Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Талисманы
  • Особенности развития и социализации личности дошкольника. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника? Роль детского сада в процессе социализации ребенка

Особенности развития и социализации личности дошкольника. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника? Роль детского сада в процессе социализации ребенка

Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе). Главное условие данного процесса – общение. Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.

Факторы и особенности

Адаптируясь к внешнему миру, ребенок постепенно учится вести себя, соответственно правилам социума, примеряет определенную роль, старается найти баланс между требованиями окружающих и собственными потребностями. На успешность его социализации влияют факторы, которые бывают внешними и внутренними.

К внешним факторам относится семья, детский коллектив в дошкольном учреждении, во дворе, в кружках по интересам, центры раннего развития, а также религия и культура социальной группы. Внешние факторы устанавливают форму и содержание социализации дошкольника, определяют направление ее дальнейшего развития.

Внутренние факторы представляют собой индивидуальные особенности малыша, напрямую влияющие на формирование у него картины общества. Они в большей мере определяют стиль переживания отношений между личностями.

Проблема социализации ребенка дошкольного возраста относится к основополагающим в педагогике и возрастной психологии. Ведь именно она определяет возможность личности успешно функционировать в обществе.

Особенности социализации ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от его возраста, который определяет тип ведущей деятельности, пути и средства освоения социальных норм. Главным в развитии личности является:

  • На первом году жизни – общение внутри семьи. Ребенок воспринимает и усваивает базовую информацию о внешнем мире через призму семейных отношений. Также на их основе у малыша формируются нормы поведения в обществе.
  • В возрасте 1-3 лет – общение в коллективе детей. Родители должны понимать, что на этом этапе важно обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Это может быть детский сад, группы раннего развития, общение на детских площадках. В подобных коллективах дети учатся общению со своими ровесниками, впервые узнают такие понятия, как дружба, сопереживание. Хорошо, если в детских учреждениях разрабатываются и применяются разные программы социализации дошкольников.
  • В возрасте 3-6 лет – развитие собственной речи. В этот возрастной период речь ребенка становится его главным инструментом познания окружающего мира. Он учится строить диалоги, задавать вопросы, анализировать полученные знания.

Социализация дошкольника, как правило, проходит посредством игры. Поэтому педагоги разрабатывают комплексные программы, которые в игровой форме предлагают ребенку новую для него информацию.

Условия

Специалисты выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна успешная его адаптация к обществу. Таковыми являются:

  • Самостоятельность. Получая новые знания, ребенок должен уметь их осмыслить, проанализировать, овладеть ими. Самостоятельность необходимо поощрять с помощью личной заинтересованности малыша или же путем игровой мотивации.
  • Самоорганизация. Данным термином обозначают умение малыша без постоянного внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослых организовать и проводить свою деятельность. Как правило, самоорганизация ребенка проявляется уже в старшем дошкольном возрасте, маленькие детки еще не готовы к такому процессу. У старших дошкольников формируется умение воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самостоятельно ее контролировать и оценивать.
  • Коллективное взаимодействие. Для полноценного развития личности не достаточно лишь общения ребенка с взрослыми. Ему необходим контакт с детьми разного возраста. Причем, важно, чтобы в коллективе были как дети старше, так и младше, и, конечно же, сверстники. Общение с детьми разного возраста обеспечивает ребенку широкую социальную практику, что позволит ему в будущем без труда адаптироваться в любой социальной среде.

Для становления личности дошкольника, его успешной социализации важное значение имеет игровая деятельность. Ее необходимо сочетать с приемами и методами, которые модулируют игровую ситуацию и ориентированы на адаптацию малыша в обществе.

В дошкольных учреждениях педагоги создают специальные программы сопровождения социализации в игровой деятельности. В них используются такие методы и приемы как тренинги, развивающие упражнения и игры, психогимнастика, беседы, рисование. С их помощью у детей развивают определенные социальные качества, например, сотрудничество, рефлексию (склонность к анализу своих переживаний), эмпатию (постижение эмоционального состояния или внутреннего мира другого человека).

Проблемы

Некоторые родители сталкиваются с проблемами социализации ребенка дошкольного возраста. Чаще всего такие нарушения связаны с упорным нежеланием дошкольника ходить в садик, страхом общения с другими детьми. Малыш может игнорировать просьбы и пожелания родителей и воспитателей в детском саду. Такие нарушения социализации обычно легко поддаются коррекции в дошкольном возрасте. Главное – своевременно обратиться за помощью к специалисту, который подскажет способы и методы коррекции.

Социализация ребенка дошкольного возраста – ответственный и часто трудный процесс. Однако родители должны понимать, что ее значение огромно для будущей адаптации человека в обществе. Поэтому очень важно создать все условия для данного процесса, внимательно отслеживать поведение ребенка, направлять его деятельность и обучение. При любом подозрении на нарушение социализации следует показать малыша специалисту.

МБДОУ «детский сад №4 «Теремок».

Доклад

«Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника.»

Подготовила: воспитатель

Зянкина Елена Фёдоровна

2016 год

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

Педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;

Педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;

Педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

Навык соблюдать правила этикета;

Навык соблюдать правила безопасности;

Навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

Навык соблюдения общих правил, договоренности;

Навык применения позитивных способов решения конфликтных
ситуаций.

Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

Умение ребенка войти в детское общество:

Умение ребенка действовать совместно с другими;

Умение следовать и уступать общественным нормам;

Умение ребенка контролировать свои желания и др.

Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:

Интерес ребенка к себе;

Интерес к сверстникам;

Отношение ребенка к группе детского сада и др.

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями» . Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности.

И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…», а значит, он вовлекается в процесс социализации.

Рассмотрим, что такое:
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит..
Процесс социализации личности С. И. Гессен, отечественный педагог, рассматривает как три ступени:

Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность;
Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований;
Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития:. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Рассмотрим игру дошкольника, каким образом она является средством социализации.

2. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.

2.1. Игра в жизни дошкольников.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Как охарактеризовал игру С. Выготский: «Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

1.Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
2.В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.

Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья.

Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника.

Цели социализации дошкольников

Замечание 1

Развитие у ребенка основ социализации в процессе игровой деятельности – это одна из современных задач годового плана любого дошкольного учреждения. Социальное развитие ребенка в дошкольном обучении представляет из себя процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накопление опыта общения с окружающим миром (людьми, природой, техническими устройствами, сферой искусства, культурными ценностями). Конечно же, в процессе социализации малыш познает и самого себя, свой внутренний мир, узнает, что ему интересно, а что нет, и все это влияет на его будущее.

Цели социализации ребенка дошкольного возраста выглядят следующим образом:

  1. Воспитать у дошкольника представления о нормах и правилах поведения в обществе;
  2. Приобщить ребенка к миру людей, окружающей природы, технике;
  3. Содействовать социализации личности ребенка, оберегая его от негативных влияний.

Педагогические ориентиры в социализации дошкольника

Ребенок дошкольного возраста проводит больше всего времени в двух основных местах: во-первых, дома, с семьей и своими родителями, которые несут ответственность за его жизнь, здоровье и воспитание. Во-вторых, дошкольники проводят много времени в детских учреждениях – яслях и детских садах, а также в различных подготовительных развивающих кружках.

Педагогическими ориентирами социального развития дошкольника являются следующие:

  1. Во-первых, педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в своих способностях, а также ощущения нужности не только в рамках семьи, но и иных общественных отношений;
  2. Во-вторых, педагог воспитывает в ребенке чувство толерантности и позитивного отношения к окружающим, причем не только к другим детям, но и к старшим, а также к животным;
  3. В-третьих, воспитывает у ребенка социальные навыки, формирует социальную компетентность в социуме, который находится за гранью семейных отношений.

Замечание 2

Помимо того, что в дошкольном возрасте ребенку очень многое дают, к нему, все же, есть определенные требования. Эти требования формируются в виде базовых навыков, которые формируются в детском саду: навык соблюдать правила этикета, правил безопасности, сотрудничества с окружающими, безконфликтного взаимодействия с ними, соблюдение общих для всех правил и договоренностей, применение позитивных способов решения конфликтных ситуаций в случае их возникновения (первые уроки дипломатии и вежливости).

Показатели успешной социализации дошкольника

Контроль уровня социализации ребенка соблюдается при помощи специальных показателей. В качестве них могут служит следующие: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, следовать нормам и идти на уступки в случае несогласия с ними, контроль своих желаний.

Социально-личностные качества дошкольника также могут помочь определить уровень социализации. Во-первых, это проявляется в отношении ребенка к самому себе, в его поведении. Если ребенок не принимает себя сам, если он не видит своей пользы для общества, то это значит, что и общественность не увидит в нем тех способностей, которые он может развить, и которые будут полезны во взрослой жизни.

Во-вторых, интерес ребенка к сверстникам. Дети бывают очень разными, одни активны, требуют к себе много внимания, но при этом и сами готовы отдавать его. На ранних этапах развития им просто необходимо выплескивать свою энергию в общение, в игру с другими детьми. Этих детей отличает гиперактивность, экстраверсия, но это несет в себе не только положительные стороны (коммуникативность), но и отрицательные: зачастую такие дети могут получать очень мало внимания со стороны родителей и близких, поэтому стремятся самореализоваться и осуществить свой потенциал через общение с посторонними.

Другой тип детей – замкнутые в себе, интроверты. Такие дети с детства очень стеснительны, сложно идут на контакт со взрослыми или со своими сверстниками. Опять же, основные проблемы могут таиться именно в семье, где ребенка не ценят, не дают выразить свою точку зрения, не подчеркивают его значимость. Поэтому он сам не видит в себе никакого потенциала, не стремится развиваться, обладает таким качеством, как отсутствие мотивации.

В-третьих, отношение ребенка к группе детского сада. Это можно связать с предыдущими двумя аспектами, поскольку отношение начинается прежде всего с взаимодействия с собственным внутренним миром. Если ребенок знает о своих интересах, желаниях, не боится высказаться о них, то и отношение к остальным будет строиться на основе понимания.

Замечание 3

Конечно, дети воспринимают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Процессы ознакомления с действительностью сложны, полны противоречий, с которыми одному ребенку не справиться. Поэтому поддержка со стороны семьи и педагогов в этот период крайне важна. Именно в таком раннем возрасте, еще будучи совсем маленькими, мы понимаем, какими мы хотим быть, видим примеры для подражания и стремимся реализоваться, пусть и на самом раннем этапе, в процессе игры, взаимодействия с другими детьми. Но именно в этом и состоит суть социализации дошкольника: при помощи взрослых сформировать задатки, чтобы в процессе последующей социализации их реализовать в практической деятельности (в обучении, работе, хобби).

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника

  • внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
  • внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

  • для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
  • после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в . Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что , делиться, сопереживать;
  • от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Гендерная социализация дошкольников

Гендер – это социальный пол, значит, гендерная социализация – это определение в процессе социализации принадлежности к тому или иному полу и усвоению соответствующих норм поведения.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте начинается еще в семье, где ребенок усваивает социальные роли мамы (женщины) и папы (мужчины) и проецирует ее на собственные межличностные отношения. Хорошим примером гендерной социализации дошколят является игра «Дочки-матери», которая является своеобразным индикатором усвоенных полоролевых норм.

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми. В этом контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление - все органы его индивидуальности. Причём, как полагает учёный, все эти органы - сами возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове - всё это завоёвано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе овладения явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности.

Исследователи дошкольного возраста подчёркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребёнка связываются с опроизволиванием большинства психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребёнка в образовательном процессе.

Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, - отсюда главная линия развития ребёнка - «не столько постепенная социализация, вносимая в ребёнка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребёнка» .

Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка:

  • · наличие сознания;
  • · личность как качественный уровень психического развития;
  • · социальная сущность и детерминированность личности;
  • · произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и окружающими людьми.

Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, - посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Становления и овладение высшими психическими функциями (суть ядро личности), их социогенез происходит в процессе взаимодействия ребёнка с социальной действительностью в деятельности и общении; качественные возрастные новообразования являются показателями личностного развития.

Социализация индивида рассматривается в понятиях: «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «личностные новообразования», «кризис». Причём характеристика возраста рассматривается в континууме всего развития: взаимообусловленности и взаимодействия этих параметров в смежных возрастах (предшествующих и последующих).

В культурно-исторической концепции психическое развитие ребёнка предстаёт как «обретение им свободы, как эмансипация от окружающей среды, как утверждение самостоятельности при всё более содержательной близости со взрослым, то есть именно как развитие личности». . Развитие понимается как саморазвитие в ходе овладение ребёнком с помощью средств собственным поведением и психическими процессами, как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. При этом ступени - суть возрастные периоды психического развития - выступают качественно своеобразными вехами формирования детской личности.

Структура детской личности рассматривается в единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов), во взаимодействии психического и личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), волевого и произвольного компонентов (Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов) и представлена следующими сферами:

  • · аффективной сферой (эмоции);
  • · интеллектом (познавательная сфера);
  • · волей, обеспечивающей единство аффекта и интеллекта .

Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека - период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

  • · адаптации к социальному миру;
  • · интеграции и принятия социального мира как данности;
  • · дифференциации - способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития - сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

Достижения социализации связаны с культурогенезом детства - результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации.

Исходя из рассмотренных выше стадий социализации устанавливаются следующие содержательные изменения культурогенеза детства - адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

В современной литературе представлено три точки зрения на социализацию и её информационную основу:

  • 1. традиционная: социализация рассматривается как процесс адаптации к окружающему миру, приспособление - главное средство и цель социализации;
  • 2. интеграция: социализация трактуется как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И.С. Кон);
  • 3. индивидуализация: социализация как процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик).

Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

  • 1. в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
  • 2. взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
  • 3. социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
  • 4. социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития.

Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.

Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка.

Фактор (в отличие от условий) - существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место в ряду факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.

Социализация личности ребёнка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными исследованиями по социальной педагогике, социологии.

К моменту окончания периода дошкольного детства (возраст шесть-семь лет) у ребенка возникает способность и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

Познание ребенка дошкольного возраста эмоционально: все, что с ним происходит, он запечатлевает в своей эмоциональной памяти. Поэтому познание социальной действительности начинается с непосредственного, эмоционально-чувственного восприятия. Факты действительности, вызывающие эмоциональный отклик, составляют основу накопления первого социального опыта с первых дней рождения ребенка.

Приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

ДОУ должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение и на основе этого способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.

Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия ДОУ и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей. В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности).

Специфика процесса социализации детей дошкольного образовательного учреждения должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации.

Лучшие статьи по теме