Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Знаки зодиака
  • Беседа умеешь ли ты дружить. Тема «Умеешь ли ты дружить? IV. Проблемная ситуация. Учебный диалог

Беседа умеешь ли ты дружить. Тема «Умеешь ли ты дружить? IV. Проблемная ситуация. Учебный диалог

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 1 «в» КЛАССА

Тема «Умеешь ли ты дружить?»

Цель: Раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеским взаимоотношениям.

Задачи:

1) дать понятие о дружбе и товариществе, обо всех гранях этих

человеческих взаимоотношений на примерах литературных

произведений, песен, стихотворений и на личном опыте детей;

2) способствовать развитию речи и мыслительной деятельности

учащихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать);

3) воспитывать чувство сопереживания с друзьями в их бедах, умение разделить с ними радость.

Актуальность выбранной темы :

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

Ход мероприятия:

Вед. Ребята, здравствуйте, куда это мы попали? Как красиво кругом. Ой. Кто это шуршит в траве? Осторожно…

(Появляется Светлячок с фонариком)

Вед. Ребенок1: Летним вечером Светлячок зажигает свой голубой фонарик и летает, летает над травой. Что он делает? Чем занят? Оказывается, ищет друга.

Вед. Ребенок 2: Да, у каждого из вас есть друг, иногда даже много друзей. А у Светлячка не было ни одного. Но он знал, что с друзьями хорошо и весело, можно поиграть. Вот ему и захотелось иметь друга. Зажег он фонарик и полетел

Вед. Ребенок 1: Летел Светлячок, летел и вдруг услышал в траве какие-то звуки. Посветил фонариком и видит: Кузнечик прыгает, куда-то торопится. Светлячок окликнул его.

Светлячок: - Кузнечик, а Кузнечик!

Кузнечик: - Чего тебе?

Светлячок: - Ты хочешь стать моим другом?

Кузнечик: - Да, хочу.

Светлячок: - Тогда пойдем со мной поиграем.

Кузнечик: - Хорошо, но только чуть позже. Сейчас я должен найти своего младшего брата. Он только, что шалил здесь и куда-то пропал. Я его жду, а его все нет. Мама волнуется, велела мне разыскать его. Ты появился как раз вовремя. Помоги мне, посвети, пожалуйста, на дорогу!

Светлячок: - не могу я этим заниматься, я должен искать друга!

Вед. Ребенок 2: Летел он, летел и вдруг опять слышит в траве какой-то звук. Посветил он опять фонариком и увидел Муравья. Бежит Муравьишка, а за спиной у него большой мешок. Светлячок и кричит ему:

Светлячок: - Эй, Муравей, Муравей!

Муравей: - Что тебе?

Светлячок: - Не хочешь ли ты стать моим другом?

Муравей: - Хочу!

Светлячок:- Ну давай поиграем!

Муравей: - Ладно, поиграем, но немного погодя, я должен отнести домой мешочек, только вот я немого заблудился. Посвети мне, покажи дорогу.

Светлячок: - Не могу я этим заниматься. Я должен друга искать!(летит дальше)

Вед. Ребенок 1: Вот уже, который вечер Светлячок, держа свой фонарик, все летает и летает над травой. Чем он занят? Чего он хочет? Все друга ищет.

Вед. Ребенок 2: Так и не нашёл?

Вед. Ребенок 1: Нет, не нашёл.

Ведущий: А вы, ребята, знаете, как найти настоящего друга. Научим же скорее Светлячка. А то он так и будет летать один, только устанет зря. Ты

садись, послушай, ребята поделятся своим опытом, как складывались отношения с друзьями у них.

Мальчик1: Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

« А я-то в дружбу нашу верил! …

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один просится:

Матросом - ты, матросом - я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек…

Ах, Колька, Колька – что ж ты это?

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь! ...

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так несмело

Вошел с поникшей головой:

Мальчик 2 - Прости уж, сердишься?

Беда, горячий я такой!

Мальчик 1 Я подхожу к нему мириться,

И говорю ему: - Ну что же!

Я не сержусь: чего сердится?

Я так и знал, что ты придешь!

Ведущая: Первое, что нужно запомнить для настоящих друзей, что друга обязательно надо прощать, да и самому попросить прощения у друга не стыдно и не трудно.

Песня: « Верный друг»

Ведущая: А вот еще один случай который следует изучить. Посиди, Светлячок, послушай.

Девочка 1 Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий,

Я шепчу: - Дружи со мной …

Мы же одногодки

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Девочка 2:Предлагаю Ильиной –

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменитой.

Девочка 3: Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - дружи со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг …

Написать ли объявление

Срочно требуется друг.

Ведущая: вот еще один совет для Светлячок и для вас ребята:

Нельзя командовать другом. Высокомерие, эгоизм, корысть – мешают дружеским отношениям. Если хочешь искренних отношений, старайся и сам прийти на помощь.

Песня: «Все мы делим пополам.»

Светлячок: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как нужно искать друзей. Друзьям следует помогать. Друзей беречь. Быть внимательнее, отзывчивее, добрее.

Теперь то я быстро найду себе друзей.

Ведущая: а по-моему, светлячок, ты уже нашел их! Правда, ребята!

1 уч. Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте сила злая

Не опасна будет вам

Надо помогать друзьям!

2 уч. Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой!

3 уч. Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей

Все отдал – богаче стал

Что сберег, то потерял.

4 уч. Лишь тот не на год –

Навсегда богат,

Кто дружбу сохраняет,

Как бесценный клад.

Лишь тот не на год –

Счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет

Честно сквозь года.

Песня «Настоящий друг».

1. Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит.

Лишнего не спросит. 2 раза

2. Мы поссоримся и помиримся.

Не разлить водой: шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь 2 раза

Вот что значит настоящий верный друг.

3. Друг всегда меня сможет выручить

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту. 2 раза

Вот что значит настоящий верный друг.

У дружбы есть свои законы-

Они рождаются не вдруг.

Вот в классе – все тебе знакомы,

Но лишь один из них твой друг.

А сейчас я предлагаю встать всем нам, и вам сверчок, и вам муравьишка, и кузнечик, в наш круг дружбы и поиграть.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире Дружбы круг,

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари,

(дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло руки.

(дети пожимают руку тому кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней.

Имей друга всегда и два, и три,

И другу слева подари.

(Дети дарят друг другу что-то по кругу в левую сторону)

Нет пословицы, ребята, верней,

Той, что гласит «Имей сто друзей»

Пусть растет и ширится Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

Песня: «Шире круг»

Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

Шире круг, шире круг, музыка зовет,
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан
Дружат люди разных стран.

Шире круг, шире круг, музыка зовет,
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.

Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку - друг!

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод!

Песня «Песня волшебников»

Слова Луговой В. Музыка Гладков Ген.

Чтоб могли на Марс летать

Люди без опаски,

С детства учимся мечтать

Мы у старой сказки.

Важно только не забыть,

Как ответ к решеньям,

В жизни каждый должен быть

Добрым и волшебником.

От чего бы не сказать

Дружно, вслух, всем вместе,

В трудный час не унывать

Помогают песни.

Всем на свете, наконец,

Нам напомнить нужно,

Ежедневно сто чудес

Совершает дружба.

Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!

1 ступень обучения – начальная школа, 3 класс.

Формы учебной работы: тематический классный час, спецкурс « Все цвета, кроме черного»

Тема классного часа : Умеешь ли ты дружить / Занятие 7/

Цель : научить детей ценить дружбу.

Задачи занятия :

1.Расширение знаний детей о дружбе: рассмотреть понятия: «Дружба», «Настоящий друг», «Товарищ». Определить законы дружбы.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружеские отношения со сверстниками, общаться в коллективе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

На доске эпиграф к занятию:

Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!

Ш.Руставели.

На партах : фломастеры, листы бумаги, рабочая тетрадь.

/ Классная доска разделена условно на три части. На первой написано определение понятия «дружба» из толкового словаря В.И.Даля: «Дружба -…. Бескорыстная стойкая приязнь». На второй части написано предложение: «Друг – это тот, кто……..», третья часть свободна для прикрепления листов с ответами на полученные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка тематического классного часа.

Уровень образования школьников: 1 ступень обучения – начальная школа, 3 класс.

Формы учебной работы: тематический классный час, спецкурс « Все цвета, кроме черного»

Тема классного часа : Умеешь ли ты дружить / Занятие 7/

Цель : научить детей ценить дружбу.

Задачи занятия :

1.Расширение знаний детей о дружбе: рассмотреть понятия: «Дружба», «Настоящий друг», «Товарищ». Определить законы дружбы.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружеские отношения со сверстниками, общаться в коллективе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование, оформление, инвентарь :

На доске эпиграф к занятию:

Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!

Ш.Руставели.

На партах : фломастеры, листы бумаги, рабочая тетрадь.

/ Классная доска разделена условно на три части. На первой написано определение понятия «дружба» из толкового словаря В.И.Даля: «Дружба -…. Бескорыстная стойкая приязнь». На второй части написано предложение: «Друг – это тот, кто……..», третья часть свободна для прикрепления листов с ответами на полученные задания.

Ход занятия.

Занятие начинается под музыку песни Э.Шаинского «Дружба крепкая».

  1. Вступительная беседа.

…. Что такое настоящая дружба? Как она проявляется? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие. Противоположное дружбе - ЭГОИЗМ. Если человек эгоист, то у него не может быть настоящего друга…. Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» приводит вот такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, его на доске.

На первое место знаменитый писатель ставит БЕСКОРЫСТИЕ. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе во всем.

Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно этих ребят назвать товарищами. Дружба же это высшая степень товарищества.

Друзья – это люди, с которыми связывает взаимное доверие, единство взглядов и интересов, преданность, доходящая до самопожертвования. Она приносит радость и удовлетворения от общения.

/В.Шекспир./

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде.

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь - он спать не может,

И всегда, без лишних слов,

Он помочь тебе готов.

  1. Сообщение темы и цели занятия.

* есть ли у вас друзья в классе?

* умеем ли мы дружить?

На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить с вами.

  1. Работа с понятиями «друг», «приятель», «товарищ».

Дети анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга.

4.Ребята обсуждают вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

/учащиеся получают огромный цветок – ромашку и на каждом лепестке пишут по одному самому главному на их взгляд качеству, без которого дружба не состояться не может. Затем прикрепляют эти лепестки к цветку на доске./

Работа в тетради – задание 1. Рассказ учащихся о своих друзьях – «Портрет моего друга».

  1. Работа в группах.

Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, которые они получают в конвертиках.

Например:

  1. твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
  2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  3. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все в классе, в том числе и ты.
  4. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
  5. Твой друг не умеет играть в пионербол и, подводит команду.
  6. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
  7. Твой друг что-то натворил, а наказали тебя….

/ребята обсуждают ситуации в течение 5 минут и комментируют ее/

Вопрос к классу: Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего.

  1. Работа в тетради : 10 законов дружбы.

Выполняется задание 2.

Задание 3.

Давайте прочитаем, разберем ситуации и сравним поведение героев.

/ учащиеся читают, рассуждают и высказывают свое мнение /

Так кто из героев поступает по-дружески? С кем бы из них ты хотел дружить и почему?

7. Рефлексия. Игра « На берегу….»

8. Работа с пословицами.

/дети раскрывают значение пословиц, по возможности приводят примеры из жизни класса.

Какая пословица больше всего подходит к теме нашего сегодняшнего разговора?

/Друга ищи, а найдешь-береги/

9. Итог занятия. /Звучит музыка/

Ребята, у Расула Гамзатова есть такое стихотворение «Берегите друзей»

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши

Гнев на друга, может быть, мгновенный

Изливать на друга не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг – и повинился-

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради Бога.

Не стесняйтесь доброты своей

На земле друзей не так уж много, опасайтесь потерять друзей.

Посмотрите на лепестки ромашки, которая сегодня распустилась у нас на занятие. /Учитель переворачивает лепестки с ответами детей. На обратной стороне получается слово/

д оверие между собой

р адость успехам

у важение друг друга

ж елание общения

б ратство, взаимопомощь

а льтруизм /бескорыстная забота…./

Чтобы стать настоящим другом, что же больше всего нужно ценить в отношениях между собой? /ДРУЖБУ/

10. Домашнее задание: работа в тетрадях-задание 4.


Классный час» Умеешь ли ты дружить». 2 класс

Цель : научить детей ценить дружбу.

Задачи:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование;

1.Отрывок из мультфильма «Умеет ли крокодил дружить»

2. Презентация

Методы проведения: - дискуссионные - игровые

Ход занятия

1 . Организационный момент.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе... (высказывания детей) Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

2. Актуализация - Послушайте стихотворение А. Барто " Требуется друг"(читает ученик)

Все живут, не тужат, а со мной не дружат. Предлагаю Ильиной: " Ты дружи со мной одной". Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита. Все пятёрки до одной у Светловой Нади. Я прошу: " Дружи со мной! Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать!" А девчонка на дыбы! Говорит: "Молчала бы!" Не вставать же на колени уговаривать подруг. Напишу я объявление: "Срочно требуется друг"

3.Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному произведению . - Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной? - Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей? - Почему героине так трудно было найти подружку?

Как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Есть ли у вас друзья? Умеете ли вы дружить? На эти вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.

3. Беседа « Какое чудесное слово дружба».

А кого можно назвать другом?

А как называют такого человека? - А какими должны быть настоящее друзья?(настоящие друзья должны быть: добрыми, честными, справедливыми, внимательными, верными, преданными, надёжными)

- Выскажите свои высказывания:

«Друзья всегда……..»

«Со мной можно дружить потому, что…..»

4. Игра «Собери пословицу»

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга ищи, а нашёл береги.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Старый друг, лучше новых двух.

Дружба как стекло, разобьёшь -не сложишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

5. Выступление детей поможет вам рассказать, как должен поступать друг?

    Если с другом разделил
    Ты свои конфеты -
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.

    Ты узнал чужой секрет,
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!

    Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты - культурный человек,
    Мировой мальчишка!

    Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Не достоин ты, поверь,
    Человеком зваться!

    Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это - просто красота,
    Только так и нужно!

    Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже.

    Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже.
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.

Как мы должны общаться с друзьями? (ответы) Мы открыли правила дружбы.

    Не ссорится

    Уступать

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить – быть вежливым

    Не злиться

    Не жадничать

    Помогать другу

    Быть честным

    Быть внимательным1. доверять другу;

    делиться новостями, успехами или неудачами;

    уметь хранить чужие тайны;

    радоваться вместе с другом его успехам;

    не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать её;

    стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.

6. Игра « Хлопок»

(Добрый, робкий, счастливый , веселый, умный , скупой, дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный , грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, интересный собеседник , капризный, откровенный, задира, чуткий, легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну ).

7.Просмотр видеофрагмента –Умеет ли крокодил дружить?

8. Игра»Истории из корзины».

Я принесла сегодня корзинку, в которой много различных историй. Мы попробуем найти выход из них. Работать будем по группам.

(Ребёнок выбирает историю в трёх-пяти экземплярах, чтобы все находящиеся в группе могли прочитать историю. Затем каждая группа обсудит её и скажет своё мнение).

1 ситуация.

Коля в раздевалке вешал своё пальто, его случайно толкнул другой мальчик. Коля толкнул мальчика.

Обсуждение:

Правильно ли поступил мальчик Коля?

Как должен был повести себя другой мальчик?

Как повели бы себя вы?

Как вы считаете поступил мальчик? (Плохо)

Что он должен был сделать, чтобы избежать ссоры? (Извиниться)

Что не должен был делать Коля? (Толкаться)

Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации? (Надо быть вежливым и аккуратным, тогда сможем избежать ссоры).

2 ситуация.

Девочка вешала свою куртку в раздевалке, подружка случайно наступила ей на ногу и пошла дальше. Девочка обозвала подругу.

Обсуждение:

Почему девочки поругались?

Что должна была сказать подруга? (Извиниться)

Как поступили бы вы?

Что сделала девочка? (Обозвала)

Что должна была сделать девочка? (Замечание)

Что сделали бы вы?

Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации? (Надо быть и аккуратным и вежливым, тогда сможем избежать ссоры).

3 ситуация

Девочке купили ролики, она пошла кататься. Подруга попросила дать покататься ей, но девочка отказала. Подруга обиделась и ушла.

Обсуждение:

Почему девочки поругались?

Как можно было избежать ссоры?

Как вы думаете, если вещь принадлежит другому человеку, можно ли настаивать, чтобы её дали вам?

Вывод: не настаивай при отказе, уважай мнение других.

(Проблемные ситуации): Работаем парами – обсуждение.

    Твой друг допустил ошибку на доске, а ты заметил.

    Твой друг говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…». Что ты сделаешь?

9.Подведение итогов

Давайте же вырастим цветок дружбы! Лепестки

На лепестках написать пожелание своему другу

Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё. Вы знаете, ребята, животные тоже умеют дружить, их дружба самая настоящая, они никогда не предают друзей.

Читает учитель:

Чтобы солнышко светило Чтоб на всех хватало, Чтоб цвели в лугах цветы, Чтоб дружили я и ты. За руки возьмёмся, встанем в круг. Каждый человек человеку – друг! За руки возьмёмся, пусть пойдёт По земле огромный хоровод!

УДАЧИ ВСЕМ В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО ДРУГА!

Цель: создать условия для формирования у младших школьников понятий “дружба”, “настоящий друг”, “дружеские отношения”.

  • учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
  • формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу, потребность в умении ценить дружбу.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы проведения:

  • дискуссионные;
  • игровые.

Оборудование:

технические средства:

  • мультимедийная установка;
  • компьютер;
  • видео клип “Песня о дружбе”;
  • презентация “Умеешь ли ты дружить”?

дидактический материал:

  • памятка “Правила дружбы”;
  • карточки-задания;
  • шкатулка с пословицами;
  • модель “Дом дружбы”;
  • учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь 2 класс (Н.Ф.Виноградова).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Учитель. Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу. Как хорошо, что сегодня мы снова вместе.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Введение в тему.

Учитель. Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема урока. Отгадайте загадку:

Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Правильно! Но наша радуга необычная, на ней написаны слова. Давайте прочитаем сверху вниз первую букву каждого слова, и узнаем тему урока:

Окружающим

Жизнелюбие

Благородство

Единство

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Учитель. О чем будем говорить? (О дружбе). Умеешь ли ты дружить?.

III. Совместное открытие нового знания.

Учитель. Какое прекрасное слово – “дружба”! Когда я произношу его, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем или просто помечтать…

А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба”? (Учитель предлагает учащимся игру “ Мир моих ощущений”)

– Как “пахнет” дружба?

– Какая она на ощупь?

– На вкус?

– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?

– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

Рассказы детей о своих ощущениях.

IV. Проблемная ситуация. Учебный диалог.

Умеешь ли ты дружить? (Разбор ситуаций в группах)

(Учитель предлагает учащимся разобрать проблемные ситуации в учебнике на страницах 86-87, и для каждой ситуации подобрать правило дружбы, которое отражено на слайде)

Работа учащихся с текстом учебника:

1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил “3”. Вова засмеялся: “Тоже мне отличник! Так тебе и надо!”

3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: “У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?”

4. Алёша опрокинул компот на платье Милы. “Дурак”, - крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.

Слайд №3.

Правила дружбы

  • Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
  • Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
  • Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
  • Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

(Дети работают в группах и обмениваются мнениями)

Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Вспомните, когда вы ссоритесь, вам приходиться мириться. Как вы это делаете? Покажите!

Физминутка “Мирилка”.

Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:

Мирись, мирись,
И больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.

А кусаться не при чем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.

Учитель: Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей?

(Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т.д.)

Учитель. Да, нужны правила дружбы.

V. Составление правил дружбы.

(Учащиеся выполняют творческое задание “Мой рецепт дружбы”)

Золотые правила дружбы (на слайде).

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Умей признавать свои ошибки.

9. Относись к другу как к себе.

Учитель. Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать их, то станете настоящими друзьями.

VI. Закрепление изученного материала.

Игра “Мудрая шкатулка”. (Работа в парах)

Учитель. Ребята, в этой шкатулке лежат разноцветные сердечки, на которых написаны пословицы. Давайте прочитаем и объясним их смысл.

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Старый друг лучше новых двух.
  3. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  4. Один за всех и все за одного.

Музыкальная физминутка “Дружба”. (Дети танцуют под музыку)

VII. Моделирование. Строительство Дома Дружбы.

Учитель. Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.

Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:

Учитель. А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?

Учитель. Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?

(Дети высказывают свои мнения)

VIII. Рефлексия деятельности.

Учитель. В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте к Я. Ну как, получается? Прочитайте нам …

IX. Подведение итогов урока.

Какое открытие для себя вы сделали на уроке?

Дружба - главное чудо всегда.

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.

Что вам было самым интересным на уроке?

Учитель. А теперь возьмитесь за руки, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.

Учитель. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”.

XI. Задание на дом:

По выбору:

  • работа в Рабочей тетради “Окружающий мир” стр. 27
  • нарисуй свое дерево дружбы.
  • пополни “мудрую шкатулку “пословицами о дружбе.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”. 2 класс, рабочая тетрадь. Москва “Вентана-Граф”, 2008.
  2. Зайцев Г.К. “Уроки Знайки”. Санк-Петербург “Детство-Пресс”, 2007.
  3. Каиров И.А “Азбука нравственного воспитания!” М.: “Просвещение”. 2005.
  4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе: справочник школьника. – “Литера+”. 2008.

Классный час « Умеешь ли ты дружить? 1 класс

Цель: учить детей ценить дружбу.

Задачи:

* учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками;

* выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

* помочь в приобретении положительного социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации;

* развивать умения детей общаться, вести рассуждения.

Методы проведения:

    Дискуссионные

    Игровые

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе..."

(высказывания детей)

Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

2.Актуализация

Послушайте стихотворение А. Барто " Требуется друг" (читает ученик)

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: " Ты дружи со мной одной".

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: " Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать!"

А девчонка на дыбы! Говорит: "Молчала бы!"

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: "Срочно требуется друг"

3.Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному произведению .

- Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?

- Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?

- Почему героине так трудно было найти подружку?

Как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Есть ли у вас друзья? Умеете ли вы дружить? На эти вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы. (слайд 1,2)

Обобщение ответов детей

Какое чудесное слово дружба.

А как вы думаете, что такое дружба? (слайд 3)

Произнесите это слово, что вы представляете? Какая она на ощупь?

А на вкус? (слайд 4)

С какими животными можно связать слово дружба? (слайд 5)

С какой погодой вы бы сравнили дружбу? (слайд 6)

С какими героями произведений можно связать слово дружба? (слайд7)

Какие краски вы возьмёте, чтобы "нарисовать" дружбу? (слайд8 )

Каждому из нас бывает радостно или наоборот, что-то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделится с человеком, который поймёт, порадуется вместе с нами или погрустит.

А как называют такого человека?

А какими должны быть настоящее друзья?

(настоящие друзья должны быть: добрыми, честными, справедливыми, внимательными, верными, преданными, надёжными)

Поиск решения.

- Расскажи о своём друге. Мозговой штурм. (слайд9)

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого.

Напиши, какие черты характера тебе нравятся больше всего в твоём друге?

Ответы детей

А теперь запишите те черты характера, которые не - могут быть у настоящего друга.

О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили поэты и писатели, философы и учёные. Философ Сократ говорил так: " Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»

Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание – дружба народов? (слайд10)

Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

Это желание действовать вместе, т.к. нас много, а планета одна.

Можно проводить переговоры по разным вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

- Создавать и участвовать в Международных конкурсах.

- Проводить совместные праздники.

- А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами. (слайд11)

Орденом Дружбы народов награждаются:

    Граждане России;

    Предприятия, учреждения, организации, воинские части, республики, края, области, города;

    Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

Где находит своё отражение дружба в жизни человека? (слайд12)

    В Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы;

    Спортивный клуб называется «Дружба»

    Интересные мероприятия в стране, в посёлке, в классе говорят о дружбе между людьми.

Работа с законами дружбы.

Учёные - психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены законы дружбы. (слайд13)

Давайте внимательно прочитаем все законы.

Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?

Какое правило тебе кажется самым легким?

Какое правило тебе кажется самым сложным?

- Дружба дело нелегкое. Нужно быть искренним другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто сделать.

Работа в группах.

Обсудите проблемные ситуации. Как вы поступите в этой ситуации? (каждая группа получает карточки в конвертах)

* Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

* Твой друг совершил плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.

* Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

*Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.

* Твой друг не умеет играть волейбол и подводит команду.

* Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

* Твой друг сделал что- то, а получаешь ты.

* Твой друг получил хорошую отметку. Какие слова ты ему скажешь, по поводу успеха.

* Твой друг заболел, не пришёл в школу. Поддержи словами его в этой ситуации.

Работа с пословицами. (работа в парах)(Слайд14)

Игра «Кто с кем дружит»

Забавный Вини Пух и …. (Пятачок)

Добрая Белоснежка и … (семь гномов)

Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)

Крокодил Гена и … (Чебурашка)

Работа в группах.

«Составь цветок дружбы» (ассоциации)

- Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим НАШ ЦВЕТОК ДРУЖБЫ.

(каждой группе раздаются карточки – лепестки с определением дружбы)

(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, искренность)

А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? (ответы детей)

Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё. (Слайд15)

Вы знаете, ребята, животные тоже умеют дружить, их дружба самая настоящая, они никогда не предают друзей.

Итог урока

Читает учитель:

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех хватало,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмёмся, встанем в круг.

Каждый человек человеку – друг!

За руки возьмёмся, пусть пойдёт

По земле огромный хоровод!

УДАЧИ ВСЕМ В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО ДРУГА!

Лучшие статьи по теме