Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Приметы и суеверия
  • Поздний токсикоз при беременности лечение. Гестоз или поздний токсикоз - причины и методы лечения. К основным заболеваниям, провоцирующим развитие позднего токсикоза, относят

Поздний токсикоз при беременности лечение. Гестоз или поздний токсикоз - причины и методы лечения. К основным заболеваниям, провоцирующим развитие позднего токсикоза, относят

Не все родители уделяют необходимое внимание развитию мышления в дошкольном возрасте. Однако исследователи указывают на наличие взаимосвязи между мышлением и речью. Чем раньше будет начато развитие интеллекта, тем богаче будет словарный запас дошкольника.

Виды мыслительной деятельности

Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:

  1. Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте и т. д.).
  2. Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
  3. Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием. Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.

У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:

  1. Эмпирическое. Высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
  2. Аналитическое. Аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
  3. Интуитивное. Умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.

Мыслительные операции

Существует несколько универсальных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:

  1. Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
  2. Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
  3. Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков и т. д.).
  4. Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.

Детские вопросы

У старших дошкольников вопросов всегда значительно больше, чем у младших школьников. Постоянные «почему» не должны пугать родителей. Папа и мама могут убедиться в правильном ходе развития интеллектуальных способностей у сына или дочери. Родителям следует по возможности предоставлять малышу всю необходимую информацию хотя бы в адаптированном варианте. Вопросы делятся на 3 категории:

  1. Эмоциональные. Ребенку необходима не столько информация, сколько поддержка взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно или в безопасности.
  2. Познавательные. Такие вопросы задают для получения новых сведений. С их помощью родители и воспитатели могут отслеживать развитие мышления у детей дошкольного возраста. Отмечено, что у умственно отсталых детей вопросов обычно не возникает.
  3. Вспомогательные. Для полноценного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянное пополнение копилки знаний об одном и том же предмете. Сегодня захочет узнать назначение объекта. Завтра он спросит, из чего этот объект изготовлен.

Помня о возрастающих интеллектуальных потребностях сына или дочери, родители должны заниматься не только развитием ребенка, но и повышением своего уровня грамотности. Особенность развития мышления у умственно отсталых или аутистов заключается в том, что окружающий мир их практически не интересует. Ребенка необходимо отвести к специалисту для диагностики мышления. Эмоциональные вопросы не должны ассоциироваться с детской отсталостью. Они указывают на недостаток внимания. Маме и папе следует уделять детям больше времени. Чтения сказок на ночь будет вполне достаточно.

Творческое мышление

Родители полагают, что задачи умственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы научить малыша считать и писать печатными буквами. Но этого для успешного обучения в школе недостаточно. Ребенок должен научиться мыслить креативно. В школе ему предстоит не только решать примеры и писать диктанты. И в младших, и в старших классах многие задания будут иметь творческий характер. Диагностика умственного развития дошкольников показывает, что дети с богатым воображением хорошо справляются как с написанием сочинений, так и с решением задач по алгебре.

Развитие творческого мышления начинается в 3-4 года. Упражнения, которые используют родители или воспитатели, должны иметь форму игры. Если занятия для развития воображения принимают форму урока в школе, результат достигнут не будет. Дети быстро устают от таких упражнений. Чтобы занятия проходили успешно, нужно учитывать особенности мышления детей дошкольного возраста.

Фантазию малыша нужно стимулировать постоянно. Развитие творческого мышления — хорошее занятие во время прогулки по осеннему парку. Можно предложить детям сочинить сказку об опавших листьях. Дома необходимо поставить пьесу, созданную детским писателем или же самим ребенком. К игре следует привлечь друзей сына или дочери и их родителей. Такие методы умственного воспитания приведут к быстрому результату и увлекут ребенка.

У родителей не всегда бывает достаточно времени для занятий. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста не должно прерываться. Заменить живое общение невозможно, но его можно компенсировать развивающими игрушками. Конструктор «Лего» стимулирует креативность и развитие логического мышления у дошкольников.

В возрасте 6-7 лет задача должна усложниться. Нужно готовиться к школе, учиться работать с карандашами и ручками. Необходимо учитывать особенности развития мышления детей в этом возрасте. Дошкольник хочет выражать свои мысли графически. Самое просто задание предполагает написание на листке бумаги нескольких слов, не связанных по смыслу, например дерево, ручка, торт, сапоги. Ребенку следует написать небольшое сочинение, в котором присутствовали бы все перечисленные слова. Можно нарисовать на листке линии, точки или любые абстрактные фигуры и предложить дошкольнику дорисовать предметы.

Инженерное мышление

Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.

Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры. Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.

Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно. Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом. Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.

Мнение о том, что направление развития ребенка выбирается по его принадлежности к гуманитариям или к тем, кто имеет способности к точным наукам, ошибочно. Развитие инженерной логики для дошкольника так же обязательно, как и обучение чтению и письму.

Подбор упражнений

Мамам и папам не стоит полностью доверять развитие дошкольника воспитателю в детском саду. Педагог не сумеет уделить одинаковое количество времени всем детям. Родителям должны быть известны теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте, чтобы работать с ребенком самостоятельно. Идеальным вариантом будут занятия в детском саду, чередующиеся с домашними упражнениями.

Диагностика умственного развития детей показывает, что психически здоровый ребенок к 3-4 годам способен давать основные характеристики предметам. Обучение можно начинать с развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развивающее упражнение может быть таким: вспомни животное, которые ты видел месяц назад у бабушки в деревне, опиши его, расскажи сказку с участием этого животного.

К пяти годам показателем высокого уровня мышления является способность классифицировать предметы. В этом возрасте ребенок знает названия некоторых животных и основных профессий, умеет описывать внешность людей и считать в пределах 2-3 десятков. Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста подойдет упражнение: ребенок прячет картинку и описывает изображенный на ней предмет взрослому, который должен угадать изображение. Затем ролями можно поменяться.

К шестилетнему возрасту ребенок не просто описывает события, но и дает им свою оценку. Родителям потребуется знание технологии развития критического мышления у дошкольников. Упражнение для работы может выглядеть так: мама просит ребенка описать погоду на улице, а затем предлагает дошкольнику объяснить, почему сегодня именно такая погода. Малыш также может сообщить, как он относится к тому или иному явлению природы. Правильность ответа в данном случае не обязательна.

Различные педагогические школы могут предлагать непохожие критерии оценки умственных способностей детей. Для одной школы действенное мышление должно быть развито к четырем годам. Другая система утверждает, что развитие того же вида мышления к шести-семи годам — это норма. Родителям следует не просто копировать готовые образовательные модели. Необходимо адаптировать их с учетом особенностей своего ребенка.

Задание: «На одной из этих картинок есть ошибка. На какой? Объясни почему»

Задание: «На какой тарелке груша лежит перед яблоком?»

Задание: «Где чья тень?»

Задание: «Что получится, если вырезать фигуру, нарисованную на сложенном листе?»

Задание: «Что должно быть нарисовано в пустой клеточке?»

Задание: «Одна из этих башен должна упасть. Какая?»

Задание: «На какой рисунке поза мишки и зайки совпадает с верхней картинкой?»

Задание: «Сколько чёрных клеточек закрывает этот упитанный динозаврик? Считай только целые клетки.»

Задание: «Выбери недостающий маленький кубик так, чтобы каждая грань большого куба была одного цвета.»

Задание: «У дрессировщика запутался хлыст. Сколько на нём узлов?»

Задание: «Палочка какого цвета самая нижняя?»

Задание: «Одна мышка сейчас упадет. Какая?»

Задание: «Что находится близко от девочки, что далеко?»

Задание: «На каких рисунках верёвки завяжутся узлом, если потянуть за их концы?»

Задание: «Сколько животных видит девочка, сколько-мальчик, а сколько -их папа?»

Задание: «Раздели каждую плитку шоколада на 4 равные части»

Задание: «Поменяй местами двух танцоров так, чтобы мальчики и девочки стояли через одного.»

Задание: «Путешественники решили сфотографировать домик. У кого какая фотография получилась?»

Задание: «Из каких частей построен этот кораблик?»

Задание: «Робот решил убраться. Что он сделал не так? Найди восемь «неправильностей»»

Мышление в жизни детей

Когда ребенок подходит к возрасту 5-6 лет, родители должны обратить внимание на уровень его мышление. Поскольку умение анализировать и систематизировать получаемую информацию повысит успеваемость в школе. Игры с геометрическими фигурами помогают систематизировать знания о понятиях: форма, цвет и размер.

Возможно, ли пронести громоздкий шкаф по узкому коридору? Что сшить, в чем пойти на выпускной вечер? Как встать таким образом, чтобы на полученной фотографии каждый человек был хорошо виден? Все эти задачи ставятся для образного мышления. Сами по себе образы бывают нескольких категорий в зависимости от того, какие органами чувств воспринимаются.

К категории мышления также относят и понятия и вместе представляют незаменимые элементы. С помощью образов можно очень быстро принять решение по поводу постановки и расстановки этого объекта. Конечно, необходимо обладать внутренней способностью к манипулированию образами (мысленному вращению предметами), их трансформации и комбинированию. Такое мышление жизненно важно, однако появляется оно далеко не сразу.

Маленьким детям нельзя переходить улицу одним, поскольку они не в состоянии пока что верно оценить правильное расстояние между ними и машиной. Подобная способность сформируется только к 15 годам. Полученная информация об образах воспринимается мгновенно, за несколько миллисекунд.

Пересказ увиденного или прочитанного займет намного больше времени, чем быстротечный пробег кошки, и, причем далеко не всегда будет полным, ведь для многих явлений просто нет подходящих названий, слов. Те свойства предмета, которые отражаются в образах, можно занести в узкие рамки понятий. Их нельзя поделить на существенные и несущественные. Данная способность образов очень ценится при решении задач.

С помощью образного мышления можно увидеть различные свойства предмета (в том числе и те, которые обычно признаются несущественными в понятиях) и, уже используя эти свойства, выявлять связи между объектами.

В конце 20-го века фото-, кино-, телесъемка существенно упростили создание и преображение изображений по сравнению с традиционной техникой рисования. Сейчас стало намного легче наглядно показать обсуждаемый предмет, показать динамику изменения, выявить различные возможные исходы события. Это очень сильно помогает вести работу качественно, облегчая жизнь человеку.

Для решения поставленных задач человек использует определенные алгоритмы, схемы действия. Эти алгоритмы составлены как из образов, так и из понятий. Оперируя формальными знаниями, человек в уме проецирует уже новые, уникальные образы, которые помогут ему в дальнейшем быстрее справиться с задачами. Поэтому для качественной деятельности необходимо как мыслить образами, так и оперировать давно всем известными понятиями.

Видео о том, как с помощью картона и ножниц развивать детское мышление

Слова «беременность» и «токсикоз» в сознании большинства людей связанны неразрывно. И настолько же прочно сам токсикоз ассоциируется с головокружением и А то и в течение всего дня. Именно из-за этого стереотипа женщины так удивляются, когда им говорят о позднем токсикозе беременных. Конечно, ведь женщина, чаще всего, не испытывает тошноты на этом сроке. Однако, гестоз, именно так с 1996 года называется это заболевание, имеет несколько другую природу и симптоматику, нежели ранний токсикоз.

К сожалению, токсикоз второй половины беременности часто протекает совсем не заметно для женщины, при этом он может иметь просто катастрофические последствия и перетечь в очень тяжелую форму. Различают 4 формы гестоза:

Отеки. Они могут быть явными и скрытыми. Скрытыми называются отеки внутренних органов, выявить их можно только на приеме у врача. Причина появления отеков - задержка жидкости в организме. Позднее отекать начинают конечности. Однако, вовсе не обязательно отеки свидетельствуют именно о гестозе, необходима консультация гинеколога.

Следующая стадия носит название нефропатия. На этой стадии начинается Выражается это в трех симптомах: отеках, повышении артериального давления и появлении белка в моче. Нефропатией может быть легкой, средней и тяжелой.

Следующая стадия, преэклампсия, развивается только у 5% Для это стадии характерны, кроме уже указанных симптомов, нарушения нервной системы, проявляющиеся в болях в затылочной части, тошноте, головокружении, иногда даже психологических изменениях и неадекватном поведении.

Самая тяжёлая стадия называется эклампсия. На этой стадии поздний токсикоз имеет очень неприятные проявления, наиболее характерным из которых являются судороги скелетной мускулатуры всего тела. Такой приступ может закончиться инсультом. Кроме того, есть вероятность отслоения плаценты, а это может привести к смерти плода.

Причины развития позднего токсикоза до сих пор не выявлены, существует очень много теорий. Однако большая часть ученых считает, что выделить какую-то одну причину развития гестоза невозможно. А вот процессы, происходящие в организме беременных во время гестоза, изучены хорошо. Прежде всего, гестоз - это спазм кровеносных сосудов, который приводит к снижению объема крови, ее разжижению. Все это отрицательно влияет на кровоснабжение органов и тканей. Возникает дистрофия тканей, иногда приводящая к их отмиранию. Недостаток кислорода особенно сильно влияет на головной мозг, печень, кровеносную систему. Кроме того, гестоз может привести к гипоксии плода.

Параллельно с этими процессами увеличивается проницаемость тканей, вследствие чего начинается накопление жидкости в организме. Именно это является причиной отеков, характерных для позднего токсикоза. А причина в спазме сосудов.

Как видно из всего вышеописанного, поздний токсикоз - серьезное заболевание, требующее своевременного лечения. Однако вовремя диагностировать гестоз довольно затруднительно. Прежде всего, каждая женщина должна знать, входит ли она одну из групп риска. К сожалению, поздний токсикоз может развиться и у совершенно здоровой женщины, однако, у женщин, страдающих некоторыми заболеваниями риск развития гестоза гораздо выше.

К таким заболеваниям относятся гипертония, хронические заболевания желудка, почек, желчевыводящих путей, заболевания щитовидной железы и ожирение. Женщинам, страдающим этими заболеваниями, необходимо позаботиться о себе и ребенке еще до зачатия. Необходимо пройти курс лечения, а во время беременности очень внимательно следить за своим состоянием, а конкретно за изменением веса и давления.

Кроме того, нужно вовремя встать на учет в женскую консультацию и регулярно посещать своего врача. В первой половине беременности не реже одного раза в две недели, а в последнем триместре и вовсе каждую неделю. При нормальном развитии беременности недельная прибавка в весе должна составлять около 500 г.

В случае подозрения на поздний токсикоз беременных, женщине будет предложено сдать ряд анализов и, возможно, пройти госпитализацию. Отказываться не стоит, так как гестоз иногда развивается очень быстро и последствия могут быть необратимы.

Но вот, у женщины подтвержден Лечение в этом случае просто необходимо. К сожалению, вылечить полностью гестоз не получится, однако контролировать состояние женщины при этом диагнозе вполне можно. Для этого нужно соблюдать режим питания и приема жидкости, возможно, принимать успокоительные средства. Кроме того, при помощи медикаментов нормализуется работа внутренних органов.

Обычно стимуляцию при гестозе стараются не проводить. Женщину наблюдают до начала самостоятельных родов. Однако, в случае, если возникает угроза жизни и здоровью роженицы или ребенка, может возникнуть необходимость вызвать роды путем стимуляции.

Гестоз или поздний токсикоз при беременности является патологическим состоянием, которое сопровождается нарушениями со стороны различных систем организма. Он опасен своими последствиями, в тяжелых случаях возникает риск летального исхода и требуется экстренное родоразрешение.

Поздний токсикоз развивается примерно у 10-15 женщин из 100. При первых признаках осложнения пациентку госпитализируют в отделение патологии беременности.

Сложность в том, что выявить гестоз в начале его развития не всегда возможно, симптомы могут быть размытыми.

Опасность позднего токсикоза в постепенном скрытом развитии: внутренние отеки, белок в моче, рост артериального давления часто не вызывают никакого дискомфорта у беременной и остаются незамеченными.

Выявить это состояние может врач, поэтому так важны регулярные визиты к нему. Гестоз нарушает обменные процессы и отражается на состоянии плаценты: у ребенка развивается дефицит кислорода и питания.

При позднем токсикозе происходят нарушения солевого обмена, в организме накапливаются натрий и вода, а стенки сосудов становятся более проницаемыми. Это приводит к наполнению тканей и органов жидкостью и внутренним отекам.

Кровообращение нарушается, ткани получают недостаточно кислорода и питательных веществ. Страдают головной мозг, печень, почки, матка и . Гипергидратация приводит к дистрофическим изменениям, кровоизлияниям, нарушениям функций органов.

Причины позднего токсикоза

Клинические исследования, направленные на изучение причин гестоза, так и не выявили, что же играет первостепенную роль в его развитии.

На сегодняшний день существует несколько предположений:

  1. Сторонники кортиковисцеральной теории считают, что токсикоз при беременности на поздних сроках является своеобразным неврозом, выражающимся в нарушении физиологических корково-подкорковых связей. В результате изменяется работа сосудистой системы, ухудшается кровоснабжение.
  2. Эндокринная теория утверждает, что изменение активности желез приводит к нарушению регуляции сердечно-сосудистой системы, ухудшению кровообращения и обмена веществ в органах. Это происходит потому, что гормоны влияют на тонус сосудов, свертываемость и текучесть крови.
  3. Приверженцы иммунологической теории говорят, что при гестозе возникает неадекватная реакция материнского организма на антигены ребенка. Это приводит к изменениям в тонусе и проницаемости сосудов, а затем к нарушениям в органах и тканях.
  4. Генетическая теория основана на предположении, что частота поздних токсикозов выше у беременных, матери которых также страдали от этого осложнения. Возможно, существуют «гены преэклампсии».
  5. Плацентарная теория утверждает, что основная причина гестоза – отсутствие характерных для нормально протекающей беременности изменений в сосудистой сети матки, питающей плаценту. Поэтому образуются вещества, которые нарушают работу сердечно-сосудистой системы матери.

Большая часть исследователей сходится во мнении, что нельзя выделить одну причину позднего токсикоза. Нарушение функции внутренних органов происходит из-за комбинированного воздействия различных факторов.\

Признаки патологии

Симптомы токсикоза на поздних сроках беременности зависят от формы патологии. По этому критерию выделяют типичные и атипичные проявления. К первой группе относятся:

  1. Водянка. Ее единственный симптом – отеки, появляющиеся на руках, ногах, животе и лице. Эта форма – первая стадия позднего токсикоза беременных. Самочувствие женщины не ухудшается, только при выраженных отеках появляется чувство тяжести, быстрая утомляемость, чрезмерная жажда. Изменений артериального давления нет, оно либо находится в норме, либо чуть ниже ее. Почти у четверти беременных с водянкой впоследствии развивается нефропатия. Подробнее о водянке беременных→
  2. Нефропатия. Эта форма проявляется сочетанием отеков, гипертензии и протеинурии (появлением белка в моче). Основной симптом – артериальная гипертония, в отдельных случаях достигающая показателя 200/150 мм рт. ст. и более. Гинекологи определяют степень нефропатии по специальной шкале Савельевой, она оценивает совокупность различных показателей во время осмотра.
  3. Преэклампсия. Включает в себя симптомы нефропатии, а также другие проявления: головную боль, головокружение, чувство тяжести в затылочной и лобной части, бессонницу, апатию, заторможенность, нарушения зрения в виде «мошек», «пелены» или слепоты, шум в ушах. Появляются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (рвота, тошнота, боли в области живота).
  4. Эклампсия. Наиболее тяжелая и редко встречающаяся форма позднего токсикоза беременных. Представляет собой судорожный припадок, развивающийся на фоне преэклампсии при воздействии сильного раздражителя: громкого звука, яркого света, боли. Сначала появляется подергивание мышц лица, затем развиваются тонические судороги, иногда с остановкой дыхания и прикусыванием языка. После – клонические судороги (непроизвольные сгибания и разгибания конечностей), остановка дыхания, цианоз, пена изо рта. Завершается припадок глубоким вдохом, восстановлением дыхания.

Таким образом, все типичные формы позднего токсикоза беременных представляют собой разные стадии этого осложнения. К атипичным относят нефропатию с гипертензией и безсудорожную эклампсию.

Возможные осложнения

Процессы, которые происходят в женском организме при позднем токсикозе, исследованы гораздо лучше, чем причины, их вызывающие. Изменения возникают из-за спазма всей сосудистой системы, уменьшения циркуляции крови, нарушения ее свертываемости и текучести.

Сердечная мышца становится более слабой. В итоге происходит снижение кровоснабжения тканей, в них развиваются дистрофические процессы, приводящие к отмиранию. Недостаток кровоснабжения наиболее сильно отражается на работе почек, печени и головного мозга.

Плацента состоит в основном из сосудов, которые при гестозе изменяются и не могут обеспечить обмен кислородом и питательными веществами между беременной женщиной и ее ребенком. Возникает гипоксия плода и внутриутробная задержка развития.

Токсикоз на поздних сроках беременности может привести к сердечной недостаточности, отеку легких, острой почечной недостаточности, коме и появлению HELLP-синдрома (разрушение клеток печени, тромбоцитопении, гемолизу эритроцитов).

Для плода это состояние опасно преждевременной , развитием фетоплацентарной недостаточности, которая приводит к острому и хроническому кислородному голоданию, внутриутробной задержке развития, преждевременным родам.

Профилактика позднего токсикоза

Надежного средства, предотвращающего развитие позднего токсикоза, пока не существует. Но в силах женщины свести риск появления патологии и тяжелых последствий к минимуму.

Рассмотрим меры, позволяющие проконтролировать состояние будущей матери и не упустить момент для оказания медицинской помощи.

Питание и режим дня

Предупреждение позднего токсикоза основано на соблюдении режима и диеты. Во второй половине беременности каждой женщине необходимо отказаться от употребления копченых и консервированных продуктов, чрезмерно пряных и соленых блюд, шоколада.

Готовить пищу лучше на пару или запекать, от жарки нужно воздержаться. Проводят контроль объем потребляемой жидкости, общее ее количество должно составлять около 1 литра (+/- стакан), включая супы, компоты, чай.

Также учитывают соки, поступающие с некоторыми фруктами и овощами (арбузы, апельсины и огурцы содержат много воды).

Не забывайте, что один из первейших признаков гестоза – чувство жажды, заставляющее женщину употреблять много жидкости, объем мочи при этом значительно меньше положенного.

Вода наполняет ткани и задерживается в них, появляются скрытые отеки. Поэтому нужно постоянно контролировать количество поступающей жидкости и соли.

Необходимо свести к минимуму употребление мучных продуктов, сладостей.

Рацион должен состоять из овощей, разнообразных каш (предпочтительнее овсяная и гречневая крупа), творога, кисломолочных продуктов. Мясо и рыбу выбирают нежирных сортов и отваривают или готовят на пару.

Полезен будет морс из брусники и клюквы, отвар сухофруктов. Эти напитки способствуют выведению излишка воды и служат профилактическим средством при воспалительных заболеваниях мочевыводящей системы.

Соблюдение режима дня – второй важный компонент профилактики позднего токсикоза. Спать нужно в ночное время и не менее 8 часов. В последнем триместре желательно находить возможность прилечь в течение дня хотя бы на 1 час.

Исключить физические и эмоциональные нагрузки. Если чувствуется внутреннее напряжение и беспокойство, нужно обратиться за помощью к психологу (например, в женской консультации).

Контроль прибавки в весе

Чтобы не пропустить первые симптомы позднего токсикоза при беременности, со средины срока стоит начать вести дневник самоконтроля. В нем записывают прибавку веса, для большей наглядности – в виде графика.

Нормальным считается прирост массы тела на 350 грамм за неделю.

Таким образом, можно отследить появление внутренних отеков, при этом осложнении вес увеличивается быстрее за счет накопления воды в тканях.

Благодаря ведению дневника проблему удается обнаружить на раннем этапе и быстро устранить с помощью корректировки питания и приема лекарств, не прибегая к госпитализации.

Наблюдение за активностью плода

Еще одним показателем, который полезно фиксировать, является количество шевелений будущего ребенка. В течение нескольких дней нужно прислушиваться к его движениям и отмечать их.

Толчки должны хорошо ощущаться с 25 недели. Затем, когда примерное количество будет известно, контроль можно проводить дважды в неделю, утром и вечером по полчаса.

Так как активность и общее состояние плода полностью зависят от самочувствия матери, при развитии позднего токсикоза количество шевелений изменяется. Если ребенок стал двигаться редко или, наоборот, слишком активен, нужно непременно сообщить об этом гинекологу.

Поздний токсикоз беременных или гестоз – очень серьезное осложнение, последствия которого могут быть жизненно опасными для матери и будущего ребенка. Но при профилактике и своевременном выявлении этой проблемы, коррекция состояния проходит быстро и успешно.

Поэтому, начиная с 20 недели, беременной стоит внимательно отнестись к своему рациону и режиму дня, а также не пропускать визиты к врачу и сдачу анализов.

Полезное видео: диагностика и профилактика гестоза

Лучшие статьи по теме