Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Амулеты
  • Консультация для родителей развитие математических представлений. Консультация для родителей "развитие математических представлений у детей". «Обучение дошкольников математике

Консультация для родителей развитие математических представлений. Консультация для родителей "развитие математических представлений у детей". «Обучение дошкольников математике

Одной из основных причин возникновения трудностей освоения школьной программы по математике является потеря интереса к данному предмету. Данная консультация поможет родителям привить интерес к математике в игровой и занимательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

  • счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
  • предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
  • узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);
  • основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
  • сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем вместе с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т.д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т.д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т.д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.


Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет» Подготовила: Козьмик Г.В. воспитатель младшей группы МБДОУ «Детский сад №241» Барнаул, 2016 Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года. От того, успешно ли будет организовано первое знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить любовь к математике. Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду проводятся 1раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети закрепляют и углубляют свои знания индивидуально. Получать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители. Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребенка, то здесь ваша помощь неоценима. Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает числа. Однако множество примеров показывают, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Такие знания можно сравнить со зданием, построенным над ямой. С чего же начать? Счет – это лишь одна сторона математического развития. Современная техника помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить логически и рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи не сможет ни одна машина. Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии дошкольника. В каждом возрасте нужно ребенку дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны его развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями. Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребенок не занят каким – либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра – добровольное дело! Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений. Форма является одним из основных свойств окружающего ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов. Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное – организовать это в форме игры. Играйте с ребенком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей нужно на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например: тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет. Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, елка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образ, затем выкладывает его на столе. Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки – вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого. Советуем придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Ребёнок решает, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, чат сравнивать предметы по величине. Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машина больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину в какой гараж можно поставить? По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще – тоньше, дорога длиннее – короче, солнце выше деревьев – ниже) Остановимся еще на одном свойстве предметов – их количестве. Важно научить малыша понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Игра – мама предлагает ребенку – «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, к каждой тарелке ложку. Взрослый показывает способ сравнения двух групп предметов. «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы все хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать?Напоминаем, что это можно делать без счета, путем попарного сопоставления. Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Детей нужно учить ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте внимание на это в повседневной жизни. Побуждайте ребенка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, вчера и что будет завтра). Спрашивайте, какое время года. Называйте текущий месяц, день недели. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась игрушка, используя слова «на», «за», «между», «в». Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Консультация для родителей «Развитие математических представлений у дошкольников»

Обучению дошкольников важное место должно отводиться формированию математических представлений. Необходимо прививать интерес к математике еще в дошкольные годы. А для этого нужно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира. Весь процесс должен быть настроен на более раннее возникновение "почему? ", желание узнать что-то новое, формирование познавательного интереса.

Выполнение заданий должно начинаться с предложения "Поиграем?" Ведь принудительное обучение бесполезно и даже вредно.

Знания по математике ребенок должен получать не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни. Здесь без помощи родителей не обойтись. Вы можете уделить внимание и в повседневной жизни, по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т. д.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, часы овальные, скатерть квадратная.

Спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Накрывая на стол, попросите ребенка посчитать столовые приборы. Принесли домой фрукты, овощи, спросите чего больше?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья, кустарники, спросите, какое дерево выше, а какое ниже, какое толще, а какое тоньше, попросите их сосчитать. Когда ваш ребенок рисует, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок в повседневной жизни употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Сравнивайте все вокруг по величине. Обращайте внимание детей на характерные особенности животных. Обращайте внимание на цифры, которые окружают вокруг нас в повседневной жизни, например в календаре, на телефонном аппарате, номер дома, квартиры, страница в книге.

Предложите ребенку рассмотреть цифры в телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?», «Какое число пропущено?».

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, что было сегодня, что было вчера, что буде завтра. Называйте дни недели, спрашивайте его, а какой был день вчера, а какой будет день завтра. Называйте месяцы, времена года.

Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда делаете уборку в комнате, можно поиграть в игру «Найди игрушку". Ребенок найдя игрушку говорит, где она находилась, используя слова «за», «на», «под», «между», «в». Или «Найди предмет по плану». Для этого необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, должен найти спрятанный предмет.

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они нужны.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей.

Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или тарелку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать карандашом в различных направлениях. Если вы варите макароны, предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

Так вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая их интерес к математике, жертвуя небольшим количеством времени.

МАДОУ "МАЯЧОК" детский сад №176 Свердловская область, г. Нижний Тагил

Консультация для родителей

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Никульникова Р.И.

Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми в детском саду различных математических операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака — важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку?

Во-первых , у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира.

Во-вторых , он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников использую и направляю в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, считаю необходимым использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей. По моему мнению, использование дидактических игр способствует лучшему развитию математических и других способностей детей.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр.

Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме.

Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения занятий, где задачи развития решались посредством использования дидактической игры. Также он в математическом воспитании и обучении является актуальным, новым и требует специальной разработки.

Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящие могут поставить себя на место своего слушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно из того момента, в который происходят описываемые события. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.

Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу.

Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия, разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них. Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие . Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития . Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх. Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики" , "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб- хамелеон" и другие. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей

Оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности.

Обучение детей математике в нашей группе носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

Свои занятия часто начинаем с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяем какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты чаще всего пропускаем. Выяснение математических свойств проводим на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный — короткий, круглый — некруглый и т. п.). Детей приучаем последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Наши малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот - неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: « КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «СКОЛЬКО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ», «УБИРАЕМ ЦИФРЫ», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как: « ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ», « КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие я использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, мы даем детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка.. Наиболее сложные способы действия демонстрируем 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используем игровые приемы и дидактические игры.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку «Теремок»

Цель: Поддерживать желание участвовать в театральной игровой деятельности. Развивать речь, активизировать словарь. Побуждать детей к обыгрыванию сюжета сказки, включать в импровизацию. Побуждать детей участвовать в танцевальных импровизациях, играх в музыкальных инструментах.

Предварительная работа: Чтение сказки "Теремок";Рассматривание иллюстраций; Беседа по сказке; Заучивание стихотворений и песен; разучивание игр; Игры инсценировки.

Словарная работа: вилять, нарушка, попрыгушка, сестричка, побегайка, реветь.

Материалы и оборудование: теремок, декорации, маски животных, музыкальные инструменты (ложки, трещётки, бубен, колокольчик, маракас, погремушки, рукавами (ёлочка, зайчик) .

Ход занятия:

Педагог: Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.

Все мы знаем Все мы верим Есть на свете Чудо терем Терем, терем покажись Покружись, остановись! К лесу задом, к нам лицом, И окошком и крыльцом. (Г. Демыкина)

Педагог: А вот и теремок. Дети давайте посмотрим, что будет дальше. Слышите: кто-то бежит к теремку.

Мышка: (песенная импровизация) Я маленькая мышка, Я по лесу брожу Ищу себе домишко, Ищу- не нахожу. Тук-тук! Пустите меня (Г. Демыкина)

Педагог: Никто мышке не ответил, решила она войти в теремок (ребёнок входит в теремок) .

Педагог: Слышите дети, кто-то ещё бежит к теремку.

Лягушка: (песенная импровизация) Речка, мошки и трава! Тёплый дождик, ква-ква-ква! Я лягушка, я квакушка- Посмотрите какова! (Г. Демыкина)

Педагог: Увидела лягушка теремок и постучала в дверь.

Лягушка: Тук-тук-тук!

Мышка: (в теремке) Кто там?

Лягушка: Это я лягушка квакушка. Пустите меня в теремок!

Мышка: А что ты умеешь делать?

Мышка: Заходи.

Педагог: Стали они вдвоём в теремке жить. Мышка (нарушка, лягушка (квакушка)

Педагог: Ой, слышите зайцы бегут, играют, играют и резвятся. Ребятки, а давайте мы тоже поиграем. Игра «Зайцы и волк». Скачут зайки прыг, да скок. Вдруг из леса серый волк, Зайки прыг, прыг, убежали.



Педагог: Испугались зайцы волка и разбежались кто куда, а один зайчик подбежал к теремкуи постучался в дверь.

Заяц: Тук-тук!

Мышка: Кто там?

Заяц:(песенная импровизация) Я заяц Чуткое Ушко Имя моё- Прыг- скок! Пустите меня в теремок.

Заяц: Вот что (Поёт и стучит в барабан) По лесной лужайке Разбежались зайки, Вот такие зайки, Зайки побегайки. (В. Антонова)

Лягушка: Заходи.

Педагог: Вот их в теремке стало трое: мышка? -(нарушка, лягушка? -(квакушка, зайка? -(побегайка) .

Педагог: Слышите кто- то ещё бежит к теремку (звучит песенная импровизация) .

Лиса: (поёт) Я лисичка, я сестричка, Я хожу неслышно. Рано утром по привычке, На охоту вышла (Т. Вамина) (Подходит к теремку) Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Мышка: А что ты умеешь?

Лиса: А я умею красиво хвостиком вилять, вот-так, вот-так.

Педагог: Ребятки, покажите как лисичка хвостиком виляет. А какой хвост у лисички? (длинный, пушистый) .

Зайка: Заходи.

Педагог: Стали они вчетвером жить: мышка-? (нарушка, лягушка-(квакушка, зайка-(побегайка, лимсичка-(сестричка) .

Педагог: Ой, слышите сучья трещат, медведь идёт.

Медведь: (песенная импровизация) Тук- тук! Пустите меня в теремок.

Мышка: Кто там?

Медведь: Мишка медведь!

Лягушка: А что ты умеешь делать?

Медведь: Я медведь, я медведь, я умею реветь. (ревёт)

Звери: Нечего тебе реветь, мы научим тебя петь.

Педагог: А давайте дети и зверюшки поможем медведю, сыграем ему плясовую на ложках и трещётках. Да так весело, чтобы лапы у медведя сами в пляс пустились. (Дети берут ложки и трещётки и начинают играть. Звучит мелодия русской народной песни «Весёлые музыканты») .

Лягушка: Заходи.

Педагог: Дети, мы тоже умеем песни петь, пойдёмте и мы в теремок.

Педагог и дети: (дети подходят к теремку) тук-тук!

Мышка: Кто там?

Педагог и дети: Это мы ребята дошколята пустите нас в теремок!

Лягушка: А что вы умеете делать?

Педагог и дети: А мы умеем петь, а вы хотите с нами спеть.

Игра «Ёлочка стояла».

1. Ёлочка стояла

Стройной вырастала

Вот такой, вот такой

Стройной вырастала. 2р.

2. Жил под ёлкой зайка

Зайка побегайка

Вот такой, вот такой

Зайка побегайка. 2р.

3. Вдруг увидел волка

Спрятался за ёлку,

Там сидит и дрожит,

Спрятался за ёлку. 2р.

4. Как увидел мишку

Выглянул зайчишка,

Будем в прятки играть,

Зайка вместе с мишкой. 2р

5. Вот идёт лисичка,

Зайку увидала.

Я лиса плутовка,

Зайчиков поймаю,

Но не буду их есть

Только поиграю. 2р.

Поймаю, поймаю, поймаю.

(лисичка ловит зайчиков) .

Зверюшки: Заходите.

Педагог: Вот и закончилась наше путешествие в сказку «Теремок»

В конце занятия педагог задаёт вопросы:

1. Ребята «Как называется сказка»?

2. Какие герои участвовали в ней?

3. Что умеют делать лягушка, зайчик, лисичка, мышка?


Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников. Консультация для родителей.

В игровой форме родители могут привить малышу знания из области математики, информатики, русского языка, научить его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если родители будут их закреплять и дома.

Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.

Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет.

Умственное воспитание направлено на развитие различных видов мышления. У детей дошкольного возраста особое место занимает развитие логического мышления - сравнение, установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ фактов, явлений, событий.

Чтобы раскрыть существенные особенности предметов и явлений показать из в разных взаимосвязях, необходимо подвести детей к общим закономерностях. Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов - профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.

Е.П. Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения: когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке и способствует решении, стоящих проблем.

Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком.

Дети очень активны в восприятии задач шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель- она увлекает его. При этом дети пользуются двумя моделями поисковых проб: практические(действия в перекладывании) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание решения а, предположение решения), в ходе поиска, выдвижения гипотез.

Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать aколичество наказаний или исключать их по возможности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка,

взаимопониманию между ними.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния информационных технологий на развитие количественных представлений у старших дошкольников

3-задание. Описание констатирующего эксперимента

Базой исследования является ДОУ №21г.Копейска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента с октября по декабрь 2015г.

Исследовательская работа включает в себя констатирующий и формирующий этапы эксперимента .

Цель констатирующего эксперимента :

Выявить начальный уровень количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи данного эксперимента:

1. Провести диагностику уровня развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать полученные результаты.

Для проведения эксперимента была использована диагностика разработанная И.И. Аргинская.

Цель диагностики:

Выявить представления детей о счете предметов и об их упорядоченности.

Материалы:

Картонные круги диаметром 5 см. с точками.

На столе лежат круги с разным количеством точек. Круги расположены в беспорядке. Ребенок должен расположить эти круги в ряд по порядку.

В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.

Критерии оценок:

I уровень – задание выполнено самостоятельно и полностью верно.

II уровень – допущены 1-2 ошибки.

III уровень – допущены 3-4 ошибки.

IV уровень – допущено более 5 ошибок.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам разработать серию занятий на этапе формирующего эксперимента.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами была определена цель формирующего этапа эксперимента.

Лучшие статьи по теме