Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Зодиакальный гороскоп
  • Воспитание и образование в рабовладельческом строе. Процесс воспитания ребенка в Античности. Рабовладельческий строй. Вопрос о происхождении воспитания

Воспитание и образование в рабовладельческом строе. Процесс воспитания ребенка в Античности. Рабовладельческий строй. Вопрос о происхождении воспитания

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах. 1

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века . 15

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в. 23

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век. 31

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв. 41

Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики. 86

Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века. 105

Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в. 114

Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX в. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 11. Педагогические течения начала XX века. 124

Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 134

Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 г. 146

Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX века. 155

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 162

План:

I. Предмет и задачи истории педагогики. Концепции происхождения воспитания.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса взросления.

III. Воспитание в рабовладельческом обществе:

1) воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет);

2) воспитание в государствах Древней Греции (Спарта, Афины);

3) воспитание и школа в Древнем Риме;

4) воспитательная практика древних славян (идеи народной педагогики).

Глоссарий:

1. История педагогики – отрасль педагогических знаний, в рамках которой изучается состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных этапах развития человеческого общества.

2. Воспитание (в широком, социально-философском смысле) – процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, передача жизненного опыта от старших поколений последующим.

3. Воспитание (в узком, профессионально-педагогическом смысле) – целенаправленный, двусторонний, специально организованный процесс организации педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.

4. Жреческие, общинные, повышенные школы – система школ в рабовладельческую эпоху в Индии.

5. Конфуцианство – официальная идеология образования и воспитания в Древнем Китае.


6. Жреческие, царские школы – система школ в Древнем Египте.

7. Агеллы – школы для мальчиков в системе спартанского воспитания в Древней Греции.

8. Мусические школы, палестры, гимнасии, эфибии – школы в системе афинского воспитания в Древней Греции.

9. Элементарные и грамматические школы, школы риторов – система школ в Древнем Риме.

1.1. Предмет и задачи истории педагогики История педагогики (см. глоссарий) является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку дает знания о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения учителя и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представитель этой концепции Шарль Летурно (французский социолог, 1831 – 1904 гг.) сближал воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Он связывал воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция , с позиции которой выступал американский профессор педагогики Пауль Монро (1869 – 1947 гг.), также считавший, что воспитание основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе, как и в первой концепции, игнорируются социальные корни воспитания, оно сводится только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая ) Авторы биосоциальной концепции К.Маркс (1818 – 1883 гг.), Ф.Энгельс (1820 – 1895 гг.) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

4. Духовно-культурологическая концепция возникновения воспитания, созданная немецким педагогом Карлом Шмидтом (1819 – 1864 гг.), утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений, которые получают свое воплощение во всех областях жизни, дают возможность духовного развития человека, обусловливают возникновение и развитие культуры.

Эти концепции по-разному рассматривают истоки возникновения и развития воспитания, но все их авторы сходятся в одном – воспитание (следовательно, и обучение) во все времена предстает как явление социальное.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках. Эти характеристики определили человеческое воспитание при его зарождении как особый вид деятельности. Социальная функция воспитания (и обучения как его части) заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

В ракурсе рассмотрения теории и практики обучения и воспитания как социальных явлений и одновременно педагогических про цессов мы и будем изучать курс истории педагогики.

1.2. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса взросления. Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление человека. Воспитание в первобытных сообществах выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания человека. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

В глубокой древности, когда еще в первобытнообщинном строе не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл их существования. В связи с этим передача накопленного предшествующими поколениями жизненного опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность, результат которой в конечном итоге – пища как средство выживания. Дети, включаясь в эту деятельность с самого раннего возраста, подражая взрослым, общаясь с ними, усваивали знания обо всем, что касалось вопросов выживания в сложных природных условиях – об охоте и ловле рыбы, о собирательстве съедобных растений и грибов, об устройстве нехитрого быта в пещерах. Они овладевали различными умениями и навыками применения этих знаний в своей жизни.

По мере совершенствования орудий труда, что позволило добывать больше пищи, укрываться от холода и других природных стихий, у людей появилась возможность по мере сил освободить от тяжелого труда старых и малых членов общины. Старикам стали вменять в обязанность быть хранителями очагов, обычаев племени, осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода, самые уважаемые и умудренные жизненным опытом, образовали первую профессионально-социальную группу людей – воспитателей в современном понимании. Их прямой и единственной обязанностью стала передача жизненного опыта детям. Они заботились о физическом и духовном росте подрастающего поколения. Воспитывали нравственность в детях в соответствии с выработанной к этому времени морали как совокупности норм, регулирующих поведение члена племени, его отношения к другим племенам и т.д. Так воспитание уже в первобытном обществе стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.

1.3.1. Воспитание в рабовладельческом обществе. Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет). Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к пятому тысячелетию до нашей эры.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой, низшей кастой, были наемные рабочие (слуги, рабы).

Наибольшим привилегиями пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы . Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов. Брахманское образование носило, прежде всего, религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, логику и др.). Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Для общинников открывались общинные школы , где обучали письму, чтению (грамоте), воспитывали трудолюбие, терпение и послушание.

Основная цель научить трудолюбию.

У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпеливость и трудолюбие. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8 – 12 лет.

Существовали в Индии и, так называемые, повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые было введено такое математическое понятие, как «нуль», разработан счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (идуизм), а в последующем – буддизм.

Персонание человек который внес вклад в развитие педагогики.

У истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг. до н.э.). Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства, он выступал против монополии брахманизма, за уравнивание каст в религиозной жизни и в воспитании. Буддизм отвергал принцип неравенства каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана), обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него, отшельника и гуру (учителя) собирались ученики, которым он преподавал свое учение.

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились крупные центры образования (в Такшашиле – ныне г. Таксила в Пакистане; в Наланде близ г. Бхуванешвара). Эти центры существовали почти 500 лет, в них жили и работали известные ученые и философы. Они преподавали медицину, астрономию, искусство, естествознание, коммерцию, обучали магии и заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

В Наланде действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Изучались индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, право, астрономия и проч.

В Древнем Китае (3 тыс. до нашей эры) веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в III тысячелетии до н.э. Они возникали в жилищах для престарелых, бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы СЮЭ (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей, в основном очень богатых. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Писали на черепашьих панцирях, костях животных, на сосудах из бронзы (в X в. до н.э.), на бамбуковых стволах, на шелковой ткани. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров . Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

! Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование . Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство .

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551 – 479 до н.э.). Его имя – латинизированная форма от китайского имени Кун–Фу–цзы, то есть, учитель Кун. Слава о нем облетела весь мир. Он считался первым Учителем Китая, память о нем и интерес к его учению сохранены до наших дней. Он создал свою школу, где по преданию прошли обучение до трех тысяч человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками , классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности. Его мысли, слова очеловечивают человека, учат осмыслению своей жизни. Обучение имеет целью развивать духовную чуткость ученика. Великое свершение начинается с малых дел. Великий учитель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно и самому . Он одним из первых стал широко использовать в обучении пример собственной жизни, учил учиться, совершенствуя свою природу. Конфуций первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.

В книге «Беседы и суждения» («Лунь юй») учениками Конфуция записаны его высказывания, в которых содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.

Приведем отдельные изречения Конфуция, которым уже более двух тысяч лет:

Ø Ученик спросил: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?». Учитель ответил: «Это взаимность».

Ø «Чего себе не желаешь, того не желай другим».

Ø «Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми человечными».

Ø «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

Ø «Если не можешь совершенствоваться сам, как же ты сможешь совершенствовать других людей?».

Ø «Учиться без пресыщения».

Ø «Учиться и время от времени повторять изученное».

Ø «Учитель и ученик растут вместе».

На исходе эпох Древнего Китая (II в. до н.э. – IIв н.э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникли системы государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования (оно начиналось с 7-8 лет, учились 9 лет), в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

Последователи Конфуция на протяжении четырех веков составляли трактат «Книга обрядов» (IV – I вв. до н. э.), в котором школьное образование признается для человека первостепенным и необходимым. В книге изложена система педагогических принципов, методов, приемов, которые сформулированы следующим образом:

v Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении.

v Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть.

v Благородный муж (учитель) наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца.

v Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется.

v Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься.

v Питай почтение к последовательности.

v Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны.

v Учитель и ученик растут вместе и т.д.

1.3.1. Школа и воспитание в Древнем Египте. ( 3 тыс. до нашей эры) Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношение между женщиной и му,жчиной в семье строились на достаточно гуманной равноправной основе , в связи с чем обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание, ибо, по верованиям египтян, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. В основном учились там дети состоятельных родителей. Для овладения грамотой ученику следовало запоминать не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль письма и разговора для светских нужд и священный (уставной) стиль для составления религиозных текстов. Первым этапом обучения считалось овладение красноречием. Затем в ряде школ давали знания по математике, геометрии, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Особое место в Египте занимали царские школы , где дети высшей знати учились вместе с детьми (отпрысками) фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Целью обучения простых людей была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военному делу обучали в соответствии с требованиями специального сословия, профессиональное обучение военному делу было доступным только для детей военных. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

В Египте был освещен многовековыми традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника . Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться . Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Ухо мальчика на его спине» (нужно бить его, чтобы он услышал). Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.

Особенности характера воспитания:

1 на первый план выдвигается асктизм, строгое послушание;

2 надежным средством воспитания было физическое наказание

1.3.2. Воспитание и школа в Древней Греции . Древняя Греция – страна, состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы: спартанская иафинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий (они были достаточно суровыми, несмотря на теплый в своей основе климат Греции), так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Это древнее государство отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины, защитника Отечества. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в трактате «Политика».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали в младенчестве, растили неприхотливыми в еде, не знающими страха, своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет. Агелла – это школа, государственная система воспитания и обучения, в которой мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными илотами, рабами.

В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и физические тренировки, укреплялись нравственные и государственно-мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну.

Что было свойственно воспитанию детей на протяжении истории?

Это естественно и закономерно, что принципы воспитания зависят от эпохи и исторического периода, в который оно осуществляется. Но все же есть одно правило или закон, который сохраняется во все времена – это уважение и помощь старшим. Даже в первобытно общинном строе каждый ребенок активно участвовал в процессе коллективного (на тот момент разумеющегося) труда. Девочки учились женским премудростям, а мальчики получали и укрепляли навыки мужских обязанностей. На начальном этапе развития человечества групповой и общественный труд являлся основополагающим, так как такого понятия, как «частная жизнь», на тот момент не существовало. Это было связано с ярко выраженными инстинктами самосохранения и стадности первобытных людей, недавно перешедших из состояния дикого животноподобного существа в стартовое человеческое состояние. Так же как и труд, процесс воспитания ребенка тоже было коллективным.

Первобытнообщинный строй

В период, когда первобытные люди объединялись в группы без учета родовой принадлежности, структура воспитания была самой незамысловатой. Только с приходом этапа родовой общности воспитание стало усложняться, так как постепенно начало вводиться трудовое формирование личности. Трудовое воспитание заключалось в ознакомлении детей с названиями животных, растений, в обучении их принципам земледелия, скотоводства и собирательства. Также старейшины знакомили молодое поколение с традициями, нравами, историей рода, подвигами предков, с родовыми врагами и практически всегда прививали детям чувство мести и ненависти по отношению к ним, объясняя это священным долгом. Много внимания в то время уделялось священному культу, в который входили обряды (танцы, песни, игры и жертвоприношения). Не проходило воспитание и мимо культурного развития детей. В обязательном порядке их обучали индивидуальным, присущим только этой местности, песням, прикладным умениям и, конечно, сказаниям.

Когда век первобытнообщинного строя подходил к концу, в процесс воспитания стало внедряться военное дело. Когда приходило время все мальчики и девочки проходили обряд родового посвящения, включавший в себя применение публичных испытаний на силу и выносливость.

С преобразованием общественного строя воспитательный процесс также становился все более структурированным и сложным. Появилось классовое разделение, а кроме этого общество стало делиться на социальные группы, то есть на богатых и бедных.

Процесс воспитания ребенка в Античности. Рабовладельческий строй

Античность является эпохой наивысшего развития рабовладельческого строя. Особенно ярко это было видно на примере таких государств как Рим и Греция. Теперь богатые обучали своих детей, как надо управлять и руководить низшими слоями общества. Рабы же наоборот ограждались от знаний. Их уделом было беспрекословное подчинение высшим сословиям и непосильный каждодневный труд на них.

Но далеко не все рабы были согласны с таким существованием. Стараясь изменить свою жизнь, они воспитывали детей в стремлении к свободе, прививая ненависть к своим угнетателям.

Индивидуальные особенности воспитания затрагивали не только отдельные государства, но даже разные города в пределах этого государства. Например, в Спарте (Греция), только что родившихся детей осматривали старейшины. Сильных детей они оставляли, а слабых убивали. В период до семи лет спартанских детей воспитывала семья.
Там их учили быть неприхотливыми к пище и быту, не бояться темноты и с легкостью переносить лишения. С семи до восемнадцати лет мальчики обучались в государственных образовательных заведениях казарменного типа, где они в любую пору года спали на тростниковой подстилке на полу, ходили босыми и легко одетыми, а также питались, мягко говоря, без излишков. В 14 лет молодых людей начинали учить жесткому физическому влиянию на рабов, то есть их избиению.

Девочкам тоже отводилась важная роль. Их также воспитывали нравственно и физически и готовили к воспроизводству сильного и здорового потомства. Кроме этого на них возлагалась ответственность за охрану города в военный период, когда мужчины уходили на поле боя, или отправлялись следить за рабами.

Афины, по сравнению со Спартой, являлись демократической рабовладельческой республикой. Это был центр торговли. Здесь рабы принадлежали конкретным рабовладельцам, а не государству в целом. В Афинах населению даже было предоставлено хоть и ограниченное, но право по управлению государством. Также афиняне имели возможность самостоятельно, в семье, воспитывать детей. Воспитание в этом городе было разностороннее. Детям прививали нравственное, эстетическое, физическое и умственное образовали. Но оно, все же имело классовое ограничение, так как только дети рабовладельцев могли его получать. Но заметьте, что в списке всех сфер воспитания и образования отсутствовал труд, так как он был уделом только класса рабов.

Так же как и в Спарте, все афинские дети до семи лет воспитывались в домашних условиях. Но в богатых семьях ими занимались кормилицы и няни, то есть рабы. Уже в то время дети рабовладельцев активно играли с волчками, мячами, куклами и лошадками, и конечно в детских ежедневно звучали рассказы и басни Эзопа. После семи лет мальчиков отдавали в платные школы, где процесс воспитания ребенка заключался в глубоком умственном и эстетическом развитии. А девочки вели затворнический образ жизни. Они проживали на закрытой женской половине, где их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах и правилам ведения хозяйства. Дети же рабов не имели права посещать школу.

Термин «школа» имеет греческое происхождение и переводится как «покой» и «досуг». Термин «педагог» так же греческого происхождения и дословно переводится – «детоводитель».

Раннее средневековье

В раннем средневековье главенствующее место заняла католическая церковь, которая, соответственно, и стала устанавливать правила воспитания детей. В первую очередь она напрочь убрала все привитые античностью принципы гармоничного воспитания. Нечто похожее происходило и в христианстве, которое пропагандировало рождение ребенка как первородный грех, искупить который можно только воспитывая детей и живя в «страхе Божьем». В этот период широко были распространены так называемые «богоугодные» заведения, в которых проживали дети, рожденные вне брака и дети сироты. Это были закрытые и благотворительные учреждения.

Эпоха Возрождения

Это эпоха возрождения принципов античного воспитания. Снова на Олимп стало восходить гармоничное развитие детей. Теперь центром мироздания становится сам HomoSapiens. С этого момента развитие человечества пошло по пути гуманизма. Появившиеся гуманисты-педагоги старались взращивать разносторонне развитых и свободомыслящих людей. Они не принимали ни в какой форме метод «кнута» и пропагандировали уважительное и бережное отношение к ребенку, делая акцент на том, что он личность.

Хотя в гуманистическом учении были и свои недостатки. Одним из главных недостатков было классовое деление, не дающее детям бедняков обучаться на уровне с детьми из богатых семей.

Чем дальше шла история, тем большее количество детей могло получать образование. Вопросы воспитания всегда рассматривались и напрямую зависели от эпохи, сословия и особенностей личности родителей. К счастью наша современность предоставляет нам значительно больше возможностей, которыми, при желании может воспользоваться каждый. Но всегда люди, не похожие на общую массу, были гонимы.

С течением времени и отношение к людям, а тем более к детям, с особенностями развития менялось. Постепенно их старались социализировать, но как оказалось – это довольно не простая задача и далеко не все граждане в нашем обществе готовы и способны принять таких людей. Получается так, что зачастую необходимо воспитывать не людей с физическими и психическими особенностями развития, а тех, кто их окружает.

Все мы знаем, сколько сил требуется для процесса воспитания ребенка , а для их требуется в несколько раз больше. Но самое главное, чтобы процесс воспитания был наполнен любовью и пониманием. Именно тогда он принесет свои плоды.

Любите и цените своих детей, не смотря ни на что!

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в традициях и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание.

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.



Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В 9 -8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.

Воспитание в первобытном обществе

Человечество от поколения к поколению передает свой опыт, совершенствует его. Одним из аспектов этого опыта и воспитание.

в Зависимости от методологических позиций ученые по-разному объясняли природу воспитания. Представители биологической теории (французский этнограф Ш. Летурно, 1831-1902), английский социолог Г. Спенсер, 1820-1903) считали, что воспитание не является специфической, характерной особенностью человеческого общества, что оно - биологическое явление, присущее всем живым организмам. Сторонники психологической теории (американский историк и теоретик педагогики П. Монро, 1869-1947) убеждены, что воспитание основывается лишь на бессознательном желании детей подражать поведению взрослых, а подражание е механизмом, в сущности воспитательного процесса. Согласно религиозной теории (немецкий педагог К. Шмидт, 1819-1864), в воспитании человека проявляется прежде всего творческое действие Бога, который, создав людей, дал им и способности воспитывать детей. Представители трудовой теории (немецкий философ Ф. Энгельс, 1820 - 1885, английский социолог Л. Моргай, 1818-1881) утверждали, что толчком к возникновению воспитание было производство простейших орудий труда и связанная с этим необходимость передачи молодому поколению знания и умение их изготовление и пользование ими. Однако все ученые соглашаются, что воспитание возникло из потребности родителей передать детям все то, что они создали в собственной практике, свои взгляды на окружающую действительность. Такая передача опыта и взглядов является одной из важнейших предпосылок существования и развития общества.

Много информации о содержание и методику воспитания в первобытном обществе дают этнографические описания и этнологический анализ, наблюдение за племенами, до сих пор остались на очень низком уровне общественного развития. Первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет. В своем развитии он преодолел этапы первобытного стада, родовой общины, распада. В каждом из них воспитание подрастающего поколения имело свои особенности.

На этапе развития первобытного стада (от древнейших времен до 200 тыс. лет назад) произошло завершение процесса биологического становления человека. Никаких организованных форм воспитания тогда не существовало. Дети первобытных племен через наблюдение и подражание перенимали опыт взрослых. Принимая непосредственное участие во всех видах деятельности (собирание плодов, охота, рыболовство, обустройства жилища, изготовления орудий труда и др.), они постепенно вовлекались в жизнедеятельности стада. Воспитание осуществлялось в процессе трудовой деятельности через подражание, но не было планомерным. На этом этапе возникают элементы обучения. Взрослые учили детей соблюдать племенных традиций, передавая им то, что знали сами. Это касалось определенных правил гигиены, половых отношений, сохранения здоровья, соблюдения добрых обычаев, обретение жизненной мудрости. их передавали от поколения к поколению как абсолютные истины.

За родового строя (примерно 10 тысяч лет назад) человек приобретает всех основных антропологических качеств, ее социальные параметры начинают доминировать над остатками зоологического индивидуализма, она овладевает связную речь. Человеческие стада превращаются в коллективы родственников - роды. Для периода расцвета родового строя характерны коллективизм и кооперация родственников в трудовых процессах, загальнородова или загальноплемінна собственность на основные средства производства, уравнительное распределение продуктов охоты, рыболовства и других отраслей хозяйства. Формируются религиозные представления, оказывая значительное влияние на воспитание подрастающего поколения.

Развитие общественной жизни первобытных людей обусловил соответствующие изменения в их воспитательной практике. их цель заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев и обрядов. Содержание и характер воспитания детей зависели от условий жизни и характера производственной деятельности взрослых. В родовой общине семья делилась на три возрастные группы: дети и подростки, которые принадлежали всей общине; взрослые, что были полноценными и равноправными участниками жизни и труда; лица пожилого возраста, которые кормили и ухаживали детей (древнерусское слово "воспитание" корень "питать" (кормить) и префикс "вос", который означает рост вверх). В 10-12 лет мальчики и девочки воспитывались вместе и жили на половине своих матерей, ходили с ними собирать растительную пищу, играли в свободное время. С началом полового созревания хлоп эти-подростки переходили в состояние холостых мужчин и вдовцов, а девушки - в положении женщин. С тех пор они жили и воспитывались отдельно. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охоты, рыболовства, изготовления орудий труда), девочек - к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми). Воспитание осуществлялось привлечением детей к конкретным видам трудовой деятельности, где они включались в систему производственных отношений и межличностных отношений взрослых людей.

Важным этапом в воспитании подрастающего поколения была организация его перехода в группу взрослых сопровождался специальными ритуалами - инициацией.

Инициация (лат. initiatio - совершать таинство) - система испытаний, церемония посвящения подростков в полноправные члены коллектива.

Этому событию предшествовала длительная специальная подготовка. Ініціаціям подвергали как парней, так и девушек, но более распространены они были в отношении ребят. Прохождение различных испытаний (голодом, огнем, обрезкой, битьем палками) мало удостоверить наличие у молодого человека физических и духовных качеств, которые бы отвечали требованиям общества к индивиду, вступающему на путь активной общественной жизни.

На последних этапах развития матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающего поколения, отдельно для мальчиков и для девочек. Здесь их приучали к исполнению религиозных обрядов и праздничных ритуалов, учили играм, танцам, пению, рассказывали об истории рода и племени. Такие заведения создавала родовая община в интересах всего общества, в них доминировали демократические порядки. К воспитанию детей привлекали обогащенных опытом, опытнейших жителей рода, которые были первыми в истории человечества воспитателями.

С развитием производительных сил сформировалась новая организация родового общества - патриархат. Общество перешло от мотижного к плужного земледелия, от разведения домашних животных к скотоводству, а затем и к новому разделению труда между полами. Руководящую роль в обществе исполнял мужчина, а женщина вела домашнее хозяйство. Возникла моногамия, а с ней - большая патриархальная семья, происходил переход патриархального поселения. В такой семье женщина и дети подчинялись главе семьи, что не могло не сказаться на их воспитании.

Воспитание подрастающего поколения родовая община поручала самым опытным, специально назначенным людям, оно начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Расширяли и углубляли его содержание и программы испытаний. Сформировались первые в истории человечества организационные формы воспитания: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, во время которых детям прививали определенные правила и нормы поведения. Важную роль играла и устное творчество (предания, легенды, мифы, песни, пословицы, загадки, сказки), а также табу - религиозные запреты на использование предметов, действий, слов, нарушение которых, как считалось, вызывает кару сверхъестественных сил. Все эти формы и средства воспитания были органической частью жизни первобытного общества, а дети воспитывались, принимая непосредственное участие в этой жизни.

В период развитого патриархата возникает так называемое узелковое (предметное) письмо - объединение разных знаков, с помощью которых передавались важнейшие жизненно необходимые знания и навыки. С распадом первобытного строя появилась первоначальная форма письменного сообщения или записи - пиктография, то есть малюнкове или образное письмо, которое состояло из отдельных рисунков или связной композиции, реалистически или условно отражали предметы, события. Эти изображения наносили на кору бересту, кожу, кости.

Для периода распада первобытнообщинного строя (7-6 тысяч лет назад) характерным является возникновение соседских общин, становления моногамной семьи, сословное и имущественное расслоение общества. Эти изменения в общественном развитии отразились и на воспитании. Прежде всего возросла роль семейного воспитания. В семье дети учились труду, усваивали нормы и правила поведения, религиозных обрядов. Формирование состояний (вожди, жрецы, старейшины) трансформировало общую цель воспитания в отдельные цели для каждого состояния. Идеал вождя ориентировал воспитание на подготовку к войне и руководства общиной. Идеал жреца предусматривал развитие интеллекта и подготовку к отправки религиозных обрядов и ритуалов. Основой идеала общинников была подготовка к труду. Господствующие группы населения пытались отделить умственное воспитание от физического труда. Они сосредоточили в своих руках зачатки знаний (пиктографическое письмо, обмер полей, предсказания наводнений, ориентирование по звездам, приемы лечения), обернув их таинственностью, мистикой. Жилье для молодежи постепенно превратились в специальные учреждения для детей знати, которым передавали эти знания. Детей, которые учились в этих заведениях, освобождали от физического труда.

В этот период сосуществовали элементы общественной и семейно-сословного воспитания, которое находилось под контролем общины. В то же время оно теряло при родовид сообщ ный и ненасильственный характер, поскольку усиливали тенденции авторитаризма в воспитании, все чаще использовалось наказание как метод воспитательного воздействия. Это было обусловлено несоответствием сословного воспитания непосредственным потребностям жизни ребенка, разрывом между ее непосредственной жизнедеятельностью и подготовкой к взрослой жизни, между целями преподавателя и целями питомца. Все это вызывало сопротивление воспитанника направленным на него воспитательным воздействиям. Такое сопротивление преодолевался суровыми наказаниями (в том числе и физическими) или запугиванием детей.

Рост объема человеческих знаний и необходимость передачи их подрастающему поколению обусловило выделение процесса воспитания, который осуществлялся в непосредственной трудовой деятельности, в специально организованный процесс умственного воспитания и обучения. А это требовало специально подготовленных людей, для которых воспитание стало сферой профессиональной деятельности.

Итак, за первобытнообщинного строя воспитание как общественное явление преодолело путь от стихийного и ограниченного по содержанию и методике к специально организованных форм интеллектуальной подготовки подрастающего поколения. Его содержание и методика углублялись и расширялись в следующих общественно-экономических формациях.

Воспитание детей в период первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения.
Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.

В развитии первобытного общества и самого человека, как указывают основоположники марксизма, огромное значение имела трудовая деятельность людей. Звуковой язык помог людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. При первобытнообщинном строе существовал коллективный труд, люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей.

Известный русский путешественник Миклухо-Маклай с 1871 г. в течение 3 лет пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живущих в условиях родовой общины и коллективно воспитывающих детей, как и в древние времена. У папуасов мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу.

На раннем этапе развития первобытнообщинного строя - в дородовом обществе воспитание детей было несложным. С появлением родовой общины оно усложнилось под влиянием трудового опыта людей. Так, люди, жившие родовым строем, знакомили детей с названиями животных, их повадками, обучали скотоводству и земледелию. Старшие прививали молодому поколению традиции и нравы народа, рассказывали детям о подвигах предков, о врагах их рода, внушали, что месть - священный долг. Дети приобщались к обрядам религиозного культа, сопровождавшимся танцами, играми, жертвоприношениями. Большое место в умственном и нравственном воспитании детей занимало развивающееся народное творчество - сказания, песни.

На последних этапах развития первобытнообщинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями «посвящения» в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.

По мере развития общества процесс воспитания усложнялся и приобретал более организованный характер: появились богатые и бедные, произошло разложение первобытной общины, возникли классы. Рабовладельческий строй достиг наивысшего развития в античных государствах - в Греции и Риме. В Древней Греции в VI-IV веках до н. э. воспитание, которое рабовладельцы давали своим детям, имело ярко выраженный классовый характер: их учили управлять государством, держать рабов в повиновении. В свою очередь рабов лишали знаний, воспитывали в духе покорности, принуждали их с малых лет к непосильному физическому труду. Борясь против эксплуататоров, рабы воспитывали своих детей в духе ненависти к угнетателям. В таких крупных городах Древней Греции, как Спарта и Афины, системы воспитания имели некоторое различие. В Спарте новорожденных осматривали старейшины и оставляли в живых только здоровых и крепких детей, а больных и ослабленных умерщвляли. До 7 лет дети жили в семье, где их приучали быть неприхотливыми к пище, не бояться темноты, легко переносить голод и лишения. С 7 лет мальчиков обязательно отдавали в государственные учреждения типа казарм, где они находились до 18 лет. Здесь они в любую погоду ходили босыми, в легкой одежде, спали на жесткой постели из тростника, скудно питались. Подростков 14-15 лет заставляли принимать участие в избиении рабов. Девочки, оставаясь в семье, получали физическое и нравственное воспитание. Их готовили к тому, чтобы быть матерями здоровых, крепких детей, а во время войны, когда мужчины уйдут в поход, охранять город и держать в повиновении рабов. В отличие от Спарты Афины в VI - V веках до н. э. были центром торговли с другими государствами. В Афинах рабы не являлись собственностью государства, как это было в Спарте, а принадлежали отдельным рабовладельцам. В V веке до н. э. в Афинах сложилась рабовладельческая демократическая республика, в которой свободному населению были предоставлены некоторые права по управлению государством, но у власти стояли рабовладельцы. Воспитанием детей в Афинах занималось не только государство, но и семья. Афиняне стремились дать детям гармоническое развитие - физическое, нравственное, эстетическое, умственное,- но оно носило классово-ограниченный характер, так как относилось только к детям рабовладельцев. В воспитание не включалась трудовая деятельность, так как труд считался «уделом рабов». Мальчики до 7 лет воспитывались дома под наблюдением матери; в богатых семьях воспитание поручалось рабам: сначала кормилице, затем - няне. Малыши пользовались игрушками: куклами, мячами, лошадками, волчками. Большое место в их воспитании занимали сказки, рассказы, басни Эзопа. До 7 лет мальчики и девочки получали одинаковое воспитание, а затем мальчиков отдавали в частные школы (платные), где умственное воспитание находилось в тесной связи с эстетическим. Девочки жили затворницами, воспитываясь на женской половине дома, их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах, домашнему хозяйству. Дети рабов были лишены права посещать школы.

Слово «школа» - греческого происхождения,- означает покой, досуг, а слово «педагог»- детоводитель.

Рабовладельческий строй сменился феодальным. Большое влияние на воспитание детей оказывала католическая религия, которая в период раннего средневековья (VI-XI века) установила безграничное господство в области культуры, образования в западноевропейском обществе и отвергла идеал гармонического воспитания, сложившегося в античном мире. Христианская религия также пропагандировала взгляд на ребенка, как на существо, от рождения причастное к «первородному греху», победить который можно только путем воспитания в «страхе божьем». Для того времени является характерным распространение «богоугодных заведений» - благотворительных закрытых учреждений для призрения детей - внебрачных и сирот.

Большие изменения произошли в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Вновь выдвигался идеал активной гармонически развитой личности, возрождалась культура античного мира. В центре внимания становился человек, и направление культуры того времени получило название гуманистической (человеческой). Педагоги-гуманисты стремились воспитать крепких людей с разносторонними интересами, они осуждали палочную систему средневековья, призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность.

Однако гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма, не боролась за интересы народных масс и ее педагогические идеи не касались обучения детей бедноты.

Лучшие статьи по теме