Лариса Котова
Педагогические беседы и тематические консультации для родителей
Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей . Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами : на родительском собрании , консультации , при посещении семьи.
Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя . Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе , связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.
Если инициатор беседы – педагог , он заранее продумывает : с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям . Договариваясь о времени беседы , педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.
Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.
1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто , а другие практически не общаются.
2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.
3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы , не связанные с развитием и здоровьем детей.
5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.
Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще . Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей .
6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя .
7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов , чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.
8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.
9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.
Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.
Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год) . Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей в группе , взаимоотношениями родителей и детей , беседами с разными членами семьи.
Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.
Консультации должны отвечать ряду требований.
1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.
3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , расширять их педагогические знания .
4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.
5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог , подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.
6. Прежде чем что-то посоветовать родителям , необходимо постараться тщательно изучить вопрос : почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога , то консультацию должен провести соответствующий специалист.
Примерные темы бесед и консультаций с родителями .
Подготовительной к школе группе (6-7 лет)
1. Экспериментирование как способ исследования окружающего.
2. Лидеры и аутсайдеры.
3. Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой.
4. Интеллектуальные возможности ребенка 6-7 лет.
5. Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.
6. Как руководить трудовой деятельностью ребенка?
7. Патриотическое воспитание начинается в семье.
8. Книга и ребенок.
9. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.
10. Произвольность ребенка и способы ее развития.
11. Способы организации домашнего театра.
12. Формирование правильной осанки ребенка.
13. Сюжетосложение или как развить творческое воображение?
14. Слагаемые готовности к школьному обучению.
15. Нравственные нормы в жизни «подготовишки» .
16. Игра + рисование (как освоить разные техники изображения) .
17. Кризис 7 лет : признаки и тактика поведения родителей .
18. Игра как средство подготовки к школе.
19. Место музыки в жизни ребенка.
20. О работоспособности детей 6-7 лет.
21. Воспитание усидчивости у детей.
22. Воспитание ответственности у старших дошкольников.
Как подготовить и провести
индивидуальную беседу с родителями
От каждой беседы учителя, воспитателя, классного руководителя с родителями учащегося, естественно, должна быть педагогическая польза. К сожалению, даже опытные педагогические работники нередко такие беседы проводят спонтанно, неподготовлено и в результате получают обострение отношений с родителями, что в итоге не приносит пользы ни одной из сторон, а напротив, ведет к ухудшению психологического климата как в классе, так и в семье.
Поэтому важнейшей целью общения педагога с родителями является формирование установки на взаимодействие в работе с ними. Главное – лучше узнать и понять своего ученика для одной стороны и своего ребенка – для другой.
Педагогам и воспитателям, посещаемым родителей на дому или проводящим индивидуальную беседу, необходимо предварительно продумать тематику бесед, определить, какой должен быть тон их, какие беседы следует вести без детей, каковы особенности семейного воспитания и уровень культуры данной семьи.
Основные направления работы
классного руководителя
по изучению семей учащихся
Структура и этнический состав семьи:
Полная, неполная, неразделенная;
Однодетная, многодетная;
Семья с неродными детьми;
Моно- и многонациональная.
Условия жизнедеятельности и среда:
Образовательный уровень членов семьи;
Трудовая занятость;
Профессиональный состав;
Бюджет; общая материальная обеспеченность: квартира, сад, приусадебный участок, наличие бытовой техники и предметов культуры;
Сельская или городская семья;
Территориальные особенности: семья живущая в новом микрорайоне, в микрорайоне с положительными или отрицательными традициями.
Сфера деятельности семьи:
Экономическая: способы получения, распределения, потребления материальных благ;
Хозяйственно-бытовая: распределение обязанностей между членами семьи в организации обслуживания насущных потребностей семейного коллектива и отдельных его членов.
Культурный потенциал семьи:
Общая культура быта, в том числе наличие режима дня и недели, планирование времени, формы отдыха и труда;
Организация свободного времени, право на свободное время у разных членов семьи;
Наличие потребности в культурном развитии отдельных членов семьи и всего семейного коллектива и умение пользоваться имеющимися в семье культурными ценностями:
библиотекой, телевизором, музыкальным инструментом;
Наличие в семье педагогической литературы и что читают родители о воспитании;
Семейные традиции, праздники;
Культура внутрисемейного общения.
Общая характеристика семейного микроклимата;
Общность и различие в системе взглядов и ценностей;
Отношение членов семьи к своим обязанностям;
Характер отношений между родителями, родителями и детьми, родителями и другими родственниками, в том числе наличие в семье единых требований к детям;
Эмоциональный и мотивационный аспект этих отношений;
Позиция по отношению к обществу:
Отношение к трудовым, общественным обязанностям;
Отношение к воспитанию детей как социально значимой, гражданской обязанности;
Отношение к институтам общественного воспитания;
К воздействию общественности на семейный микроклимат;
Потребительская, эгоистическая или альтруистическая позиция по отношению к обществу;
Нравственное здоровье микросоциума.
Воспитательный потенциал семьи:
Нравственные идеалы и потребности семьи, включающие систему взглядов на семью, представления о семейном благополучии, семейном счастье, смысле жизни;
Осознание прав и обязанностей членов семьи, осознание целей воспитания детей и ответственности за качество воспитания гармонически развитой личности и путей ее формирования;
Методы воспитательного воздействия на ребенка и на всех членов семьи; какие меры поощрения и наказания применяются к детям;
Уровень педагогической культуры родителей и других членов семьи, вступающих в функции воспитателей.
АНКЕТА
для изучения семей учащихся
Ваша фамилия, имя, отчество.
Образование.
Домашний адрес, номер телефона.
Ваше место работы, занимаемая должность, номер рабочего телефона.
Режим работы.
Сколько у Вас детей в семье; каков их возраст; где они учатся или работают?
Чем Вы увлекаетесь в свободное время?
Чем увлекается Ваш ребенок?
Какие трудности Вы испытываете в последнее время во взаимоотношениях с Вашим сыном (дочерью)?
В какой помощи Вы нуждаетесь со стороны школы, классного руководителя?
Какие вопросы Вы считали бы необходимым обсудить на родительских собраниях?
Примечание. С учетом анализа анкетирования родителей, изучения особенностей семей школьников классные руководители составляют планы воспитательной работы с учащимися и родителями на новый учебный год.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.
Особую заботу у педагогов и воспитателей вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классному руководителю и воспитателю следует организовать специальные встречи с отцами детей, провести конференцию, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Организация совместной деятельности родителей и детей
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья – эрудит», «Семейное увлечение».
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; выставки «Мир наших увлечений» и др.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком.
Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку, как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен де монстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ
1. Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как ро дители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно уга дывается ребенком.
Эмоциональное потворство. Ребенок - центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тре вожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обид чиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспита тельного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаб лен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают де мократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА,
КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ
ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ
Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно долж ны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предо стерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
Родительские установки не должны вступать в явное противо речие с важнейшими потребностями ребенка (потребностей в дви жении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).
Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и на станет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления труд ностей, чем потом преодолевать их.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обус ловлены следующими группами причин:
социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным пси хологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (неспра ведливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;
отклонениями в состоянии психического и физического состоя ния здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуация ми характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;
отсутствием условий для самовыражения, разумного проявле ния внешней и внутренней активности; не занятостью полезны ми видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психоло гической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ,
ЗАБОТЯЩИМСЯ ОБ УМСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ
И СЧАСТЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ
Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его по исках, к которой он мог бы возвращаться, встретив на своем пути неудачи.
Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляй те сочувствие к ранним неудачам, объясняя, что для успеха требуется время и терпение.
Развивайте волевые качества, воспитывайте здоровую продуктивность:
Формируя приоритеты в деятельности
Обучая постановки конкретных целей
Обучая распределению времени
Обучая разделению любой деятельности на этапы
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому зани маться своими делами.
Помогайте учиться строить его систему ценностей.
Помогайте в удовлетворении основных человеческих потреб ностей.
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.
Помогайте ребенку глубже познать себя. Для этого развивайте:
уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;
понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих;
умение общаться с любыми людьми.
Помните, что ребенок творит не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните, что его поведение не должно выходить за рамки приличного.
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь про ецировать на него собственные интересы и увлечения.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если Ваш ребенок испытывает страх.
первым делом необходимо выяснить причину страха;
при выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер;
помните, что ребенок не всегда может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения не эффективны;
ни в коем случае не наказывайте ребенка;
не запугивайте ребенка даже тогда, если опасаетесь за его безо пасность;
не напоминайте ребенку о страхе.
не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов;
обучайте ребенка терпимости к страху и управлению им, а в не которых случаях и противодействию источникам страха;
если ребенок боится темноты и замкнутого пространства, за жгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним;
постарайтесь проиграть пугающее ребенка событие в специаль ной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, поиграйте с ним в пограничника, где он будет погра ничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда ребенок убегал от нее);
дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободиться от них;
ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учи тывая его индивидуально-личностные особенности. Главное не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сде лать;
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновен ности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, счита ет себя недостаточным. -
Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителями т. к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.
Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно про водить мини совещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.
Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить вы носливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.
Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Боль шое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.
Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполне ния домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство - обучение ремеслу, повышение самооценки, сближе ние членов семьи.
Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Мо дель родительского поведения.
Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, по рядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
ПАРАДОКСЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИКИ
Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего фи зической время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы подростковой психики»:
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.
Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из тол пы» - при полной слитности со своим окружением, «быть как все» - в компании, в классе, во дворе и т. д.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже - «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Задачи:
- Развивать наглядно-образное мышление, конструктивное воображение, творческую фантазию.
- Учить самостоятельно: анализировать, обобщать, строить собственные гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать у детей самостоятельность, настойчивость, познавательную активность, потребность в формировании самооценки и коммуникативных качеств.
Развивающая среда:
- Набор геометрических фигур, цифры от 1 до 9, мяч.
- Лабиринт, 2 набора фигур к игре “Танграм”, фланелеграф, образец.
- Счётные палочки, “Волшебный сундучок” с игрушками оригами.
Предварительная работа:
На занятиях и в организации самостоятельной деятельности детей предлагались различные виды несложных логических задач и упражнений - это на нахождение пропущенного числа, пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, на поиск чисел, задачи на выделение отличия и др. Предлагались д./игры “Что лишнее”, “Найди ошибку”, игры на составление фигур – силуэтов из специальных наборов: “Монгольская игра”, “Танграм”.
Ход развлечения
Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие в страну “Заниматику”. Где будем решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. А в этом нам поможет королева Математики. Она должна к нам вот, вот прийти.
/стук в дверь/
А вот и она.
/подают письмо/
Письмо? От кого же оно? Ой, ребята это письмо от самой королевы. А что же случилось? Почему королева сама не пришла, а прислала письмо? Давайте прочтем его.
/читают письмо/
Дорогие ребята, в моей стране случилась беда. Отвратительный колдун Кляксич захватил страну и навёл там беспорядок, а меня заточил в своей крепости. Я знаю, как победить Кляксича, но для этого мне нужны смелые, находчивые и смекалистые помощники. Если вы решите без ошибок все задания, которые я вам посылаю, то вы сможете восстановить порядок и освободить меня.
Королева Математики.
Ну, что ребята, поможем королеве? Я надеюсь, что вы не испугаетесь трудностей, преодолеете все препятствия, проявите смекалку и находчивость.
Но прежде чем отправиться в путь, давайте проведем разминку. Я начну предложение, а вы его закончите.
1. Если стол выше стула, то стул … (ниже стола)
2. Если два больше одного, то один … (меньше двух)
3. Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры)
4. Если правая рука справа, то левая … (слева)
Хорошо, а теперь решим интересные задачки:
1. Сколько ушей у 3 мышей?
2. Сколько лап у 2 медвежат?
3. У 7 братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?
А теперь можно отправляться в путь.
Вот первое задание, которое прислала королева.
/ читает задание /
1. Определите, какие окошки в последнем домике Кляксич закрасил краской.
/с помощью геометрических фигур сделать окошки/
Первое задание мы выполнили, теперь перейдем ко второму.
2. Кляксич забрался в цифры и все перепутал.
а) Найдите, что лишнее?
б) Какой цифры не хватает?
в) Какая цифра расположена неверно?
г) Игра “День ночь”.
Д) Найдите и покажите все цифры по порядку.
Молодцы ребята, все сделали верно, а так как цифры в порядке, то нам надо проверить всё ли в порядке с числами. Давайте поиграем в игру “Назови число”.
/дети встают в небольшой круг, перебрасывают друг другу мяч. Поймавший его должен назвать числа на 1 > <, названного; перед, за, после названного; между (задания детям даёт воспитатель).
Назовите число, стоящее перед числом 7; перед числом 9; после числа 5; после числа 3.
Назовите число, стоящее между числами 2 и 4; 6 и 8/.
Поиграли, а теперь продолжим свой путь к освобождению королевы.
3. Кляксич приготовил для вас новое испытание, чтобы подойти к его крепости, вы должны найти правильный выход из лабиринта.
Вот мы подошли к крепости, где находиться королева.
4. Чтобы попасть в крепость, вам надо с помощью 2-х наборов из игры “Танграм” выложить точно такую же крепость.
5. Ребята, вы уже почти у цели, вам осталось совсем немного, сейчас вы должны выполнить самое сложное задание. Вам предстоит найти ключ от моей темницы, который Кляксич спрятал в эту головоломку.
(В трёх квадратах нужно переложить четыре палочки, чтобы получился ключ)
6. Последнее задание: Ужасный Кляксич заколдовал меня и только в волшебном зеркале я вижу свое правильное изображение. Вы меня сможете расколдовать, если найдете пять отличий.
/сюрпризный момент/
Появление королевы Математики с “Волшебным сундучком”, в котором находятся игрушки оригами для каждого ребёнка.
Королева Математики: Спасибо ребята, что освободили меня от злого Кляксича, вы показали свою смекалку, находчивость… Я благодарю вас.
- З.А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”.
- М.В. Кралина “Логика”.
Захарова Татьяна Владимировна,
воспитатель
МАУДО "Детский сад №10"
г. Ялуторовска
Цели и задачи: Продолжать учить детей считать в пределах10, находить соседей чисел. Повторить состав чисел 6,7,9. Закрепить знания о геометрических фигурах,развивать логическое мышление, внимание, умение отвечать на вопросы, мелкую моторику.
Оборудование: письмо, математические задачи,цифры, наборы фигур, листы бумаги, мяч, ножницы, квадраты, раскраски.
Воспитатель: Ребята,в наш детский сад пришло письмо, давайте его прочитаем.
«У меня в стране беда,ваша помощь мне нужна
Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания, трудные задания.
К нам на остров поспешите и порядок наведите!
Царица Математики».
Воспитатель : Отправимся в путешествие?
- Дети : Да,отправимся.
Воспитатель : На чём можно отправиться в путешествие?
- Дети : На самолёте,поезде,ракете, машине, вертолёте, пароходе.
Воспитатель : Вы всё правильно назвали, на всех видах транспорта можно отправиться путешествовать. А хотите полететь на ковре самолёте?
- Дети :Да.
Воспитатель :Мы отправимся на ковре самолёте. Но самолёт не простой он может полететь, когда мы решим математические задачки. Вы готовы отправиться в путешествие?
- Дети :Готовы. (Все садятся на ковёр)
1.Пять ворон на крышу сели.
да ещё две прилетели
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело(5+2=7)
- Дети : Семь ворон.
Воспитатель : Как думает Арина, Настя,Максим?
Правильно, семь ворон.
2.На блюдце у Андрюши
четыре жёлтых груши
Есть ребёнок захотел и две груши съел?(4-2=2)
Сколько осталось груш?
- Дети : Две груши.
Воспитатель :Как вы догадались, что две груши?
- Дети (групповые и индивидуальные ответы):Было четыре груши, две Андрюша съел, осталось две груши.
Воспитатель : Молодцы, правильно решили задачу.
3.Мурка-кошка мышеловка,
Съела 3 мышей в кладовке
И сейчас к норе подкралась,
Цап ещёиодна попалась,
Вот так Мурка,сколько ей
Удалось поймать мышей?(3+1=4)
- Дети : четыре мышки.
Воспитатель :Правильно, четыре мыши поймала кошка.
Как догадалась Вероника, Даша, Лера?
- Дети : Было три мышки, ещё одну поймала, стало четыре мыши.
Воспитатель : Молодцы, решили все задачи.
Вот мы с вами прилетели на 1остров,который называется Цифроград. В этом городе живут цифры,давайте посчитаем(счёт прямой в пределах 10 и обратный),называют соседей чисел, сравнивают числа. Считают хором и индивидуально 2-3 ребёнка.
А сейчас мы с вами отправляемся на другой остров.Чтобы попасть на этот остров нужно повторить дни недели.Игра «Дни недели»(Дети встают в круг,воспитатель по очереди бросает мяч, называет день недели, ребёнок ловит мяч,называет следующий день).
Физминутка.
Раз прыжок, два присядка
Это заячья зарядка,
А лисята как проснутся, любят сладко потянуться,
Потихонечку вдохнуть ну и хвостиком махнуть
А волчата спинку выгнуть и тихонечко подпрыгнуть
Ну а мишка косолапый широко расставив лапы
Ту одну,то обе вместе долго топчется на месте
А кому зарядки мало, начинаем всё сначала.
Мы с вами попали на остров Компьютеров. А компьютеры не работают. Вы сможете починить компьютеры?
- Дети : Сможем. Для этого нужно все знаки разложить в определённом порядке. (Выкладывание предметов на лист бумаги):
В правый верхний угол-знак минус.
В левый нижний угол-цифру 5.
В левый верхний угол-квадрат.
В правый нижний угол-знак +
Дети выполняют задания.
Молодцы,ребятки,справились с заданием.Исправили все компьютеры.
Саша(Юля,Света) какой знак в правом верхнем углу?
- Дети : Минус.
Воспитатель :Вика(Герман,Кирилл)какой знак правом нижнем углу?
- Дети :Плюс.
Молодцы, ребятки, закрывайте глазки и считают до5.Мы с вами попали на остров Мастерилка.
Остров Мастерилка.
Воспитатель : Ребята перед вами квадрат.Сколько у квадрата углов?(сторон)
- Дети : четыре.
Воспитатель :А сейчас превратите квадрат в фигуру без начала и конца.Дети с помощью ножниц обрезают углы у квадрата.
Воспитатель : какая фигура получилась у Насти, Вики, Алёши?
- Дети (Индивидуальные и хоровой ответы): круг.
Воспитатель : Молодцы,с этим заданием справились.
А теперь превратите квадрат в 2 прямоугольника. Дети с помощью ножниц разрезают квадрат пополам. Какие фигуры получились у Максима, Димы,Германа?
- Дети : Два прямоугольника.
Воспитатель : Как вы получили прямоугольники?
- Дети : Разрезали квадрат пополам.
Воспитатель : Из квадрата 4треугольника. Подумайте,как нужно разрезать квадрат? Как получили треугольники?
- Дети : Разрезали по диагонали квадрат.
Воспитатель : Молодцы,дети. Справились и с этим заданием.
А сей час мы с вами попали на главный остров –остров пряток. В разных местах спрятаны цифры,пройдите и найдите по 1 цифре. Дети находят цифры.
А сейчас поиграем,игра называется «Найди пару».Я показываю число,вы находите цифру, чтобы получилось данное число:7;9;6. (Воспитатель показывает цифру 9-дети встают парами,чтобы получить данное число),так же с цифрами 7 и 6.
Воспитатель
:Как Вика и Влад получили число 9?(спрашивает 2-3 пары).
Как Настя и Максим получили число 6?(спрашивает 2-3 пары).
Молодцы,ребятки справились со всеми заданиями,навели порядок в стране Математике. Теперь нужно отправляться в детский сад.Занимайте места на ковре- самолёте.Ребятки, пока мы с вами летим давайте вспомним, какие задания мы выполняли на островах Математики(Дети вспоминают и рассказывают). Царице Математике понравилось,что вы справились со всеми заданиями и она вам дарит картинки-раскраски.
Литература:
Жукова «Конспекты занятий с детьми в подготовительной школе группе»,
О. Узорова, Е.Нефёдова «1000упражнений к подготовке к школе».
Захарова Татьяна Владимировна
МАУДО «Детский сад №10» г. Ялуторовск
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Колоскова Елена
Досуг в подготовительной группе «Математические путешествия»
Математический дoсуг в подгoтовительной группе
«Математические путешествия »
Цели и задачи : Прoдолжать учить детей считать в пределах10, находить соседей чисел. Повторить состав чисел 6,7,9. Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, внимание, умение отвечать на вопросы, мелкую моторику.
Обoрудование : письмо, математические задачи , цифры, наборы фигур, листы бумаги, мяч, ножницы, квадраты, раскраски.
Воспитатель : Ребята, в наш детский сад пришло письмo, давайте его прoчитаем.
«У меня в стране беда, ваша помощь мне нужна
Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания, трудные задания.
К нам на остров поспешите и порядок наведите!
Царица Математики ».
Воспитатель : Отправимся в путешествие ?
- Дети : Да, oтправимся.
Вoспитатель : На чём можно отправиться в путешествие ?
- Дети : На самолёте, поезде, ракете, машине, вертолёте, пароходе.
Вoспитатель : Вы всё правильно назвали, на всех видах транспорта можно отправиться путешествовать . А хотите полететь на ковре самолёте?
- Дети : Да.
Вoспитатель : Мы oтправимся на ковре самолёте. Но самoлёт не простой он может полететь, когда мы решим математические задачки . Вы готовы отправиться в путешествие ?
- Дети : Гoт0вы. (Все садятся на ковёр)
1. Пять ворон на крышу сели.
да ещё две прилетели
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело(5+2=7)
- Дети : Семь ворон.
Воспитатель : Как думает Арина, Настя, Максим?
Правильно, семь ворон.
2. На блюдце у Андрюши
четыре жёлтых груши
Есть ребёнок захотел и две груши съел(4-2=2)
Сколько осталось груш?
- Дети : Две груши.
Воспитатель :Как вы догадались, что две груши?
Дети (групповые и индивидуальные ответы) :Было четыре груши, две Андрюша съел, осталось две груши.
Воспитатель : Молодцы, правильно решили задачу.
3. Мурка-кошка мышеловка,
Съела 3 мышей в кладовке
И сейчас к норе подкралась,
Цап ещё и одна попалась,
Вот так Мурка, сколько ей
Удалось поймать мышей(3+1=4)
- Дети : четыре мышки.
Воспитатель :Правильно, четыре мыши поймала кошка.
Как догадалась Вероника, Даша, Лера?
- Дети : Было три мышки, ещё одну поймала, стало четыре мыши.
Воспитатель : Молодцы, решили все задачи.
Вот мы с вами прилетели на 1остров,который называется Цифроград. В этом городе живут цифры, давайте посчитаем (счёт прямой в пределах 10 и обратный,называют соседей чисел, сравнивают числа. Считают хором и индивидуально 2-3 ребёнка.
А сейчас мы с вами отправляемся на другой остров. Чтобы попасть на этот остров нужно повторить дни недели. Игра «Дни недели» (Дети встают в круг, воспитатель по очереди бросает мяч, называет день недели, ребёнок ловит мяч, называет следующий день).
Физминутка.
Раз прыжок, два присядка
Это заячья зарядка,
А лисята как проснутся, любят сладко потянуться,
Потихонечку вдохнуть ну и хвостиком махнуть
А волчата спинку выгнуть и тихонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый широко расставив лапы
Ту одну, то обе вместе долго топчется на месте
А кому зарядки мало, начинаем всё сначала.
Мы с вами попали на остров Компьютеров. А компьютеры не работают. Вы сможете починить компьютеры?
- Дети : Сможем. Для этого нужно все знаки разложить в определённом порядке. (Выкладывание предметов на лист бумаги) :
В правый верхний угол-знак минус.
В левый нижний угол-цифру 5.
В левый верхний угол-квадрат.
В правый нижний угол-знак +
Дети выполняют задания.
Молодцы, ребятки, справились с заданием. Исправили все компьютеры.
Саша (Юля,Света) какой знак в правом верхнем углу?
- Дети : Минус.
Воспитатель : Вика (Герман,Кирилл) какой знак правом нижнем углу?
- Дети : Плюс.
Молодцы, ребятки, закрывайте глазки и считают до5. Мы с вами попали на остров Мастерилка.
Остров Мастерилка.
Воспитатель : Ребята перед вами квадрат. Сколько у квадрата углов (сторон)
- Дети : четыре.
Воспитатель : А сейчас превратите квадрат в фигуру без начала и конца. Дети с помощью ножниц обрезают углы у квадрата.
Воспитатель : какая фигура получилась у Насти, Вики, Алёши?
Дети (Индивидуальные и хоровой ответы) : круг.
Воспитатель : Молодцы,с этим заданием справились.
А теперь превратите квадрат в 2 прямоугольника. Дети с помощью ножниц разрезают квадрат пополам. Какие фигуры получились у Максима, Димы,Германа?
- Дети : Два прямоугольника.
Воспитатель : Как вы получили прямоугольники?
- Дети : Разрезали квадрат пополам.
Воспитатель : Из квадрата 4треугольника. Подумайте, как нужно разрезать квадрат? Как получили треугольники?
- Дети : Разрезали по диагонали квадрат.
Воспитатель : Молодцы, дети. Справились и с этим заданием.
А сей час мы с вами попали на главный остров –остров пряток. В разных местах спрятаны цифры, пройдите и найдите по 1 цифре. Дети находят цифры.
А сейчас поиграем, игра называется «Найди пару» . Я показываю число,вы находите цифру, чтобы получилось данное число :7;9;6. (Воспитатель показывает цифру 9-дети встают парами, чтобы получить данное число,так же с цифрами 7 и 6.
Воспитатель : Как Вика и Влад получили число 9 (спрашивает 2-3 пары) .
Как Настя и Максим получили число 6 (спрашивает 2-3 пары) .
Молодцы,ребятки справились со всеми заданиями, навели порядок в стране Математике . Теперь нужно отправляться в детский сад. Занимайте места на ковре- самолёте. Ребятки, пока мы с вами летим давайте вспомним, какие задания мы выполняли на островах Математики (Дети вспоминают и рассказывают) . Царице Математике понравилось , что вы справились со всеми заданиями и она вам дарит картинки-раскраски.
Литература :
Жукова «Конспекты занятий с детьми в подготовительной школе группе »,
О. Узорова, Е. Нефёдова «1000 упражнений к подготовке к школе » .
Публикации по теме:
Досуг «Математический КВН» Математический КВН Взаимодействие с детьми в рамках социальных практик между старшими группами №7и №8. Подготовила воспитатель гр. №8 Кузнецова.
Конспект НОД в подготовительной группе «Математические игры» Конспект НОД в подготовительной группе «Математические игры».
Математические игры в подготовительной группе 1. Игра "Хлопки" -Считаем десятками в прямом и обратном порядке. -Считаем до 20 в прямом и обратном порядке. -Считаем пятерками в прямом.
Математический досуг для детей подготовительной группы «На островах математики» Математический досуг. Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук. Закрепить знания о числовом ряде, о геометрических.