11. Долгоножка хвалится:
    Я ли не красавица?
    А всего- то косточка.
    Да красненькая кофточка! (Вишня)
  12. На овчарку он похож.
    Что ни зуб – то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть. (Волк)
  13. Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)
  14. Длинная шея,
    Красные лапки,
    Щиплет за пятки,
    Беги без оглядки. (Гусь)
  15. Волосата, зелена,
    В листьях прячется она.
    Хоть много ножек,
    Бегать всё равно не может. (Гусеница)
  16. Без команды в стой встают,
    Отправляются на пруд.
    Кто идёт цепочкой длинной,
    Кто так любит дисциплину? (Гусыня с гусятами)
  17. Под сосною у дорожки
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
  18. Что за плод! Шкатулочка с секретом!
    Семена – стекляшечки на вид,
    Все прозрачные, все розового цвета.
    Потрясёшь – как странно – не звенит. (Гранат)
  19. Его весной и летом
    Мы видели одетым,
    А осенью с бедняжки
    Сорвали все рубашки. (Дерево)
  20. Я из крошки — бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок –
    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
  21. Травка та растёт на склонах
    И на холмиках зелёных.
    Запах крепок и душист,
    А её зелёный лист
    Нам идёт на чай.
    Что за травка, отгадай. (Душица)
  22. Кто в беретке ярко-красной,
    В чёрной курточке атласной?
    На меня он не глядит,
    Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
  23. На когтях на ствол сосновый.
    Влез монтёр красноголовый.
    Он трудился, уставал,
    Главный доктор, лес спасал. (Дятел)
  24. Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ёж)
  25. Лесом катится клубок,
    У него колючий бок,
    Он охотится ночами
    За жуками и мышами. (Ёж)
  26. Недотрога, весь в иголках,
    Я живу в норе, под ёлкой.
    Хоть открыты настежь двери,
    Но ко мне не ходят звери. (Ёж)
  27. Колюч, да не ёж. (Ёрш)
  28. В синем небе голосок
    Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
  29. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)
  30. Гнездо своё он в поле вьёт.
    Где тянутся растения.
    Его и песни и полёт
    Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
  31. Он высокий и пятнистый
    С длинной-длинной шеей,
    И питается он листьями –
    Листьями деревьев. (Жираф)
  32. Чёрен, да не ворон,
    Рогат, да не бык,
    Шесть ног, без копыт,
    С крыльями, а не птица. (Жук)
  33. Листья падают с осин,
    Мчится в небе острый клин. (Журавли)
  34. Длинноногий, длинношеий,
    Длинноклювый, телом серый,
    А затылок голый, красный.
    Бродит по болотам грязным,
    Ловит в них лягушек разных. (Журавль)
  35. Встали братья на ходули,
    Ищут корма на пути.
    На бегу ли, на ходу ли
    Им с ходулей не сойти. (Журавли)
  36. Длинное ухо, комочек пуха,
    Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
  37. По полю скачет – ушки прячет,
    Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)
  38. Шелестя, шурша травой,
    Проползает кнут живой.
    Вот поднялся, зашипел:
    Подходи, кто очень смел. (Змея)
  39. Лежит верёвка, шипит плутовка.
    Брать её опасно – укусит! Ясно? (Змея)
  40. Кудри в речку отпустила
    И о чём – то загрустила.
    А о чём она грустит,
    Никому не говорит. (Ива)
  41. Может и разбиться,
    Может и свариться,
    Если хочешь, в птицу
    Может превратиться. (Яйцо)
  42. Вырастают листы широченной широты.
    Держится на стеблях крепких
    Сто плодов шершавых, цепких:
    Если их не обойдёшь –
    На себе их все найдёшь. (Репей)
  43. Закутан ребёнок во сто пелёнок. (Капуста)
  44. На соломинке дом, сто ребяток в нём. (Колосок)
    Не зверь, не птица,
    Носок, как спица,
    Летит – звенит,
    Сядет — молчит. (Комар)
  45. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)
  46. Стоит копна, посреди двора,
    Спереди — вилы, сзади – метла. (Корова)
  47. Глазищи, усищи, хвостище,
    А моется всех чище. (Кошка)
  48. Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня. (Крапива)
  49. Сделал дыру, вырыл нору,
    Солнце сияет, а он не знает. (Крот)
  50. Низок, да колюч,
    Сладок, да пахуч,
    Ягоды сорвёшь, —
    Все руки обдерёшь, (Крыжовник)
  51. На лугу живёт скрипач,
    Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
  52. Вроде сосен, вроде ёлок,
    А зимою без иголок. (Лиственница)
  53. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
  54. Сидит дед во сто шуб одет.
    Кто его раздевает, то слёзы проливает. (Лук)
  55. Он всю зиму спал,
    Лапу бурую сосал,
    А проснувшись стал реветь.
    Это зверь лесной… (Медведь)
  56. Бусы красные висят
    Из кустов на нас глядят.
    Очень любят бусы эти
    Дети, птицы и медведи. (Малина)
  57. Хозяин лесной, посыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)
  58. Красный нос в землю врос,
    А зелёный хвост снаружи.
    Нам зелёный хвост не нужен. (Морковь)
  59. В лесу у пня беготня, суетня,
    Народ рабочий, весь день хлопочет,
    Себе дом строит. (Муравьи)
  60. Маленький рост, длинный хвост
    Серая шубка, острые зубки. (Мышь)
  61. Целый день летает, всем надоедает;
    Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)
  62. Между двух светил
    Посередине один. (Нос)
  63. Есть всегда он у людей,
    Есть всегда у кораблей. (Нос)
  64. По горам, по долам
    Ходит шуба, да кафтан. (Овца)
  65. Без окон, без дверей,
    Полна горница людей. (Огурец)
  66. На зелёной хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерок прошуршал
    И развеял этот шар. (Одуванчик)
  67. Боится хищник ветвей моих
    Гнёзд не строит птица в них.
    В ветвях – краса и мощь моя.
  68. Круглый, зрелый, загорелый,
    Попадался на зубок,
    Расколоться всё не мог.
    А попал под молоток,
    Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
  69. Сер, но не волк,
    Длинноух, а не заяц,
    С копытами, а не лошадь. (Ослик)
  70. Не моторы, а шумят,
    Не пилоты, а летят,
    Не змеи, а жалят. (Осы)
  71. Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко,
    Рога раскинув высоко. (Олень)
  72. Боится хищник ветвей моих
    Гнёзд не строит птица в них.
    В ветвях – краса и мощь моя.
    Скажите, быстро, кто же я? (Лось)
  73. Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка
    Я сорвать его хотел,
    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
    Кто по ёлкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орешки прячет,
    Сушит на зиму грибы? (Белка)
  74. Проворная зверюшка
    Живёт в дупле-избушке
    Целый день скок-поскок,
    Отыскала грибок,
    Нанизала на сучок,
    Заготовила впрок. (Белка)
  75. Наткёт, наплетёт.
    Сядет и добычи ждёт. (Паук)
  76. Хвост с узорами,
    Сапоги со шпорами.
    Песни распевает,
    Время считает. (Петух)
  77. Всех я вовремя бужу
    Хоть часов не завожу. (Петух)
  78. Золотое решето,
    Черных домиков полно. (Подсолнух)
  79. Из-под снега вышел друг
    И весной запахло вдруг. (Подснежник)
  80. Я родился в день дождливый
    Под осиной молодой.
    Круглый гладкий и красивый
    С ножкой тонкой и прямой. (Подосиновик)
  81. Домовитая хозяйка
    Пролетает над лужайкой.
    Похлопочет над цветком
    – Он поделится медком. (Пчела)
  82. К нам на утренник один
    Вперевалку шел со льдин. (Пингвин)
  83. Снится ночью пауку
    Чудо — юдо на суку.
    Длинный клюв и два крыла.
    Прилетит — плохи дела. (Птица)
  84. Под водой живёт народ,
    Ходит задом наперёд. (Раки)
  85. Щёки красные, нос белый,
    В темноте сижу день целый
    А рубашка зелена,
    Вся на солнышке она. (Редис)
  86. Кругла, да не мяч,
    Желта, да не масло,
    Сладка, да не сахар,
    С хвостиком, да не мышь. (Репа)
  87. Кто не прикасается –
    За того цепляется. (Репей)
  88. В сенокос горька,
    А в мороз сладка.
    Что за ягодка? (Рябина)
  89. Спереди пятачок,
    Сзади – крючок.
    Посредине спинка,
    А на ней щетинка. (Свинья)
  90. В дом чужого не пущу,
    Без хозяина грущу. (Собака)
  91. Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    Две медали на груди,
    Лучше в дом на заходи. (Собака)
  92. На дне, где тихо и темно.
    Лежит усатое бревно. (Сом)
  93. Трещала с самого утра:
    Пора! Пора! А что — пора?
    Такая с ней морока.
    Ну кто трещит? (Сорока)
  94. Голубой аэропланчик
    Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза)
  95. Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
  96. На дорожку вышли рожки.
    Вы не будете бодать?
    Я потрогал их немножко,
    Рожки спрятались опять. (Улитка)
  97. Две антенны на макушке,
    А сама сидит в избушке,
    На себе её везёт,
    Очень медленно ползёт. (Улитка)
  98. Удивительный ребёнок!
    Только вышел из пелёнок,
    Может плавать и нырять,
    Как его родная мать. (Утёнок)
  99. Пёстрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Утка)
  100. Вдоль по речке, по водице
    Плывёт лодок вереница.
    Впереди корабль идёт,
    За собою всех ведёт. (Утка с утятами)
  101. Днём спит, ночью летает,
    Прохожих пугает. (Филин)
  102. Лёгкий, а не пух,
    Мягкий, а не мех,
    Белый, а не снег,
    Но оденет всех. (Хлопок)
  103. Белый, тощий корнеплод,
    Под землёй он растёт.
    И, хотя, он очень горек,
    В пище нам он годен:
    Все, от взрослых до ребят
    С холодцом его едят. (Хрен)
  104. Прячется в растеньях он
    Мал он ростом, но дракон,
    Изменяет цвет свой он.
    Как зовут? (Хамелеон)
  105. На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад –
    Ищет в речке лягушат. (Цапля)
  106. Нарядные сестрёнки
    Весь день гостей встречают
    Пчёлок мёдом угощают. (Цветы)
  107. Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нем.
    И он разбился и оттуда
    Живое выбежало чудо. (Цыплёнок)
  108. Мой хвост не отличишь от головы,
    Меня всегда в земле найдёте вы. (Червяк)
  109. Если мы растём на ели,
    Мы на месте, мы при деле
    И у кедра ребятишкам вырастают
    Что же это? (Шишки)
  110. В яме спит зимою длинной,
    Но чуть солнце станет греть,
    В путь за мёдом и малиной,
    Любит он в лесу реветь. (Медведь)
  111. Круглое, румяное,
    Я расту на ветке:
    Любят меня взрослые
    И маленькие детки. (Яблоко)
  112. Домик круглый, домик белый
    Домик был сначала целый,
    А как треснул наконец,
    Так и выскочил жилец! (Яйцо и птенец)
  113. Бегает среди камней,
    Не угонишься за ней.
    Ухватил за хвост, но – Ах!
    Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

Неживая природа

  1. Без рук,
    Без топорёнка,
    Построена избёнка. (Гнездо)
  2. Все обходят это место:
    Здесь земля как будто тесто;
    Здесь осока, кочки, мхи…
    Нет опоры для ноги. (Болото)
  3. Два братца в воду глядятся,
    Век не сойдутся. (Берега)
  4. Я к маме – речке бегу и молчать не могу.
    Я её сын родной, а родился весной. (Ручей)
  5. Летом бежит, зимой спит.
    Весна настала — опять побежала. (Река)
  6. Если дождь стучит в оконце,
    Но при этом светит солнце,
    То украсит небеса
    Семицветная краса.
    (радуга)
  7. Яркий, светлый огонёк
    Кто — то в небе нам зажёг.
    Пусть она горит всегда –
    Эта дальняя …(звезда)
  8. Рядом со звездой соседка,
    В небе круглая «конфетка»,
    Ночью светит всем она –
    Жёлто – белая …(луна)
  9. Гнутся ветки и пшеница,
    Почему им не стоиться?
    Потому что целый вечер
    Шумно дует сильный …(ветер)
  10. Если выпал первый снег,
    Надел шубу человек,
    Значит, к нам пришла сама –
    Белоснежная …(зима)
  11. Круглые льдинки с неба летят,
    Бьют и ломают. Это же …(град)
  12. В тёмном небе он гремит,
    Всё вокруг меня дрожит.
    Сотрясается мой дом,
    Потому что в небе …(гром)
  13. Дождик капал на крыльцо,
    Сделал дождик озерцо,
    Коль откроешь дверь наружу,
    То наступишь прямо в …(лужу)
  14. С неба он летит зимой,
    Не ходи теперь босой,
    Знает каждый человек,
    Что всегда холодный …(снег)
  15. Воздух сделался холодным,
    Цвет зелёный стал не модным,
    Пожелтел наш старый сад,
    Значит скоро …(листопад)
  16. По небу летела вата,
    Вся кудрява, кучковата,
    Белая, как пух легка,
    Может это — …(облака)?
  17. Мы его в походе жгли,
    В нём картошку напекли,
    Чтоб не сжечь лесной ковёр,
    Потушили мы …(костёр)
  18. С неба падают, летят,
    Осыпают шапки, спинки,
    Под ногой моей скрипят,
    Тают на руках …(снежинки)
  19. Один костер весь мир согревает. (Солнце)
  20. Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печет. (Солнце)
  21. Украшал ночную синь
    Серебристый апельсин.
    А прошла неделька только —
    От него осталась долька. (Луна)
  22. Золотое яблочко
    По небу катится:
    А улыбки-лучи
    Очень горячи. (Солнце)
  23. Приказало солнце: «Стой!
    Семицветный мост крутой!»
    Тучи скрыли солнца свет —
    Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)
  24. Пушистая вата
    Плывет куда-то.
    Чем вата ниже,
    Тем дождик ближе. (Туча)
  25. Одеяло белое
    Не руками сделано.
    Не ткалось и не кроилось,
    С неба на землю свалилось. (Снег)
  26. Бел, да не сахар,
    Ног нет, да идет. (Снег)
  27. Над рекой, над долиной
    Повисла белая холстина. (Туман)
  28. Он пушистый, серебристый,
    Но рукой его не тронь.
    Станет капелькою чистой,
    Как поймаешь на ладонь. (Снег)
  29. Без досок и топоров
    Через речку мост готов.
    Мост — как синее стекло:
    Скользко, весело, светло. (Лед)
  30. Зимнее стекло
    Весной потекло. (Лед)
  31. И не снег, и не лед,
    А серебром деревья уберет. (Иней)
  32. Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали,
    А пошли искать их днем,
    Ищем-ищем — не найдем. (Роса)
  33. Висит за окном кулек ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
    Утром падаю всегда —
    Не дождинка, не звезда.
    И сверкаю в лопухах,
    На опушках и лугах. (Роса)
  34. Серебристой бахромой
    На ветвях висит зимой.
    А весною на весу —
    Превращается в росу. (Иней)
  35. Он длиннющий, он большущий,
    Он от тучи до земли…
    Пусть идет он пуще, пуще,
    Чтоб грибы скорей росли. (Дождь)
  36. Это кто такой садовник?
    Полил вишню и крыжовник,
    Полил сливу и цветы,
    Вымыл травы и кусты.
    А как сумерки настали,
    Нам по радио сказали,
    Что и завтра он придет
    И польет наш огород. (Дождь)
  37. Тает снежок, ожил лужок,
    День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
  38. Друг за дружкой чередой
    Мирно ходят брат с сестрой.
    Братец будит весь народ,
    А сестра, наоборот,
    Спать немедленно зовет. (День и ночь)
  39. Раскаленная стрела
    Ель свалила у села. (Молния)
  40. Хоть сама — и снег, и лед,
    А уходит — слезы льет. (Зима)
  41. По полю рыщет,
    Поет да свищет,
    Деревья ломает,
    К земле прижимает. (Ветер)
  42. Гуляет в поле, да не конь,
    Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
  43. Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан,
    Я летаю и бегу,
    И стеклянной быть могу. (Вода)
  44. Кругом вода,
    А с питьём беда. (Море)
  45. В голубенькой рубашке
    Бежит по дну овражка. (Ручей)
  46. Не вода и не суша:
    на лодке не уплывёшь
    и ногами не пройдёшь. (Болото)
  47. Чуть дрожит на ветерке
    лента на просторе, узкий кончик – в роднике,
    а широкий – в море. (Река)
  48. Прозрачен, как стекло,
    А не вставишь его в окно. (Лёд)
  49. С неба – звездой,
    На ладошку – водой. (Снег)
  50. Старик у ворот тепло уволок.
    Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
  51. Что, дотронувшись едва,
    Превращает в дым дрова? (Огонь)
  52. Что в году четыре раза
    Переодевается? (Земля)
  53. Крашеное коромысло
    Над рекой повисло. (Радуга)
  54. Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали,
    А пошли искать их днём,
    Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
  55. Пушистая вата
    Плывёт куда-то.
    Чем вата ниже,
    Тем дождик ближе. (Облака)
  56. Седой дедушка у ворот
    Все глаза нам заволок. (Туман)
  57. Раскалённая стрела
    Дуб свалила у села. (Молния)
  58. Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)
  59. В синем мешочке белых пуговок полно. (Небо, звёзды)
  60. За домом у дорожки висит пол-лепёшки. (Месяц)
  61. Висит сито, не руками свито. (Паутина)
  62. На ветках – плотные комочки.
    В них дремлют клейкие листочки. (Почки)
  63. Посреди поля лежит зеркало:
    Стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)
  64. Все обходят это место:
    Здесь земля как будто тесто,
    Здесь осока, кочки, мхи –
    нет опоры для ноги. (Болото)
  65. С высоты большой срываясь,
    Грозно он ревет
    И, о камни разбиваясь,
    Пеною встает. (Водопад)

Лучшие статьи по теме